Зерновое хозяйство западной сибири. Транспорт и экономические связи

  1. 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
  2. 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
  3. 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
  4. 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
  5. 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.

Какое значение имеет топливная промышленность района?

Как уже отмечалось, Западная Сибирь - главная топливная база страны.

От стабильной работы нефте- и газодобытчиков Приобья напрямую зависит не только отопление зимой домов россиян, работа электростанций Европейской России, снабжение топливом автомобильного, авиационного, морского транспорта, но и наполнение бюджета страны (то есть выплата зарплаты врачам и учителям, содержание армии и т. д.).

От их работы зависит и импорт в Россию: возможность ввоза продовольствия, лекарств, радиоэлектроники, оборудования для промышленности и т. д., ведь все это покупается за валюту, которую в основном дает топливная промышленность Западной Сибири.

Добыча нефти здесь, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год (как в крупнейшей нефтедобывающей стране мира - Саудовской Аравии), к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений (например, гигантское Самотлорское месторождение близ Нижневартовска давало до 150 млн т в год, а сейчас только 15 млн т; всего из него было добыто более 2 млрд т нефти!). Новые месторождения, как правило, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже; в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране.

На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (в Омске, Томске и Тобольске).

Рис. 142. Хозяйство Западной Сибири

Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.)

Добыча газа, достигнув 500 млрд м 3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж.

Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижалась; закрывались старые шахты; но запасы хорошего угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.

Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии?

Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Как вы помните, Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага (и этот расчет оказался верным, он помог нашей стране выиграть Великую Отечественную войну). Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны (на предприятиях ВПК и гражданского машиностроения) именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство.

В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.

Какое место занимает Западная Сибирь в ВПК России?

Военная промышленность, как уже говорилось, появилась в Западной Сибири в 1930-е гг. Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из прифронтовой зоны почти 250 крупных заводов и фабрик, развернувших производство оборонной продукции. Так, завод, эвакуированный из Ленинграда в Омск, начал выпуск легендарных танков Т-34, а в Барнауле было организовано производство дизелей для них. Заводы, эвакуированные в Омск, делали также истребители и авиационные двигатели. Авиационный завод, построенный в Новосибирске в 1930-е гг., отправил на фронт более 16 тыс. истребителей Як.

В послевоенные годы в Омске освоили выпуск мощных танков нового поколения. Омское объединение «Полет» - одно из крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности (выпускает ракеты-носители, космические аппараты).

В Новосибирске готовится серийное производство суперсамолета Су-34. Налаживается и производство гражданской продукции - самолета для местных авиалиний Ан-38.

Завод в Юрге (Кемеровская область) в последние годы существования СССР производил пусковые установки для уникальных «ракетных поездов» с межконтинентальными баллистическими ракетами.

В 1950-е гг. в крупнейшем закрытом городе «ядерного архипелага» Томске-7 (теперь он называется Северск) началось обогащение урана и производство оружейного плутония для ядерных боеголовок. Сейчас западносибирские атомщики обогащают уран для электростанций (в том числе и для зарубежных АЭС).

Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы.

Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун.

Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.

Выводы

Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.

Вопросы и задания

  1. Приобье часто образно называют «русским Кувейтом». Что дает основание для такого сравнения? Согласны ли вы с таким утверждением?
  2. Нефть - исчерпаемый природный ресурс. Как вы думаете, какие структурные изменения в развитии экономики Западной Сибири и почему должны происходить уже сейчас?
  3. Развитие нефтяной и газовой промышленности приводит к серьезным экологическим проблемам. Каким? Предложите пути их решения.
  4. Какую роль могут сыграть отрасли ВПК, учитывая их высокий технический уровень, в решении проблем перспективного развития основных отраслей Западной Сибири?
  5. Западная Сибирь занимает огромную территорию. Выявите территориальные различия в развитии ее хозяйства. Какие районы вы могли бы выделить?

Цели урока:

Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый

комплекс как основу хозяйства района;

развивающие: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной дея-

тельности;

продолжить формирование умений работать с контурными картами;

воспитательные: способствовать формированию экологического и патриотического

воспитания.

Задачи:

Повторить тему « Население и хозяйственное освоение Западной Сибири»;

Определить роль района в развитии производительных сил азиатской части России и зна-

чение Западной Сибири в общероссийском территориальном разделении труда;

Познакомить учащихся с крупнейшими российскими нефтяными и газовыми компания-

Показать сложность комплексного использования ресурсов района, расположенных в

неблагоприятных природных условиях;

Закрепить знания, умения и навыки обработки информации , проведения расчетов на ее

Формирование умения анализировать картографические и статистические материалы;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучению

географии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Физическая карта России; экономическая карта «Западно – Сибирский район»; атласы для 9 класса; контурные карты с заданиями для 9 класса; инструктивные карточки для практической работы ; статистические материалы; учебник «География России. Хозяйство и географические районы».(авторы: ,) – М.,Дрофа, 2005 г. сообщения учащихся.

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

А). Вопросы: 1. Каковы особенности населения Западной Сибири?

(Население Западной Сибири небольшое по численности, составляет

7 млн человек, растет медленно. Средняя плотность – 4 человека на

1 км2. Размещено крайне неравномерно, наиболее заселен юг).

2. Представители каких коренных народов проживают на территории Запад-

ной Сибири? Покажите по карте территорию их проживания.

(Коренные народы – ненцы, селькупы, ханты, манси, эвенки. Проживают

на севере, на территориях с неблагоприятными условиями, но богатыми

минеральными ресурсами. Основные занятия – пастбищное оленеводст-

во, рыбная ловля.) Показ по карте территорий их проживания.

зом жизни?

(Промышленное освоение территорий проживания малых народов разру-

шает природную основу их жизни: выводит из строя оленьи пастбища,

места рыбной ловли. Поэтому очень острой проблемой является охрана

природной среды, иначе малые народы просто исчезнут с лица земли.)

4. С чего начиналось хозяйственное освоение данной территории?

(Через полуостров Ямал и реку Таз доставляли волоком свои грузы про-

мышленники. Затем казаки и служилые люди с Урала шли на реки Обь и

Иртыш. Были основаны остроги (крепости) в конце 16 века – Обдорск,

Березов, Сургут, Тобольск. В 1601 г. основан крупнейший город и важ-

нейший торгово-промышленный центр Мангазея (ныне село Туруханск).

Б). Географический диктант.

1. В Западной Сибири зона Севера занимает… (1/2 территории).

Усть – Балык – Омск;

Сургут – Новополоцк;

Нижневартовск – Одесса;

Усть – Балык – Курган – Альметьевск – Западная Европа.

Нефте - и газопроводы идут в направлениях на: запад, юг, восток.

Себестоимость добычи газа и нефти в Западной Сибири низкая, т. к. общегеологические запасы огромны, залежи расположены в мягких, легко буримых породах.

Сообщения учащихся о крупнейших нефтяных и газовых компаниях России.

«Лукойл», «ЮКОС», «Газпром», «Сургутнефтегаз».

Практическая работа «Составление характеристики нефтяного комплекса».

(по инструктивным карточкам).

Комплекс конструкционных материалов (машиностроение, химическая промышленность) сформировался в городах района наряду с отраслями ТЭК как обслуживающий их. Машиностроение наиболее представлено в южной части района, в том числе и ВПК (Омский танковый завод, аэрокосмическое объединение «Полет» и др.) – производство оборудования для горнодобывающей промышленности, станкостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение.

Нефтепереработка – Тюмень, Омск.

АПК – в юго-западной части района сложилась животноводческо-зерновая специализация (молочное скотоводство и яровая пшеница); на юге – зерновая (пшеница) с мясо-молочным животноводством и тонкорунным овцеводством.

Экологические проблемы.(сообщение учащегося).

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на контурной карте – карта на стр. 12 , задания 3 – 8, 10.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Изучить параграф № 50;

Закончить выполнение заданий в контурной карте;

Вопрос для обсуждения: Как вы относитесь к созданию совместных с зарубежными компаниями нефтегазохимических комплексов на территории Западной Сибири?

Литература:

«Нефтяная и газовая промышленность северных территорий азиатской части России», «География в школе», 2004 г., №2. «Экология и нефтепользование» , «География в школе», 2002г., №7. «Россия в цифрах» , М., Госкомстат России, 1998г. Справочник Регионы России» , М., Госкомстат России, 1998г. , «География России. Хозяйство и географические районы», М., «Дрофа», 2005г.

Инструктивная карточка к практической работе «Составление характеристики

нефтяного комплекса».

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику

отрасли топливной промышленности по картам и статистическим показателям.

Задание: дать краткую характеристику нефтяной базы Западной Сибири по плану:

А). значение;

Б). уровень развития;

В).основные центры добычи и переработки;

Г). направление транспортировки топлива;

Д). экологические проблемы;

Е). современные проблемы отрасли и пути их решения.

Статистические материалы.

1. Добыча нефти в России в 1999 году по экономическим районам.

Экономический район.

Добыча нефти.

% от итога по РФ

Северный

Северо-Западный

Поволжский

Северо - Кавказский

Уральский

Западно - Сибирский

Восточно - Сибирский

Дальневосточный

Россия, всего

2. Добыча нефти в Западно – Сибирском районе (% от общероссийской).

Западно – Сибирский район

Омская область

Томская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты – Мансийский АО

Ямало – Ненецкий АО

Статистические материалы:

3. Добыча природного газа по регионам РФ (млн м3).

Северный район

Поволжский район

Северо – Кавказский район

Уральский район

Западно – Сибирский район

Восточно – Сибирский район

Дальневосточный район

4. Добыча природного газа в Западно – Сибирском районе (млн м3).

Омская область

Томская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

Сообщения учащихся на тему «Крупнейшие нефтяные и газовые

концерны России».

В нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири создаются мощные концерны. Среди них «Лукойл», «ЮКОС» (Нефтеюганск), «Сургутнефтегаз» (Сургут), «Газпром». Они имеют системы нефтеперерабатывающих заводов в других районах страны, региональные нефтебазы и тысячи бензоколонок.

Крупнейшая нефтяная компания России «Лукойл» была создана после Указа Президента РФ от 01.01.01 года, кроме нее были созданы еще две нефтяные корпорации. В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих предприятий, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо- Западного регионов, Поволжья, Урала. «Лукойл» включает в себя три нефтедобывающих центра: Лангепас, Урай, Когалым, по начальным буквам которых она и названа, нефтеперерабатывающие заводы, более 2 тысяч бензозаправочных станций. Общая добыча «Лукойла» превышает 50 млн тонн, а экспорт – 15 млн тонн нефти и 5 млн тонн нефтепродуктов. «Лукойл» разрабатывает проекты добычи нефти на шельфе Каспийского моря (близ Азербайджана), в Узбекистане, Тунисе, Алжире.

В газовой промышленности единый монополист – объединение «Газпром», перед которым стоят сложные задачи подъема и освоения новых районов. РАО «Газпром» образовано в 1993 году на основании Указа Президента России. «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. На поддержание эффективности деятельности «Газпрома» оказывают влияние высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрации. Доля «Газпрома» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает 20%. Эффективность «Газпрома» базируется на эксплуатации месторождений – гигантов, запасы которых исчисляются сотнями миллиардов и триллионами кубических метров природного газа.

Сообщение учащегося на тему «Экология и нефтепользование».

На современном этапе развития цивилизации значительно возросло отрицательное техногенное воздействие на природу и здоровье людей процессов нефтепользования, начиная от геолого-разведочного бурения и добычи нефти и заканчивая применением нефтепродуктов. При бурении скважин образуются загрязненные стоки в виде значительных по объему буровых сточных вод и бурового шлама, содержащие токсичные химические реагенты. Особенностью нефтедобычи является то, что на всех стадиях освоения месторождений объектами негативного воздействия являются почти все компоненты природной среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, недра, многолетнемерзлые породы, растительный покров. Главная экологическая опасность при транспортировке нефти связана с перевозкой по морю и прорывом трубопроводов. К числу наиболее крупных источников загрязнения атмосферы нефтеперерабатывающих заводов относятся: резервуары для нефти и нефтепродуктов (около 40% выбросов углеводородов), очистные сооружения (до 15-20% выброса углеводородов и сероводорода), технологические, факельные установки и дымовые трубы. Среди твердых, пастообразных и жидких отходов нефтепереработки можно выделить кислые гудроны, загрязненный ил, нефтяная грязь, отработанные отбеливающие земли и др.

Наибольший ущерб окружающей среде приносят выхлопные газы автомобилей. Согласно данным ВОЗ, в 68% случаев болезни человечества вызваны вдыханием отравленного воздуха.

Например, за период освоения нефтепромыслов в Тюменской области нанесен значительный ущерб природе. Произошло уменьшение площади оленьих пастбищ – 6 млн га (12,5%), а также замазучено – 30 тыс. га леса, подтоплено – 25 тыс. га, залито буровыми растворами – 23 тыс. га, концентрация углеводородов в почве – в 150-300 раз выше фоновой.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.

В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.

Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.

В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.

Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

    1. Транспорт и экономические связи

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.



Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции


Таблица 2

Наименование материалов г. Братск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

Транспортные показатели по снабжению материалов.

Наименование материалов Количество материалов на программу г. Нефтьюганск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
182035045,5

Таблица 4

Экономичес кие районы потребления Условные Транспортн ые центры Удельный вес в потреблении, % Количество грузов г. Братск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продукции, р.
Восточно – Сибирский Канск 10440ё
Красноярск
Чита
Абакан
Челябинск
Улан – Удэ
Иркутск
Назарово
Ангарск
Минусинск
Итого:

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)


Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям
Экономичес- кие районы потребления Условные Транспорт- ные центры Удельный вес в пот – реблении Количество грузов г. Нефтьюганск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продук- ции, р.
Западно – Сибирский Новоси- бирск
Новоку- знецк
Ишим
Кемерово
Тюмень
Томск
Рубцовск
Барнаул
Славгород
Сургут
Итого:

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

618243788,04 =772804735,05

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей