Государственное регулирование и управление в сфере экономики. Функции и основные сферы деятельности государства в экономике

Попова Н.Ф.

План

1. Понятие правового регулирования экономической
деятельности и его основные направления
2. Нормативно-правовые акты как основные источники
правового регулирования отношений в сфере
экономической деятельности
3. Административно-правовое регулирование экономической
деятельности.
4. Гражданско-правовое регулирование экономической
деятельности.

1. Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления

Право - это совокупность установленных государством
общеобязательных правил поведения или деятельности (норм),
соблюдение которых обеспечивается мерами государственного
принуждения. Таким образом, право является регулятором
общественных отношений. Его регулирующее воздействие
направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества,
обеспечение его нормального функционирования и развития.
Российская правовая система состоит из определенных
отраслей права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых
норм, регулирующих однородную группу общественных
отношений.
Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового
регулирования, а также собственные источники и субъекты
(участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права.

Предметом регулирования материального права
выступают
управленческие,
имущественные,
трудовые, семейные и иные материальные
отношения.
Большинство отраслей права относится к
категории материального:
конституционное,
административное,
гражданское,
финансовое,
уголовное,
экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок,
процедуру реализации прав и обязанностей
участников общественных отношений.
Оно регулирует отношения, возникающие в
уголовном,
гражданском,
арбитражном,
административном процессе (т.е. при рассмотрении
и
разрешении
уголовных,
гражданских,
арбитражных дел в судах), а также при
рассмотрении
и
разрешении
дел
об
административных правонарушениях, и дел,
рассматриваемых в порядке конституционного
судопроизводства.
К процессуальным отраслям права относятся:
гражданское процессуальное право; уголовнопроцессуальное право; арбитражно-процессуальное
право.

Необходимо
отметить,
что
процессуальные
нормы
существуют практически в любой
отрасли, но не все из них
выделяются в самостоятельную
отрасль.
Таким образом, процессуальные
нормы
обслуживают
материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть
подотрасли. Например, в составе гражданского права
выделяется договорное, авторское, наследственное
право.
Пo видам регулируемым отношений (в сфере
государственной власти или в сфере частных
интересов) право делится на публичное и частное.
Публичное право - это подсистема права,
регулирующая
отношения,
обеспечивающие
публичный (общегосударственный) интерес. К
отраслям
публичного
права
относятся:
конституционное, административное, муниципальное,
уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное,
арбитражнопроцессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме
права,
регулирующей
отношения,
обеспечивающие частные интересы (личноимущественные, брачно-семейные), правовой
статус и свободу экономической деятельности
физических и юридических лиц.
Состав частного права включает гражданское,
семейное, трудовое, торговое, международное
частное право.

Правово́е регули́рование экономических
отношений
-
это
процесс
целенаправленного
воздействия
государства
на
экономические
отношения при помощи специальных
юридических
средств
и
способов,
которые
направлены
на
их
стабилизацию и упорядочивание.

Способы правового регулирования – это
применение
дозволений,
запретов
и
предписаний.
Обязывание, т.е. возложение на физических и
юридических
лиц
прямой
обязанности
совершать определенные действия.
Запрещение - это возложение на лиц
обязанности воздерживаться от совершения
действий определенного рода.
Дозволение - предоставление лицам права на
собственные активные действия.

Основные направления правового регулирования
государства по управлению экономикой:
а) реализация государственной экономической
политики (приватизационной, инвестиционной,
жилищной, энергетической политики и т.д.);
б) установление и эффективное проведение в жизнь
правовых и организационных основ экономической
жизни
(государственное
стимулирование
предпринимательства, обеспечение равноправия
всех
форм
собственности,
защита
прав
собственника,
охрана
прав
потребителя,
пресечение монополизма и недобросовестной
конкуренции);

в)
установление
порядка
управления
государственными
предприятиями
и
учреждениями;
г) регулирование деятельности объектов
негосударственного сектора;
д)
координация
функционирования
государственного
и
негосударственного
секторов экономики;
е) обеспечение реализации прав и обязанностей
физических и юридических лиц в экономической
сфере и др.

Экономические отношения регулируются
многими отраслями права.
Основная же роль в регулировании
экономической
(предпринимательской)
деятельности
принадлежит
нормам
гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового
регулирования
экономической
(предпринимательской)
деятельности, а административное право - публичноправового.
Гражданским правом определяется правовое положение
физических и юридических лиц в имущественном обороте,
регулируются отношения собственности и договорные
отношения.
Предметом регулирования гражданского права являются
отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними
личных неимущественных отношений. Эти отношения
складываются
между
различными
организациями,
организациями и гражданами, между гражданами.

Гражданское право - наиболее крупная,
основополагающая отрасль права, регулирующая
отношения
экономической
деятельности
предприятий и учреждений, а также гражданские
правовые отношения по вопросам владения,
пользования и распоряжения собственностью, ее
приобретения
и
отчуждения,
договорные
отношения и т.д.
Особенностью гражданско-правовых отношений
является то обстоятельство, что их участники
обладают свободой выбора вариантов поведения,
т.е. преобладающий метод, используемый в
отрасли, - диспозитивный (метод дозволения).

Задачу
публичного
права
составляет
предупреждение возможных вредных последствий,
которые могут иметь место в условиях абсолютной
экономической свободы:
злоупотребления на товарном рынке, в сфере
предоставления работ и услуг;
ограничение свободы конкуренции;
периодические экономические кризисы и т.д.

Поэтому
нормы
административного
права
устанавливают
порядок
государственной
регистрации
субъектов
предпринимательства,
порядок
лицензирования
отдельных
видов
деятельности, осуществление государственного
контроля и надзора в сфере экономики, полномочия
органов государственного управления в сфере
экономики и т.д.
Эти отношения носят вертикальный характер, т.е.
здесь часто доминирующий принцип - принцип
власти и подчинения.

