Федеральный закон 161 фз. Закон о национальной платежной системы рф

Организационные и юридические основы российской платежной системы должны быть закреплены законодательно. 161-ФЗ "О национальной платежной системе" как раз содержит все необходимые нормы, регулирующие процессы осуществления платежных функций, использования электронных способов платежа, а также деятельности субъектов российской платежной системы.

Общие положения законопроекта

161-ФЗ "О национальной платежной системе" опирается на Конституцию РФ, а также на различные международные договоры. Какие понятия наиболее часто используются в законе? Стоит дать определения ряду терминов.

Национальной платежной системой именуется совокупность операторов, занимающихся переводом финансовых средств. В систему также входят банковские платежные агентства, организации почтовой связи, а также операторы услуг инфраструктуры платежного типа. Оператором по переводу финансов именуется организация, которая имеет возможность заниматься переводом денежных средств. Оператором денежных средств электронного вида называется инстанция, способная заниматься переводом электронных денег без открытия специальных банковских счетов.

Платежным агентом банка именуется юридическое лицо, привлекающееся организацией кредитного типа в целях осуществления определенных банковских операций. Операционным же центром называется организация, в обязанности которой входит оказание услуг по платежам.

Оказание услуг по платежам

Статья 4 161-ФЗ "О национальной платежной системе" повествует о самом процессе оказания услуг, связанных с финансовыми средствами. Закон гласит, что оператор по переводу финансов должен оказывать свои профессиональные услуги только на условии заключения с клиентом специального договора. То же касается банковских агентов и субагентов, инстанций федеральной почтовой связи и прочих субъектов рассматриваемого Федерального закона.

Согласно статье 5, оператор, занимающийся переводом денег, обязан исполнять свои обязанности только по распоряжению клиента. Перевод должен осуществляться за счет финансовых средств плательщика или получателя. Любые переводы, за исключением электронных, должны происходить не более, чем за три рабочих дня.

Оператор по переводу обязан уведомлять клиентов по поводу действующих условий перевода. Это касается:

  • размера вознаграждения, если подобное предусмотрено законодательством;
  • способа определения обменного курса, если перевод связан с иностранной валютой;
  • порядка предъявления претензий.

Клиент же, в свою очередь, должен предоставлять оператору правдивую информацию о себе.

Особенности перевода финансов

161-ФЗ "О национальной платежной системе" гласит о наличии определенных особенностей, имеющих место при осуществлении перевода финансов по требованию получателя. Так, оператор имеет право списывать денежные средства со счета плательщика только по его согласию. Получатель же имеет право предъявлять различные требования и претензии к банковскому счету исполнителя (плательщика). Согласие на оплату (акцепт) лица, являющегося плательщиком, может быть предоставлено до поступления требований получателя финансов. Требования же получателя могут быть адресованы непосредственно оператору, который занимается обслуживанием плательщика.

Если плательщик не предоставил акцепт, оператор обязан передать соответствующие требования получателя лицу, которое должно произвести оплату. Закон устанавливает норму, согласно которой акцепт должен быть предоставлен в течение пяти дней. В случае же, если требования получателя не соответствуют заранее установленному акцепту плательщика, оператор возвращает требования получателя без исполнения.

Распоряжение клиента

Статья 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" чуть подробнее раскрывает понятие клиентского распоряжения. Согласно законопроекту, распоряжение должно содержать информацию, которая позволила бы осуществлять качественный перевод финансовых средств. Список реквизитов перевода должен быть установлен специальными актами Банка России. Исключения составляют разве что реквизиты переводов, являющихся источниками формирования государственного бюджета.

Клиентское распоряжение может приниматься к исполнению, передаваться, а также храниться в электронном виде, если подобное предусмотрено российским законодательством. Оператор по переводу финансов при этом имеет право составлять специальные распоряжения от своего имени для выполнения клиентского распоряжения.

161-ФЗ от 27.06.2011 гласит, что оператор по финансам обязан убедиться в праве клиента на перевод. Если же такое право не удостоверено, то оператор имеет возможность отказаться от исполнения своих профессиональных обязанностей в отношении отдельно взятого клиента.

Порядок использования средств платежа электронного типа

Федеральный закон "О национальной платежной системе" закрепляет норму, в соответствии с которой пользование электронными средствами платежа должно осуществляться на основе заключенного между оператором и клиентом договора. При этом оператор имеет право отказать клиенту в обслуживании, если последний откажется предъявлять необходимую документацию, либо соблюдать установленные законом требования.

