Когда закончится кризис. Экономический кризис в России закончился - что дальше

Правительство уже не скрывает тяжелого положения российской экономики: по прогнозам Минфина следующие 15 лет возможен ежегодный рост лишь на 1-1,3%. Это при позитивном сценарии развития. Чтобы кризис закончился быстрее, стране необходимы структурные реформы или другие источники дохода, не связанные с углеводородами, время которых, возможно, безвозвратно ушло.

Складывается впечатление, что правительство России всеми силами старается избежать реформ. Если это так, рост экономических показателей им придется стимулировать другим способом, например, выводом из тени оффшорных денег или переписыванием стандартов расчета экономических показателей.

Когда закончится кризис?

Экономические прогнозы в России заточены под три основных сценария: оптимистичный (если внешние обстоятельства сложатся удачно), средний (при текущих экономических и политических показателях) и пессимистичный (ситуация изменится в худшую сторону, чем планировалось).

Исходя из текущей ситуации, по среднему сценарию закончится кризис в России не ранее 2020 г, так как согласно прогнозу Минфина ВВП страны достигнет уровня 2014 года только к 2020.

Однако есть предпосылки для реализации пессимистичного сценария . Стоимость барреля заложенной в бюджете нефти — 40 долларов за баррель, но фактически ее стоимость в середине 2016 составляля 32-35 долларов. По прогнозам нефтяных аналитиков, уже в текущем 2017 году стоит ожидать значительного снижения нефтедобычи. К тому же, ожидается увеличение поставок импортных товаров в среднем на 3-4% ежегодно. Динамика роста импорта показывает, что не стоит ждать роста бюджетных доходов, а вот увеличение расходов как раз предсказуемо. Факторы негативного сценария демонстрируют, что спад экономики продолжается и «дно» еще не достигнуто.

Ожидать реального восстановления заработной платы

стоит только через 10 лет.

Одновременно заметны предпосылки позитивной динамики – перед Центробанком поставлена задача добиться замедления темпов инфляции - в 2018 году рост цен планируется на уровне 4 %, в 15 летний период — до 2,6%. Но снижение инфляционных темпов также говорит о стагнации, предупреждающей, что кризис в ближайшие годы не закончится.

Многие экономисты называют ожидания высоких цен на углеводороды в ближайшие годы «неразумными», ссылаясь на цикличность экономики. Для выхода из коллапса страна нуждается в смене экономической модели развития, иначе скатится в долгосрочный стагнационный период.

Важно стимулировать рост производства, внедрять новые экономические системы, постепенно переходить к диверсифицированной экономической модели.

Но без изменения налогового законодательства и доступных кредитов выйти из кризиса невозможно. Россия крайне нуждается в деньгах, а сокращение налогов для бизнеса требует четких обоснований.

Деньги «в тени»

В кризисные годы теневая экономика достигла 50% ВВП страны

и продолжает увеличиваться.

Наличие теневой экономики в России имеет для власти один положительный момент – она снижает социальные протесты граждан, амортизируя перепады доходов.

Следующее направление, которое сложно поддается контролю, это валютные операции . Еще десятилетие назад Казначейство США отзывалось о России как об основном потребителе долларовой наличности. Новый кризис лишь усилил долларизацию нашей экономики – большинство сбережений граждан хранятся в иностранной валюте.

В связи с резким падением цен на нефть, властям ничего не остается, кроме как девальвировать рубль , иначе государство не сможет реализовать социальные обязательства перед пенсионерами и бюджетниками. Реакция населения на действия властей предсказуема – это сокрытие доходов и покупка валюты.

Что еще скрывает наше правительство, когда закончатся кризисные явления, вы узнаете, познакомившись вот с этим коротким, но очень интересным видео:

Есть ли предпосылки к окончанию экономического кризиса?

Уже за 2015 год в стране произошло резкое падение ВВП – на 3,7% по официальным данным. Стали производить меньше промышленных товаров – снижение на 3,5%, розничная торговля упала на 10%, внешняя — «просела» на все 34,2%. Инвесторы не торопятся вкладывать деньги в экономику страны, находящейся под санкциями, доходы населения упали на 4%, а цены выросли почти на 13%. Это только официальная статистика, реальный же уровень жизни населения значительно ниже.

О замедлении экономического развития в 2015 году сигнализировали не только российские показателимировая экономика также находилась в кризисе, но в 2017 вышла из него. Однако цены на нефть и газ находятся на низком уровне. По этой причине властям не нужно рассчитывать на высокие цены за ресурсы – вслед за нефтью происходит снижение цены на остальное сырье.

Возможно, в ближайшие пять лет страна найдет внутренний потенциал для развития. Будут проведены структурные реформы и преобразования, в которых так нуждается российская экономическая система. Но говорить об этом пока рано – очередные шаги по выходу из кризиса все еще на стадии обсуждения. Как только меры будут приняты, экономический кризис в России закончится.

Экономика России восстанавливает положительную динамику, однако прогнозы экспертов допускают новый период кризиса в 2018 году. Помимо цен на нефть, которые могут спровоцировать очередной период нестабильности, фактором риска остается состояние отечественного бюджета. Кроме того, аналитики не исключают расширения санкций, что станет новым ударом для экономики.

