Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические проблемы. Основные цели макроэкономики

Макроэкономическая политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики.

Основные макроэкономические задачи (цели):

1-достижение устойчивого экономического роста

2-минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен.

3-обеспечение полной занятости

Между этими целями существует противоречивая связь: эконом рост сопровождается снижением безработицы и ростом цен (инфляция), поэтому правительству любой страны приходится выбирать приоритетное направление макроэк-й политики, либо обеспечение эконом-го роста и снижение безработицы при допущении роста цен, либо снижение темпов инфляции при сокращении экономического роста и повышении уровня безработицы.

Виды макроэкономической политики:

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета (поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:

1) контроль за предложением денег (денежной массы),

2) контроль за уровнем ставки процента,

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов;

2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Политика зарплаты-цены подразумевает ограничения доходов населения через замораживание заработной платы и цен, например, для борьбы с инфляцией.

Внешнеэкономическая политика - проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Цель внешнеэкономической политики - улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики - это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки) , импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов) , меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

Еще по теме 22. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика современной России.:

  1. 10.3.Макроэкономическое равновесие: модель «AD–AS». Стабилизационная политика государства: цели и инструменты
  2. 1. СУЩНОСТЬ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. 17.5.1. Принципы рациональности выбора в макроэкономической политике. Проблемы согласования целей и инструментов
  4. 4. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная (автоматическая). Встроенные (автоматические) стабилизаторы.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Система целей включает следующие элементы:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.

3. Стабильный или плавно растущий уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы посредством взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.

Относительно первой цели отметим, что конечная задача экономической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить население товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт, который выражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

Второй основной целью макроэкономической политики являются высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе кризиса и депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления и подъема спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе - труднодостижимая проблема.

Третьей основной макроэкономической целью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров и услуг.

Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

а) промежуточные макроэкономические цели;

б) тактические макроэкономические цели.

Первые регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.

Государство имеет в своем распоряжении определенные инструменты, которые оно может использовать с целью воздействия на макроэкономику. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способная воздействовать на достижение одной или нескольких макроэкономических целей.

Макроэкономическое равновесие: модель совокупные расходы - ВНП

Важными составляющими совокупного спроса являются потребление и инвестиции, причём, на инвестиции значительное влияние оказывает сбережение. Покажем на оси абсцисс уровень валового национального продукта ВНП, на оси ординат - сбережение и инвестиции (рис. 12.7).

Предположим, величина инвестиций неизменна, тогда график инвестиций примет вид горизонтальной прямой, параллельной линии ВНП. График сбережения населения представлен в виде прямой восходящей линии.

Графический анализ показывает, что график сбережений пересекает график инвестиций в точке Е, где объём ВНП равен ОМ. В точке Е - точке пересечения двух графиков - сбережения и инвестиции равны друг другу. Точка пересечения характеризует такой объём ВНП, при котором макроэкономика находится в равновесии. Когда равновесное состояние находится в точке Е, то это означает, что население будет сберегать средства в объёме ЕМ, а фирмы будут инвестировать средства в размере ЕМ.

Что происходит при нарушении равновесия? Если сбережения населения будут больше, то наступит ситуация, когда сбережения больше инвестиций. При таком уровне ВНП население начинает сберегать больше, чем предприятия готовы инвестировать. Фактически население воздержится от дополнительного потребления.

В результате фирмы находят на рынке гораздо меньший спрос на дополнительную продукцию и вынуждены накапливать товарные запасы. Естественно, это не будет стимулировать рост производства и инвестиций. Производство начинает сокращаться, что вызывает снижение ВНП и приводит его к сдвигу влево.

Сокращается занятость населения, уменьшаются сбережения. И это будет происходить до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е, тогда тенденция к сокращению ВНП прекратится.

Если сбережения населения уменьшатся, тогда сложится положение, когда сбережения меньше инвестиций. Здесь население сберегает меньше, но фирмы готовы инвестировать. Фактически речь идёт о том, что население, сокращая сбережения, предъявляет больший спрос. Это стимулирует фирмы к наращиванию объёмов производства, выпуску дополнительной продукции, что влияет на рост ВНП и рост занятости. Доходы населения начинают расти вместе с ростом ВНП. Больше становятся и сбережения. И такой рост будет идти до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.

Итак, только в точке Е будет достигаться такой размер ВНП, который не приводит к колебаниям в макроэкономической системе, т. е. здесь не будет ни резкого расширения, ни резкого сжатия системы, ни перепроизводства, ни нехватки товаров. Равновесное состояние сбережений и инвестиций в точке Е будет определять и оптимальный размер ВНП.

В чем же отличие классической модели равновесия инвестиций I и сбережений S от кейнсианской? Прежде всего, отметим, что в классической модели сколько-нибудь длительная безработица представляется невозможной. Гибкое реагирование цен восстанавливает нарушенное равновесие.

А в модели, предложенной Кейнсом, равенство I и S может осуществляться и не при полной занятости. На рис. 12.7 видно, что уровень ВНП в точке М оказывается ниже уровня, обеспечивающего полную занятость.

Далее, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг этот постулат сомнению. Предприниматели, столкнувшиеся с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих. Отсюда следует безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами.

12345678910Следующая ⇒

Тема 1. Экономическая система как объект государственного регулирования

Вопросы

1. Объекты, цели государственного регулирования в экономике

2. Подходы к вопросу о роли государства в руководстве экономикой,

3. Модели государственного регулирования национальной экономики

4. Методы государственного регулирования в экономике

5. Экономические функции государства

6. Экономическая политика и ее виды, как инструмент государственного регулирования

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучает функционирование национальной экономической системы в целом. В макроэкономике помимо покупателя и продавца (двух традиционно действующих лиц рынка) добавляются государство и заграница

Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели экономики, экономический рост, проблемы инфляции, безработицы, налоги и т.д.

Возникновение макроэкономической науки относится к периоду 1930х г.г. Она была основана выдающимся экономистом английской школы Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946 гг.), который в своей книге "Общая теория занятости процента и денег " (1936 г.) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользуемых производственных мощностей и что правильная налоговобюджетная и кредитноденежная политика государства может воздействовать на производство , сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого.