В обязанности оператора входит информирование клиента об условиях и принципах использования платежа электронного типа. Стоит также отметить обязанность обеспечивать направление уведомления об утрате средства платежа или любого другого уведомления, предназначенного для клиента.

Еще одна важнейшая норма, которую закрепляет законопроект, гласит о запрете на прекращение клиентских и операторских обязательств по переводу финансов, если сам клиент решит приостановить или прекратить пользование электронными средствами платежа.

Об операторе денежных средств

Чуть подробнее стоит рассказать о самом операторе. По сути, именно оператор является основным субъектом рассматриваемого законопроекта. Статья 11 гласит, что профессиональными операторами могут являться либо различные кредитные организации, имеющие возможность заниматься переводами, либо государственные корпорации (вроде "Внешэкономбанка"). Является оператором и непосредственно Банк России.

Статья 12 устанавливает требования к оператору электронных платежных систем. Согласно статье, таким оператором может являться любая небанковская кредитная организация, осуществляющая денежные переводы без открытия специальных счетов в банках. Оператор обязан устанавливать следующие правила к переводу финансов:

  • порядок самой деятельности, связанной с переводом;
  • процесс предоставления клиентам платежных средств и осуществления перевода средств с их использованием;
  • порядок деятельности оператора при привлечении банковских агентов, оказывающих клиринговые (безналичные) услуги;
  • процесс обмена информацией при осуществлении переводов.

Оператор электронных средств может заниматься заключением договоров с другими организациями.

Порядок оказания платежных услуг

В статье 20 установлены основные правила, касающиеся порядка осуществления перевода денежных средств. Что должно определяться этими правилами? Согласно закону, здесь стоит выделить:

  • процесс взаимодействия между участниками системы платежа и ее операторами;
  • порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности над соблюдением установленных законом правил;
  • ответственность за несоблюдение правил;
  • критерии приостановления или прекращения участия в системе перевода платежей;
  • процесс привлечения операторов услуг и ведения перечня операторов;
  • порядок осуществления переводов финансов в рамках системы перевода платежей;
  • установление национальной системы платежных карт;
  • порядок осуществления клиринга и многое другое.

Таким образом, статья 20 устанавливает весьма обширное количество правил и требований ко всей платежной системе.

Участники системы перевода платежей

Кто, в соответствии со статьей 21 рассматриваемого Федерального закона, может являться участником платежной системы? Вот на кого указывает нормативный акт:


Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности указываются и в последующих статьях. В частности, стоит выделить различные финансовые организации международного уровня и банки, не входящие в российскую финансовую систему.

Порядок использования электронных средств платежа, таким образом, четко регламентируется в рассматриваемом нормативном акте.

О национальной системе платежных карт

Отдельно стоит рассказать про систему карт платежа. Статья 30 гласит, что целью организации подобной системы является качественное обеспечение эффективного, бесперебойного и доступного оказания услуг по переводу финансов. В рамках системы может осуществляться перевод денежных средств с использованием специальных платежных карт и прочих электронных платежных средств.

На картах должен быть размещен знак, принадлежащий обслуживающему оператору. Карты должны предоставляться клиентам в строгом соответствии с правилами системы перевода платежей. Если же на карте размещен знак обслуживания, принадлежащий иностранному оператору, то операции на территории Российской Федерации будут все так же осуществляться в соответствии с правилами российской системы платежа.

О счете гарантийного фонда российской системы платежа

Что является гарантийными фондами в РФ? Это созданные исполнительными органами власти фонды содействия малому и среднему бизнесу, предоставляющие предпринимателям поручительство по кредитным или лизинговым договорам.

Открытие счета гарантийного фонда оператору системы платежа должно осуществляться на основании распоряжений самого оператора. Если же счет открывается центральному клиринговому контрагенту, то операции будут осуществляться на основании распоряжений операторов без распоряжения клирингового контрагента. Согласие же оператора или центрального клирингового контрагента предоставляется способом, предусмотренным банковским договором в соответствии с правилами платежной системы. Имеют возможность операторы и клиринговые контрагенты переводить собственные средства на счет гарантийного фонда.