Чиновники убеждены в окончании кризиса. Отечественная экономика переходит к умеренному росту, который будет сохраняться в среднесрочной перспективе. В Минэкономразвития ожидают рост ВВП в пределах 1,5-2% в ближайшие годы. При этом инфляция замедлится до 4%, а курс доллара скорректируется до 70 руб./долл.

В Минфине подчеркивают необходимость структурных преобразований, без которых экономику РФ ожидает период стагнации. Несмотря на существенное подорожание нефтяных котировок, цены на «черное золото» не вернутся к рубежу 100 долл./барр. Соответственно правительству необходимо заложить новую основу для устойчивого экономического роста.

Несмотря на сдержанный оптимизм чиновников, эксперты не уверены в восстановлении экономического роста. В 2018 году российская экономика может столкнуться с очередным этапом кризиса. Факторами риска остаются рост дефицита бюджета, падение цен на нефть и расширение санкций.

Факторы риска: нефтяной обвал

Основным риском для устойчивого роста российской экономики в 2018 году остается колебание цен на нефть. Экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную часть бюджетных поступлений. Кроме того, цены на нефть непосредственно влияют на стабильность российской валюты.

Базовый прогноз на 2018 год предполагает рост стоимости барреля до 60 долларов. В результате российская экономика получит дополнительный фактор роста, который поможет избежать кризисных явлений в ближайшей перспективе. Однако пессимисты допускают новый обвал нефтяных котировок, что приведет к негативным последствиям для российской экономики. Последние новости подтверждают, что падение цен до 40 долл./барр. приведет к реализации пессимистичных прогнозов для экономики России на 2018 год и станет началом нового кризиса.

Динамика цен на «черное золото» зависит от стабилизации нефтедобычи. Данная мера позволит сбалансировать рынок в среднесрочной перспективе, уверены аналитики, однако многие участники рынка не удовлетворены действующим форматом ограничений. В том числе недовольство экспортеров связано с ростом уровня добычи в США, что компенсирует согласованные ограничительные меры.

Представители РФ ожидали повышения цен до 55-60 долл./барр. в результате ограничения нефтедобычи. Однако активные действия американских компаний не позволили ценам подняться выше 55 долл./барр. Дальнейшая судьба соглашений будет зависеть от позиции Саудовской Аравии. Крупнейший поставщик «черного золота» может сорвать продление соглашений, намереваясь увеличить свою долю рынка. В таком случае стоимость барреля может обвалиться до 40-45 долл./барр.

Помимо нефтяного рынка, кризис в России в 2018 году может спровоцировать стремительный рост дефицита бюджета. На фоне резкого сокращения резервов, властям будет непросто найти источники для финансирования расходной части.

Проблемы государственной казны

Дефицит бюджета сохраняется на высоком уровне, что вынуждает чиновников искать дополнительные ресурсы для финансирования расходной части. По итогам прошлого года фактическое превышение расходов достигло отметки 3,55%. При этом власти планировали удержать дефицит в пределах 3%. В 2017 году правительство планирует снизить дефицит до 3,2%, а в 2018 году – до 2,2%.

Финансирование дефицита становится проблемой для правительства и может стать причиной нового кризиса в 2017-2018 гг., считают эксперты. В 2016 году власти могли рассчитывать на ресурсы Резервного фонда. За прошлый год запасы фонда сократились на 2,668 трлн руб. и достигли 972 млрд руб. Уже в текущем году финансовые резервы правительства будут полностью исчерпаны, что вынуждает чиновников задействовать альтернативные источники.

В первую очередь власти рассчитывают нарастить объемы задолженности, привлекая ресурсы на внутреннем рынке. Однако снижение цен на нефть приведет к чрезмерному росту дефицита, что может перерасти в масштабный кризис.

Еще один фактор, который может привести к новым потрясениям для экономики – рост геополитической напряженности и последующее расширение санкций.

Санкционный вопрос

Рост напряженности, связанный с развитием конфликта в Сирии, может спровоцировать новые санкции против РФ, допускают эксперты. Кроме того, противостояние на востоке Украины может перейти в острую фазу, что также увеличит градус геополитической напряженности.

Дополнительные санкции станут новым ударом для отечественной экономики. В результате восстановление роста окажется под угрозой. Свежие новости свидетельствуют о значительной уязвимости экономики России перед внешними вызовами, что может стать причиной нового кризиса в 2018 году.

Благоприятный сценарий предполагает частичную отмену санкций в 2017-2018 гг., что может стать новым фактором роста для российской экономики. В том числе отечественные компании смогут привлекать финансовые ресурсы на международных рынках, что будет стимулировать развитие отдельных секторов экономики.

В правительстве уверены в улучшении экономической ситуации в ближайшей перспективе. Уже в 2017 году возобновится рост ВВП, что будет сохраняться в 2018 году. Кроме того, увеличение цен на «черное золото» станет новым фактором роста.

Эксперты не исключают возобновление кризисных явлений для российской экономики. Факторами риска остаются снижение цен на нефть, рост дефицита бюджета и расширение санкций.

В случае снижения стоимости барреля до 40 долларов отечественный бюджет лишится значительных поступлений, что приведет к новому этапу кризиса.

