Введение в экономическую теорию. Экономическая система общества

План:

1. Типы экономических систем

2. Традиционная экономика

3. Рыночная экономика

4. Административно-командная экономика

5. Смешанная экономика

1. Типы экономических систем

В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Экономическую систему можно определить как совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих здесь отношений собственности и организационно-правовых форм. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Она состоит из малых экономических систем различных уровней (подсистем) - домохозяйств, отдельных предприятий, фирм, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.

Типы экономических систем
Традиционная Командная
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
Рыночная Смешанная
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

Рисунок 3 Типы экономических систем

2. Традиционная экономика

Традиционная - практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

§ Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)

§ Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности

§ Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы

§ Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

§ Крайне неравномерное распределение доходов в обществе

§ Ориентированность производителя на платежеспособного клиента

§ Инфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильность

§ Недостаток в финансировании сферы образования

§ Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий

§ Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

3. Рыночная экономика

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многооб­разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи­ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо­зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче­ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль­но ограниченной.

Основные черты рыночной экономики:

1) основа экономики - частная собственность на средства производства;

2) многообразие форм собственности и хозяйствования;

3) свободная конкуренция;

4) рыночный механизм ценообразования;

5) саморегулирование рыночной экономики;

6) договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

7) минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства:

1) стимулирует высокую эффективность производства;

2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

3) не требует большого аппарата управления и др.

Основные недостатки:

1) усиливает социальное неравенство в обществе;

2) вызывает нестабильность в экономике;

3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

4. Административно-командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

§ Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

§ Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

§ Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

§ Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

§ Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

5. Смешанная экономика

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)

2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.

3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов

4. Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

§ Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)

§ Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий

§ Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения

§ Поощрение инноваций

§ Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Вопросы к семинару:

1. Механизм свободного образования цен

2. Принцип рациональности

3. Основные государственные функции при рыночной экономике

4. Модели смешанной экономики

5. Условия функционирования командной экономики


Похожая информация.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА


Курсовая работа

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему: "Типы экономических систем"


Выполнила:

студентка 1 курса Катанова Е.С.

Проверил:

Зарецкий А. Ш.


Москва 2015


Введение


Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

От типа системы зависит политика государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

Работа, прежде всего, актуальна для тех, кто только начинает изучение экономической теории и нуждается в представлении общей картины по данной теме, которая в дальнейшем послужит базой для более углубленного изучения.

Цель работы - описание, анализ и характеристика основных типов экономических систем.

Для достижения цели работы необходимо выполнить ряд задач :

изучить факторы, влияющие на формирование типа системы;

дать характеристику каждого типа;

определить плюсы и минусы каждой из рассмотренных систем.


1. Типы экономических систем


На протяжении всей истории общества, конечной целью функционирования любой экономической системы являлось удовлетворение потребностей индивидов и всего общества в целом. Именно на это направлены процессы производства, неразрывно связанные с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся у общества ресурсов для их производства.

В своем развитии человеческое общество использовало и продолжает использовать различные экономические системы. Однако, не смотря на общую для них цель, методы и подходы в решении основных проблем существенно отличаются, так же, как и фактический результат.

Чтобы понять, как действуют различные экономические системы, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы:

сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Кто должен осуществлять производство и какую применять технологию производства?

кто должен получить эту продукцию?

способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?


1.1 Традиционная экономическая система


Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы - производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние - способность к труду.

В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. В этих странах в условиях относительно слабого развития национального производства большую роль играет иностранный капитал.

Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров.

Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а, следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения.

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.

Традиционная экономика характерна для доиндустриальных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем - командно-административную и рыночную.


2 Командная экономическая система


Командная экономическая система (социализм) - способ организации экономическо11й жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование является основой хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает: во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:

составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;

реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;

проверяется на разумность спросом покупателей;

опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

Для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать то, что было, а не то, что он хотел бы. У людей не имелось альтернативы - другого товара просто не было.

Для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в закрытые распределители, где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

) даже самые простые из необходимых людям благ оказались дефицитом;

) масса предприятий постоянно несли убытки, при этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

) самой большой удачей для граждан и предприятий было "достать" какой-то импортный товар или оборудование.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.