Закон также гласит, что на финансы, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, не может обращаться взыскание по обязательствам оператора, клирингового контрагента или любого другого участника платежной системы.

О государственном надзоре и наблюдении в национальной платежной системе

Целями государственного надзора, согласно статье 31 рассматриваемого законопроекта, является обеспечение стабильности платежной системы и ее развитие. Контрольно-надзорной деятельностью занимается Банк России в соответствии с национальным законодательством. Какими надзорными функциями обладает Банк России? Вот что следует выделить:

  • анализ документов и информации, касающейся деятельности поднадзорных инстанций;
  • проведение проверок инспекторами;
  • применение мер принуждения.

Банк России, помимо всего прочего, устанавливает сроки и формы сдачи отчетности.

С 1 июля банки обязаны при обращении работников бюджетных учреждений, госорганов, студентов и пенсионеров за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, предоставлять им только национальные платежные инструменты, в частности карту «Мир» (п.5.3 ст. 30.5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). Однако, несмотря на то, что закон уже вступил в силу, правила использования карты «Мир» имеют много белых пятен. Рассмотрим наиболее злободневные вопросы.

История создания национальной платежной системы «Мир»

Непредсказуемые односторонние действия третьих стран в виде разного рода санкций и ограничений показали, что вопрос необходимости обеспечения надежности и бесперебойности расчетов физических лиц на территории Российской Федерации стал особенно очевидным.

Однако первые попытки создания национальной платежной системы были предприняты в России еще в 1993 году, когда группа частных лиц и банковских организаций запустили платежную систему под названием «Юнион Кард». В этот же период своя платежная система появилась и у Сбербанка, она получила название «СБЕРКАРТ» и к 2000 году объединяла 22 банковские организации, обеспечив работу примерно 3 млн пластиковых карт. Если в августе 2010 года Сбербанк принял решение о закрытии этого проекта, то запущенная в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке платежная система «Золотая Корона» действует до сегодняшнего дня. Эмиссионный портфель системы на сегодня насчитывает 24 млн карт, включая ко-бейджинговые «Золотая Корона – MasterCard» и «Золотая Корона – UnionPay».

Но, как рассказал профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Юрий Юденков, в 1990-х годах российские банки неоднократно обращались в Банк России с предложением запустить единую национальную платежную систему. Однако Банк России отклонял их из-за отсутствия бюджетных средств, поэтому на тот момент выгоднее оказалось подключиться к международным платежным системам. «Вместе с тем со временем стало понятно, насколько это ненадежно, когда в самый разгар финансового кризиса международные платежные системы отключили обслуживание российских карт в сети банкоматов и торговых точках», – отметил он.

Так, 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами платежных систем, находящимися на территории России, должны привлекаться операционные центры, которые соответствуют требованиям Закона № 161-ФЗ и находятся на территории Российской Федерации.

В связи с чем в июле этого же года было официально зарегистрировано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператор национальной платежной системы «Мир», 100% акций которого принадлежат Банку России. После чего АО «НСПК» приступило к тестированию собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем. Для этих операций использовался операционный и платежный клиринговый центр национальной системы платежных карт. А название «Мир» национальная платежная система получила по результатам всероссийского конкурса.

15 декабря 2015 года Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Сбербанк России, Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк. В 2016 году более 20 банков успешно завершили тестирование карт платежной системы «Мир» в своей инфраструктуре.

К июлю этого года количество выпущенных российскими банками карт национальной платежной системы «Мир» превысило 10 млн штук.

Примером успешного запуска национальной платежной системы является китайская компания UnionPay International. Она основана при поддержке Центрального Банка КНР, в числе ее акционеров входит более 200 финансовых учреждений. Отметим, что на мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт – около 4 млрд. Причем они принимаются к оплате во многих странах мира, включая Россию.

Кто и когда получит платежную карту «Мир»?

В мае 2017 года Президент России подписал закон о поэтапном переводе бюджетных выплат на карты платежной системы «Мир» (подп. «з» п. 6 ст. 2 Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Так, с 1 июля 2017 года первыми банковскую карту «Мир» в обязательном порядке получили новые сотрудники различных госструктур – учителя, врачи, работники министерств и ведомств, а также пенсионеры и студенты, которые впервые обратились за открытием банковского счета с использованием платежной карты в целях получения своих выплат (подп. 1 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Однако, как рассказали порталу ГАРАНТ.РУ наши читатели, многие давно перешли на карту «Мир». Например, уже в декабре прошлого года студентам вузов Республики Крым предложили заменить действующие пластиковые карты на национальные.

