Отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Отличия от стандартного учета. Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях


ВВЕДЕНИЕ

1 Общие понятия бюджетного учета

2 Бюджетные учреждения

3 Учетная политика учреждений

4 Организация бюджетного учета в бюджетных учреждений

5 План счетов бюджетного учета

1 Регистры бюджетного учета

2 Состав отчетности в бюджетных учреждениях

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Бюджетный учет является инструментом, целью которого является обеспечение информацией об исполнении бюджетов Российской Федерации. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения информации о поступлении и выбытии бюджетных денежных средств и средств, полученных за счет внебюджетных фондов. Бюджетный учет широко известен под названием бухгалтерский учет, проводимый в бюджетных организациях.

Тема курсовой работы «Бюджетный учет и отчетность». Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что бухгалтерский учет и финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятий бюджетного учета и отчетности, а также показать каким образом осуществляется организация бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

)Изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;

)Определить состав регистров бюджетного учета и отчетности;

)Выявить какие формы используются для оформления бухгалтерской информации;

)Показать каким образом осуществляется организация отчетности бюджетных учреждений.

Объектом исследования являются бухгалтерский учет.

Предметом исследования является бюджетный учет и отчетность бюджетных учреждений.

Данная курсовая работа состоит из традиционной структуры, в которую входит: введения, основной часть на 31 страницах, состоящая из четырех глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.

Первая глава раскрывает понятия бюджетного учета и порядок организации учета в бюджетных учреждениях.

Вторая глава посвящена составу регистров учета и отчетности.

В третьей главе приведены формы регистров бюджетного учета и отчетности.

Четвертая глава отражает порядок организации и формирования отчетности бюджетных учреждений.

При написании данной курсовой работы использовалась учебная литература отечественных авторов, нормативно-правовая документация, статьи и публикации в актуальных источниках информации.


ГЛАВА 1. ПОРЯДОК УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДНИЯХ


1.1Общие понятия бюджетного учета


Бюджетный учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений; об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.

На современном этапе развития бюджетного учета можно выделить пять уровней его правового регулирования (Приложение 1).

Задачами бюджетного учета являются:

)Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности ;

)Формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ;

)Обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений ;

)Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субъекты бюджетного учета в соответствии с Инструкцией номер 148н разделяются на три группы:

)Органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы);

)Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства);

)Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета представляет собой стадию бюджетного процесса, на которой происходят мобилизация доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и их использование в соответствии с направлениями, предусмотренными законом (решением) о бюджете. При этом исполнение бюджета включает целый комплекс мероприятий, предусмотренных Бюджетным Кодексом Российской Федерации, организация исполнения которых и возлагается на финансовые органы. Так, организация исполнения федерального бюджета относится к бюджетным полномочиям Минфина Российской Федерации, а бюджетов субъектов - к полномочиям министерств финансов субъектов Российской Федерации .

Функциями субъектов бюджетного учета первой группы (финансовых органов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований) являются: формирование бюджетов и направление средств бюджетов на выполнение обязательств, принятых субъектами бюджетного учета и отчетности, входящими в систему данного финансового органа, консолидация и представление бюджетной отчетности в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию .

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов заключается в проведении и учете операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. При этом для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам .

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета данного субъекта и наличия в его собственности (пользовании, управлении) необходимого для их осуществления имущества .

Роль Федерального казначейства состоит прежде всего в оказании Услуг участникам бюджетного процесса, поскольку казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. При этом ни один бюджетополучатель доходов, ни одно бюджетное учреждение не имеет права открывать счета за пределами единого счета соответствующего бюджета .

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. Кроме того, казначейство должно создавать условия для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составления отчета об исполнении бюджета, прежде всего отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. Только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жесткое и четкое следование положениям, установленным законами о бюджете и бюджетной классификацией.

В результате казначейского исполнения бюджета органам исполнительной власти стала предоставляться достоверная информация о том, какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены непосредственно федеральным законом. Казначейское исполнение бюджета выявило недостатки существующей системы исполнения бюджета, при которой бюджетные средства просто передавались на счета учреждений в коммерческие банки, и они сами реализовывали свою политику .

В третью группу субъектов бюджетного учета входят главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.

Главными распорядителями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Таким образом, главными распорядителями бюджетных средств можно назвать тех участников бюджетного процесса, которые исполняют бюджет в части, предусмотренной его ведомственной структурой. Это подтверждается также тем, что в функции главных распорядителей бюджетных средств входит представление отчетности об исполнении бюджета в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета .

Распорядителями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Функциями распорядителя бюджетных средств являются распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, консолидация и представление сводной бюджетной отчетности главным распорядителям бюджетных средств .

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главных распорядителей бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Получатель бюджетных средств принимает на себя обязательства путем заключения договоров и осуществляет расходование средств соответствующего бюджета. Фактически именно получатель бюджетных средств, получая в виде лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования необходимый объем финансовых ресурсов, осуществляет расходование (использование) средств бюджета. Такое расходование средств бюджета происходит через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, либо в ряде случаев путем использования средств, поступивших на банковские счета получателей .

Субъекты бюджетного учета соподчинены по вертикали функций и ответственности, финансовая деятельность их строго регламентирована. Это обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между субъектами бюджетного учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.

Распределение объектов бюджетного учета по его субъектам показано в Приложение 2 .

К объектам «Нефинансовые активы» отнесены материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд - основные средства и предметы труда. А также объекты, предназначение которых - отражать стоимостную оценку затрат по поступлению этих средств в учреждение до момента готовности их к эксплуатации и стоимостную оценку признания снижения первоначальной стоимости в результате эксплуатации .

К объектам «Финансовые активы» отнесены объекты Денежных средств, Финансовых вложений, Расчетов с дебиторами учреждения.

К объектам «Обязательства» отнесены расчеты с кредиторами учреждения .

К объектам «Финансовый результат» отнесены объекты, формирующие финансовый результат текущей деятельности учреждения, и объект, характеризующий источник финансирования за прошедшие отчетные периоды .

К объектам «Санкционирование расходов бюджета» отнесены объекты, регламентирующие объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.


1.2Бюджетные учреждения

бюджетный учет финансовый государственный

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах .

Орган государственной власти (или местного самоуправления) устанавливает для бюджетного учреждения государственные (муниципальные) задания, соответствующие основным видам деятельности бюджетного учреждения, предусмотренным в его учредительных документах .

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) .

В составе имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем на праве оперативного управления, выделяется особо ценное движимое имущество по аналогии с данной категорией имущества, введенного в Законе номер 174-Федеральный Закон. Порядок отнесения имущества к этой категории, равно как и права распоряжения, им, устанавливаются единообразно как для бюджетных, так и для автономных учреждений .

Бюджетное учреждение (как и государственные (муниципальные) учреждения других типов) обязано публиковать отчеты о своей деятельности и использовании закрепленного за ним имущества.

Безусловно, положительным моментом рассматриваемого законопроекта является получение бюджетным учреждением права самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доход деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом.

Бюджетные учреждения лишены права совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях.


1.3 Учетная политика учреждений


Учетная политика учреждения должна быть сформирована через принятие актов учреждения. При этом установленные в рамках учетной политики, правила учета применяются учреждением из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бюджетной отчетности .

Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала .

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет учреждению право выбора или самостоятельность в их определении .

В приказе по учетной политике учреждений для целей бюджетного учета могут утверждаться:

)Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением;

)Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции по бюджетному учету и документах главного распорядителя, не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

)Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно;

)Способы оценки активов и обязательств;

)Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

)Порядок контроля за хозяйственными операциями;

)Другие решения, необходимые для организации бюджетного учета.

Бюджетные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:

)Виды предоставляемых платных услуг, работ;

)Порядок распределения накладных общехозяйственных расходов;

)Порядок распределения в целях налогообложения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель;

)Применяемые в целях налогообложения коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов (налоговый (не бюджетный) учет);

)Порядок отражения (с учетом организации раздельного учета).

1.4 Организация бюджетного учета в бюджетных учреждений


В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» номер 129-Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года <#"justify">1)План счетов бухгалтерского учета в организациях;

)Форму ведения бухгалтерского учета;

)Способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

)Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

)Методы оценки активов и обязательств;

)Корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Бухгалтерия бюджетной организации состоит из нескольких групп - В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая, основных средств, расчетных операций и другие). Структурные подразделения бюджетной организации должны своевременно представлять в бухгалтерию всю необходимую документацию (договоры, акты выполненных работ, авансовые отчеты и другие) .

Обеспечение контроля за исполнением смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей - это одна из ключевых задач работы бухгалтерской службы .

Обязанности бухгалтерии:

)Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

)Контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

)Контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением, которое утверждается сметам доходов и расходов;

)Контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

)Начисление и выплата заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;

)Учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

)Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

)Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

)Составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

)Обеспечение хранения документации в соответствии с требованиями организации государственного архивного дела.

