Орган осуществляющий персонифицированный учет в рф. Что такое индивидуальный персонифицированный учет граждан

Курсовая работа

Тема: «Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования»



Введение

2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода

2 Единая пенсионная служба

Заключение

Библиография


Введение


Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Необходимость реформирования связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет.

Индивидуальному (персонифицированному) учету - одному из важнейших направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации - посвящена настоящая курсовая работа.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время эта проблема стала особенно значима для науки и практики; необходимо искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Этим вопросом занимаются многие теоретики и исследователи. Данной теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых, таких как Б. Богишич, О. Лабур, Д. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, С. Афанасьев, В. Белякин и др. Как правило, информация по данной проблеме, изложенная в учебной литературе, имеет общий характер, а в современных монографиях по этой теме анализируются более узкие вопросы проблемы.

Объектом исследования является сфера социально-экономических отношений в области социального обеспечения, возникающих по поводу получения одной из пенсий, выплаты различного рода пособий, предоставления льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан и др. Предметом исследования выступает сам индивидуальный (персонифицированный) учет.

Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.

Целью данной курсовой работы является анализ и классификация теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Задачи исследования:

дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России;

проанализировать понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета;

рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного лица;

рассмотреть основные цели, задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;

определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета.

Для исследования в работе применялись общетеоретические методы, такие как аналогия, классификация, анализ и синтез.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и библиографию.

Глава I. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии


1 Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета


В соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.

Цели индивидуального (персонифицированного) учета:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при ее назначении;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

К основным функциям персонифицированного учета ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" относит:

а) регистрацию застрахованных лиц;

б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета;

в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и внесение их в лицевые счета;

г) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Для реализации задач, поставленных перед отделом персонифицированного учета, ежегодно страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФ РФ разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует о их состоянии застрахованных лиц. В случае нарушения установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, к таким страхователям применяются финансовые санкции.

Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.

Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три - органы Пенсионного фонда).

1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода


Индивидуальный учет строится на следующих принципах:

единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;

использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

Персонифицированный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Факт внедрения персонифицированного учета в практику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации означает решительный сдвиг в модели пенсионной системы, во всяком случае в ее финансовой части.

С началом полномасштабного использования сведений персонифицированного учета при формировании расходной и доходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации каждый трудоспособный гражданин будет рассматриваться как конкретный источник финансовых ресурсов для собственного обеспечения при наступлении старости, а исчисление размера трудовой пенсии будет производиться не с помощью усредненных бюджетных показателей, а в целом по всему работающему населению.

Также появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов). Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

Индивидуальный учет финансовых поступлений каждого застрахованного гражданина должен использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера трудовой пенсии, что приведет к ее увеличению работникам тех отраслей, которые имеют более высокие заработки, но не получают адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно-энергетический комплекс и др.). Одновременно с этим возникают экономические предпосылки для корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты налога (взноса) каждым гражданином за весь период трудовой деятельности.

3 Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц

Персонифицированный учет в каждом субъекте Российской Федерации включает три стадии:

Регистрацию застрахованных лиц.

Сбор сведений о трудовом стаже и заработке (доходе) и начисленных страховых взносов застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации.

Поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.

Каждое лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования.

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. В соответствии с этим законом данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что на застрахованных лиц, признанных безработными, сведения предоставляются органами службы занятости.

Для первоначальной регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованный должен заполнить анкету застрахованного лица, утвержденную Пенсионным фондом РФ (см. приложение 1).

При приеме на работу по трудовому договору застрахованного лица, не зарегистрировавшегося в системе государственного пенсионного страхования работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора. Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица. На основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений.

Согласно ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - документ, подтверждающий регистрацию этого лица в системе государственного пенсионного страхования.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не могут быть субъектами государственного пенсионного страхования, кроме случаев, когда несовершеннолетний получает пенсию по случаю потери кормильца.

Для осуществления работы по обработке информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

С целью наиболее экономичной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры Пенсионного фонда Российской Федерации образуются межрайонные пункты персонифицированного учета, которые создаются на базе уже имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных Пенсионного фонда РФ.

Глава II. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования


1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции


В соответствии ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства - Пенсионного фонда Российской Федерации - было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России).

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением "О пенсионном фонде РФ (России)" являются:

целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;

осуществление (совместно с налоговыми органами) контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее ее совершенствование;

осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав руководящего органа - Правления ПФР - входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;

определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;

утверждает бюджет, смету расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений ПФР, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;

издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;

решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.

На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФ РФ, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных, осуществляющих работу в районах.

Основной задачей регионального Отделения ПФ РФ является организация персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки. Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения.

Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в большинстве регионов России в настоящее время на базе региональных отделений ПФ РФ созданы службы по назначению, выплате и доставке пенсий, то есть объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав, контроля за поступлением средств и взносов до выплаты и доставки пенсии. При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы.


2 Единая пенсионная служба


Под единой пенсионной службой понимается объединение в рамках единой организационной структуры всех функций по пенсионному обеспечению от аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета, выплаты и доставки государственных пенсий).

Впервые вопрос о создании Единой пенсионной службы (ЕПС) возник еще в 1990 году, когда готовились документы по образованию Пенсионного фонда СССР. При этом предполагалось, что Пенсионный фонд СССР изначально будет аккумулировать все функции по пенсионному обеспечению. Вопрос о создании ЕПС неоднократно поднимался и потом, но только начиная с 1992 года в некоторых субъектах Федерации в целях ликвидации многозвеньевой структуры управления пенсионным обеспечением функции по назначению (перерасчету) и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России.

Объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение и перерасчет, выплата и доставка пенсий) осуществлено в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда России в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области" В мае 1993 года итоги этого эксперимента были одобрены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, после чего создание единой пенсионной системы стало одним из направлений деятельности органов пенсионной системы.

Пенсионный фонд строит свои отношения с субъектами Федерации на добровольной основе, причем инициатива создания единых пенсионных служб исходит от глав администраций субъектов Российской Федерации. Передача функций по назначению и выплате пенсий Пенсионным фондом осуществляется путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом России.

Организационная структура единой пенсионной службы представлена на районном уровне управлениями (пенсионными отделами) Пенсионного фонда России, причем все эти структуры являются юридическими лицами.

Соединение функций сбора и аккумуляции страховых взносов с назначением и перерасчетом пенсии в одной организационной структуре позволило в регионах, работающих в условиях единой пенсионной службы, упростить схему финансирования выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, сократить срок прохождения денежных средств, исключить случаи нецелевого использования средств в системе, так как они направляются только на выплату государственных пенсий.

В условиях единой пенсионной службы исключены случаи искусственного завышения пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов.

Каждая справка о заработке (стаже), поступившая в пенсионную службу, проверяется не только на наличие данного плательщика страховых взносов в базе данных Пенсионного фонда России, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов, что невозможно сделать при другом способе организации работы, когда пенсионные службы и органы Пенсионного фонда разъединены.

Все существующие в настоящее время региональные отделения единой пенсионной службы были созданы на базе территориальных отделений Пенсионного фонда России путем добровольной передаче субъектами Федерации своих функций по назначению, перерасчету и выплате государственных пенсий соответствующим отделениям.

Работа отделений Пенсионного фонда России в условиях единой пенсионной службы особенно эффективна при реализации ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", так как к правовой оценке документов, содержащих сведения о стаже, привлекаются работники пенсионных служб.

С введением персонифицированного учета стало выявляться больше зарегистрированных плательщиков и, как следствие, расширилась база для начисления страховых взносов.

Объединение баз данных по поступлению страховых взносов и расходованию средств дало возможность ежедневно формировать баланс по доходам и расходам.

Создание единой пенсионной службы осуществляется в рамках Программы пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации" и скорректированной согласно уточненной Программе пенсионной реформы.

Объективной предпосылкой продолжения работы по формированию единой пенсионной службы является принятие ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в соответствии с которым обязанность по своевременной выплате страхового обеспечения возлагается на страховщика, чьи функции в области пенсионного страхования фактически осуществляет Пенсионный фонд России.

Наиболее активно работа по созданию единой пенсионной службы в системе Пенсионного фонда России осуществляется после выхода Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", в результате которой за короткий период 2001 года в системе было создано дополнительно около 60 региональных отделений единой пенсионной службы.


3 Негосударственные пенсионные фонды


Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - некоммерческие финансовые организации, обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счет их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии.

Виды негосударственных пенсионных фондов:

1.Открытый пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы;

2.Корпоративный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, основателем которого является юридическое лицо - работодатель или несколько юридических лиц - работодателей и к которому могут присоединяться работодатели - плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые находятся (находились) в трудовых отношениях с работодателями - основателями и работодателями - плательщиками этого фонда;

.Профессиональный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, основателем (основателями) которого могут быть объединения юридических лиц - работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица, связанные по роду деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в Уставе фонда.

Принципы работы фондов.

Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально суммам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет ФСФР России.

Полномочия ФСФР России в области государственного регулирования деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзора и контроля за указанной деятельностью определены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.

Вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов отнесены к компетенции Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями и Управления информации и мониторинга финансового рынка.

Права и обязанности вкладчиков и участников, а также застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионным договором).

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются правопреемникам, указанным в соответствующем заявлении застрахованного лица, поданном в фонд. В заявлении также устанавливается, в каких долях следует распределить указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

По заявлению правопреемника, пропустившего срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат, порядок расчета сумм таких выплат установлены постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии"

Обязанности фонда в отношении вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными и страховыми правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

ФСФР России в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам организует личный прием граждан (вкладчиков, участников, застрахованных лиц фонда и их правопреемников), обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке в качестве адресата указывает Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Заключение


В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.

Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок.

Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии.

В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями - назначения, выплаты и доставки пенсий - одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда.

Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.

пенсионный страхование трудовой стаж

Библиография


1.Конституция Российской Федерации. (с изм. и доп. от 21.07.2014) - М.: Издательство "Юридическая литература".

2.Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (с изм. и доп. от 04.11.2014) //"СЗ РФ" 01.04.1996 г, № 14

.Федеральный закон от 05.05.1997 № 77 "О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28.11.2010)// Правовая система "Гарант".

.Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп. от 27.12.2014)// "СЗ РФ", N 19, 11.05.1998, ст. 2071

.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 20.11.2012)// "СЗ РФ", 02.10.2000, № 40, ст. 3936

.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10.01.2013)// В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".

.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.01.2010)// "Российская газета" № 192, 31.08.2011 г.

.Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" // "СЗ РФ", 02.10.2000, № 40, ст. 3936

.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 (с изм. и доп. от 17.09.1999) "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации"

.Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г) // "СЗ РФ" от 02.01.1992 г., № 48, ст. 3136

.Положение "О пенсионном фонде Российской Федерации (России)" от 27.12.1991 г № 2122-1 (в с изм. и доп. ФЗ от 05.05.1997 г № 77-ФЗ) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.01.1992, № 5, ст. 180

.Аникеева Л.В. "Экономическая основа трудовых пенсий" // "Пенсия" № 3, 2011.

.Афанасьев С.А., Белякин В.Г., Кукушкина И.В. "Реформа системы пенсии по старости в связи с особыми условиями труда" //-М.: "ТОО Ариэль", 2011.

.Галич Г.Е. "Развитие технологии персонифицированного учета"// -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2013

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2011.

.Кучмий И.В. "Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц"// -М,: ОЛМА Медиа Групп, 2012

.Люблин Ю.З., Афанасьев С.А. "Пенсионная реформа - часть модернизации экономики" // "Пенсия" № 10, 2011.

.Микласиевич А.В. "Реализованные технологии персонифицированного учета и законодательная база" // "Мир книги", 2010

.Полонский Ю. "Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами: Комментарий."// - М.: Издательство "Ось-89", 2011.

.Роик В.Д. "Пенсионная реформа: дорогу осилит идущий"// "Художественная литература", 2010.

.Скворцов А.Д. "Эффективность деятельности единой пенсионной службы" // "Синус", 2011

.Соловьев А.А. "Оформление пенсий: Методические указания". - М.: Издательство "Приор", 2011.

.Соловьев А.К. "Финансовая система государственного пенсионного страхования в России: Монография." // - М.: Издательство "Финансы и статистика", 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования способствует своевременной и корректной передаче достоверной информации о перечислениях, сделанных застрахованными лицами. Это позволяет максимально упростить процедуру установления выплат, а также избежать ошибок.

Внедрение системы индивидуального персонифицированного учета (ИПУ) обосновано стремлением Правительства РФ в лице ПФР создать уникальный регистрационный метод для учета пенсионных прав граждан России.

Суть пенсионного страхования

Начиная с 2002 года, в РФ действует система Обязательного Пенсионного страхования (ОПС), основой которой служат страховые принципы, применяемые в большинстве цивилизованных стран Европы и Запада. Согласно системе ОПС, основой пенсии гражданина служат взносы, отчисляемые работодателем. Сбором и организацией сведений о произведенных отчислениях занимается персонифицированный учет в ПФР.

Понятие «система обязательного пенсионного страхования» (ОПС) раскрыто в ст.3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года. Под данным термином подразумевается выполнение ряда действий правового характера, необходимых для компенсирования доходов застрахованных лиц, получаемых ними до момента утраты трудоспособности.

Основной задачей системы обязательного пенсионного обеспечения является своевременное назначение выплат гражданам, которые в силу определенных обстоятельств утратили возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно. Благодаря функционированию системы застрахованные лица имеют возможность получать средства, необходимые для покрытия текущих расходов, при достижении установленного законом возрастного порога или в иных случаях, предусмотренных соответствующими актами правотворчества (смерть кормильца, инвалидность и прочее).

Задачи ПФ РФ


Особое место в ОПС отведено Пенсионному Фонду РФ.

К его полномочиям относят:

  • управление деньгами, перечисленными страхователями и застрахованными лицами во время осуществления ними трудовой деятельности;
  • установление выплат в случае наличия оснований, расчет их размера.
Обратите внимание! На 2018 год размер отчислений, обязательство по перечислению которых лежит на работодателе, составляет 22% от заработной платы гражданина, зарегистрированного в страховой системе.

Из них всего 16% направляются на формирование страховой части пенсионного обеспечения (ПО), предназначением остальных 6% является покрытие социальных выплат, в частности, погребения.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Участники программы ОПС

Участниками ОПС выступают:

К числу застрахованных граждан относят официально трудоустроенных лиц, которые ежемесячно вносят средства на индивидуальный счет в системе ОПС.

Перечисленные деньги являются собственностью застрахованных лиц, соответственно, факт их перевода выступает основанием для установления ПО. Обязательство по оплате взносов в данном случае ложится на работодателя, а не на работника.

Сюда входят граждане, которые оплачивают страховые взносы самостоятельно, причем не только за себя, но и за наемных работников. К данной категории относят: ИП, самозанятых лиц, ведущих частную практику, предприятия и организации, обладающие статусом юридического лица.

Данный участник системы занимает ключевую позицию и играет роль администратора, обладающего рядом полномочий, в числе которых распоряжение перечисленными средствами и установление выплат.

В том случае, если гражданин сделал выбор в пользу формирования только страховой пенсии, страховщиком будет непосредственно ПФР. Если же работник участвует в реализации , функции администратора принадлежат НПФ или управляющей компании.

Что такое персонифицированный учет

Появление данного термина неразрывно связано с решением Правительства РФ от 1998 года создать единую регистрационную базу, предназначенную для сбора, хранения и обработки сведений о страхователях и застрахованных лицах, в частности, тех данных, которые касаются их стажа работы и величины перечисляемых взносов. Более того, постановке на учет в системе подлежат не только официально трудоустроенные лица, но и .

Согласно нормам пенсионного законодательства последние вправе получать социальное пособие на покрытие минимальных расходов, размер выплат устанавливается в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация учетных действий осуществляется согласно предписаниям ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», датируемого 01.04.1996 годом.

Скачать для просмотра и печати:

Задачи и цели ИПУ

Первостепенной задачей персонифицированного учета является упрощение порядка назначения выплат лицам, имеющим право на ПО. Помимо этого, существует ряд второстепенных целей, реализация которых позволяет значительно расширить функциональные возможности системы ОПС.

К таковым относят:

  • сбор достоверной информации о работающих лицах, ее целевое применение;
  • информирование лица, принимающего участие в работе системы ОПС, о состоянии его индивидуального лицевого счета (л/с);
  • формирование общей базы данных;
  • обеспечение принципа прозрачности, благодаря чему информация относительно установления пенсионных выплат и определения их размера стала более открытой;
  • осуществление проверочных действий с целью осуществления контроля над соблюдением законности процедуры перечисления страховых платежей.
Важно! Согласно законодательству постановке на учет в системе ОПС подлежат не только граждане РФ, но и иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность в пределах страны.

Процедура регистрации предполагает:

  1. Присвоение гражданину индивидуального номера (СНИЛС).
  2. Создание индивидуального л/с, на который впоследствии перечисляются средства, направленные на формирование ПО.

О системе учета

Персонифицированный учет в ПФР - это систематизирование и ведение учета данных обо всех работающих и неработающих лицах, подлежащих страхованию в ПФР. Система учета подчиняется положениям, описанным в Федеральном законе от 1996 года N 27-ФЗ «О персонифицированном учете в системе ОПС».

Внимание! СНИЛС уникален - он может принадлежать только одному человеку. Для получения большинства государственных и муниципальных услуг идентификатором служит именно эта зеленая карточка, а не паспорт или иной документ.

На протяжении всей жизни застрахованных в системе ОПС лиц персонифицированный учет в ПФР накапливает данные, необходимые для расчета и выплаты его будущего пенсионного пособия:

  • места трудовой деятельности;
  • периоды деятельности;
  • суммы взносов, перечисленные работодателями;
  • накопленные страховые баллы и пр.

Назначение и содержание лицевого счета


Постановка лица на учет в системе ОПС сопряжена с созданием уникального л/с, которому в обязательном порядке присваивается индивидуальный страховой номер ().

Лицевой счет содержит:

  • информацию о стаже работы гражданина;
  • сведения, касающиеся порядка и величины отчислений, гражданина или страхователем на формирование страхового направления.
Важно! Информацию подобного рода относят к категории конфиденциальной, соответственно, к ее хранению выдвигаются особые требования. Получить сведения, зафиксированные на л/с, может только его . Данные предоставляются на основании заявления застрахованного гражданина, являющегося владельцем счета.

Уникальный (СНИЛС) одновременно является и номером его Свидетельства. Комбинация цифр, как правило, прописывается в документе. СНИЛС включает в себя 11 цифр, первые 9 из которых разбиты на три тройки, заключает цифровую цепочку контрольная комбинация из 2 единиц.

Как производится учет


Одним из основных условий, выполнение которого требуется для участия в ОПС, является постановка на учет в системе ИПУ
.