2. Нормативно-правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности

Нормативный правовой акт - это официальный документ
установленной формы, принятый в пределах компетенции
уполномоченного
органа
государственной
власти
(должностного
лица),
иных
социальных
структур
(муниципальных органов, профсоюзов, акционерных
обществ, товариществ и т.д.) или путем референдума с
соблюдением
установленной
законодательством
процедуры, содержащей общеобязательные правила
поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и
неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это
акт
правотворчества,
который
принимается в особом порядке строго
определенными субъектами и содержит
норму права.
По
порядку
принятия
и
юридической
силе
нормативные
правовые акты подразделяются на
законы и подзаконные акты.

Закон
-
обладающий
высшей
юридической силой нормативный правовой
акт,
принятый
в
особом
порядке
законодательным
(представительным)
органом
государственной
власти
и
регулирующий
наиболее
важные
общественные отношения.
По юридической силе и предназначению
законы делятся на ФКЗ, ФЗ и законы
субъектов РФ.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается
органами
государственной
и
муниципальной власти в пределах их компетенции на
основании и во исполнение законов.
К федеральным подзаконным актам относятся:
указы, содержащие нормы права, Президента РФ;
нормативные постановления Правительства РФ;
нормативные правовые акты (приказы, инструкции,
положения
и
т.
п.)
федеральных
органов
исполнительной
власти,
других
федеральных
государственных органов.
Следует выделить также нормативные правовые
акты субъектов РФ и органов местного самоуправления,
нормативные договоры.

Действующие законодательные и подзаконные
акты образуют систему законодательства.
Высшей юридической силой на территории РФ
обладает Конституция РФ.
Конституция РФ представляет собой единый,
обладающий
высшей
юридической
силой
нормативный правовой акт, посредством которого
народ: 1) учреждает основные принципы устройства
общества и государства; 2) определяет субъекта
государственной
власти,
3)
механизм
ее
осуществления,
4)
закрепляет
охраняемые
государством права, свободы и обязанности
человека и гражданина.

3. Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Административное право – это отрасль Российского
права, которая представляет собой совокупность правовых
норм, регулирующих общественные отношения в сфере
деятельности органов исполнительной власти (ОИВ).
Административно-правово́е
регули́рование
экономических
отношений
-
это
процесс
целенаправленного
воздействия
на
экономические
отношения при помощи административно-правовых норм,
направленное на закрепление и охрану наиболее
целесообразных экономических отношений на данном
этапе развития государства.

Нормами административного права:
устанавливаются функции и полномочия федеральных
ОИВ в сфере экономики;
регламентируется осуществление административных
процедур;
регламентируется
осуществление
государственного
контроля (надзора);
устанавливаются правила, требования, обязанности в
сфере экономики;
устанавливается административная ответственность за
нарушения правил, требований, обязанностей в сфере
экономики (КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. В
нем определены административные правонарушения в
области охраны собственности, охраны окружающей
природной
среды
и
природопользования,
в
промышленности, строительстве и энергетике; в с/х,
ветеринарии, мелиорации, на транспорте и др.) и т.д.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего
предпринимательства (ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ
«О
развитии
малого
и
среднего
предпринимательства в Российской Федерации» и
др.);
2) порядка заключения контрактов на производство
и поставку продукции для государственных и
муниципальных нужд (ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» и др.);

3)
порядка
управления
государственным
имуществом (ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О
приватизации государственного и муниципального
имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об
особенностях
управления
и
распоряжения
имуществом
и
акциями
организаций,
осуществляющих
деятельность
в
области
использования атомной энергии, и о внесении

Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со
льготными режимами предпринимательской и
инвестиционной
деятельности
(Федеральные
законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации»; от 3
декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального
развития в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации»
и др.);

5) совместно с нормами экологического права -
режима охраны природы и природопользования
(Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»;
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливноэнергетического комплекса, промышленного комплекса,
агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.)
(Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об
акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О
защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных
объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с
радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа
1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999
г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8
декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня
2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7)
порядка
осуществления
государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа
2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических
лиц
и
индивидуальных
предпринимателей»);
8)
порядка
осуществления
государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);
9)
порядка
осуществления
лицензирования
отдельных видов деятельности (Федеральный закон
от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного
надзора
и
контроля
в
сфере
экономики
(Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей
при
осуществлении
государственного
контроля
(надзора)
и
муниципального контроля» и др.);
11)
порядка
осуществления
инвестиционной
деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г.
№ 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е.
государственного
управления
в
сфере
экономики
(постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038
«О Министерстве строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395
«Об утверждении Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О
Министерстве
экономического
развития
Российской
Федерации и др.);
13) административной ответственности за совершение
правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

4. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности

Гражданское право является основой частноправового регулирования
экономической
(предпринимательской)
деятельности,
а
административное право - публично-правового.
Гражданским правом определяется правовое положение физических и
юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения
собственности и договорные отношения.
Гражданское право - наиболее крупная, основополагающая отрасль
права, регулирующая отношения экономической деятельности
предприятий и учреждений, а также гражданские правовые
отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения
собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные
отношения и т.д.

Особенностью
гражданско-правовых
отношений является то обстоятельство, что их
участники обладают свободой выбора вариантов
поведения,
т.е.
преобладающий
метод,
используемый в отрасли, - диспозитивный (метод
дозволения).

Гражданское право регулирует:
во-первых, имущественные отношения, которые
представляют собой отношения, возникающие
между людьми по поводу имущества -
материальных и нематериальных благ, имеющих
экономическую форму товара. В качестве товара
названные блага могут отчуждаться от их
обладателей, переходя от одних лиц к другим и
образуя тем самым товарообмен - имущественный
оборот;

во-вторых,
личные
неимущественные
отношения,
возникающие по поводу неимущественных (нематериальных)
благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие
блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к
другим.
Поэтому отношения по их использованию в значительной
мере сводятся к охране этих благ от неправомерных
посягательств на них со стороны других лиц (защита чести,
достоинства и деловой репутации граждан и организаций;
право
граждан
на
имя,
личную
и
телесную
неприкосновенность, тайну личной жизни; право авторства на
произведения науки, литературы и искусства и т.п.).

