Общеразвивающие упражнения
1. Что называют общеразвивающими упражнениями
Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
. Классификация упражнений
Общеразвивающие упражнения используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы и поэтому классифицируются по анатомическому признаку:
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Упражнения для шеи.
Упражнение для ног и тазового пояса.
Упражнения для туловища.
Упражнения для всего тела.
Упражнения для формирования правильной осанки.
В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе «упражнения для рук и плечевого пояса» существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плеча.
В группе «упражнения для ног и тазового пояса» - упражнения для стопы, голени. Бедер. В группе «упражнения для туловища» выделяются упражнения для мышц передней или боковой поверхности туловища и т.п.
Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.
Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, отведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений.
Упражнения для рук и плечевого пояса
. Упражнения для пальцев и кисти
Силовые упражнения:
Сжимание теннисного мячика на каждый счет;
упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене. То же в упоре лежа;
отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага.
Упражнения на увеличение подвижности в суставах:
Руки вверх, упор ладонью в ладонь пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не имея положения кистей;
«хлопки в ладоши» в положении локти в стороны, пальцы вперед, вверх;
в упоре лежа передача тяжести тела, с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.
2. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья
Силовые упражнения для сгибателей:
Набивной мяч (гантели) внизу. Сгибание рук к плечам. То же с резиновым амортизатором, стоя на нем, с захватом концов руками;
подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях.
в упоре лежа на широко расставленных руках согнуть одну руку.
Перемещение тела попеременно в упор, лежа на левой или правой руке.
Силовые упражнения для разгибателей:
Разгибание рук (отжимания) в упоре лежа;
разгибание рук в упоре лежа сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;
прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;
разгибание рук вверх из положения гантели к плечам.
Упражнения для увеличения подвижности в плечевых суставах:
Одна рука вверх, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;
сведение прямых рук за спиной рывками;
из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцами назад;
выкруты в плечевых суставах, переводы палку назад за спину и обратно хватом за концы. То же с веревкой амортизатором.
Упражнения для шеи
Упражнения для увеличения подвижности в суставах:
Наклоны головы вперед, назад, в стороны;
повороты головы налево, направо;
круговые движения головой.
Силовые упражнения:
Руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;
стоя на коленях с опорой головой о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;
из положения, лежа с согнутыми руками (ладони у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).
Упражнения для ног и тазового пояса
. Упражнения для стопы и голени
Силовые упражнения:
Поднимание на носки, то же с гантелями в руках;
ходьба на носках;
подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением.
Упражнения для подвижности в суставах:
В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящейся сзади ноги;
из упора сидя на пятках пружинящие движения, отрывая колени от пола;
ходьба на внешней части стопы.
2. Упражнения для мышц бедра
Силовые упражнения:
Приседания на двух и одной ноге; то же с гантелями в руках; то же с партнером на плечах;
ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе;
стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад. То же, но вперед, с удержанием голеней партнером.
Упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:
Круговые движения тазом в стойке ноги врозь;
пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении выпада в сторону;
наклоны вперед в седее с прямыми ногами (ноги вместе и ноги врозь);
полушпагат, шпагат;
стоя на одной, другая опирается о рейку гимнастической стенки. Наклоны в разных направлениях, не сгибая ног.
Упражнения для туловища
. Упражнения для мышц передней поверхности туловища
Силовые упражнения:
Из положения, лежа поднимание туловища в сед;
лежа, поднимания прямых ног в положение лежа на лопатках согнувшись;
Стоя ноги врозь, наклоны назад, руки на поясе, к плечам, вверх;
сидя. С опорой поясницей о набивной мяч. Наклоны назад, руки вверх;
мост из положения лежа.
2. Упражнения для мышц задней поверхности туловища
Силовые упражнения:
Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;
лежа на животе, прогибания, руки вверх;
в положении наклона вперед поднимания рук в стороны с гантелями.
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:
Пружинящие наклоны, вперед согнувшись, стоя, сидя.
3. Упражнения для мышц боковой поверхности туловища
Силовые упражнения:
Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;
в седее ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнером) наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо и налево, руки за голову.
Упражнения для увеличения подвижности позвоночника:
Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх.
Упражнения для всего тела
1. Из о.с. упор присев упор лежа, упор присев, и.п.
То же, но со сгибанием рук в упоре лежа.
Ходьба на руках с помощью партнера, поддерживающего за ноги.
В стойке ноги врозь круговые движения туловищем.
Из стойки ноги скрестно сесть, лечь, сесть, встать.
Упражнения для формирования правильной осанки
1. Стать у стены, касаясь её затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены.
Принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Гимнастическая палка вертикально за спиной захватом руками у поясницы. Фиксировать позу, стоя у зеркала.
Стать спиной к стене. Приседая, наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены.
Лечь на спину, руки за голову. Напрячь мышцы спины, сохраняя прямое положение тела и дать партнерам поднять себя в положение о.с.
Упражнения в расслаблении
Упражнения для рук:
Стоя, руки вверх. «Уронить» кисти, затем предплечья, расслабленно опустить руки вниз и с полунаклоном вперед выполнить пассивное раскачивание ими вправо и влево.
Упражнения для ног:
Сидя с упором руками сзади. Поочередно слегка сгибать и разгибать ноги; при разгибании расслабленно «шлепнуть» задней поверхностью ноги о пол;
стоя на одной ноге, захватом рук под бедро поднять согнутую ногу. Отпуская захват, «бросить» ногу книзу.
Упражнения для туловища:
Лежа на спине с опорой затылком и руками, слегка прогнуться и расслабленно лечь.
Упражнения для всего тела:
лежа на спине, руки вниз ладонями вперед, носки наружу. Закрыть глаза, полностью расслабиться. Длительная пауза.
3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений
.1 Зависимость форм и содержания занятий ОРУ
При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться, т.е. четко определить педагогические задачи.
