Стратегические приоритеты развития экономики россии


Ермакова Ж.А., Боброва В.В., Шестакова Е.В., Корабейников И.Н., Бурдюгова О.В., Прытков Р.М., Докашенко Л.В., Никулина Ю.Н., Холодилина Ю.Е., Полякова И.Л., Гуленина С.В., Денисова Е.И., Баймуханбетова А.Ж., Бобрешова И.П., Юмашева И.А., Морозова П.В.


Аннотация:

В монографии раскрыты теоретико-методологические и практические аспекты, связанные с осуществлением процесса технологической модернизации промышленности регионов Российской Федерации с учетом особенностей и специфики территорий. Разработаны концепция и механизмы управления технологической модернизацией промышленности региона. Рассмотрена производственная специализация региона, проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в продовольственном секторе. Обоснована концепция формирования интегративного механизма самоорганизации производственно-эконо-мических систем. Представлены проблемы и перспективы развития регионального рынка информационных услуг. Особое внимание уделено анализу структурных изменений на стратегическую устойчивость предприятия, поиску эффективных стратегий реструктуризации. Исследована роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики, выделены особенности конъюнктуры регионального рынка труда. Разработаны мероприятия в рамках обеспечения занятости молодежи на уровне региона. Рассмотрена трансформация системы управления персоналом на основе внедрения профессиональных стандартов. В работе обоснованы основные направления развития сферы сервиса и туризма в регионе. Большое место занимает рассмотрение особенностей, перспектив разработки и внедрения региональных стандартов в индустрии туризма и сервиса. Проанализировано современное состояние и тенденции развития детско-юношеского туризма в регионе. Разработан механизм развития физкультурно-оздоровительных услуг. Выделены особенности формирования и влияния на развитие туризма бренда территории. Работа адресована как теоретикам в области государственного регулирования, так и государственным служащим, занимающимся разработкой стратегий развития промышленного комплекса. Книга может быть полезна руководителям промышленных предприятий, научным работникам, преподавателям вузов, аспирантам и слушателям магистратуры, студентам экономических специальностей, а также всем, кто интересуется данной проблематикой.