Также можно сказать, что объектом изучения макроэкономики является система национальных счетов (совокупность статистических показателей, отражающих расходы, доходы и выпуск всей продукции всей страны за год. Определяет состояние экономики в целом). К показателям макроэкономического анализа относятся: ВНП, ВВП, ЧВП, НД, личный доход и располагаемый доход.

СНС создана в 1933 г. американским экономистом Саймоном Кузнецом, получившим впоследствии Нобелевскую премию. 1929 –1933 Великая депрессия, экономический кризис огромного масштаба. Стал трагедией для миллионов людей. Этот кризис заставил ученых и политиков задуматься над причинами циклического развития экономики. Однако столкнулись с отсутствием агрегированных (обобщающих показателей), которыми оперирует современная экономика.

СНС широко используется в экономике и статистике (с 1956 г.):

— представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики

— связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества

— позволяет в наглядной форме представить ВВП на всех стадиях его движения: производства, распределения и конечного использования.

Макроэкономика является основой экономической политики государства.

Национальная экономика – экономическая деятельность хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворения потребностей нации.

1.Экономический рост – обеспечение устойчивой тенденции роста национального продукта.

2.Оптимальная занятость – обеспечение работой всех, кто желает и способен работать.

3.Стабилизация цен – одинаковая эффективность для всех хозяйственных субъектов, т.е. обеспечение стабильного уровня цен, исключающее инфляцию.

4.Внешнеторговый баланс – предусматривает внешнеторговое равновесие, баланс экспорта и импорта, стабильный обменный курс национальной валюты.

Для реализации этих целей используются следующие основные инструменты макроэкономической политики.

1.Налоговобюджетная политика, предусматривает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику.

2.Кредитноденежная политика, осуществляется государством посредством денежной, кредитной и банковской систем страны.

3.Политика доходов – это желание государства сдерживать инфляцию директивными методами, либо контроль над заработной платой и ценами, либо планирования повышения заработной платы и цен.

4.Внешнеэкономическая политика. Учёт и анализ внешнеторговой деятельности страны и управление валютными рынками.

12345678910Следующая ⇒

Поиск на сайте:

Раздел 5.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Цели и инструменты макроэкономической политики

Понятие макроэкономики, её цели, задачи и инструменты анализа

Макроэкономика как автономный раздел экономической теории появилась совсем недавно, в 30-е годы ХХ в.

после выхода в свет программной работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». До Кейнса изучали особенности функционирования больших хозяйственных систем, народного хозяйства страны в целом. Но изучение носило фрагментарный характер. Именно Кейнсу принадлежит заслуга превращения макроэкономики в науку.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая закономерности развития экономики как единого целого с позиций обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости трудовых ресурсов, оптимального использования других ресурсов, минимизации уровня инфляции, стимулирования роста эффективности общественного производства, в том числе за счёт внешнеэкономической деятельности и равновесия платёжного баланса. В центре ее внимания находится поведение не отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов, а процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

Значение данного раздела экономической теории велико в формировании целостной личности, активной гражданской позиции. Хозяйственная система страны призвана согласовывать общенародные интересы с интересами отдельных фирм и личными материальными интересами. Когда понятие рациональности в представлении хозяйствующего субъекта ассоциируется с достижением только собственного коммерческого успеха, общественные интересы могут пострадать, что иногда и происходит на практике.

Макроэкономическое регулирование должно оптимизировать позиции рынка и государства в хозяйственной жизни, в управлении экономическим циклом.

Управление экономическим циклом осуществляется с помощью специфических инструментов макроэкономической политики, не фигурирующих обычно в микроэкономическом регулировании. Это прежде всего средства фискальной (бюджетно-налоговой) и кредитно-денежной (монетарной) политики государства. В условиях экономической свободы выбора путей развития хозяйствующими субъектами фискальная политика имеет огромное значение для согласования интересов общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов, а также личных материальных интересов граждан. Проводником фискальной политики выступает непосредственно государство.

Кредитно-денежная политика с учётом специфики экономики и задач перспективного развития обеспечивается преимущественно Центральным Банком. Те или иные рычаги фискальной и монетарной политики используются комплексно, поэтому состав этих рычагов и взаимодействие между ними подлежит обоснованию.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых факторов функционирования целостной хозяйственной системы во взаимодействии рынков товаров производственно-технического и потребительского назначения, труда, денег и кредитных ресурсов, а также национальных экономик в целом.

Вся совокупность средств фискальной и монетарной политики призвана обеспечивать и поддерживать общее макроэкономическое равновесие . Последнее понятие – такое состояние экономической системы, при котором обеспечивается оптимальная сбалансированность имеющихся ресурсов и целей экономического функционирования общества; сопряжённость основных элементов и показателей развития экономики. Из множества равновесных макроэкономических состояний особый интерес представляет состояние равновесия на рынке благ при полной занятости на рынке труда и оптимальном размере денежной массы в народном хозяйстве.

В отличии от микроэкономики макроэкономика базируется на анализе агрегированных величин, показателей, характеризующих движение экономики как единого целого. Объектом анализа становится не валовой или чистый доход отдельно взятой фирмы, а валовой национальный продукт, национальный доход, совокупный фонд потребления и т. д. Сопоставим некоторые объекты изучения в микроэкономике и в макроэкономике.

Объекты изучения в экономической теории

Объекты изучения в микро- и макроэкономике являются не только продолжением друг друга, но и углублением, развитием с выходом на новый уровень обобщения материала и его анализа.

Макроэкономическая политика

Так, уровнем цен экономист оперирует на всех ступенях анализа, но состояние инфляции как новое качество изучается именно в макроэкономике.

В курсе макроэкономики широко используется универсальный метод познания – поэтапный переход от простого к сложному. В этих целях анализ макроэкономического равновесия начинают с закрытой экономики и лишь затем переходят к более сложной открытой экономике. В первом случае пренебрегают влиянием на страну факторов мирового порядка, внешнеэкономической деятельности и состояния платёжного баланса. Во втором случае экономика страны рассматривается как интегрированная в систему мирохозяйственных связей.

