Что не является характерным для скандинавской модели. Скандинавская модель

Классификация моделей социальной политики

Основные модели социальной политики

Лекция 4.

1.Классификация моделей социальной политики. 20

2. Скандинавская модель. 24

3. Континентальная модель. 25

4. Американо- британская модель. 26

5. Социальная модель в рамках Европейского Союза. 26

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.



Комиссия Европейского сообщества (ЕС), чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для «Общеевропейского дома», выделяет две основные модели:

1. Первая, что называемая «бисмарковской » (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы. их которых и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда - в 1884 году;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве - в 1885 голу;

Закон об инвалидности и страховании по старости -в 1891 году.

Уже этим законам были присуще черты, характерные для системы страхования и сегодня:

Увязывание размеров страховых взносов с заработка, а не, к примеру, с тем или иным риском;

Распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

Публично-правовая форма организации страхования.

Возраст пенсионирования был равен 70 годам при наличии 30 летнего трудового стажа; пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности. Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом. Уже эти первые законы зафиксировали примат реабилитации по отношению к пенсии, поэтому держатели фондов пенсионного страхования использовали накопленные средства для строительства туберкулезных учреждений, квартир для рабочих и т.д. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной, самопомощью и помощью государства, либерализмом и социализмом.

В 10-е годы нашего столетия развитие страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая сегодня), однако, из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Определенное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Система страхования постоянно реформировалась, а пенсионная реформа 1992 года установила единые нормы для всех территорий объединенной Германии.

Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей. Можно получить неполную пенсию с 63 летнего возраста. Условия 35 летнего стажа облегчено женщинам, для которых учитываемым периодом времени теперь является период воспитания детей до 10 летнего возраста. Это положение считается «временно соответствующим Конституции». Существует также пенсия по старости в связи с безработицей. Обоснована она тем, что на рынке труда невозможно трудоустроить 60 - летнего работополучателя.

Законодатель возложил на систему пенсионного страхования выполнение ряда задач, «подрывающих» принцип чистого страхования. Для этого используются дотации государства, например, финансирование срока службы в армии, воспитание детей и т.п. На эти цели тратятся существенные суммы - 18-20 % расходов на пенсии ежегодно. Чтобы уменьшить долю государственной дотации, с 1992 года поставлены узкие рамки инвестиционной деятельности фондов, ибо безоговорочный приоритет должна иметь платежеспособность держателей фондов, наличие резервов предстоящих периодов платежей.

Система государственного социального страхования, возникнув в Германии, быстро охватила практически все страны Европы, поскольку вместо социально-философских рассуждений о соотношении ответственности и солидарности в ее основу было положено понятие риска , которое можно объективировать и степень риска рассчитать. С точки зрения вероятности потери дохода можно рассматривать в одной плоскости риски, связанные с несчастными случаями на производстве, болезнями, безработицей и даже старостью.

Важно то, что договор страхования, как частный случай "общественного договора" делает выплату пособия зависящей от экономических условий и правовых норм, а не от щедрости государства-покровителя. Тем самым, речь идет не о нравственных правилах, а об исполнении закона. Жесткая связь между трудом, заработком и возможностью получения компенсаций также способствует уменьшению зависимости от государства, увеличивая личную ответственность за социальную безопасность (защищенность). Технически эта ответственность всегда обеспечивалась системой индивидуального учета внесенных сумм, в картотеках больничных касс или страховых обществ. При смене места работы страховая карточка была основным документом, подтверждавшим права работника на социальные выплаты.

Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль –с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.

Итак, "немецкая" модель была построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, принципе трудового участия, когда лучше обеспечен тот, кто больше работает, больше зарабатывает и платит социальные отчисления, а также приоритете реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Модель трудовых достижений была дополнена социальной помощью малообеспеченным, которая, в принципе, не должна была носить дестимулирующего по отношению к занятости характера, что не удалось, впрочем, реализовать эффективно ни в Германии, ни в какой другой стране.

2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет «бевериджской » (Beveridge). исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности.

У.Беверидж исходил из необходимости наделения государства полномочиями по регулированию социальных процессов в обществе на принципах всеобщности и единообразии. Другими словами, одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращения массовой безработицы, а также равнодоступности бесплатной медицинской помощи и образования .

Следует отметить, что на взгляды У.Бевериджа оказали существенное влияние идеи О.Бисмарка об обязательном характере социального страхования, а также практическое решение вопросов государственного регулирования социальной сферы в СССР (бесплатное здравоохранение и образование).

Исходя из этих рекомендаций в 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Швеция: шведская модель.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.

Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

ВВЕДЕНИЕ

Первый этап мирового кризиса, который начался в 2008-м году – является кризисным состоянием в мировой экономике.

Он дает о себе знать в Соединенных Штатах Америки, когда спад экономики США потянул за собой в депрессию и Европейский континент.

Не смотря на то, что прошло уже некоторое время, кризис так и не удалось преодолеть полностью. И он в полной мере заявил о себе не только в США, но и в Западной Европе, обозначившись практически развалом всей европейской системы ЕС и удорожанию валюты евро для стран бывшего советского союза, на которых в первую очередь отразились все последствия.