Источники:
1. American Marketing Association. URL: http:// www.ama.org.
2. Busch, P. Marketing Strategic Foun-dation / P. Busch, M. Houston. – L., 1988.
3. Chernatony, L. Brand Consultant’s Pers-pectives On The Concept of «The Brand» / L. Chernatony, D. F. Riley // Marketing and Research Today, The Journal of the European Society for Opi-nion and Marketing Research. – 1997. – Vol. 25. – № 1. P. 45 53.
4. D’Alessandro, D. Brand Warfare: 10 Rules for Building the Killer Brand / D. D’Alessandro. – N. Y., 2001.
5. Rainisto, S. Success factors of place marketing a study of place marketing practices in Hothern Europe and the United States / S. Rainisto. – Режим доступа: http://lib.tkk.fi/Diss/2003/isbn95122668 49/ isbn9512266849.pdf.
6. Анхольт, С. Бренд Америка. Мать всех брендов / С. Анхольт, Дж. Хильдрет / пер. с англ. А. Дадыкина, М., 2010.
7. Аронов, Г.З. Формирование механизма повышения качества и доступности услуг сферы физической культуры на основе муниципально-частного партнерства: автореф. дис. … д. экон. наук. 08.00.05 / Г.З. Аронов. – Санкт-Петербург: СПГЭУ, 2014.
8. Баскакова, И. Использование кластерного анализа в оценке социального измерения бренда территории / И. Баскакова, З. Степанова // PERSPECTIVES OF INNOVATIONS, ECONOMICS AND BUSINESS. – 2009. – № 2. – С. 54 57.
9. Батуева, Т. Хочешь привлечь инвестора – подчеркни свое отличие! / Т. Батуева // Губернский. Деловой журнал. [Электронный ресурс.]. – URL: http://www.gubernskiy.ru/archive/2009/3/1737.
10. Бахвалова, А.А. Новые методы и инструменты развития детско-юношеского туризма в современных экономических условиях / А.А. Бахвалова // Журнал правовых и экономических исследований. – 2015. – № 1. – С. 219 222.
11. Бескровная, В.А. Государственное регулирование сферы физкультурно-спортивных услуг (методологические и организа-ционно-экономические основы): автореф. дис. … д. экон. наук. 08.00.05 / В.А. Бескровная. – Санкт-Петербург: СПГУФК, 2008.
12. Бойетт, Д., Бойетт Дж. Гуру маркетинга / Д. Бойетт, Дж. Бойетт. – М., 2004.
13. Бородунова, М.В. Отличительные признаки физкультурно-оздоровительной услуги / М.В. Бородунова // Экономика и управление. – 2015. – № 4 (125). – С. 122 124.
14. Бурдюгова, О.В. Организация отдыха детей: нормативно-правовое регулирование, формы и функции / О.В. Бурдюгова, П.В. Морозова // Современные научные исследования и инновации: электронный научно-практический журнал. – 2016. – № 5(61). Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/category/08 00-00-economics/.
15. Бурдюгова, О.В. Специфика услуг детского отдыха / О.В. Бурдюгова, П.В. Морозова // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей международной научно-практической конференции. – Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕ-ГА САЙНС» (Уфа). – Екатеринбург. – 2015. – С. 147 152.
16. Важенина, И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 91 101.
17. Важенина, И.С. О сущности бренда территории / И.С. Важе-нина // Экономика региона. – 2001. – № 3. – С. 18 23.
18. Ветитнев, А.М. Управление рынком детского туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 138 с. – (Научная мысль). ISBN 978 5-16-005658-6.
19. Ветитнев, А.М. Управление рынком детского оздоровитель-ного туризма: монография / А.М. Ветитнев, Е.В. Оргина. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 138 с. – (Научная мысль. Туризм). – На обл. и тит. л.: Электронно-библиотечная система znanium.com. – Библиогр.: с. 111 120. – Прил.: с. 121-136. – ISBN 978-5-16-005658-6.
20. Волгунов, В.А. Летняя педагогическая практика: учеб. пособие / В.А. Волгунов. Арзамас: АГПИ, 2010. – 101 с.
21. Вязикова, Г.В. Развитие и оценка маркетинговой деятель-ности организаций физкультурно-оздоровительной сферы: автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 / Г.В. Вязикова. – Оренбург: ОГУ, 2015.
22. Голикова, О.М. Особенности сервисного пространства в детском туризме / О.М. Голикова // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – Т. 8, № 3 (50). – С. 35 43.
23. ГОСТ Р 52024 2003 «Физкультурно-оздоровительные услуги».
24. Гришин, С.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию кластеров в сфере детско-юношеского туризма / С.Ю. Гришин, Г.А. Карпова // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2015. – № 3. – С. 82 86.
25. Енченко, И.В. Развитие услуг сферы физической культуры и спорта в России: автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 / И.В. Енченко. – Санкт-Петербург: СПГЭУ, 2015.
26. Ермакова, Ж.А. Финансовое обеспечение формирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» / Ж.А. Ермако-ва. Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: сб.ст. междунар. науч.-практ. форума (Пермь, 15 17 мая 2013.) – Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. – С. 333-337.
27. Зоричева, Н.М. Управление развитием сферы услуг детского отдыха: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Н.М. Зоричева. – Спб: СпбГЭУ, 2014.
28. Зуй, С.Б. Информационная база реестра аттестованных туристских кадров как ресурс для развития системы детско-юношеского туризма и краеведения / С.Б. Зуй, Д.В. Смирнов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 1. – С. 150 – 155.
29. Информационно-туристический портал г. Соль-Илецка Оренбургской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://солёнка.рф.
30. Кадочкина, Ю.А. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере спортивно-оздоровительных услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 / Ю.А. Кадочкина. – Санкт-Петербург: СПГЭУ, 2015.
31. Классификация услуг детского туризма. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/.
32. Корабейников И.Н. Развитие регионального туризма на основе кластерного подхода / И.Н. Корабейников, Ю.Е. Холодилина // Известия Оренбургского государственного аграрного университе-та. – 2015. – № 2 (52). – С. 243 246.
33. Корабейников, И.Н. Продовольственное обеспечение туристско-рекреационных кластеров (на примере курорта «Соленые озера») / И.Н. Корабейников, И.Л. Полякова // Казанская наука. – 2014. – № 6. – С. 81 84.
34. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М., 1990.
35. Лебедева, О.Е. Перспективы развития детско-юношеского туризма / О.Е. Лебедева // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2014. – № 24. – С. 141-144.
36. Линч, К. Образ города / К. Линч. – М.: Стройиздат, 1982.
37. Международные стандарты в сфере гостеприимства. Требо-вания ВТО. Особенности их внедрения и поддержания. Учебно-ме-тодическое пособие. Москва, 2007. – 96 с.
38. Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. – Режим доступа: http://minsportturizm.orb.ru /userfiles/ufiles/ FKiS/Statistics/2016/prilozhenie_12_2015.pdf.
39. Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. – Режим доступа: http://minsportturizm.orb.ru /sport/statistika/.