Как и в других разделах курса, в макроэкономике используются различные модели.

Они представляют собой формализованные описания различных экономических процессов с целью установления функциональных взаимосвязей между ними. При этом экономисты отдают себе отчёт в том, что любая модель является упрощённым, абстрактным отражением реальности. Всё многообразие конкретных деталей немыслимо принять во внимание.

При конструировании макроэкономических моделей различают внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) переменные. С помощью тех и других определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, потребления, процентных ставок. Внутренние (эндогенные) экономические переменные устанавливаются в результате решения модели.

Величина внешних (экзогенных) переменных определяется вне модели. Например, результат моделирования всегда зависит от конкретной фискальной и монетарной политики, в том числе от величины государственных расходов, денежной массы, налогов, в том числе прямых и косвенных и др.

Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных применяется и другая важная группировка, связанная со способом их измерения во времени. По данному признаку различают переменные запаса и потока, весьма важные понятия в экономике, впрочем, не только в экономике. Запас характеризует некий накопленный потенциал. Например, запас воды в водоёме в м 3 ; в экономике – сбережения средств в деньгах, которые в дальнейшем превратятся в инвестиции.

Основной капитал фирмы, национальное богатство, банковские депозиты (вклады) – всё это примеры запасов.

Переменные потока измеряются в единицу времени и характеризуют обычно текущие затраты или результаты. Расход воды в единицу времени (м 3 в час, м 3 за рабочую смену и т. д.) – физический аналог показателей потока в экономике.

Показатели запаса и потока в экономике взаимодействуют. Накопление средств амортизационного фонда, например, пропорционально времени начисления амортизации. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции – текущие затраты на производство (поток затрат). На исходе года начисленная амортизация увеличивает инвестиционный потенциал компании, увеличивает запас средств целевого назначения. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.

1. Что такое макроэкономика и ее связь с микроэкономикой

Макроэкономика занимается вопросами измерения и анализа агрегированных показателей экономики, таких как валовой внутренний продукт, уровень цен, процентная ставка, уровень безработицы, денежная масса и др. Оперируя этими агрегированными показателями, макроэкономика занимается изучением рыночного равновесия и экономической динамики, выдвигая различные гипотезы о поведении участников экономики (экономических агентов). Эти поведенческие гипотезы, которые играют основополагающую роль в макроэкономической теории, в современных моделях обосновываются специально проводимым анализом микроэкономических оснований . Таким образом, макроэкономика тесно связана с микроэкономикой .

Макроэкономика охватывает все национальное хозяйство, позволяет выявить внутренние экономические связи, свойственные ему, как единому целому. Национальное хозяйство — совокупность всех отраслей и сфер экономики различных регионов страны, объединенных разнообразными экономическими связями.

Макроэкономика - совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики , которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. Таким образом, Микроэкономика — взгляд на экономику снизу, Макроэкономика — взгляд на экономику сверху.

Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями, такими, как валовый национальный продукт, национальный доход, вало­вые инвестиции, совокупный спрос, совокупное предложение, уровень и динамика цен и т.п. Исследуя и устанавливая количественные связи меж­ду макроэкономическими показателями, Макроэкономика не исследует социально-эко­номические отношения, ограничиваясь количественными характеристи­ками экономических явлений и процессов и их динамики.

Как раздел экономической теории Макроэкономика сложилась в конце 30-х гг. теку­щего столетия в результате появления работы Дж.М.Кейнса «Общая тео­рия занятости, процента и денег». В настоящее время Макроэкономика является теоре­тической основой регулирования рыночной экономики в развитых инду­стриальных странах, основой прогнозирования и планирования националь­ных экономических комплексов.

2. Что такое макроэкономическая политика.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются :

Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

Анализ природы инфляции;

Изучение механизма и факторов экономического роста;

Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Таким образом, макроэкономическая политика – это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.

Показатели функционирования национальной экономики: 1.Экономический рост экономики. 2.Производство ВНП, ВВП.

3.Производство, распределение и использование национального дохода (использование и перераспределение). 4.Производительность общественного труда. 5.Занятость населения. 6.Уровень безработицы. 7.Жизненный уровень населения. 8.Доходы, з/плата. 9.Номинальная и реальная з/плата. 10.Денежное обращение. 11.Инфляция. 12Торговый и платежный баланс. 13.Внешнеэкономическая деятельность.

Таким образом, в центре внимания макроэкономики — разработка таких проблем, как организация экономического регулирования.

3. Цели макроэкономики и макроэкономической политики

В центре внимания макроэкономики — разработка таких проблем, как организация экономического регулирования.

С помощью экономических методов можно : 1.притормозить и стабилизировать инфляцию; 2.ускорить продвижение к новому качеству экономического роста; 3.найти удовлетворительные решения других крупных народохозяйственных проблем; 4.сохранить природные ресурсы; 5.поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг.

Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории . Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономических теорий. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа немарксистской экономической мысли) до признания главенствующей роли государства в решении всех макроэкономических проблем (ортодоксальный марксизм). Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию.

Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ. большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной на­правленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

Устойчивого и эффективного экономического роста;

Полной занятости;

Стабильности общего уровня цен;

Социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;

Устойчивости торгового и платежного балансов страны.

4. Что такое система национального счетоводства

В экономической теории и статистике зарубежных стран (в нашей стране та­кая система только начинает применяться) для характеристики конечных ре­зультатов годового производства используются показатели, исчисленные на ос­нове системы национальных счетов. Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется в мировой практике с 1953 г. Система национальных счетов (СНС) представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расхо­ды субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходы от результатов хозяйственной деятельности.

Основу этой системы со­ставляют сводные счета валового внутреннего продукта, капиталовложений, доходов и расходов домохозяйств и государственных учреждений, внешнеэконо­мических операций. Кроме того, в СНС входят балансовые таблицы, расшифро­вывающие сводные показатели либо имеющие самостоятельное значение.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, выполняя для национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии.

При подсчете макроэкономических пока­зателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и немате­риальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, явля­ются: производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса.