Однако, далеко не все страны Европейского Союза могут улучшить наступившие экономические реалии, ярким примером служат: Испания, Греция, Германия другие страны, которые зависят от европейской системы.

Экономический спад в еврозоне и Соединенных Штатах Америки является наиболее длительным за всю историю их существования.

Основными последствиями экономической мировой катастрофы является то, что происходит обеднение среднего класса в мировом масштабе, осложнения в ситуации мировой безработицы и также внешние долги.

Возникновение кризиса объясняется различными аналитиками по-разному, хотя все они сходятся на нескольких основных причинах.

Экономика имеет свои циклические волновые спады и подъемы. Об этом еще писал известный отечественный экономист Кондратьев.

Что легло в подоплеку кризисных провалов: дисбаланс международной торговли и движения капитала; плохое финансовое регулирование; отсутствие регулировки «теневой» банковской системы; перегрев кредитного рынка, ипотечный кризис – результат кредитной экспансии и другие всевозможные варианты провального спада.

Но не все страны Европы не смогли справиться с надвигающимися экономическими потерями полностью, они явились примером благополучия.

ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – СКАНДИНАВКАЯ МОДЕЛЬ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Идеи социального равенства между людьми имеют достаточно древнюю подоплеку и весьма не новы для человечества.

Они уходят своими корнями еще в период античность и известны со времен философа Платона в его произведениях «Законы» и «Государство».

Согласно идеям древнегреческого философа, которые оказали свое влияние сквозь временное пространство, основой идеального государства является тотальная справедливость, на которое оно и опирается.

С идеями социализма было знакомо греческое общество до Афин еще в четвертом веке нашей эры, что также отразились в своих изложениях.

Более поздняя эпоха средних веков показывает нам социальное равенство в виде понятий коммунизма у утопистов-философов, таких как Томас Мор. Он создает в своем воображении таинственный остров Утопию, где нет частной собственности вообще, нет личного имущества, за которое следует держаться, а существует лишь общество и труд, в котором каждый дружный член этого общества просто обязан трудиться. Любая семья дабы не привыкать к собственническим ощущения касательно своего личного имущества в доме должна была обмениваться им также как и домами между соседями. Таким образом, пропагандировалось социальное равенство в обществе, однако оно не получило никакой серьезной поддержки.

Новый подъем идей социализма приходится уже на девятнадцатый век и связан с известными именами. Но главным действующим лицом социалистического движения, что оказывал влияние на умы человечества, является К. Маркс. Его видение коммунистического общества выходит за рамки привычного общества, накопления капитала, что все еще сохраняет черты прежнего, явилось, по его мнению, первой начальной формой развивающегося коммунизма. Теория признает систему равенства затраченного труда в зависимости от того, сколько сил и времени потратил производитель на изготовление продукции и они связаны с оплатой труда.

Однако время шло, но капиталистическое общество стран философов, которых были выдвинуты идеи гениального человеческого, равенства, осталось обществом, в котором накапливание капитала все-таки происходило, а капитализм приобретал уже развитые формы, где социализм и положительные принципы идей коммунизма оказали свое влияние.

В современных цивилизованных странах Западной Европы теория продвинутого социализма становится частью жизни капиталистического строя, в котором материалистический взгляд на вещи, зарабатывание денег и ведение бизнеса есть невозможным без уважительного отношения к социальным массам населения, имеющим прямое отношение к дальнейшему накоплению ресурсов, создающимся путем применения труда человека.

Произошла переоценка ценностей от грубого порабощения производительности труда рабочего, сотрудника и просто бизнесмена верхушкой капиталистического сообщества до уважения и персонификации личности, которая имеет свои потребности в «социальном пакете» экономической стабильности, обеспечение будущего благополучия благами, предоставленными государством. Это так называемые социальные гарантии сосуществования рабочего и недееспособного населения страны в сумбурном мире денег, что становится относительно спокойным там, где такое понятие как «капитализм» реализуется уже на другом, более высоком уровне. С этой целью многие экономически продвинутые державы ненавязчиво демонстрируют свое «экономическое чудо» на личном примере.

Формирование индивидуальной модели экономики имеет место быть в развитых мировых точках экономического оазиса, отличающихся более эффективной системой хозяйственного управления экономических закономерностей, позволяющих выдерживать постоянные происходящие изменения в мировой экономике, а результатом становится появление разнообразных моделей экономики и рынка. Одной из таких моделей является скандинавская модель всеобщего благосостояния.

На общей арене относительной мировой экономической неразберихи, именно скандинавские страны фактически легко ее преодолевают.

Кого с точки зрения официальных сведений относят к верхушке северного скандинавского направления. К ним относятся следующие страны: Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия и Дания.

Северные страны на своем примере показывают, каким образом можно управлять собственным обеспечением без лишнего влияния политики.

Основное отличие скандинавской модели заключается в том, что многие сейчас уже называют ее современным социализмом, который впрочем, существенно отличается от той же модели семидесятых годов.