40. Морозова, П.В. Организация летнего отдыха детей и подростков в Оренбургской области / П.В. Морозова // ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. – Издательство: ООО «Инс-титут управления и социально-экономического развития». Саратов. – 2016. – С. 923 927.
41. Научно-практические рекомендации по разработке стандартов гостеприимства туристских дестинаций. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУТИС». – 60 с.
42. Нормативно-правовые документы при организации детско-го отдыха в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/ конвенция о правах ребенка/all:11.
43. Образование Оренбуржья в цифрах и фактах: информацион-но-аналитический сборник. – Оренбург, 2015. – Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/razvitie/2015-sbornik_prev.pdf.
44. Овчинников, И.А. Сегментация рынка спортивно-оздорови-тельных услуг / И.А. Овчинников // Сервис в России и за рубежом. – 2010. – № 1 (16). – С. 181.
45. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви / пер. с англ. – М., 2003.
46. Органы управления туризмом субъектов Российской Федерации. – Режим доступа: http://russiatourism.ru/upload/iblock/86e/ Органы управления туризмом на 06.05.2016.pdf.
47. Оргина, Е.В. Формирование системы управления детским оздоровительным туризмом в РФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Е.В. Оргина. – 2012.
48. Официальный сайт Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху». – 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moo-sdo.ru/.
49. Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области. Организация отдыха и оздоровления детей в 2016 году. – Режим доступа: http://www.msr.orb.ru/posts/24811.
50. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. – Режим доступа: http://www. russiatourism. ru/.
51. Полякова, И.Л. Развитие региональных туристско-рекреа-ционных комплексов: дис. канд. экон. наук / И.Л. Полякова. – Оренбург – 2013. – 204 с.
52. Полякова, И.Л. Стандартизация в региональной индустрии гостеприимства: направления, основные этапы разработки и внедрения / И.Л. Полякова, Ж.А. Ермакова // Вестник Оренбургского государственного университета – 2015. – № 8 (183). – С. 116 121.
53. Приказ Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». – [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/708433 54.
54. Прытков, Р.М. Необходимость и средства популяризации туристских ресурсов Оренбургской области / Р.М. Прытков // Россия – Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2016. URL: https://regrazvitie.ru/wp-content/uploads/2016/01/Prytkov.pdf.
55. Прытков, Р.М. Основные направления появления, формирования и продвижения новых туристских продуктов на современном туристском рынке / Р.М. Прытков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. – Систем. требования: IBM PC 686 (Pentium II, K6 2); MS Windows9.x/NT 5.x; процессор 233 МГц; оперативная память 128 Мб; доп. программные средства: веб-браузер; Adobe Acrobat Reader XI – Загл. с этикетки диска. – С. 881-884.
56. Разумова, И.С. Разумный фитнес / И.С. Разумова // Управле-ние компанией. – 2013. - № 9. – С. 4 6.
57. Региональный реестр учреждений и организаций Оренбург-ской области, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровле-ния детей. – Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/Info/ SocialServices/SocZashita/ reestr/?printVersion=true.
58. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 1266 с. – ISBN 978 5-89476-411-5. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/ reg-pok15.pdf.
59. Романова, Н.В. Социально-экономические условия развития детско-юношеского туризма в России:автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Романова. – Москва, 2005. – 23 с.
60. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб. / Росстат. – М., 2015. – 728 с. – ISBN 978 5-89476-412-2. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/year/ejegod-15.pdf.
61. Рудая, Е.О. Основы бренд-менеджмента / Е.О. Рудая. – М., 2006.
62. Русакова, О.Ф. PR-дискурс. Теоретико-методологический анализ / О.Ф. Русакова, В.М. Русаков // Общая характеристика имиджа и бренда. Сходства и отличия // Международная академия дискурс исследований. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.madipi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27%3Apr-&catid=59%3Apr----&Itemid= 10&limitstart=12/.
63. Рыкова, И.В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития / И.В. Рыкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 3. – С. 95 108.
64. Серегина, Е.В. Трансакционные издержки формирования института бренда / Е.В. Серегина, Е.В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – С. 42 51.
65. Смирнова, У.Г. Теоретические и организационно-методические основы развития детско-юношеского туризма в Рос-сийской Федерации: монография / У.Г. Смирнова, М.А. Морозова, В.П. Пилявский. – СПб: Изд-во КультИнформПресс, 2015. – 204 с.
66. Степанычева, Е.В. концептуальный подход к формирова-нию бренда территории / Е.В. Степанычева // Социально-экономи-ческие явления и процессы. – 2012. – № 12(046). – С. 288 295.
67. Тарнавский, В. Страна как бренд / В. Тарнавский // Management.com.ua. Интернет-портал для управленцев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management. com.ua/cases/case026.html.
68. Тихонова, Н.С. Необходимость стратегического планирова-ния территории в условиях рынка / Н.С. Тихонова // Известия Санкт-Петербургского Университета Эконо-мики и Финансов. – 2007. – № 1. – С. 12.
69. Туризм в цифрах 2012: Стат. сб./ ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. – М., ИИЦ «Статистика России», 2012. – 39 с.
70. Туризм в цифрах 2013: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. – М., ИИЦ «Статистика России», 2013. – 39 с.
71. Туризм в цифрах 2014: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. – М., ИИЦ «Статистика России», 2014. – 39с.
72. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/ cbsd/dbinet.cgi/ dbinet.cgi?pl=9300138.
73. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». – [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. Министерство культуры Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/ detail/28/.
74. Федеральный закон № 132-ФЗ от 4 октября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181793;fld=134;from=1296328;rnd=184768.521339369006455;;ts=01847686787334105465561.
75. Ханов, Г. Киров как бренд неузнаваем / Г. Ханов // Navigator-kirov.ru. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.navigator-kirov.ru/interview/260.html.
76. Цыпин, А.П. Cтатистика в табличном редакторе microsoft excel: лабораторный практикум / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 288 с.
77. Шубарин, И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 / И.В. Шубарин. – Екатеринбург: УГАФК, 2004.
78. Якунин, В.Н. Видовые особенности и классификация туризма в современной историографии / В.Н. Якунин // Наука – промышленности и сервису. – 2015. – № 10. – С. 183 190.

