Способы и приемы финансового контроля. Методы и способы проведения финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактической финансовой деятельности действующему законодательству.

К основным методам финансового контроля относятся:

наблюдение;

проверка;

обследование;

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа-ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учетных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является единичным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисципли-нарного, материального, административного и иного характера.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко-номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-мате-матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например, себестоимости продукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными ак-тивами;

операции, связанные с инвестициями;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери-алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит - это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое применение. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

организация является государственным унитарным предпри-ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами ауди-торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.


Финансовый контроль осуществляется различными методами,
которые представляют собой способы, приемы организации конт-

Рольных действий. Применение тех или иных методов финансового
контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактиче­
ской финансовой деятельности действующему законодательству.
К основным методам финансового контроля относятся:
1) наблюдение;
2) проверка;
3) обследование;
4) анализ;
5) ревизия;
6) аудит.
Четкого перечня методов финансового контроля в законода­
тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в
нормативных правовых актах.
Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с
объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить
направления финансовой деятельности предприятия, организа­
ции, их организационную структуру управления, а также сделать
предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов
и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно­
сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од­
нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто­
верными, что подтверждается результатами непосредственной
проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь­
зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии.
Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи­
нансового состояния организации при осуществлении процедуры
банкротства1.
В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред­
ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­
ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в
ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины
и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­
ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и
предполагает исследование состояния дел организации на опреде­
ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­
верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­
ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото­
рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про­
верки могут применяться различные меры воздействия дисципли­
нарного, материального, административного и иного характера.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­
номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для
1 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

Определения финансового состояния, финансовой устойчивости
и возможных перспектив развития организаций и предприятий.
При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­
галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры
работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых
объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­
кетирования, инспекции на месте и т.д.
Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­
ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­
ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­
талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод
контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­
тистические и экономико-математические аналитические приемы:
сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных,
относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,
табличный и графический методы, построение экономико-мате­
матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее
широко анализ применяется для экономической оценки деятель­
ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо­
во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про­
дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв­
ляется в системе управления государственными и местными фи­
нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно­
вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также
регулирования социально-экономических процессов. Например,
в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде­
рации одним из условий предоставления государственных и му­
ниципальных гарантий является проведение анализа финансово­
го состояния принципала.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового
контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему
обязательных контрольных действий по документальной и факти­
ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­
зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,
а также законности действий руководителя и главного бухгалтера
(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­
тельством возложена ответственность за их осуществление.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­
зяйственной деятельности организации по следующим направле­
ниям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
2) исполнение смет расходов;
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­
ных ценностей;
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­
ния бухгалтерского учета и составления отчетности;
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­
жетными фондами;
7) операции с основными средствами и нематериальными ак­
тивами;
8) операции, связанные с инвестициями;
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими
лицами и др.
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу­
лируются различными нормативными правовыми актами, в том
числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­
ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н
«Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и
проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют
право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде­
ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини­
стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать
по нескольким основаниям.
По своему содержанию ревизии бывают документальные и
фактические. Документальные включают в себя проверку финан­
совой документации, ведения учета и отчетности. В ходе факти­
ческой ревизии осуществляется проверка наличия материальных
ценностей, денежных средств.
По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком­
плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все
направления финансовой деятельности субъекта, а тематические
применяются для проверки какой-либо одной сферы (например,
правильное использование фонда заработной платы, расходова­
ние целевых средств и т.п.).
По времени проведения ревизии подразделяются на плановые
и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с
планом, который составляется в вышестоящих органах, министер­
ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и
внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют­
ся соответствующей программой или перечнем основных объек­
тов и направлений ревизии.
Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста­
навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с
учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе­
мой организации.
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ,
имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли­
цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав­
ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви­
зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки,
выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука­
зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви­
новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по
устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности
виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений
материальных ценностей акт ревизии направляется следствен­
ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери­
алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви­
зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под­
писания акта.
Новым для России методом финансового контроля является
аудит, который за последние десять лет получил широкое рас­
пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит
обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­
ской тайны (результаты проверки известны только руководителю
организации и аудитору), возможность добровольного проведе­
ния, передачи прав организации на представление своих интере­
сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме­
тить, что обязательный аудит - это независимая финансовая про­
верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан­
совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать
любые направления и сферы деятельности, которые определяют­
ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя­
зательный и добровольный предполагает его широкое примене­
ние. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу
требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за­
коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно­
сти»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму откры­
того акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой
организацией или обществом взаимного страхования, товарной
или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­
ным внебюджетным фондом, источником образования средств
которого являются предусмотренные законодательством Россий­
ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи­
ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра­
зования средств которого являются добровольные отчисления
физических и юридических лиц;
1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­
нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания
услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за­
конодательством Российской Федерации минимальный размер
оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от­
четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предпри­
ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным
на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели
его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни­
ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской
Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­
дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за­
коном (например, в случае объявления организации банкротом
или ее ликвидации).
При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­
тавных (складочных) капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта Российской Федера­
ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров
оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам
проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон­
курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если
иное не установлено федеральным законом.
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­
ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор­
ского заключения определяются федеральными стандартами ауди­
торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного
проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу­
дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир­
мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле­
чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат­
тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка - это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).езультаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия – это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется: 1) в содержании; 2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); 3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры); 4) в том, что ревизия проводится только комиссионно; 5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

14. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии.

Документальная ревизия (иногда, просто ревизия) - это наиболее полная форма последующего финансового контроля. Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности.

Ревизия осуществляется уполномоченными должностными лицами - ревизорами, также независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами.

Цель документальной ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций, за их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
Суть ревизии - проверка путём применения методов финансового контроля по документированной учётно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта, государственными органами.
Классификация документальных ревизий

Документальная ревизия может быть полной или частичной, то есть охватывающей одну или несколько сторон деятельности ревизуемого объекта.

Документальная ревизия может быть сплошной, выборочной или комбинированной. ---Документальная ревизия может быть бухгалтерской - проводимой только специалистами-финансистами - или комплексной - с привлечением более широкого круга специалистов (например, экономистов, товароведов, технологов, кадровиков)
---Документальная ревизия может быть плановой (назначенной в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проверяющего органа) или внезапной.

Документальная ревизия может быть, наконец, первичной, дополнительной или повторной.
Ревизия отдельных направлений деятельности организации:

Ревизия основных средств

Ревизия кассы

Ревизия финансовых вложений

Ревизия расчётов

Ревизия хозяйственных договоров

Ревизия внешнеэкономической деятельности

Ревизия определения и распределения прибыли

Ревизия организации розничной торговли

Ревизия в строительстве

Ревизия на автотранспортных предприятиях

Ревизия бюджетного учреждения

Ревизия в коммерческом банке

Результаты документальной ревизии оформляются актом. Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером организации. Руководитель и главный бухгалтер имеют право получить время для детального изучения акта ревизии (обычно до пяти суток). При наличии возражений и замечаний по акту ревизии руководитель и главный бухгалтер подписывают акт и при этом делают оговорку (запись) перед своей подписью о том, что акт подписывается с разногласиями. Список возражений представляется ревизору в письменном виде (протокол разногласий) и приобщается к акту ревизии, являясь его неотъемлемой частью. В свою очередь, ревизор вправе дать заключение по возражениям и замечаниям руководителя и главного бухгалтера. При отказе руководителя и главного бухгалтера от подписания акта ревизии, ревизор в конце акта делает запись о том, что они ознакомлены с актом и отказались от подписи. В этом случае акт ревизии отправляется по почте с уведомлением о вручении

15. Особенности и значение проверок, их виды. Акт проверки .

Наблюдение контролирующими органами за финансовыми операциями предприятия при ведении хозяйственной деятельности является основной целью контроля. Существует несколько способов финансового контроля. Каждый вид имеет определенную цельобщий анализ деятельности предприятия, проверка бухгалтерского баланса и счетов, выявление нарушений законодательства, проверка целесообразности и достоверности финансовых операций, их рациональность и эффективность.

Проведение финансового контроля: методы, которые используются

Следует учитывать хозяйственную специфику субъекта при осуществлении финансового контроля. Ведь проверка не должна препятствовать стабильной работе предприятия.

Существует несколько методов контроля. Самым простым можно назвать наблюдение, которое подразумевает пассивный контроль за деятельностью предприятия без применения сложных приемов получения и анализа информации.

Еще один способ проведения контроля – обследование предприятия. Этот способ применяется для исследования финансовой документации, проверки соблюдения правильности выполнения бюджетных назначений и их оформление, использования государственных целевых средств.

Следующий метод – это анализ, который подразумевает проведение математического исследования бухгалтерской документации. Проверяются счета и баланс. Этот вид контроля осуществляют финансовые учреждения, которые ведут расчеты предприятия по платежам в бюджет и различные социальные фонды.

Проверка является основным методом контроля. Этот вид применяется при исследовании определенного круга финансовых операций для выявления нарушений законодательства в деятельности организации. Проверки бывают комплексные, тематические, документальные, встречные, выездные, камеральные.

Ревизия, как один из методов контроля подразумевает комплексную проверку, которая направлена на анализ финансовой и хозяйственной деятельности учреждений, предприятий, частных предпринимателей. Ревизия охватывает все сферы деятельности организации, которая проверяется: финансовую, юридическую, выполнение финансовой дисциплины, сохранность денежных и материальных ресурсов, правильность составления отчетности и ведения бухучета. Ревизии могут быть документальными и фактическими, плановыми и внеплановыми, фронтальными и выборочными.

Финансово-экономическая экспертиза - это еще один метод выполнения финансового контроля. Она подразумевает полный контроль за деятельностью предприятия с привлечением экспертов по финансовым операциям и производственным процессам.

Финансовый контроль и его роль в РФ

Финансовый контроль - это:

· совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации;

· неотъемлемая составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике;

· законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров - аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

1. Времени проведения;

2.Субьектам контроля;

3.Сфере финансовой деятельности;

4.Форме проведения;

5. Методам проведения.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль - это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

· в силу требований законодательства;

· по решению компетентных государственных органов.

Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации - это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Методы проведения финансового контроля

Основными методами проведения финансового контроля являются: проверки , обследования , анализ и ревизия .

Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля, т.е. налоговыми органами и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные . Документальную проверку проводят непосредственно на предприятии (организации) в присутствии их должностных лиц.

Источниками информации служат:

Первичные документы;

Регистры бухгалтерского учёта;

Бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчётность;

Сметы расходов и расчёты к ним;

Расчёты по налогам и другая документация.

I. Основной метод финансового контроля - это ревизия.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

В зависимости от особенности деятельности проверяемого объекта ревизионный процесс подразделяют на 4 этапа:

1. подготовительный;

2. собственно проверка;

3. систематизация и обработка материалов ревизии;

Акт ревизии традиционно состоит из трёх частей:

1. выводной, с названием ревизионной группы и ревизуемого объекта;

2. основной, с констатацией нарушений и обоснованием причин их возникновения;

3. заключительной, с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

II . В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

III. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

IV. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

V. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

VI. Наблюдение (мониторинг ) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Органы финансового контроля

В Российской Федерации функционирует довольно разветв­ленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных во­просов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

Систему органов финансового контроля Российской Федерации образуют:

· Счётная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации;

· Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;

· Органы муниципального финансового контроля

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

· представительных (законодательных) органов власти;

· Президента РФ;

· исполнительных органов власти общей компетенции;

· финансово-кредитных органов;

· ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

I. представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

II. в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный органКонтрольное управление Президента РФ;

III. органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

IV. государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по» финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

V. банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

Производные ценные бумаги

Производные ценные бумаги - это такие ценные бумаги, механизм выпуска и обращения которых связан с правом на приобретение или продажу на протяжении срока, установленного договором, ценных бумаг, других финансовых и/или товарных ресурсов. К таким бумагам относятся опционы, варранты, фьючерсные и форвардные контракты. Участников срочных контрактов принято называть контрагентами .

Опцион - один из видов ценных бумаг срочного контракта. Он является разновидностью сертификата и представляет собой самостоятельную ценную бумагу, с которой можно производить соответствующие операции по продаже или покупке, однако по истечении срока действия он теряет эти качества. Различают опционы продажи - право на продажу ценной бумаги и опционы покупки - право на покупку ценной бумаги.

Опционным свидетельством признается именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате данного свидетельства и решении о выпуске их или решении о выпуске таких свидетельств, на покупку или продажу ценных бумаг.

Варрант (полномочие, доверенность) - свидетельство, выдаваемое товарными складами о приеме товаров на хранение. Данное свидетельство является юридическим документом, на основании которого товар может быть заложен или продан, по сути своей является тем же опционом, но не от посредника, а выпущенным самой организацией.

Фьючерсные контракты в отличие от опциона представляют собой твердое

обязательство по покупке или продаже ценной бумаги в указанный день по установленной цене в момент заключения контракта.Его общая схема предусматривает возможность прогнозирования цены на соответствующий товар или курс валюты , что позволяет застраховаться от перепадов цен и снизить потери от риска. Фьючерсный, контракт может быть в любой день закрыт путем проведения обратной сделки Операции по опционам, фьючерсным контрактам и другим видам ценных бумаг нередко совершаются между их участниками непосредственно на товарных и фондовых биржах.

Форвардный контракт предусматривает четко оговоренную фиксированную дату поставки предмета контракта по фиксированной цене, что, однако, не исключает для его участников возможности после уплаты заранее оговоренной суммы штрафа отказаться от исполнения обязательств

Общая характеристика производных ценных бумаг :

1) цены на такие бумаги базируются за счет той цены, которая лежит в основе их биржевого актива, такими активами могут быть другие ценные бумаги;

2)по форме обращение ценных бумаг, производные ценные бумаги аналогичны основным ценным бумагам;

3) существует ограничение этих бумаг по времени существования (несколько минут или несколько месяцев) в отличие от основных ценных бумаг (облигации – годы и десятилетия, акции – бессрочные);

4) по сравнению с другими ценными бумагами прибыль от купли – продажи производных ценных бумаг, можно получить при минимальных инвестициях, поскольку инвестор оплачивает только гарантийный взнос, а не всю стоимость актива.