Экономическое развитие в годы правления Александра III

Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III (8кл. история)

Цель: Помочь учащимся выявить цель, основные направления и итоги экономической политики Александра III на основе системно-деятельностного подхода в подаче учебного материала.

Задачи : Научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи интеллект – карты;

Развивать умение анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности в области экономики министров финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

Воспитывать уважительное отношение к выдающимся государственным деятелям, патриотизм.

Оборудование: компьютер, электронная презентации «Инфоурок»,учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Актуализация ранее изученных знаний, мотивизация деятельности уч-ся

1)Что объединяет ряд дат:

1803; 1816-1819;1837-1841;1861-? (все они связаны с крестьянским вопросом в Росси) Перечислите какие события за ними стоят. А какие ист. деятели?

А почему был важен крестьянский вопрос в России в XIX в.? (Россия являлась аграрной страной)

А почему Александр II отменил крепостное право?

Какое значение имело это событие? (открылся путь к развитию капитализма и преодолению технической и экономической отсталости Российской империи)

Верно, отмена крепостного права открыла путь к капиталистическому разкитию?

2) Работа с понятийным аппаратом, историческим словарем: капитализм; буржиазия; пролетариат; временнообязанные крестьяне; пореформенный период

Что такое какпитализм? (общественный строй, при котором средства производства – станки, оборудование, фабрики, заводы принадлежат буржуазии, использующей труд пролетариата, т.е. наемных рабочих)

2) Как называется период в истории России после отмены крепостного права? (пореформенный)

Вспомним, как развивалась экономика России после отмены крепостного права, в пореформенный период, оправдались ли ожидания многих, что сразу после отмены крепостного права наступит промышленный подъм в с/х? (нет)

Почему не произошел промышленный подъем в с/х? (сохранились феодально-крепостнические пережитки: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян; существование крестьянской общины, в которой круговая порука хотя и помогала слабым бедняцким хозяйствам, но сдерживала развитие сильных зажиточных крестьян, мешала им вырваться вперед; подушная подать и др. обременительные большие налоги)

А что мешало помещикам перевести свое хозяйство на капиталистический путь развития? (отсутствие инвентаря, рабочего скота и капитала, чтобы нанять наемных рабочих).- Как помещики решали эти проблемы? (с помощью применения отработочной системы)

Смогло ли правительство Александра II решить эти проблемы в с/х. и поднять его уровень?

- Как развивалась промышленность после отмены крепостного права по сравнению с с/х? (В промышленности как и в с/ х начался сразу после отмены крепостного права спад производства на старых уральских заводах, где применялся труд приписных, посессионных крестьян, т.к. они получив свободу уходили с заводов, но уже к середине 1860-х годов в промышленности начался подъем). Верно.

- А что делало правительство, чтобы начался промышленный подъем? (создавало банки, предоставляло льготные кредиты для создания новых пром. Районов и отраслей)

-Какие банки были созданы в этот период? (1860г. Государственный банк, в конце 60-х Московский купеческий банк, в 1870г. –Волжско – Камский)

2) Работа с извлечением из документа.

Прочитайте извлечение из программной записки министра финансов М. Х. Рейтерна, относящейся к 1866г. и определите, что еще кроме создания банков способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II ?

«Сооружение железных дорог можно назвать не только настоящей потребностью, но и но положительно важнейшей для будущего России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»

Итак, что еще способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II ? (Железнодорожное строительство) – Почему ж/д строительство, по мнению министра финансов Рейтерна, являлось важнейшей задачей правительства для будущего России? (Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»)

Как называется период 1868- 1872гг? («железнодорожная горячка») - Почему? (протяженность ж/д в России увеличилась в 10раз).

3) Работа по карте

Где и какие новые промышленные районы появились в пореформенный период благодаря перечисленным мерам? (на юге страны новый металлургический район Донбасс и близ Баку по добыче нефти)

А где в это время появились новы машиностроительные заводы? (близ Москвы Коломенский выпускавший паровозы, вагоны и платформы и Путиловский в Петербурге, выпускавший рельсы для ж/д)

Каков результат?

Итак, благодаря отмене кр. Права и государственной поддржке со стороны государства в России пром. подъем начался в промышленности во 2-й половине 60-х годов, с/х оставалось отсталым из феодально-крепостнических пережитков)

Какое событие замедлило экономическое развитие России? (русско-турецкая война 1877-1ё878гг). Кто стал продолжателем дел Александра II

    Новый материал.

Кто стал продолжателем дел Александра II ?

