Образовательная программа цифровая экономика. Спасет ли Россию «цифровая экономика»

Совсем недавно Минкомсвязью в ведомства были направлены данные о специальном проекте "Цифровая экономика РФ". Уже в мае государственная программа развития цифровой экономики планировалась к рассмотрению. Немногим ранее Президент России поручил своему Правительству, а также администрации до первого дня лета 2017 года создать правовые, финансовые условия, грамотно организовать этот проект, что позволит успешно развивать цифровую экономику как в границах Российской Федерации, так и в странах, входящих в Евразийский экономический альянс.

Цифровая экономика в России

Руководить российским проектом цифровая экономика Путин назначил своих помощников - Игоря Щеголева, Андрея Белоусова. В целом, коллектив рабочей группы составляют 26 человек. По известной информации об этом проекте, программа Цифровой экономики для РФ имеет перед собой следующую задачу - перейти на новый уровень экономики, где в каждой сфере будут использоваться активно информационно - телекоммуникационные технологии.

Стратегия цифровой экономики

Из информации о проекте следует, развитие цифровой экономики в России подразумевает применение мер, стимулирующих рост информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ), использование их в большинстве экономических секторов. Как только технологии будут внедрены, можно будет говорить о достижении стратегической цели проекта - создании в условиях РФ цифровой экономики.

Цифровая экономика - программа на 2016 2020 г предполагает выполнение поставленных задач и достижение целей по следующим ключевым направлениям:

  • Регулирование государственное.
  • Информационная инфраструктура.
  • Разработки и исследования.
  • Образование и кадры.
  • Безопасность информационная.
  • Государственное руководство.
  • Цифровое здравоохранение.
  • Умный город.

Технологии цифровой экономики

Программа развития цифровой экономики включает в свою систему несколько технологий:

  • облачные сервисы;
  • роботизация;
  • облачные вычисления;
  • большие данные;
  • фонотика;
  • цифровые продукты;
  • нейротехнологии;
  • квантовые технологии.

Три базовых вещи цифровой экономики

Внутри экономической цифровизации происходит множество событий, ведутся дискуссии и споры относительно стратегии, целей, которые имеет проект цифровая экономика и даже самого термина. Но, несмотря на сумбур и горячие споры, нельзя забывать о трех базовых вещах этого проекта. Их ни в коем случае не рекомендуется упускать из собственного внимания, и непосредственно в понятии "цифровой экономики" эта база содержится.

Базовые вещи можно описать следующим образом:

  • Данные. Экономика может и должна развиваться, основываясь на более массовом и качественном анализировании данных. Экономические субъекты окружают себя цифровыми данными потому, что это профессионально, удобно и эффективно. В планах развития постепенный переход к тотальному задействованию методик принятия различных решений, основанных на данных. Также, благодаря структурированной информации, результаты квалифицированного специалиста могут быть улучшены многократно.
  • Потребности. Активная информатизация изменяет поведение потребителей. Имея доступ к разного рода информации, люди становятся более требовательными. Маркетинговые приемы становятся для них менее эффективными и специалистам приходится искать новые пути, для того, чтобы привлечь аудиторию к продукту или услуге. Как только произойдет углубление в потребительские нужды, появится интерес к необычным способам производства товаров и смелые эксперименты, связанные с "умным производством". Велика и роль молодежи в цифровой экономике, это особая аудитория, к которой только предстоит найти подход.
  • Менеджмент. Цифровая экономика Российской Федерации нуждается в присутствии профессиональной системы руководства взаимодействием. Эта система будет планировать, организовывать, контролировать, исполнять, координировать гигантскую деятельность по активному использованию информационных данных.

Кадры для цифровой экономики

Сейчас создана новая регуляторная среда, которая обеспечивает располагающий правовой режим для формирования и роста ИКТ, доступа к данным без дискриминации, их обработки. Программа цифровая экономика включает в себя цели и задачи по восьми направлениям развития, в их числе кадры для цифровой экономики.

Цели выполнения примерного плана мероприятий по направлению, по которому идет подготовка кадров для цифровой экономики состоит в следующем: система отношений трудовых, правовые и нормативные базы отражают деятельность граждан в цифровой реальности.

Цифровая экономика - образование

Цели выполнения примерного плана мероприятий по направлению "образование" состоит в следующем:

  • Система аттестации компетенций цифровой экономики имеет варианты и согласована с образовательными стандартами.
  • Система образовательных программ должна обеспечить цифровую компетентность населения.
  • Реализация стратегии образования на протяжении жизни, существуют алгоритмы повышения переподготовки, повышения квалификации, привлечения в цифровую экономику инвалидов и пенсионеров.

Россия стала технологически продвинутой и инновационной страной. Наверное, так должно было быть, раз президент и премьер, позабыв о модернизации, инновациях и прочих словах водрузили в период предвыборной гонки новое знамя - они строят цифровую экономику! А построили бы хотя бы промышленность, отошли бы от модели нефтяной скважины, было бы значительно больше толку.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Цифровая экономика - это не идея, рожденная в умах российских чиновников. Она была озвучена Всемирным банком в 2016 году в «Докладе о мировом развитии - 2016: цифровые дивиденды». Правда там понятие цифровой экономики и первоочередные шаги в этом направлении отличались от того, что под этим понимает Кремль. Если Всемирный банк указывал на такие признаки цифровизации в России, как открытые данные, система электронного правительства, работа отечественных цифровых гигантов, как «Яндекс», «Касперский», службы онлайн-заказов, сокращение срока регистрации прав собственности при помощи информационных технологий до 10 дней, то в итоговой государственной программе на этом Кремль останавливаться не стал. Учитывая, что сам термин размыт, цифровая экономика явно будет с российской спецификой.

Что же такое цифровая экономика? Это модель, уклад, или что-то иное? По мысли самих законодателей это уже качественное состояние экономики, некая модель. Как сказал Путин, она «задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». Была экономика промышленная, была сервисная (хотя вопрос достаточно дискуссионный), а теперь будет цифровой. Но цифровая экономика не может быть моделью, так как цифровизация сама по себе не может существовать без производящих отраслей, это инструмент улучшения работы действующих отраслей экономики. То есть цифровая экономика - это некая инфраструктура для действующей экономики. И если мы признаем, а этого скрыть нельзя, что в России господствует экономика сырья, то нужно говорить о цифровизации сырьевой экономики, а никак уж не пафосно заявлять о построении «цифровой экономики» как некоего нового уклада.

Так почему в России с ее проблемами цифровая экономика стала актуальна? Как знать, возможно Кремль и зацепился за цифровую экономику, что согласно Всемирному банку ее могут и должны развивать все страны, даже беднейшие.

О ПРОГРАММЕ

О том, что Россия идет к цифровой экономике, можно было сказать и до всяких государственных программ. Банковские карты работают, есть открытое правительство, портал госуслуг, вай-фай. Зачем для этого принимать целую государственную программу - это вопрос уже не праздный.
31 июля была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Правда в программе нет определения того, что понимается под цифровой экономикой, тем не менее там прописан план, как к ней перейти. Согласно положению, зафиксированному в самой программе, «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет». Удивительно получается, что сами по себе данные в цифровой форме могут обеспечить экономический рост! И даже улучшить качество жизни граждан. Возможно ли это?

Представим себе фермера, которому нужны инвестиции. Интернет у него есть и без цифровой экономики, сделать заказ в интернет магазине он может и сейчас. Да и подать налоговую декларацию через интернет он может тоже уже сейчас. Но все это не приведет к росту урожайности. А вот инвестиции могли бы ситуацию спасти. Но, увы, кредит слишком дорогой, там власть остановилась на формуле охранения жесткой денежно-кредитной политики, а значит доступных инвестиций ему не видать. И каким образом цифровизация ему поможет? Да ровным счетом никаким.

Не может цифровизация сама по себе стать фактором экономического роста, когда она является лишь инструментом. Увеличит ли цифровая экономика национальный суверенитет? Если начнем производить свое оборудование, программное обеспечение и готовить кадры - то да, эту задачу решить в рамках цифровизации можно. Повысит ли конкурентоспособность? Крайне сомнительно, принимая во внимание тот факт, что Россия на мировой арене страна аутсайдер, сырьевая держава, а цифровизация не сменит модель экономики, а будет обслуживать ту самую сырьевую экономику. Поэтому о какой конкурентоспособности здесь может идти речь? Даже если начнем производить свое оборудование, то все будет как с отечественными автомашинами: будет уже хорошо, если их хотя бы свои покупать будут.

