Вклад ученых в развитие социологии. Ученые – обществоведы определяют общество как

за курс 8 класса.

Вариант 1.

Часть А: выберите верный ответ
    Ученые – обществоведы определяют общество как
А. весь окружающий человека мир Б. единство живой и неживой природы В. обособившуюся от природы часть материального мира Г. многообразие органического (живых существ) мира. 2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей? А. загрязнение почвы бытовыми отходами Б. ограничение сезона охоты В. разбивка клумбы возле жилого дома Г. ликвидация последствия землетрясения. 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества? А. племена, народности В. религия, культура Б. государство, армия Г. прибыль, налоги 5. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
А. пассажиры Б. мужчины
В. горожане Г. инженеры 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы: А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества Г. характеризующие нравственное совершенствование общества. 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием… А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид. 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие. А. игра Б. сознание В. познание Г. труд 9. «Гуманизм» это … А. доброта В. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) Г. литературный стиль 10. Права человека принадлежат каждому с момента: А. совершеннолетия Б.рождения В.получения гражданства Г. После окончания школы 11. Что из перечисленного ниже свойственно и деятельности человека, и поведению животных: А) использование природных материалов Б) преобразовательная деятельность В) сознательный выбор способа действия Г) создание орудий труда 12. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? 13. Семью как малую группу отличает… А. профессиональный рост Б. общность быта В. выполнение общественных функций Г. высокая политическая активность 14. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие. А. питание В. творчество Б. дыхание Г. отдых и сон 16. По профессиональному признаку выделяю социальную общность… А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты. 17. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема… А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира Б. переход к новой ступени развития общества Г. роста населения Земли. 18. Что из перечисленного мы можем отнести к экономической сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 19. Что отличает науку от других форм культуры?
А. стремление получить истинное знание
Б. использование художественных образов
В. опора на представления о добре и зле
Г. отражение окружающего мира 20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А.Стремление сторон отстоять свои взгляды - одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.


Часть Б: 1. Разместите понятия и явления в порядке их истории возникновения: А) письменный закон Б) мораль В) обычай Г) традиция 1 А) друг, Б)лучший друг, В) знакомый, Г) товарищ, Д) известный, Г) приятель, 1

ПРАВИЛА

1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара. 2). Выявление недостатков товара 3) Обращение в суд 4) Оплата товара. 5) Получение полной достоверной информации о товаре. Ответ: ____________________________.
(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день. А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1

Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)

Структура человеческого общества


Контрольный тест по обществознанию

за курс 8 класса.

Вариант 2.

Часть А: выберите верный ответ
    Под обществом в широком смысле понимают
А. исторический этап развития общества Б. единство природных и социальных сил В. неотъемлемую часть природы Г. обособившуюся от природы часть мира. 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы? 1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде. 2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт? А. экономической и социальной В. социальной и духовной Б. политической и экономической Г. экономической и духовной. 5.Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие… А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)… А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира Б. увеличение численности населения земли В. глобальные экологические проблемы Г. проблема исчерпания природных ресурсов. 7. Верны ли следующие суждения о личности? 1) Личностью становятся в процессе социализации. 2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 8. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? А. нет В. да, если будущая супруга беременна или родила Б. да Г.если разрешат родители 9. Творчество проявляется в: А. неукоснительном следовании инструкции Б. соблюдении обычаев В. переходе улицы на перекрестке Г. создании направлении в живописи 10. Потребность человека в общении вызвала появление: А. коллективного труда Б. языка В. учебной деятельности Г. появление телефона 11. Понятию «гуманизм» наиболее близко по смыслу понятие … А. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) В. эпоха Возрождения в культуре Г. терпимость 12. Стройматериалы представлены на рынке:

А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

13. Малой социальной группой являются… А. пенсионеры города В. дети микрорайона Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда. 14. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый… А. заёмщик банка В. профессор университета Б. покупатель в магазине Г. водитель такси. 15. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества? А. очередные выборы в В. выставка современного искусства Государственную Думу Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы. 16. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 17. Ирина получила заработную плату. Часть денег она перевела на сберегательную книжку. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 18. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу: А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора. 19. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
А. познание В. свобода
Б. творчество Г. общение 20. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
А. верно только А Б. верно только Б
В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

Часть Б:
    Распределите потребности человека по степени их значимости:
А) духовные Б) материальные В) безопасность Г) общественное признание 1 2. Распределите понятия в порядке увеличения значения: А) спор, Б) разногласие, В) ссора, Г) размолвка, Д) конфликт, Е) скандал 1 3.Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА


Запишите в таблицу выбранные цифры

4.Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав 1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.2) Обращение в суд.3) Выявление недостатков товара.4) Оплата товара.5) Получение полной достоверной информации о товаре.Ответ: ____________________________.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день.Определите, какие положения текста носят А) фактический характерБ) характер оценочных сужденийЗапишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.1


Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)
1. Озаглавьте текст, составьте план текста 2. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор дает определение общества. 3. Опираясь на текст, дополните схему:

Структура человеческого общества


Духовная сфера Экономическая сфера Социальная сфера

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


Часть А Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.1 вариант

Часть В Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 , В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок, 1 балл - допущена одна ошибка, О баллов - допущены две и более ошибок.


Часть С
    Озаглавлен текст и названы 3 пункта плана – 3 балла
Озаглавлен текст, план не составлен – 1 балл
    Верно приведены 2 определения – 4 балла
Верно приведено одно определение – 2 балла
    Наука, философия, искусство, нравственность, религия – 1 балл
ИТОГО: 36 баллов = 100%

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Зоркино

Марксовского района Саратовской области


«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ (Лебедева Н.С.)
_____.04.2012г

Экзаменационный материал

по обществоведению за курс

8 класса

2011-2012 учебный год

I вариант

II вариант

А1. Ученые-обществоведы определяют общА1. Ученые-обществоведы определяют общество как 1) весь мир в многообразии его форм 2) совокупность природных и социальных сил 3) обособившуюся от природы часть мира 4) естественные условия существования человека А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт? 1) экономической и духовной 2) политической и экономической 3) социальной и духовной 4) политической и духовной А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в 1) дыхании 2) питании 3) самосохранении 4) самореализации А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример? 1) сотрудничество 2) противоборство 3) уход 4) уступка А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется 1) творчеством 2) образованием 3) социализацией 4) наукой А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют 1) материальными потребностями 2) экономическими благами 3) прямыми налогами факторами производства А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют 1) предпринимательством 2) финансированием 3) производством 4) экономикой А9. В странах с рыночной экономикой 1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить 2) государство устанавливает размер заработной платы работникам 3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль 4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы А10 Верны ли следующие суждения о собственности? А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению. Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А11 Связь элементов общества называют 1) социальным институтом 2) социальной мобильностью 3) социальной структурой 4) социальным неравенством 12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется 1) профессиональным ростом 2) единством взглядов 3) общими увлечениями 4) общностью быта

Вклад ученых в развитие социологии.

Подготовила:

Герман Ксения

Социологические идеи Карла Маркса .

Значительное влияние на развитие социологии оказал Карл Маркс (1818–1883). Он стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теорию общественного развития. Важной сферой он считал экономику- сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами.

Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность.

Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического общества противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться.

Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественной жизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя.

Формальная социология Георга Зиммеля.

Немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Он первым подошел к сексуальному поведению человека как к общественному явлению. Главной заслугой Зиммеля было создание так называемой формальной социологии, к предмету которой он отнес формы социального взаимодействия, сохраняющиеся при любых конкретно-исторических сдвигах и изменениях - договор, конфликт, конкуренцию, авторитет, ранг, подчинение и т. д., определив тем самым многие из основных направлений развития всей мировой социологии. Г. Зиммель оставил также образец предметного исследования - единственный в своем роде социально-психологический анализ роли денег как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы в обществе («Философия денег», 1900 г.).

Основные труды:

Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).

Большие города и духовная жизнь (1903)

Социология. Исследование форм обобществления (1908)

Фундаментальные вопросы социологии (1917)

Конфликт современной культуры (1918)

Вклад Дюркгейма в развитие социологии.

Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:

    общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

    общество первично по отношению к составляющим его людям;

    изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь свои специфические методы.

Теория строения и эволюции общества:

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Кроме того, он рассматривал предмет и задачи социологии, что такое архаическое, индустриальное и гражданское общество, проблема социальное солидарности, коллективное сознание, социальные факты, проблема самоубийств, а также анализ религии.

Основные сочинения :

«Элементы социологии» (1889)

«О разделении общественного труда» (1893)

«Правила социологического метода» (1895)

«Самоубийство» (1897)

«Элементарные формы религиозной жизни» (1912)

Социология О. Конта.

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г.

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.

Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, – это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различные термины: “общество”, “социальный организм”, “социальная система”, “социальные явления”, “социальное существование” и т. п.

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая “воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы. . . ”

Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество – как расширенное до предела общество.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения “Порядок и прогресс”.

М. Вебер.

Макс Вебер (1864-1920) – классик немецкой и мировой социологии, наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”.

Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом.

Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения.

Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое).

Г. Спенсер.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии.

При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

Вклад Парсонса в социологическую теорию.

Основные концепции, созданные Парсонсом - это теория социального действия, социальной системы, структурный функционализм.

Социолог видел социальный мир в понятиях человеческих идей - ценностей, норм, значений. Он обращал основное внимание на организацию человеческих актов в системы действия. При этом систему он понимал как совокупность взаимосвязанных частей, несводимых к их простой сумме. В этом смысле он уподоблял общество системе живого организма.

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

Помогите!плииз 1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого

слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Б6. По обществу, "Социальная ___ А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе

Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины ___В), уровня образования, доступа к власти, ___Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одной социальной ___ Д) в другую запрещен. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальной ___Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым." 1) мобилность 2)привилегии 3) обязанности 4) престиж 5) авторитет 6) доход 7) расслоение 8) страта 9) стратификация


За курс 8 класса.

Вариант 1.


  1. Ученые – обществоведы определяют общество как
А. весь окружающий человека мир

Б. единство живой и неживой природы

В. обособившуюся от природы часть материального мира

Г. многообразие органического (живых существ) мира.

2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

А. загрязнение почвы бытовыми отходами

Б. ограничение сезона охоты

В. разбивка клумбы возле жилого дома

Г. ликвидация последствия землетрясения.

^

^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества?

А. племена, народности В. религия, культура

Б. государство, армия Г. прибыль, налоги

^ 5. Что свойственно обществу индустриального типа?

А. промышленное производство

Б. преобладание сельского хозяйства в экономике

В. сословная структура общества

Г. традиционная культура.

^ 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы:

А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни

Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути

В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества

Г. характеризующие нравственное совершенствование общества.

^ 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием…

А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид.

^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие.

А. игра Б. сознание В. познание Г. труд

^ 9. Основные ресурсы, используемые в процессе производства, называют…

А. материальными потребностями В. прямыми налогами

Б. факторами производства Г. экономическими благами.

^ 10. Верны ли суждения об экономических системах?

1) Экономические системы различаются способом ведения хозяйственной деятельности.

2) Экономические системы различаются по типу собственности на экономические ресурсы.

^ 11. Верны ли суждения о государственном бюджете?

1) Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет может быть дефицитным и профицитным.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 12. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности – это…

А. класс Б. этнос В. нация Г. народность

13. Семью как малую группу отличает…

А. профессиональный рост

Б. общность быта

В. выполнение общественных функций

Г. высокая политическая активность

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 2.


  1. ^ Под обществом в широком смысле понимают
А. исторический этап развития общества

Б. единство природных и социальных сил

В. неотъемлемую часть природы

Г. обособившуюся от природы часть мира.

^ 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде.

2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами…

А. социальная реформа В. социальное движение

Б. общественный прогресс Г. перестройка общества

^ 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

А. экономической и социальной В. социальной и духовной

Б. политической и экономической Г. экономической и духовной.

^ 5. Что свойственно обществу постиндустриального типа?

А. промышленное производство В. ведущая роль науки и информации в обществе

Б. увеличение крестьянских хозяйств Г. традиционный уклад жизни.

^ 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)…

А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира

Б. увеличение численности населения земли

В. глобальные экологические проблемы

Г. проблема исчерпания природных ресурсов.

^ 7. Верны ли следующие суждения о личности?

1) Личностью становятся в процессе социализации.

2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

8. Для обозначения индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности, традиционно используют понятие…

А. индивид Б. личность В. потребности Г. способности.