По высокому качеству и уровню жизни скандинавские страны на сегодняшнее время давно догнали Соединенные Штаты Америки, а образование и здравоохранение считаются самыми лучшими в мире.

Государственный сектор по прежнему отыгрывает немалую роль и является важнейшей частью скандинавского чуда при абсолютной свободе частного сектора, развитию которого способствует государство.

Собственно, одной из основных особенностей скандинавской модели трансформации есть внушительная роль государства в том, что называется социально-хозяйственной деятельностью страны.

Удивительность скандинавской модели заключается в ее особенности, исключительности, так как очень длительный период времени все скандинавские страны стояли в стороне от войн и революций, которые шли и меньше всего пострадали от их разрушительного воздействия, последствий.

Когда в тридцатых годах минувшего столетия к власти приходят социал-демократы в странах Скандинавии, они берут курс на рыночный вид хозяйственной деятельности, сочетающий в себе всю степень защищенности населения одновременно. Можно говорить о том, что скандинавская экономика является смешанным типом экономики с подавляющей ролью частной собственности в ней и неизменным участием государства.

Рассмотрим по очереди экономические тонкости скандинавских стран.

Равенство между людьми является ключевым признаком культуры шведского общества, в котором самая небольшая дифференциация доходов между гражданами. Оно включает в себя не только равенство доходов, но также и равенство полов. Как известно процентное количество женщин шведского парламента равно 42%, правительства -50%, 80% женщин всей страны имеют свой личный источник доходов и не зависят от мужчин.

Швеция есть той страной, в которой система ценностей построена на социальном равенстве между людьми. Она построена на взаимопомощи, взаимовыручке, гуманности, сочувствии, как к своим гражданам, так и обездоленным людям других менее благополучных стран мира.

Доказательством служит тот факт, что именно Швеция является страной, в которой выделают относительно наибольшее количество ВНП.

Шведская умеренность при ведении линии любого бизнеса отличает шведов от остальных бизнесменов в мире, потому что шведами давно разработаны свои индивидуальные подходы к золотой середине между бизнесом и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. Это позволяет снижать дикие стремления материальной наживы, оставляя на самом первом месте, прежде всего, человеческие ценности и здравый смысл.

Самым важным отличием шведского менеджмента в управлении экономикой от низшего до высшего звена есть понимание человека в деловой среде, идущего от элитарных представлений шведов того, каким должна быть работа, что является для них на первом месте, – шведы всем известные большие любители трудиться. В то же время, после характеристики определений представления о труде на второй не менее значимый план выходят следующие понятия о «должно или не должно». Приверженность строгой букве закона в Швеции и уважение к нему просто поражают.

Руководителями предприятий ценится в управлении собственной хозяйственной деятельностью сам человек. Не строгие иерархические отношения между менеджерами, управленцами экономических звеньев, небольшая, относительно друг друга, разница в статусе является отличием шведской управленческой системы менеджмента касаемо японских и американских коллег. Организационная структура отличается неформальным, неплановым планированием, зачастую принимает матричную структуру с двойной и тройной отчетностью в подчинении.

В шведских компаниях международного формата, взаимоотношения между дочерними компаниями и фирмами заграницей с головным офисом находятся на достаточно не строгом уровне. Что очень сложно для понимания все тех же японских и американских партнеров, у которых их отношения со своими международными подразделениями является жестким формальным уровнем обращения, подчинения любой отчетности.

Таким образом, о шведской экономике можно сказать так, что, не смотря на достаточно высокую эффективность ее работы, она выделяется своим неформальным, нестрогим управленческим контролем менеджмента.

Норвежская экономическая модель. Стала преемницей общей главной скандинавской модели экономической международной трансформации.

Норвегия, относится к постиндустриальному этапу развития с солидным ВВП в размере около 190 миллиардов евро, где на каждую душу населения приходится 38 тысяч долларов, инфляция составляет 2,3%, а темпы роста составили 2%, говорящие о состоянии дел Норвегии.

Норвегия есть третьим в мире экспортером всех энергоресурсов.

Специализация хозяйствования этой страны зависит от того что ей дала природа и характеризуется лесным хозяйством, минеральными и рыбными ресурсами, дешевой электроэнергией. Нефтегазовая отрасль является первым, важным фундаментом всей норвежской экономики в целом.

Рост экономики Норвегии обуславливается выгодной мировой конъюнктурой, в которой она задействована и удачной микро – макро - норвежской политикой, где роль государства по-прежнему велика.

Финляндия – ее экономическая модель. Финляндия – одна из самых развитых стран ЕС, что входит в Еврозону, как наиболее благополучную.

Преимуществами Финляндии являлись длительное время, прежде всего, экономическая стабильность, качественные телекоммуникационные связи, развитая общая инфраструктура, высокая степень взаимодействия предприятий, университетов, научно-исследовательских центров меж ними.

Позитивные черты экономики Финляндии – высокий уровень образования населения, быстрота освоения новых современнейших технологий, «мягкий» климат в области ведения бизнеса. Из-за начавшегося мирового кризиса в 2011 году, структура мировой экономики несколько изменилась, и ВВП Финляндии резко сократился, это сокращение происходит до сих пор. К отрицательным чертам относится более слабая гибкость по сравнению со Швецией и Норвегией, также в условиях экономического кризиса резко сократились два вида производственной специализации Финляндии – это: приборостроение и производство целлюлозы. В этой связи ВВП имеет тенденции неуклонного снижения.

Налогообложение (до 36% частных лиц и 29 предпринимателей) в ситуации условий всемирного кризиса привели к тому, что ВВП Финляндии наиболее медленно ползет вверх, чем у других скандинавов.

Энергоресурсы Финляндии очень долгое время были импортными.

После начала двухтысячного года процентное соотношение сельского хозяйства ко всем остальным отраслям и секторам снизилось до предела.

Промышленность Финляндии также не отличается подавляющим преимуществом между ее скандинавскими соседями и им уступает.

К главным секторам экономики Финляндии относятся: телекоммуникационная, лесная, информационная, услуги и другие.

Исландия – экономическая модель. Уникальное по своей исторической и экономической истории государство. Имеет смешанный командно-рыночный строй экономики, которая начинает свое развитие в 40-е годы.

Промышленность Исландии развивается после окончания второй мировой войны. И ныне в ней задействована приблизительно треть всего населения. То есть, Исландия официально промышленный сектор.

Главной ее промышленной отраслью является переработка рыбы и изготовление филе, имеются судоверфи, производится постройка кораблей.

Так как Исландия огромный источник по возможности добывать энергетики из воды, которая используется незначительно – до 6%.

Также используется и непосредственный геоэнергетический потенциал для коммунально-городского хозяйства и парниковых нужд, энергетические потребности в энергетике исландцы удовлетворяют за счет привозной нефти стран Великобритании и Норвегии, у которых ее покупают.

С конца 90-х годов в Исландии начинает активно развиваться своя собственная финансовая денежная система. В стране, в которой большая часть всего ВВП приходится именно на рыболовство, становится основным финансовыми мировым центром, которым управляет финансовый надзор.

Не смотря на то что Исландия имеет долги перед такими странами как Голландия и Англия, именно Исландия может показать пример того как нужно выходить из экономического кризиса. К 2013-му году Исландия отметила профицит бюджета, а экономика страны начала переживать новый подъем, в то время, когда другие страны ощущают экономический стресс.

К 2013-му году Исландия сняла полностью весь контроль над капиталом и представляет собой пример для остальных европейцев в том, как нужно становиться независимыми от унижения иностранным капиталом, они получили свою независимость от иностранных интересов стран-капиталистов, что говорит о своеобразном «исландском экономическом чуде». Исландия – маленькая страна со своей нестандартной экономикой.

Дания, скандинавская экономическая модель. Одна из самых развитых стран скандинавской коалиции и по производству ВВП также, на душу населения каждого гражданина страны приходится до 27 тысяч долларов.

Главный экономический потенциал Дании составили промышленность и развитое сельское хозяйство. Учитывая то, что она является самой большой в плане рыболовецкой промышленности – страной, Дания имеет и внушительный торговый флот. Имея торгово-промышленные и транспортно-экспедиторские разветвленные сети по всему миру, эта страна способствует продвижению своего собственного экспорта в мировую торговлю.

Не смотря морской уклон развития экономики, в Дании система образования и науки находится на одном из первых мест среди не только скандинавских стран, но и других стран Западной Европы.

Социальная система в Дании настолько развита, что на нее приходится до семидесяти процентов всех материальных полученных средств.

На обеспечение государственного управления, юридическую сферу и оборонную способность приходится только пятнадцать процентов. Что говорит о том, какие приоритеты находится на первом месте – забота о людях является ключевой прерогативой над остальными немаловажными.

Однако за высокий уровень социальной стабильности Дания платит достаточно высоко, о чем говорит ее высокий уровень внешнего долга. Это связано с необходимостью поддержания должной степени социальной стабильности среди населения страны. Занятость населения Дании осуществляется на малых и средних предприятия промышленности.

В последнее время экономическая стабильность государства Дания претерпевает некоторые изменения в условиях кризиса на фоне всеобщих мировых финансовых проблем, которые наблюдаются последние годы.

Дания одна из первых стран подверглась экономической рецессии и спаду своей экономики. После долгих лет низкой безработицы, роста промышленных показателей, избытком в бюджете, Дания среагировала снижением ВВП на душу населения, финансово-экономической зависимостью в виде долгов перед странами Англии, Скандинавской группы и ухудшением собственного производственно-промышленного роста.

Наступивший с 2008 валютно-финансовый кризис в Дании длится до сих пор. Он проявляется в закрытии значительного количества валютно-финансовых организаций, промышленных и торговых компаний.

Не смотря на применение всевозможных антикризисных мер промышленные оценки, продолжают все еще до сих пор снижаться, происходит сокращение строительства и производства, развивается кризис на рынке недвижимости, снизились темы экономического роста и свертываются научные исследования в различных отраслях и секторах науки.