Главный бухгалтер бюджетной организации назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации .

Элементы плана организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях:

)План документации и документооборота;

)План инвентаризации;

)План счетов и их корреспонденция;

)План отчетности;

)План технического оформления учета;

)План организации труда работников бухгалтерии.


1.5 План счетов бюджетного учета


План счетов бюджетного учета-это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета .

План счетов, утвержденный Минфином России в составе Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 года номер 25н, применяют бюджетные учреждения для бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет финансирования, а так же операций по централизованному снабжению .

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов.

Первый раздел - «Нефинансовые активы» - представляют собой счета для учета основных средств, непроизводственных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.

Второй раздел - «Финансовые активы» - состоит из счетов для учета денежных средств учреждения и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности .

В третьем разделе - «Обязательства» - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждений .

В четвертом разделе - «Финансовые результаты» - представленные счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов .

В пятом разделе - «Санкционирование расходов бюджетов» - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях .

На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно и пр.

Счета бюджетного учета имеют свою определенную структуру и в Инструкции номер 25н <#"justify">1)Код классификации расходов;

)Код классификации расходов бюджетов;

)Код классификации источников финансирования дефицита бюджетов

)Разряд 18-код вида деятельности: бюджетная деятельность-1, приносящая доход деятельность-2, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении,- 3;

)Разряды 19-21 - трехзначный синтетический счет бюджетного учета;

)Разряды 22-23 - двузначный аналитический счет бюджетного учета.

Последние три разряда - 24-26 - также входят в код бюджетной классификации. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления.

Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета.

Все счета бухгалтерского учета сгруппированы в следующие разделы:

) Раздел 1. «Нефинансовые активы».

)010100000 «Основные средства»;

)010200000 «Непроизведенные активы»;

)010301000 «Нематериальные активы»;

)010400000 «Амортизация»;

)010500000 «Материальные запасы»;

)010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

)010700000 «Нефинансовые активы в пути».

) Раздел 2. «Финансовые активы».

В состав раздела включены следующие счета:

)020100000 «Денежные средства учреждения»;

)020400000 «Финансовые вложения»;

)020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам»;

)020600000 «Расчеты по выданным авансам»;

)020700000 «Расчеты с дебиторами по выданным кредитам»;

)020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

)020900000 «Расчеты по недостачам»;

)021000000 «Расчеты с прочими дебиторами».

) Раздел 3. «Обязательства»:

)030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»;

)030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

)030300000 «Расчеты по платежам в бюджет»;

)030400000 «Прочие расчеты с кредиторами».

) Раздел 4. «Финансовый результат»:

В состав данного раздела включены следующие счета:

)040100000 «Финансовый результат учреждения»;

)040101000 «Финансовый результат текущей деятельности»;

)040102000 «Финансовый результат по резервному фонду»;

)040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

)040104100 «Доходы будущих периодов»

) Раздел 5. «Санкционирование расходов»: Учет на счетах этого раздела ведут распорядители бюджетных средств и казначейство, отражая информацию о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а так же о бюджетных ассигнованиях, а бюджетные учреждения используют по данному разделу счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» .

На забалансовых счетах ведется учет ценностей, которые временно находятся в организации, но не принадлежат ей .

Запись операции на счетах означает отражение ее содержания в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, которые называются регистрами.


Вывод по Главе 1


Методологические принципы организации и ведения бюджетного учета являются общими для всех органов и учреждений, в которых он ведется .


ГЛАВА 2. СОСТАВ, СТРУКТУРА УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


2.1 Регистры бюджетного учета


Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией номер 25н и Приказом номер 123н.

Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации .

Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается .

Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей .

Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты :

)Наименование формы документа;

)Код документа по ОКУД;

)Дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения;

)Наименование учреждения и его код ОКПО;

)Наименование структурного подразделения учреждения;

)Наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ.

Не заполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы.

Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы.

Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя.

Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции номер 25н и Приказе номер 123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения .

Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом номер 123н .

К регистрам бюджетного учета относятся:

)Инвентарные карточки;

)Описи;

)Инвентарные списки - оборотные ведомости;

)Накопительные ведомости;

)Книги учета;

)Карточки накопительного и суммового учета;

)Книги регистрации;

)Реестры;

)Книги аналитического учета;

)Карточки учета средств и расчетов;

)Ведомости учета;

)Журналы учета;

)Инвентаризационные описи;

)Журналы операций;

)Главная книга.

Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга. В ней обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения .

В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания .

Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств.

Для этого, Приложением номер 3 к Инструкции номер 25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов .

Всего таких журналов восемь:

)Журнал операций по счету «Касса»;

)Журнал операций с безналичными денежными средствами;

)Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

)Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

)Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

)Журнал операций расчетов по оплате труда;

)Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

)Журнал по прочим операциям.

Сама Главная книга содержит следующие показатели:

)Номер счета бюджетного учета;

)Остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов;

)Остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов;

)Обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов;

)Обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов;

)Остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов;

)Номер журнала операций;

)Итоговые данные за период и сначала года.

Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, - ежедневно .


2.2 Состав отчетности в бюджетных учреждениях


Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты :

)Квартал - не позднее пятнадцатого числа следующего за отчетным периодом;

)Месяц - с 1 по 31 число месяца.

Годовая отчетность включает следующие формы :

)Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 1-1 (код 0503003).

)Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда - форма номер 2-4 (код 0503008);

)Отчет о движении основных средств - форма номер 5 (код 0503051);

)Отчет о движении материальных запасов - форма номер 6 (код 0503053);

)Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях - форма номер 15 (код 0503078);

)Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057);

Квартальная отчетность бюджетных учреждений включает в себя следующие формы :

)Баланс исполнения сметы доходов и расходов - форма номер 1 (код 0503001) со справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

)Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 1-1 (код 0503003);

)Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - форма номер 2 (код 0503004);

)Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - форма номер 2-в (код 0503018);

)Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 4 (код 0503055);

)Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

)Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060).

В состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений и организаций включается объяснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов .

В объяснительной записке приводятся основные факторы, оказавшие влияние на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, суммы недоиспользованных бюджетных средств, данные о результатах инвентаризации, состоянии расчетных статей баланса (дебиторской, кредиторской задолженности и другое). При этом в объяснительной записке следует приводить таблицы с данными, имеющимися в форме годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

В состав месячной бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы :

)Для учреждений и организаций, получающих финансирование из федерального бюджета и не переведенных на обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, - отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - форма номер 2 (код 0503004) и отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - форма номер 2-в (код 0503018);

)Для учреждений и организаций, состоящих на бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, - отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - форма номер 1 (код 0503010).

В состав годовой и квартальной отчетности по согласованию Министерством финансов Российской Федерации могут вводиться специализированные формы, отражающие специфику деятельности учреждений .


Вывод по Главе 2


В состав учета бюджетных учреждений входят регистры бюджетного учета, которые предназначены для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных документах, принятых к учету. К ним относится: инвентарные карточки, описи, инвентарные списки - оборотные ведомости, накопительные ведомости, книги учета, карточки накопительного и суммового учета, книги регистрации, реестры, книги аналитического учета, карточки учета средств и расчетов, ведомости учета, журналы учета, инвентаризационные описи, журналы операций, Главная книга, которая является одним из важнейших регистров бюджетного учета. Главная книга в бюджетных учреждениях заполняется ежемесячно. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.


ГЛАВА 3. ФОРМЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ


Список форм учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций, утвержден Министерством финансов Российской Федерации. Кроме того, бюджетные учреждения и организации также используют общеустановленные унифицированные формы первичных документов класса 03 ОКУД.

Формы бюджетной отчетности :

)Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя) получателя бюджетных средств (форма 0503130);

)Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503150);

)Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (форма 0503150);

)Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);

)Пояснительная записка (форма 0503160);

)Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);

)Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);

)Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя денежных средств бюджета (форма 0503127);

)Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);

)Отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);

)Справка по некассовым операциям исполнения бюджета (форма 0503129);

)Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);

)Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126);

Формы регистров бюджетного учета :

1)Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031);

)Инвентарная карточка группового учета основных средств (форма 0504032);

)Опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма 0504033);

)Инвентарный список нефинансовых активов (форма 0504034);

)Оборотная ведомость по нефинансовым активам учета (форма 0504035);

)Оборотная ведомость (форма 0504036);

)Оборотная ведомость по приходу продуктов питания (форма 0504037);

)Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (форма 050038);

)Книга учета животных (форма 0504039);

)Карточка количественно - суммового учета материальных ценностей (0504041);

)Книга учета материальных ценностей (форма 0504032);

)Карточка учета материальных ценностей (форма 0504043);

)Книга регистрации боя посуды (форма 0504044);

)Книга учета бланков строгой отчетности (форма 0504045);

)Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий (форма 0504046);

)Реестр депонированных сумм (форма 0504047);

)Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (форма 0504048);

