Земля как природный ресурс. Классификация природных ресурсов


40. Объекты земельных правоотношений. Деление «земель» на категории.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ре­сурс;


  1. земельные участки;

  2. части земельных участков.
Понятие «земель» в настоящем Кодексе не раскрыва­ется. Содержится лишь указание на то, что «земли» пони­маются как природный ресурс и природный объект.

Земля как природный ресурс и природный объект в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» является объектом охраны от загрязнения, исто­щения, деградации, порчи, уничтожения и иного нега­тивного воздействия хозяйственной и иной деятельнос­ти. Отношения по поводу охраны земель имеют публич­но-правовой характер, поскольку направлены на защиту публичных интересов в области природопользования.

Руководствуясь принципом приоритета охраны зе­мель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства, следует признать приоритет пуб­лично-правовых начал в регулировании земельных от­ношений.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» по­чвы признаются самостоятельным объектом правовой ох­раны.

Земля как природный объект характеризуется одно­родностью. В понятие земель не включаются леса, вод­ные объекты, недра и другие природные объекты, тесно взаимосвязанные с землей.

Земля как природный объект представляет собой тер­риторию, предназначенную для использования в соответ­ствии с установленными целями. Поэтому землю нельзя отделить от недр, лесов, водных объектов и атмосферного воздуха по каким-либо геометрическим параметрам.

Земля - это территория, в пределах которой могут быть расположены иные природные объекты, которые не становятся составной частью земель, несмотря на тесную их взаимосвязь.

^ Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:


  1. земли сельскохозяйственного назначения;

  2. земли населенных пунктов;

  1. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специ­ального назначения;

  1. земли особо охраняемых территорий и объектов;

  2. земли лесного фонда;

  3. земли водного фонда;

  4. земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 ст. 7, используются в соответ­ствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их при­надлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием террито­рий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требования­ми специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предус­мотренных зонированием территорий видов выбирается землепользователем самостоятельно, без дополнитель­ных разрешений и согласований.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

Земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

^ 41. Права на землю, их характеристика

Видами прав на земельные участки являются:

1. право собственности;

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

^ 2. право постоянного (бессрочного) пользования (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления);

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются

^ 3. право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования граждан,

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

^ 4. аренда (субаренда);

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды,

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка,

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

^ 5. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

^ 6. безвозмездное срочное пользование (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления).

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям.


  1. ^ Ограничения прав на землю.
В земельном законодательстве предусмотрены специальные ограничения прав на землю, обеспечивающие их рациональное ис­пользование и охрану. «Охранительные» по своей природе, они уста­навливаются государственными органами исполнительной власти, судами, местным самоуправлением. Установленные бессрочно или на определенный срок, данные ограничения подразумевают:

  • особые условия использования земельных участков и режим хо­зяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

  • особые условия охраны окружающей среды, в том числе жи­вотного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких
    животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения зе­мельного участка в течение установленных сроков по согласован­ному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находя­щийся в государственной или муниципальной собственности.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Эти ограни­чения прав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжалова­но лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно Федеральному закону «О государственном регулирова­нии обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения» производство сельскохозяйственной продукции осуществ­лялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающи­ми или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой де­ятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

^ 43. Основания возникновения и прекращения права землепользования

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.


  1. ^ Права и обязанности землепользователей.

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

5) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков,

Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

2) оценки эффективности этих земле охранительных мероприятий;

3) информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями;

Сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;

Создание и ведение банков данных;

Оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Государственный мониторинг должен осуществляться по кадастровым категориям, угодьям, зонам. Важность земли как места обитания и как источника естественного богатства порождает необходимость принятия специализированных федеральных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 г.* устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, хозяйственной деятельности.

Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:

разработка и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

проведение учета показателей плодородия таких земель, сертификация почв;

государственный контроль за воспроизводством земель;

учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11).

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст. 12).

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст. 13).

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст. 21).

Государственный контроль за воспроизводством плодородия таких земель и их рациональное использование проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Земля - важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Как известно, в новый ГК РФ включена отдельная глава (17), посвященная земельным отношениям. С правовой и экономической точки зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных объектов. Это означает, что отношения отныне должны регулироваться и гражданским законодательством. Однако согласно части 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельного законодательства. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами земельного права.

Дело в том, что статьи 72 и 73 Конституции РФ, определяющие предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, устанавливают, что гражданское законодательство находится в ведении РФ, а земельное законодательство - в совместном ведении РФ и ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.

Новая Конституция РФ (ст. 5, 35, 71, 72 и др.) и принятые в ее развитие нормативно-правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», положили начало делению и неделимой природной среды по «этажам», на собственность федеральную, субъектов РФ, муниципальную, частную, общую и др.

Справедливо замечание профессора Г.В. Чубукова о том, что гражданское право не обладает правовым инструментарием учета многообразия и специфики земли как объекта земельных отношений. Оно определяет единые унифицированные правила гражданского оборота и собственности на землю без учета ее уникальных специфических особенностей.

Конституция закрепила процесс «овеществления» всех природных ресурсов и природной среды в целом, а Гражданский кодекс РФ в ст. 130, 214 и др. объявил все природные ресурсы (естественную природную среду) имуществом со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом было произведено изъятие всех природных ресурсов и всей природной среды в целом из сферы земельного и экологического права, включив их в сферу действия гражданского права.

Особо следует также отметить, что ч. 1. ст. 9 Конституции РФ, устанавливая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вторая часть ст. 9 передает эти объекты в частную и иные формы собственности. Разве это не парадокс? Следует также подчеркнуть, что объявление в ГК РФ всех природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права на природные ресурсы, основу жизни и деятельности народов России, законные интересы, право каждого на благоприятную окружающую среду.