1. Корзина идей

Предположите на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития предыдущего правления.

Составление интеллект-карты по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III »

Что необходимо отобразить на интеллект –карте?

(цель – создать мощную экономику (экономический подъем);

проблемы – отсталое с/х(подушная подать; высокие налоги; большие выкупные платежи; малоземелье);

События (меры по достижении цели);

личности

итоги –«золотое десятилетие» русской промышленности, Россия стала аграрно-индустриальной, пром. производство увеличилось в 2р.)

2. Работа с текстом учебника (параграф 31, п.1-4) по группам

2-я – «Экономическая политика И.А. Вышнеградского»;

3-я – «Золотое десятилетие» русской промышленности;

4-я- «Сельское хозяйство»

Группы работают по алгоритму.

IV Закрепление изученного материала.

1)Компьютерный тест. Проверка выполнения.

1) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период деятельности:

А. Александра III ; Б. Н.Х. Бунге; В. И.А. Вышнеградского; Г. С.Ю.Витте

2) Винная монополия – это:

А. исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

Б. политика запрещения производства и продажи алкоголя населению

В. Запрет ввоза зарубежной алкогольной продукции

Г. наценки, устанавливаемые государством на алкоголь

3) Во время правления Александра III из перечисленных раньше других возглавлял министерство финансов:

А. И.А. Вышнеградский; Б. Н.Х. Бунге; В. Е.Ф.Канкрин; Г. С.Ю.Витте

4) Найди ошибку: Экономическая программа Витте предполагала:

А. увеличение косвенных налогов;

Б. затруднение доступа к гимназическому образованию низшим слоям общества

В. денежную реформу

Г. увеличение таможенных пошлин

5) Деежная реформа была проведена в

А. 1882 г.; Б. 1887 г.; В. 1892 г.; Г. 1897 г.

6) Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:

А. монополия Б. косвенное налогообложение

В. протекционизм Г. экономическая блокада

7) Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности:

А. Н.Х. Бунге; Б. И.А. Вышнеградского; В. С.Ю.Витте; Г. Н.П.Игнатьева

V. Рефлексия

Золотое десятилетие краеведения

До революции попытки ввести какие-либо нормы по охране памятников наталкивались на право частной собственности. Лишь Строитель­ный устав запрещал снос зданий, возведенных до XVIII в., или ремонт, ведущий к их искажению. Инструкции Археологической комиссии запрещали самовольные раскопки, но они часто не вы­полнялись. Под давлением передовой общественности в начале XX в. в столице и некоторых губерниях были образованы Обще­ства защиты и сохранения памятников искусства и старины. Пе­ред первой мировой войной правительство приступило к подго­товке специального закона об охране памятников, но эта работа была свернута с началом войны.

Несмотря на трудности граждан­ской войны, Советское правительство принимает ряд мер по за­щите исторических памятников.

С 1918 г. начинают создаваться организационные основы ох­раны памятников. Забота об охране памятников была возложена на Наркомат просвещения. Особенно активно действовали Пет­роградская коллегия по делам музеев и охраны памятников ис­кусства и старины при Наркомате просвещения и Комиссия по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В авгу­сте 1918 г. эти органы были преобразованы во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и ста­рины при Наркомате просвещения.

В декабре 1917 г. был создан Комиссариат исторических имуществ (с 12 апреля 1918 г. он стал называться Наркоматом ху­дожественно-исторических имуществ). Он имел специальную Кол­легию по охране памятников. Позднее этот Наркомат был слит с Наркоматом просвещения. К началу 1922 г. в Наркомпросе было создано Главное управление научными, художественными и музейными учреждениями Академического центра (Главнаука) с Отделом по делам музеев и охраны памятников. В его ведении были Российская академия историиматериальной культуры (ныне Институт археологии АН СССР), Центральные государственные реставрационные мастерские, Центральное бюро краеведения, Музейно-экскурсионные институты в Москве и Петрограде и все музеи. При губернских (областных) отделах народного образова­ния были созданы Комитеты по делам музеев и охраны памят­ников искусства и старины, народного быта и природы с широки­ми правами. Так впервые в истории была создана стройная госу­дарственная система охраны и изучения памятников истории икультуры.

Кроме того, был принят ряд законов об охране конкретных памятников на местах, в том числе и письменных памятников. 1 июля 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О реоргани­зации и централизации архивного дела», 17 июля 1918 года - «Об охране библиотек и книгохранилищ», 19 декабря 1918 г. - «Об охране научных ценностей» и др.