)Авансовый отчет (форма 0504049);

)Карточка учета средств и расчетов (форма 0504051);

)Реестр карточек (форма 0504052);

)Реестр сдачи документов (форма 0504053);

)Многографная карточка (форма 0504054);

)Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма 0504055);

)Реестр учета ценных бумаг (форма 0504056);

)Карточка учета выданных ссуд (кредитов) (форма 0504057);

)Карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (форма 0504058);

)Карточка учета государственного долга Российской Федерации ф ценных бумагах (форма 0504059);

)Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета (форма 0504061);

)Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (форма 0504062);

)Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения (форма 0504063);

)Журнал регистраций бюджетных обязательств (форма 0504064);

)Журнал операций (форма 0504071);

)Главная книга (форма 0504072);

)Инвентаризационная опись ценных бумаг (форма 0504081);

)Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (форма 0504082);

)Инвентаризационная опись задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) (форма 0504083);

)Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской федерации в ценных бумагах (форма 0504084);

)Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (форма 0504085);

)Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма 0504086);

)Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087);

)Инвентаризационная опись наличных денежных средств (форма 0504088);

)Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089);

)Инвентаризационная опись расчетов по доходам (форма 0504091);

)Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092);

)Сводный реестр поступлений и выбытий средств бюджета (форма 0511009);

)Ведомость учета невыясненных поступлений (форма 0511015);

Периодичность формирования регистров бюджетного учета на бумажных носителях в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета показана в Приложении 3.

Службы, которые контролируют учет и отчетность, а также распоряжения, которые относятся к распорядителям и получателям средств бюджета и их форм могут быть изменены в качестве дополнительных форм, которые предусмотрены организацией и ее возможностями. Для того, чтобы более подробно ознакомиться с ежегодными, квартальными и месячными учетами и отчетностями и их формами нужно заглянуть на специальные источник, где имеется целое приложение, где перечисляются все главные и дополнительные формы. Все формы бюджетного учета строго выдаются и контролируются финансовой системой государства, поэтому невыполнение или неправильное ведение учета будет строго наказываться в независимости от того, чем занимается компания или фирма .

Вывод по Главе 3. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ0


Составление отчетности в бюджетных учреждениях завершает полный цикл бухгалтерской обработки данных, которые накапливаются в учетных реестрах.

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета заключается в обобщении учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период .

Отчетность - это система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих предпринимательскую деятельность организации за отчетный период времени: месяц, квартал, год. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки деятельности организации, а также для проведения экономического анализа, планирования и прогнозирования, что составляет предмет законодательного нормативного регулирования .

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данных .

Организации и учреждения составляют отчеты по типовым формам и инструкциям по их заполнению, утвержденным Минфином России.

Отчетным годом для всех организаций и учреждений Российской Федерации считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для учреждений, созданных после 1 октября, - период по 31 декабря следующего года включительно .

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения, то есть главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют бюджетную отчетность на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным .

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации .

Бюджетная отчетность сдается за подписью руководителя и главного бухгалтера главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов .

При осуществлении бюджетного учета сторонней специализированной организацией по договору либо централизованной бухгалтерией бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущих бюджетный учет .

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

Бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств.

Вышестоящие распорядители составляют сводную бухгалтерскую отчетность:

) По учреждениям, находящимся на территории Российской Федерации, - в рублях;

) По учреждениям, находящимся за границей Российской Федерации, - в иностранной валюте.

Указанные распорядители средств представляют сводную бухгалтерскую отчетность учреждений, находящихся в их ведении, органам, ответственным за исполнение бюджета соответствующего уровня (главным распорядителям) в установленные им сроки .

Главные распорядители средств федерального бюджета представляют сводную бухгалтерскую отчетность в Главное управление федерального казначейства и в соответствующие департаменты Министерства финансов Российской Федерации по принадлежности в сроки, установленные Министерством финансов .

Учреждения, получающие бюджетные средства в иностранной валюте, составляют и представляют месячную бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета сводную бухгалтерскую отчетность представляет в Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учреждения, состоящие на федеральном бюджете, кроме того, представляют в органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту открытия лицевых счетов формы номер 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» в следующие сроки: годовую - не позднее 30 января года, следующего за отчетным, квартальную - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным .

Учреждения, получающие бюджетные средства из федерального бюджета в иностранной валюте, составляют и представляют форму номер 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» своему вышестоящему распорядителю средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета сводную бухгалтерскую отчетность представляет в Главное управление федерального казначейства и соответствующий департамент Министерства финансов Российской Федерации в указанные сроки.

Учреждения, финансирование которых передано с одного уровня бюджета на другой или переданные из одного подчинения в другое, а также при ликвидации учреждения, составляют бухгалтерскую отчетность на дату передачи или ликвидации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности и представляют его своему распорядителю средств бюджета как по прежней, так и по новой подчиненности и органам, ответственным за исполнение соответствующих бюджетов. Финансирование расходов по переданным учреждениям отражается по новой подчиненности полностью с начала года. При этом уточняются соответствующие бюджетные ассигнования .

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) учреждений в состав передаточного акта или разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность об исполнении сметы доходов и расходов, составляемая в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и представляется главному распорядителю средств как по прежней, так и по новой подчиненности и в органы, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов. К годовой бухгалтерской отчетности должны быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей балансов .

Вывод по Главе 4. Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Составляется на основе учетных данных по типовым формам и инструкциям по заполнению, утвержденным Минфином Российской Федерации.

Отчетность должна быть понятной, уместной, достоверной, качественной, стабильной и нейтральной т.е. должна удовлетворять всех пользователей, а не только отдельные группы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проанализировав имеющуюся информацию о бюджетном учёте и отчетности можно сделать вывод что, бухгалтерский учет бюджетных организаций широко известен по названием «бюджетный учет» и является основной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, специализированной на создании учетной информации для управления государственными (муниципальными) финансами на всех уровнях властной системы Российской Федерации.

Учет в бюджетных учреждениях - это инструментом, целью которого является сбор информации о доходах и расходах по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Он регулируется четырьмя уровнями: законодательный, нормативный, методический и организационный.

В приказе по учетной политике учреждений для целей бюджетного учета могут утверждаться: план счетов бюджетного учета, формы первичных документов и так далее.

Методологические принципы организации и ведения бюджетного учета являются общими для всех органов и учреждений, в которых он ведется.

В бюджетных учреждениях ведется бухгалтерский учет. Бухгалтерия бюджетного учреждения состоит из нескольких групп, которые должны своевременно предоставлять всю необходимую информацию по учету средств.

Для учета операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам полученным за счет финансирования, а так же по операциям централизованного снабжения, бюджетные учреждения применяют, в целях бухгалтерского учета, План счетов бюджетного учета. В едином плане счетов бюджетного учета отражены все объекты как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В состав учета бюджетных учреждений входят регистры бюджетного учета, которые предназначены для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных документах, принятых к учету. К ним относится: инвентарные карточки, описи, инвентарные списки - оборотные ведомости, накопительные ведомости, книги учета, карточки накопительного и суммового учета, книги регистрации, реестры, книги аналитического учета, карточки учета средств и расчетов, ведомости учета, журналы учета, инвентаризационные описи, журналы операций, Главная книга, которая является одним из важнейших регистров бюджетного учета. Главная книга в бюджетных учреждениях заполняется ежемесячно.

Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

Завершением полного цикла бухгалтерской обработки данных, которая содержится в учетных регистрах, является составление отчетности.

Бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную и месячную. Каждая из которых имеет свои формы.

Формы бюджетного учета и отчетности утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. Все формы выдаются и контролируются финансовой системой государства.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Составляется на основе учетных данных по типовым формам и инструкциям по заполнению, утвержденным Минфином Российской Федерации.

Отчетность должна быть понятной, уместной, достоверной, качественной, стабильной и нейтральной то есть должна удовлетворять всех пользователей, а не только отдельные группы.

Бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации. Она должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером, главным распорядителем, распорядителем, получателем средств бюджетов, органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Отчетность бюджетных учреждений имеет более узкую сферу применения. Такая отчетность формируется не столько для представления внешнему пользователю (хотя такая возможность также не отрицается), сколько для консолидации в бюджетной отчетности публично-правового образования.

Таким образом задачи, поставленные для достижения целей данной курсовой работы достигнуты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно - правовые акты

1.«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145 (принят ГД ФС Российской Федерации 17.07.1998) (ред. От 29.07.2014).

.Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями), страница 3.

Литература

3.И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2010. - 640 с.

4.. Артюхин Р.Е., Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. М.: ЭКАР, 2005. Ч. 1.

.Бюджетный учет и отчетность. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 142 с.

.А.Н. Борисов. Комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете". - М.: Юстицинформ, 2012. - 400 с.

.Особенности составления и представления отчетности в 2011 году. Б.В. Салдусова, Л.В. Кашурина, "Бюджетный учет", N 2, февраль 2011 г.