Наиболее важные гражданско-правовые нормы,
регулирующие
предпринимательскую
деятельность, сосредоточены в ГК РФ - основном
законе, имеющем приоритет перед всеми другими
нормативными актами, содержащими нормы
гражданского права.
К таким актам относятся:
- федеральные законы (например, от 21 июля 2005
г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 29
июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. №
208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.);
- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ (например, от 16 апреля
2011 г. № 285 «Об утверждении перечня видов
предпринимательской деятельности в сфере образования,
воспитания, развития несовершеннолетних, организации их
отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения,
социальной защиты и социального обслуживания, детскоюношеского спорта, культуры и искусства с участием
несовершеннолетних,
при
осуществлении
которых
физическим
лицом,
регистрируемым
в
качестве
индивидуального предпринимателя, представляется справка
в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости
и (или) факта уголовного преследования либо прекращении
уголовного
преследования
по
реабилитирующим
основаниям» и др.);
- нормативные правовые акты ФОИВ (федеральных
министерств, федеральных служб и федеральных агентств).

Поскольку гражданское законодательство находится
в исключительном ведении Российской Федерации,
субъекты РФ и муниципальные образования не могут
принимать акты, содержащие нормы гражданского
права.
Наряду с нормативными правовыми актами
источниками гражданского права являются обычаи,
т.е. сложившиеся и широко применяемые в какойлибо области предпринимательской деятельности
правила
поведения,
не
предусмотренные
законодательством,
независимо
от
того,
зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5
ГК РФ).
В основном обычаи применяются в таких сферах
предпринимательства, как банковское и страховое
дело, а также морские перевозки.

Основными
направлениями
гражданско-правового
регулирования в экономической сфере являются:
-
определение
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности;
- регулирование порядка создания и прекращения
юридических лиц, установление процедуры банкротства;
- регулирование внутренних отношений в коммерческих
организациях;
- регулирование и охрана отношений собственности и
производных от них отношений (вещное право);
- регулирование и охрана договорных отношений, в
которые вступают предприниматели при осуществлении
предпринимательской деятельности (договорное право);
- установление оснований, форм и размера имущественной
ответственности
предпринимателей
за
гражданские
правонарушения,
совершенные
ими
в
процессе
осуществления предпринимательской деятельности.

При
осуществлении
экономической
деятельности
хозяйствующие
субъекты
вступают
в
различные
правоотношения с другими участниками рынка путем
заключения договоров.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается
соглашение двух или нескольких лиц об установлении,
изменении
или
прекращении
гражданских
прав
и
обязанностей.
Законодатель определил, что граждане и юридические лица
свободны в заключении договора.
Но установлены случаи, когда заключение договора
обязательно (см., ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О
государственном оборонном заказе», от 5 апреля 2013 г. № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» и др.).

Договор должен соответствовать обязательным
для сторон правилам (императивным нормам),
действующим в момент его заключения.
Сторонами договора могут выступать как
физические, так и юридические, включая
различные публично-правовые образования.

Существуют
различные
основания
классификации договоров на отдельные виды.
1. В зависимости от опосредуемого договором
характера перемещения материальных благ
выделяют
возмездные
и
безвозмездные
договоры.
Договор, по которому сторона должна получить
плату или иное встречное предоставление за
исполнение
своих
обязанностей,
является
возмездным.
Безвозмездным признается договор, по которому
одна сторона обязуется предоставить что-либо
другой стороне без получения от нее платы или
иного встречного предоставления.

2. По предмету договоры делятся на договоры:
купли-продажи, аренды, хранения, дарения, мены,
ренты, подряда, банковского вклада, перевозки,
займа и кредита, найма жилого помещения и др.
3. По числу участников - на двусторонние,
многосторонние.
В двустороннем договоре участниками выступают
две стороны, в многостороннем договоре
участников может быть больше двух.

4. В зависимости от основания заключения выделяют
публичный и непубличный договоры.
Публичный договор - договор, который должен
быть заключен со всеми желающими на одинаковых
условиях. Одной из сторон обязательно является
лицо,
осуществляющее
предпринимательскую
деятельность (например, купля-продажа в магазине).
Существуют и другие критерии разделения
договоров на отдельные виды.

Договор может быть заключен в любой форме,
предусмотренной для совершения сделок, если
законом для договоров данного вида не
установлена определенная форма.
Изменение и расторжение договора возможны
по
соглашению
сторон,
если
иное
не
предусмотрено ГК РФ, другими законами или
договором.

Право собственности и другие вещные
права имеют ключевое значение для
характеристики правового статуса любого
субъекта
предпринимательской
(экономической) деятельности.
Закон устанавливает, что собственник в
отношении своего имущества имеет три
права:
владения,
пользования
и
распоряжения.

Право владения означает возможность физического обладания
вещью, хозяйственного воздействия на вещь.
Право пользования - право извлекать полезные свойства
вещи путем ее эксплуатации, применения.
Право распоряжения понимается как право определять
юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в
аренду).
Наряду с правами собственника, закон устанавливает и его
обязанности в отношении собственности (уплата налогов,
ремонт некоторых видов имущества).
Кроме того, собственник несет риск случайной гибели или
случайного повреждения принадлежащего ему имущества.

Другие вещные права

Существуют субъекты предпринимательской
(хозяйственной) деятельности, владеющие
имуществом не на праве собственности, а на
других вещных правах, предусмотренных
законодательством:
1) на праве хозяйственного ведения и
2) праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения может быть учреждено только
собственником
государственного
или
муниципального
имущества. Оно предоставляется государственному или
муниципальному унитарному предприятию.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, решает вопросы создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его реорганизации и
ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия,
осуществляет контроль за использованием по назначению и
сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося в хозяйственном
ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее
ему на праве хозяйственного ведения недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог,
вносить в качестве вклада в уставный (складочный)
капитал хозяйственных обществ и товариществ
или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника.
Остальным
имуществом,
принадлежащим
предприятию, оно распоряжается самостоятельно,
за
исключением
случаев,
установленных
правовыми актами.

Право
оперативного
управления
предоставляется
государством и муниципальными образованиями казенным
предприятиям и учреждениям.
Казенное предприятие находится под наиболее жестким
контролем государства.
Учреждение
и
казенное
предприятие
владеют,
пользуются этим имуществом в пределах, установленных
законом, в соответствии с целями своей деятельности,
назначением этого имущества и, если иное не установлено
законом, распоряжаются этим имуществом с согласия
собственника этого имущества.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным
способом
распоряжаться
закрепленным
за
ним
имуществом лишь с согласия собственника этого
имущества.