Наиболее типичными формами занятий ОРУ являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др. в зависимости от задач урока определяются формы организации занятий.
общеразвивающий комплекс упражнение
№ п/пФормыОсновные задачиКонтингент занимающихся и организация занятийПродолжительность занятий1 2 3 4 5 6Утренняя гимнастика - зарядка Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультминутка. Микропауза. Спортивная разминка. Спортивная разминка Урок основной гимнастики (в том числе женской, ритмической) Урок атлетической гимнастики Процедура лечебной гимнастики. Урок лечебной гимнастикиГигиенические воздействия на организм; повышение физического и эмоционального тонуса Профилактика заболеваний и борьба с утомлением; повышение производительности труда. Разогревание мышечно-связочного аппарата; тонизирование организма Воспитание физических качеств; приобретение гимнастических навыков; повышение функционального состояния организма или его поддержание на определенном уровне; воспитание правильной осанки Воспитание физических качеств (преимущественно силовых); повышение функционального состояния организма Восстановление функций организма, профилактика заболеванийВсе возрастные группы; индивидуальные занятия; групповые занятия в детском саду, школе, пионерлагере, в домах отдыха, в армии. Рабочие и служащие, индивидуальные и групповые занятия по месту работы. Спортсмены; индивидуальные и групповые занятия в секциях, спортлагерях, на сборах и т.д. Дети школьного возраста, учащаяся молодежь, взрослые всех возрастных групп; групповые занятия в школе, ПТУ, в вузе, группах здоровья Юноши, молодежь, взрослые мужчины; индивидуальные занятия; групповые занятия по месту учебы или работы Все возрастные группы; индивидуальные и групповые занятия в лечебно-профилактических учреждениях10-15 10-15 15-20 45 - 90 45 - 90 30 -60
Специфическая направленность ОРУ
Влияние на организм одинаковых по форме упражнений (например, приседаний) зависит от характера их исполнения (быстрое или медленное приседание, с отягощением или без них и т.д.). чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о проявлениях двигательных способностей, о физических качествах: силе, выносливости и гибкости.
Силовые качества, т.е. способность к преодолению внешнего сопротивления, рекомендуется развивать с использованием ОРУ тремя способами:
Многократное (до 18-20 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.п.). выполнение подобных упражнений до утомления развивает силовую выносливость, способствует увеличению мышечной массы. Если повторение 8-12 раз не составляет труда, необходимо увеличить вес отягощения или изменить и.п. (например, отжимание с завышенной опорой ног).
Поднимание околопредельного веса (1-3 раза). Данные упражнения развивают максимальную силу мышц. Растет и их масса.
Выполнение движений с максимальной скоростью. Развиваются скоростно-силовые качества мышц, быстрота.
Выносливость - способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе, требующей значительных усилий. Используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость. Выполнение максимального количества раз упражнений, в которых участвует ограниченное число мышц, развивает локальную выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).
Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательные системы, развивают общую выносливость (например, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа).
Гибкость - мера взаимной подвижности звеньев тела.
От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счет преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами и т.п.). Развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнений для укрепления мышц фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.п.).
Пассивная гибкость - проявление подвижности в суставах за счет силы тяжести собственного тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с наклоном к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой ею о рейку гимнастической стенки и т.п.). Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий (наклоны с добавочными движениями, то же с помощью партнера), фиксацией статических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.)
Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ. Паузы между отдельными ОРУ на развитие силы, выносливости, гибкости связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц.
Необходимо научить занимающихся активно (произвольно) расслаблять мышцы волевым усилием. С этой целью используется метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений. Этот метод особенно эффективен в положении лежа или сидя. Применяются также маховые движения с расслаблением, потряхивания, приемы самомассажа.
Правила подбора упражнений
При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:
Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеры «руки - ноги - туловище». В комплексе гигиенической гимнастики может быть 3-5 серий. В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включиться в активную работу мышцы-сгибатели.
Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.
Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой, а также этим правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной гимнастики (с учетом особенностей профессиональной деятельности) и при составлении комплекса лечебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.
Правило «прогрессирования», широко используется в спорте, реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.
Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.
Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округлой или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон.
При составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.
При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:
Потягивания с выпрямлением и прогибанием.
Круговые и маховые движения руками.
Приседания.
Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.
Наклоны и круговые движения головой.
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).
Махи ногами вперед, назад и в сторону.
Прыжки (подскоки) многократные.
Ходьба и бег на месте.
4. Методика проведения общеразвивающих упражнений
Стилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т.п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения.
Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры и гимнастические эстафеты насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.). Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, лесу, на пляже)
Особенности проведения ОРУ с использованием предметов
При занятиях ОРУ используются предметы с различной целью, чаще всего как отягощения, а также как средство воспитания точности движений и повышения интереса к занятиям.
Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление и амплитуду. Также её можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при занятиях с партнерами.
Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через неё: на двух и на одной ноге, с вращением скакалки вперед и назад, на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками, с двойным вращением, в приседе и ряд других прыжков. Применяется длинная скакалка для перепрыгиваний при вращении ее за концы двумя партнерами.
Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые мячи (теннисные) применяются также для метания в цель.
Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (к примеру, прогибания лежа с опорой спиной о мяч).
Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях общеразвивающими упражнениями в видах гимнастики оздоровительной направленности.
Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития подвижности в суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах.
Упражнения с использованием гимнастической скамейки и гимнастической стенки. Скамейка служит опорой в положении сидя, упоре лежа, препятствием при прыжках. На гимнастической стенке можно выполнять упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе.
ОРУ целесообразно проводить также с партнером - вдвоем, втроем. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчать или усложнять двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий.
Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включения в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования. Места занятий должны быть оснащены данным инвентарем, что разнообразит занятия и предоставит большие возможности в решении задач физического воспитания средствами гимнастики.
Обучение ОРУ
Наиболее действенными методами обучения ОРУ являются: метод обучения в целом и по разделениям. При этом можно применять способы обучения по показу, по рассказу и комбинированный.