База данных персонифицированного учета содержит сведения, необходимые для назначения пенсии, в частности:

  1. Информацию о месте работы застрахованного лица, включая трудоустройство по совместительству.
  2. Данные о периоде трудоустройства.
  3. Сведения о величине страховых взносов и накопленных пенсионных баллах, общее количество которых имеет определяющее значение при установлении размера пенсионного обеспечения.
  4. Информацию о временных промежутках, когда гражданин не работал, однако имел право на накопление пенсионных баллов:
    • декретный отпуск;
    • срочная служба;
    • уход за нетрудоспособным членом семьи.
Важно! Согласно нормам закона представленная информация являет собой персональные данные гражданина, порядок использования и хранения которых четко регламентирован соответствующими актами правотворчества.

Гарантом соблюдения законодательства, регламентирующего защиту персональных данных и выполнение пенсионных обязательств, выступает государство.

Кто подлежит персонифицированному учету

В системе индивидуального учета собирают данные о , к которым относятся:

  • официально трудоустроенные лица, являющиеся гражданами РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территории РФ, трудоустроенные на основании трудового договора (ТД) на срок не менее 6 месяцев;
  • постоянно проживающие на территории РФ иностранцы, работающие по ТД.

Важно! К застрахованным лицам также относят ИП, членов фермерских хозяйств, нотариусов или адвокатов и иных граждан, самостоятельно производящих пенсионные взносы в ПФ.

Обязанности работодателя перед застрахованным лицом и ПФР

Работодатель в системе ОПС именуется как , который наделен правами и обязанностями перед остальными участниками.

К основным правам страхователя относят:

  • право требовать от работника СНИЛС по приему на работу, а также данные о месте жительства и прочие сведения для передачи в ПФР;
  • право корректировать и дополнять сведения о работнике в Пенсионном Фонде;
  • право получать информацию об обновлениях в системе ОПС от Фонда;

При этом страхователь должен выполнять некоторые обязанности:

  • вовремя передавать в ПФ данные о застрахованном лице;
  • получать в органах Фонда СНИЛС для работников;
  • предоставлять застрахованным лицам информацию о произведенных страховых взносах;
  • обеспечивать реализацию прав застрахованных работников;
  • прочие обязанности, предусмотренные законодательством.

Какие сведения передают в ПФР страхователи

Сведения, которые накапливаются из кадровых и бухгалтерских документов работодателя, должны передаваться в органы Пенсионного фонда.

К сведениям относится следующая информация:

  • ФИО, дата рождения и паспортные данные застрахованного лица;
  • место жительства работника;
  • место и период работы;
  • периоды очередных и вынужденных отпусков;
  • суммы произведенных взносов;
  • номер СНИЛС.

Именно на основе этих данных происходит анализ трудовой деятельности работника, что позволяет подсчитать и при необходимости установить досрочную пенсию (например, при наличии стажа с тяжелыми или вредными условиями труда). Если гражданин осуществляет неофициальную деятельность, тогда сведения о его работе не передаются в ПФР, что в дальнейшем влияет на размер пенсии.

Важно! Работодатель обязан передавать сведения обо всех работниках. Те граждане, которые самостоятельно оплачивают взносы в ПФ, также сами за себя передают сведения в персонифицированный учет.

Один раз в год застрахованное лицо имеет право проверить состояние своего индивидуального счета в . Государство также использует сведения о застрахованных лицах для составления статистики, а также для планирования пенсионного бюджета на год.

Порядок и сроки передачи отчетности

Информация о застрахованных лицах предоставляется в ПФР в письменном виде или на электронных носителях. Для каждого способа предусмотрены свои сроки, а также средства.

В письменном виде

Бумажные носители все еще разрешены, хотя страховщик предпочитает электронные формы отчетности по причине простоты дальнейшей обработки данных. Письменные формы также существуют для подстраховки на случай утери данных с электронных носителей.

Кроме того, в РФ пока существуют уголки с недостаточной технической оснащенность, где нет возможности отправлять отчеты современными способами.

Ежеквартальный отчет на бумажном носителе по форме РСВ-1 предоставляет до 15 числа второго месяца после отчетного периода.

Важно! Если штат работодателя превысил предел в 25 человек, тогда сдача отчетности возможна только в электронной форме.

На электронном носителе

В электронном виде сведения передаются по защищенным каналам связи. Данная форма отчетности более удобна для страховщика, так как она сокращает время на сбор и обработку информации.

Для подачи сведений используются специальные комплексы «Налогоплательщик» и «Спринтер». Каждый работодатель идентифицируется посредством электронно-цифровой подписи.

Отчетность на электронном носителе предоставляется до 10 числа каждого месяца по форме СЗВ-М. За несвоевременную сдачу отчетности работодателю начисляются штрафные санкции.

Ежеквартальный отчет сдают до 20 числа второго месяца после отчетного периода.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


Навигация по статье

Где бы гражданин ни работал за всю свою жизнь (по совместительству в том числе), информация о его стаже и взносах в пенсионную систему его работодателей поступает в ПФР и хранится как его персональные сведения .