Представляется, что природные ресурсы (объекты) могут участвовать в обороте, но не на основе частной собственности как имущественной категории, а на основе публичности этой собственности, которая принадлежит всему многонациональному народу, проживающему на территории России.

Однако необходимо отметить, что проводимая с 1990 г. земельная реформа в России, когда на смену административным методам правового регулирования земельных отношений пришли экономико-правовые, когда конституционно было закреплено многообразие форм земельной собственности и хозяйствования на ней, признание земли имуществом, введение платности землепользования, что способствовало формированию земельного рынка и обусловило принятие нового земельного и гражданского законодательства. Все это в корне изменило старое представление о характере и содержании земельных отношений.

Исследуя вопрос о соотношении гражданского и земельного права, следует отметить, что при регулировании земельных отношений необходимо использовать понятийный аппарат и основные принципы, установленные гражданским законодательством, а в земельном законодательстве должна отразиться тенденция земельных отношений, вытекающая из того факта, что земля является особым объектом, который охраняется и используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому перед земельным правом встают новые задачи в связи с усложнением предмета этой отрасли права.

В силу специфических свойств земли ее оценка в денежном исчислении не соответствует действительной стоимости и, возможно, будет долго отставать от нее из-за непрерывно возрастающей ценности земли.

В условиях рыночной экономики цена земельных участков определяется, исходя из спроса и предложения, и имеет постоянную тенденцию к росту.

Все это породило необходимость учета земельных ресурсов в виде земельного кадастра, регистрации сделок с землей; требуются критерии рациональности землепользования на всех землях путем кадастровых оценок.

С учетом указанного обстоятельства устанавливается и налогообложение. Например, налоги устанавливаются и изменяются в зависимости от состояния земельных участков, а не по результатам хозяйственной деятельности (ст. 3 Закона РСФСР «О плате за землю»).

Так как земля является важнейшим компонентом природной среды, необходимо усилить ответственность за преступления против земельной безопасности. В частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические преступления»* указывает, что в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства необходимо обеспечить такое правильное право применение, т.к. высокая степень общественной опасности преступлений в этой сфере обусловлена тем, что объектом посягательства является стабильность окружающей среды и природ ресурсный потенциал, а также гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). В каждом конкретном деле, квалифицируя содеянное, суд должен исходить не только из стоимости и количества потерь, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, нанесенный растительному и животному миру, а также всей экосистеме в целом.

Крассов Олег Игоревич, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Статья посвящена критическому анализу представлений, существующих в теории гражданского права о характеристике понятия "земельный участок" как вещи.

Ключевые слова: земельный участок, вещь, недвижимость, природный объект, природный ресурс.

Land as an object of nature and natural resources

Krassov Oleg Igorevich, professor of the chair of ecological and land law of the law faculty of M.V. Lomonosov Moscow state university, doctor of juridical sciences.

The article contains a critical analysis of ideas existing on the theory of civil law on the characteristics of the concept of "land plot" as a thing.

Key words: land plot, thing, immovable property, natural object, natural resource.

Юридическое понятие, которое отображает материальный объект, должно до определенных пределов адекватно выражать сущность и его характерные черты, имеющие правовое значение. Это необходимо для того, чтобы четко определить сферу общественных отношений, к которой относится данное понятие, и правильно применять его на практике. Юридические понятия, закрепляемые в праве, не всегда совпадают и не могут в ряде случаев выражать объективно существующую действительность, что объясняется особым характером юридической логики и применяемой в законотворчестве юридической техники. Примером тому служат естественнонаучные определения объектов природы и их юридические понятия, закрепленные в праве. Тем не менее эти понятия должны все-таки иметь определенный смысл, хотя бы в некоторой степени соответствовать реальности окружающего нас мира, и в том числе быть обоснованными с позиций права.

В теории гражданского права и гражданском законодательстве земельный участок относится согласно ст. 128 ГК к числу объектов гражданских прав, он признается недвижимой вещью (ст. 130 ГК). Земельный участок - это вещь.

Иной правовой характер имеет понятие "земельный участок" в теории земельного права и в земельном законодательстве. Земельный участок рассматривается в качестве органически неразрывной части земли, которая является объектом природы. Земельный участок - это индивидуализированная часть земли, компонента природной среды. Такая позиция прямо вытекает из содержания принципа земельного законодательства об учете значения земли как основы жизни и деятельности человека, сформулированного в пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации <1> (далее - ЗК РФ). Земля - это природный объект, природный ресурс и одновременно - недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Значение этого принципиально важного положения убедительно раскрыто в работе Г.А. Волкова "Принципы земельного права России" <2>.

<1> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<2> См.: Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005. С. 157 - 160.

Возможно ли в XXI в. рассматривать земельный участок в качестве вещи и насколько обоснованна такая правовая позиция? Суть юридического понятия "вещь" и его содержание заключаются в следующем. В римском праве земельный участок рассматривался как вещь. Это - традиция, существующая веками. И сейчас, как считают представители науки гражданского права, земельный участок должен признаваться в качестве вещи. Однако юридического понятия вещи римские юристы не выработали, поэтому и в современном гражданском законодательстве данное понятие не закреплено. Вместо этого существует вечная проблема, подвергающаяся постоянному научному анализу: понятия "вещь" и "недвижимость".

Содержание понятия "вещь" в гражданском праве заключается в следующем. Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую) ценность. Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например мелиорированных, земель или искусственных лесопосадок). Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложений об установлении для них особого правового режима (типа никому не принадлежащего "объекта достояния народа"). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки (а также участки недр и обособленные водные объекты) тоже относятся к категории вещей <3>.

<3> См.: Российское гражданское право: Учебник. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011.

Вещь в узком правовом смысле можно определить как обособленный предмет материального мира, освоенный и контролируемый людьми и имеющий для них реальную или потенциальную ценность (характер товара) <4>.

<4> См.: Гражданское право: В 3 т.: Учебник. Т. 1 / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2010.

Наиболее распространенный и значимый объект гражданского права - вещи. Следует иметь в виду, что вещь в гражданском праве - это юридическое понятие, не всегда соответствующее предмету материального мира. Например , некоторые материальные объекты (космические тела, планеты и т.д.) не являются вещами в правовом значении этого понятия. И напротив, бездокументарная ценная бумага, не имеющая материального выражения, в силу закона признается вещью и т.д. К вещам также относят и такие объекты, как электроэнергия, газ и иные, подобные им <5>. Вещь может быть создана человеком либо иметь природное происхождение. Вещами в гражданско-правовом смысле являются объекты, ценность которых человеком осознана и на которые он может оказывать влияние, управлять. Объекты, которые человек на данном этапе развития не в состоянии освоить, контролировать, оценить, сделать предметом оборота, к вещам с правовой точки зрения не относятся - они не вовлекаются в сферу гражданско-правового регулирования (например, космические объекты: планеты, звезды, кометы) <6>.

<5> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд. / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2009.
<6>

По мнению В.В. Чубарова, едва ли не классическим считается определение вещи как предмета материального мира, находящегося в естественном состоянии или созданного трудом человека, являющегося основным объектом в имущественном правоотношении. Вещь - это: а) предмет материального мира, созданный либо природой, либо человеком; б) понятие юридическое, поскольку вещь должна быть в состоянии служить объектом правоотношения. Так, Луна, иные планеты Солнечной системы <7> хотя и являются предметами внешнего мира, но вещами в правовом понимании пока не являются <8>.

<7> Ограниченный объем настоящей статьи не позволяет автору вступить в дискуссию по поводу возможности признания Луны и Марса как вещей в правовом смысле после работы на них лунохода и марсохода "Кьюриосити". Нашей задачей является более приземленный подход - анализ обоснованности признания земельного участка вещью. Однако следует отметить, что согласно ст. II Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27 января 1967 г.), космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
<8> См.: Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.

Под вещами понимаются предметы, имеющие материально-телесную субстанцию: тела в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это объекты живой и неживой природы. При этом имеется в виду, что такие вещи освоены и доступны человеку и обществу и потому могут быть объектами гражданских прав физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По мере развития науки и техники число таких объектов гражданских прав постоянно возрастает <9>.

<9> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Т. 1 (3-е изд.) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2007.

Весьма исчерпывающее и понятное объяснение с позиций гражданского права дает А.Н. Лысенко. Понятие "вещь" в нормативных актах не формулируется через определение. Значение этой категории вырабатывается цивилистической доктриной и, по-видимому, базируется на определенных теоретических постулатах и философских воззрениях. В юридическом смысле вещь также является одной из фундаментальных категорий гражданского права. "Res", т.е. вещь, была системоформирующим фактором всего римского цивильного права.

Первым признаком, характеризующим вещь в современном правовом понимании, является, безусловно, ее материальность. Вторым признаком, характеризующим вещь с точки зрения права, является ее телесность. Третьим признаком вещи может являться качество доступности для обладания. Четвертым, не менее важным, признаком вещи является ее способность удовлетворять те или иные потребности людей, т.е. быть полезной, ценной. Таким образом, право использует достаточно оригинальный подход к определению вещной принадлежности, исходя не только из имманентных свойств предмета, но и руководствуясь и прагматическими соображениями <10>.

<10> См.: Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М., 2010.

Исходя из указанных выше аргументов, представители науки гражданского права считают, что земельный участок - это тоже вещь. С цивилистической точки зрения земельные участки и другие природные объекты - вещи. Земля как товар - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики <11>.

<11> См.: Гришаев С.П. Новые тенденции в правовом регулировании земельных участков как объектов права собственности // СПС "КонсультантПлюс", 2011.

По мнению А.В. Германова, владение и собственность предполагают определение земельного участка в качестве вещи, поддающейся отдельному (обособленному и исключительному) человеческому господству. По отношению к управомоченному субъекту такая вещь выступает как объект прав. В связи с этим юридическая квалификация земельного участка всегда зависит от того, какое место правовой порядок отводит в системе объектов гражданских прав земельному участку, формирование которого исторически и рационально предопределено как выделение из целого (земельный массив) части (конкретный земельный участок) <12>.

<12> См.: Германов А.В. Земельный участок в системе вещных прав. М., 2011.

Признав земельный участок вещью, цивилисты распространяют на него действие вещного права. Как пишет В.С. Анохин, вещное право обязано своим появлением такому вовлеченному в оборот объекту, как земельный участок. Возникающие в обороте и легально закрепленные правовые конструкции в виде собственности, ограниченных вещных прав и зависимого держания противопоставляются друг другу и объединяются в единое понятие вещного права благодаря таким признакам, как объект, вещный иск и право следования. Земельный участок поэтому является не только объектом прав с особенным правовым режимом, не только основой жизни и деятельности, он является фундаментом, на котором выстраивается и получает свое развитие вещное право, распространяя свое действие на вещи движимые <13>.

<13> См.: Анохин В.С. Рецензия на книгу Германова А.В. "Земельный участок в системе вещных прав". М., 2011.

Теперь попробуем разобраться, можно ли рассматривать с юридической точки зрения земельный участок в качестве вещи. Юридические понятия и обыденные представления, действительно существующее положение, все это - разные вещи. Правовые явления и объективно существующая реальность очень часто не совпадают.

В перечень вещей включены самые разнообразные объекты, начиная от земельных участков, наличных денег, документарных ценных бумаг, результатов работ и оказания услуг и заканчивая интеллектуальной собственностью и нематериальными благами. Единственное, что объединяет эти вещи, это то, что они признаются объектами права собственности. Вместо того чтобы классифицировать эти вещи в зависимости от их естественных свойств и характеристик, а затем определить их различный правовой режим в качестве объекта права собственности, все они просто признаны вещами, потому что так проще, так принято.

Земельный участок не может рассматриваться в качестве вещи в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, земельный участок, признаваемый в качестве вещи, - это юридическая фикция. В реальном мире и даже в правовой реальности земля и земельный участок являются природным объектом и природным ресурсом. Природный объект - относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.

Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т.е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т.п. Применение этой правовой категории дает возможность отразить в праве специфику правового регулирования эксплуатации природного ресурса (земель), обусловленные его природно-экономическими свойствами, закрепить и урегулировать особенности использования запасов веществ, энергии, иных полезных свойств, которыми обладает данный ресурс природы.

Признание земельного участка в теории гражданского права вещью противоречит ч. 2 ст. 9 Конституции России, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

После того как в землю вбиты колышки, обозначающие границы участка, эта индивидуализированная часть земли не утрачивает своих качеств как природного объекта и природного ресурса. Именно поэтому в пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, упоминавшийся выше.

По мнению А.П. Анисимова, С.В. Дзагоева и Л.Т. Кокоева, земельный участок является единственным действительно недвижимым объектом, поскольку остальные недвижимые вещи считаются таковыми именно по причине наличия тесной связи с землей. Однако в отличие от остальных объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и т.д.) земельный участок выступает еще и в качестве природного объекта и природного ресурса, составной части окружающей среды <14>.

<14> См.: Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Под ред. А.Я. Рыженкова. М., 2009.

Земля (земельный участок) не является результатом человеческого труда. Вовлечение ее в товарный оборот вовсе не означает, что земля должна признаваться только вещью и не признаваться объектом природы и природным ресурсом. Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства <15>.

<15> См.: ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения. Принят Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1985 г. N 3453 // ИПК "Издательство стандартов", 2002.

Наконец, земля - это живой организм, это важнейшая часть экологической системы, в которой мы живем, нередко не задумываясь над тем, сколь варварски мы обращаемся с ней, как с какой-то потребляемой вещью.

Во-вторых, высказываются утверждения, что только земельный участок может выступать в качестве объекта права собственности. Представляется, что такое мнение наиболее обоснованно только применительно к случаям, когда речь идет о праве частной собственности, причем не всегда. Это утверждение неприменимо в полной мере в отношении публичной собственности на землю. В публичной собственности могут быть не только земельные участки, но и земли, земля, а иногда даже территории.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации <16> объектом права собственности признается лесной участок. Лесные участки (земельные участки) в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <17> уточняет это положение, признавая земли лесного фонда федеральной собственностью. Подавляющая часть водных объектов и тем самым земель водного фонда находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (п. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации <18>).

<16> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
<17> См.: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
<18> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" <19> особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью, а особо охраняемые природные территории регионального значения - собственностью субъектов Российской Федерации.

<19> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков - это сложный процесс. Очень трудно представить себе ситуацию, когда вся огромная территория нашей страны будет разграничена на отдельные земельные участки. Для этого потребуются века. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Великобритании. Работы по межеванию земель, составлению планов земельных участков в Англии и Уэльсе, которые проводит Государственное картографическое управление, начались еще в 1791 г. и до сих пор не завершены <20>.

<20>

В-третьих, земельным участком не всегда является участок, границы которого определены. В законодательстве используются понятия "фактическое землепользование" и "фактически используемый земельный участок". Пункт 7 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <21> граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР" <22>, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. Главное отличие этого земельного участка от определения земельного участка в ст. 11.1 ЗК РФ заключается в том, что в отношении фактически используемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет.

<21> См.: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
<22> См.: Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" // ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164. Утратил силу.

В соответствии с п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации <23> размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

<23> См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

Как предусмотрено в п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <24>, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

<24> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

К.И. Скловский в своей работе ставит вопрос: "Ну что такое земельный участок в реальности? Часть поверхности, определенным образом когда-то отделенная от других частей. Это отделение (нужно снова это подчеркнуть) не является отделением физическим, не отделяет одно тело от другого. Из сказанного следует, что истиной является как раз то, что в реальности земельного участка нет. Он создается действиями людей (при том, что земная поверхность людьми не создана) и существует только в рамках данного общества, социума, т.е. как феномен социальный, юридический, а не реальный. Границ нет в природе (реальности), они есть только между людьми. А без границ нет ни участка, ни его части" <25>.

<25>

На самом деле реальность совершенно иная. И в природе существуют границы земельного участка. Ими могут быть берег реки, озера, моря, горный хребет, крутой обрыв, остров, поле, со всех сторон окруженное лесом. Вполне осязаемы высокий забор или пятиметровой высоты стена с контрольно-пропускным пунктом, выстроенная по границам частного земельного участка.

В п. 15.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства <26> в качестве обозначения границ земельного участка используется термин "естественные или искусственные рубежи": реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты.

<26> См.: Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства. Утверждены Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17 февраля 2003 г. // Документ официально опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".

В-четвертых, земельный участок как объект права собственности имеет пространственное измерение: воздушное пространство <27> и пространство недр. Воздушное пространство имеет нетелесный характер в отличие от пространства недр. Характеристики земельного участка уникальны и отличны почти от всех объектов, признаваемых вещами. В этом отношении его можно сравнить, пожалуй, только с такими вещами, как здание или квартира, внутреннее пространство которых имеет 3-мерное измерение.

<27> Пункт 3.31 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" запрещает выполнять полет воздушного судна на расстоянии менее 150 м от людей, транспортных средств или строений. См.: Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2009 г. N 14645 // БНА ФОИВ. 2009. N 43.

Более правильным было бы определять земельный участок, как, впрочем, и здания - объекты права собственности как пространство, место, находящееся под контролем собственника, свободное от физического вторжения других лиц. Это земельный участок, дом, квартира. Данное обстоятельство определяется желанием и правом собственника быть свободным от чужого вторжения. Юридической характеристикой этого права является защита частной жизни, право на частную жизнь, право остаться одному наедине с самим собой.

С другой стороны, как можно признавать земельные участки, являющиеся публичными местами, вещами: места для прогулок, дороги, парки, игровые площадки? Это публичные пространства, являющиеся публичной собственностью, к которым население имеет право публичного доступа.

Римское право признавало право собственника земли распоряжаться и исключать воздействие посторонних лиц по отношению к воздушному пространству над его землей <28>. Поэтому и п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации <29> (далее - ГК РФ) также предоставляет право собственнику земельного участка использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Эта правовая норма римского права не соответствует идее признания земельного участка вещью.

<28> См.: Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. С. 230.
<29> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Возникает вопрос, каким образом право на материальную вещь - земельный участок с позиций теории гражданского права может означать также право на пустоту, каким является воздушное пространство, учитывая при этом определение земельного участка только как части земной поверхности. Каким образом пустота может считаться объектом права и тем самым фактически вещью, исходя из смысла п. 3 ст. 261 ГК РФ. Вряд ли на этот вопрос можно получить логически обоснованный ответ.

В-пятых, до самого последнего времени (до 22 июля 2008 г.) земельным участком как объектом земельных отношений признавалась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Ныне, как отмечалось выше, земельным участком считается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Ключевым в этом определении является слово "поверхность". Слово "поверхность" в русском языке означает "наружная сторона чего-нибудь" <30>. В отличие от определения, которое было раньше в ст. 6 ЗК РФ и в котором упоминалась земля как имя существительное, обозначавшее объект природы и природный ресурс, сейчас речь идет о поверхности земной, т.е. использовано прилагательное. Из смысла данного определения можно предположить, что поверхность, наружная сторона - это поверхность земли.

<30>

Такое юридическое понятие земельного участка не позволяет признать его вещью. В этом определении отсутствует главный признак вещи, на котором акцентируется внимание в теории гражданского права, - указание на признак, отражающий характеристику земельного участка, связанную с удовлетворением потребностей людей. Земную наружную сторону нельзя использовать как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, поскольку в определении земельного участка нет упоминания о почве. Земную наружную сторону нельзя также использовать как пространственный территориальный базис для строительства зданий, строений и сооружений, поскольку для этого нужно вторгнуться под земную поверхность.

В-шестых, в теории гражданского права предпринимаются попытки разграничить правовой режим земельных участков как недвижимости - сферы регулирования гражданского права и правовой режим земельных участков как природного объекта и природного ресурса - сферы земельного права. При этом утверждается, что главной целью применения конструкции вещных прав является создание правовых оснований для использования земельных участков как недвижимости.

По вопросу о понятии "недвижимость" в юридической литературе высказаны разные точки зрения. Предпринимаются попытки обосновать включение этой группы земельных отношений исключительно в состав предмета гражданского права. Единственной объективной основой для ответа на вопрос о том, регулирует ли земельное право отношения по поводу земельных участков, признанных недвижимостью, может быть только анализ норм действующего законодательства. Любые попытки исследования точек зрения, мнений специалистов, высказанных в юридической литературе, не могут дать объективный ответ на поставленный вопрос в силу отсутствия единства мнений и поскольку практически любая правовая доктрина, доктринальное толкование имеет субъективный характер.

Так, по обоснованному суждению В.А. Белова, сложную ситуацию в правовом регулировании отношений, связанных с недвижимостью, определяют две главные причины: 1) размытость критериев разделения имущества на движимое и недвижимое и 2) отсутствие четкого понимания смысла и назначения процедур государственной регистрации прав <31>.

<31> См.: Белов В.А. Предисловие // Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2001. С. 27 - 28.

В определенной мере подтверждением точки зрения В.А. Белова о сложном характере анализа данного вопроса является высказывание Е.А. Суханова о том, что современное право выдвигает новый критерий - понятие недвижимости как земли и всего того, что является ее составной частью <32>. То есть, по мнению Е.А. Суханова, не земельный участок, а земля является недвижимостью. Такая позиция вступает в противоречие с ранее высказанными им утверждениями о том, что недвижимостью может быть только земельный участок.

<32> См.: Суханов Е.А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Вестник гражданского права. 2008. N 4.

Встречаются и такие весьма интересные мнения. "Понятие недвижимости достаточно элементарно, обстоятельно разработано наукой гражданского права, в основных своих чертах легко усваивается как юристами, так и людьми, не искушенными в юриспруденции" <33>.

<33>

Определение понятия "недвижимость" в гражданском праве носит дискуссионный характер. Нет единства мнений по вопросу о том, на основании какого юридически значимого критерия следует признавать вещь недвижимостью: достаточно ли для этого такого признака, как прочная связь с землей, или нужен факт государственной регистрации прав на имущество? Земельный участок как таковой просто признан недвижимостью.

В теории гражданского права выделяются признаки земельного участка как недвижимости, и, по вполне понятным причинам, эти признаки имеют значение преимущественно только для данной отрасли права. Так, по мнению С.П. Гришаева и А.М. Эрделевского, характеризуя так называемую традиционную недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, следует указать на следующие ее признаки: 1) это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), что требует введения определенных ограничений его оборотоспособности, так как необходимы строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований; 2) объекты недвижимости связаны с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению; 3) объекты недвижимости определяются индивидуальными признаками; 4) отдельные виды недвижимости могут использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением; 5) в отношении недвижимого имущества действуют специальные правила совершения сделок с ним, определяющие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость <34>.

<34> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // СПС "КонсультантПлюс", 2006.

Особое внимание, с нашей точки зрения, следует уделить рассмотрению вопроса о правовом значении понятия "недвижимость", какую основную цель преследует закрепление этого понятия в праве.

Многие авторы просто подчеркивают значение недвижимого имущества, не разъясняя, в чем же оно конкретно заключается. Так, И.А. Покровский указывает на общенациональное значение недвижимости, полагая, что недвижимость - это жизненное пространство каждого человека и общества в целом <35>. С.Е. Леонтьев подчеркивает социальную значимость недвижимого имущества <36>.

<35> См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 204.
<36> См.: Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". М., 2009.

Как полагает О.Ю. Скворцов, недвижимое имущество в силу своих естественных свойств обладает повышенной ценностью для жизни людей. Сюда относится прежде всего возможность извлекать из указанных объектов потребительские свойства, позволяющие поддерживать жизнедеятельность социума. Дополнительной ценностью для людей указанные объекты обладают еще и потому, что они непотребляемы в течение жизни нескольких поколений <37>. Таким образом, особая ценность недвижимости для жизни людей выражается в значении этого понятия.

<37> См.: Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.

Возникает вопрос: насколько необходимо закрепление в праве понятия "недвижимость", так ли оно значимо? Может ли исключение этого понятия из юридического лексикона привести к каким-то серьезным негативным последствиям? Ответ на этот, возможно, совершенно неприемлемый для цивилиста вопрос фактически дает Е.А. Суханов.

Автор пишет, что Германское гражданское уложение и швейцарский Гражданский кодекс не знают понятия "недвижимость" (которое в германском и швейцарском праве считается научно-догматическим, а не законодательным), противопоставляя движимые вещи земельным участкам, которые и составляют здесь единственный вид недвижимости (§ 94 - 96 ГГУ, ст. 655 и сл. ГКШ <38>). Прочно связанные с землей объекты, включая строения, считаются в германском праве не отдельными (самостоятельными) вещами, а лишь составными частями земельного участка <39>.

<38> Е.А. Суханов допускает неточность. Пункт 1 ст. 655 ГКШ предусматривает, что объектом права собственности на землю являются все виды недвижимого имущества, и далее они перечисляются.
<39> См.: Суханов Е.А. Указ. соч.

Таким образом, в ГГУ, чей законодательный опыт активно используется в отечественном правотворчестве, нет понятия недвижимости, и это обстоятельство не приводит к коллапсу в сфере правоприменения. Вместо этого понятия применяются другие правовые конструкции, и никаких негативных последствий не происходит.

По мнению В.А. Алексеева, категория недвижимого имущества выделена в законе для того, чтобы определить специфику тех правовых отношений, которые складываются по поводу данного объекта гражданских прав <40>. Однако автор не поясняет, каково значение этой специфики для правового регулирования отношений по поводу данного объекта.

<40> См.: Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007.

Пытается разъяснить данную специфику С.П. Гришаев, который полагает, что правовой режим недвижимого имущества - это совокупность императивных правовых норм, содержащих специальные правила, отражающих специфику участия недвижимости в вещных и обязательственных правоотношениях. Эта специфика заключается в наличии целого ряда законодательно установленных ограничений, запретов и процедур <41>. Однако он не доводит свою правильную мысль до логического завершения.

<41> См.: Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС "КонсультантПлюс", 2007.

А.С. Степанов пишет, что трудно переоценить значимость недвижимого имущества для политической, экономической и правовой системы любого организованного общества. Как для товаропроизводительных отношений, так и для правового регулирования имущественного оборота исключительно недвижимость, несмотря на периодически приобретающую определенную значимость производную группу нематериальных объектов (имущественные права, деньги, ценные бумаги и т.д.), всегда была и остается стержнем и высшим смыслом какой бы то ни было государственности <42>. В.К. Андреев отмечает значение недвижимости для хозяйственного оборота <43>. Из этих суждений совершенно логично вытекает вывод о том, что понятие недвижимости прямо связано с регулированием гражданского оборота.

<42> См.: Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 3.
<43> См.: Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007.

По мнению ряда авторов, правовым последствием закрепления в праве рассматриваемого понятия является государственная регистрация. Гражданское законодательство подразделяет вещи на недвижимое имущество, объекты которого прочно связаны с землей, и иное - движимое имущество (ст. 130 ГК РФ). Эта градация имеет важное юридическое значение: недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации <44>. Аналогичной в целом позиции придерживается К.И. Скловский: видимость недвижимого имущества является его решающим качественным отличием. Существенное замедление и затруднение оборота недвижимости, вызванные необходимостью регистрации, оказываются терпимым неудобством, учитывая те преимущества для всего гражданского оборота, которые несут в себе устойчивость и публичный контроль в этой сфере <45>.

<44> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография К.И. Скловского "Собственность в гражданском праве" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2010 (5-е издание, переработанное).

<45> См.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 225.

Такое же мнение высказывает А.Л. Маковский, который пишет, что в интересах создания цивилизованного рынка ГК РФ особое внимание уделяет недвижимому имуществу. В ГК РФ не только определено понятие недвижимости, но и предусмотрено создание единой системы государственной регистрации недвижимого имущества <46>.

<46> См.: Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М., 2010.

Как пишет И.П. Писков, неправильно было бы считать, что особенности гражданско-правового режима недвижимого имущества сводятся к необходимости государственной регистрации прав на него. Само появление государственной регистрации, придавшей невиданную ранее стабильность обороту недвижимого имущества и сделавшуюся принципиально важной чертой его современного гражданско-правового режима, стало возможно лишь благодаря неперемещаемости недвижимого имущества <47>. Это значит, что правовое значение недвижимости выражается в установлении особых гражданских прав на нее, закреплении специфики правовых связей между различными объектами недвижимости и государственной регистрации прав.

<47> См.: Право собственности: актуальные проблемы / Под ред. В.Н. Литовкина, Е.А. Суханова, В.В. Чубарова. М., 2008. С. 390.

Если объединить эти точки зрения воедино, последует вывод о том, что правовое значение недвижимости состоит в закреплении специфики правовых связей между различными объектами недвижимости, установлении особых гражданских прав на нее; особенностях регулирования гражданского оборота недвижимости и государственной регистрации прав на нее. Такой вывод будет вполне обоснованным. Однако проанализируем итог этих рассуждений - необходимость государственной регистрации прав на недвижимость. Какие преимущества она дает собственнику? Только одно - после того как он зарегистрировал свое право собственности, он может определять юридическую судьбу своего имущества, распоряжаться им. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <48> (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

<48> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Может ли собственник после совершения акта государственной регистрации спать спокойно, не думая о том, что кто-то отнимет у него его недвижимость? На этот вопрос ответ, к сожалению, будет отрицательным. Государство признало право собственности за лицом, и государственная регистрация рассматривается как единственное доказательство существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации). Однако эти положения сводятся на нет нормой о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Отсутствуют основания для признания значения государственной регистрации прав на недвижимость для осуществления публичного контроля в сфере оборота недвижимости. Для этого нет ни юридических, ни фактических оснований, поскольку сфера государственной регистрации - это сфера коррупции и многочисленных правонарушений. Яркий пример тому: продажа "дачи Сердюкова" - пансионата "Эллада" на Таманском полуострове. Почему никто не обратил внимания при государственной регистрации на то, что "дача" находилась на федеральных землях, в отношении которых действует запрет на приватизацию, предусмотренный в ст. 27 ЗК РФ?

Правовое значение использования понятия "недвижимость" в законодательстве не исчерпывается фактом государственной регистрации. Далее возникает обязанность собственника платить налоги.

Согласно ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации <49> (далее - НК РФ) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ <50>.

<49> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
<50> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Данные обстоятельства приводят к выводу о том, что главным правовым последствием применения в гражданском праве понятия "недвижимость" является обязанность уплаты налогов после государственной регистрации права собственности и совершения сделок с недвижимостью. Таким образом, промежуточное правовое значение недвижимости заключается в регулировании гражданского оборота недвижимости в непосредственной связи с необходимостью государственной регистрации, а итоговое - в уплате налогов. Причем как государственная регистрация, так и налогообложение находятся вне сферы регулирования гражданского права.

Поэтому в отношении недвижимости как объекта налогообложения государство имеет особый интерес для обеспечения контроля над собственностью и регулирования ее использования. Все это означает, что понятие "недвижимость" имеет значение не столько для гражданского права, сколько для налогового права, т.е. для сферы публичного права.

В современный период отсутствуют основания для признания в праве земельного участка как вещи. Земельный участок - это объект природы и природный ресурс. В основу правового регулирования земель должны быть заложены природно-экономические, экологические характеристики земельного участка, а не устаревшие и изжившие себя представления о земельном участке как вещи.

Литература

  1. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007.
  2. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007.
  3. Анохин В.С. Рецензия на книгу Германова А.В. "Земельный участок в системе вещных прав". М., 2011.
  4. Белов В.А. Предисловие // Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2001. С. 27 - 28.
  5. Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005. С. 157 - 160.
  6. Германов А.В. Земельный участок в системе вещных прав. М., 2011.
  7. Гражданское право: В 3 т.: Учебник. Т. 1 / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2010.
  8. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.
  9. Гришаев С.П. Новые тенденции в правовом регулировании земельных участков как объектов права собственности // СПС "КонсультантПлюс", 2011.
  10. Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС "КонсультантПлюс", 2007.
  11. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". М., 2009.
  12. Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М., 2010.
  13. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М., 2010.
  14. Объекты гражданских прав: Постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2009.
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 518.
  16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 204.
  17. Право собственности: актуальные проблемы / Под ред. В.Н. Литовкина, Е.А. Суханова, В.В. Чубарова. М., 2008. С. 390.
  18. Российское гражданское право: Учебник. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011.
  19. Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.
  20. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2008.
  21. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 3.
  22. Суханов Е.А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Вестник гражданского права. 2008. N 4.
  23. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. С. 230.
  24. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.
  25. Kevin J. Gray, Susan Francis Gray, Land Law. Oxford University Press, 2007. P. 2.

Природные ресурсы являются первоисточником и исходной о новой развития человеческой цивилизации. Человек может получать необходимые для своего существования ресурсы только из природной среды. Развитие технологии серьезно изменяет направления формы и масштабы использования природных ресурсов. Люди своим трудом создает материальные блага, производные от природных ресурсов. Но первоисточником современного материального потенциала человеческого общества все равно остаются природные биологические и минеральные ресурсы земли.

К природным ресурсам относятся природные объекты и явления (тела и силы природы), используемые для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человека и повышению качества жизни людей. Природные ресурсы могут быть использованы в качестве:

  • * средств труда (земля, водные пути, вода для орошения);
  • * источников энергии (запасы горючих полезных ископаемых, гидроэнергия, геотермальная энергия, атомное топливо и т.д.);
  • * сырья и материалов (минералы, древесина, вода, используемая для технических нужд);
  • * предметов потребления (питьевая вода, лечебные грязи и минеральные воды, дикорастущие растения, грибы, животные, водные биоресурсы и т.д.);
  • * мест отдыха и лечения;
  • * объектов научного изучения (материалы для фармацевтики, косметологии; генетические ресурсы, используемые в селекции т.д.);
  • * ресурсов, оказывающих экосистемные услуги и поддерживающие экологический баланс и приемлемое качество окружающей среды (предотвращение эрозии, смягчение климата, регулирование водного режима и т.д.).

Природные ресурсы подразделяются на возобновимые, невозобновимые и условно возобновимые.

Земельные ресурсы являются основной практически всех процессов существования человеческого общества, протекающих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологи-ческой и других сферах. Изначально под земельными ресурсами понимается земная поверхность, которая пригодна для проживания человека и для любых видов его хозяйственной деятельности. Основными характеристиками земельных ресурсов при этом выступают площадь и качество территории (рельеф, почвенный покров, а также комплекс других природных условий). Главное качество земли заключается в том, что её поверхность служит основой для любого существования. Роль земельных ресурсов в общественном производстве трудно переоценить. Земля - главное средство производства в ряде отраслей народного хозяйства. В экономической науке наряду с капиталом, трудом и предпринимательской способностью земля относится к основным факторам производстваТарасов Д. А. Статья. О роли земельных ресурсов в общественном производстве. 2009. № 1. С. 1..

Земля, как природное пространство или территория в силу своей ограниченности имеет определенную ценность, зависящую от его наполнения как овеществленными ресурсами и природными объектами, так и свойствами и явлениями. В зависимости от функциональной направленности деятельности человека одно и то же природное пространство может использоваться разными способами. Например, участок леса может использоваться для заготовки древесины, охоты, пастьбы скота, отдыха людей. Этот же участок леса может использоваться и в природоохранных целях, если растущий на нем лес защищает водные источники от истощения. Многоцелевой характер использования земли является ее отличительной особенностью.

Основными видами использования земли является застройка, ведение сельского и лесного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства, добыча полезных ископаемых, организация отдыха и сохранение природных территорий и экосистем в ненарушенном состоянии.

Объекты оценки стоимости природных ресурсов.

Объектами оценки стоимости природных ресурсов могут выступать:

  • 1. запасы природных ресурсов;
  • 2. природные объекты, находящиеся в собственности, а также различные права, связанные с их использованием (аренда, концессия, право застройки и т.д.);
  • 3. экосистемные услуги и экологические блага (функции, выполняемые природными объектами);
  • 4. экологический ущерб.

Под запасами природных ресурсов понимается их количество, которое при извлечении или добыче может стать товаром или предметом личного потребления. Например -- запасы нефти и газа в месторождениях, численность животных в охотничьих угодьях за древесины в лесных насаждениях и т.д.

Под природным объектом понимается определенное пространство, территория или земельный участок со всем, что находится в пределах.

Природные объекты -- это совокупность природных ресурсов (тел и сил природы) расположенных в границах определенных земельных участков или участков недр. К ним относятся территории, занятые месторождениями полезных ископаемых, ценными (в том числе и охраняемыми) экосистемами, лесными, охотничьими, сельскохо-зяйственными и иными угодьями.

Природными объектами являются:

  • * участки леса;
  • * месторождения полезных ископаемых и их отдельные участки;
  • * замкнутые водные объекты;
  • * рыболовные участки рек, нерестилища;
  • * рыболовные участки шельфа;
  • * нелесные естественные экосистемы (участки степи, речных пойм и т.д.);
  • * болота;
  • * другие.

Таким образом, земельные ресурсы - это вся территория, которая очерчена определенными границами. Они могут находиться в пользовании различных субъектов страны, но, тем не менее, относятся к природным объектам. Земля представляет собой средство производства, которое используют во многих отраслях экономической деятельности. Особенно она востребована в сельском и лесном хозяйстве.

Природные ресурсы –часть совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты природной среды, используемые в процессе общественного производства в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Земля относится к постоянным факторам производства. Это основной вид природного ресурса, который на данном уровне развития производственных сил является базисом развития человечества.

В процессе использования земля территориально объединяет природные ресурсы, относящиеся к различным естественным сферам. Как природный ресурс земля имеет устойчивый характер – проявляемые свойства соответствуют природным закономерностям. По экономическому содержанию земля является потребительской стоимостью – то есть полезность, конъюнктура спроса и оценки определяется потребностями и возможностями общества.

В зависимости от возможности вовлеченности природных ресурсов в материальное производство их подразделяют на: потенциальные , т.е. непригодные для использования на данном отрезке времени (например, молодняк леса);располагаемые , т.е. возможные для использования на данном отрезке времени (например, лесосеки древесины).

В свою очередь располагаемые природные ресурсы можно подразделить на вовлеченные в хозяйственный оборот, обычно называемые экономическими, или функционирующими ресурсами, и на невовлеченные в хозяйственный оборот, обычно именуемыерезервными .

В резервные ресурсы включают те, которых не касалась рука человека, в функционирующие – вовлеченные в хозяйственный оборот предметы труда. Граница между резервными и функционирующими ресурсами довольно условна. Одни и те же ресурсы могут быть и функционирующими, и резервными.

Таким образом, классификация земельных ресурсов по видам выглядит так:

    Располагаемые земельные ресурсы:

    1. Функционирующие (экономические) земельные ресурсы;

      Резервные земельные ресурсы;

    Потенциальные земельные ресурсы.

Также природные ресурсы делятся на:

    Практически неиспользуемые;

    Используемые.

    Возобновляемые;

    Невозобновляемы.

К возобновляемым природным ресурсам относят те, которые могут воспроизводиться, например, леса. К невозобновляемым природным ресурсам относят те, которые не могут воспроизводиться, т.е. иссякающие и не восстанавливающиеся в ходе хозяйственного оборота, например, угольное месторождение.

  1. Свойства земли как природного ресурса

Земля как природный ресурс относится к частично воспроизводим, так как с её территориальной основой органично связаны многие виды ресурсов.

Свойства земли делятся на две группы: воспроизводимые и невоспроизводимые.

Невоспроизводимые свойства: многие ландшафтные характеристики, показатели рельефа, растительности и т.д.

Воспроизводимые свойства: плодородие почв, водный режим, геоботанические, гидрографические условия.

Отнесение земельных ресурсов к относительно (частично) воспроизводимым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство и поверхности земли невозобновляемы, а с другой, рациональная деятельность общества имеет неограниченные возможности воспроизводства производительной способности земли.

Исходя из этого, необходимо решать следующие принципиальные задачи:

    изучение и полный учет качественных способностей земельных ресурсов, их объективная социально-экономическая оценка;

    соблюдение экологической безопасности при использовании земель;

    удовлетворение материальных и социальных потребностей общества исключительно на основе улучшения и охраны земельных ресурсов в пределах их возобновления.