Цифровую экономику, как когда-то модернизацию и инноватизацию, стремятся сделать панацеей проблем российской действительности. Одной из целей программы является «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Снова цифровизация становится ключевым фактором. Не инвестиции в основной капитал, не законодательная база, не гарантии прав собственности, а цифровые данные. Еще одна цель программы - «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом». Эта цель прописывается в каждой государственной программе, и итоги ее реализации мы видим воочию - страна завязла в экспорте сырья, превратилась в изгоя на мировой арене.

Чем обосновано внедрение цифровой экономики? Как указано в программе «многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности». Но невольно возникает вопрос - а разве добывающая промышленность не является таким примером традиционной индустрии, которая утрачивает значимость в структуре экономики? Но цифровая экономика не придет ей на смену, а только будет обслуживать российскую сырьевую модель.

Но не только экономические задачи призвана решать данная программа. Есть у нее еще важный компонент - защита режима. В программе указана реализация цифровой экономики через контрольно-надзорную деятельность. Одна из мер, которая должна быть реализована правительством, звучит так: «проведен анализ появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, эффективности применения средств блокировки и фильтрации противоправной информации, предложена целевая архитектура системы ее мониторинга и удаления на базе саморегулируемых организаций, определены необходимые ресурсы». А если перевести это на простой язык, то речь идет о цензуре в Интернете.

Аналогичные посылы содержатся и в следующих мероприятиях, заложенных в программе: «законодательно установлены требования по идентификации пользователей коммуникационных и иных сервисов участников информационного взаимодействия, а также идентификации пользовательского интернета вещей», «созданы механизмы по предотвращению появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, включая механизмы по ее удалению, на базе саморегулируемых организаций». Цифровая экономика, таким образом, не мыслится в Кремле без цензуры. И одно дело, когда под цензуру попадает запрещенная по критерию нравственности информация, развращающая российское общество. И совершенно другое, когда цензура запрещает доносить до общественности правду о ситуации в России, замораживая общественную жизнь и оставляя безнаказанными несправедливые действия властей разного уровня, которые требуют огласки.

Цифровая экономика, согласно программе, предусматривает пять направлений деятельности:

Нормативное регулирование;

Кадры и образование;

Формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

Информационная инфраструктура;

Информационная безопасность. Задачи в этой сфере амбициозны и не отличаются от задач, стоящих в рамках перехода на инновационный путь развития. В программе зафиксировано «создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности», «преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования». Учитывая опыт развития России последних 17 лет, стоит говорить, что эти задачи появились в тексте для «красного словца».

На сомнительность реализации данной программы указывают и заложенные в ней целевые показатели:

- «успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках» при сохранении ориентации на экспорт нефти и газа кажется весьма маловероятным;

- «успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг». В России не работает модель, когда все инновации идут от малого и среднего бизнеса. Для этого нужны доступные кредиты, реальная поддержка того же МСП, гарантия прав собственности. А у нас согласно опросам 51% представителей МСП считают, что на практике частная собственность не защищается в полной мере. Еще 30% уверены, что ее не охраняют ни на законодательном, ни на исполнительном уровне. Инновации, если их так можно назвать, идут по линии Роснано, Сколково, Ростеха и прочих гигантов, эффективность работы которых в этих секторах оставляет большие сомнения;

- «количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, - 120 тыс. человек в год» выглядит заоблачной цифрой. Сейчас по направлению «информационная безопасность» обучается пять тысяч человек, а по направлению «информатика и вычислительная техника» 36,1 тысяч. То есть для достижения показателя в 120 тысяч необходимо увеличение выпускников в три раза! Структура обучения уже длительное время меняется в сторону выпуска спецов сектора экономики и гуманитарных дисциплин, хотя уже давно была поставлена задача наращивания выпуска инженерных кадров;

- «во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше». Эта задача стояла перед операторами связи еще до принятия данной программы. Но после закона Яровой был поднят вопрос, а на какие инвестиции теперь реализовать переход на 5G, если затраты на закон Яровой должны в несколько раз превысить выручку операторов;

- «доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети Интернет, маршрутизируемая через иностранные серверы, - 5 процентов». Сейчас эта доля составляет 60%. Кремль планирует полностью подчинить трафик российскому сегменту. По словам экспертов телекоммуникационного рынка сейчас маршрутизация интернет-трафика через Франкфурт, Стокгольм и Амстердам выгоднее, так как за счет большой конкуренции в этих странах стоимость подключения к сети в семь раз меньше, чем в России. Да и к тому же стоит отметить, что с точки зрения безопасности для минимизации рисков вмешательства российских спецслужб в деятельность Интернет-ресурса больше подходит маршрутизация интернет-трафика через зарубежный сегмент.

То есть цифровая экономика - это не только экономика, но и все то же закручивание гаек, которое происходит через запрет анонимайзеров и VPN, закон Яровой, закон о мессенджерах и прочие инициативы. Цифровая экономика призвана обеспечить реализацию ранее принятых Кремлем инициатив. Сначала эти инициативы приняли, и лишь затем задумались о том, что для их воплощения необходим тотальный охват сетью Интернет. Например, в программе сказано «все федеральные автомобильные дороги покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий». Эта потребность возникла в связи с системой Платон, требующей доступа дальнобойщиков к сети. Задача «все лечебно-профилактические учреждения имеют широкополосный доступ сети Интернет» стоит в связи с вводом телемедицины.

Программа буквально принудительно переводит ряд секторов в отечественный сегмент: «законодательно обеспечена предустановка отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, ввозимые и создаваемые на территории ЕАЭС», «большинство хозяйствующих субъектов используют национальную платежную систему», «доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети Интернет, маршрутизируемая через иностранные серверы, - 5 процентов». В директивном порядке Кремль намерен ограничить выбор российских пользователей. Похоже на продовольственное эмбарго, только в информационной сфере. Там россиян лишили возможности покупки европейского продовольствия, указав на то, что есть надо только отечественное и импортируемое не из Европы. Здесь же происходит то же самое. Импортонезависимость - похвально, но не затронутым остается вопрос качества. А будет ли тот самый российский аналог соответствовать по качеству своему иностранному конкуренту? Или в итоге россияне получат сырую услугу?

Несомненно, есть и правильные истины, заложенные в программу. Например, в ней указана необходимость «стимулирования импортозамещения и реализации экспортно-ориентированных проектов в области цифровых технологий; развитие механизмов венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства в области цифровой экономики». Но эта цель совпадает с ранее принятыми программами развития страны. То есть не было необходимости придумывать целую программу ради того, чтобы реализовать то, о чем говорилось многократно и ранее.

ЗАЧЕМ НУЖНА ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА?

Хотелось сначала задать вопрос, а зачем стране нужна цифровая экономика? Но тут же на ум пришла фраза, что цифровая экономика нужна не стране, она нужна Кремлю. И причин этому несколько.

Во-первых, президент уже не может идти на выборы под старыми лозунгами инноватизации и модернизации. У избирателей возникнет закономерный вопрос, да сколько же уже можно модернизировать и инноватизировать. Пора наконец отчитаться о результатах, или оставить эти лозунги, как будто они были достигнуты, отвлечь внимание на новую тематику, какой и является цифровая экономика.

Во-вторых, цифровизация поможет ускорить оптимизацию расходов на ряд отраслей экономики, минимизировав дефицит предоставляемых услуг. Например, сократили число больниц и врачей. И чтобы это так сильно не ударило по пациентам, предлагается телемедицина, когда доктор, начиная со второго приема, может давать советы пациенту по интернету. И время экономит, и расходы на логистику, и численность врачей при этом можно сокращать. Аналогичные новации затронут и образовательный сектор. В программе прописано «приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование гибких трудовых отношений, в том числе дистанционных» - а это уже задел под сокращение персонала.

В-третьих, учитывая, что программа предусматривает переход на российское оборудование, программное обеспечение, антивирусные программы и прочие компоненты цифровой экономики, закономерен вопрос, а не получат ли одни и те же бенефициары заказы на реализацию всего выше перечисленного? Иными словами, цифровая экономика может стать лишь способом отмывания бюджетных средств, так сказать «Южным потоком» в информационной сфере.

ПОЧЕМУ НЕ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА?