Помимо них, до 1 июля 2018 года карту «Мир» получат все те, кто уже работает в бюджетных организация, и все студенты, получающие стипендии (подп. 3 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Пенсионеры, имеющие действующие карты, будут менять их по мере того, как истечет срок действия их старых платежных инструментов, но не позднее 1 июля 2020 года.

Таким образом, к июлю 2020 года национальной платежной картой «Мир» должны быть обеспечены все те, кто получают выплаты за счет бюджетных средств: зарплаты, вознаграждения, выплаты денежного содержания, пенсии и стипендии (п. 5.5 ст. 30.5. Закона № 161-ФЗ). Однако, например, в случае получения разовых выплат, таких как налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц или единовременная выплата, законодатель не обязывает пользоваться только национальным платежным инструментом (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Однако, клиентами карты «Мир» могут пока не стать все те, кто не получает заработную плату за счет бюджетных средств. Но а некоторым совсем не придется переходить на новую платежную систему. Например, физическим лицам, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных организациях (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, закон сохраняет также возможность получать обязательные перечислению на карту «Мир» выплаты наличными (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Поэтому, если гражданин привык получать пенсию или иные социальные выплаты не на банковскую карту, то он так и будет получать их на руки.

Напомним также, что с переходом на национальную платежную систему у продавцов появляется обязанность обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Однако и их минует такая обязанность, если место оплаты находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи или Интернету. В таком случае продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов (п. 1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителя).

О плюсах и минусах платежной карты «Мир»

Учитывая, что в перспективе предполагается полное «импортозамещение» платежной системы, рассмотрим ее преимущества и недостатки.

В первую очередь, первым и главным плюсом карты «Мир» является ее автономность и независимость от иностранных платежных систем, политической обстановки в мире. «Наличие в России собственной платежной системы – это, прежде всего, показатель высокого уровня развития экономики страны, гарант независимости от деятельности зарубежных финансовых организаций. Платежная система «Мир» – это полностью российская разработка, которая дает возможность гражданам Российской Федерации получать услуги по картам на территории нашей страны вне зависимости от внешних факторов, гарантирует развитие национальных платежных сервисов», – отметила пресс-секретарь АО «НСПК» Елена Бочарова .

Во-вторых, карта «Мир» создана на основе отечественных технологий и соответствует российским и международным стандартам безопасности. На карте присутствует российский чип, защищающий копирование карты, а также технология для безопасной оплаты в интернете, аналогичная 3D-Secure. Как рассказал заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин для пользователей карт никакой разницы в плане безопасности, в сравнении с международными картами, не будет. «Принципиальных преимуществ или отличий, к сожалению, нет, хотя они могли бы быть. Например, можно было бы выпускать карты «Мир» исключительно в варианте с чипом, без магнитной полосы, и обязать все торгово-сервисные предприятия принимать их и модернизировать свое оборудование. В результате можно было бы победить скимминг [вид мошенничества с банковскими картами — Ред. ] как таковой полностью, – считает эксперт. – Национальная платежная система защищает суверенитет страны, чтобы в случае отключения России от международных платежных систем не происходила остановка в обслуживании банковских карт».

Добавим, что интернет-платежи по карте «Мир» защищены также собственной технологией MirAccept, которая позволяет пройти полноценную 3D Secure-аутентификацию. Напомним, что MirAccept – это технология, которая обеспечивает безопасность платежей в Интернете. Держателю карты для операции требуется ввести код из СМС, что дополнительно защищает операции по банковской карте. По словам пресс-секретаря системы, в скором времени будет запущена более современная версия сервиса MirAccept 2.0, которая позволит подтверждать платежи в Интернете не только с помощью СМС-пароля, но и используя более безопасную биометрическую аутентификацию (например, отпечаток пальца) или графический ключ. Кроме того, она также отметила, что если банк, выпускающий карты «Мир», предоставляет дополнительные сервисы защиты, такие как «Личный кабинет», «Мобильный банк», то держателям карт «Мир» они будут также доступны.