Однако, не смотря на все, Дания остается одной из самых развитых стран мира в отношении уровня жизни населения, что говорит о том, что какой бы кризис не нарушал экономический баланс, все равно, крепкий стойкий фундамент, на котором держится социальная благополучность, не так просто пошатнуть. Уровень жизни людей по-прежнему высок.

Итак, после нескольких волн кризиса в странах Скандинавии, северные государства переживают массу неприятных моментов. Вот некоторые из них: сокращение экспорта ввиду того, что падает спрос на рынках стран-потребителей продукции скандинавских стран; рост внешнего долга у некоторых из них также вырос по причине оттока денежных средств на улучшение благосостояния граждан; сокращение производства и основных характеризующих отраслей; ухудшение на кредитно-финансовых рынках.

Однако в 2013 году страны Скандинавии все-таки справляются, некоторым образом, с преследовавшим их кризисом и им удается выровнять рост ВВП во многом за счет малого и среднего бизнеса, частных хозяйств.

Таким образом, стоит отметить еще раз важность среднего и малого частного бизнеса, его независимость от больших и крупных корпораций, что свидетельствует о развитости скандинавской экономической системы.

Скандинавская модель всеобщего благосостояния и ее трансформация в условия кризиса показала, что являясь частью Европы, страны Скандинавии все имеют свою отличную систему от другой части континента.

Потомки викингов смогли создать неплохую северную структуру, которая, не смотря на все негативные последствия кризиса, что их также затронул, сочетает в себе продвинутую инновационную экономику и высокие налоговые ставки, которые в других менее развитых странах вызывают некоторое сопротивление в предпринимательской среде.

В чем же состоит «скандинавское чудо» на сегодняшний день при любых наступивших кризисах и проблемах. Прежде всего, в том, что северные соседи занимают первые рейтинги во всех областях жизни и экономики, чего бы это не касалось: начиная социальным благополучием, прозрачностью экономики, здоровой конкуренцией. А уклад жизни особым способом и скандинавский менталитет позволили наименее безболезненно преодолевать глобальный кризис в обществе. У них есть чему поучиться.

Страны Северной Европы своим наглядным примером доказали, какую роль государство играет в жизни каждого гражданина, где оно осознает его ценность, где нет чужих проблем, а любые психологические помехи берутся во внимание обществом, которое никогда и никого не оставит в беде.

Скандинавская система благоустройства общества не сформировалась быстро за один час, на это потребовалось многие и многие десятилетия.

Она кропотливо разрабатывалась путем длительного процесса ошибок и проб, возникающих на ее пути, потому даже высокие налоги не являются особенным плачевным недостатком, так как уровень заработных плат и жизни населения остается слишком высоким, чтобы не ощущать себя счастливым членом большой семьи. Внимание со стороны государства является фундаментальным подспорьем в борьбе с любыми трудностями.

Немалую роль в развитии скандинавского успеха отыгрывают также всеобщие культурные ценности в менталитете скандинавов. Честность, добросовестность и порядочность в труде – вот их главные качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели тему «Скандинавская модель всеобщего благосостояния и ее трансформация в условиях кризиса».

В процессе изучения данной темы нам стало понятно, что периодам глобального кризиса подвержены не только страны со слаборазвитой или нестабильной экономикой, а и достаточно обеспеченные, социально и экономически устойчивые капиталистически развитые страны.

Очевидным является тот факт, что при наступлении кризисных застойных явлений первый удар ощущает кредитно-финансовая система практически в каждой из этих стран, ВВП резко снижается, как и рост производства непосредственно. Что сказывается негативным образом на показателях безработицы среди населения, спросе на продукцию на внешних рынках, а общий государственный долг перед другими странами – возрастает. Эти ситуационные экономические проявления позволяют выявить «слабые звенья» и обратить внимание на конкретные проблемы.

Становится понятно, что не факт появления кризиса характеризует индивидуальные экономические особенности данной какой-либо страны, а умение стабилизировать, выровнять и нормализовать создавшееся положение. С этим и прекрасно справляются скандинавские государства.

Традиционно скандинавский характерный менталитет позволяет не упасть в уныние, а предпринимать ответные антикризисные меры по борьбе с дестабилизацией экономики, устранив таким путем накопившийся негатив.

Уровень жизни граждан Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии и Дании позволяет нам сказать о том, что – это результат не только пустых слов и обещаний со стороны правительства, как часто бывает в наших странах славянской народности. А прежде всего итог кропотливого духовного, экономического, социального труда на поприще благополучия собственных граждан, что выражается в эффективности скандинавской системы, которая как мы уже могли увидеть – работает достаточно успешно!

  • Поделкин В. П. Особенности современного финансово-экономического кризиса / В. П. Поделкин //Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 8. – Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/ , свободный;
  • Сидоренко А.Л. Мировой экономический кризис и новый экономический курс // Общество. Государство. Политика. – 2013. – № 2. – С. 8-24.;
  • Руденко Д.Ю. Концепция многомерной бедности и теоретические подходы к ее определению // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. – № 11. – С. 15-23.
  • Руденко Д.Ю. Модель комплексной систематизации процесса сокращения бедности в Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. – №11. – С.127-136.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Скандинавская модель - экономическая и социальная модели североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия).

