Налогообложение и его виды. Виды налогов. Основные элементы

Введение

2. Виды налогов

3. Основные функции налогов

3.1. Фискальная функция

3.2. Распределительная функция.

3.3. Регулирующая функция

3.4. Контрольная функция

3.5. Поощрительная функция

4. Статистика налогов

Заключение

Литература


Введение


Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не сле­дует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким обра­зом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собствен­ного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

Защита территории;

Выполнение управляющих и распределительных функций;

Поддержание внутреннего порядка;

Сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совер­шенствовались новые виды налогообложения. Показательным приме­ром может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами)

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, нало­говая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджет­ная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являют­ся продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государствен­ных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличе­нию, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, .Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, на­правленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование де­ловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:

В США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;

В Великобритании - с 45 до 35%;

Во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;

В Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В настоящей работе мы рассмотрим сущность налогов, их виды и основные функции.


1. Экономическая сущность налогов


Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разде­лением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". 1 В ис­тории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетво­рению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выража­ют обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы,

участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля­ясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдержи­вать) людей в



К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд. ; том 21, стр.171.


развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государ­ства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды госу­дарства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налого­вых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко ис­пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Имен­но налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, глав­ным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию со­циально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производст­ва - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех то­варов, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе­ления. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гра­ждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо­графические процессы, молодежную политику, иные социальные явле­ния.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий го­сударству в определенных законодательством размерах и в установ­ленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутрен­ней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильно­сти и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на­лог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

На налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про­центы, дивиденды, ренту);

Налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

Налог на имущество (предприятий и граждан);

Налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

Налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст­венной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюд­жетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, до­рожный фонд и т.д.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет зна­ние и понимание признаков налогов. К ним относятся:

1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, обра­зуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность - налоговые платежи обез­личиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств пред­приятий, организаций и населения по заранее установленным нормати­вам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

Налоговая система базируется на соответствующих законодатель­ных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по­строения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элемен­ты налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательст­вом уплатить налог.

2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачи­вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вно­сит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога - покупатель товара.

3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количест­венно, которые служат базой для исчисления налога.

4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характери­стика объекта налогообложения.

5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.

6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.

7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

8. Оклад налога.

9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен на­лог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимо­сти от просроченного срока.

10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение пла­тельщика от налога.

Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать зара­ботную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказы­вается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый способ - (от слова кадастр - таблица, справочник)

когда объект налога дифференцирован на группы по определенному призна­ку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочни­ки. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объек­та. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспорт­ных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация - документ, в котором платель­щик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой та­кого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на при­быль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получа­тель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подо­ходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выпла­ты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечис­ляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостат­ки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основ­ных принципов налогообложения.

Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.

Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа

заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относи­тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла­тить подушный налог, который для всех был одинаков.

Таблица 1, показывает, что для бедного человека такой налог мо­жет представлять тяжкое бремя, а для богатого - он совсем не ощутим.

Таблица 1.

« Влияние различных типов налогов на разные доходы».

Тип налога

Ставка

налога,

Размер дохода (р.) трёх субъектов в год

Налог

Чистый

доход

Налог

Чистый

доход

Налог

Чистый

доход

Подушный

Пропорцио-

нальный

Прогрес-сивный

Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по еди­ной ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же табли­ца показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весь­ма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему бо­лее справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высо­кие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо­лее уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, ко­торые передавали государю определенную сумму из собранных нало­гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на­логов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо­вольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре­мятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе­нии выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги бе­рут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значи­тельным.

4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные ве­щи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривает­ся более широко. Он предполагает экономическую эффективность на­логообложения.

Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться мень­шим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы­шать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого­вых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если устано­вить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщи­ков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщи­ки начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казно­крадство, налоги идут на строительство роскошных дач государствен­ных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмуще­ние плательщиков.

Рис. 1. Кривая Лаффера


5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви­нул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на­лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в со­временных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специ­альные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, ко­торые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплатель­щиков.

Выделяют также еще один принцип - системность налогообложе­ния.

Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

В настоящее время эти принципы расширены и дополнены эко­номической наукой в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается

далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва­ются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до­ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз­данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен­ной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для вос­приятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем ста­бильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предпри­ниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эф­фект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предприниматель­ства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъ­юнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные из­менения ставок, условий налогообложения, а тем более - самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогооб­ложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застыв­ших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налого­обложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает от­вечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объек­тивными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налого­вую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вно­сятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой сис­темы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключени­ем устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неиз­менными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки на­логов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут опреде­лить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повыше­ния на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изме­нения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринима­телей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сего­дняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, ак­цизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.



2. Виды налогов


Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего вре­мени является деление налогов по критерию отнесения налогообложе­ния к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на по­требление, на два основных вида - прямые и косвенные.

В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на при­быль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества на­логоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - пе­речня объектов обложения, составленного на основе их внешних при­знаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владе­ния имуществом независимо от финансового положения и доходов на­логоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым ре­альным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспо­собность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложе­ния (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных нало­гов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные по­шлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйст­венной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потре­бителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и ус­луги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эла­стично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на по­требителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя переклады­вается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эла­стичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к со­кращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложе­ний или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недос­татки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольст­вия от уплаты налогов.

Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взима­ние относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвести­циям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характе­ром. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С соци­ально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестои­мостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают го­сударству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повыше­ние цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобо­ждаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облага­ются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфля­ционном характере.

Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другие классификации.

Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрес­сивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавли­ваются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от раз­меров дохода. Пропорциональные - действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его вели­чины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессив­ные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста до­хода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогопла­тельщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и спе­цифические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфиче­ские налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на соци­альное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Также, принята классификация налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), регио­нальные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком посту­пают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согла­сованных пропорциях.

Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что сущест­вуют два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогопла­тельщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть уста­новлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечис­ленные выше


Таблица 2.

«Классификация налогов».


Признаки

Виды налогов

Признаки

Виды налогов

По субъекту

налогообло-


По способу

С физических лиц

С юридических лиц

По объекту

налогоо6ло-


По способу

налогообло-

Имущественные

На потребление

На доходы

Ресурсные (рент-

Косвенные

Кадастровые

У источника

По декларации

По источни-

ку уплаты

Зарплата

Выручка

Доход или прибыль

Себестоимость

Стоимость иму- щества по кадастру и др.

По назначе-

Общие (без привязки

к конкретному рас-

Специальные (целевые)

По уровням

бюджетов, в

поступают

Центральные (фе-

деральные, рес-

публиканские)

Региональные

Местные

По методу

исчисления

Пропорциональные

Прогрессивные

Регрессивные

Твердые (в абсолют-

ных суммах)

Линейные

Ступенчатые


В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридиче­ских лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предприни­мателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Кроме вышеназванных существуют и более подробные и раз­вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одно­временно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.


3. Основные функции налогов


Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение на­логов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав­торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

Фискальная;

Распределительная (социальная);

Регулирующая;

Контрольная;

Поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.


3.1. Фискальная функция


Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го­сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми­ном "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложе­ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе­ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу­дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос­тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.


3.2. Распределительная функция


Распределительная (или как её ещё называют - перераспредели­тельная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения нало­гового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды то­варов, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентриру­ются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками

окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие от­расли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом постро­енная налоговая система позволяет придать рыночной экономике соци­альную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного ос­вобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.


3.3. Регулирующая функция

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макро­экономические параметры, что породило регулирующую (или распре­делительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к то­му, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разра­ботка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работо­дателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотноше­ние товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, пра­вила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственно­го регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воз­действия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направле­нии.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется фи­нансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и про­центными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйст­венных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономи­ческих методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изме­няя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, го­сударство создает условия для ускоренного развития определенных от­раслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перерас­пределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее по­нижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнк­туры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне­экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин суще­ственно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, нало­ги существуют в обществе исключительно для регулирования экономи­ческих отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики госу­дарства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систе­му льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообло­жения представляет широкий набор налоговых льгот малым предпри­ятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производите­лям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в произ­водство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налого­плательщиками в соответствии с экономической политикой государст­ва.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявля­ется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределе­нии доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназна­чена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К чис­лу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: еди­ный социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессио­нальные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соот­ношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установле­ние необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семь­ям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на уста­новление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повы­шенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вы­воз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуля­ции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфунк­цию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйст­ва в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не нало­говыми льготами, а потребностями развития производства и расшире­ния бизнеса. 1

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад про­изводства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению ви­деосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем уста­новления повышенных пошлин (политика протекционизма) также вле­чет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.



Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.- 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.


3.4. Контрольная функция

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за ис­точниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с по­требностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контроль­ной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспе­чивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходи­мость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную полити­ку государства.


3.5. Поощрительная функция


Порядок налогообложения может отражать признание государст­вом особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой при­спосабливание налоговых механизмов для реализации социальной по­литики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц де­лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строи­тельством или приобретением жилья, осуществлением благотворитель­ной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ нало­гооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, напри­мер, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять обще­ственные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимуще­ственно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступле­ния необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимули­рующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достига­ется путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления по­токами инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, рас­ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 1

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями на­логов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономиче­ские процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближе­на к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствую­щего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов прояв­ляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбереже­ния, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных от­раслях экономики. Это воздействие достигается через изменения раз­меров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых креди­тов и отсрочек платежей, а также другие.


1 Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. проф. В.Д.Камаева. - М: Изда­тельство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. - С.148.


Заключение


Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения отно­сительно изученной темы.

Итак, применение налогов является одним из экономических ме­тодов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предпри­ятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственно­сти и организационно-правовой формы предприятия. С помощью нало­гов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало­гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привле­чение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государствен­ных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптималь­ного налогообложения.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискаль­ным механизмом, но и инструментом государственной политики, кото­рая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В ус­ловиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым за­конодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохран­ность и полученных финансовых накоплений, но и возможности фи­нансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. 1


1 Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. Р.А.Райзберга - М.: ИНФРА - М., 1999. - С.203.