На базе СНС рассчитываются следующие макроэкономические показатели:

ВНП, но

3. Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продук­ции и услуг, оставшуюся для потребления после замены описанного оборудова­ния. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

4. Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков про­изводственных ресурсов, с помощью которых создается ЧИП.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потреб­ления населения, и как таковой отражает перераспределительные процессы в движении НД.

6. Для характеристики дохода, который население может тратить по своему ус­мотрению, используется такой показатель, как располагаемый доход. Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

7. Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее су­ществования используется такой показатель, как национальное богатство (НБ). НБ - это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на Данный момент времени.

Цели макроэкономической политики государства.

Валовый национальный и валовый внутренний продукт.

1. Валовой национальный продукт, представляющий рыночную ценность всех конечных благ, произведенных в стране в течение года.

2. Валовой внутренний продукт. Этот показатель является своеобразной моди­фикацией ВНП, но в отличие от последнего охватывает результаты деятельнос­ти на территории данной страны всех экономических субъектов, независимо от их национальной принадлежности.

Ничего непонятно?

Специфика макроэкономического анализа предполагает использование двух основных методов: математического и балансового .

Математический метод определяет макроэкономические модели в виде математических уравнений, который отражают функциональные зависимости агрегированных переменных, отражающих реальные экономически связи.

Балансовый метод предполагает обеспечение равенства объемов производства и продажи, доходов и расходов, совокупного спроса и совокупного предложения на всех рынках.

Основные макроэкономические параметры (оценка и сравнение развития экономики):

  1. Занятость
  2. Совокупный спрос
  3. Совокупное предложение
  4. Национальный доход
  5. Инфляция
  6. Экономический рост
  7. Деловой цикл

В макроэкономике у субъекта:

  1. Совокупный покупатель
  2. Совокупный продавец
  3. Государство
  4. Заграница

Четыре главных рынка в макроэкономике:

  1. Рынок товаров
  2. Рынок труда
  3. Рынок денег
  4. Рынок ценных бумаг

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, характеризующих все основные экономические процессы и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения.

Баланс народного хозяйства (БНХ) — система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно-планируемой экономики.

Принципиальные различия между системой национальных счетов и балансом народного хозяйства:

  1. В системе национальных счетов сфера производства рассматривается как деятельность по производству экономических благ.
    В балансе народного хозяйства заложено неравноправие отраслей экономики. Производство отождествляется только с материальным производством. Нематериальное производство не является производством, а только потребляющим. Таким образом, сфера услуг вычеркивается из общественного производства.
  2. В системе национальных счетов источником происхождения стоимости считается фактура производства.
    Баланс народного хозяйства в основу определения стоимости кладет трудовую теорию стоимости Маркса.
  3. Система национальных счетов группирует экономику по секторам.
    Баланс народного хозяйства — по формам собственности.
  4. В системе национальных счетов используются принципы бухгалтерского учета, характеризующие движения доходов и расходов.
    В балансе народного хозяйства отражается движение материального продукта, материальных ресурсов, т.е. приход и расход.

Основные счета система национальных счетов:

  1. Счет производства — отражает результаты производственной деятельности — это затраты промежуточного потребления, производство новой стоимости. Его итог — добавочная стоимость в рыночных ценах.
  2. Счет образования доходов — характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат и других доходов.
  3. Счет распределения доходов — показывает, как доходы распределяются между основными получателями: домашними хозяйствами, фирмами, административными структурами.
  4. Счет использования доходов — отражает распределение валового дохода на конечное потребление и накопление.
  5. Счет капитала — содержит показатели сбережения амортизации основного капитала, перечисление капитала.
  6. Финансовый счет — показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, сальдо (разница) долговых обязательств.

Макроэкономическая ситуация в России: время бить тревогу

В.Е. Маневич, проф., д.э.н., ИПР РАН

«Бизнес и банки», июнь 2000, № 24(502)

Экономический рост в 1999 году был обусловлен следующими основными факторами: снижение реальной заработной платы и рост прибыли, рост спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей в результате сокращения импорта, сжатие фондового рынка и частичная ремонетизация реального сектора, относительная стабильность валютного курса благодаря чрезвычайно высокому активному сальдо внешней торговли и благоприятной конъюнктуре на мировых рынках. Не все эти факторы могут быть признаны здоровыми, не все они могут сохраниться в ближайшей перспективе, практически каждый из этих факторов имеет обратную, отрицательную сторону.

Снижение реальной заработной платы снижает платежеспособный спрос и ограничивает тем самым возможности роста производства. Снижения платежеспособного спроса в 1999 году на продукцию отечественных товаропроизводителей не произошло, потому, что резко сократился импорт потребительских и инвестиционных товаров, общее сокращение платежеспособного спроса сопровождалось расширением спроса на отечественную продукцию. Стабильность валютного курса достигается благодаря массированному притоку в страну иностранной валюты в результате высокого чистого экспорта, превысившего в 1999 году 16% ВВП, однако такой чистый экспорт означает выкачивание из страны ресурсов, создает дефицит первичных ресурсов на внутреннем рынке и, следовательно, ограничивает возможности дальнейшего роста. Дефицит ресурсов на внутреннем рынке и влияние мировых цен на сырьё и топливо, умноженных на завышенный курс доллара, подталкивает внутренние цены на сырьё и топливо к росту, что, в перспективе, должно снизить рентабельность обрабатывающей промышленности и стимулы к дальнейшему росту производства.

Дело не только в том, что наращиваются объемы экспорта — как в денежном, так и в физическом выражении. Дело в том, что увеличивается и без того огромный разрыв между экспортом и импортом, сокращается ввоз товаров как потребительских, так и инвестиционных. От такой грубо — меркантилистской политики страна беднеет, это показал еще Адам Смит. В обмен на ресурсы ввозится иностранная валюта, а вовсе не капитал, как иногда безосновательно думают. Капитал ввозился бы, если бы ввозились средства производства. Часть ввозимой валюты неизбежно будет — законными или незаконными путями — вновь вывозиться за границу. Внутри страны лишь весьма ограниченная часть ввозимой валюты найдет себе полезное применение — будет пополнять валютные резервы государства. Остальная валюта либо будет замораживаться на руках у населения, либо пополнять валютные резервы коммерческих банков, либо участвовать во внутреннем денежном обращении, подрывая и вытесняя рубль, обслуживая теневые операции, помогая уходить от налогов, либо, наконец, обращаться на валютном рынке, служить объектом постоянных спекуляций — игре на понижение или повышение.