Еще одно немаловажное преимущество – это цена. Для пенсионеров карты выпускаются и обслуживаются бесплатно. А в целом, как правило, большинство банков не взимают плату за выпуск карты. Оформить карту «Мир», по словам Елены Бочаровой, можно сегодня уже в 98 банках, в числе которых все крупнейшие банки страны: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Тинькофф Банк, Связь-Банк, Почта Банк, Альфа-Банк и многие другие. Число участников НСПК постоянно расширяется. Их актуальный список можно посмотреть на сайтах www.nspk.ru и www.mironline.ru.

Что касается обслуживания карты, то, как отметила пресс-секретарь, каждый банк самостоятельно формирует для клиентов предложения по стоимости выпуска и обслуживания карты. Как правило, это зависит от типа карты (дебетовая или кредитная), ее уровня (классическая или премиальная) и прочих условий обслуживания. «В среднем годовое обслуживание карты «Мир» обойдется от 90 руб. в год. Точную стоимость можно узнать в банке, в котором планируется получение карты», – добавила она. Например, в ПАО «РНКБ» ежегодное обслуживание дебетовой карты «Мир»-Зарплатная» осуществляется бесплатно. В Сбербанке обслуживание карты «Мир»-Классическая» в первый год обойдется в 750 руб., в последующие – 450 руб. Напомним, что минимальная стоимость обслуживания дебетовых карт с оптимальным набором банковских услуг Visa Classic и MasterCard Standard от 750 руб. в год.

Также, по словам эксперта, сейчас в пилотном режиме работает собственная программа лояльности платежной системы «Мир». В основу программы заложен механизм cash-back – при оплате покупки национальной картой можно будет получить обратно на карту часть потраченных денег. «Средний размер такого возврата составит около 10-15 %, но в рамках отдельных маркетинговых акций сумма может быть увеличена до 50%. Полномасштабный запуск программы лояльности по всей стране запланирован на осень 2017 года», – добавила она.

Так, банкоматы и POS-терминалы для приема карт «Мир» становятся обязательными для всех банков и торговых точек (п. 3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ, п. 1 ст. 16.1 закона о защите прав потребителя). Таким образом, совсем скоро национальная платежная карта будет доступна везде. Как отмечают разработчики, на сегодняшний день она принимается в миллионах торговых точек в России и в самых популярных интернет-магазинах. «Это такие торговые сети, как Ашан, Карусель, Metro, Окей, Лента; американские сети быстрого питания. Участниками платежной системы «Мир» являются 386 кредитных организаций, все они обслуживают карты «Мир» в своих устройствах – банкоматах и терминалах», – рассказала Елена Бочарова. Добавим, что найти ближайший банкомат, принимающий карты «Мир», банковский офис обслуживания для совершения операций по карте или торгово-сервисное предприятие (магазин, кафе, АЗС и т. д.), можно с помощью сервиса геолокации «Локатор устройств».

Между с тем, стоит учесть, что картой можно расплачиваться пока только в России. Однако, как отметил Александр Артемьев, никто не мешает гражданам перечислять с нее средства на карты других платежных систем. Напомним, что перевод между своими счетами в одном банке по общим правилам осуществляется бесплатно. В ином случае за рубежом вам понадобится ко-бейджинговая карта, совместная карта двух платежных систем. Пока такие карты выпускают не все банки. К примеру, мы выяснили, что карту «Мир»-Maestro и «Мир»-JCB может выдать АО «Газпробанк», при этом годовое обслуживание обойдется в 1000 руб. Также, как пояснила Бочарова, подписаны соглашения о выпуске совместных карт «Мир»-AmEx и «Мир»-Union Pay. В России такие карты работают в платежной системе «Мир», в других странах – как карты международной платежной системы.

«В будущем появится возможность использовать за рубежом обычную (не ко-бейджинговую) карту «Мир». В рамках проектов по межсистемному взаимодействию ведется работа по приему национальных карт в локальных платежных системах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Флагманом в этом направлении выступает проект организации взаимодействия российской и армянской платежных систем, запуск которого планируется осенью 2017 года. После старта проекта карты «Мир» будут приниматься в армянской платежной системе ArCa, а карты ArCa – в устройствах сети обслуживания национальной платежной системы «Мир». Также ведутся переговоры по организации приема карт «Мир» за рубежом – в Турции, ОАЭ и Таиланде», – добавила она.