Ежегодно перед каждым государством ставятся определенные экономические задачи. В первую очередь они зависят от качеств рыночной экономики. Демократическая система правления имеет множество недостатков. Это требует своевременного вмешательства в экономику государства. В настоящее время это вмешательство подверглось серьезной переориентации. Рассмотрим, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Также постараемся найти ответы на вопрос, от чего зависит благосостояние граждан и страны в целом.

Социально-экономическая политика России и ее основные направления

Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Отсутствие его регулирования может привести к серьезным негативным последствиям. Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Это существенно увеличивает эффективность экономики. Интерес государства состоит в обеспечении правовой надежности социально-экономической деятельности. Это необходимо для того, чтобы можно было в полной мере пользоваться ее результатами. В экономике Российской Федерации существует ряд негативных аспектов, которые и призвана устранить социально-экономическая политика РФ. К ним можно отнести:

  • Неспособность рыночной экономики сохранить ограниченные ресурсы.
  • Невозможность обеспечить в должной мере охрану окружающей среды от негативных последствий деятельности человека.
  • Отсутствие нормативов, регулирующих применение ограниченных ресурсов, которыми располагает природа.
  • Нехватка стимулов для создания товаров и услуг общественного пользования (строительство дорог и т. п.).
  • Отсутствие ответственности за последствия, которые влекут за собой принятые правительством решения.
  • Невозможность обеспечить гарантирование прав граждан на труд.
  • Ориентирование экономики на удовлетворение потребностей тех слоев населения, которые готовы платить за товары и услуги.
  • Нестабильность развития страны.

Необходимость проведения государством социально-экономической политики

Поскольку ежегодно масштабы производства увеличиваются, то возникает необходимость в постоянных глобальных инвестиционных вливаниях в экономику. Это не под силу даже самым крупным отечественным предприятиям. Именно поэтому крайне важно держать под контролем политики экономику страны. В Российской Федерации в настоящее время существует множество предприятий, деятельность которых контролируется государством. Они никак не могут быть переданы в частный бизнес. Государство при управлении экономикой преследует исключительно цели глобального масштаба. Это обеспечивает поддержание на должном уровне макроэкономического баланса. Кроме того, гарантируется общественное производство, чего никогда не обеспечит частный бизнес.

Цели и приоритеты государственной политики могут меняться. В первую очередь их определяют особенности экономического развития страны в данный период времени. Поэтому правильная постановка целей крайне важна для российского государства. Это определяет его дальнейшее развитие.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие приоритеты:

  • Обеспечение поддержки финансовой системы государства, формирование ее устойчивости к действию различных факторов, уменьшение инфляции.
  • Принятие мер по увеличению притока в страну инвестиций, уменьшение давления на частных предпринимателей, формирование конкуренции.
  • Поддержание на должном уровне социального развития, направление инвестиций в человеческий капитал.
  • Усовершенствование инновационных секторов экономики.
  • Улучшение оборонного комплекса.
  • Обеспечение сбалансированного развития регионов.
  • Диверсификация экономики.
  • Адаптация экономики России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВТО.

Долгосрочный план по экономическому развитию

Для обеспечения экономического роста государства крайне важно формирование долгосрочного плана по экономическому развитию, так как это помогает определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике.

Концепция, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию государства до 2020 г., установлена в соответствующем распоряжении. Главными приоритетами, которые она закрепляет, являются:

  • Улучшение благосостояния граждан России.
  • Принятие мер по улучшению уровня национальной безопасности страны.
  • Высокая динамика развития экономики.
  • Укрепление позиций, занимаемых Российской Федерацией на мировом рынке.

Обеспечению нормального развития государства способствуют цели, которые ставятся перед российским правительством при определении своей политики. Четкое следование этим целям обеспечит положительную динамику в развитии государства. Можно выделить следующие основные цели экономической политики:

  • Формирование наиболее актуальной структуры общественного производства.
  • Стимулирование увеличения объема производства.
  • Обеспечение максимальной занятости населения.
  • Правильное распределение дохода.
  • Поддержание на рынке стабильных цен и формирование гибкой ценовой политики.
  • Уменьшение негативных последствий инфляции.
  • Обеспечение сохранности природных ресурсов.

Достижение этих целей позволит повысить уровень развития экономики России, от чего зависит богатство и процветание страны. Однако при таком раскладе могут появиться определенные противоречия. Например, наращивание объемов производства может привести к ухудшению состояния окружающей среды. Именно поэтому крайне важно определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Это будет способствовать устранению противоречий между целями и поможет выработать правильную методику управления государством.

Меры по реализации направлений, установленных социально-экономической политикой России

Проведение пересмотра программ, утвержденных государством, что поможет привести их в соответствие с финансовыми возможностями государства.