1. Способ обучения в целом по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду «Исходное положение (указывает способ выполнения, если это необходимо, - «шагом», «выпадом», «прыжком» и т.д.) принять!». Делается пауза для исправления возможных ошибок. Если необходимо прервать выполнение, подается команда «Отставить!». В исходном положении подается команда «Упражнение начи-НАЙ!» Проводящий выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копирование упражнения. ОРУ рекомендуется проводить под счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов. Это позволяет использовать музыкальное сопровождение.
Обучая ОРУ «по показу», одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счет. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчет и показ. Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!». Она подается вместо последнего счета.
При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение», «Выполняйте упражнение как я», «Закончить упражнение».
2. Способ обучения в целом по рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизировать внимание занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и кратко объясняет, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два» и т.д. Команды аналогичны тем, какие подаются при обучении способом «по показу».
Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз - два - три - четыре» сказать: «Наклон - выпрямиться - присесть - встать». При комбинированном способе, преподаватель сочетает показ упражнения с объяснением.
3. Способ обучения «по разделениям». Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды «Исходное положение принять!» преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами. Например: «Правую ногу назад на носок, руки вверх - делай раз!», «Упор присев на левой, правую в сторону - делай два!», «Сменить положение ног - делай три!», «Исходное положение - делай четыре!»
При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность занятия.
Дозировка ОРУ
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
- количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики - 8-12, в комплексе ритмической гимнастики - 50-70);
- содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц, оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощением и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);
- интервалов отдыха между упражнениями (сокращения пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
- количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1 - 4» или «1 - 8», под музыку, как правило каждое упражнение повторяют 4,8,12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
- темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);
- исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
При индивидуальных занятиях оценивать нагрузку необходимо по пульсу и по самочувствию, ориентируясь на чувство утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать указание самостоятельно прекращать упражнение, если продолжать его со всеми вместе становиться трудно.
В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.
От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя её за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю. При контроле и самоконтроле за допустимой нагрузкой на сердечно-сосудистую систему при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно интенсивными сериями - поточно, рекомендуется пользоваться следующей методикой:
определяется индивидуально исходный потолок - максимум ЧСС - путем вычитания из цифры 220 числа, соответствующего возрасту занимающегося (220 - возраст);
путем прощупывания (у запястья, на шее) подсчитывается число ударов за 10 или 15 секунд по сигналу преподавателя перед началом занятия (исходный пульс) и в отдельные его моменты (после пиков нагрузки, в момент восстановления и т.п.). это число умножается на 6 или 4, и определяется количество ударов в минуту;
найденное значение (число ударов в минуту) должно быть в зоне 60-85% от максимума (220 - возраст), характеризуя индивидуальную допустимую нагрузку. К примеру, для занимающегося 40 лет максимальное значение числа ударов пульса в минуту будет равно 180 (220 - 40). Нагрузка, при которой пульс будет равен 110 - 130 уд/мин, будет достаточной для начинающего (60 - 70%), а для подготовленного он может быть и выше - характеризоваться пульсом 140 - 150 уд/мин (80 - 85%).
Дыхание тесно связанно с движениями. Глубина и частота дыхания должна соответствовать потребностям организма в данный момент. Эта сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически. Для практически здоровых людей не имеет значения, когда делать вдох или выдох, не вредны и моменты кратковременного настуживания. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки, при движениях руками в стороны, разгибании туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах - выдох.
5. Значение ОРУ
Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся, особенно на опорно-двигательный аппарат. Они довольно просты и не требуют продолжительного разучивания.
Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ. Вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.
Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.
Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки.
Литература
1. «Гимнастика»: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 448 с.
. «Гимнастика и методика преподавания»: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. - Изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 336 с., ил.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УСТРОЙСТВО ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Генеральный директор ООО «Технадзор» , старший преподаватель кафедры Ахметов Совет Амангельдыевич тел. сот. 8 -913 -943 -12 -69
Основные литературные источники: Некрасов В. К. Строительство автомобильных дорог. т. 1 и 2 – М. : Транспорт, 1980. - 416 с. – 421 с. Горелышев Н. В. [и др. ] Технология и организация строительства автомобильных дорог / Под ред. Н. В. Горелышева. - М. : Транспорт, 1992. - 551 с. Справочник инженера-дорожника. Строительство автомобильных дорог / В. А. Бочин [и др. ]; под ред. В. А. Бочина. – М. : Транспорт, 1969. - 495 с. Справочник дорожных терминов / Под ред. В. В. Ушакова. – М. : «ЭКОН-ИНФОРМ» , 2005. – 256 с.
Каменецкий Е. И. Организация строительства автомобильных дорог. М. : Транспорт, 1991. Шабалина Л. А. Организация и технология строительства автомобильных дорог. - М. , 2001. Технология строительных процессов / Под ред. Данилова Н. Н. - М. : Высшая школа, 2000. Волков Д. П. Строительные машины и средства малой механизации. – М. , 2002.
Основные нормативные источники: СП 78. 13330. 2012 (актуализированная редакция СНи. П 3. 06. 03 -85 «Автомобильные дороги») СП 34. 13330. 2012 (актуализированная редакция СНи. П 2. 05. 02 -85 Автомобильные дороги) ВСН 10 -72 «Технологические схемы комплексной механизации основных видов дорожно-строительных работ» Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды. – М. : Росавтодор, 2004. - 436 с.
Основные термины и определения: Автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений, предназначенный для безопасного круглосуточного и круглогодичного пропуска грузовых автомобилей с расчетными нагрузками и легковых автомобилей с расчетными скоростями.
Земляное полотно - сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов к земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др.
Обочина - боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальто- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
Обстановка дороги - совокупность технических средств организации дорожного движения: дорожные знаки, разметка, направляющие устройства, ограждения, светофоры и т. п. 1. 25 Дорожные работы
Обустройство дорог - комплекс дорожных сооружений, к которым относятся: автобусные остановки, переходноскоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, осветительные установки, дорожная связь, дорожки для пешеходов, велосипедистов и т. п.