В сентябре 1918 г. был принят декрет «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», а 5 октября 1918 г.- «О реорганизации, приеме на учет и охранение памятников ис­кусства и старины, находящихся во владении частных лиц, об­ществ и учреждений». В декрете говорилось: «1. Произвести пер­вую государственную регистрацию всех монументальных и веще­ственных памятников искусства и старины, как в виде целых со­браний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они не находились... 3. Никакое отчуждение или переход из одного част­ного или общественного владения в иное, а также перемещение, ремонт, поправка принятых на учет... памятников... и отдельных предметов искусства и старины не могут быть произведены без разрешения Коллегии по делам музеев и охране памятников ис­кусства и старины в Петербурге и Москве».

В течение 5 лет на учет было принято 2350 отдельных памят­ников и 520 усадеб. В 1920 г. были объявлены государственным музеем Троице-Сергиева лавра (г. Загорск), дом Л. Н. Толстого в Москве, и в 1922г. создан Пушкинский заповедник.

В эти годы, наконец, появился общероссийский научно-методический центр краеведческой работы - Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук. Оно было создано в 1921 году на первой Всероссийской краеведческой конференции. Членами ЦБК стали известные ученые того времени: Д.Н.Анучин, Н.Я. Марр, А.Е.Ферсман, П.Г.Смидович и др. Среди первых организаторов советского краеведения были и педагоги А.П. Пинкевич и С.Т. Шацкий.

ЦБК имело на местах свои отделения, областные бюро краеведения. Регулярно издавались краеведческие журналы и сборники. В середине 20-х годов 250 краеведческих организаций имели свои издания.

Многие сегодняшние краеведы называют этот период "Золотым десятилетием советского краеведения". Но есть среди краеведов по этому поводу и сомнения. Так Г.Ф.Гудков и З.И.Гудкова утверждают, что нельзя так называть десятилетие, в котором были закрыты журналы "Русский архив", "Русская старина"" и "Исторический вестник", прекращена деятельность ученых архивных комиссий, многих научных обществ, прекратилось издание "Адрес-календарей" и другого справочного материала по губерниям. А главное, по мнению Г.Ф. и З.И.Гудковых, красный террор, который свирепствовал в это десятилетие по всей стране, не давал возможности полного изучения края и прежде всего истории семей, населявших определенный регион.

Мнения диаметральные. Действительно, после 1917 года задачи краеведения значительно изменились. На первое место было выдвинуто изучение местными силами трудовой деятельности населения края на предмет наилучшего использования всех производительных сил края в интересах его благосостояния и всей страны в целом. Во главу угла поставили изучение производительных сил. И это можно понять. Экономика страны, как уже говорилось, была развалена. И потом, не надо доказывать, что трудовая деятельность - основа основ. Другое дело, что это направление стало развиваться интенсивно в ущерб остальным. Это понимали и многие тогдашние краеведы. Так, против попыток повернуть краеведение в сторону изучения только производства выступил И.М. Гревс (1860-1941), - известный русский ученый, пионер экскурсионного движения в дореволюционной России, а после Октября 1917 года один из самых деятельных участников организации краеведческого движения. Он считал, что главной задачей краеведов является "целекупное"" познание края, создание цельного портрета края, включающего не только естественно-производительные силы и современность, но и всю культуру человека "как самую главную и самую значительную естественную производительную силу", историю края, историю общества. Г.Ф. и З.И.Гудковы правы - были издержки и даже очень большие. Но вместе с тем нельзя не замечать и успехи, о которых уже говорилось и которые во многом определяли развитие краеведения.

С 1923 г. начал выходить журнал «Краеведение», а с 1925 г. - «Известия ЦБК». В 1930 г. они были объединены в журнал «Советское краеведение» (выходил до 1936 г.). Краеведческие журналы и сборники издавались и на местах (Воронеж, Тверь, Вологда, Ростов, Тула и др.). Большую помощь краеведам оказывали созданные в 20-х гг. во многих го­родах комиссии для собирания и изучения материалов по истории революции и РКП (б) (Истпарты).

В 1930 г. краеведение было введено в программы вузов. В 1931 г. создается Общество краеведов-марксистов. В Постанов­лении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. говорилось: «Признать необходимым в учебные программы... истории... ввести... и элемен­ты краеведения СССР».

Растет число краеведческих организаций. Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было 160 крае­ведческих обществ, насчитывавших около 15 тыс. членов, то к концу 1922 г. в стране было 516 краеведческих организаций, в том числе 285 музеев. В 1927 г. было уже 1765 краеведческих об­ществ, 560 музеев, 64 краеведческие исследовательские станции.

Общим недостатком краеведения в 20-30-е гг. было то, что ЦБК и его органы на местах стремились заниматься сразу всем краеведением, не деля его на географическое, историческое и т. п.

В тридцатых годах начался разгром краеведения. Как государственного, так и общественного. Заниматься краеведением в нашей стране стало опасно. Краеведов в эти годы обвиняли во многих гpexax. Их обвинили в попытке организации заговора против Советской власти вместе с академиками-историками С.Ф.Платоновым и Е.В.Тарле, в связях с учеными-экономистами Л.В. Чаяновым и Н.Д.Кондратьевым, объявленными врагами народа, и т.д. Появились работы, в которых совершенно по-новому оценивалось краеведение, как в дореволюционное, так и в советское время. Так, например, в работе Столетова "Введение в советское краеведение" утверждается, что краеведение в дореволюционной России было по существу антинародным, что деятельность "Вольного экономического общества" была реакционной, что краеведы 20-х годов "смазывали буржуазный характер краеведения", что дореволюционное краеведение - это краеведение кулацкое, а в советское время в краеведческих организациях ""окопались" остатки господствующих классов. Оказывается, в этих организациях сплотились наиболее черносотенные, реакционные элементы. Отсюда, по мнению автора, у краеведения 20-х годов было "махровошовинистическое, империалистическое лицо".

Закрывались краеведческие издания. Так, например, решением Башкирского обкома партии от 5 апреля 1932 г., в котором утверждалось, что в статьях ряда журналов, в том числе и в журнале "Краеведение", установлен ряд извращений политики партии троцкистского и нравооппортунистического характера. Из чего следует, что "Краеведение" - журнал аполитичный, который не осветил ни одного конкретного вопроса строительства, довольствовался описанием бытовых черт "башкирского" народа, издание этого журнала было прекращено.

Такие тяжкие обвинения объясняются тем, что краеведческое движение в 30-е г. перестало вписываться в официальную идеологию и политику. Краеведение - это движение с демократическими традициями, движение, дающее знания населению без "руководящих указаний" и минуя официальные каналы. Краеведы всегда были за разнообразие форм хозяйства и не соглашались с унификацией экономики, были за развитие культуры всех народов, населяющих СССР, не соглашались с разрушением памятников истории и культуры, были за сохранение взаимосвязи истории СССР и истории России и не соглашались с утерей населением СССР своих корней, соглашались с идеологизацией всей культурной жизни в стране. Факты, добываемые краеведами, уже никак не подходили для официальной истории. В целом краеведы стали, как говорят сегодня, инакомыслящими. Они не устраивали тот режим, который утвердился в 30-е годы в СССР. Отсюда обвинения, отсюда гонения и репрессии многих краеведов. В 1937 г. было ликвидировано ЦБК, его центральные издания и областные бюро ЦБК.

Краеведение в стране практически остановилось. Была утрачена самая сильная егосторона - массовость. Изучение края стало уделом узкого круга лиц - работников архивов и музеев. Наркомпрос РСФСР, которому после ликвидации ЦБКбыло передано руководство краеведением, пытаясь спасти положение, 25 апреля 1938 г рассылает письмо "О постановке и организации краеведческой работы". В нем говорится о необходимости продолжать работу по изучениюкрая в школах, вузах, культпросвет учреждениях, производственных коллективах под научно-методическим руководством местныхкраеведческих музеев. Но слишком большие были потери, и нужно было время, чтобы оправиться от этих потерь.

Но самое интересное, что вина за разгром общественного краеведения была возложена на Наркомпрос РСФСР и на местные органы власти. 25 мая 1940 г. в "Правде" была опубликована статья "Внимание - краеведению", в которой говорится следующее: "Познать свой край, свой район, его историю, его богатства: знать, что таится в недрах родной земли, познать природу, и не только познать, а научиться лучше использовать ее на благо человеку, на благо социалистическому обществу, - какое благородное и благодарное занятие, какой могучий источник знаний, прекрасное средство воспитания в молодежи наблюдательности, находчивости, инициативы... Имя этому краеведение.

Общая характеристика экономической политики Алек­сандра III. Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощ­ной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечествен­ной промышленности и капиталистических начал в орга­низации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профес­сионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградско­го, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считав­шие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной про­мышленности», совершенствования сбора налогов, разви­

тия железнодорожного строительства. Итогом их полити­ки был быстрый рост промышленности, особенно тяже­лой, переход к золотому денежному обращению. Из аграр­ной державы Россия превращалась в аграрно-индустри­альную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой эконо­мики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы - помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге. В мае 1881 г. пост минист­ра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бун­ге. Он был сторонником ускорения экономического разви­тия, но выступал против прямого финансирования промы­шленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отме­ну подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бун­ге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар,

Паровоз конца XIX в.

нефть; облагались новыми налогами городские дома, тор­говля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повы­шались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли бо­лее чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных де­нежных запасов, он придавал этому более широкое значе­ние: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, при­возимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая разви­тию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышлен­ности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное со­кращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 1 ян­варя 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло за­нял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобрета­тель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обраще­ния в стране. С этой целью Министерство финансов на­капливало большие запасы денег, а затем принимало ши­рокое участие в сделках на зарубежных биржах. В резуль­тате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достиг­ших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в преды­дущий период повышенными сборами облагалось в основ­ном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали нала­гаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных усло­вий для частного предпринимательства. Кроме того, эко­номическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной мо­нополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности. В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Вит­

те. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил де­ло своих предшественников. Эта про­грамма предусматривала:

Большую часть этой одобренной Александром III про­граммы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской про­мышленности. За десятилетие промышленное производст­во в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой про­мышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с но­выми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем толь­ко 2 из них были построены отечественными предпринима­телями. Все остальные принадлежали целиком или частич­но иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после ус­пешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обес­печившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внед­рялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добы­чей и переработкой нефти, а также строительством специ­альных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.

Нефтяные вышки в районе Баку

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат­ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использова­лась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и бо­гатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гиган­тов, приносившие огромные прибыли, ценились очень вы­соко. Говорили, что достаточно было прибавить к назва­нию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного зати­шья начался новый, еще более мощный подъем железно­дорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. На­чалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство. Если тяжелая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хо­зяйство развивалось вне государственного контроля и бы­ло лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму воль­ных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства гу­берний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве пла­ты за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельско­го хозяйства по отдельным районам. Польские и прибал­тийские губернии, а также Псковская и Петербургская пе­решли на выращивание технических культур и производ­ство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Повол­жье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Туль­ской и Нижегородской губерний получило развитие жи­вотноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хо­зяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после рефор­мы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% воз­рос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медлен­но. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих услови­ях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжитель­ные дожди - могли привести к страш­ным последствиям. Так, в 1891 -

    гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленно­сти. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пе­режитки и техническая отсталость.

Вопросы и задания

Документ

О железнодорожной политике (из воспоминаний

С. Ю. Витте)

В царствование императора Александра III установи­лась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возмож­ность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей пре­следуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последо­вательный выкуп железных дорог из рук частных об­ществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодер­жавного государя, пекущегося преимущественно об инте­ресах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Алексан­дра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства - железнодорожные, в которых царили маленькие железно­дорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.

Вопросы к документу: 1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III?

    Чем руководствовался Александр III, определяя новые подхо­ды в железнодорожной политике?

Расширяем словарный запас:

Акциз (акцизные сборы) - косвенный налог на предме­ты потребления.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о взносе оп­ределенного капитала в предприятие и дающая ее вла­дельцу право собственности на него и участия в прибы­лях.

Биржа - учреждение для заключения финансовых и тор­говых сделок с капиталом и крупными партиями това­ров.

Винная монополия - исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков. Косвенные налоги - наценка, устанавливаемая государ­ством на товары массового потребления.

Слайд 2

План:

Деятельность Н.Х. Бунге; Экономическая политика И.А. Вышнеградского; Золотое десятилетие русской промышленности. Деятельность С.Ю. Витте; Денежная реформа; Сельское хозяйство.

Слайд 3

Деятельность Н.Х. Бунге (с мая 1881 по 1887 год)

Реформирование системы сбора налогов; Ослабление налогового обложения крестьян; Снижение выкупных платежей; Постепенная отмена подушной подати; Всё это было сделано для того, чтобы экономическое развитие страны «не стояло» на месте.

Слайд 4

Для того, чтобы возместить расходы государства от налогово-денежной реформации, Бунге ввёл: Акцизные сборы на водку, табак, сахар и нефть; Облагались новыми налогами городские дома, торговля и промышленность; Повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.