    Хотя существуют значительные различия между североевропейскими странами, все они имеют некоторые общие черты. В их числе -- государство всеобщего благосостояния, конкретно направленное на повышение индивидуальной автономии, содействие социальной мобильности и обеспечение основных прав человека, а также на стабильность экономики. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства.

    Прогрессивная налоговая система, которую считают визитной карточкой северных экономик перераспределения, на самом деле является двойной: налог на доходы граждан облагается по восходящей, а вот шкала налога на капитальные доходы - плоская. Недавно та же Швеция упразднила налог на наследство и на богатство. Ставка налога на прибыль в стране - 22%, то есть ниже, чем в США.

    Скандинавам удается сочетать высокое качество жизни населения и свободу предпринимательства. По индексу экономической свободы канадского Института Фрейзера Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия к 2000-м годам достигли уровня США, а 40 лет назад Штаты заметно опережали их по этому индикатору.

    Конечно, по некоторым параметрам роль государства в экономике североевропейских государств остается необычно высокой. В госсекторе там занято около 30% рабочей силы против 15% в среднем по клубу развитых стран, входящих в ОЭСР.

    Флагманы частного бизнеса внушают скандинавам чувство гордости, однако не становятся самоценностью. Так, в годы кризиса шведское правительство не стало вытаскивать из долгов концерн Saab и дало ему спокойно обанкротиться, а Volvo была продана китайцам. Скандинавов хвалят за бережливость и заботу о завтрашнем дне. Сырьевая Норвегия имеет пенсионный фонд объемом более $700 млрд, который формируется из нефтяных доходов бюджета. Эта сумма почти в полтора раза больше ВВП страны и в четыре раза больше российских Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вместе взятых.

    Средства вкладываются как в гособлигации, так и в акции ведущих корпораций. Помимо заботы о будущих поколениях целью фонда является изъятие сырьевых доходов - если бы их инвестировали, они могли бы подстегнуть инфляцию.

    В конце 1990-х Швеция создала новый формат пенсионной системы. Ее суть та же, что и во многих развитых странах, - нынешнее поколение работающих содержит пенсионеров. Главная уязвимость: население стареет, а работающих все меньше. Однако в Швеции размер будущей пенсии зависит от макроэкономических факторов. Шведы отчисляют в пенсионный фонд 16% своей зарплаты. К этой сумме ежегодно прибавляется виртуальный процент, соответствующий темпу роста зарплат в стране. Когда гражданин заканчивает трудовую деятельность, общая сумма виртуальных накоплений делится на число лет, которые он гипотетически проживет. Главный плюс - пенсия зависит от ожидаемой продолжительности жизни, что дополнительно стабилизирует пенсионную систему. В этом же кроется и слабость: если пенсия станет совсем маленькой, это политический риск для властей.

    Госдолг скандинавских стран не превышает 50% ВВП - сравните с Евросоюзом с его 85% и США, где он уже превысил 100% ВВП. К модной нынче бюджетной дисциплине страны Северной Европы пришли не от хорошей жизни. Прививкой от греческой болезни для них послужил суровый банковский кризис начала 1990-х, который хорошо встряхнул скандинавские экономики. В отличие от своих южных соседей по континенту, Швеция придерживалась жесткой бюджетной диеты последние 20 лет, стремясь обеспечить профицит госбюджета. Между 1993 и 2010 годами шведский госдолг сократился с 70% до 37% ВВП, а бюджетный дефицит в 11% ВВП сменился профицитом в 0,3%. Как следствие - кризис 2008 года страна встретила в лучшей форме, чем еврозона.

    В Скандинавских странах одна из лучших в мире систем образования и здравоохранения. В скандинавских странах межпоколенческая мобильность населения выше, чем в США и Великобритании. Проще говоря, в скандинавских странах заметно выше вероятность, что ваши дети будут получать зарплату больше вашей. Там, где хорошее образование дорого, социальные лифты работают хуже. Однако и издержки такого подхода известны: слишком многие предпочитают жить на пособия.

    В мировых инновационных рейтингах скандинавы стоят высоко - например, занимают верхние строчки в рейтинге самых инновационных стран мира INSEAD Дания, Финляндия и Швеция находятся выше США по индексу который показывает влияние интернета на бизнес и общество. И вполне заслуженно.

    В Швеции граждане могут платить налоги при помощи SMS, Финляндия славится своими бизнес-ангелами и венчурными инвестициями. Booz & Company указывает, что большие корпорации любят испытывать свои продукты в Северной Европе, поскольку потребители там отличаются повышенной любовью к тому, чтобы пробовать все новое.

    Это особенно удивительно с учетом высоких налогов на доходы в этих странах, которые, по идее, должны отпугивать инноваторов, а не привлекать. Молодые и амбициозные скандинавы стараются долго не задерживаться на родине «милого» капитализма и едут в страны с более высокими рисками и потенциальным доходам - туда, где царит «беспощадный» капитализм (США, Великобритания).