Если бы цифровая экономика ограничивалась ростом охвата интернетом и самообеспечением России в этой сфере, можно было бы признать, что она должна стать государственной программой, не менее актуальной, чем прочие. Но как было указано выше, цифровая экономика - это программа насаждения цензуры в сети и ровно такая же сказка, как все предыдущие идеи правительства о переходе на технологические рельсы. В этой связи хотелось бы Кремлю предложить не тратить бюджетные средства на цифровую экономику, на которую планируется выделять по меньшей мере 200 млрд. руб ежегодно, хотя министр связи Никифоров говорил о сумме в 100 млрд рублей, но президент ее удвоил, а решить реальные проблемы, которые стоят перед страной. Например:

Провести полную газификацию страны, завершить которую Медведев обещал к 2015 году, хотя на 1 января 2016 года она составила 66%. Видимо доходы от экспорта газа важнее качества жизни россиян;

Увести страну от сырьевой экономики в сторону промышленно развитого, технологически передового государства. С 2008 года власти твердят, что сырьевая модель себя исчерпала и настала необходимость ее менять. Но вместо смены строят «Турецкий поток», газопроводы в Китай, ряд проектов газопроводов в Европу;

Побороть бедность, искоренить социальное неравенство через прогрессивное налогообложение. Превратить олигархов в социально-ответственных граждан, а не заниматься ростом их благосостояния за счет средств бюджета;

Дать стране идею, целевой ориентир, куда движется Россия. Не идея хорошего царя, вездесущего и всеми любимого, непогрешимого и незаменимого, а именно национальную идею, объединяющую российское общество не вокруг одной персоны, а вокруг общих и разделяемых всеми ценностей;

Обеспечить достойный уровень жизни граждан. Когда страна по оплате труда отстает от Китая и Ирана, который также находится под санкциями, совершено очевидно, что уровень жизни не соответствует желаемому.

Продолжать можно и дальше, но уже на этом примере очевидно, что внедрение цифровой экономики не решит поставленных перед страной задач. В будущем ее сменят еще одной идеей, а пока на президентский срок Путин идет именно с этой программой - цифровизации отечественной экономики. Итог ее известен уже заранее, как и то, что средства бюджета осядут в карманах тех, кто эту экономику будет строить.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Цифровизацию российской экономики необходимо начать с таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, сельское хозяйство, ритейл, транспорт, электроэнергетика, ЖКХ и рынок финансовых услуг. Благодаря внедрению цифровых технологий станет возможным, в том числе, развитие телемедицины, онлайн-обучения, беспилотного транспорта, систем «умный дом» и «интернет вещей». Эти и другие предложения по разработке программы «Цифровая экономика» при Правительстве направил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, а также в Министерство связи и массовых коммуникаций.

Глава государства Владимир Путин Правительству РФ совместно с Администрацией Президента разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» до 1 июня 2017 года. Такое поручение он дал по итогам послания Федеральному Собранию в конце 2016 года. В документе должны быть предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза . В Правительстве ответственными за подготовку документа Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минпромторг, Минобрнауки, а также министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при Правительстве РФ.

Многие эксперты считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе, приведёт и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления, как минимум, должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте, по качеству принимаемых решений… Стремиться к оптимизации, двигаться в направлении ускоренной цифровизации государственного сектора необходимо, при этом нужно учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были и остаются», - говорил ранее Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Программу «Цифровая экономика» нужно скоординировать с уже действующей госпрограммой «Информационное общество», а также с программой по формированию цифрового пространства ЕЭС, указывают в Экспертном совете при Правительстве. В первую очередь, эксперты предлагают определить сам предмет цифровой экономики, от которого будет зависеть направление всей программы.

Разрабатываемая программа должна носить стратегический характер, определять направления развития цифровой экономики и основные подходы к её реализации, а также являться основой при разработке соответствующих документов отраслевого стратегического планирования», - говорится в докладе Экспертного совета.

Программа цифровизации экономики, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве.

Формирование цифровой экономики - это комплексная задача по переходу на новый технологический уровень за счёт внедрения информационно-телекоммуникационных технологий на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Основная задача этого процесса очевидна - повышение качества жизни граждан, конкурентоспособности и эффективности экономики, развитие её экспортного потенциала. При этом, конечно, важно выделить приоритетные направления, среди которых можно отметить транспортную сферу, сельское хозяйство, здравоохранение, ЖКХ, рынок финансовых услуг», - говорит эксперт Открытого правительства Антон Петраков.