Слайд 5

Вывод:

Деятельность Н.Х. Бунге дала «правильный путь» экономическому реформаторству в России. «Правильно заложенный фундамент дома, позволит построить его на века». Николай Христианович Бунге

Слайд 6

Деятельность И.А. Вышнеградского (с 1887 по 1892 год)

Его главная задача: Быстрое улучшение денежного обращения в стране; Участие в сделках на зарубежных биржах привело к тому, что покупательная способность рубля выросла; Стремительное увеличение пошлин; В 1891 г. – таможенный тариф (машиностроение).

Слайд 7

Вывод:

И.А. Вышнеградский следовал такого же принципа в экономической реформации, что и Н.Х. Бунге, но начал принимать участие в сделках зарубежных бирж, тем самым повысил покупательную способность рубля. Иван Алексеевич Вышнеградский

Слайд 8

Золотое десятилетие русской промышленности

Министр финансов С.Ю. Витте: Он разработал программу, которая предусматривала: жёсткая налоговая политика; Увеличение косвенных налогов; Государственная монополия на продажу водки; Увеличение таможенных пошлин; Денежная реформа, чтобы укрепить рубль; Привлечение иностранного капитала.

Слайд 9

Сергей Юльевич Витте

Министр финансов (1892-1903 гг).

Слайд 10

Денежная реформа

Денежная реформа проводилась в 1897 году; Приток денег из-за рубежа. 1893 год – новый подъём железнодорожного строительства.

Слайд 11

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство изменилось вслед за экономикой. Больше всего недовольств было у помещиков: Переход к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников; Это очень сильно повлияло на владения помещиков, стало убыточно. Поэтому, они стали занимать другим трудом, например: предпринимательством (открытие лавок).Слайд 14

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила: Котельников Диана, 8 «а» класс

Посмотреть все слайды

Правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

В мае 1881 года пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н.Х.Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства.

В 1887 году Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И.А.Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась.

Правительство продолжило политику повышения таможенных пошлин.

В 1891 году учрежден новый таможенный тариф. Теперь повышенными сборами стала облагаться и ввозимая продукция машиностроения, а не только сырье, как было раньше.

Вышнеградский многое сделал для привлечения в страну иностранного капитала. Этому способствовали в том числе и высокие таможенные пошлины: иностранные компании открывали свои заводы и фабрики в России, чтобы их товары были конкурентоспособными в цене. В результате появлялись новые производства, новые рабочие места и новые источники пополнения государственного бюджета.

В 1892 году министром финансов был назначен С.Ю.Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу, которая предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение госмонополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин для защиты развивающейся российской промышленности от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Программа, одобренная Александром III, успешно претворялась в жизнь и после его смерти.

90-е годы стали периодом небывалого взлета экономики России. Это было «золотое десятилетие» русской промышленности. За 10 лет промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались угольная и нефтяная отрасли.

В 1897 году успешно завершена денежная реформа, которая обеспечила устойчивость рубля. Благодаря этому возрос приток иностранного капитала. Другим важным стимулом для притока денег из-за рубежа стало повышение таможенных пошлин. Иностранным предпринимателям стало выгоднее не ввозить промышленные товары, а производить их в самой России.

В Донецком бассейне, где до 1887 года было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х годов действовало уже 17. Причем только два из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные целиком или частично принадлежали иностранцам – бельгийцам, французам, англичанам. Росла нефтяная промышленность на Кавказе. Крупнейшей компанией здесь являлось «Товарищество братьев Нобель», которое занималось добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для перевозки нефти.

Бурно развивалась железнодорожная отрасль. Ежегодно в стране появлялось в среднем 2,7 тысяч км новых путей. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., были предприятиями «новой формации». Прежде всего – вагоностроительная, рельсовая, медепрокатная, цементная, резиновая промышленности. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

Сельское хозяйство.

В отличие от тяжелой промышленности, сельское хозяйство страны было лишено государственной поддержки и развивалось вне контроля государства. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. В одних районах больше выращивали рожь, в других – технические культуры, в третьих производили продукты животноводства и т.д. К примеру, польские, прибалтийские, Псковская и Петербургская губернии перешли на выращивание технических культур. А центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока страны и в Нижнее Поволжье.

Росли посевные площади, почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главная причина в том, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. Достижения технического прогресса в русскую деревню так и не пришли. И крестьяне по-прежнему сильно зависели от погодных неурядиц, которые могли привести к страшным последствиям. Так было в 1891-1892 гг., когда Россия пережила голод, унесший жизни более 600 тысяч человек.

Другая причина отсталости сельского хозяйства – крепостнические пережитки, от которых страна так и не избавилась.