Таким образом, право хозяйственного ведения,
предусматривая для предприятия самостоятельное
распоряжение закрепленным за ним имуществом в
определенных собственником пределах, является
более широким, нежели право оперативного
управления, допускающее только использование
имущества
в
соответствии
с
заданиями
собственника, а распоряжение им - исключительно
с согласия последнего.
Это право может быть также закреплено любым
собственником (как государственным, так и иным) за
учреждением (некоммерческой организацией).

Важно знать!
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских
прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до
нарушения права, и пресечения действий,
нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и
применения последствий ее недействительности,
применения
последствий
недействительности
ничтожной сделки;
- признания недействительным решения собрания;

- признания недействительным акта государственного органа
или органа местного самоуправления;
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или
органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными ГК РФ.

Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя на деле распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, эффективность производства при меньших затратах ресурсов и т.д.). Государственное управление в сфере экономики осуществляют центральные и местные органы государства, администрация учреждений (например, местные отделения Фонда государственного имущества, с 2000 г. в России - Министерства имущественных отношений РФ), дирекции хозяйствующих субъектов (государственных предприятий и предприятий с долевым участием государства). Управляют экономикой и отдельные лица - государственные служащие различных рангов в соответствии с их полномочиями. Участие в государственном управлении экономикой могут принимать органы местного самоуправления (если им переданы функции государственных органов), общественные объединения (путем консультаций и т.д.). Парти- ципацию граждан в решении экономических задач тоже иногда рассматривают как участие в государственном управлении, хотя это слишком широкая трактовка. Центральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, глава государства, правительство, определенная группа министерств, не имеющие ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства, комиссия по импорту и экспорту, государствен- "t ный комитет по стандартизации и другие (они называются неодинаково в разных странах), центральный (государственный) банк и др. Среди них есть экономические и социальные советы (орган, предусмотренный Конституцией Франции), но такие органы лишь представляют свои рекомендации правительству. Парламент осуществляет управление прежде всего путем целепо- лагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гораздо реже по экономическим вопросам принимаются постановления). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер, хотя в англосаксонских странах издаются и частные законы (например, законы, разрешающие государственным органам создать определенное государственное предприятие или разрешение министру продать несколько государственных кораблей Японии). Частные законы в редких случаях издаются и в России. Таков Федеральный закон об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении (в Красноярском крае) от 2 января 2000 г.30 Управляя экономикой, парламент принимает множество законов: гражданский, земельный, водный, налоговый кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д. В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за,хищение или порчу имущества). С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в некоторых странах - только информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комиссий, вправе задавать им вопросы. В парламентарных республиках и монархиях, иногда в полупрезидентских республиках парламент может отправить правительство или отдельного министра в отставку за провалы в экономической политике, выразив вотум недоверия (приняв резолюцию порицания). Комиссии парламента организуют парламентские слуша ния по вопросам экономики с целью привлечь внимание общества к тем или иным вопросам экономики, имеющим важное общественное значение. Уполномоченный парламента (омбудсман), например, по вопросам охраны окружающей среды, в докладах парламенту обращает его внимание на недостатки в деле охраны окружающей среды (что может повлечь за собой соответствующие решения парламента), счетная палата (суд счетов), создаваемая парламентом, проверяет исполнение государственного бюджета и т.д. Глава государства (если он обладает реальными полномочиями (а это монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской и полупрезидентской республиках) тоже участвует в управлении экономикой. Своими указами, декретами (иными нормативными и ненормативными актами) он создает те или иные министерства и ведомства, занимающиеся вопросами экономики. В России Президент утверждает положения о министерствах и о некоторых ведомствах, в рамках закона осуществляет дополнительное регулирование отношений собственности (например, указы Президента РФ о порядке купли-продажи земельных участков членами садоводческих товариществ или об аренде земли). Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания, а нередко и указания председателю правительства (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предпиятий из федерального подчинения в подчинение субъектов федерации). Правительство вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение правительства. Правительство, особенно в тоталитарных странах, а также в некоторых постсоциалисти- ческих государствах принимает нормативные постановления по экономическим вопросам и множество актов индивидуального характера. В России оно утверждает положения о большинстве ведомств (тех, руководители которых не входят в состав правительства). Соответствующие министерства и ведомства (министерства экономики, торговли, сельского хозяйства и др., комитеты, комиссии, агентства по стандартизации, по оперативной деятельности в экономике, фонд государственного имущества и т.д.) занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независи мо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров). В России в число экономических ведомств входят федеральные службы (например, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству с 2000 г.), федеральные государственные комитеты (например, Государственный комитет по рыболовству), агентства (Российское агентство по патентам и товарным знакам), федеральные надзоры (Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности) и др. В федерациях органы субъектов федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства и другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законамив федерации (если они приняты по вопросам исключительного ведения федерации или по вопросам совместного ведения федерации и субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов). Местные органы государства - отделы и управления соответствующих министерств на местах (в зарубежных странах их обычно называют делегатурами министерств) участвуют в управлении экономикой данной административно-территориальной единицы, но в ограниченном объеме. Собственно экономические министерства редко имеют свои отделы на местах, поскольку федеральными объектами обычно управляет непосредственно министерство, объектами, находящимися в собственности субъектов федерации - органы субъектов, муниципальными - органы местного самоуправления. Акционерные и частные предприятия находятся в оперативном управлении их собственников. Местные бюджеты, планы и программы развития данной административно-территориальной единицы принимают местные представительные органы самоуправления (советы и др.). В Российской Федерации государственное регулирование экономической сферы жизни общества включает управление промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, коммуникациями, строительством, торговлей, финансами, кредитом и некоторыми другими сторонами жизни общества, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Эта сфера государственной деятельности, в ней находятся объекты разных видов собственности. Помимо доминирующих экономических методов управления, объекты государственной собственности (в России - федерации и ее субъектов) подвергаются прямому административному воздействию государствен ных органов по принципиальным вопросам (внутренние вопросы их деятельности решает администрация объекта управления). В отношении других форм собственности государственное управление не имеет прямого директивного характера, оно осуществляется в форме принятия законов (ранее - иных правовых актов). В Российской Федерации управление государственной собственностью разделено в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной государственной собственностью управляют федеральные органы (правительство, соответствующие министерства и ведомства), а государственной собственностью субъектов - соответственно органы субъектов. В функциональном плане Конституция РФ относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического развития, правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, ядер- ную энергетику, оборонное производство. В соответствии с этим Правительство РФ решает проблемы государственной экономической политики, общие вопросы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности, разрабатывает системы управления государственными предприятиями, осуществляет структурные преобразования в экономике, решает вопросы конверсии предприятий, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, организует реализацию государственной политики в экономических и иных отраслях. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов в сфере экономики относятся разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, координация внешнеэкономических связей субъектов Федерации и др. Вне этих пределов субъекты РФ обладают полнотой государственной власти (ст. 71-73 Конституции РФ) и самостоятельно регулируют вопросы экономики. Специализированное управление федеральными объектами экономики в настоящее время в основном осуществляется министерствами промышленности, науки и технологий, экономического развития и торговли, имущественных отношений, атомной энергии. В то же время существуют и другие организационные формы. Мукомольная, комбикормовая, хлебопекарная промышленность, внутреннее рыбное хозяйство, элеваторы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства, предприятия промышленности строительных материалов - Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу. Свои объекты государственной собствен ности имеются у других министерств и ведомств России. Аналогичное положение существует в других странах. Нигде нет министерства или другого органа отраслевого управления, которое сосредоточивало бы у себя управление всеми государственными объектами экономики. В сфере экономики в качестве низовой организационной единицы преобладают предприятия (в разных формах). Общие черты управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). В России эти акты, как правило, утверждаются указами Президента РФ. Управление промышленностью осуществляет прежде всего Министерство промышленности, науки и технологий. Оно призвано проводить единую государственную политику в сфере металлургической, химической, биотехнологической, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, оборонной и некоторых других отраслей. Поскольку в управлении некоторыми из этих сфер могут участвовать другие ведомства (например, Министерство природных ресурсов), Министерство промышленности является в этих отраслях координирующим органом. Оно осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в автомобильной, станкостроительной, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого машиностроения, участвует в разработке государственного оборонного заказа, организует работу по стандартизации продукции подведомственных отраслей. В его компетенцию входят функции, выходящие за рамки экономики. Оно представляет интересы России в ряде международных организаций, выполняет некоторые функции в области внешней торговли (проводит единую политику во внешнеторговой деятельности), выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, содействует экономической интеграции государств - членов СНГ и др. Министерство по атомной энергии проводит государственную политику в данной сфере, осуществляет государственное управление по использованию ядерной энергии, занимается вопросами утилизации ядерных резервов и боеприпасов, ядерных отходов. В число его задач входит обеспечение безопасности предприятий ядерного комплекса, оно формирует и размещает заказы на покупку продукции министерства для федеральных государственных нужд, контролирует меры по гражданской обороне предприятий ядерного комплекса. В его подчинении находятся специальные воинские формирования. Министерство энергетики осуществляет руководство топливно- энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность пред- Ю-4915 приятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, деятельность магистральных продуктопроводов энергетического сырья, обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, осуществляет надзор по предупреждению загрязнений среды топливом и его отходами, заботится об охране недр и природных богатств. Минэнерго взаимодействует с Федеральной энергетической комиссией, регулирующей деятельность естественных монополий (Газпром, Росуголь, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе. Важную роль в управлении экономикой в России играют Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерство имущественных отношений. В настоящее время в результате приватизации государственной собственностью (Федерации и субъектов) является меньшинство промышленных предприятий (частными являются 74%). Еще меньше среди них унитарных (они имеют право собственности на закрепленное за ними имущество) и казенных. Большая их часть находится в собственности акционерных обществ, в ведении местного самоуправления, кооперативных объединений. Руководство ими со стороны государства осуществляется путем принятия законов, на основе Гражданского кодекса РФ. В сфере промышленности действуют государственные контрольные и надзорные органы. К их числу относится Федеральный горный и промышленный надзор России (Росгортехнадзор), который осуществляет надзор за безопасным ведением работ, безопасной эксплуатацией оборудования. Он имеет право беспрепятственной проверки поднадзорных предприятий, дает предписания об устранении выявленных нарушений, вправе приостановить работы, ведущиеся с нарушением техники безопасности, может вносить предложения об освобождении от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила безопасности работ, привлекать таких лиц к административной ответственности (налагать штраф согласно ст. 88, 89 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, непосредственно подчиненный Президенту РФ. Он имеет свои территориальные органы: управления округов и инспекции. Надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляет Государственный энергетический надзор РФ, состоящий в системе Минис терства энергетики. Его возглавляет Главный государственный инспектор. Органы Главного управления энергетического надзора вправе давать указания о ликвидации нарушений, об отстранении от работы нарушителей, требовать от руководителей предприятий, организаций, учреждений немедленного отключения энергетических и тепловых установок при обнаружении нарушений (но не вправе сами отключать их). Управление сельским хозяйством и в целом агропромышленным комплексом, который включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение, в результате реформ коренным образом изменилось. Сейчас в сельском хозяйстве России сложилось многообразие форм собственности, существуют государственный, производственно-коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Прежние колхозы и совхозы (госхозы) сохранились в ряде местностей, но они теперь имеют другую организацию и не определяют формы хозяйствования на земле. Основную роль в механизме государственного управления агропромышленным комплексом в России играет Министерство сельского хозяйства (в подавляющем большинстве других стран имеются аналогичные министерства, чаще называемые министерствами сельского хозяйства). Оно должно проводить государственную политику в агропромышленном комплексе, в продовольственном обеспечении страны и координировать в этой сфере деятельность других органов власти. Министерство управляет государственными объектами, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную промышленность, элеваторы. Оно разрабатывает государственую политику в области сельского хозяйства (на основе этих разработок принимаются законы, указы Президента, постановления Правительства РФ), в сфере аграрных преобразований, заботится о продовольственных ресурсах, создает организационно-технические условия для функционирования в сельском хозяйстве разных секторов и их интеграции, развивает предпринимательство, заботится об охране окружающей среды в связи с деятельностью предприятий агропромышленного комплекса. Министерство участвует в разработке ценового регулирования в своей отрасли, оказывает поддержку сельскохозяйственным производителям. В его подчинении находятся крупные производственные объединения («Рязанский картофель», «Росхлебпродук^г», Российская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности и др.), контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. В субъектах Федерации действуют управления, комитеты, министерства сельского хозяйства, ю* Регулирование и лицензирование промышленного рыболовства, контроль за ним, общее руководство деятельностью государственных администраций морских и речных рыбных портов, контроль за ними осуществляет Государственный комитет РФ по рыболовству. Государственным регулированием использования земель, их охраной, ведением земельного кадастра занимается Федеральная служба земельного кадастра, а также Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Специальными органами контроля и надзора в агропромышленном комплексе являются Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ, органы государственного ветеринарного надзора. В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого органа исполнительной власти, в руках которого было бы сосредоточено управление строительством. Его ведут разные органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В 1997 г. создан комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике (с 2000 г. - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). Он выполняет координационные задачи в сфере строительства, проводит экспертизу проектов по строительству и дает заключения, осуществляет государственный контроль в архитектурно-строительной области, утверждает уставы федеральных государственных предприятий, занимающихся строительством, осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности, а также инспекционный надзор за качеством строительства, за соответствием стандартам. Он вправе приостанавливать строительство, приемку построенных объектов, выпуск строительных материалов при выявлении нарушений действующих норм и стандартов. В ведении комитета находятся унитарные (государственные) и казенные федеральные предприятия по строительству и производству строительных материалов. Он отвечает также за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, разрабатывает стандарты строительства, капитального ремонта, реконструкции жилищно-коммунального комплекса, контролирует соблюдение жилищного законодательства и сохранность жилого фонда, инспектирует качество жилищно-коммунального обслуживания, занимается межотраслевой координацией по вопросам теплоснабжения, снабжения энергией, водой, благоустройства, дорожного строительства, он коор- динирует деятельность органов, занимающихся муниципальным жилищным хозяйством. Государственный контроль и надзор в этой сфере осуществляет Государственная жилищная инспекция РФ. В составе комитета дейст- вует также Инспекция государственного архитектурного надзора. Она осуществляет контроль при выдаче лицензий на архитектурную деятельность. Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся транспорт, пути сообщения и связь. Главную роль в управлении коммуникационными системами играет Федерация, ее субъекты организуют транспортное обслуживание населения, организуют развитие автотранспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории. Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопроводы находятся в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы, их руководители обычно вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами, а иногда также рассматривать их и налагать штрафы. Железнодорожный транспорт относится к числу естественных монополий, и хотя он управляется Министерством путей сообщения, на него распространяется особое регулирование (действует Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте). Управление железнодорожным транспортом имеет централизованный характер, оно относится к исключительной компетенции Федерации. Органом, который обеспечивает проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, регулирует хозяйственную деятельность железных дорог и примыкающих предприятий, является Министерство путей сообщения РФ. Оно обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, разрабатывает стандарты и нормы в этой сфере, руководит железнодорожным транспортом и примыкающими предприятиями, организует оперативное управление, утверждает графики движения поездов. В систему министерства входят железные дороги, их отделения, промышленные, торговые, снабженческие предприятия. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это - государственное унитарное предпри- тяие, действующее на началах экономической самостоятельности. МПС России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с субъектами Федерации открывает или закрывает железнодорожные линии (вводит или отменя ет маршруты поездов), реорганизует предприятия. Охрана железнодорожного транспорта осуществляется Федеральной службой железнодорожных войск. Управление авиационным транспортом возложено на специальные органы Федерации (Авиационно-космическое агентство и др.), которые обладают исполнительными, контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне ее ведения). Они организуют воздушное движение. В нем участвуют предприятия и организации независимо от формы собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процессы воздушной перевозки пассажиров и грузов (деловая авиация) и авиаспорт, авиатуризм (любительская авиация). Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты, организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов, проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок, утверждают авиационные правила, нормы и стандарты, осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов. Учитывая особую важность соблюдения порядка и дисциплины пользователями воздушного транспорта, закон предоставляет органам исполнительной власти в области воздушного транспорта и их должностным лицам (как и некоторым другим органам, действующим в сферах, где нарушения порядка особенно недопустимы) административные полномочия в отношении неподчиненных физических и юридических лиц. Согласно поправкам 1999 г. к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях эти органы (руководители, их заместители, руководители структурных подразделений) вправе рассматривать дела об административных нарушениях правил безопасности полетов и налагать на виновных штрафы (от 25 до 50 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от должности). Государственное управление морским, речным, автомобильным транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ. Оно формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, осуществляет государственное управление, регулирование и контроль, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лиенцзии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, заниимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор (последним занимается Российская транспортная инспекция, входящая в систему министерства и имеющая свои отделы и филиалы в субъектах РФ). При Минтрансе действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река - море). В сфере внутреннего водного транспорта созданы бассейновые управления водных путей (по бассейнам рек и внутренних морей, озер). Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты. Пассажирский городской и междугородний автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс и оно вводится в действие после утверждения Правительством РФ. К экономической сфере примыкают сети связи и вопросы экологии. Центральным органом государственного управления связью является Министерство РФ по связи и информатизации. Сеть связи - это комплекс технологически объединенных линий связи общего пользования (почта, телефон, телеграф и др.) и ведомственных сетей электросвязи (кроме связи внутри предприятий и учреждений). На них распространяется централизованное управление независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Министерство выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. В субъектах РФ создаются территориальные организации министерства, на местах - почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточена также телефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается Федеральное агентство правительствой связи и информации РФ, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой при Правительстве РФ. Государственный контроль и надзор в области связи возложен на Департамент российской транспортной инспекции. Он действует в составе Министерства транспорта, но занимается и вопросами связи, в субъектах действуют его отделения. Должностные лица инспекции вправе применять меры административной ответственности за нарушения в области связи (в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях). Надзор осуществляется также государственными инспекторами специального главного управления Министерства по связи и информации и его региональных управлений и отделений. Надзорные функции осуществляются федеральными службами по регулированию естественных монополий на транспорте и связи. Управление в сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты РФ. Исключительная сфера ведения Федерации - установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов. Оно занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод, налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы. Вместе с тем оно не является единственным органом, осуществляющим государственное управление природопользованием. Действует Федеральная служба земельного кадастра, отдельно выделены вопросы лесного хозяйства. Контроль за состоянием недр возложен на Министерство природных ресурсов, геодезический надзор - на Федеральную службу геодезии и картографии, есть специальная служба лесной охраны. Специфическими приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования. Создан и специальный орган, занимающийся мониторингом загрязнения атмосферы, вод, почвы, - Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику во всех странах определяет парламент, проводит ее правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются различные государственные органы - министерство финансов, государственный банк (он имеет и другие названия), налоговые службы, казначейства, счетные палаты (суды счетов) при парламенте, таможенные и многие другие органы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно. В России к исключительному ведению Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и се субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ, а основной объем управленческих функций в этой сфере выполняет Министерство финансов. В субъектах Федерации существуют министерства финансов (в республиках) или финансовые управления. Министерство финансов является, по существу, межотраслевым, координирующим органом государственного управления, через него проходят финансовые потоки. Правовая основа его деятельности - Бюджетный кодекс РФ. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ (Банка России) организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Министерства финансов, зарегистрированные в Министерстве юстиции, обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В составе Министерства финансов действует Федеральное казначейство. Его территориальные органы в субъектах Федерации, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках. Поступление в государственную казну значительных средств (пошлины, сборы) обеспечивает Государственный таможенный комитет. Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение - Банк России - находится в федеральной собственности. Он регулирует денежное обращение (выпуск - эмиссия денежных знаков) изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, государственных ценных бумаг, установление курса рубля и др. Банк выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль за ними, при невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Банк России возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента РФ Государственной Думой. Председатель руководит коллегиальным органом - Советом директоров. Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это основной источник доходной части бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивают Министерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции. Министерство и его территориальные органы, Федеральная служба налоговой полиции ведут учет налогоплательщиков (физические лица обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги), вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях, независимо от их формы собственности, а также у граждан, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений. Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные органы занимаются предупреждением и пресечением налоговых преступлений, вправе проводить административное задержание, налагать административный арест на имущество физических и юридических лиц (ограничение в распоряжении имуществом), налагать административные штрафы и возбуждать уголовные дела по подозрению в совершении налоговых преступлений. Финансовый контроль, хотя и в разных формах, осуществляется всеми названными выше органами (в Министерстве финансов существует специальный Департамент государственного финансового контроля и аудита). Особую роль играют Федеральное казначейство (проверка денежных документов, наложение штрафов на банки, несвоевременно перечисляющие положенные средства в государственный бюджет), Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием РФ (контроль за своевременным исполнением федерального бюджета). Временная чрезвычайная комиссия уполномочена рассматривать неплатежи в бюджет со стороны крупных налогоплательщиков государственного сектора экономики. Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах.