Утверждение «дорожных карт», что будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Принятие мер по совершенствованию налогового администрирования, что поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и привлечет дополнительные средства для развития отечественного предпринимательства в качестве инвестиций.

Разработка предложений, способствующих развитию моногородов в комплексе, ликвидация аварийного жилого фонда.

Принятие мер по усовершенствованию государственной долговой политики субъектов РФ.

Необходимо усовершенствовать закон о занятости населения.

Формирование более сплоченных межбюджетных отношений.

Ускорение процесса принятия федеральных законов.

Основные стратегические задачи, которые ставятся перед экономической политикой государства

Достижение макроэкономической стабильности.

Координирование стратегического и бюджетного планирования.

Обеспечение поддержания инноваций.

Улучшение качества человеческого капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение макроэкономической стабильности, как одна из основных целей экономической политики

Данная цель предполагает создание сбалансированного бюджета, постепенное ежегодное снижение дефицита бюджета и сведение его к минимуму, возможность предсказания параметров инфляции.

В перспективе предусматривается ограничение использования доходов от добычи нефти и газа, обеспечивая сбалансированность бюджета РФ при разумных прогнозных показателях стоимости нефти.

Меры по обеспечению координации бюджетного и стратегического планирования в долгосрочной перспективе

Стратегические задачи государства в обязательном порядке необходимо оценивать в соответствии с приоритетами. Для этого их следует сопоставить с имеющимися реальными возможностями, от чего зависит богатство и процветание страны. Лишь применение комплексного подхода с учетом всех прошлых проблем позволит эффективно распределить ресурсы государства по направлениям экономической политики.

При этом любое решение должно приниматься лишь после предварительного анализа возможностей его финансового обеспечения и того, как оно повлияет на достижение главных стратегических целей, которые стоят перед государством.

Разработка и внедрение инструментов, необходимых для обеспечения поддержки инноваций

Государство в обязательном порядке должно применить комплексный подход при формировании благоприятной инвестиционной среды. Для этого необходимо обеспечить в стране макроэкономическую стабильность, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также устранить имеющиеся административные барьеры.

Улучшение качества человеческого капитала

При осуществлении модернизации крайне важно наличие квалифицированных специалистов, а потому государство должно уделять внимание качеству образования и контролировать проведение профессионального обучения.

Помимо образования необходимо совершенствовать систему отечественных научных школ, привлекать к процессу обучения иностранных специалистов. Также нужно направить силы на создание достойных условий труда и повышение работоспособности, для этого следует внести ряд поправок в "Закон о занятости населения".

Таким образом, основные приоритеты экономической политики России определяются спецификой переходного периода на новый инновационный уровень, который ориентируется на социальные потребности. Для выхода российского государства на новую ступень развития необходимо установить правильные долгосрочные цели и приоритеты, которые будут определять весь необходимый комплекс преобразований в экономике государства.

Москва, 16 марта - "Вести.Экономика". Президент РФ Владимир Путин поручил к 15 апреля 2018 г. подготовить проект указа о национальных целях развития РФ до 2024 г., сообщается на сайте главы государства. Стратегия развития страны из 10 нацпроектов будет подготовлена на основе послания Федеральному собранию 1 марта.

Владимир Путин 1 марта в послании Федеральному собранию назвал основные приоритеты развития страны на ближайшие годы.

России предстоит в ближайшие годы увеличить рост экономики и улучшить жизнь людей, заявил российский лидер.

Он поставил цель снизить уровень бедности стране в 2 раза и вывести Россию в топ-5 экономик мира.

"Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза", - заявил Путин.

Эти основные приоритеты невозможно достичь без технологического прорыва и цифровизации экономики, увеличения расходов на образование, науку, которые повысят производительность труда и экономическую эффективность.

Глава государства поставил задачу увеличить расходы на медицину и социальное обеспечение.

Все эти цели отражены в поручении президента для разработки стратегии развития страны.

Администрации президента РФ поручено обеспечить разработку проекта указа главы государства, определяющего:

а) национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года, включая: увеличение народонаселения, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году; повышение уровня жизни граждан, устойчивый рост их реальных доходов и рост уровня пенсий выше инфляции, снижение вдвое уровня бедности в стране; вхождение в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых; обеспечение комфортной среды, включая улучшение жилищных условий не менее чем 5 миллионов семей ежегодно; создание условий для самореализации граждан, в том числе формирование механизмов поиска и поддержки талантов;

б) национальные цели, соответствующие целевые показатели и стратегические задачи по следующим направлениям: здравоохранение, образование, демография, жилье и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, безопасные и качественные дороги, экология, цифровая экономика;

в) целевые параметры и основные задачи комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, разрабатываемого на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации.

10 нацпроектов определят стратегию России

Ручное управление невозможно при решении задач мартовского послания президента РФ, заявил помощник главы государства Андрей Белоусов в пятницу. Для выполнения задач послания будут разработаны 10 нацпроектов.