^ 9. Фирма Н. занимается выращивание редких растений. К капиталу фирмы относится…

А. участок земли В. оборудование, инвентарь

Б. руководство фирмы Г. налоговые отчисления.

^ 10. Что характеризует рыночную экономику?

А. твердый валютный курс В. государство устанавливает твёрдые цены на продукты

Б. контроль государства за производством Г. конкуренция товаропроизводителей.

^ 11. В каком случае будет взиматься налог?

А. получение кредита в банке В. выигрыш в лотерею

Б. покупка автомобиля Г. получение социального пособия.

^ 12. Стройматериалы представлены на рынке:

А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

13. Малой социальной группой являются…

А. пенсионеры города В. дети микрорайона

Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда.

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 3.


  1. Верны ли суждения об обществе?

  1. Учёные рассматривают общество как сферу взаимодействия людей и связей между ними.

  2. Общество – это система.
А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 2. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу:

А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных

Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора.

3. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества?

А. очередные выборы в В. выставка современного искусства

Государственную Думу

Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы.

4. В государстве Р. активно развиваются информационные технологий и транспорт, резко увеличивается число городов, растёт число рабочих в составе населения. К какому типу относится общество Р.?

А. традиционному В. постиндустриальному

Б. индустриальному Г. смешанному.

5. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема…

А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира

Б. переход к новой ступени

Развития общества Г. роста населения Земли.

^ 6. Володя хорошо учиться, у него много друзей среди одноклассников. Его хобби – коллекционирование моделей автомобилей. Всё это характеризует Володю как…

А. индивида Б. личность В. гения Г. товарища

^ 7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие…

А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки

^ 8. Верны ли суждения о факторах производства?

1) Здания и сооружения относятся к такому фактору производства, как земля.

2) Деньги и ценные бумаги относятся к такому фактору производства, как капитал.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 9. Что характеризует командную экономику?

А. планирование производства

^ 10. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае?

А. средство платежа В. средство накопления

Б. средство учёта Г. мировая валюта.

^ 11. Рыночная конкуренция…

А. приводит к увеличению затрат производства

Б. уравновешивает спрос и предложение

В. снижает уровень потребления

Г. обеспечивает всем высокие прибыли

^ 12. К исторически сложившимся этническим обществам относятся…

А. народности Б. классы В. государства Г. семья

13. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый…

А. заёмщик банка В. профессор университета

Б. покупатель в магазине Г. водитель такси.

Контрольный тест по обществознанию

За курс 8 класса.

Вариант 4.


  1. Под обществом в узком смысле понимают…
А. исторический этап развития общества В. всё, что окружает человека

Б. глобальный современный мир Г. единство живой и неживой природы.

^ 2. Верны ли суждения об обществе и природе?

1) природа влияет на развитие общества

2) общество вполне может обойтись без природы.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 3. Под общественным прогрессом понимается…

А. постепенность общественных перемен

Б. ускорение изменений во всех сферах

В. переход от менее совершенного в жизни людей к более совершенному

Г. способность общества к изменениям во всех сферах жизни

^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества?

А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля

Б. выборы Президента Г. рок-концерт.

^ 5. Верны ли следующие суждения о типах общества?

1) В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

2) В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

1) К числу глобальных проблем относят проблему низкого качества автопроизводства в России.

2) К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

Б. верно только 2 Г. оба не верны

^ 7. Что характеризует человека как личность?

А. тип темперамента В. принадлежность к определенной расе

Б. черты внешнего облика Г. общение с другими людьми.

^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие.

А. питание В. творчество

Б. дыхание Г. отдых и сон

^ 9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к капиталу как фактору производства. Найди это понятие.

А. здания В. коммуникации

Б. оборудование Г. участок земли.

^ 10. Что характеризует традиционную экономику?

А. планирование производства

Б. цена на товары зависит от спроса и предложения

В. экономика строится на традициях и обычаях

Г. многообразие форм собственности.

11. Цена товара возрастает, если…

А. спрос возрастает в 3 раза, и предложение повысится в 3 раза

Б. спрос останется неименным, а предложение измениться

В. спрос уменьшится, а предложение возрастет

Г. спрос останется неизменным и предложение останется неизменным.

12. Какой статус является предписанным?

А. офицер Б. студент В. муж Г. сын.

13. По профессиональному признаку выделяю социальную общность…

А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты.