Риа рейтинг

Сегодня можно услышать самые разные оценки инвестиционной привлекательности России. Оптимисты отмечают рост потребительского рынка и доходов населения, пессимисты указывают на неминуемые последствия западных санкций. Впрочем, влияние как позитивных, так и негативных факторов во многом зависит от конкретного региона. «Известия» попробовали разобраться, в какие города России инвестор идет охотно, а где риски зачастую не оправдывают возможную выгоду.

По оценкам экспертов, текущий инвестиционный рейтинг России пока далек от идеального, но тем не менее наблюдается динамика в сторону его улучшения. Так, согласно данным авторитетного международного рейтинга Doing Business, в 2013 году Россия заняла 92-е место среди 189 стран по уровню привлекательности для инвесторов. С 2012 года наша страна сумела «отвоевать» сразу 20 позиций.

Важные факторы

Государство с недавних пор уделяет особое внимание улучшению инвестиционного климата страны не только для внешних, но и для своих, внутренних инвесторов. «На федеральном уровне создано Российское инвестиционное агентство «Инвестируйте в Россию», объединившее региональные агентства по привлечению инвестиций и корпорации развития, — рассказывает руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Линар Якупов. — Шаг, безусловно, важный: отдельному региону непросто привлекать инвестиции при отсутствии общей привлекательности самой России как территории для вложения денежных средств. Да, регионы конкурируют друг с другом, но при этом успех каждого из них — это успех всей страны».

Инвестиционная привлекательность как страны в целом, так и отдельных регионов складывается из целого ряда факторов. Начиная от природных и трудовых ресурсов, объема внутреннего рынка, инфраструктуры и заканчивая возможностью получения субсидий и налоговых льгот.

Среди главных российских проблем инвесторы, в первую очередь иностранные, отмечают жесткие административные барьеры, а также неполноту и недостоверность информации о территории, в которую они вкладывают деньги.

Ставка на миллион

Лидерами по абсолютным значениям инвестиционной активности среди субъектов РФ традиционно являются Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. Так, в 2013 году на долю этих регионов пришлось более 38% общего притока прямых иностранных инвестиций. «Стоит отметить, что этот показатель рассчитан без учета инвестиций из Кипра и других офшорных зон, — отметил аналитик Национального рейтингового агентства Александр Пахалов. — Если брать во внимание еще и офшорные инвестиции, то показатели столичных регионов будут куда более впечатляющими».

«Самыми привлекательными для инвестиций по-прежнему остаются федеральные города и в меньшей степени остальные города-миллионники, — соглашается заместитель руководителя отдела региональных исследований рейтингового агентства «Эксперт РА» Анна Столбова. — Их основные конкурентные преимущества — большой потребительский и трудовой потенциал». Наряду со «столичными» городами инвесторов привлекают Татарстан, Калужская область и Сахалин. «В 2013 году столица Республики Татарстан приняла Универсиаду, — рассказал Линар Якупов. — При подготовке к этому масштабному событию в Казани значительно улучшилась дорожная инфраструктура, был построен новый терминал международного аэропорта. В городе появились новые отели, центры отдыха, существенные изменения произошли в сфере услуг. Без всего этого невозможно рассчитывать на внимание и доверие инвесторов. За пять лет Казань преодолела проблемы, которые при обычном развитии город решает 15-20 лет».

Информация и ресурсы

По оценкам экспертов, сегодня одна из наиболее блыгоприятных для инвестиций отрасль — это сектор телекоммуникаций. «Соответственно выгоднее всего вкладывать в крупные города, где телекоммуникационный сектор дает максимальную прибыль, — в Москву, Санкт-Петербург, Казань», — отмечает заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. Так, в Казани в 2012 году стартовали сразу два амбициозных проекта — международный инвестиционный технополис «СМАРТ Сити Казань» и российский IT-город Иннополис. «Оба проекта — составные части развития Казани, — подчеркнул Линар Якупов. — Речь идет уже о совершенно новой концепции — Большой Казани, которая формируется из трех компонентов — самой Казани и двух городов-спутников — «СМАРТ Сити Казань» и Иннополис».

Кроме того, серьезный интерес для инвесторов представляют города с большим природно-ресурсным потенциалом. Например, Южно-Сахалинск разделил с Москвой 1-2-е место в списке инвестиционной привлекательности, составленном Национальным рейтинговым агентством. «Южно-Сахалинск попал в топ списка благодаря огромным запасам газа на острове и интересу японских инвесторов к его разработке, — объясняет Алексей Скопин. — У Японии своего топлива нет, а на Сахалине они могут вкладывать в добычу угля и газа, как раз тех ресурсов, которые требуются стране».

Пример совершенно другого рода — Калужская область, которая по накопленным прямым иностранным инвестициям в расчете на душу населения входит в пятерку лучших регионов страны, опережая даже Москву. «В Калуге нет ни нефти, ни газа, зато есть удобное географическое положение и благоприятный инвестиционный климат, — обращает внимание Александр Пахалов. — Именно грамотная политика руководства региона, нацеленная на поддержку крупных инвесторов, привела к появлению на территории региона заводов целого ряда международных корпораций. Пока что Калужская область — лучший российский пример привлечения инвестиций в «несырьевые» отрасли экономики».

Лидирует Калуга и в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, который был озвучен на Петербургском экономическом форуме в 2014 году. Здесь регионы оценивались по четырем критериям — регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы поддержки малого предпринимательства. Совсем немного от Калуги отстали Ульяновская область, Татарстан и Красноярский край. Москва же оказалась лишь 17-й, а Санкт-Петербург замкнул первую двадцатку.

На обочине

В число самых непопулярных у инвесторов по-прежнему входят регионы Северного Кавказа. «Да, там есть определенные инвестиционные возможности, но риски все еще высоки, — уверен Александр Пахалов. — К тому же в этих регионах есть проблемы с платежеспособным спросом, доступом к квалифицированным кадрам и инфраструктурой». В списке «аутсайдеров» также оказались Республика Тыва и Калмыкия.

«Максимальными инвестиционные риски остаются в аграрном секторе, — отмечает Алексей Скопин. — Тут свою роль играют как погодные условия, так и уровень спроса на продукты. Он остается достаточно стабильным, потому что численность населения в России практически не увеличивается. Кроме того, инвесторы обходят стороной так называемые старопромышленные территории, где промышленный сектор был когда-то развит, а сейчас находится в стагнации из-за отсутствия спроса».

Недоинвестированными остаются регионы Урала и вся «аграрная» Россия, кроме регионов черноземного пояса (Белгородская, Липецкая, Курская области).

Впрочем, рейтинги часто являются довольно условным критерием оценки, и относиться к ним следует с осторожностью. «Например, говоря об инвестиционной привлекательности Москвы, нужно понимать, что это касается банковского или страхового сектора, — обращает внимание Алексей Скопин. — Если же инвестор намерен вложиться в промышленность, например, то Москва ему будет совсем неинтересна. Более точную картину могут дать рейтинги для отдельных отраслей».

Еще один важный фактор — динамика развития региона. Если инвестор убедится в том, что в регионе проводится большая работа по улучшению условий ведения бизнеса, он может закрыть глаза на текущий низкий инвестиционный рейтинг.

Политический фактор

Санкционная политика стран Запада и ответные меры России не могли не сказаться на общем уровне инвестиционного климата в стране. «Недавние санкции, безусловно, ударили по инвестиционной привлекательности России, повысив уровень политических рисков, — отмечает Анна Столбова. — Но на данный момент воздействие санкций ощущается не так сильно, как это ожидалось, и выражается главным образом в затягивании сроков по принятию решений об инвестировании, сроках заключения сделок».

Наиболее серьезно санкции затронули нефтегазодобывающие регионы. Особенно те, где в последние годы реализуются несколько крупных проектов с участием европейских и американских компаний. По мнению экспертов, в сложившейся ситуации не следует ожидать старта новых проектов в этой сфере с привлечением иностранного капитала.

Впрочем, санкционное противостояние может всерьез ударить по инвестиционному климату России, только если продержаться достаточно долгое время. Основную роль тут играют даже не сами ограничения, а связанная с ними неопределенность — главный враг инвестора. Никто не может гарантировать, что отрасли, пока еще не попавшие под санкции, через какое-то время не постигнет участь нефтегазодобычи.

С другой стороны, некоторым отраслям нынешняя ситуация может даже сыграть на руку. «Сельские районы, которые раньше были недоинвестированы, в условиях санкций, наоборот, получат дополнительную поддержку от государства, — уверен Алексей Скопин. — Что же касается, например, Москвы, то здесь, скорее всего, инвестиционные программы будут сокращаться. Город уже имеет довольно большой долг, а у государства сейчас резко сократятся возможности получать дешевые кредиты из-за рубежа».

В общем и целом, эксперты призывают не драматизировать ситуацию. «Многие страны в разное время испытывали те или иные проблемы в рамках международного взаимодействия, — отмечает Линар Якупов. — Очень важно, чтобы в России не случилось тех волнений, которые произошли в большинстве этих стран. Потому что бизнесу это не нужно, ему нужна политическая стабильность, чтобы можно было не переживать за те инвестиции, которые сделаны в эту страну».

В рейтинге по инвестициям в основной капитал на душу населения в 2016 году лидируют Тюменская область, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Республика Коми, Чукотский автономный округ, Татарстан, Амурская область, Архангельская область, Ленинградская область. Лидерами в основном являются сибирские и северные регионы.

В число отстающих по инвестициям входят в основном небольшие по населению национальные республики, а также Курганская и Ивановская области. Последняя традиционно находится в «подвалах» рейтингов по показателям роста и развития, а также и другим экономическим показателям. Рядом Москва, а исконно русская область давно чахнет.

В рейтинге по валовому региональному продукту (ВРП) за 2015 год (последние данные Росстата по ВРП) Ивановская область на 74 месте. ВРП Ивановской области на душу населения более, чем вдвое ниже воронежского, который за последние годы заметно вырос, благодаря стабильно высоким инвестициям на душу населения.

Показатель инвестиций на душу населению и место в рейтинге отражают темпы роста экономики субъекта РФ по сравнению с другими регионами. Стабильно высокие инвестиции на душу населения у Белгородской, Липецкой и Воронежской областей позволили им успешно поддерживать рост экономики, за исключением кризисных годов. Белгородская и Липецкая области стабильно держатся в числе субъектов РФ - лидеров по экономике. А Воронежская область подтянулась к соседям - лидерам и поднялась на 30 место с очень низкого 44 места в рейтингах по ВРП на душу населения.

Калужская область, напротив, снизила инвестиции в свою экономику и находится на невысоком 36 месте в рейтинге по ВРП, главном индикаторе состояния экономики региона.

Во вторую десятку регионов-лидеров по инвестициям на душу населения, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, входят Красноярский край, Мурманская область, Новгородская область, Астраханская область, Воронежская область, Липецкая область, Иркутская область, Камчатский край.

В то же время для качества жизни населения особо важна структура инвестиций. Можно вкладывать инвестиции в танки, ракеты, в Космос, включая полеты к звездам, в АЭС. Или основную часть инвестиций размещать в сельское хозяйство, в пищевую промышленность, в производство потребительских товаров, которые жизненно необходимы населению. Ракеты и танки тоже нужны, но их производство не должно мешать росту и развитию сельского хозяйства, пищевой промышленности, росту мирной части обрабатывающей промышленности и энергетики.

В связи с этим необходимо помнить, что значительные инвестиционные вложения в ОПК затеняют истинную ценность ВРП, его полезные и реально бесполезные структурные части для повышения качества жизни населения. Танк на хлеб не намажешь, и даже порох тоже. Формально часть инвестиций в ОПК поднимают формально рассчитанный ВРП, но не поднимают уровень и качество жизни населения. Напротив, возникают риски временности больших инвестиций в производства ОПК и их скорой утраты при улучшении международных отношений с ведущими странами мира.

Возникают в связи с этим методологические вопросы к научному обоснованию методики расчетов валового внутреннего продукта и валового регионального продукта. И темпов их роста. Нельзя же вносить, например, в общие статистические инвестиции украденные коррупцией средства. Деньги, украденные из инвестиций, в частности, в российские космодромы. А это миллиарды рублей.

Бюджетные инвестиции могут неэффективными, в частности из-за долгостроя или из-за транжирства и воровства. В отчетности такие инвестиции могут формально проходить, а в реальной жизни отсутствовать. Разошлись по частным карманам и счетам. Коррупция тем особенно и вредна, что снижает эффективность инвестиций, подрывая будущее страны и регионов.

Тюменская область

Сахалинская область

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область

Республика Коми

Чукотский авт. округ

Республика Татарстан

Амурская область

Архангельская область

Ленинградская область

Красноярский край

г. Москва

Мурманская область

Новгородская область

Астраханская область

Воронежская область

г. Санкт-Петербург

Липецкая область

Иркутская область

Камчатский край

Тамбовская область

Вологодская область

Томская область

Белгородская область

Пермский край

Башкортостан

Хабаровский край

Московская область

Оренбургская область

Самарская область

Курская область

Свердловская область

Калининградская

Калужская область

Еврейская авт. область

Забайкальский край

Краснодарский край

Тульская область

Волгоградская область

Республика Дагестан

Тверская область

Ростовская область

Нижегородская область

Республика Мордовия

Ярославская область

Приморский край

Орловская область

Смоленская область

Саратовская область

Кемеровская область

Республика Алтай

Владимирская область

Удмуртская Республика

Республика Карелия

Брянская область

Челябинская область

Ульяновская область

Новосибирская область

Республика Хакасия

Республика Калмыкия

Пензенская область

Рязанская область

Омская область

Чеченская Республика

Карачаево-Черкесская Р.

Псковская область

Республика Ингушетия

Кировская область

Костромская область

Кабардино-Балкарская Р.

Чувашская Республика

Республика Марий Эл

Ставропольский край

Северная Осетия

Республика Адыгея

Курганская область

Алтайский край

Республика Бурятия

г.Севастополь

Республика Крым

Республика Тыва

Ивановская область

В большинстве регионов в 2017 году инвестиции заметно выросли. Быстрее всего - в Республике Крым (рост в 2,3 раза), Севастополе и Ненецком АО (на 65 процентов), Якутии и Амурской области (на 35-37 процентов). Причем в добывающей промышленности они выросли на девять процентов, а в обрабатывающей сократились на один процент. Слабо росли инвестиции в сельское хозяйство (на один процент), продолжался спад инвестиций в строительстве (на четыре процента) и торговле (на 10 процентов). Такие выводы можно сделать, исходя из опубликованного на днях мониторинга Росстата.

В прошлом году инвестиции в России подросли на 4,4 процента к предыдущему году. Если анализировать динамику инвестиций за последние четыре года, то самые высокие темпы роста показали Ненецкий АО (в 2,1 раза) и Якутия (59 процентов), в которых осваиваются новые нефтегазовые месторождения. А также Амурская область (46 процентов), где строится космодром и газоперерабатывающий завод. Из крупных регионов не имели кризисного спада или уже вышли из него Ямало-Ненецкий АО (рост на 22 процента), Москва (16 процентов), Ленинградская и Воронежская области (8-10 процентов), Ханты-Мансийский АО и Сахалин.

Самый большой приток вложений за последние годы в крупнейшие или новые нефтегазовые регионы, а также столицу страны. Значительный инвестиционный спад сохраняется в большинстве индустриальных регионов Поволжья, Урала и Сибири. А самый серьезный отток финансовых ресурсов в слаборазвитых и депрессивных регионах.

Между тем, уверена, что куда важнее территориальное распределение инвестиций, чем их динамика. Из всех федеральных округов больше всего инвестиций в прошлом году получил Центральный (26,1 процента) - во многом за счет Москвы. Второе место у Уральского (18 процентов) - за счет нефтегазовых автономных округов Тюменской области, далее идут Поволжский (15,1 процента), Северо-Западный (11,7 процента), Сибирский (9,5 процента), Южный (8,8 процента), Дальневосточный (7,6 процента). Меньше всего получает Северо-Кавказский округ (3,2 процента).

Доля Дальнего Востока в инвестициях выросла с 6,1 процента в 2013-2015 годах до 7,6 процента в прошлом году, но все еще заметно ниже пика 2011 года (9,4 процента), когда средства выделялись на подготовку саммита АТЭС и строительство нефтепровода на восток. Инвестиционный "поворот на восток" идет крайне медленно.