    Если режим в стране не авторитарен и не погряз в коррупции, главной целью он перед собой ставит создание наиболее эффективной социально-экономической модели для комфортной жизни всех своих граждан. «Правильные настройки» пытаются найти многие страны, но у подавляющего большинства из них, к сожалению, сделать это не получается. На фоне всего мирового сообщества выделяется Скандинавия, чей опыт сейчас стараются перенять многие страны.

    Скандинавскую модель часто приводят в качестве примера и ориентира, к чему нужно стремиться. В рамках изучения, я взяла 4 страны: Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию. В системах вышеперечисленных стран есть расхождения, но есть и общие черты. Моя цель – разобраться, в чем секрет успеха скандинавской модели, и какой опыт может и должен быть использован в России.

    Исправленный капитализм
    Скандинавская модель представляет собой золотую середину между капитализмом и социализмом, соединение наиболее удачных элементов обоих систем. В фундаменте лежит капитализм, слабые стороны которого исправлены лучшими практиками социализма. Система выстроена так, чтобы она работала на благо всего населения.

    Скандинавская модель основывается на принципах равенства возможностей, справедливом распределении богатств, общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себя минимальным набором для достойной жизни, содействия социальной мобильности, стремления к всеобщей занятости, гендерному равенству.

    Значительная роль государства
    Роль государства в построении и функционировании скандинавской модели очень велика. Оно выполняет ключевую роль, обеспечивая граждан бесплатным образованием и здравоохранением, развитой инфраструктурой, высокими пенсиями и др. При этом государству удается держать качество этих услуг на очень высоком уровне. Скандинавские страны находятся на первых местах в мире по уровню образования, продолжительности жизни и степени удовлетворенности населения. Налоговая нагрузка на граждан в Скандинавии высока, но люди доверяют государству, довольны предоставляемыми им услугами и поэтому не против высоких налогов. Люди видят высокую отдачу и не видят коррупции. Благодаря открытым данным и высокой политической культуре, скандинавские страны являются наименее коррумпированными в мире. Чиновники не позволяют себе ездить на дорогих машинах, и их чаще можно увидеть на велосипедах.

    Условия для ведения бизнеса
    Значительное участие государства в жизни людей сочетается с очень свободным и конкурентным рынком для частных компаний. Скандинавские страны смогли создать одни из самых благоприятных условий в мире для ведения бизнеса: защита прав собственности, минимальные бюрократические издержки, низкие барьеры для торговли, отсутствие высокой налоговой нагрузки на бизнес. Скандинавия стала родиной Skype, Spotify, Rovio (Angry Birds), Ikea, H&M, Ericsson, Nokia, Volvo, Electrolux, Tele2, Carlsberg и многих других известных компаний. Государство не боится свободной рыночной экономики и старается в нее не вмешиваться. Например, Швеция не стала спасать свои национальные достояния: дала обанкротиться Saab, а Volvo — быть купленной китайской Geely.

    Государство также дает возможность частным кампаниям свободно конкурировать в сфере образования и здравоохранения. Если частный бизнес лучше справляется с функциями государства, ему дают возможность это делать. В Дании и Норвегии есть частные больницы. В Швеции много частных школ, которые соревнуются в качестве с государственными. Государство выдает семьям школьные ваучеры, которые можно использовать как для государственных, так и частных школ (образование остается, таким образом, бесплатным). Но в целом государственные услуги в здравоохранении и образовании доведены до такого высокого уровня, что частные компании сами не хотят конкурировать с государством в этих областях.

    Лучшие практики для России
    Скандинавская модель выстроена в регионе, где люди научились друг с другом договариваться и совместно решать общие проблемы через демократические процедуры. Также это небольшие по численности страны. Поэтому не весь опыт можно перенять и успешно применить в России. Но есть и огромное число практик, которые нужно перенять. Особенно это касается эффективности гос. управления, обеспечения качественным здравоохранением, борьбы с коррупцией, создания условий для ведения бизнеса и справедливого распределения богатств. Часто можно услышать, что опыт некой страны не применим в России, так как у нее другой более теплый климат. Со скандинавскими странами этот довод не работает.

    Рейтинги и показатели
    В первом выпуске я хотела бы с помощью различных независимых рейтингов, а также статистических показателей продемонстрировать лидерство скандинавских стран по многим ключевым параметрам.

    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

    Индекс социального развития и благосостояния людей 2015 :
    1 место — Норвегия
    2 место — Швеция
    7 место — Финляндия
    8 место — Дания
    71 место — Россия

    Рейтинг самых счастливых стран 2015 :
    3 место — Дания
    4 место — Норвегия
    6 место — Финляндия
    8 место — Швеция
    54 место — Россия

    Индекс развития человеческого капитала 2015 :
    1 место – Норвегия
    4 место – Дания
    14 место – Швеция
    24 место – Финляндия
    50 место – Россия

    Индекс гендерного равенства 2015 :
    4 место — Дания
    6 место – Швеция
    9 место – Норвегия
    11 место – Финляндия
    54 место — Россия

    Коэффициент неравенства распределения доходов населения . Чем меньше коэффициент, тем меньше неравенство:
    Швеция – 25
    Норвегия – 25.8
    Финляндия – 26.9
    Дания – 29.1
    Россия – 40.1

    Индекс решения проблемы коррупции 2015 :
    1 место — Дания
    2 место — Финляндия
    3 место — Швеция
    5 место — Норвегия
    119 место — Россия

    ОБРАЗОВНИЕ

    Расходы на образование от ВВП :
    Дания — 8.7%
    Швеция — 6.8%
    Финляндия — 6.8%
    Норвегия — 6.6%
    Россия — 4.1%

    Программа оценки образовательных достижений школьников PISA :
    Финляндия (Математика — 519, Наука – 545, Чтение — 524)
    Дания (Математика — 500, Наука – 498, Чтение — 496)
    Норвегия (Математика — 489, Наука – 495, Чтение — 504)
    Россия (Математика — 482, Наука – 486, Чтение — 475)
    Швеция (Математика — 478, Наука – 485, Чтение — 483)

    Развитие высшего и дополнительного образования :
    2 место — Финляндия
    7 место — Норвегия
    9 место — Дания
    12 место — Швеция
    38 место — Россия

    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

    Расходы на здравоохранение от ВВП :
    Дания — 10.6%
    Швеция — 9.7%
    Норвегия — 9.6%
    Финляндия — 9.4%
    Россия — 6.5%

    Расходы на здравоохранение на человека :
    Норвегия – $5 862 (85% — государственные расходы, 15% — частные)
    Швеция — $4 904 (84.3% — государственные расходы, 15.7% — частные)
    Дания — $4 553 (84.1% — государственные расходы, 15.9% — частные)
    Финляндия — $3 442 (75% — государственные расходы, 25% — частные)
    Россия — $1 653 (48.1% — государственные расходы, 51.9% — частные)

    Продолжительность жизни :
    Норвегия – 81.6
    Швеция – 82.2
    Дания – 80.2
    Финляндия – 80.8
    Россия – 70.1

    ЭКОНОМИКА

    ВВП на душу населения :
    Норвегия – $64 992
    Швеция – $45 636
    Дания – $42 025
    Финляндия – $38 695
    Россия – $22 352

    Индекс глобальной конкурентоспособности 2015–2016 :
    8 место – Финляндия
    9 место – Швеция
    11 место – Норвегия
    12 место – Дания
    45 место – Россия 13 место — Финляндия
    60 место — Россия

    Развитие инноваций :
    2 место — Финляндия
    7 место — Швеция
    10 место — Дания
    13 место — Норвегия
    68 место — Россия

    Доля работников, состоящих в профсоюзах :
    Финляндия — 68.6%
    Швеция — 67.7%
    Дания — 66.8%
    Норвегия — 53.5%
    Россия – 31%
    При том, что профсоюзы в России занимаются только раздачей конфет, скидок на автобусные экскурсии и организацией новогодней елки.

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

    Ведение бизнеса 2016 :
    3 место – Дания
    8 место – Швеция
    9 место – Норвегия
    10 место — Финляндия
    51 место — Россия

    Условия для ведения бизнеса :
    7 место — Швеция
    9 место — Дания
    11 место — Норвегия
    14 место — Финляндия
    80 место — Россия

    Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

    Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

    В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономи­ка, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, ре­волюции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различ­ными политическими силами и группами, а также их интересами.

    Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и де­мократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистиче­ского путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная соб­ственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в эко­номике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным ча­стным сектором совокупного общественного продукта.



    Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем ре­зать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурен­тоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспреде­ления доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

    Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государ­ственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государствен­ных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уро­вень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скан­динавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирова­ние и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспре­деление государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

    Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное ре­гулирование предпринимательства.

    Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

    Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

    Активности общества в социально-экономических процессах, на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И пред­принимателей;

    Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

    Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мо­рально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2

    Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!».

    Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Герма­нии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринима­тельства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического раз­вития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстра­цией может быть падение численности экономически активного населения Шве­ции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работа­ющих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по срав­нению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного насе­ления не имеет постоянной работы.

    Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работ­ников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачи­вать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу го­сударства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций не­когда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономи­ческой идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести не­обходимые коррективы в прежнюю модель развития.

    В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и ин­дивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государствен­ных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была при­ведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государ­ственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.

    Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

    1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Стра­ны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в ми­ровую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производ­ством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: элект­роника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосми­ческая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологич­ное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Евро­пы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасш­табное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Харак­терным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фир­мы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Север­ной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция регио­на в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязви­мость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Се­верной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют госу­дарства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие тех­нологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направ­ления специализации в глобальной экономической системе. 3

    2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм пе­рераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

    3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое ко­оперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частно­сти, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяй­ственных предприятий создано в форме кооперативов.

    4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандар­ты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персо­нала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необ­ходимым требованиям, предъявляемым рынком.

    5) Социальная направленность экономической политики правительства. Го­сударство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость насе­ления, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружаю­щей среды, развитии системы социального благосостояния.

    6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся усло­виям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Фин­ляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Фин­ляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.

    Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промыш­ленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляю­щими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Страте­гия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.