Участники системы пенсионного страхования

В системе ОПС учавствуют следующие лица:

  1. Страхователи . В системе ОПС представлены индивидуальными предпринимателями, различными организациями, лицами, занимающимися частной практикой, предусмотренной законодательством России, и перечисляющими взносы и за своих работников, и за себя.
  2. Страховщики . ПФР в системе ОПС занимает место центрального администратора. Также в роли страховщика может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  3. Застрахованные лица . Собственники пенсионных накоплений являются застрахованными лицами, если они выбрали страховщика для пенсионных накоплений или «молчунами», если не писали заявление о переводе средств в управляющую компанию (УК) или НПФ.

Права и обязанности страховщиков, страхователей и застрахованных лиц

У страховщика есть право на:

  • проведение документальных проверок страхователей (могут требовать устранения нарушений в случае их выявления);
  • проведение обмена информацией с органами налогового контроля;
  • распоряжение бюджетом Пенсионного фонда и пр.

В основные обязанности страховщика входит установление, пересчет и выплата пенсионных выплат. В данной связи, страховщик осуществляет другие важные обязанности, которые описаны в статье 13 Федерального закона № 167-ФЗ.

Государство является гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными гражданами.

Страхователи имеют право на:

  • участие в управлении ОПС;
  • дополнительную уплату взносов своим сотрудникам на ;
  • отстаивать свои права в суде;
  • информационную поддержку от страховщика по вопросам, которые связаны с пенсионным страхованием.

Обязанность страхователя в том, чтобы быть должным образом быть зарегистрированным и перечислять в ПФР вовремя.

Застрахованные лица имеют право:

  • на ознакомление с данными об уплаченных страховых взносах;
  • на качественную реализацию страхового обеспечения из средств бюджета ПФР;
  • по своему усмотрению распоряжаться пенсионными накоплениями.

В обязанности застрахованных граждан входит предоставление страховщику документов, в которых содержатся достоверные данные, на основании которых устанавливается и выплачивается пенсионное обеспечение. При каких-либо изменениях, способных оказать влияние на выплаты, своевременно сообщать об этом страховщику.

Предоставление сведений и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно предоставлять в ПФР индивидуальные сведения, которые формируются из кадровых документов и данных бухгалтерского учета.

Также страхователь ежемесячно осуществляет уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в процентном соотношении с заработной платой сотрудника. Предельный размер базы для начисления взносов определяется соответственно принимаемым постановлениям и в 2018 году он равен 1021 тыс. рублей (в 2017 составлял 876 тыс. рублей).

Страхователь, в том числе и (ИП, нотариусы, адвокаты и т.п.), также должен перечислять взносы за себя самостоятельно, размер которых зависит от МРОТ.

В тех ситуациях, когда работа была предоставлена без официального оформления и, соответственно, без представления информации в ПФР, гражданин рискует остаться без подтвержденного страхового стажа, что в первую очередь повлияет на право получения пенсионного обеспечения и на его конечный .

В рамках системы индивидуального персонифицированного учета в 2019 году, работодатели, уплачивающие страховые взносы, обязаны ежемесячно подавать в контролирующие органы индивидуальные данные по каждому сотруднику. Сегодня мы расскажем, что такое индивидуальный персонифицированный учет, какую форму отчетности он предусматривает, когда и куда следует предоставлять сведения персонифицированного учета.

Что такое индивидуальный персонифицированный учет

Под понятием индивидуального (персонифицированного) учета понимают систему консолидации информации о гражданах, которые являются застрахованными лицами в системе ПФР. Ведением индивидуального учета застрахованных лиц занимается работодатель (как юрлица, так и ИП и физлица). Также на работодателя возложена функция передачи сведений в ПФР.

Цель данной системы – определить показатели, влияющие на размер пенсии каждого застрахованного лица. Таким образом, сведения индивидуального учета объединяют данные о страховом стаже сотрудника и размере уплаченных взносов. На основании предоставленной информации, ПФР рассчитывает и назначает гражданам пенсию.

Как работает система персонифицированного учета

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

  1. При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).
  2. Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.
  3. В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.
  4. На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат. Читайте также статью о

Учет персонифицированных данных предусматривает их постоянную актуализацию. При смене ФИО, утере свидетельства о присвоении СНИЛС, а также о прочих случаях, влияющих на данные персонифицированного учета, сотрудник уведомляет работодателя, который, в свою очередь, отражает изменения в базе и передает актуальные сведения в ПФР.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

  • дата и место рождения;
  • ИНН (при наличии);
  • СНИЛС;
  • сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);
  • размер уплаченных страховых взносов;
  • период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов. При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии. Кроме того, для назначения страховой пенсии показатель пенсионных баллов, накопленных сотрудником за период трудовой деятельности, не может быть меньше предельного значения (при выходе на пенсию в 2017 – минимум 11,4).

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа. Для назначения пенсии в 2017 гражданин должен иметь стаж не менее 8 лет.

Формы персонифицированного учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996. По состоянию на 2017 сведения индивидуального учета подаются в двух формах – СЗВ-М и КНД 1151111.

Форма СЗВ-М

С 2017 года работодатели заполняют и подают объединенную форму СЗВ-М (ранее подавалось три отдельных бланка). Документ содержит следующую информацию о застрахованных лицах:

  • СНИЛС.

Также документ содержит обязательные реквизиты с информацией о страхователе (наименование, регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП). При заполнении документа работодателю следует сделать отметку о типе предоставляемой формы (первоначальная, повторная, корректирующая). Срок подачи документа – ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет по страховым взносам в составе персонифицированного учета

Форма КНД 1151111 входит в состав документов, предоставляемых работодателем в рамках персонифицированного учета застрахованных лиц. Бланк, также называемый РСВ (расчет по страховым взносам), содержит развернутую информацию о суммах страховых взносов, начисленных и выплаченных работодателем за каждое застрахованное лицо. Форма имеет 3 раздела, каждый из которых заполняется в соответствии с видами начисляемых и выплачиваемых взносов.

В приложениях к разделу 1 отражаются сведения о страховых взносах, уплаченных как в общем порядке, так и по дополнительным, льготным тарифам. Также в разделе 1 указывают суммы, начисленные с доходов сотрудников без гражданства, иностранным гражданам, студентам, т.п. Раздел 2 заполняется работодателями, которые ведут деятельность в с/х сфере (фермерские хозяйства)

Основная информация, содержащая данные персонифицированного учета, содержится в разделе 3 бланка КНД 1151111. При заполнении раздела работодатель:

  • указывает данные о получателе дохода (ФИО, ИНН, СНИЛС, дата рождения, гражданство), а также отражает информацию о признаке страхования (пенсионное, социальное, медицинское);
  • размер вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица (зарплата и выплаты по договорам подряда);
  • сумма страховых взносов с базы в рамках предельно установленной величины.

Отдельно в разделе 3 документа отражается информация о взносах, начисленных по дополнительному тарифу.

Бланк подается работодателем ежеквартально до конца месяца, следующего за отчетным. Если штатное количество сотрудников предприятия не превышает 25 человек, то бланк может быть заполнен и подан на бумажном носителе. Если в компании работает большее количество сотрудников, то документ оформляется в электронном виде и подается в контролирующий орган по телекоммуникационным каналам связи.

Куда подавать индивидуальные сведения о застрахованных лицах

Контролем за полнотой и своевременностью предоставления данных персонифицированного учета занимается ПФР в лице территориальных органов. Именно туда до 01.01.17 подавались все документы, связанные не только с персональными данными сотрудников, то и с суммами уплаченных страховых взносов.

В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 порядок уплаты взносов в ПФР контролирует ИФНС. Поэтому отчетность в форме КНД 1151111 следует предоставлять в органы фискальной службы по месту регистрации предприятия. Данное правило касается отчетов за период с 01.01.17 (за 1 квартал 2017 и далее). Персонифицированные данные по форме СЗВ-М по-прежнему подаются в ПФР.

Ответственность за непредоставление данных индивидуального учета

Вести индивидуальный персонифицированный учет и своевременно предоставлять сведения в контролирующие органы имеют все работодатели, которые выступают страхователями. Таким образом, обязательства по подаче сведений присваиваются:

  • юрлица, имеющие в штате работников;
  • компании, выплачивающие гражданам вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
  • ИП с наемными работникам и/или выплачивающие страховые взносы за себя;
  • физлица, не зарегистрированные в форме ИП, имеющие наемных работников и выплачивающие им зарплату.

В случае нарушения порядка предоставления сведений к работодателю применяются штрафные санкции. Взыскания возможны в случае:

  • просрочки подачи отчетов;
  • недостоверности предоставленной информации;
  • неполноты сведений (данные о сотрудниках предоставлены частично).

В каждом из перечисленных случая, а также в иных ситуациях нарушения порядка подачи персонифицированных данных с работодателя взымается штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, по которому обнаружено нарушение.

Сущность и значение индивидуального (персонифицированного учета) в системе государственного пенсионного страхования

Смысл проекта индивидуального (персонифицированного) учета заключается в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 года, а в реальном времени его трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации. На сохранность, целостность и защищенность информации, поступившей в систему персонифицированного учета ПФР, не влияет качество последующей деятельности и существование организаций, представивших сведения персонифицированного учета за своих работников. Информация обо всех уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах хранится в единственном индивидуальном лицевом счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. Люди избавлены от необходимости приносить справки от страхователей (работодателей) за период после 1 января 2002 года, даже если обращающийся за пенсией в каком-то регионе гражданин в этот период жил и работал на территории другого субъекта Федерации. Это стало нормой деятельности пенсионной системы и включено в нормативные документы, регулирующие ее работу. Сейчас не вызывает удивления, что человек, проработавший всю жизнь в Магаданской области, может, переехав в Краснодарский край, обратиться за пенсией в таком же порядке, как местные жители, и пенсия ему будет назначена в те же сроки.