Распределение финансовых потоков по регионам показывает, насколько важны два конкурентных преимущества - огромный рынок столичной агломерации и большие нефтегазовые ресурсы. На Тюменскую область с автономными округами в последние годы приходилось 14-15 процентов от всех инвестиций в России, а доля Москвы за последние два года выросла с 11,6 до 12,4 процента. С добавкой области на Московскую агломерацию приходится каждый шестой рубль инвестиций (17 процентов). Десять регионов-лидеров в прошлом году получили больше инвестиций, чем остальные 73 субъекта РФ, что говорит о региональном неравенстве. Деньги в России идут в основном туда, где "неубиваемые" конкурентные преимущества позволяют получить отдачу.

В структуре инвестиций более половины составляют собственные средства предприятий и организаций. Доля инвестиций из бюджетов относительно невелика (16,3 процента) и делится примерно пополам между федеральным бюджетом и казной регионов и муниципалитетов. Бюджетные инвестиции - важный инструмент региональной политики. Как он использовался в 2017 году?

Десять регионов-лидеров 
в прошлом году получили больше инвестиций, чем остальные 73 субъекта РФ

В 2017 году главным приоритетом стал Крым и соседние с ним регионы Юга. Доля инвестиций в ЮФО выросла с 18 процентов всех бюджетных вливаний в 2016 году до 29 процентов в прошлом году. Крым с Севастополем получили 13 процентов, Краснодарский край и Ростовская область суммарно - еще 15 процентов. В основном это инвестиции в инфраструктурные проекты (Крымский мост, федеральная трасса "Таврида" и др.). Доля Дальневосточного федерального округа в инвестициях из федерального бюджета снизилась с 10 процентов в 2014 г. до 4 процентов в прошлом году.

Инвестиции из бюджетов регионов и муниципалитетов сопоставимы по объему с вложениями из федерального бюджета, но территориальные диспропорции выражены сильнее: на долю Москвы приходится 35 процентов всех инвестиций. Другим регионам и не снились такие инвестиционные расходы. Бюджет столицы - очень крупный инвестор: в структуре всех инвестиций в Москву в прошлом году его доля составила 23 процента, а федерального бюджета - только четыре процента. Инвестиции столичного бюджета создают мультипликативный эффект, стимулируя приток вложений со стороны бизнеса.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова

РИА Рейтинг - 5 дек. Инвестиции в основной капитал в РФ, согласно данным Росстата, по итогам девяти месяцев 2017 года выросли на 4,2% и составили 9,68 триллионов рублей. Таким образом, наметившаяся в начале года положительная динамика показателя сохраняется после непрерывного сокращения инвестиций в основной капитал в течение трех лет.

В региональном разрезе единой положительной динамики не наблюдается. В 48 российских регионах инвестиции в основной капитал по итогам 9 месяцев 2017 года выросли, в 37 - сократились. Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года положительная динамика наблюдалась в 38 регионах.

В лидерах по динамике инвестиций представители Крымского полуострова. В Республике Крым инвестиции в основной капитал выросли в 4,2 раза, в Севастополе - в 2,4 раза. Рост в этих субъектах РФ достигнут за счет существенного увеличения бюджетных инвестиций, которые составляют 80,9% и 85,5% соответственно. В лидирующую пятерку входят также Амурская область (+48%), Вологодская область (+44,2%) и Калининградская область (+41,4%).

В замыкающую группу по динамике инвестиций попали Курганская область, Республика Коми и Республика Ингушетия, где инвестиции в основной капитал снизились на 30-43% по сравнению с их объемом за аналогичный период 2016 года.

По абсолютному объему инвестиций в основной капитал в тройке лидеров г. Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. На эти три региона приходится 2,5 триллиона рублей, что составляет 26% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал. Если говорить о концентрации инвестиций, то можно отметить, что на 11 первых по объему инвестиций регионов приходится 50% общероссийских.

При этом семи российским регионам удалось привлечь менее 10 миллиардов рублей в качестве инвестиций в основной капитал. По итогам девяти месяцев 2017 года меньше всего вложений в экономики Республики Ингушетия (7 млрд руб), Республики Калмыкия (5,9 млрд руб) и Республики Тыва (4,9 млрд руб).

По объему инвестиций на душу населения за 9 месяцев 2017 года лидируют Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ, где на каждого жителя приходится 1,58 и 1,4 миллиона рублей соответственно. Также в лидирующую пятерку входят Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сахалинская область и Республика Саха (Якутия), но в этих регионах на каждого жителя инвестиций в основной капитал приходится ощутимо меньше, хотя сумма и превышает 250 тысяч рублей.

В среднем на жителя РФ приходится 65 950 рублей инвестиций в основной капитал, но такое значение достигнуто в большей степени за счет высоких показателей регионов -лидеров. Всего в 22 российских регионах инвестиции в основной капитал на душу населения превышают среднероссийский уровень.

Согласно данным Росстата, по итогам первого полугодия 2017 года рост инвестиций в основной капитал РФ составлял 4,8%, а по итогам третьего квартала он сократился до 4,2%, что может свидетельствовать о некотором замедлении темпов роста показателя во второй половине года на фоне торможения отдельных макроэкономических индикаторов. Но эксперты РИА Рейтинг не ожидают возвращения к отрицательной динамике инвестиций в основной капитал РФ в текущем году и по итогам 2017 года их рост составит 3,5-4%.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

На север текут нефтегазовые деньги, центру помогает инфраструктура, а Кавказ осваивает бюджет

«Реальное время» проанализировало ситуацию с поступлением инвестиций в основной капитал (ИОК) в России. Их распределение по регионам происходит в условиях колоссального неравенства. Более 70% инвестиций делят между собой всего 10 субъектов с мощной экономикой, в которые вошел и Татарстан. В основном это регионы, которым повезло с природными ресурсами. У депрессивных субъектов возможности для маневра почти нет, их единственной надежной остается государство.

10 самых удачливых

Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. Их объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем - июнем 2013 года - на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».

Однако распределение ИОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.

Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал - сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.

Больше всего в январе - июне привлекла Тюменская область - 907,1 млрд рублей. Фото horeman.ru

Из 85 субъектов РФ больше всего в январе - июне привлекла Тюменская область - 907,1 млрд рублей. Доля области в общем объеме инвестиций переваливает за 21%. На втором месте - Москва, где в основные фонды было вложено 466,8 млрд рублей (10,9% от суммарного объема).

Третье место - у нефтегазового Ямало-Ненецкого автономного округа, который привлек 428,6 млрд рублей. Первую пятерку замыкают главный нефтяной регион страны - Ханты-Мансийский АО (388,2 млрд рублей) и Санкт-Петербург (195,2 млрд рублей).

В десятку лидеров по объему ИОК также входят (в порядке убывания) Московская область, Якутия, Красноярский край, Татарстан и Краснодарский край. На них в совокупности приходится еще 671,9 млрд инвестиций. Инвестиции, поступившие в Татарстан за первую половину 2017 года, составили 127 млрд рублей, что в 2,5 раза больше чем поступило в Башкирию.

В целом ситуация действительно такова, что львиную долю инвестиций делят между собой, условно говоря, 10 субъектов, констатирует Владимир Редькин, старший директор группы международных региональных финансов Fitch Ratings. Но и тут есть нюансы. Тюменская область без учета автономных округов никогда не входила в первую пятерку, говорит он. Кроме того, если сравнивать региональные инвестиции не в абсолютных цифрах, а в расчете на душу населения, то картина будет немного другой - выиграют, к примеру, некоторые регионы Крайнего Севера и прочие субъекты, население которых малочисленно.

В России инвестиции идут в субъекты с явными конкурентными преимуществами (нефтегазовые и крупнейшие агломерации), а также в регионы «больших проектов», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Немощь и безысходность

Меньше всего в январе - июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Общий объем ИОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).

Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. Интересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база - слабые инвестиции».

Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», - объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.

Владимир Редькин: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база - слабые инвестиции». Фото gov.cap.ru

Кто сидит на бюджете

В масштабах всей страны больше половины в общей сумме ИОК (56%) - это собственные средства, оставшиеся 44% - привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре ИОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.

При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее - бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство - чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», - объясняет эксперт.

Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой - Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее - 33%, в Карачаево-Черкессии - 43%, а в Ингушетии - 77%.

Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.