Россия, по его словам, обладает значительным интеллектуальным и кадровым потенциалом, российские технологические компании успешно конкурируют с крупными транснациональными игроками. Это ключевые предпосылки для развития цифровой экономики.

Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего, по мнению экспертов, необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений Экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

Одним из структурных элементов программы должно стать формирование системы «Электронное правительство». Системный «Электронного правительства» разрабатывается в Минкомсвязи, свои рекомендации по доработке документа ранее высказывал Экспертный совет. Предполагается, что в основу электронного правительства лягут принципы клиентоориентированности, формирования комплексной цифровой среды жизнедеятельности граждан и организаций, обеспечения постоянного роста качества электронных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек органов власти и оптимизации их взаимодействия.

В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.

Одним из механизмов формирования цифровой экономики, по мнению членов Экспертного совета, может стать государственно-частное партнёрство и концессия по развитию евразийских цифровых активов. Особого внимания, по мнению экспертов, потребует трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Речь идёт об управлении рисками, связанными с высвобождением персонала, а также необходимости адаптации персонала к новым условиям работы. Необходимо будет усовершенствовать и школьное образование в части информационных технологий.

Экспертный совет при Правительстве готов участвовать в дальнейшей разработке программы «Цифровая экономика».

Примеры цифровизации госсектора и внедрения информационных технологий в работе органов власти уже есть, в частности, в сфере государственного контроля и надзора. Новые технологии активно применяют ФНС, Роструд и ряд других ведомств. Информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности - одно из 8 направлений приоритетной программы по реформе государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт этого проекта

17.09.2018, ПН, 16:48, Мск, Текст: Игорь Королев / Фото: Depositphotos.com

CNews выяснил, каким образом в 2018-2024 гг. власти планируют потратить 2,79 трлн руб. на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика». Из этой суммы 2,133 трлн руб. уйдет на «Информационную инфраструктуру», 352 млрд руб. – на «Цифровое госуправление», 143 млрд руб. – на «Кадры для цифровой экономики» и 130 млрд руб. – на «Цифровые технологии».

Готов новый паспорт национального проекта «Цифровая экономика»

Президиум Совета при Президенте России по модернизации и инновационному развитию экономику рассмотрел проект паспорта национального проекта «Цифровая экономика». Как заявил по итогам заседания совета министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков , документ «в целом» был одобрен, но остаются еще ряд «технических» разногласий.

Согласно новому паспорту, в 2018-2024 гг. власти планируют потратить на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика» 2,79 трлн руб. CNews выяснил, каким образом эта сумма будет распределена.

Напомним, программа «Цифровая экономика» была принята правительством в августе 2017 г. Документ предусматривал развитие отраслей, связанных с обработкой данных, в период до 2024 г. включительно.

Программа содержала пять разделов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование». В начале 2018 г. по каждому этих направлений были утверждены планы мероприятий на срок 2018-2020 гг. Все из утвержденных планов, кроме «Кадры и образование», содержали объем затрат на реализацию заложенных в них мероприятий.

Общие затраты составляли 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны были быть выделены федеральным бюджетом, а 350 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Наиболее затратным мероприятием было заложенное в раздел «Информационная инфраструктура» создание глобальной системы мобильной спутниковой связи, на которую из внебюджетных источников (средств ВЭБ) должны были выделить 299 млрд руб.

Какие разделы будут в новой программе

Весной Президент России Владимир Путин подписал «майские указы», согласно которым программа «Цифровая экономика» должна быть трансформирована в национальную программу. Разделы программы, соответственно, трансформируется в федеральные проекты.

Согласно проекту паспорта программы «Национальная инфраструктура» (имеется в распоряжении CNews), в программе будет шесть разделов (федеральных проектов). Новый раздел – это «Цифровое госуправление».

Раздел «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» будет переименован в федеральный проект «Цифровые технологии и проекты». Раздел «Кадры и образование» получит название «Кадры для цифровой экономики», а раздел «Нормативное регулирование» - «Нормативное регулирование цифровой экономики».

Самым дорогим направлением остается «Информационная инфраструктура»

Все федеральные проекты содержат размер затрат на период 2018-2024 гг. Общий размер затрат составит 2,79 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 1,524 трлн руб. – из внебюджетных источников.

То есть общие расходы на «Цифровую экономику» вырастут более чем в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета вырастут более чем в семь раз, а расходы внебюджетных источников более чем в четыре раза.

Целевые показатели национального проекта «Цифровая экономика»

Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Уровень контроля Базовое значение Базовое значение Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год
Значение Дата 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1,0 Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом Совет
1,1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты президиум Совета 1,7 31.12.2017 1,9 2,2 2,5 3,0 3,6 4,3 5,1
2,0 Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций н домохозяйств Совет
2,1. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», проценты президиум Совета 72,6 31.12.2017 75 79 84 89 92 95 97
2,2. Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», проценты президиум Совета 30,34 31.12.2017 34,09 54,98 72,61 88,62 93,5 96,75 100
2,3. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество президиум Совета - 2 3 4 5 6 7 8
2,4. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты президиум Совета 0,9 - - 1,5 2 3 4 5
3,0 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями Совет
3,1. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета 60 31.12.2016 <50 <40 <30 <20 <15 <10 <10
3,2. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого государственными корпорациями. компаниями с государственным участием иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета б54 31.12.2016 <60 <55 <50 <45 <40 <35 <30

Источник: CNews Analytics

Наибольшие затраты по-прежнему будут по федеральному проекту «Информационная инфраструктура». Они составят 2,11 трлн руб., из которых федеральный бюджет выделит 628 млрд руб., а 1,505 трлн руб. будут взяты из внебюджетных источников. Ранее расходы по соответствующему разделу составляли 436 млрд руб., из которых федеральный бюджет должен был выделить 100 млрд руб., а 336 млрд руб. предполагалось взять из внебюджетных источников.

Таким образом, общие расходы на «Информационную инфраструктуру» вырастут почти в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета в шесть раз. При этом основное бремя расходов по данному разделу по-прежнему ложят на внебюджетные источники. Рост расходов внебюджетных источников также пятикратный.

Во сколько обойдутся «Цифровое госуправление» и «Кадры для цифровой экономики»

По новому федеральному проекту «Цифровое госуправление» расходы составят 352 млрд руб. Вся сумма будет взята из федерального бюджета. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» обойдется в 143 млрд руб., из которых 139 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета, а оставшиеся 4 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Ранее раздел про образование не содержал сметы расходов.

План расходов национального проекта «Цифровая экономика»

Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Всего (млн. рублей)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1.0 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе: 220 290 290 300 250 250 250 1 850
1.1. федеральный бюджет 220 265 265 265 265 265 265 1 810
1.2. - - - - - - - -
1.3. - - - - - - - -
1.4. внебюджетные источники - 40 40 50 - - - 130
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе: 1 013 173 289 526 948 381 504 354 872 353 529 342 394 2 133 549
2.1. федеральный бюджет 1 013 78 073 117 824 131 204 104 872 103 529 92 394 628 910
2.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
2.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
2.4. внебюджетные источники - 95 216 409 124 250 300 250 000 250 000 250 000 1 504 640
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе: 439 10 533 22 056 32 434 23 251 24 377 30 511 143 601
3.1. федеральный бюджет 439 10 163 20 481 29 899 23 251 24 377 30 511 139 121
3.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
3.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
3.4. внебюджетные источники - 370 1 575 2 535 - - - 4 480
4 Федеральный проект «Информационная безопасность», в том числе: 364 7 404 9 534 9 435 1 050 979 773 29 539
4.1. федеральный бюджет 364 4 816 5 570 4 901 1 050 979 773 18 453
4.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
4.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
4.4. внебюджетные источники - 2 588 3 964 4 534 - - - 11 086
5.0 Федеральный проект «Цифровые технологии и проекты», в том числе: 1 496 17 501 18 156 22 870 25 950 29 800 14 700 130 473
5.1. федеральный бюджет 1 137 16 695 17 602 22 195 25 235 29 235 14 235 126 334
5.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
5.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
5.4. внебюджетные источники 359 791 539 660 700 550 450 4 049
6.0 Федеральный проект «Цифровое государство», в том числе: 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.1. федеральный бюджет 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
6.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
6.4. внебюджетные источники - - - - - - - -
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: 8 293 240 529 638 701 514 724 470 327 468 464 450 360 2 791 398
федеральный бюджет 7 934 141 524 223 459 256 645 219 627 217 914 199 910 1 267 0149
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
внебюджетные источники 359 99 005 415 242 258 079 250 700 250 550 250 450 1 524 385