Провал (несовершенство, фиаско) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Традиционная классификация провалов рынка включает:

Наличие монополий (прежде всего естественных), а также олигополий в определенных отраслях.

Асимметрия информации. Преимущество информированности производителей или потребителей, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

Внешние эффекты (издержки или выгоды, получаемые третьими лицами, не участвующими в сделках). Отрицательные эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других (загрязнение окружающей среды). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Положительный эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (образование).

Нестабильность рынка (экономические и финансовые кризисы): безработица, малообеспеченность населения, чрезмерная дифференциация доходов и др. негативные социально-экономические последствия.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях воздействие государства на экономику является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы и средства государственного влияния определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Основные сферы деятельности государства как регулятора экономики: Антиинфляционная политика.Антимонопольная политика. Государственное регулирование рынка труда.Государственная политика перераспределения доходов.Перераспределение ресурсов. Внешние эффекты. Общественные товары (общественные блага). Внешнеэкономическое регулирование.

Основные сферы деятельности государства как регулятора экономики: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметрической информации, защита и активизация конкуренции, перераспределение и поддержание доходов, стабилизация экономики и обеспечение экономического роста, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, предложение денег на денежном рынке, антиинфляционное регулирование, смягчение последствий инфляции и др.


12. Экономическая политика государства: цели, методы, инструменты.

Экономическая политика государства - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

1. устойчивый рост национального производства;

2. поддержание эффективного размера занятости;

3. стабилизацию уровня цен;

4. обеспечение внешнеторгового баланса.

Ян Тинберген Нормативная теория экономической политики занимается изучением вопроса о том, как правительственные органы должны действовать. Первая работа в области теории экономической политики принадлежит голландскому экономисту Яну Тинбергену, который обрисовал важнейшие шаги процесса разработки экономической политики.

Тема 6. Основы правового регулирования экономической деятельности.

Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономических отношений представляет собой деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц по упорядочиванию особой группы общественных отношений – экономических, путём издания соответствующих нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях индивидуальных регламентированных решений в соответствии с этими нормативно-правовыми актами.

Среди отраслей российского права, при помощи которых производится непосредственное правовое регулирование экономических отношений, можно выделить следующие:

Предпринимательское право;

Гражданское право;

Международное частное право;

Налоговое право;

Финансовое право;

Банковское право.

Каждая из названных отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования, соответственно изучает экономические отношения в строго определённом срезе.

Кроме этого, ряд отраслей российского права устанавливают определённую ответственность за несоблюдение требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность. К ним можно отнести: административное право, уголовное право.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности.

При переходе к рыночной экономики ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где в качестве главных способов воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйством на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Как видно из этого перечня задач, решаемых государством, все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов. Частный интерес защищается в условиях рынка на путях правосудия, а также государственным вмешательством тогда и в той мере, в какой он сочетается с публичным.


Соответственно целесообразно отметить цели воздействия: 1. единая цель – реализация и защита публичного интереса; 2. создание условий цивилизованного рынка; 3. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 4. комплексное решение макроэкономических проблем; 5. социальная защита всех слоёв населения.

Государственное воздействие проявляется на всех стадиях экономического цикла: 1) доэксплуатационная стадия (государственная регистрация, лицензирование); 2) эксплуатационная стадия – стадия производства в экономическом смысле; 3) постэксплуатационная стадия: налоги, статистическая отчётность. Наиболее полно государственное воздействие проявляется в следующих сферах: государственная регистрация, несостоятельность, лицензирование, антимонопольное регулирование.

Государственное регулирование в сфере экономики многообразно. Необходимо учитывать, что государство действует на нескольких уровнях: а) на федеральном – в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества; б) на уровне республики, которая находясь в составе Российской Федерации, является собственником своих имущественных фондов и соответственно выражает интересы народа республики; в) на уровне краёв, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закреплённого за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) на уровне автономной области и автономных округов.

Государство играет большую роль в регулировании обществен­ной жизни. Не исключение и экономическая сфера общества. При разных тинах экономических систем влияние государства на эко­номику различно. В условиях традиционной экономической систе­мы оно незначительно, а в условиях административно-команд­ной - всеобъемлюще.

Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и свя­занные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется эко­номическая и социальная политика государства. В условиях рыноч­ной экономики производитель и потребитель выступают самосто­ятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику.

В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию нано­сят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохра­нение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, ин­фляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыноч­ную экономику не только целесообразно, но и необходимо.

Цель государственного регулирования экономики - формирова­ние наиболее благоприятных условий для поддержания экономи­ческого развития и сохранения стабильности общества. Некото­рые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходи­мое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание вы­годной внешнеэкономической политики. Последние задачи мало-совместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.

Государство располагает широким набором средств регулирова­ния экономики. В первую очередь это правовые средства . Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): зако­нах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение право­вых норм вынуждает государство применять меры ответственно­сти к их нарушителю.

Другим способом государственного регулирования экономи­ки служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государствен­ных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отно­шений.

Наконец, действенный способ воздействия государства на эко­номику представляют финансовые средства. Государственные фи­нансы - это средства, связанные с формированием и использовани­ем государственного бюджета.В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государ­ства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходова­нием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осу­ществляется правительством.

По структуре бюджет состоит из доходов и расходов. Источни­ками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных опера­ций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств - это содержание государственного аппарата управления и воору­женных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (креди­ты, дотации) и т.д.

Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития эконо­мической и социальной сфер, но и для политической самостоя­тельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обес­печиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государ­ства есть достаточно средств, чтобы финансироватьразвитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «поло­жительное сальдо», или «профицит бюджета ». Остающиеся у госу­дарства средства могут быть направлены на дополнительное фи­нансирование какой-либо области регулирования - социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так на­зываемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, сред­ства которого будут направляться на обеспечение расходной час­ти бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.

Превышение расходной части бюджета над доходной называ­ется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбаланси­рованный бюджет - довольно редкое явление. Чаще всего в бюд­жет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что не­которые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефи­цит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюд­жета называется секвестр . Секвестрируются в основном соци­альные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию гос­аппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жиз­ни населения, недовольству и падению популярности прави­тельства.

Другой способ преодоления дефицита бюджета - это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия). На первое вре­мя такая мера может решить проблему, но затем неизбежно по­следует рост цен и инфляция.

Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может при­вести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непоступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов - нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым при­датком других, индустриально более развитых стран.

Способом покрытия дефицита бюджета является государственный долг. По источникам он делится на внутренний и внешний. Внутренний долг возникает, если государство пролает ценные бу­маги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практи­ке такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране вы­пускались облигации обязательного государственного займа, ко­торые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 - 1998 гг. российское правительство выпускало государственные каз­начейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пира­мида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повыше­нии цен, разорении предприятий.

Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций. В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюд­жет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги па удовлетворение внут­ренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической за­висимости от кредиторов. Выплата процентов по государственно­му долгу и постепенное погашение основной его суммы называ­ется обслуживанием долга.

В случае невозможности погашения внешнего долга государ­ству становится сложно привлекать новые займы. Если их и пре­доставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя шлогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.

Возможны следующие методы погашения государственного дол­га. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь - реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вы­рабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который вхо­дят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий стра­ны-кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке им плат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Еще один способ - сокращение размеров внешнего долга путем конверсии , т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего дол­га, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвес­тиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Страна-должник также может обратиться к международным бан­кам - региональным, Всемирному банку. Такие банки предостав­ляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свою помощь жесткими требованиями к нацио­нальной экономической политике, связанными с поощрением конкуренции, приватизацией и т.д.

Как уже отмечалось, одним из источников пополнения бюд­жета выступают налоги. Налог - это обязательный взнос в государ­ственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве на­логов, а также форм и методов их формирования образует налого­вую систему.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, - это имущество и до­ходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лип (конкретных людей) взимается налог на дохо­ды в размере 13% .

Косвенные налоги частично или полностью включаются в сто­имость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, кто уплачивает налог. Примеры косвенных налогов - это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимо­стью и др.

Налоги выполняют ряд функции. В первую очередь это фис­кальная функция, связанная с финансированием государствен­ных расходов. Социальная функция направлена на поддержание равновесия между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Это может осуществлять­ся путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Социальная функция проявляется также в освобождении от уплаты ряда нало­гов некоторых социально незащищенных категорий налогопла­тельщиков (малоимущих, инвалидов, матерей-одиночек, много­детных, переселенцев, студентов). Регулирующая функция связана с государственным регулированием экономики (введение новых налогов, отмена старых, поиск новых объектов налогообложения и др.).

Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть дохо­дов бюджета. История также дает примеры того, что неоправдан­но завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюд­жетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разум­ную экономическую политику, направленную на улучшение бла­госостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринима­тельскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.

Вопросы и задания

1. Что понимается под государственным регулированием экономики? Каковы его цели?

2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?

3. Что такое бюджет? Какова его структура?

4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государствен­ном бюджете?

5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?

6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?

7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?

8. Назовите функции налогов.

9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государ­ства?