.Новая инструкция по бюджетному учету. План счетов бюджетного учета. - М.: Ось-89, 2012. - 368 с.

Интернет ресурсы

.#"justify">.#"justify">11.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ


1)Уровни регулирования бюджетного учета

)Распределение объектов бюджетного учета по его субъектам

)Периодичность формирования регистров бюджетного учета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


«Уровни регулирования бюджетного учета»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


«Распределение объектов бюджетного учета по его субъектам»

Субъекты бюджетного учетаОбъекты бюджетного учетаНефинансовые активыФинансовые активыОбязательстваФинансовый результатСанкционирование расходовОрганы, организующие исполнение бюджетов (финансовые органы)-+-++Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства)-++++Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств+++++

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


«Периодичность формирования регистров бюджетного учета»

N п/пКод формы документаНаименование регистраПериодичность10504031Инвентарная карточка учета основных средствЕжегодно20504032Инвентарная карточка группового учета основных средствЕжегодно30504033Опись инвентарных карточек по учету основных средствЕжегодно40504034Инвентарный список нефинансовых активовЕжегодно50504035Оборотная ведомость по нефинансовым активамЕжемесячно60504036Оборотная ведомостьЕжемесячно70504037Накопительная ведомость по приходу продуктов питанияЕжемесячно80504038Накопительная ведомость по расходу продуктов питанияЕжемесячно100504041Карточка количественно-суммового учета материальных ценностейЕжегодно110504042Книга учета материальных ценностейпо мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа N 123н110504042Книга учета материальных ценностейпо мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа N 123н120504043Карточка учета материальных ценностейЕжегодно130504044Книга регистрации боя посудыпо мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа N 123н140504045Книга учета бланков строгой отчетностипо мере совершения операций в соответствии с положениями Приказа N 123н150504047Реестр депонированных суммЕжемесячно160504048Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендийЕжемесячно170504049Авансовый отчетпо мере необходимости формирования регистра180504051Карточка учета средств и расчетовЕжегодно190504052 Реестр карточекЕжегодно200504053Реестр сдачи документовпо мере необходимости формирования регистра210504054Многографная карточкаЕжегодно220504055Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядкеЕжегодно230504062Карточка учета лимитов бюджетных обязательствЕжегодно240504064Журнал регистрации бюджетных обязательствЕжегодно250504071Журналы операцийЕжемесячно260504072Главная книгаЕжегодно270504082Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средствпри инвентаризации280504086Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документовпри инвентаризации290504087Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активовпри инвентаризации300504088Инвентаризационная опись наличных денежных средствпри инвентаризации310504089Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторамипри инвентаризации

Бюджетные организации относятся к налогоплательщикам, которые обязаны подавать бухгалтерскую отчетность в строго обозначенные сроки. Вместе с тем, существуют особенности формирования и заполнения бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях, которые мы рассмотрим в данной статье.

Назначение бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении

Бухгалтерская отчетность в бюджетном учреждении представлена в виде периодической и годовой отчетности. Регламентирует порядок составление отчетности Минфин РФ. Согласно установленным требованиям, отчетность должна включать в себя данные по всем филиалам или иным структурным подразделениям:

Отчетность является совокупностью показателей, которые призваны отражать результаты хозяйственной деятельности компании за отчетный период. Первичная документация оформляется в виде аналитических и синтетических таблиц, которые заполняются на основе данных бухучета.

Документация составляется главными распорядителями и получателями бюджетных средств. Даты предоставления отчетности указаны в таблице:

Отчетный период для сдачи отчетности — календарный год. В случае непредоставления, документации в определенные сроки, финансирования предприятия может быть приостановлено.

Бухгалтерская отчетность для бюджетного учреждения считается финальной стадией бухгалтерского учета. Документация необходима для того, чтобы отразить в ней финансовое и имущественное положение учреждения за определенный период.

Также отчетность необходима для представления в контролирующую организацию, где будет оцениваться прибыльность работы компании, ее экономическое положение и законность осуществляемой деятельности. Немаловажным является еще и то, что отчеты позволяют регулировать выплату начисленных налогов и используются для проверки правильности ведения бухучета на предприятии.

Общие требования к составлению отчетности

Бюджетный тип предприятия определяется с учетом способа финансирования. Как правило, это некоммерческие структуры, которые сохранили статус учреждения, поскольку получают финансовое обеспечение из государственного или местного бюджета.

Структура такого предприятия имеет отличия от коммерческих организаций, а это означает, что и отчетность, обязательная для представления в ИФНС также имеет определенные нюансы заполнения и оформления.

Важно учитывать, что отчетность должна формироваться строго на существующих показателях, не иметь искажений и неточностей. Реальность и достоверность показателей каждой статьи баланса должна быть подтверждена путем проведения инвентаризации. Основой для составления отчетности являются данные с аналитических и синтетических счетов:

Бюджетная бухгалтерская отчетность формируется на основании показателей Главной книги и других регистров бухучета, а также при использовании определенных форм бюджетной отчетности, утвержденных Минфином РФ.

В качестве таких форм можно выделить:

Форма документа, ОКУД

Описание

0503120 Баланс исполнения бюджета
0503121 Отчет о финансовых результатах деятельности
0503123 Отчет о движении денежных средств
0503124 Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств
0503125 Справка по консолидируемым расчетам
0503128 Отчет о бюджетных обязательствах
0503117 Отчет об исполнении бюджета

Отчетность заполняется с нарастающим итогом, а все показатели указываются в рублях с точностью до второго десятиного знака после запятой. Документы формируются на отчетную дату и предоставляется главному распорядителю средств бюджета. Документация должна быть прошита, пронумерована и дополнена оглавлением. Обязательным является сопроводительное письмо на бумажных и электронных носителях.

Заключение

Бухгалтерская отчетность для бюджетного учреждения более строгая, поскольку, организация должна отчитываться перед государственным бюджетом о поступивших средствах. По этой причине, внутренняя документации сложнее, чем для коммерческих предприятий и требует более внимательного заполнения.

Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.

Что такое бюджетный учет

Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.

Задачи учета

Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.

Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.

Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.

Нормативные документы

Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.

Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.

На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.

Требования

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

  1. Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
  2. Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
  3. Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.

Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.

Обязанности

Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.

Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.

В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.

Структурирование

Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.

Подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.

Документация

Существует более 40 базовых форм которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.

В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.

Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.

Автоматизация

Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.

Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.

Учет и отчетность

Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:

  • отчет об ;
  • о результатах деятельности;
  • о движении средств.

Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Отличия от стандартного учета

Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.

Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.

Итоги

В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.

Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.

Основы организации бухгалтерского учета и отчетности, четко определены законом «О бухгалтерском учете». Целью данного закона считается формирование единого, рационального и правильного подхода к ведению учета хозяйственных операций и учета имущества, который должен осуществляться теми организациями, которые в своей деятельности используют бюджетные средства.

Организация бюджетного учета и отчетности представляет собой использование единой, упорядоченной системы, которая направлена на обобщение, сбор и регистрацию любой информации о финансовом состоянии той или же иной организации. Причем данная отчетность представляется в денежном выражении и обязана учитывать в себя все активы и обязательства организации.

Организация бюджетной отчетности и учета

Чтобы сформировать стабильное экономическое положение в стране, была введена система бюджетного учета. Бюджетные средства распределяются между определенными организациями, которые испытывают дефицит средств в своей деятельности. Чтобы такие организации смогли работать, исполняя нужные функции, государство выделяет для их деятельности определенные средства. Обратим ваше внимание на то, что сегодня средства выделяются исключительно в том случае, если организация в действительности может доказать, что в результате своей деятельности она зарабатывает минимальное количество средств и не может окупить себестоимость своих вложений. Таким образом, становится понятно, что организация учетной документации должна протекать исключительно на основании четко разработанных принципов. Посредством данной документации государственные инстанции могут рационально и правильно оценить текущее состояние той или же иной организации и правильно распределить бюджетные средства.

Задачи бюджетного учета

Вся бюджетная отчетность разработана для того, чтобы в процессе ее оформления организации смогли предоставлять полную и достоверную информацию не только о состоянии активов, но и о состоянии обязательств. Посредством данной документации можно сделать рациональные выводы по поводу формирования исполнения бюджета, также можно сформировать определенный контроль, который позволит оценить преимущества рациональности использования выделенных средств той или же иной организации.

Организация бюджетного учета и отчетности основывается на единой методологии, которая должна использоваться всеми учреждениями для формирования отчетной документации.

На основании информации, которую специалисты получают в результате деятельности организации, формируется отчетная документация. Инструкция о порядке ее оформления и составления утверждена Министерством финансов.

Бюджетный учет имеет ряд своих особенностей, и чтобы их изучить, нужно прочитать немало литературы. Впрочем, сегодня можно использовать своеобразные программы-помощники. Данные программы в своем составе содержат государственную классификацию, что позволяет достаточно быстро создать нужные документы по бюджетному отчету.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.