Подписаться


Определены восемь направлений развития «Цифровой экономики в России»

Российское правительство представило на рассмотрение президенту Владимиру Путину программу «Цифровая экономика в РФ», пишет ТАСС.

Согласно документу, через семь лет в России появятся как минимум 10 предприятий в сфере высоких технологий, а система высшего образования сможет удовлетворить спрос на специалистов в сфере IT.

В целом Россия планирует использовать новые технологии, в том числе блокчейн, в восьми направлениях:

— Государственное регулирование;
— Информационная инфраструктура;
— Исследования и разработки;
— Кадры и образование;
— Информационная безопасность;
— Государственное управление;
— Умный город;
— Цифровое здравоохранение.

Государственное регулирование

К 2018 году Россия должна на законодательном уровне закрепить основные понятия и принципы регулирования цифровой экономики и обязанности основных участников экономической деятельности.

«Помимо снятия существующих законодательных ограничений, нам потребуется разработать комплексный закон, который будет регулировать вопросы цифровой экономики. Работа начнется уже этим летом, после утверждения подробного плана действий. Этот закон произведет переворот в законодательстве», — считает замглавы Министерства экономического развития Савва Шипов.

Информационная инфраструктура

К 2020 году ожидается существенный рост числа патентов на изобретения в сфере информационных технологий. Для этого Россия намерена предоставить налоговые льготы компаниям, занимающимся развитием современных технологий. Будет введена система взаимодействия между научно-исследовательскими институтами, вузами и предприятиями. Появятся высокотехнологичные предприятия, разработки которых смогут выйти на глобальный рынок.

Исследования и разработки

Ключевым термином новой экономики станет «цифровая платформа» — основанная на высоких технологиях бизнес-модель, которая создает прибыль за счет обмена между независимыми группами участников. Самый простой пример такой платформы – такси Uber или сервис Airbnb. Работающие на одной цифровой платформе компании могут обмениваться своей продукцией и опытом – загружать их на удаленный сервер, в «облако».

Кадры и образование

С 2019 года российских школьников начнут обучать основам IT. К внедрению в школьную программу предлагается предмет «Технология», вести который будут специалисты из реального сектора экономики. Старшее поколение получит возможность профессиональной переподготовки в IT-сфере, что позволит избежать безработицы, связанной с «вытеснением» людей роботами.

При этом школьные дипломы и трудовые книжки предлагается заменить “персональной траекторией развития” – электронным документом с указанием стажа работников и учеников.

Государственное управление

Государственные органы одними из первых откажутся от бумажных носителей в пользу цифровых, что сократит количество справок и других форм отчетности. К 2019 году оцифрованный документооборот будет размещен на “облачных” серверах. Запуск пилотного проекта по анализу «больших данных» и принятия решений в области государственного и муниципального управления планируется в 2022 году.

Умные города

Реконструкция крупных российских городов с внедрением в них цифровых технологий управления энергетическими и водными ресурсами стартует в 2018 году. В планах запуск проектов автоматизированного парковочного пространства и беспилотного общественного транспорта. Конкретный список муниципалитетов, впрочем, пока не оглашают.

Жителям отдаленных населенных пунктов с населением более 1000 человек будут обеспечены широкополосным доступом к интернету на скорости в 100 мегабит в секунду, а операторов сотовой связи будут стимулировать вводить сети пятого поколения (5G).

О пунктах программы, касающихся информационной безопасности и цифрового здравоохранения, издание не предоставило подробной информации.

В целом исполнение правительственной программы рассчитано на срок до 2024 года.

Напомним, во время «Прямой линии» президент России Владимир Путин заявил, что .

Подписывайтесь на канал Forklog в YouTube !

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Подписаться на новости Forklog

Подписаться


Похожие материалы