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации послания Федеральному собранию. Так считает помощник президента Андрей Белоусов. Он сообщил, что по ключевым направлениям будут созданы десять нацпроектов.

"Те задачи, которые стоят в нынешнем послании - они более масштабны, чем в указах 2012 г., и сохранение ручного управления здесь невозможно. Оно не справится с теми задачами, которые стоят перед страной в долгосрочной перспективе", - отметил Белоусов.

"Нужен другой механизм. Мы предполагаем, что по каждому из этих 10 направлений будут сформированы национальные проекты или программы - там, где проект не годится, где нужен другой инструмент. По некоторым из направлений программы уже существуют и они будут отформатированы и расширены. Совершенно меняется механизм работы министерств - министры становятся ключевыми фигурами, ответственными за реализацию этих программ. Ответственность будет персональная", - отметил помощник президента РФ.

Для выполнения стратегии развития по посланию президента будет разработано 5 социальных проектов и 5 экономических проектов. В социальные проекты войдут здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, демография.

Экономические проекты будут направлены на повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, транспортной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, поддержку экспорта.

Президент РФ:

"Нам необходимо серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.

На принципах справедливости и адресности нужно выстроить всю систему социальной помощи. Мы много об этом говорим, но это нужно в конце концов сделать. Её должны получать граждане, семьи, которые действительно нуждаются".

Концепция 2020 базируется на двух основаниях - новой модели экон роста и новой соц политике. России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и гос перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.

Одна из основных идей Стратегии 2020 -задействовать человеческий и научный потенциал. Новая соц политика должна учитывать как интересы незащищенных слоев населения, так и среднего класса.

Новая модель роста реализуется при снижении инфляции и при регулировании расходов бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это надо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован.

Второй комплекс мер-это снятие институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка дать волю бизнесу, развить конкурентную среду. Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе -отрасли развития человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. Здесь у России есть конкурентные преимущества, но они недофинансируются и неэффективно управляются. В основе предложений Стратегии-2020 в соц сфере -закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Также концепцией предусмотрено равенство организаций всех форм собственности при оказании бюджетных услуг.

К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).

Разработчики концепции рассматривали несколько сценариев - инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп.

Планирование и прогнозирование экономического роста

Экон рост – положит изменение результатов развития экономики и применения ее ресурсов. Конечная цель экон роста – повышение благосостояния граждан

Для изменения экон роста исп-ся след показатели: темп роста, темп прироста

Темп роста показ ск-ко % составляет один показатель от др показателя

Темп роста

Показатель в базовом периоде

Показатель в отчетном периоде

Темп прироста показ на сколько % увеличится тот или иной показатель по сравнению с начальным значением

Для планир-я и проноз-я экон роста м\т исп-ся модели:



экстенсивного экон роста (планир-ся и прогнозир-ся использование имеющихся производств-х возможностей и ресурсов, т.е имеющегося сырья, осн фондов, капитала)

интенсивного экон роста (планир-ся исп-е НТП)

Планирование развития основных секторов национальной экономики

К системе рабочих органов Правительства РФ, принимающих участие в регулировании экономики и плановой работе, относятся:

а) Минэкономразвития РФ, Минфин РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство энергетики РФ, Министерство труда и соц защиты РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство образования и науки РФ; Центральное место в системе этих органов занимает Минэкономразвития РФ. Министерство осуществляет :

1. Мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие РФ.

2. Разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов.

3. Ведение реестра целевых программ ведомств. И другое

Приоритеты развития экономики

  • Развитие автомобилестроения, приборостроения и нефтехимии.
  • Развитие самолётостроения и точного машиностроения.

А) Особенности ЭГП. Состав: 14 субъектов РФ. Имеет выгодное экономико-географическое положение.

Ускоренное экономическое развитие может обеспечить рост инвестиций. В 2005 г. объем инвестиций в ПФО составил 16, 2% всех инвестиций России (третье место среди федеральных округов страны). Индекс физического объема инвестиций в 2006 г. к 2005 г. приблизительно равнялся общероссийскому показателю и составлял 110, 8%.

На большей части территории ПФО (южнее линии Нижний Новгород - Пермь) природные условия благоприятны для жизни людей и ведения хозяйственной деятельности. Эта часть округа расположена в зонах степи, лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. Лето здесь продолжительное и теплое (средняя температура июля +22, 5 °С), зима - сравнительно мягкая (средняя температура января - 12, 5 °С), количество осадков примерно равно испаряемости (коэффициент увлажнения около 1, 0). Преобладают плодородные черноземы и серые лесные почвы, расположенные на слаборасчлененной равнине. В северной части округа, расположенной в зоне тайги, преобладают неплодородные подзолистые почвы, высока степень заболоченности территории из-за избыточного увлажнения, зимы более продолжительные и холодные (средняя температура января ниже - 15 °С), имеются участки со сложным горным рельефом (западные склоны Уральских гор в Пермском крае). В итоге развитие многих отраслей экономики здесь существенно затрудняется природными условиями.