В 1999 году чистый экспорт превысил размеры валового накопления. Инвестиции в основной капитал хотя и возросли, однако они вряд ли восполняли износ и выбытие основных фондов. Хотя общий объем инвестиций в 1999 году несколько вырос, однако его доля в использовании ВВП снизилась с 17 до 15% (при одновременном снижении доли конечного потребления) из-за резко возросшей доли чистого экспорта (с 7 до 16 %).

Дальнейший рост чистого экспорта неизбежно приводит к сокращению источников накопления основного капитала и к падению инвестиций. Экономически неизбежным становится рост вывоза капитала и утечка валюты из страны. Дальнейшее снижение реальной заработной платы может привести к абсолютному снижению спроса населения и спаду в производстве. В этом случае рост прибыли (в результате снижения реальной заработной платы) не сопровождается ростом инвестиций, а доходы предприятий и организаций устремляются на спекулятивные рынки.

Эти потенциальные негативные тенденции открыто проявились в первом квартале 2000 года. Если в течение II-IV кварталов 1999 года реальные денежные доходы населения росли, то в первом квартале 2000 года они составили 82% от уровня последнего квартала 1999 года.

Одновременно снизилась доля оплаты труда и возросла доля прибыли, однако это отнюдь не привело к росту инвестиций, напротив, инвестиции существенно сократились.

Если в конце 1998 — начале 1999 года снижение реальных денежных доходов основной части населения было результатом неуправляемой инфляции в условиях кризиса, то в 2000 снижение реальных доходов было, видимо, результатом целенаправленно проводимой политики — снижения налогообложения высоких доходов, роста акцизов на товары широкого потребления.

В январе 2000 года произошло сокращение объема промышленного производства (на 8% к декабрю 1999, за вычетом фактора фонда рабочего времени — на 2%), небольшой рост производства в феврале и марте практически лишь восполнил январское снижение. При этом снижение производства в январе преимущественно затронуло электроэнергетику и сырьевые отрасли, в которых доминируют «естественные монополии». Казалось бы, рост производства в обрабатывающих отраслях должен привести к росту спроса на ресурсы и расширению производства сырья и энергоносителей, или же к уменьшению их экспорта. Однако этого не произошло. Экспорт первичных ресурсов (не только в денежном, но и в физическом выражении) продолжает расти, расширение их производства сдерживается, а если в отдельные месяцы и происходит, то практически полностью поглощается экспортом. Пока продолжается рост производства, спрос на внутреннем рынке на ресурсы и электроэнергию растет, и скачкообразно растут их цены. В январе на 16% выросли цены на нефть и на 14% — транспортные тарифы, в феврале — на 36% выросла цена на газ. Впереди — повышение цен на электроэнергию. Если бы производство ресурсов не сдерживалось (или их экспорт не форсировался) такое повышение цен в условиях растущего спроса было бы невозможно. Нужно учитывать, что предложение многих видов первичных ресурсов весьма эластично, и при желании может быть расширено. Когда снижаются мировые цены на нефть или газ, производители находят способ быстро увеличить физические поставки для компенсации снижения цен. Однако, оперируя на внутреннем рынке, сырьевые монополии предпочитают сдерживать потребление и повышать цены, что устанавливает весьма жесткие пределы экономического роста. Характерно, что вслед за ростом цен на энергоносители на внутреннем рынке расширяется экспорт в физическом выражении, причем расширение экспорта охватывает также отрасли «второго передела» (металлургия и машиностроение). Это связано с ограниченностью внутреннего спроса, с наметившимся спадом инвестиций.

Начавшийся в первом квартале 2000 года заметный рост цен на энергоносители уже сказывается на ценах на металлы, химикаты, продукцию машиностроения. С некоторым временным лагом он будет воздействовать также на цены в легкой и пищевой промышленности. Рост цен, столкнувшись с ограниченным спросом, вызовет спад производства, а спад производства в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве «высвободит» дополнительные ресурсы для экспорта. Кроме того, спад производства вызовет рост удельных издержек, а следовательно, новый рост цен, дальнейшее сокращение спроса, дальнейший спад производства и т.д.

Если мы сопоставим рост денежной массы за декабрь 1999 — февраль 2000 года (112,4%), и, с лагом в 1 месяц, рост цен за январь- март 2000 года, то мы увидим. что рост денежной массы пока что опережает рост потребительских цен (103,9%), но почти сравнялся с ростом цен производителей промышленной продукции (110,7%). Может возникнуть иллюзия, будто бы рост денежных доходов и денежной массы вызывает рост цен. Однако, в этом случае рост цен начинался бы на потребительском рынке, затем перебрасывался бы на цены производителей в легкой и пищевой промышленности, затем, с некоторым временным лагом, по цепочке технологических зависимостей — на продукцию других отраслей обрабатывающей промышленности и, наконец, охватывал бы сырьевые отрасли. Но на деле наблюдается зависимость прямо противоположная: рост цен начинается в сырьевых отраслях, и лишь с определенным временным лагом переходит на продукцию обрабатывающих отраслей и потребительский рынок. Следовательно, главным генератором роста цен являются сырьевые монополии, ориентирующиеся на мировые цены, умноженные на валютный курс доллара к рублю. Когда рост цен охватит потребительский рынок, рост денежной массы перестанет поспевать за ростом цен.

Весьма тревожным симптомом, обозначившимся в первом квартале 2000 года, является сокращение инвестиций в основной капитал. Если в IY квартале 1999 года инвестиции составили 254 млрд. рублей, то в I квартале 2000 года — всего лишь 150 млрд. рублей, т.е. 59% от уровня последнего квартала 1999 года. Особенно резко (почти в 4 раза) сократилось жилищное строительство. Объяснить спад инвестиций исключительно сезонными факторами (сокращение строительства в зимний период) невозможно: объем строительных работ сократился лишь на 25%, тогда как общий объем инвестиций -почти вдвое (на 46%). Следовательно, в наибольшей степени сократились вложения именно в активную часть капитала. Одновременно продолжался рост производства в машиностроении, но резко сократился импорт машин и оборудования и вырос их экспорт. В январе импорт машин и оборудования сократился по сравнению с декабрем 1999 года в 2,5 раза, в феврале импорт машин и оборудования вырос в 2,3 раза, и, следовательно, не достиг уровня декабря 1999 года. Экспорт продукции машиностроения вырос в феврале 2000 года в 1,6 раза. Сокращение инвестиций в первом квартале 2000 года протекало при одновременном существенном росте прибыли практически всех отраслей промышленности, что позволяет предположить, что прибыль промышленных предприятий вновь, как и до кризиса 1998 года, начинает искать приложения вне реального сектора.

Далее, если безработица, существенно выросшая в первые месяцы после августовского кризиса 1998 года, в течение II и III кварталов 1999 года снижалась, то затем она начала вновь расти, а в первые месяцы 2000 года стабилизировалась на весьма высоком уровне — более 9 млн. безработных. Роста занятости не наблюдается, инвестиции снижаются — все это свидетельствует о весьма неустойчивом характере роста производства.

Снижение реальной заработной платы является фактором роста прибыли, и, следовательно, стимулом для предпринимателей к расширению производства, если этому не препятствуют другие факторы: сокращение спроса или рост издержек на другие факторы производства, в частности рост ставки процента и цен на первичные ресурсы. В первом квартале 2000 года все эти факторы обнаруживали скорее негативную, чем позитивную динамику. Ставка процента, снижавшаяся в первой половине и стабилизировавшаяся во второй половине 1999 год, в первом квартале 2000 года вновь стала расти. С ноября 1999 по февраль 2000 года средневзвешенная ставка процента по кредитам в долларах держалась на уровне 11,9%, в марте она составила 13,3%.

Огромный чистый экспорт оправдывается прежде всего необходимостью притока валюты для поддержания курса рубля, для обслуживания внешнего долга и создания условий, благоприятных для притока в страну иностранного капитала. Для того, чтобы привлечь иностранный капитал (который, естественно, будет вывозить прибыли), собственные ресурсы развития бездумно растрачиваются.

Приток в страну иностранной валюты в результате огромного и все растущего положительного сальдо внешней торговли обеспечивает относительную стабильность валютного курса. Избыток предложения долларов на валютном рынке может вызывать временами даже рост курса рубля. Однако рост цен, обусловленный факторами немонетарного характера, делает в перспективе неизбежным снижение курса рубля. В целом, сложилась система факторов, ведущих к обесценению обеих валют на внутреннем российском рынке — и рубля, и доллара, а какая из них будет на коротком отрезке времени обесцениваться быстрее — это может оказаться результатом биржевой игры на понижение или повышение.

Как можно видеть из приведенных цифр, макроэкономическая ситуация в первом квартале 2000 года ухудшилась. Между тем, кредитно-денежная политика не претерпела каких-либо изменений. Кредитная активность банков по-прежнему не получает серьезной поддержки от Банка России: рефинансирование банков свернуто, а рублевая денежная масса поступает в экономику через покупку ЦБ РФ иностранной валюты на валютной бирже. До сих пор этого было достаточно для постепенного, хотя и весьма медленного оздоровления денежного обращения и расчетов в экономике. Так, удельный вес денежных средств в оборотных активах предприятий промышленности вырос с 2,5% в январе-феврале 1999 года до 4,1% в январе-феврале 2000 года, удельный вес задолженности покупателей (за тот же период) сократился с 45,6% до 39,3%, увеличилась доля денежных расчетов, сократилась доля бартера и расчетов с помощью суррогатов. Однако есть основание полагать, что в дальнейшем эта благоприятная тенденция будет прервана. Если с 1 февраля 1999 по 1 февраля 2000 года удельный вес просроченной задолженности (в общей сумме задолженности в народном хозяйстве) снизился с 46,8 до 40,8 %, то с февраля 2000 года удельный вес просроченной задолженности вновь начал расти. Это (как и ряд других неблагоприятных фактов) свидетельствует о том, что проводимая кредитно-денежная политика недостаточно активна и нуждается в срочных коррективах.

Воздействие роста денежной массы на экономическую динамику и цены во многом зависит от того, какими путями деньги Центрального банка вводятся в экономику, и в какой степени эмиссия денег Центральным банком способствует кредитной экспансии коммерческих банков, созданию ими безналичной денежной массы. Наиболее безболезненным для динамики цен и наиболее эффективным для экономического роста является ввод в экономику денег Центрального банка через расширение резервов коммерческих банков, т.е. через их рефинансирование. Центральный банк может достигать этой цели, предоставляя коммерческим банкам кредиты, покупая у них государственные облигации или обязательства частных фирм (векселя). Преимущества операций с государственными облигациями — их большая ликвидность и надежность, преимущества переучета векселей — более тесная связь денежной эмиссии с потребностями хозяйственного оборота, с кредитованием приоритетных отраслей реального сектора. Поскольку рынок государственных ценных бумаг в значительной мере свернут, а ориентация банков на кредитование реального сектора все еще остается нерешенной проблемой, перечет векселей ЦБ РФ является наиболее эффективным каналом денежной эмиссии, способным стимулировать экономическую активность в стране. О необходимости налаживания переучета векселей говорилось и писалось много, но признаков того, что ЦБ РФ готов или готовится к нему приступить, нет.

Для активизации кредитной деятельности банков могут быть целесообразны и операции Центрального банка РФ с государственными ценными бумагами на открытом рынке. Нужно однако иметь в виду, что практика операций с государственными ценными бумагами Банка России до августа 1998 года противоречила мировому опыту и самой сути регулирования денежного обращения с помощью купли-продажи ценных бумаг на открытом рынке.