1.3 Рыночная экономическая система


Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые отличают его от других экономических систем.

Главный принцип рыночной экономики, подразумевает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции между разными формами собственности.

Вторая, не менее важная сторона принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Также рыночной экономике свойственны функции саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. В рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят, только от финансового состояния на самом предприятии.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, зная то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке.

Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое хозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта.

Анализ показывает, что рыночная система приспосабливается к фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора. Естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Несколько сложнее обстоит дело с аргументацией против рыночной системы. Критики рыночной утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции.

Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:

во-первых, как бы не была нужна конкуренция с общественной точки зрения, индивидуальному производителю она зачастую создает трудности. Стремление освободиться от ограничений, которые создает конкуренция, погоня за прибылью, способствует возникновению таких явлений, как слияние фирм и тайных сговоров компаний. Все это ослабляет конкуренцию и ее регулирующее воздействие.

во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который поощряет рыночная система, способствовал упадку конкуренции. Новые технологии требуют больших финансовых вложений, что делает целесообразным существование нескольких крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере снижения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.


4 Смешанная экономическая система

экономический рынок традиционный плановый

Говоря о командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В смешанной экономической системе перемешиваются свойства всех трех вышеперечисленных систем приблизительно в равных пропорциях. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов, социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование. Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов

В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось много элементов традиционной экономической системы.

В настоящее время многие государства уже отказались от рыночной экономики, которая долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.


Заключение


Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решений и типе собственности на основные виды ресурсов.

При традиционной экономической системе земля и капиталы находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Чисто рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

На мой взгляд, история развития экономики демонстрирует явное преимущество смешанных типов экономических систем, над консервативной традиционной системой, подавляющей любые проявления свободы командной системой, и рыночной экономикой лишенной всякого контроля свыше.

Основным же достоинством смешанной экономической системы, является ее гибкость, способность развиваться и соответствовать уровню технического развития и развитию общества. Недаром данный тип экономики принят в наиболее развитых в настоящий момент странах. А учитывая высокий уровень жизни в этих странах, с наличием развитого среднего класса, можно говорить о том, что развитие смешанного типа экономики должно быть приоритетным и в нашей стране.


Список литературы


А.П. Градов Национальная экономика [Текст]: учебник, 2005.

М.В. Кудина Основы экономики [Текст]:учебник для ССуЗов, 2009.

И.В. Липсин Экономика: учебник для вузов [Текст] - М.:Омега-Л, 2006.

Я.С. Ядгаров История экономических учений [Текст]: учебник, 2009.

В.П. Колесов, М.В. Кулаков Международная экономика [Текст]: учебник, 2004.

Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова и др. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст], 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1.Сущность, характерные черты и тенденции развития экономической системы.

2.Элементы экономической системы, их взаимодействие.

3.Экономические и внеэкономические факторы развития систем.

4.Типы экономических систем.


Сущность, характерные черты и тенденции развития экономической системы.

Для того, чтобы решить основную экономическую задачу общества: максимальные условие потребности людей при ограниченных возможностях экономики. В разных странах используют разные пути и механизмы достижения этой цели.

Экономика каждой страны имеет определенную структуру поведения экономических субъектов, подчиняется выработанным правилам, а возникающие экономические проблемы решаются по мере поступления. Национальное хозяйство любо страны представляет собой стройную систему взаимосвязанных элементов – это экономическая система.

1.Экономическая система - это особым образом упорядоченная совокупность связей между производителями и потребителями, материальных благ и услуг.

2. Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нём отношений собственности и организационно правовых форм.

В самом общем виде функции экономики сводятся к тому, что она (экономика) аппоследует взаимодействия общества и природы, обеспечивает взаимодействие и упорядочение технологических процедур, их включение в систему экономическую и социальную и контроль над ними в интересах экономических субъектов.

Экономическая система обладает тремя характерными чертами:

1.Единством и целостностью всех её составных частей.

2.Взаимозависимостью материально-вещественной стороны хозяйствования и общественной стороны.

3.Сложностью структуры. Каждый элемент системы выступает, как часть целого или как подсистема, т. е. соподчиненная часть более широкой системы. Например: современное производство имеет две подсистемы:

1)сфера материального производства;

2)сфера нематериального производства.

В развитии, экономики как системы, прослеживаются две противоположные тенденции:

· к устойчивости, т. е. к сохранению элементов системы и связей между ними;

· к изменчивости, т. е. к появлению новых элементов, как в технической, так и в социальной сферах общества.

В результате соответствие или равновесие элементов системы устанавливается лишь временно в определенные исторические периоды и нарушается под воздействием различных факторов.

В основе изменений в экономической жизни лежат интересы люде, которые побуждают их к сотрудничеству и одновременно к соперничеству в системе общественного разделения труда; к поиску новых способов преобразования ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

Элементы экономической системы, их взаимодействие.

Составными частями или элементами экономической системы являются:

1)технико-экономическая структура общества (производительные силы);

2) Социально-экономическая структура или социально-экономические отношения людей по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных благ;

3)форма собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

4)хозяйственный механизм, т е способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом или государственном уровне;

5)конкретные организационные формы хозяйственной деятельности, бизнеса;

6)система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной деятельности;

7)экономические связи между предприятиями и организациями.

Все элементы относительно самостоятельны, но вместе с тем, они активно взаимодействуют между собой. Рассмотрим это взаимодействие на примере взаимодействия между ПО и ПС (первые два элемента).

Производственные силы- это рабочая сила средства производства, причем главной производственной силой является рабочая сила или человек. Это объясняется рядом причин:

Именно человек создаёт все другие элементы производственные силы;

Без труда человека они не превратятся в факторы производства;

Потребности человека-это основная движущая сила прогресса общества.

Предметы труда входят в состав производственных сил в той степени в какой они идут на производственное потребление или используются как источники энергии. Таким образом, производственные силы – это факторы, которые обеспечивают преобразование вещества природы в соответствии с потребностями людей, создают материальные и духовные блага и определяют рост производительности.

Степень развития производственных сил характеризует степень развития самой экономической системы в целом. А показатели развития самих производственных сил, как раз и является производительность труда.

Производственные отношения – это общественная форма развития производственных сил в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Производственные отношения возникают в процессе производства между людьми, которые стоят по обе стороны собственности на факторы производства, т. е. с одной стороны это собственник фактического производства и соответственно работодатель и наёмный работник с другой стороны. Причём в роли собственника может выступать как предприниматель, так и государство. Таким образом, производственные отношения - это всегда отношения собственности.

Производственные силы и производственные отношения о взаимодействии образуют определённый способ производства.

Производственные силы развиваются более динамично, чем производственные отношения по причине закона возвышающихся потребителей; из-за собственных внутренних противоречий. Постепенно производственные силы вступают в конфликт с производственными отношениями. Конфликт растёт, потому что вначале производственные отношения будучи формой развития производственных сил способствовали их прогрессу, но постепенно они превращаются в тормоз для их развития, перестают отвечать их уровню, структуре, и характеру развития. Между производственными силами и производственными отношениями возникает конфликт, который ведет к переменам в обществе, эти перемены принимают форму революций (научные, социальные).

Экономические и внеэкономические факторы развития систем.

Изменение элементов в экономической системе может быть обусловлено как экономическими факторами (внутри системы) и внешнеэкономическими (находящимися за пределами системы). Внешнеэкономические факторы могут быть связаны с элементами социальной системы общества или носить технический характер. Исторически изменение экономической системы проявится в зоне возвышающихся потребностей в росте потреблений, изменений, исчезновений одних и появлений.

Другая важная закономерность влияющая на экономическую систему – технический прогресс, суть которого новые техника и технологии позволяют преодолевать относительную ограниченность ресурсов, расширять экономические возможности, производить больший объём продукции. Эти технологии изменения представляют собой исторический факт, на который экономическая система вынуждена реагировать.

На первых этапах истории человечества технический прогресс шел очень медленно по причине неразвитых потребностей людей, низкого технического уровня производства в целом. Технический прогресс также ограничивались жесткими зафиксированными обычаями и традициями людей – структура отношений между ними.

В течении тысячелетий люди удовлетворяли свои потребности в экономических благах за счет ручного труда и примитивных методов его организации (топоры, молотки, пилы). Изобретение и эпизодическое применение машин в эпоху Древнего мира (Архимед) не повлияло на характер экономики. А в других исторических условиях, в Новое время, когда применялся уже не рабский, а вольнонаёмный труд, изобретение машин в 18 веке вызвало настоящий переворот во всех сферах экономики. Машинное производство стало обеспечивать массовый спрос на промышленные изделия. В тоже время возрос спрос на черные металлы, как основного материала для промышленности, на новые источники энергии на инженерные профессии, на научные технологии и новые методы организации крупного машинного производства. Это привело к формированию совершенно новой системы производственных сил, которая стала ориентироваться на широкое применение науки. Снижение издержек производства, массовый сбыт товаров, становится условием возрастания прибыли предпринимателей капиталистов и постепенно складываются в систему новые капитальные отношения. Новая техника и технология содержат в себе потенциальную возможность появления новой экономической системы. Это точное условие, но недостаточное. Иногда технический прогресс может временно снимать или снижать остроту социальных противоречий и поддерживать существующую экономическую систему. Противоречия между потребителями и ресурсами, а также техническими и социальными структурами экономики являются главными источниками развития и экономики и общества в целом. В эти внутренние противоречия включаются различные социальные группы людей, отдельные люди, которые заинтересованы в общественных, экономических преобразованиях исходя из собственной выгоды, поэтому задачей их политической борьбы становится уничтожение или слои прежней экономической системы. Постепенно формируется новая экономическая система.

Экономическая система может изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, потому что экономика – это открытая система и на её развитие не могут не оказывать влияние внешней силы: природные, социальные.

Главная функция экономики: удовлетворение потребностей людей, именно для этого человек преобразовывает силы природы, которая является источником всех ресурсов. Поэтому такие факторы развития природы: географический, биологический, демографический оказывают огромное влияние на систему. И чем больше у государства территория, природные ресурсы, численность населения, тем больше возможностей для развития экономики. Количество, состав и размещение естественных производственных сил, почв, вод, полезных ископаемых и т. д. всё это первичный фактор, который определяет структуру отраслей и специализацию страны в международном разделении труда. Огромное значение имеет плодородие почв.

Биологические факторы.

Определяют круг физиологических потребностей людей, а значит и их работоспособность. Они относительно стабильны.

Демографические факторы.

Увеличение населения повышает общее богатство страны. Но в том случае, когда население растет быстрее, чем объём производимой продукции в стране, тогда снижается доходы на душу населения и это естественно обостряет социальное противоречие. Гораздо хуже, когда население уменьшается.

Депопуляция - умирает людей больше, чем рождается. Такие социальные факторы как культура, политика, право юридическое влияют как своего рода социальные ограничители, которые определяют характер и возможности развития экономики в том или ином направлении.

Типы экономических систем.

Исторически существовали и существуют несколько типов экономических систем. Эти типы различаются потому, как они отвечают на три основных экономических вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Исторически самая первая система:

Традиционная система (в первобытном обществе, рабовладельческом, феодальном). На все три вопроса отвечали ориентируясь на традиции. Как производить определялось способностями, возможностями на общинной собственности.

Административно-командная экономика. Основана на государственной собственности, на факторы производства. Решение: что, как и для кого производить принимаются центральными государственными органами (СССР – «Госплан») и навязывают эти решения производителям и потребителям. Экономика управляется из единого центра. Поведение работника, производителя подчиняется командам. Такая экономическая система требует, чтобы это единый экономический центр заранее определил все общественные потребности, учёл все наличные ресурсы, что практически трудно достижимо. Это приводит к тому, что административно-командная экономика, как правило не способна обеспечить эффективное распределение ресурсов.

Рыночная система. Основана на системе экономических стимулов, а также санкций (наказание) со стороны потребителя и производителя через денежную оценку общественной значимости производимого продукта, т. е. что, как для кого производить решают и производитель, и покупатель, но потребитель решает покупать или нет. Эта система базируется на принципе экономической целесообразности, т. е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивает конкуренции стремление предложить товар более высокого качества и по более низкой цене. В этой системе присутствуют стимулы к обновлению производства и к ликвидации дефицита, а также к ускорению научно-технического прогресса.

Смешанная система. Современные экономические системы являются смешанными, т. е. находятся между крайностями рыночной и командно-административной. Это означает, что в смешанной экономике ресурсы распределяются частично рынком, а частично государством. Реальное соотношение рынка и государства в разных странах очень сильно варьируется, изменяется.


Экономическая система общества - 4.5 out of 5 based on 2 votes

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система , в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

Социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

Устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

Многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма - от домашнего хозяйства до государственного;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

Личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

Наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика - саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

Низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

Высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

Сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

Координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

На многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

Смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

Многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Экономическая система – это сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Элементами экономики как системы являются малые экономические системы - домохозяйства, фирмы, государство, а также сферы деятельности. Домохозяйства выступают в качестве владельцев и поставщиков ресурсов, а также потребителей благ; предприятия (фирмы) - в качестве создателей экономических благ в ходе использования необходимых для этого ресурсов. Государство осуществляет регулирование системой и определяет ее общие цели развития. Движущими силами экономической системы являются потребности, интересы и состязательность (соперничество).

В качестве критериев типизации используются следующие:

По способу координации хозяйственной жизни различают следующие типы экономических систем: традиционная, командно-административная (централизованно-планируемая), рыночная, смешанная;

По формам хозяйствования выделяют две экономические системы: натуральное хозяйство и товарное (рыночное) хозяйство.

Традиционная экономика – существовала в истории человечества длительное время и частично сохранилась в отдельных странах (Индия). Характерные черты традиционной экономики: общественная собственность на средства производства; производство в условиях данной экономической системы базируется на традициях и обычаях; отсталая технология, широкое применение ручного труда; высокая степень консерватизма.

Административно-командная – способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимает государство или соответствующие органы. Характерные черты командно-административной экономики: государственная собственность на средства производства; государственное регулирование всей экономики административные методы управления экономикой; отсутствие экономических стимулов к эффективной работе.

Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Все решения субъекты рынка принимают самостоятельно, на свой страх и риск, руководствуясь стремлением получения наибольшей выгоды. Их деятельность направляется конкуренцией. Характерные черты рыночной экономики: частная собственность на средства производства; саморегулирование экономики рыночными механизмами. Минимум вмешательства государства в экономику; высокая личная заинтересованность участников экономических связей.

Смешанная экономика, для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отличием смешанного типа экономики является его разносторонность. Основными чертами данного типа являются: сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизма регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости.

Натуральное хозяйство – это экономическая система, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей. Для натурального хозяйства характерны следующие признаки: ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды, низкая производительность труда; прямые экономические связи между производством и потреблением; замкнутая система организационно-экономических отношений; исторически первый тип хозяйственной организации общества; медленный темп развития, ручной универсальный труд (без разделения его на виды), низкая производительность труда, повторение производства в прежних размерах (простое воспроизводство).

Товарное хозяйство – это экономическая система, при которой продукты производятся для продажи и становятся в силу этого товарами, а связь между производителями и потребителями осуществляется с помощью обмена (торговли). Для товарного хозяйства характерны: косвенные экономические связи между производством и потреблением посредством обмена; открытая система организационно-экономических отношений; специализированный труд, высокая производительность труда; современный тип хозяйственной организации общества.

Известны два вида товарного хозяйства: простое и крупное, или капиталистическое товарное хозяйство.

Простое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором, основной объём производства имеет натуральный характер, а произведенные товары потребляются самими производителями без обмена. Основная цель обмена – получение дополнительных предметов для непосредственного удовлетворения собственных потребностей.

Базируется на общественной (общинной) или частной собственности на средства производства. Применяется либо собственный труд (ремесленник, земледелец), либо подневольный (раб, крепостной). Производство с использованием наёмного труда не является доминирующим.

Капиталистическое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором, основной объём производства носит товарный характер и изначально предназначен для обмена. Основная цель обмена - получение прибыли.

Базируется на частной собственности на средства производства. Применяется в основном наёмный труд. Рабочая сила становится товаром.