Помимо этого, в АО «НСПК» порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о перспективах развития системы. Так, важное направление, над которым работает сейчас разработчик – создание нефинансовых приложений, которые могут быть интегрированы в банковскую карту. «Это дает возможность пользоваться банковской картой как социальной, получая скидки при оплате товаров и услуг, в качестве проездного билета или пропуска в университет для студентов. В настоящее время некоторые из таких приложений уже работают в регионах России. Среди них – социальная карта москвича, карта жителя Башкортостана, карта студента в Ростовском ЮФУ и другие», – подчеркнула Елена Бочарова.

Напомним также, что счет в банке ведется в рублях. А при выполнении платежной операции в других странах с помощью ко-бейджинговых карт, российская валюта автоматически будет конвертироваться в валюту государства по курсу банка, выдавшего карту, поэтому при расчетах в других видах валют будут потери из-за банковского курса конвертации.

Вместе с тем, заместитель генерального директора консалтинговой компании Berkshire Advisory Group Александра Артемьева считает, что банкам потребуется много времени для активного маркетинга и убеждения граждан в преимуществах карты «Мир» в сравнении с другими платежными системами. «В первую очередь это должны быть финансовые преимущества (стоимость выпуска, стоимость обслуживания, величина взимаемой комиссии при различных операциях и пр.), а также набор всех современных сервисов, опций и возможностей существующих у конкурентов», – считает эксперт. При этом, по мнению председателя правления АО «Риабанк» Бориса Липкина , с внедрением этих карт открытым остается вопрос из чего будет формироваться доход банков. «На чем будет зарабатывать банк – пока непонятно. Не брать же комиссии с бюджетников? А расходы для банков будут немалыми: это и затраты на обновление программного обеспечения, обучение персонала, трудозатраты. Поэтому, что касается сугубо банковского бизнеса, то пока нет понимания в отношении перспектив развития национальных платежных карт».

Инфотека по защите прав потребителей

Финансовые услуги

Размещен: 18.04.2016 г.

Национальная платежная система «МИР»

23 июля 2014 года в Российской Федерации была создана национальная система платежных карт — «МИР». Оператором платежной системы «Мир» выступает Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (см. подробнее http://www.nspk.ru).

Первые национальные платежные карты «Мир» были выпущены в декабре 2015 года участниками пилотного проекта. Согласно информации на официальном сайте планируется, что карта «Мир» получит максимальное распространение не только в России, но и за ее пределами с возможностью конкурировать с другими платежными системами.

В настоящее время список участников платежной системы «Мир» (присоединившихся к Правилам платежной системы «Мир») входят различные банки, в том числе ПАО «Сбербанк России», АО «Газпромбанк», ПАО Банк ВТБ 24, АО «АЛЬФА-БАНК», ОАО Московский Кредитный Банк и многие другие. С полный списком участников платежной системы «Мир» можно ознакомиться на сайте http://www.nspk.ru.

В связи с началом выпуска первых национальных платежных карт «МИР» актуальным является рассмотрение следующих вопросов: содержание понятий «национальная платежная система», «национальная система платежных карт», «оператор по переводу денежных средств», орган надзора и контроля в национальной платежной системе, административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Законодательным актом, устанавливающим правовые и организационные основы функционирования национальной платежной системы в Российской Федерации, является Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон №161-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона №161-ФЗ определены основные понятия:

платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств;

национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы);

иностранная платежная система — совокупность организаций, присоединившихся к правилам платежной системы, организованной в соответствии с иностранным законодательством, и взаимодействующих по правилам платежной системы (участники иностранной платежной системы), в соответствии с которыми иностранный банк (иностранная кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам денежных средств участников иностранной платежной системы (иностранный центральный платежный клиринговый контрагент).

оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Так, согласно п. 1 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов , а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий. В настоящее время данный показатель для микропредприятий, согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», составляет 120 млн. руб. Следовательно, если ежегодный показатель выручки субъектов предпринимательской деятельности менее 120 млн. руб., то Законом не предусмотрена обязанность наличия терминала для платежных карт.

Из положений ст. 30.1 Федерального закона № 161-ФЗ следует, что национальной системой платежных карт (НСПК) является платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 Федерального закона с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.

В рамках НСПК осуществляются переводы денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, а также оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории РФ переводам денежных средств с использованием международных платежных карт .