Информация о пенсионных правах граждан, включаемая в их индивидуальные лицевые счета, носит объективный характер, поскольку подтверждена суммами поступивших в ПФР страховых взносов страхователей. Поэтому внедрение персонифицированного учета и назначение пенсий на его основе остановило и предотвратило массовое распространение фальшивых справок о заработке от работодателей, которые появлялись в начале 90-х годов (к 1997 году, по данным Главного контрольно- ревизионного управления ПФР, такие справки составляли 17, 2% от числа проверенных).

Ежегодно информационные ресурсы персонифицированного учета пополняются данными около 85 млн. документов, которые поступают от страхователей практически полностью в электронной форме, в том числе и через Интернет. При этом используется электрона цифровая подпись (в 2007 году 69 тыс. страхователей представили сведения персонифицированного учета в электронной форме с электронной цифровой подписью на 19, 8 млн. застрахованных лиц).

Для пенсионной системы Российской Федерации реализованный в ПФР проект персонифицированного учета создал механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Персонифицированный учет - это один из тех факторов, который обеспечил возможность к середине 2007 года назначать до 94% пенсий в течение 10 дней. Сиваков А.С. Индивидуальный (персонифицированный учет) // Труд и социальные отношения.-2007.-№1.-С.23-25

Благодаря онлайновому доступу к информационным ресурсам персонифицированного учета в настоящее время имеется возможность предоставлять государственные социальные услуги населению на качественно новом уровне: непосредственно в процессе обращения граждан в территориальные органы ПФР, в том числе через информационные терминалы самообслуживания (инфоматы). Более того, такие услуги оказываются мобильными клиентскими службами ПФР, которые систематически приезжают в малочисленные намеленные пункты для предоставления консультаций гражданам этих населенных пунктов и приема от них документов и работают в удаленном защищенном режиме с базами данных, находящимися в отделениях ПФР на расстоянии до нескольких сот километров. Аналогичным образом из мобильных клиентских служб производится доступ и к информационным ресурсам получателей пенсий.

В системе персонифицированного учета ПФР хранятся сведения заявлений, в которых застрахованные лица изъявляют свою волю в выборе управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений, учтенных в их индивидуальных лицевых счетах, или в передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды для осуществления обязательного пенсионного страхования. Без персональных данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация пенсионного законодательства в части накопительной составляющей пенсии не могла бы быть осуществлена.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В ПРФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. Проблема конвертации пенсионных прав граждан должна найти свое завершение в 2013 году. До этого года согласно статье 30 вышеназванного Федерального закона конвертация осуществляется для тех граждан, которым назначаются пенсии, в процессе назначения (одновременно с назначением).

Таким образом, после рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовых пенсий по старости без предоставления документов, подтверждающих стаж и заработок, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.

С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий. Так, для проведения указанных работ в 2007 году из информационных ресурсов персонифицированного учета получено 8 241 848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства - Федеральный закон от 24.07.2002г.№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2003г.№ 422 и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря).

Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознанно принимать решения о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений ПФР, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в суд с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов. Как правило, третьей стороной по этим искам выступает соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Но зачастую граждане не отслеживают данную информацию, что приводит к весьма неблагоприятным последствиям в будущем.

Существует более перспективная и экономичная технология информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов - это использование социальной карты и сети информационных терминалов. В 2007 году данную технологию ПФР отработал с правительством Ханты-мансийского автономного округа. Фактически впервые были объединены информационные сети субъекта Российской Федерации и федерального ведомства для предоставления государственных информационных услуг гражданам.

Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательством порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов составления бюджета ПФР и актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата (доход) по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении ПФР ресурсами. К этому, безусловно, следует стремиться.

На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, эти данные свидетельствуют, что в одном из регионов Приволжского федерального округа в 2006 году среднемесячная заработная плата была меньше или равной среднему по стране размеру трудовой пенсии по старости (3378, 16 руб.) у 51,19% от общего количества работавших в регионе граждан.

Система персонифицированного учета позволяет отделениям ПФР решать следующую важную проблему - определять начисленную среднюю заработную плату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтобы эта заработная плата была не ниже минимума, установленного в субъекте Федерации. Например, отделением ПФР по Республике Башкортостан на 01.01.2006г. было выявлено 5467 страхователей, у которых начисленная заработная плата была ниже минимума, установленного в республике, и за год (к 01.01.2007г.) это количество было снижено до 3016. Такая работа многими отделениями ПФР осуществляется совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах Российской Федерации.

Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации, по-моему мнению, повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения.

Необходимо отметить, что проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. Колесник А.П. Персонифицированный учет как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина // Пенсия.-2008.- №3.-С.43-47