Последние несколько лет Российская Федерация переживает не лучшие времена, поскольку отечественная валюта резко ушла вниз, Запад наложил на Москву продолжительные санкции, снятие которых все время откладывается из-за неполного выполнения минских соглашений. Последним ударом для России стало падение цен на нефть, которая питала экономику государства. Кризис в стране, как уверены эксперты, безусловно затянется и его окончания не стоит ожидать ранее 2020 года. Так когда же Российская Федерация сумеет преодолеть экономические трудности и чего это будет стоит населению страны?

Чем спровоцирован кризис в России?

Говоря о причинах экономического кризиса в Российской Федерации, проявляться они начали еще с конца 2013 года, но стали заметны только в 2014 году. Среди ключевых следует выделить, пожалуй, две:

1. Санкции в отношении РФ со стороны стран ЕС и других ведущих государств.

Безусловно, наложенные на Москву санкции дали толчок к ограничению возможностей российской экономики. В марте 2014 года были предприняты первые меры, инициированные США и связанные с присоединением крымского полуострова к составу РФ. Ограничения касались как активов ряда должностных лиц, так и экспорта товаров, политического и торгового сотрудничества и прочее. Позднее санкции неоднократно продлевались и все попытки Москвы разорвать цепь терпели неудачу, поскольку Крым до сих пор является частью России. В текущем году Вашингтон в очередной раз продлил срок действия ограничений.

2. Падение стоимости нефти, повлекшее ослабление рубля .

Многие отечественные эксперты называют именно эту причину ключевой в развитии кризиса в России. Внезапно со 100 долларов цена сырья оказалась ниже уровня в 60 долларов. Осенью 2014 года Центральный Банк РФ констатировал - на фоне снижения цен на нефть началось ослабление рубля. Трудности с "черным золотом" продолжаются, ведь переизбыток сырья на рынке не позволяет привести ситуацию в норму. Решение о "заморозке" добычи было бы более эффективным, если бы не отказ Ирана становится частью процесса стабилизации.

Прогнозы экспертов

О неутешительных прогнозах для России накануне заявили представители Высшей школы экономики (ВШЭ) , которые составили и обработали два наиболее вероятных сценария для РФ на ближайшие пару лет. Один из вариантов, предложенных экспертами, предполагает, что уровень цен на нефть впоследствии сохранится в пределах 35 долларов за один баррель. В таком случае, как предполагают специалисты, ВВП России в среднем показателе сократится на 8,1%. Одновременно с этим уровень безработицы уйдет вверх на 6%. Также на 6% снизится и размер реальных заработных плат. Впрочем, последствия низкой цены на "черное золото" станут заметны уже к концу текущего 2016 года, уверены аналитики. Согласно предварительным подсчетам, до конца года дефицит российского бюджета в среднем превысит отметку в 4%. Ситуация в 2017 году может несколько измениться в лучшую сторону и дефицит вряд ли сумеет подняться выше 3%. Далее цифра будет постепенно повышаться на один процентный пункт и к 2020 году впервые может уйти в плюс.

Впрочем, имеется в распоряжении ВШЭ и второй, более удачный, сценарий, который берет в учет стоимость "черного золота" на уровне не ниже 45-50 долларов. Специалисты уверены, что даже при подобном развитии событий экономика РФ потерпит падение на 0,6%. Суммарные же убытки за период с 2015 по 2019 годы составят примерно 5,6%. Тем не менее, при любом из вышеупомянутых сценариев, по прогнозам экспертов ВШЭ, правительству России придется предпринять меры по сокращению расходов на социальную сферу. Это значит, что зарплаты бюджетников в среднем показателе сократятся на 22-30%.

Не слишком верят в скорую стабилизацию экономической сферы России и специалисты Центробанка . По их мнению, кризис в стране не завершится ранее 2018 года. Опять же, ключевое влияние на процесс стабилизации оказывает нефть и эксперты боятся, что последняя упадет до 25 долларов. В таком случае инфляция в 2016 году может подскочить примерно до 7%, также ожидается спад ВВП. Аналогичного мнения придерживаются и официальные представители Министерства экономического развития РФ, правда по их мнению окончания кризиса не стоит ждать раньше конца 2019 - начала 2020 года. В ведомстве полагают, что максимум для "черного золота" в течение ближайших четырех лет - 50 долларов.

Следует добавить, что мнение экспертов подтверждает и наблюдающаяся в начале 2016 года ситуация. Согласно отчетам Минэкономразвития, первые месяцы текущего года отмечались очередным спадом и данная тенденция, что наиболее вероятно, сохранится на весь 2016 как минимум. В среднем показателе за период с января по февраль уровень ВВП страны сократился почти на 2,5%.

Меры правительства и последствия кризиса для населения России

Безусловно, кризисный период в стране неизменно оказывается весьма непростым, в особенности для обычных граждан. Правительство России на данный момент проводит активную антикризисную политику , однако ждать от нее моментального эффекта не приходится. Одной из основных мер со стороны Москвы стало поддержание курса отечественной валюты. Решения по данному поводу принимают в ЦБ и их методы в последнее время начали постепенно давать свои плоды, поскольку доллар упал ниже 70 рублей. Тем не менее, кардинального скачка рубля вверх в ближайшее время не будет.

Еще один шаг к преодолению кризиса - оказание поддержки компаниям и банкам , которые фактически оказались отрезаны от рынков Запада. Кроме того, Владимир Путин пытается всячески помогать развитию бизнеса в России, принимая ряд соответствующих указов. Впрочем, малый бизнес по-прежнему немного отстает, а внешний долг отечественных компаний постепенно растет. Помимо прочего, правительство пытается всячески урезать расходы бюджета , отказываясь от ряда затрат.

Для населения России кризис, окончание которого следует ждать не ранее 2020 года, также окажется весьма заметным. В связи с ростом инфляции и рецессией экономики будет наблюдаться рост цен, что могли заметить россияне с начала 2016 года. Уже успела вырасти стоимость целой группы продовольственных товаров, таких как хлеб, рыба, молочка и прочее. Кроме того, цена поднялась на бензин, одежду, отдых и сферу развлечений. Уровень реальных зарплат, ко всему прочему, медленно, но уверено уменьшается, одновременно с этим безработица наоборот движется вверх. В особенности сокращение бюджета касается именно социально сферы и данный процесс неизбежен.

Впрочем, эксперты уверены, что справиться с трудностями позволят инвестиции, депозиты, собственный бизнес или вложение денежных средств в недвижимость. Строить окончательных прогнозов относительно точного срока окончания кризиса аналитики не берутся, не уточняя и то, какие конкретно последствия ожидают Российскую Федерацию.


Лиза Морская

Кризис, поразивший российскую экономику, стал самым тяжелым с начала века. Давно назревшая необходимость структурных преобразований наложилась на обвал цен на сырье, добавили трудностей и международные санкции. Доктор экономических наук Евгений Гонтмахер рассказал «Ленте.ру» о путях выхода из сложившегося положения.

«Лента.ру» Евгений Шлемович, всех беспокоит ситуация в экономике. На ваш взгляд, мы прошли пик кризиса, или черная полоса еще не начиналась?

Нет, мы, конечно, пик кризиса не прошли. Потому что надо мерить не только чистой статистикой. Допустим, в этом году, по оптимистическим прогнозам, может быть даже некий положительный рост. Был такой прогноз у Минэкономики. Хотя сейчас, глядя на цену на нефть, они начинают этот прогноз ухудшать. Ну, допустим, будет плюс один процент, полтора.

Но это не выход из кризиса. Дело не в цифрах, а в двух обстоятельствах. Первое: для того, чтобы выйти на путь устойчивого экономического развития, России нужно не менее пяти процентов темпов роста. Об этом говорили и Дмитрий Анатольевич Медведев, и Владимир Владимирович Путин.

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Причем эти пять процентов должны быть достигнуты не за счет того, что нефть опять будет стоить 100 долларов, а за счет структурных реформ. Отсюда второе: России нужен другой тип экономики. Темпы роста около нуля - плюс один, плюс полтора - в ближайшие годы могут быть достигнуты за счет случайных факторов. Например, спустили на воду очередную подводную лодку. Это, конечно, плюс в наш ВВП, но это не тот вклад в экономику, о котором мы говорим. Хотя, может быть, эта лодка и нужна. Главная проблема, решение которой позволило бы нам выйти из кризиса, подняться со дна, - создание современной экономики XXI века. Но пока как-то особо не двигается.

Разговоры о структурной реформе экономики идут лет двадцать. Почему до сих пор наша экономика настолько зависима от цены на нефть? Почему всякий раз мы опускаемся в пучину кризиса, как только падает цена барреля?

Потому что экономика у нас архаичная. Она простая с точки зрения инвестирования. Вложились когда-то в нефть, газ, построили нефтепроводы, газопроводы - эффект быстрый, очевидный. И цены всегда были очень неплохие. Цены росли не только на нефть и газ, но и на другие наши сырьевые ресурсы.

И была некая успокоенность. Реформы - это всегда большие риски. Допустим, ты неправильно проводишь реформы и получаешь недовольство. Вспомним пример из моей сферы - монетизация льгот. Нужная реформа, но как она была исполнена? И денег потратили больше, чем планировали, и результата не добились. Так же и с пенсионной реформой, которую запустили в 2002 году. Сейчас мы видим, что кромсают нашу пенсионную систему каждый год. Главный эффект в чем должен быть? Чтобы получилась более-менее достойная пенсия.

А вместо этого - ощущение, что пенсии вообще не будет.

Да. У большинства ощущение, что никаких пенсий не будет. В условиях комфортных цен на нефть и газ вполне естественно людям, которые принимают решения, воздерживаться от каких-либо реформ. С надеждой на то, что так будет всегда - и сто лет, и двести, - при их жизни, во всяком случае.

Сейчас мы попали в сложную ситуацию. Цены на нефть упали. И все специалисты говорят, что вряд ли они будут расти до прежних высот. Ну, 50 долларов будет за баррель, 60. А денег особых уже через два-три года не будет ни в резервах бюджета, ни в самом бюджете, но реформы проводить теперь уже точно надо.

Греф очень неплохо в свое время сказал: «Реформы начнутся тогда, когда кончится нефть». Мы подошли к осознанию того, что низкие цены на нефть - на очень длинный период. А при этих ценах поддерживать все наши расходы, которые были заложены в бюджет, уже невозможно.

Многие реформы предполагают наличие денег. Что мешало правительству заняться реформой инфраструктуры в тучные годы, когда было на что строить?

Должен сказать, что вообще-то в инфраструктуру в последние лет 15 вкладывалось довольно большое количество денег. Если мы сравним ситуацию 2000 года и нынешнюю, то разница есть. И с точки зрения авиационного транспорта, и железнодорожного, строительства мостов, даже дорог…

То есть популярное критическое высказывание о том, что правительство ничего не делало 15 лет, в корне неверно?

Правительство много чего делало. И в инфраструктурном плане сдвиги есть - по крайней мере, до 2010 года были. Потом начался откат в другую сторону. В социальном плане тоже был достигнут прогресс: по сравнению с 2000 годом пенсии и зарплаты людей существенно увеличились. И вообще жизнь людей улучшилась - это факт, который трудно оспаривать. Проблема сейчас даже не в том, есть деньги или нет денег. Проблема - в эффективности их использования. Как показывает сопоставление с международными аналогами - в строительстве дорог, мостов, создании системы связи, - у нас тратится в разы больше на условную единицу, на километр, например.

С чем это связано?

Со многими причинами. Это и менеджмент, в котором мы отстали. Деньги к нам стали валиться, как принесенные ветром, что называется, а подстроить под это уровень государственного и корпоративного управления далеко не всегда удавалось.

Зато подстроили уровень потребления: яхты, особняки...

Да, деньги стали уходить на сверхпотребление того же менеджмента. Взять хотя бы пресловутые «золотые парашюты». И коррупция, конечно, ну о чем говорить! Воровство. Оно в инфраструктурной сфере запредельное. Надо помнить, что многие страны мира при строительстве инфраструктуры как раз проходили момент, когда у них появлялась мафия. Например, Италия. Это была классическая форма получения денег - строительство дорог. Мы, конечно, до мафии не доросли. Но деньги, которые легко приходят, так же легко тратятся, в том числе на собственные личные нужды, - к сожалению, это происходит до сих пор.

А сейчас ситуация такая, что на инфраструктуру денег особенных не направишь. Они ушли. За счет сверхвысоких цен на нефть и газ за последние лет 12-13 мы получили несколько триллионов долларов. Несколько триллионов долларов пришли в Россию! Часть из них была потрачена на строительство. В частности, на Олимпиаду. Все-таки многое было сделано в Сочи. Но часть, конечно, ушла не туда, куда нужно.

Пропорция какая? Сколько потрачено на дело, а сколько украдено?

Сложно сказать. Вы сами понимаете - какая тут может быть статистика? Я лично оцениваю так, что половина ушла на дело, а половина - не на дело. 50 на 50.

Это же огромные суммы!

Безусловно. При должном уровне менеджмента, при другом качестве управления, при действенных мерах по борьбе с коррупцией (а самая действенная мера - это уменьшение роли государства: чем меньше проходит денег через конкретных чиновников, тем меньше соблазнов) - при соблюдении этих условий можно было намного большего достичь. И встретить падение цены на нефть, которое от нас конечно, не зависит, в более подготовленном состоянии.

Вас устраивает качество управления, качество прогнозирования? Например, бюджет был сверстан из расчета стоимости барреля 50 долларов и курса доллара 63 рубля. Но корректно ли в принципе строить прогнозы и жизнь огромной экономики на факторах, на которые мы не влияем?

Это оборотная сторона того, о чем мы уже говорили: когда мы связаны с ценой на нефть уже совершенно намертво. Когда мы смотрим график: вот цена на нефть снижается - и курс рубля, соответственно, тоже снижается, вот курс доллара повышается…

Фактически это колониальная система?

Да, колониальная система. Я бывал в Венесуэле неоднократно, я наблюдал это там. Когда люди, просыпаясь утром, первое, что смотрят в новостях, - цену на нефть. Когда я туда попал впервые, у нас еще не было такой ситуации, как сейчас, и я был удивлен, честно говоря, и думал: не дай бог, чтобы у нас такое было. Но мы сейчас имеем почти то же самое.

И каково же, в таком случае, качество управления нашей экономикой?

Я бы сказал так: любая страна, которая хочет успешно развиваться, имеет некое видение будущего. Это видение - двух типов. Первое - некий образ желаемого завтра, которое неизвестно когда будет достигнуто, но люди, которые отвечают за страну, должны иметь в голове этот образ. Пусть даже идеалистический.

Может быть, не очень хорошая аналогия, но однажды мы объявили, что близки к построению коммунизма. Этого не произошло, понятно, но была заявлена идея. Всегда должна быть идея, которая объясняет, с кем мы, кто мы, какие ценности мы разделяем.

Второй образ будущего - это планы. Они вряд ли должны быть рассчитаны на пять или десять лет, потому что мир быстро меняется, но должно быть стратегическое планирование на два-три года. Еще недавно бюджет у нас так и планировался - на три года, но это отменили сейчас.

Мы помним не очень завидную судьбу программы Грефа, которая была написана по заказу Владимира Владимировича Путина, когда он готовился стать президентом. Она была неплохой. Но через десять лет подвели итоги, и оказалось, что только 30 процентов исполнено. А только тогда, когда исполнено процентов 70-80 из запланированного, наступает новое качество.

Мы помним попытку при Дмитрии Анатольевиче Медведеве как-то выстроить стратегию - и тоже не получилось, «Стратегия 2020» тоже легла в стол. Сейчас говорят про «Стратегию-2030». Видимо, надо планировать реформы по отдельным сферам, направлениям, и в совокупности это позволит нам создать программу развития страны. Но это очень сложная задача.

Постоянно говорят о том, что необходимо развивать малый бизнес, особенно сейчас. Какая судьба ожидает малый бизнес в этом году, и что должно делать правительство для развития этой сферы?

Ждать в 2016 году малому бизнесу нечего. Ничем порадовать, к сожалению, не могу. Помните, хорошее слово было придумано - «кошмарить». Бизнес кошмарят. Очень точный диагноз. Все эти решения об уменьшении числа проверок, о льготах - это все не работает под теми или иными предлогами, особенно в регионах.

Развитие малого бизнеса является неотъемлемой частью реформ, о которых мы говорим. Структурные реформы некоторые представляют так: давайте мы нефть и газ отставим в сторону и займемся чем-то другим (хотя это нужно - Россия от добычи нефти, газа и другого сырья никуда не денется еще очень много лет, просто нужна глубокая переработка сырья, нужна нефтегазохимия). На самом деле структурные реформы означают изменение роли малого бизнеса. Малый бизнес - это не только сервисная экономика: медицина, бытовые услуги, туризм. В развитых экономиках европейских стран, где малый бизнес занимает 50 и более процентов от ВВП, - это инновационные проекты, это производство комплектующих для крупных заводов.

Недавно посмотрел ролик о том, как собираются «Боинги» в США. Сотни тысяч деталей везутся изо всех стран мира - кстати, из России тоже. Вот место малого бизнеса в современной экономике.

Мне кажется, нужно сделать очень просто: отменить многие виды контроля, все эти пожарные, санэпиды и так далее. Оппоненты скажут: а если пожары будут случаться, а если людей пирожками будут травить? Для предотвращения этого существуют известные во всем мире страховые схемы: если ты что-то допустил в клинике, в кафе, то ты через суд ответишь по полной программе, с тебя страховщик взыщет. Поэтому полная свобода, не побоюсь этих слов, малого бизнеса. Регистрация в течение двух часов. Налогов никаких с малого бизнеса брать нельзя в первые два года. Я это сравниваю с НЭПом, который был в двадцатые годы. Другого варианта нет.

Может ли новый НЭП стать драйвером российской экономики в нынешних условиях?

Не только. Мы попали в ситуацию, когда недостаточно в одном месте подкрутить, чтобы все стало хорошо. К сожалению, ситуация намного хуже.

Есть проблемы с судебной системой. Помимо свободы хозяйствования бизнесу нужен беспристрастный нейтральный суд. Да, есть честные судьи, не будем всех обвинять огульно, но, к сожалению, судебная система пока не функционирует.

Нужно перестраивать работу правоохранительных органов. Дело не только в том, что они приходят с лишними проверками и вымогают деньги. Есть элементы сращивания силовых структур с бизнесом в регионах. Когда, допустим, патронируются фирмы, за которыми стоят родственники лиц, носящих погоны.

Очень важная проблема - коррупция как таковая. Малый бизнес готов ведь и налоги платить. Вопрос не в том, сколько ты платишь, а на что эти налоги идут. Если бы предприниматель был убежден в том, что налоги пойдут на развитие городской среды, на безопасность, на социальную сферу, - было бы намного больше доходов у бюджета. А пока люди повсеместно наблюдают коррупцию, они не очень охотно платят.

При цене барреля в тридцать долларов сколько будет стоить рубль? А при цене в двадцать?

Двадцать - это все-таки маловероятно. Скорее всего, нефть будет колебаться в диапазоне от 30 до 50 долларов за баррель. Если не будет никаких ЧП. Рубль будет стоить чуть больше, чем он стоит сейчас. Будет, может быть, до 80 рублей за доллар.

Двадцать - это уже алармистский вариант. Это обрушение валютного рынка, паника. Я очень боюсь паники, когда люди побегут забирать свои вклады в банках, хотя банки надежные, побегут менять свои рубли на очень дорогую валюту. Вот тогда может быть что угодно, тогда в обменниках можно будет встретить всякие экзотические курсы. Рубль будет слабеть, но, надеюсь, не радикально.

Мы вошли в новый раунд санкций: с 1 января действует эмбарго на поставку украинских товаров, вводятся ограничения на поставку турецкой продукции. Как это скажется на состоянии экономики, на ценах в магазинах?

Это вклад в инфляцию, безусловно. Насколько радикальный - посмотрим. Все-таки есть возможность замещения другими поставщиками. Но, конечно, это будут более дорогие продукты. Если к нам больше не будут поступать помидоры из Турции, мы будем покупать их в странах более дальних, и помидоры будут стоить дороже. Что касается украинских продуктов, то их почти не видно на нашем рынке. Объемы торговли с Украиной за последние годы снизились на десятки процентов в силу наших отношений. В экономическом плане мы почти не заметим каких-то изменений.

На ваш взгляд, санкции сработали как протекционистская мера? Произошло импортозамещение?

Нет, конечно, импортозамещения не произошло. Это подтверждается докладами российских официальных структур. Вышел доклад аналитического центра при правительстве, можно его почитать, он в свободном доступе, вышел аналитический доклад Центробанка, где сказано, что да - в некоторых отраслях по некоторым пунктам производство наших товаров увеличилось, произошло небольшое импортозамещение. Но кумулятивного эффекта, когда мы могли бы уверенно сказать: да, мы добились! - нет. И это невозможно. Если Россия является открытой экономикой - в открытой экономике используются другие термины. Дело не в импортозамещении, а в том, чтобы участвовать в мировых цепочках создания прибавочной стоимости.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Сейчас многие товары носят интернациональный характер. Формально на этикетке написано, что товар произведен в такой-то стране. Я вам говорил про «Боинг». Наш «Суперджет», который собирается в Комсомольске-на-Амуре в значительной части состоит из импортных частей, но это российский самолет. И это нормально. Мы должны более активно встраиваться в эти цепочки, это и будет импортозамещением. Вместо того чтобы покупать высокотехнологичную продукцию, мы будем сами ее производить, удовлетворяя и наш рынок, и продавая ее за границу.

Но может ли Россия оставаться открытой экономикой, если против нас введены санкции, главные из которых - отказ в доступе на международный финансовый рынок? В этом есть противоречие: открытая экономика - и под санкциями.

Санкции как были введены, так могут быть и отменены. Я надеюсь, они не навсегда. Это не кубинский пример, когда санкции действовали 60 лет. Экономика берет свое. Если мы хотим сохранить открытый характер экономики, если мы хотим обеспечить нашим людям комфортное существование, нам деваться некуда. Нам все равно надо выходить на новые балансы в отношениях с Европой, с США, с другими странами мира. Я не могу дать тут прогноз, потому что переговорами занимаются дипломаты, лидеры стран, но я не исключаю, что через год-два, а может быть, даже раньше, мы вдруг увидим, что санкций-то и нет. А экономические проблемы остались. Если взять весь наш экономический негатив за 100 процентов - поверьте мне, влияние санкций очень небольшое, процентов 15-20. Да, и цена на нефть упала - важный фактор, безусловно. Но тоже не главный. Главное - это то, что наша экономическая модель себя изжила. И поэтому все вопросы к нам, а не к нефти и не к санкциям. Надо самим прилагать больше усилий, тогда у нас будет и открытая экономика, и процветающее общество.

В России, значит, невозможна мобилизационная модель с опорой на собственные силы - по принципу чучхе? Россия может развиваться только как часть мировой экономики?

Конечно. Потому что если мы посмотрим на остальной мир - а есть модели, альтернативные нахождению в европейском экономическом, политическом пространстве, пространстве безопасности? Северная Корея? Мне бы не хотелось так жить, честно говоря.

Аналогично.

У России - другой путь. Мы слишком большая страна. У нас население другое, которое все понимает. Здравый смысл все-таки у нас есть. Вот Путин недавно сказал про здравый смысл на пресс-конференции. Ключевые слова. Здравый смысл должен как-то оформиться, превратиться в действия. Надеюсь, это произойдет.

Посмотрите на другие страны, похожие на нас по уровню экономического развития. Или даже на Китай. Медленно, но верно Китай идет в сторону открытой, высокотехнологичной экономики, подстраивает себя под общие принципы жизни. Китай может идти медленно - и 30, и 50 лет, но он идет в эту сторону. А нам-то куда деваться? Мы ничего нового не изобретем. Времена, когда была капиталистическая система и социалистическая, прошли навсегда. Мы должны с учетом нашей специфики и интересов встраиваться в общемировые процессы.

Вообще, мы за эти 20 с лишним лет российской независимости после развала СССР много чего сделали для нашей интеграции в мир. Не только с точки зрения экономики, но даже наших мозгов. И сейчас людям сказать: нет, давайте это все перечеркнем, давайте возвратимся - куда? В Советский Союз? Вряд ли даже пожилые люди согласятся, не говоря уже о молодых, которые понимают, чем хороши те ценности, которые у нас есть, - хотя бы потребительские ценности. Поэтому мы обречены быть как все. И ничего страшного в этом нет.

Как вести себя в нынешней экономической ситуации отдельным экономическим единицам? Какую стратегию избрать домохозяйствам и каждому лично?

Ответ на этот вопрос очень тяжелый. Потому что все семьи разные, у каждого своя ситуация - и финансовая, и житейская. Сложно дать универсальный рецепт.

Но могу сказать, что сейчас самое важное: вкладываться в здоровье и образование, свое и детей. Если структурные реформы когда-то начнутся, понадобятся совершенно другие компетенции, которых сейчас у людей нет. Помните 90-е годы, когда инженеры становились челноками? Это было плохо, это было по-варварски. Но давайте будем готовы к тому, что люди будут перемещаться по рынку труда, между регионами, будут идти за другой работой. Для этого нужны другие профессиональные качества и крепкое здоровье.

Через сколько-то лет придут инвесторы - наши или иностранные - и скажут: мы готовы вкладывать. Но кто работать-то будет, если люди будут больные, необразованные, депрессивные? Надо заботиться о себе во что бы то ни стало. Это сейчас самая главная задача: быть в форме, потому что ты отвечаешь за себя, за свою семью. Иначе не выживем.


журналист, телеведущая и экономический обозреватель Российская экономика достигла дна. А это значит, что вектор направления российской экономики теперь пойдет в сторону развития. Правда, как долго мы будем «грызть сухарики» на самом дне, пока неясно. Может, несколько месяцев, а может, и несколько лет. Прогнозировать что-то в условиях финансового экономического кризиса – дело гиблое. Но определенные выводы касательно будущего российской экономики сделать можно. Только порой они противоречат друг другу.Власти, например, уверяют, что экономический рост не заставит себя долго ждать и уже в следующем году отечественный ВВП увеличится на 0,7%, хотя к концу этого года показатели снизятся почти на 4%. Помните, как в конце 2014 года на одной из пресс-конференций Владимир Путин пообещал, что через два года кризис закончится? Если прогнозы президента окажутся точными, то до выхода из кризиса осталось совсем немного.

Однако многие экономисты уверяют, что Россия не сможет решить экономические проблемы как минимум до 2020 года. Даже если западные санкции снимут, цены на нефть более-менее выровняются, а ситуация в мире стабилизируется. Ведь причина возникновения столь сложной экономической ситуации в стране кроется во многом в несбалансированной работе, например, государственного и частного капитала, обрабатывающего и сырьевого сектора. Кризис также спровоцировали проблемы в бюджетной и социальной сфере.

Будучи нефтяным государством, последние десятилетия мы только и делали, что продавали «черное золото». Пускали основной поток сил на производство нефти. По объемам добычи вышли на третье место, уступив лишь Саудовской Аравии и США. Достигли неплохих показателей. Сегодня нефтяной комплекс страны состоит из 11 достаточно крупных российских нефтяных компаний – это всем известные «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТНК», «Роснефть» и т. д. и более 100 мелких компаний. Мы можем похвастаться многочисленными нефтегазовыми и нефтяными месторождениями. Их порядка двух тысяч в стране. В Сахалине, Баренцевом и Каспийском морях, на Урале и в Западной Сибири.

Сегодня Россия – это ведущий экспортер нефти в мире. Однако время дает о себе знать. Нефтеперерабатывающие заводы не в самом лучшем состоянии. Средний показатель износа оборудования равен 80%. Транспортные мощности тоже ограничены, что затрудняет поставки нефти и газа за рубеж. На модернизацию и развитие нефтяного производства сегодня нужны деньги. А где их взять в условиях дефицита бюджета? И вообще, сколько можно вкладывать в развитие нефтяного сектора? Другие промышленные отрасли находятся в упадке. Тем более что перед нами стоит задача «соскочить с нефтяной иглы». Вот и берем курс на импортозамещение…

Ставить сегодня все карты на развитие нефтяного сектора России невыгодно потому, что во всем мире наблюдается тенденция понижения нефтяных цен. Да-да, на смену высоким ценам приходят низкие цены на нефть. А это значит, что хорошо заработать больше все равно не получится. На понижение нефтяного ценника повлияло множество факторов. Например, «сланцевая революция в США», когда добыча сланцевого газа в этой стране значительно выросла в объемах. Причина тому – внедрение в эксплуатацию новых, более эффективных промышленных технологий. Это в свою очередь привело к большему предложению на рынке сланцевого газа и к снижению на него цен в стране. Организация стран – экспортеров нефти ОПЕК (в нее входят Иран, Ирак, Кувейт, Алжир, Эквадор, Индонезия, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Венесуэла, Объединенные Арабские Эмираты) больше не воздействует в полной мере на уровень нефтяных цен в мире, как раньше. Из-за замедления экономического роста Китай тоже вносит свою лепту в понижение мировых цен на нефть. А тут еще и Иран готовится предложить миру огромные объемы нефти. Санкции-то сняли.

Тенденция понижения цен повлияет на экономическое состояние не только России, но и других нефтяных государств. Нашей стране придется вести свою экономику совершенно в другом направлении. И во время так называемого разворота по бюджету России будет ударять и военный сектор (операция в Сирии). В ущерб социальной сфере, например. И тут перед нами стоит задача сохранить баланс в бюджетной сфере. Правильно распределить деньги. Чтобы военный сектор, например, не съедал социальные льготы для многодетных семей и не сокращал зарплаты учителям и врачам и т. д.

Необходимо приспособиться к внешнеэкономическим условиям. И если, например, не будет снижения мирового ВВП и каких-то других внешних факторов, которые могут ударить по российской экономике, то «оттолкнуться от дна», возможно, получится уже в следующем, 2016-м, году. И в лучшем случае мы сможем достигнуть умеренного экономического роста, а в худшем просто может наблюдаться стагнация, т. е. застой. Но никак не падение. Конечно, о процветании российской экономики речи пока не идет. Сейчас главное – взять правильный курс на развитие экономики России.