Смысл операций центральных банков развитых стран на открытом рынке состоит в следующем. Покупая государственные облигации, центральный банк уменьшает государственный долг за счет эмиссионного ресурса, следовательно, не только расширяет денежную массу, но и сокращает нагрузку на бюджет (государственные облигации в портфеле центрального банка рассматриваются как погашенные). Наш Центральный банк (кстати, упорно отказывающийся признать себя государственным банком и передавать свою прибыль в бюджет), покупая государственные облигации, увеличивал государственный долг и обременял бюджет. В мировой практике, центральные банки, увеличивая спрос на государственные облигации, способствуют повышению их цены и, тем самым, снижению их доходности; через доходность государственных облигаций центральные банки регулируют процент, добиваются его снижения в экономике в целом. Наш ЦБ, обременяя бюджет высокими выплатами, подталкивал правительство к новым заимствованиям, к росту предложения облигаций, что вело к снижению их цены, увеличению доходности и к росту процента (или к поддержанию его на высоком уровне). В мировой практике центральные банки, покупая государственные облигации у коммерческих банков, расширяют их резервы ликвидности и этим способствуют их кредитной активности. Наш ЦБ через высокие резервные требования и обязательные нормативы (Инструкция ЦБ РФ № 1) сковывал кредитную активность банков и канализировал их ресурсы на спекулятивные рынки. Глубоко порочная практика операций ЦБ РФ с государственными облигациями сопровождалась риторикой о «независимости» Центрального банка, либеральной кредитно-денежной политике и т.п. Сегодняшняя практика ЦБ (выпуск облигаций Банка России, привлечение средств коммерческих банков на депозиты в ЦБ) также имеет своим результатом ограничение кредитной активности банков. В реальном выражении (с учетом индекса цен производителей) кредиты в первом квартале 2000 года практически не выросли.

Возобновление операций ЦБ РФ с государственными ценными бумагами в умеренных масштабах желательно, но только в соответствии с мировым опытом, с ориентацией на расширение резервов и кредитной активности коммерческих банков.

Что намерено делать правительство? Судить об этом по докладу Грефа невозможно («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», доклад подготовлен «Центром стратегических разработок»). Этот манускрипт состоит из пустой риторики и не содержит ни малейшей попытки анализа экономической ситуации. Он буквально «блистает» полным отсутствием цифр, сопоставлений, конкретных выводов. Все научное обоснование этой программы состоит в либеральной идеологии. Наука, основанная на идеологии (разумеется, как всегда, единственно правильной и всепобеждающей), кажется, называется «лысенковщиной». Мы это уже проходили.

Судя по появившимся в печати сообщениям, правительство намерено стимулировать инвестиции, снижая налоги с предприятий и крупных личных доходов (установить единую ставку обложения вместо прогрессивной шкалы), повышая прямое и косвенное обложение основной массы населения (ввести «социальный налог», многократно повысить акцизы). Если эти меры будут воплощены в жизнь, резко сократится платежеспособный спрос населения, производство в отраслях, работающих на внутренний рынок, начнет свертываться, общий объем производимого ВВП сократится, сократятся и ресурсы для инвестиций. Зато беспрепятственно будет расти экспорт сырья и энергоносителей, вывоз капитала за границу. Депопуляция страны ускорится.

Для изменения макроэкономической ситуации и устойчивого роста необходим коренной пересмотр проводимой кредитно-денежной политики.

Макроэкономические цели:

Центральный банк должен вводить деньги в экономику через рефинансирование коммерческих банков (кредитование, переучет векселей, в ограниченных масштабах — операции на открытом рынке), тем самым поощряя их кредитную активность. Необходим приток средств в реальный сектор. Это может быть достигнуто как за счет расширения кредита, так и за счет роста неспекулятивного рынка корпоративных (а не государственных) ценных бумаг.

Важным источником кредитных ресурсов могли бы стать временно свободные средства на счетах бюджета в Центральном банке и коммерческих банках. Ресурсом долгосрочных государственных инвестиций мог бы служить профицит государственного бюджета. Профицит консолидированного бюджета за январь-февраль 2000 года составил 15% от его доходов, профицит федерального бюджета — почти 20%. Следовательно, государственный бюджет располагает крупными резервами для четкого исполнения. В ближайшей перспективе профицит государственного бюджета мог бы использоваться для инвестиций в отрасли, обеспечивающие наибольший рост занятости и платежеспособного спроса (например, в дорожное и жилищное строительство), и, следовательно, наибольший мультипликатор инвестиций и занятости.

Необходимо уменьшение чистого экспорта до минимума, обслуживание и погашение внешнего долга за счет скопившейся в стране валюты, возвращения в страну незаконно вывезенных капиталов. Необходим контроль над ценами на продукцию сырьевых монополий.

Высокий и растущий уровень национального производства, т.е. уровень реального ВВП. Конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.

Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. При экономическом спаде спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. При подъеме – наоборот. Однако удовлетворить потребность всех в достойной работе – задача труднодостижимая.

Стабильный уровень цен в сочетании с формированием цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Общепризнанным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора товаров и услуг, так называемой «потребительской корзины».

1.2. Инструменты макроэкономической политики

Инструменты макроэкономической политики - это переменные, находящиеся под контролем государства и способные воздействовать на экономику для достижения макроэкономических целей.

Существуют следующие инструменты макроэкономической политики:

1. Бюджетно-налоговая политика воздействие на экономику с помощью налогов и государственных расходов.

Налогообложение оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:

    сокращение налогового бремени приводит к росту располагаемого дохода, совокупного спроса и объема ВВП, а рост налогов сокращает располагаемый доход, сокращает совокупный спрос и приводит к падению объемов ВВП.

    налогообложение оказывает влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага, а снижение налогов – наоборот.

Мультипликационный эффект от повышения государственных расходов больше, чем от снижения налогов, поэтому эти меры применяются вместе для стимулирования экономики. И, наоборот, для сдерживания экономики и ограничения инфляции снижают государственные расходы и увеличивают налоги.