Б) Основные природные ресурсы округа. Из природных ресурсов наибольшее значение в ПФО имеют месторождения топливных полезных ископаемых. Разнообразными рудными и нерудными полезными ископаемыми отличается восточная часть округа (западные склоны Уральских гор в Пермском крае, Республике Башкортостан, Оренбургской области). Здесь расположены крупные месторождения калийных и поваренных солей, редких строительных материалов (гранита, мрамора и др.) а также небольшие месторождения меди, никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, алмазов, фосфоритов (Кировская область), самородной серы (Самарская область), известняков (Самарская и Саратовская области) и других часто встречающихся строительных материалов (глин, песков, гравия и др.)

Водные ресурсы - это Волга и ее притоки, р. Урал. Лесные ресурсы сконцентрированы на севере округа (Пермский край и Кировская область), где лесами покрыто более половины территории. В южной части округа (Саратовская область, юг Оренбургской области) лесов практически нет.

Б) Население. В ПФО проживает более 1/5 населения России, что соответствует второму месту среди федеральных округов. Самым многонаселенным регионом в этом округе является Республика Башкортостан, где проживает более 4 млн человек. По показателю плотности населения ПФО принадлежит третье место в стране после Центрального и Южного округов.

Удельный вес городского населения в ПФО меньше, чем средний показатель по стране (пятое место среди федеральных округов России). Города-миллионеры - Нижний Новгород (1278, 3 тыс. жителей в 2007 г.), Самара (1139, 0 тыс. жителей), Казань (1116, 0 тыс. жителей) и Пермь (990, 2 тыс. жителей).

Возрастная структура населения в ПФО более старая, чем по России в целом. Коэффициент естественного прироста отрицательный и в 2006 г. составил - 5, 5 человек на 1000 жителей. Особенно значительной естественной убылью населения отличаются Нижегородская, Кировская и Пензенская области - менее - 8, 0 человек на 1000 жителей. Коэффициент миграционного прироста положительный, в 2006 г. он составил 0, 1 человек на 1000 жителей. Численность экономически активного населения в 2005 г. составляла 15, 7 млн человек, а занятых в экономике - 14, 5 млн. Уровень безработицы, рассчитанный по методу МОТ, почти равен среднероссийскому показателю (7, 3%). ПФО является одним из самых многонациональных в Российской федерации, в нем проживают около 140 народов и этнических групп, том числе русские (более 70%), татары, башкиры, чуваши, удмурты, в мордва, марийцы, коми-пермяки, а также представители других наций, национальностей и этнических групп.

В) Основные отрасли специализации хозяйства округа. В наши дни в ПФО основными отраслями рыночной специализации являются в промышленности - нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, машиностроение (особенно автомобилестроение), черная и цветная металлургия, химическая промышленность, пищевая промышленность, а в сельском хозяйстве - производство зерна и подсолнечника, овощеводство, мясомолочное скотоводство.

Произведенный в ПФО валовой региональный продукт составляет примерно 1/6 часть всего продукта Российской Федерации. Основной производственный потенциал сосредоточен в республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Самарской и Нижегородской областях.

В 2005 г. на долю ПФО приходилось 22, 3% объема промышленного производства страны (второе место среди федеральных округов). Структуру промышленности составили: обрабатывающие производства - 71, 6%, добыча полезных ископаемых - 16, 9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11, 5%. В 2005 г. на долю ПФО приходилось 22, 3% объема промышленного производства страны (второе место среди федеральных округов). Структуру промышленности составили: обрабатывающие производства - 71, 6%, добыча полезных ископаемых - 16, 9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11, 5%.

Машиностроение и металлообработка. Доля этой отрасли в объеме промышленной продукции составляет 28, 6%. Машиностроительный комплекс округа занимает первое место в России по производству товарной продукции, обеспечивая более "/3 (34, 7%) общероссийского производства продукции машиностроения и металлообработки.

В округе действуют автомобилестроительные (АвтоВАЗ в Тольятти, АвтоГАЗ в Нижнем Новгороде, АвтоУАЗ в Ульяновске, КамАЗ в Набережных Челнах, заводы в Ижевске, Елабуге и Павлово), судостроительные (в Нижнем Новгороде, Зеленодольске и других городах), станкостроительные и моторостроительные предприятия (90% автомобилей страны производится здесь).

Топливная промышленность. В этой отрасли производится более /4 промышленной продукции округа (26%,), приблизительно такая же ее доля в общероссийском производстве продукции - 27, 4%.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Удельный вес химической и нефтехимической промышленности в промышленном производстве составляет 10, 8%.



Электроэнергетика. Доля отрасли в объеме промышленной продукции составляет 9, 8%.

Пищевая промышленность. В объеме промышленной продукции удельный вес отрасли составляет менее 10% (8, 4%), однако это соответствует 15, 3% общероссийского объема производства продукции пищевой промышленности (третье место среди федеральных округов).

Лесная промышленность. Крупными объемами лесозаготовки и деревообработки отличаются северные регионы округа, богатые лесными ресурсами (Пермский край, Кировская область). Мощные целлюлозно-бумажные комбинаты действуют в Нижегородской области (Балахна) и Пермском крае (Пермь, Соликамск, Краснокамск).