ЛИТЕРАТУРА


1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с

2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. – 1996, - №3. – с.25-29

3. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юрайт-М», 2000, – 535с

4. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с

5. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, – 352с

6. Гукасьян Г.И.Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: «Инфра-М», 1998, - 284с

7. Гукаськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999, - 278с

8. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, - 861с

9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, - 384с

10. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Юнити-дана», 2000, - 215с

11. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, - 536с

12. Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. F.А. Райзберга – М.: «Инфра – М»., 1999, - 305с

13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика:

Пер. с 13-го англ. изд. – М.: «Инфра-М», 2001, - 974с

14. Матвеев Т. Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. – М.:

«Дрофа», 2003, - 213с

15. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, - 304с

16. Основы экономической теории: Учеб. пособие / под ред. Проф. В.Д. Каменева. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999, - 196с

17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Книжный мир», 2000, - 592с

18. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, - 62с

19. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1996, - 384с

20. Седов В.В. Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. – Челябинск, 2002, - 214с

21. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006, – 384с

22. Филлипов Н.И. Основы экономической теории. – Екатеренбург, 2001, - 131с

23. Ходов В.Л. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2003, - 254с

24. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. Кн. 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр «ВЛАДОС», 1996, - 352с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

Функции налогов:

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

Виды налогов:

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

Лиц, земельный). Оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию - экономическую.

Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода - на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень - это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.


| |

Каждый человек, который хочет вести свой бизнес, должен знать, что такое налоги и их виды. О том, что такое налог в Российской Федерации, можно узнать из восьмой статьи первой части Налогового кодекса. Здесь это понятие раскрывается как безвозмездный платеж обязательного характера, который берут с организаций и физических лиц в денежной форме для того, чтобы обеспечить деятельность государственных и муниципальных образований. Он носит принудительный характер.

Знать, что такое налоги и их виды, не помешает и рядовому гражданину, т.к. большинство из нас платит подоходный и другие. Классификация этого вида государственных поборов достаточно обширна. В частности, по способу налогового изъятия существуют прямые и по тому, кого облагают - налоги с физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Налоги и их виды также различны для разных объектов налогообложения. Здесь можно говорить об облагаемой прибыли, доходах, различных имущественных объектах и т.д. В связи с целевым же назначением выделяют специальные и общие сборы, а по уровням обложения - местные, муниципальные, региональные и

Основные также разделяются по способу их использования. Например, общие налоги идут на пополнение бюджетов различных уровней, без конкретного указания того, как они будут расходоваться. А вот целевые (специальные) сборы могут быть потрачены только строго определенным образом. Так, в частности, используются уплаченные отчисления в дорожные фонды и на нужды социальной сферы.

Специалисты также определяют следующие налоги и их виды с последующей детализацией:

Облагается доход или имущество, и их сложно перенести на потребителя (налог на имущество, подоходный налог и др.). А косвенные представляют собой добавку к цене (экологические платежи, НДС и т.д.).

Подоходные и платятся без привязки к уровню заработков того или иного лица, в отличие от подоходных, которые, как следует из названия, зависят от доходов.

В свою очередь, подоходные платежи делятся на прогрессивные, когда шкала зависит от величины дохода, и пропорциональные, когда такой зависимости нет. При простой прогрессивной ставке налог взимается в больших количествах при повышении уровня, например, зарплаты. При сложной - доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке. Если же применяется регрессивная система, то чем больше лицо получает доходов, тем меньше платит налогов. И наоборот, если получаемый доход уменьшается, то ставка увеличивается. Это хороший повод много зарабатывать.

Для всех лиц, которые профессионально заняты такой тематикой как налогообложение, виды налогов должны быть известны досконально. Так как Налоговый кодекс предусматривает достаточно жесткие меры и штрафы в том случае, если будут выявлены какие-то погрешности при начислении или уплате сборов и налогов.

Тема: Понятие, классификация и виды налогов



1.сущность и функции налогов

2. Классификация налогов

Налоговые льготы


1. сущность и функции налогов


Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта. Налоговые отношения это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.

создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. в современных условиях налоги выполняют фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Фискальная функция налогов - это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное и относительное увеличение налоговых поступлений может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную к потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию. Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации средств для государства вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что предоставляет ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.

Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения, может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует, что обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде льгот и санкций. Применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложено в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства.

Контрольная функция налогов состоит в количественном отображении и соответствии налоговых платежей и поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.


Классификация налогов


Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета; 7) по срокам уплаты

По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);

в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).

Классификация по способу взимания налогов в экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, данная классификация получила широкое распространение. В ее основе лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие "акцизы" может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина "акцизы" предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

По целевой направленности введения налогов:

а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

По субъекту-налогоплательщику:

а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на ] доходы физических лиц);

б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на ] прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.

По характеру бухгалтерского учета налоги:

а) включаемые в себестоимость или цену продукции;

б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

в) удерживаемые из доходов работника.

По срокам уплаты:

а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

б) периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается бюджетными организациями ежеквартально).

налог платеж льгота скидка

3. Налоговые льготы


Налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.

В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: 1) изъятия; 2) скидки; 3) налоговые кредиты.

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

на постоянной основе и на ограниченный срок;

как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

снижение ставки налога;

вычет из налогового оклада (валового налога);

отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

зачет ранее уплаченного налога;

целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога - это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков их уплаты.

Возврат сумм ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование - налоговая амнистия.

Другие виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах - это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.