Дорожная одежда – многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, которая воспринимает силовые нагрузки от автомобильного транспорта и климатические воздействия, распределяет и передает их на грунт земляного полотна.
Основные материалы для дорожных одежд Местный грунт по ГОСТ 25100 -95, укрепленный вяжущими (органическими - ГОСТ 30491 -97, минеральными – ГОСТ 23558 -94) или каменными материалами.
Песок природного происхождения или из отсевов дробления по ГОСТ 8736 -93 в чистом виде, укрепленный органическими (ГОСТ 30491 -97) или минеральными (ГОСТ 23558 -94) вяжущими материалами, а также для производства цементобетонных или асфальтобетонных смесей.
Щебень по ГОСТ 8267 -93 в виде: - фракции (5 -10, 10 -15, 15 -20, 20 -40 – для производства асфальтобетонных смесей, 40 -70 или 70 -120); - смеси фракций (например, 5 -20 - для производства асфальтобетонных смесей или 10 -40); - щебеночно-песчаной смеси по ГОСТ 25607 -2009 (с природными песком или песком из отсевов дробления); - укрепленный органическими (ВСН 123 -77) или минеральными (23558 -94) вяжущими.
Битум по ГОСТ 22245 -90 и битумная эмульсия по ГОСТ Р 52128 -2003: - для укрепления грунтов и песков (ГОСТ 30491 -97); - для укрепления щебня и производства черного щебня по ВСН 123 -77; - для производства асфальтобетонных смесей по ГОСТ 91282009; - для розлива перед укладкой асфальтобетонных смесей.
Цемент по ГОСТ 10178 -85: - для укрепления грунтов, песков и щебеночно-песчаных смесей в сухом виде или в виде цементно-водной суспензии (ГОСТ 22358 -94); - для производства цементобетонных смесей по ГОСТ 7473 -94.
Требования к материалам Наименование материала Документы*, устанавливающие требования к материалу Документ, устанавливающий методику отбора и/или испытаний образцов проб Традиционное назначение Грунт ГОСТ 25100 -95 Проект СНи. П 2. 05. 02 -85 ГОСТ 5180 -84 ГОСТ 22733 -2002 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 12536 -79 ГОСТ 25584 -90 Земляное полотно, присыпные бермы Песок ГОСТ 8736 -93 ГОСТ 25100 -95 Проект СНи. П 2. 05. 02 -85 ГОСТ 8735 -88 ГОСТ 5180 -84 ГОСТ 22733 -2002 СНи. П 3. 06. 03 -85 Земляное полотно, присыпная берма, основание дорожной одежды Битум ГОСТ 22245 -90 Распоряжение Росавтодора № ОБ-28/1266 -ИС от 3 марта. ** СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 11508 -74 ГОСТ 11506 -73 ГОСТ 11505 -75 ГОСТ 11504 -73 ГОСТ 11501 -78 ГОСТ 18180 -72 ГОСТ 11503 -74 ГОСТ 11507 -78 Розлив, битумная эмульсия, черный щебень, асфальтобетонная смесь, щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, укрепление грунтов, укрепление песков, ресайклинг Битумная эмульсия ГОСТ Р 52128 -2003 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ Р 52128 -2003 Цемент ГОСТ 10178 -85 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 310. 1 -76*** Укрепленный органическим вяжущим ГОСТ 30491 -97 Проект СНи. П 2. 05. 0285 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 12801 -98 Ресайклинг, основание дорожной одежды Укрепленный неорганическим вяжущим ГОСТ 23558 -94 Проект СНи. П 2. 05. 0285 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 23558 -94 Ресайклинг, основание дорожной одежды Щебень ГОСТ 8267 -93 СНи. П 2. 05. 02 -85 Распоряжение Росавтодора № ОБ-28/1266 -ИС от 3 марта. ** СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 8269. 0 -97 ГОСТ 8269. 1 -97 Основание дорожной одежды, укрепление обочин, цементобетонная смесь, асфальтобетонная смесь, черный щебень Щебеночно-песчаная смесь ГОСТ 25607 -2009 СНи. П 2. 05. 02 -85 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 8269. 0 -97 ГОСТ 8269. 1 -97 ГОСТ 8735 -88 Основание дорожной одежды, укрепление обочин Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон ГОСТ 9128 -2009 СНи. П 2. 05. 02 -85 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 12801 -98 Покрытие дорожной одежды Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь и щебеночно-мастичный асфальтобетон ГОСТ 31015 -2002 СНи. П 3. 06. 03 -85 ГОСТ 12801 -98 Покрытие дорожной одежды Цементобетонная смесь и цементобетон ГОСТ 26633 -91 ГОСТ 7473 -94 СНи. П 2. 05. 02 -85 Проект ГОСТ 10181 -2000 ГОСТ 10060. 0 -95 ГОСТ 10180 -90 18105 -86 28570 -90 ГОСТ Р 53231 -2008 Покрытие и/или основание дорожной одежды, водопропускные трубы Розлив, ресайклинг, ямочный ремонт Цементобетонная смесь, укрепление грунтов, укрепление песков, ресайклинг
Жесткая дорожная одежда – дорожная одежда с монолитными или сборными цементобетонными или железобетонными покрытиями или основаниями.
Нежесткая дорожная одежда – дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из цементобетона или железобетона.
Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий. Дорожная одежда облегченная - дорожная одежда с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, из черного щебня, из щебня, обработанного вяжущими по способу пропитки, из крупнообломочных материалов, из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных в установке битумной эмульсией совместно с цементом), применяемая на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.
Дорожная одежда переходная - дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими; из бутового или дробленного щебня, а также из шебеночно-гравийных смесей оптимального гранулометрического состава. Дорожная одежда низшая - дорожная одежда из шебеночногравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и пр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ПОДГОТОВКА ДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ.
УСТРОЙСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ.
ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Методические указания для студентов
специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»
очной и заочной форм обучения
ЕКАТЕРИНБУРГ
2001
Методические указания предназначены для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы» очной и заочной форм обучения для курсового и дипломного проектирования. В первую часть включены технологические расчеты по подготовке дорожной полосы, устройству искусственных сооружений и возведению земляного полотна автомобильной дороги.
Рецензент - канд. техн. наук, профессор
Редактор
Подписано в печать Формат 60 ´ 84 1 / 16
Плоская печать Печ. л. 2,79 Тираж 100 экз.
Поз. 5 Заказ Цена 9 руб. 60 коп.
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
ВВЕДЕНИЕ
Целью методических указаний является оказание помощи студентам очной и заочной форм обучения специальности 291000 «Авто-мобильные дороги и аэродромы» в выполнении курсового проекта по дисциплине «Технология и организация строительства автомобильных дорог» и подготовке дипломного проекта строительства автомобильной дороги.
В настоящих методических указаниях приводятся последовательность и методика выполнения курсового проекта.
1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Курсовой и дипломный проекты должны быть максимально приближены к уровню выполнения проекта производства работ (ППР) согласно СНиП 3.01.01-85 применительно к конкретным условиям деятельности дорожно-строительных организаций. В целом проект на строительство автомобильной дороги охватывает два основных раздела: возведение земляного полотна с подготовкой дорожной полосы и устройством искусственных сооружений , устройство дорожной одежды с обустройством дороги.
Исходными данными для выполнения ППР, а, следовательно, и курсового проекта являются:
Общие сведения о природно-климатических и грунтово - геологических условиях строительства;
Рабочие чертежи (продольный профиль автомобильной дороги, план трассы в горизонталях, ведомость объемов земляных работ);
Сведения о размещении резервов и карьеров, а также качестве местных (паспорта карьеров, сертификаты материалов);
Сведения об источниках получения привозных строительных материалов (битумов , железобетонных изделий и т. д.);
Сведения о количестве и типах дорожно-строительных машин, имеющихся на балансе в дорожно-строительных организациях.
Для выполнения реального проекта целесообразно в период производственной практики собрать сведения по применяемым или разрабатываемым новым технологиям выполнения дорожно-строительных работ, современным материалам и машинам, в первую очередь, иностранных производителей. В качестве исходных данных могут быть использованы также материалы ранее выполненного курсового проекта по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог».
Расчетно-пояснительная записка состоит из введения и семи разделов. Во введении следует отразить значение строительства автомобильных дорог, а также основные направления технического прогресса в организации и механизации дорожно-строительных работ. Содержание других разделов проекта приведено в настоящих методических указаниях.
По мере выполнения расчетов и графических работ пояснительную записку рекомендуется оформлять начисто, предъявляя выполненные разделы преподавателю для проверки на очередном контроле или консультации. Оформление курсового проекта выполняется на основании ГОСТ 2.105-79 .
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ
ДОРОГИ
2.1. Технико-экономическая характеристика района строительства
автомобильной дороги
В разделе даются краткие сведения об экономическом развитии района строительства дороги и расположении основных транспортных путей с указанием вида транспорта и категорий дорог. На основе экономико-транспортных связей приводятся данные о грузо - и пассажироперевозках, обосновывается категория автомобильной дороги и ее назначение. Кроме того, приводится характеристика организации, строящей дорогу.
Исходя из требований СНиП 2.05.02-85 , производится анализ плана и профиля, приводятся технические показатели дороги (табл. 1).
Таблица 1
Описываются рельеф и грунты на трассе, определяются тип местности по увлажнению, карьеры местных строительных материалов. Указывается пригодность материалов для строительства дороги.
2.2. Климатическая характеристика района строительства дороги
На основе СНиП приводятся климатические показатели района строительства автомобильной дороги и составляется дорожно-климатический график (рис. 1). График необходим для назначения сроков производства дорожно-строительных работ в интервалах между весенней и осенней распутицами.
Рис. 1. Дорожно-климатический график
2.3. Выбор метода организации работ и расчет
основных его параметров
2.3.1. Обоснование принятого метода организации работ
Весь комплекс дорожно-строительных работ подразделяется на линейные и сосредоточенные. Линейные работы относительно равномерно распределены по всей трассе. Сосредоточенные работы характеризуются большими объемами и неравномерным расположением их по длине трассы. К ним относят земляные работы с объемом на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 раза и более, а также устройство средних и больших мостов, тоннелей, производственных предприятий, пересечений в разных уровнях, комплексов дорожной и автотранспортной служб.
Главный метод организации работ по строительству автомобильной дороги - поточный, основой которого является комплексный поток, где выполнение линейных и сосредоточенных работ по трассе должно быть увязано во времени и в пространстве с таким расчетом, чтобы линейные работы выполнялись без перерывов, т. е. выполнение сосредоточенных работ должно опережать выполнение линейных работ.
При этом методе все виды работ выполняются специализированными механизированными подразделениями, перемещающимися по трассе в строгой технологической последовательности, как правило, с одинаковой скоростью перемещения. В равные промежутки времени (смена, день) заканчивается строительство равных по длине участков автомобильной дороги.
Специализированные потоки включают в себя несколько частных потоков, например, при устройстве дорожной одежды частные потоки будут предназначены для устройства конструктивных слоев дорожной одежды.
Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на которых специализированные звенья выполняют определенные рабочие операции. Такие участки называются захватками. Длину захватки, как правило, принимают равной сменной производительности потока; иногда захватки бывают двух-, трех- или четырехсменными.
Между частными и специализированными потоками, а иногда и между отдельными захватками устраивают разрывы (технологические, организационные), измеряемые количеством смен.
В зависимости от характера и объемов строительных работ рекомендуется работы по строительству дороги назначать в следующей последовательности: в зимний период прорубку просеки выполняет специализированная комплексная бригада, основные работы производятся комплексным потоком, в составе которого отдельные его звенья выполняют линейные и сосредоточенные работы:
Линейные работы по подготовке дорожной полосы (восстановление трассы, очистка трассы от камней, кустарника, спиливание и корчевка пней, снятие растительного слоя);
Сосредоточенные работы по устройству искусственных сооружений;
Сосредоточенные земляные работы в местах устройства искусственных сооружений, высоких насыпей и глубоких выемок;
Линейные земляные работы по возведению земляного полотна из привозного грунта, рекультивация нарушенных земель;
Линейное устройство дорожной одежды отдельными звеньями по укладке конструктивных слоев;
Обустройство дороги в составе комплексного потока.
При устройстве насыпи на болотах и других слабых грунтах земляные работы могут быть назначены в зимний период.
С целью максимального использования светового дня целесообразно принять следующую сменность работ: прорубку просеки и устройство искусственных сооружений – в 1 смену, остальные работы – в 2 смены.
2.3.2. Календарная продолжительность строительного сезона
Календарные сроки продолжительности строительного сезона устанавливаются на основе средних многолетних данных СНиП 1.04.03-85 (Приложение 1). Следует отметить одну закономерность, связанную с началом строительного сезона. Вне зависимости от вида работ дата начала сезона в одной какой-либо области одна и та же, что объясняется фактором проезжаемости колесных машин и отсутствием прилипания грунта к рабочим органам дорожно-строительных машин. Даты окончания строительного сезона для отдельных видов дорожно-строительных работ различны из-за неодинаковых технологических свойств применяемых дорожно-строительных материалов.
Начало основных работ назначается на конец весенней распутицы, а их окончание - на начало осенней распутицы.
При отсутствии данных даты начала весенней распутицы Z н и ее окончания Z к определяются по формулам :
Z н = То + 5 / a ; (1)
Z к = Z н + (0,7 h пр / a), (2)
где То – дата перехода температуры воздуха через 0 оС;
a - климатический коэффициент, характеризующий скорость оттаивания грунта, м / сутки (для Курганской области a = 6, для Пермской области a = 4,5, для Свердловской области a = 4, для Челябинской области a = 3,5);
h пр – максимальная глубина промерзания грунта в районе строительства, см (для Курганской области h пр = 200 см, для Пермской области h пр = 180 см, для Свердловской области h пр = 190 см, для Челябинской области h пр = 180 см).
Количество рабочих смен в строительном сезоне
Тсм = Ксм (Тк – Твых – Тат - Ттех ), (3)
фосфорные
калийные
2. Органические - торфокомпост
Для расчета потребности машин и дорожных рабочих на укрепительных работах руководствуются нормами , .
5.13. Составление технологической карты на возведение
земляного полотна
В проекте производства работ необходимо составление технологической карты на каждый из характерных участков земляного полотна, например на возведение насыпи высотой до 1,5 - 2 м из боковых резервов, на устройство насыпи из привозного грунта, на продольную разработку выемки, на устройство насыпи на основании из геотекстильных материалов и т. д. Выбор той или иной технологии обусловлен местными условиями (рельефом, уровнем грунтовых вод, пригодностью грунтов), наличием механизированной базы предприятия. Кроме того, технологическая карта составляется с учетом построенного попикетного графика распределения земляных масс и технологических расчетов с учетом требований ВСН 13-73 .
В курсовом проекте необходимо составить одну технологическую карту на возведение земляного полотна для наиболее протяженного по длине характерного участка. Кроме того, необходимо привести технологические расчеты для работ, не учтенных технологической картой. Например, составляется технологическая карта на возведение насыпи высотой до 1,5 м из боковых резервов. Согласно попикетному графику распределения земляных масс присутствует автовозка из сосредоточенного резерва. В этом случае после расчета технологической карты приводится надпись «Работы, не входящие в технологическую карту, но присутствующие при возведении насыпи» и по вышеприведенной схеме рассчитывается потребное количество экскаваторов и автосамосвалов для устройства насыпи из привозного грунта. Объем работ для расчета принимается согласно попикетному графику распределения земляных масс.
Технологическая карта включает следующие разделы: область применения карты, описание технологии работ и расчет потребных ресурсов, схема организации работ (схема потока), указания по выполнению технологических процессов, требования контроля качества работ и указания по технике безопасности .
Область применения карты. В разделе указываются условия применения технологической карты, в частности, законченные виды работ, для которых составлена карта.
Описание технологии работ и расчет потребных ресурсов . В этом разделе дается краткое описание рабочих процессов в той последовательности, которая соблюдается при производстве работ, указываются объемы работ и необходимые машины, производится расчет технологической карты (Приложение 3), рассчитывается потребность рабочих и машин (табл. 25).
Таблица 25
При определении потребности рабочих необходимо разделять их на рабочих-строителей (дорожных рабочих) и машинистов. Количество машинистов, обслуживающих одну машину, принимается равным количеству машин при односменном режиме работы (1 чел.-ч равен 1 машино-ч). При наличии помощника машиниста, а также при двухсменном режиме работы количество рабочих при машине удваивается (2 чел.-ч равны 1 машино-ч).
Потребность дорожных рабочих определяется по сборникам СНиП 4.02-91; 4.05-91 (СНиР-91) , по трудоемкости на единицу работ (чел.-ч / ед. работ). Квалификационный состав исполнителей принимается согласно .
Схема организации работ. Раздел оформляется графически (рис. 3).
Указания по выполнению технологических процессов. В разделе приводятся наиболее производительные и рациональные методы выполнения технологических процессов карты. Рекомендации обязательно поясняются схемами работы машин, чертежами забоев, схемами разработки и укладки грунта.
Требования к качеству работ. Указываются минимальные допустимые отклонения от проектных размеров объекта, для которого составлена технологическая карта. Делается ссылка на нормативный источник норм качества производства земляных работ.
Указания по технике безопасности . Приводятся правила по технике безопасности для каждого вида работ и каждой машины. В отдельных случаях может быть дана ссылка на конкретные разделы правил по технике безопасности .
В заключении определяется количество рабочих и календарных дней и назначаются сроки производства земляных работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства / Минстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 1995.
2. ГОСТ 2.105-79 . Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 1979.
3. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1986.
4. СНиП. Строительная климатология / Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2000.
5. СНиП 1.04.03-85. Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений. – М.: Стройиздат, 1991.
6. , Кошкин строительства автомобильных дорог: Учебное пособие для техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1991.
7. СН 467-74. Нормы отвода земель для автомобильных дорог. – М.: Стройиздат, 1974.
8. Технологические правила и карты строительства лесовозных автомобильных дорог. Том I. Технологические правила. – Л.: Гипролестранс, 1975.
9. ЕНиР. Сборник Е13. Расчистка трассы линейных сооружений от леса / Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1988.
10. СНиП 4.02-91; 4.05-91. Сборники сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 1. Земляные работы / Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1992.
11. Технологические правила и карты строительства лесовозных автомобильных дорог. Том II. Технологические карты. – Л.: Гипролестранс, 1975.
12. СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы / Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 1998.
13. ЕНиР. Сборник Е4. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Вып. 3. Мосты и трубы / Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1988.
Курганская
Пермская
Свердловская, Челябинская
Тюменская
Приложение 2
Распределение немерзлых грунтов на группы в зависимости от трудности их разработки
Наименование и характеристика грунтов |
Средняя плотность в естественном залегании, кг / м3 |
Разработка грунта |
Рыхление грунта бульдозерами-рыхлителями |
|||
одноковшовыми экскаваторами |
скреперами |
бульдозерами |
грейдерами |
|||
Глина: жирная мягкая и мягкая без примесей то же, с примесью щебня, гравия до 10 % по объему | ||||||
Грунт растительного слоя: без корней и примесей с корнями кустарника и деревьев с примесью щебня, гравия | ||||||
Дресвяный грунт | ||||||
Песок: то же, с примесью щебня, гравия более 10 % | ||||||
Суглинок: легкий без примесей легкий с примесью щебня, гравия до 10 % по объему то же, с примесью щебня, гравия свыше 10 % по объему тяжелый без примесей, с примесями щебня, гравия до 10 % то же, с примесью свыше 10 % | ||||||
Супесь: без примесей, а также с примесью щебня, гравия до 10 % то же, с примесью свыше 10 % по объему |
Приложение 3
Технология работ и расчет потребных ресурсов уширения 6-слойной насыпи (пример реконструкции)
№ операции |
№ захватки |
Источник нормы выработки (нормы времени) |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ |
измерения |
на захватку на дорогу |
Производительность в смену (ед. изм./ смену) или норма времени (машино-смен / ед. изм.) |
Требуемое количество машино-смен: на захватку на дорогу |
Разбивочные работы | |||||||
Снятие растительного слоя грунта с основания насыпи бульдозером ДЗ-110 и перемещение его в обе стороны за пределы полосы постоянного отвода | |||||||
Е2-1-29, табл.5, пп.1б,2б |
Уплотнение естественного основания насыпи полуприцепным пневмоколесным катком ДУ-16В к одноосному тягачу МоАЗ 546ЕП при 8 проходах по одному следу | ||||||
Нарезка уступов в существующей насыпи бульдозером | |||||||
Е2-1-8, табл. 3, п.7б |
Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-611 (объем ковша 1,25 м3) с погрузкой в автотранспортные средства | ||||||
Транспортировка грунта автосамосвалами КамАЗ-5511 при средней дальности возки 10 км | |||||||
Е2-1-28, п.3б |
Разравнивание первого слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-110 при толщине слоя 0,35 м | ||||||
Е2-1-29, табл.4, пп.2б,4б |
Уплотнение первого слоя грунта насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле полуприцепным катком ДУ-16В с одноосным тягачом МоАЗ-546ЕП при 8 проходах по одному следу |
Окончание приложения 3
Е2-1-39, пп.3а,4а |
Планировка откосов насыпи автогрейдером ДЗ-31-1 | ||||||
Е2-1-36, п.4б |
Планировка поверхности земляного полотна автогрейдером ДЗ-31-1 при 3проходах по одному следу | ||||||
Е2-1-31, табл.3, пп.1б,2б |
Окончательное уплотнение верха насыпи самоходным пневмокатком ДУ-31А при 8 проходах по одному следу | ||||||
Е2-1-22, табл.2, пп.5а,5г |
Покрытие откосов насыпи растительным грунтом с перемещением его до 30 м бульдозером ДЗ-110 | ||||||
Е2-1-22, табл.2 |
Гидромеханизированный посев семян многолетних трав машиной КДМ-130 |
Введение
Базовая сеть федеральных дорог с твердым покрытием в России протяженностью около 50 тыс. км была сформирована к концу 1980-х гг. - на 100 лет позже, чем в развитых зарубежных странах. Поэтому среди наиболее важных в стратегическом отношении задач, стоящих перед Россией, особо следует выделить развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. С учетом территориальной удаленности значительной части регионов России от центра решение этой задачи прямо влияет не только на состояние экономики, но и на обеспечение единства и монолитности страны.
Недостаточная плотность имеющейся дорожной сети и высокая степень ее изношенности уже стали серьезными препятствиями для развития экспортно-импортных отношений с другими странами, поскольку дорожно-транспортная сеть уже не в состоянии справиться с возросшим объемом перемещаемых грузов. Вместе с тем хорошо развитая дорожно-транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентные преимущества. Россия без дорог - территория, а с дорогами - держава.
Современные задачи по строительству автомобильных дорог
1. Формирование опорной сети и ее интеграция в европейскую и азиатскую дорожные системы.
2. Повышение надежности автомобильных дорог.
3. Совершенствование транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.
Надежность автомобильной дороги определяется строго определенным комплексом факторов:
· состояние нормативной базы дорожной отрасли;
· качество проектно-сметной документации;
· соответствие качества применяемых материалов, смесей, изделий и конструкций нормативным требованиям;
· комплексное использование современных машин и механизмов;
· строгое соблюдение передовых технологических процессов;
· наличие высококвалифицированных кадров;
· организация и реализация эффективной системы управления качеством.
Совершенствование методов конструирования и расчета дорожной одежды, создание и внедрение новых дорожно-строительных материалов наряду с повышением качества используемых материалов, применение новых технологий дорожных работ, мониторинг и анализ дорожных предприятий, определение перспективных направлений развития их производственной базы, проведение работ по обеспечению экологической безопасности и применению ресурсосберегающих технологий - все это способствует повышению эффективности функционирования дорожного хозяйства, качества и надежности дорожных конструкций, а так же безопасности дорожного движения.
Классификация автомобильных дорог
I. ТЕХНИЧЕСКАЯ – разделение автомобильных дорог на классы и категории.
Класс автомобильной дороги – характеристика дороги по условиям доступа на нее.
Доступ на автомобильную дорогу – возможность въезда и съезда с дороги транспортных средств, определяющиеся типом пересечения или примыкания.
1. В зависимости от условий доступа
1.1. Автомагистраль – автомобильная дорога, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой (более четырех полос движения).
· Дороги, не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками.
· Дороги, доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных друг от друга на расстоянии не менее 5 км.
1.2. Скоростная автомобильная дорога – дорога, имеющая на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой.
· Дороги, доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях и примыканиях в одном уровне (без пересечения прямых потоков), устраиваемых не чаще, чем через 3 км друг от друга.
1.3. Дорога обычного типа – все остальные автомобильные дороги.
· Могут иметь единую проезжую часть или проезжую часть с разделительной полосой.
· Доступ осуществляется через пересечения и примыкания в одном или различных уровнях, расположенных на расстоянии:
Таблица 4.1 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02 -85*
Категория автомобильной дороги | Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут | |
IA (автомагистраль) | Свыше 14000 | |
IБ (скоростная дорога) | То же | |
Обычные дороги | IB | " 14000 |
II | " 6000 | |
III | " 2000 до 6000 | |
IV | " 200 " 2000 | |
V | " 200 | |
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика. |
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ – в зависимости от значения автомобильной дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
1. Федерального назначения – дороги, соединяющие столицу РФ со столицами субъектов РФ.
· Дороги, соединяющие столицу РФ со столицами сопредельных государств.
· Дороги, включенные в перечень международных дорог.
· Дороги, соединяющие столицы субъектов РФ с другими столицами субъектов РФ.
2. Региональные или межмуниципального значения
3. Автомобильные дороги местного значения
4. Частные автомобильные дороги
Автомобильная дорога как составная часть дорожной системы
Подвижный состав и автомобильная дорога представляют собой главные элементы транспортной системы, конечным продуктом взаимодействия которой являются автомобильные перевозки, а основным производственным процессом – движение автомобильного транспорта.
Цель функционирования дорожной системы: удовлетворение потребностей дорожного хозяйства и населения в перевозке грузов с высокой эффективностью, удобством и безопасностью.
Тема 1 Основные положения по организации строительства автомобильных дорог
Классификация дорожно-строительных работ
1. По характеру производства все дорожно-строительные работы делятся на:
1.1. Заготовительные (40-50%) – подготовка и хранение материалов, полуфабрикатов, деталей и т.д., изготовленных производственными предприятиями строительной организации.
1.2. Транспортные (15-20%) – перевозка всех изделий и конструкций к автомобильной дороге и вдоль нее.
1.3. Строительно-монтажные работы (30-40%) – работы по строительству автомобильной доги.
2. С точки зрения организации все дорожно-строительные работы делятся на:
2.1. Линейные – работы небольшой трудоемкости на единицу длины автомобильной дороги, непрерывно повторяющиеся, распределенные по длине дороги равномерно.
2.2. Сосредоточенные – работы большой трудоемкости на малой территории.
Все сосредоточенные работы должны быть выполнены до начала линейных.
Прогрессивной формой организации дорожных работ является поточный метод , при котором все строительные работы выполняются одновременно специализированными механизированными отрядами, двигающимися по трассе один за другим с согласованной скоростью. При таком методе ежедневно заканчивается участок дороги, пригодный для движения транспорта. Поток состоит из специализированных отрядов, каждый из которых выполняет один строительный процесс (‘отсыпка земляного полотна, устройство покрытия и т. д.).
Терминология
Фронт работ – участок достаточный для концентрированного распределения дорожно-строительной техники при работе.
Задел – полезный объем незавершенного производства (технологический, сезонный).
Захватка – участок, на котором выполняются работы специализированным потоком.
Надежность функционирования строительного потока
Надежность автомобильной дороги – способность обеспечивать безопасное движение с расчетной скоростью близкой к оптимальной в течении нормативного срока службы.
При последовательном соединении элементов вероятность безотказной работы всей системы ниже, чем надежность самого ненадежного элемента.
При параллельном соединении элементов вероятность безотказной работы системы выше надежности самого надежного элемента.
Влияние расположения района строительства на технологию возведения земляного полотна
Климатические характеристики:
1. распределение осадков по сезонам года;
2. продолжительность и интенсивность дождей, метелей, гололеда;
3. толщина снежного покрова;
4. температурный режим воздуха в течении года;
5. даты перехода температуры воздуха через 0°С и 5°С;
6. температурный режим грунтов;
8. продолжительность светового дня в разные периоды года.
Дорожно-климатический график
При устройстве земляного полотна из местных глинистых и суглинистых грунтов линейные работы целесообразны в теплый период года, а из привозных (супесчаных и песчаных) – круглый год. Сосредоточенные работы в несвязных грунтах можно выполнять круглый год. Линейные работы начинают по окончании весенней распутицы и заканчивают до начала осенней.