Суммарная площадь сельскохозяйственных угодий ПФО в 2005 г. составила 51, 8 млн га, из них пашня - 35, 3 млн га. По объему сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Приволжский федеральный округ занимает первое место среди федеральных округов страны. На долю макрорегиона в 2005 г. приходилось более 1/4 (26, 1%) общероссийского показателя объема продукции сельского хозяйства. Структура производства характеризуется небольшим преобладанием растениеводства, на которое приходится 52, 1%. Доля животноводства составляет 47, 9%.

В посевных площадях доминирует пшеница, выращиваются также рожь, овес, ячмень, крупяные культуры, сахарная свекла, подсолнечник. Развито производство картофеля и овощных культур.

Регионы ПФО имеют довольно развитую транспортную инфраструктуру, представленную практически всеми видами наземного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт.

Крупнейшие города ПФО - Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь, Саратов - являются центрами непроизводственной сферы всероссийского значения. В них сосредоточены многочисленные научно-исследовательские организации, учреждения высшего образования, культурные и исторические достопримечательности.

Регионы, входящие в состав ПФО, занимают четвертое место среди федеральных округов по объему внешнеторгового оборота. В 2005 г внешнеторговый оборот макрорегиона достиг 27, 4 млрд. дол. США, что составляет 10, 6% от общероссийского оборота товаров и услуг.

На долю экспорта приходится 84, 9% внешнеторгового оборота регионов округа. Основные продукты экспорта - топливно-энергетические товары (61% от общего объема экспорта регионов округа), продукция химической промышленности (17, 9%), машины, оборудование и транспортные средства (9, 9%), металлы и изделия из них (6, 1%). Экспорт осуществляется преимущественно в страны дальнего зарубежья (83, 4% от объема вывозимой продукции).

Основные продукты импорта - машины, оборудование и транспортные средства (48, 9% от общего объема импорта регионов округа), продукция химической промышленности (13, 6%), топливно-энергетические товары (11, 8%), продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров (10, 8%), металлы и изделия из них (7, 7%).

В Приволжском федеральном округе можно выделить три части, различающиеся в социально-экономическом отношении: 1) Волго-Вятский подрайон; 2) подрайон Среднего Поволжья; 3) Предуральский подрайон;

Волго-Вятский подрайон - самый малонаселенный и бедный природными ресурсами, со сравнительно неблагоприятными природными условиями в своей заволжской части. Безусловным лидером в развитии хозяйства является Нижегородская область, выделяющаяся особенно высоким уровнем развития машиностроения.

Самый слаборазвитый в социально-экономическом отношении регион не только в Волго-Вятском подрайоне, но и во всем Приволжском федеральном округе - Республика Марий Эл.

Машиностроение (электротехника, станкостроение, точное машиностроение и др.) является главной отраслью промышленности и в остальных регионах Волго-Вятского подрайона.

Особенно благоприятным экономико-географическим положением, способствующим развитию хозяйства, отличаются регионы, расположенные на пересечении главных сухопутных транспортных магистралей и Волги, - Республика Татарстан и Самарская область.

По ежегодному объему выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников Приволжский федеральный округ находится в равной ситуации с Центральным. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят объекты теплоэнергетики, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного комплексов. Показатель улова загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в Поволжье составляет в среднем 55% (в том числе в Республике Татарстан - 42%, в Пензенской области - менее 40%), что значительно ниже, чем в среднем по России (77%). Доля передвижных источников загрязнения воздушной среды в суммарном объеме выбросов в атмосферу колеблется от 40% в Волгоградской, Пензенской и Самарской областях до 70% в Саратовской и Ульяновской областях.

Следует отметить сложную гидрохимическую обстановку на акватории Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Особо опасным загрязнителем водной среды является агропромышленный комплекс. Тревогу вызывает и состояние подземных вод, особенно в районах нефтедобычи.

В Поволжье остро стоит проблема безопасного уничтожения химического оружия, хранящегося на территории ряда областей, и ликвидации последствий уничтожения аналогичного оружия в 1950- I960 гг.

Экологические проблемы Волги особенно проявляются именно в Поволжском районе. Сильнейшее негативное воздействие на жизнедеятельность Волги оказало гидротехническое строительство. Создание водохранилищ на Волге вызвало усиление негативных береговых процессов.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Регионы ПФО имеют довольно развитую транспортную инфраструктуру, представленную практически всеми видами наземного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Помимо обеспечения потребностей округа железнодорожный транспорт имеет транзитное значение, связывая восточные и западные регионы России, а также центральноазиатские и европейские страны.

Важное транспортное значение имеет Волга с разветвленными судоходными притоками. Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по грузообороту речного транспорта.

По территории округа проходит ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Это система нефтепроводов «Дружба», идущая от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в европейские страны; две нитки нефтепровода Сургут-Полоцк; пять ниток магистрального газопровода Уренгой-Центр и одна экспортная Уренгой-Ужгород.