2. Кредитно-денежная политика – воздействие на экономику с помощью кредитной, банковской и денежной систем страны и заключающуюся в регулировании денежной массы. Политика дорогих денег повышает процентные ставки, снижает экономический рост и повышает уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег стимулирует экономический рост и снижает уровень безработицы.

3. Политика цен и доходов – это воздействие государства на экономику директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы, пенсий и цен. Цель – сдержать инфляцию.

В настоящее время большинство экономистов считает ее не только неэффективной, но и вредной, так как она не затрагивает сущность инфляции и поэтому реально не снижает ее. Большинство развитых стран используют эту политику в чрезвычайных ситуациях.

4. Внешнеэкономическая политика включает в себя внешнюю торговлю и управление валютным рынком.

Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток торгового баланса, если же импорт превышает экспорт – дефицит торгового баланса.

Внешнеэкономическая торговая политика включает в себя квоты, тарифы и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. При разумном регулировании международная торговля повышает эффективность национальной экономики и экономический рост, повышает уровень жизни населения.

На внешнюю торговлю влияет и валютный курс страны, поэтому так важны меры, проводимые государством в лице ЦБ по поддержанию оптимального валютного курса.

8. Цели макроэкономического развития

I. Стабильный рост национального производства

Для оценки объемов производства используется валовый внутренний продукт (ВВП ) – это стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны за определенный период. Сложность подсчета ВВП обусловлена инфляцией. Эта проблема разрешается с помощью определения номинального и реального ВВП. Номинальный ВВП – показатель, в котором стоимость товаров и услуг измерена в текущих ценах. Реальный ВВП – показатель, в котором стоимость товаров и услуг измерена в ценах базового года. Этот показатель более точно отражает состояние экономики, чем номинальный ВВП, т.к. строго учитывает изменения в объеме производства. На основе номинального и реального объемов ВВП рассчитывается дефлятор ВВП , который определяется как отношение номинального ВВП к реальному. Дефлятор ВВП показывает изменение цены единицы продукции в отчетном году по отношению к базисному году. Характеризуя такую цель макроэкономического развития, как стабильный рост национального производства, нужно иметь в виду, что ее достижение заключается в ежегодном росте ВВП, который происходит достаточно ровно, без всяких взлетов и падений. В странах со сложившейся рыночной экономикой диапазон показателей экономического роста колеблется обычно в пределах от 1% до 6%. Отклонение вниз означает невозможность поддержания устойчивой доходной базы бюджета, и, следовательно, выполнения социальных программ. Значительное превышение свидетельствует о "перегреве" экономики и чревато усилением инфляционных явлений.

II. Высокий уровень занятости

Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, имеющего работу. Если предлагаемые на рынке труда ресурсы используются не полностью, то экономика функционирует, не достигая границы своих производственных возможностей. Потери от существования безработицы:

− сокращается ВВП, т.к. незанятая рабочая сила не участвует в национальном производстве. Возникают потери от недоиспользования производственных возможностей;

− высвободившиеся работники теряют квалификацию;

− рост безработицы подрывает психическое здоровье нации;

− безработица может являться фактором роста преступности;

− безработица усиливает экономическую нестабильность, что проявляется в снижении покупательного спроса, сокращении сбережений, снижении инвестиционного спроса, сокращении предложения, спаде производства;

Безработица может приводить к росту налогов для покрытия растущих выплат пособий по безработице. В экономике России пока ситуация с безработицей выглядит гораздо благополучнее по сравнению с промышленно развитыми странами. Такое положение объясняется не эффективностью мер государственного регулирования занятости, а действием следующих факторов:

– опасение негативных социально-политических последствий в случае массовой безработицы, в связи с чем ряд отраслей получает дотации;

– недостаточно высокий уровень развития рыночных отношений в стране, в результате чего конкуренция не приводит к закрытию нерентабельных или малорентабельных предприятий;

– действия руководства многих предприятий по поддержанию (иногда искусственному) высокой степени занятости своих работников ради сохранения социального мира в коллективе.

III. Стабильность цен – это стабильность конкурентных цен, установленных на основе спроса и предложения. Цены играют важную роль в экономике, так как могут стимулировать производство и сокращать безработицу. Для измерения уровня цен применяется показатель индекс потребительских цен , который

рассчитывается на основе "корзины наиболее потребляемых товаров и услуг". ИПЦ –используется для определения "границ бедности", жизненных стандартов, а также используется в коллективных договорах для установления зависимости роста индекса потребительских цен и соответствующего увеличения заработной платы. Стабильности цен государство стремится достичь для того, чтобы обеспечить устойчивую ценность денег. Согласно сложившейся в развитых странах Запада практике, задача стабильной ценности денег считается достигнутой в том случае, если индекс цен повышается в год не более чем на 1–3%. Достижение этой макроэкономической цели для России оказалось одной из самых трудных задач (высокие темпы инфляции).

IV. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса

Речь идет о достижении страной равновесия между платежами, получаемыми из-за рубежа, и платежами, осуществляемыми за рубеж. Индикатором данного соотношения является сальдо внешнеэкономических потоков, включающее межстрановое движение товаров, услуг и капиталов. Положительное внешнеэкономическое сальдо имеет место тогда, когда страна производит больше, чем сама потребляет, и тем самым осуществляет чистый экспорт благ. Отрицательное сальдо – при обратной ситуации: потребление страной благ превышает внутреннее производство. Исходя из мировой практики принято считать, что внешнеэкономическое равновесие обеспечивается при наличии положительного сальдо, составляющего 1–2% от уровня ВВП.

В идеале должен существовать механизм саморегулирования платежного баланса, когда страна от отрицательного сальдо торгового баланса постепенно переходит к положительному и наоборот. В реальной действительности государство оказывает на эту сферу существенное влияние через механизм экспортных и импортных квот, таможенных барьеров, таможенных пошлин и т.п. Если оценивать достижение этой макроэкономической цели в российской экономике, то можно считать, что она достигнута, так как сальдо торгового баланса положительное. Но для более глубокого анализа существующего положения надо учитывать также структуру экспорта и импорта, а в нашей экономике сложилась структура, не характерная для развитых стран. Огромную роль в поддержании внешнеторгового баланса играет курс валюты – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.