К национальным платежным инструментам относятся платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами этой системы. Официальным знаком обслуживания НСПК является графическое обозначение рубля, утвержденное Банком России согласно законодательству РФ. Международными платежными картами считаются платежные карты, которые отвечают следующим условиям:

— карты эмитированы кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах;

— на них размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства.

Из вышеуказанного следует, что международные платежные карты, активно применяемые населением (Visa, MasterCard и т.д.), не являются национальными платежными инструментами (см. также Письмо Роспотребнадзоа от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства»).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 161-ФЗ надзор и наблюдение в национальной платежной системе осуществляет Банк России.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14.8 КоАП РФ была дополнена новой частью 4, предусматривающей установление административной ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 22 октября, 29 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 18 июля 2017 г., 27 июня, 3 августа 2018 г.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 39 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.

Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

Регламентированы переводы электронных денег.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.

Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Пункты 12-16 статьи 3, статьи 5, 6 и 8 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статьи 1, 2, пункты 1, 6 — 11, 20 — 25 статьи 3, статьи 15 и 16, части 1-7 статьи 17, статьи 18 — 25, 27 — 37 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Части 2, 4 — 8, 11 — 16 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 30 месяцев после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого подпункта «г» пункта 3 статьи 3 изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует :

  • порядок предоставления услуг;
  • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
  • осуществляемые действия субъектов НПС;
  • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
  • процедуру по осуществлению надзора.
  • Глава 1 заключает в себе общие положения закона - основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
  • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
  • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
  • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
  • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
  • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
  • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают:

  • Банк России;
  • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
  • Корпорация «Внешэкономбанк».

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке .

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве. В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года. Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты. Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

  • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
  • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
  • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.

При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.

Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:

  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит - оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

Это интересно: Приказ о сертификации Приказ Минпромэнерго РФ от 22 марта 2006 г. № 53 “Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов” В целях реализации пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства […]

  • Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными […]
  • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ"О внесении изменений в […]
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I"О вынужденных переселенцах" С изменениями и дополнениями от: 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 […]
  • Об утверждении регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г. N 18517 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПРИКАЗ от 11 […]
  • Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 496-ФЗ “О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, […]
  • 1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

    2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

    3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

    4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

    5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

    6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

    7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

    8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

    9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

    9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

    10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

    11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

    11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.

    11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

    11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

    11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

    11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.

    12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

    13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

    14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

    15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

    16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.


    Судебная практика по статье 9 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ

      Решение № 2-9353/2018 2-9353/2018~М-6480/2018 М-6480/2018 от 18 сентября 2018 г. по делу № 2-9353/2018

      Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород (Нижегородская область) - Гражданские и административные

      Свои обязательства перед клиентом, исполнив его распоряжение о переводе денежных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и заключенного договора банковского счета. Согласно п. 9 ст. 8 ФЗ «О национальной платежной системе» распоряжение клиента может быть до наступления безотзывности перевода денежных средств отозвано клиентом. В соответствии с п.10 ст. 5 ФЗ «...

      Решение от 13 сентября 2018 г. по делу № А37-1826/2018

      Арбитражный суд Магаданской области (АС Магаданской области)

      Предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.). Согласно гл. 9 Правил платежной системы Виза по осуществлению операций на территории Российской Федерации, условия и сроки возврата спорной операции между участником платежной системы и клиентом - физическим лицом - определяются применимым...

      Решение № 2-1936/2018 2-1936/2018~М-637/2018 М-637/2018 от 13 сентября 2018 г. по делу № 2-1936/2018

      Ленинский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

      Ответчика штраф в размере 50 % от суммы ущерба. Требования мотивирует следующим. Истец является клиентом ПАО Росбанк. Заработную плату получала на дебетовую карту «Master Card Standard». 9 ноября 2017 года служащие Банка производили выдачу новых электронных карт «Мир» на рабочем месте истца в МБОУ СОШ № 65 г. Красноярска. Истец не была проинформирована надлежащим образом...

      Решение № 2-378/2018 2-378/2018~М-321/2018 М-321/2018 от 12 сентября 2018 г. по делу № 2-378/2018

      Ашинский городской суд (Челябинская область) - Гражданские и административные

      Пашнин А.А. обратился в ПАО «Сбербанк» в течение суток с момента совершения операций, банк был обязан возместить клиенту сумму операций согласно п.12 ст. 9 федерального закона «О национальной платежной системе». Представитель ответчика ПАО «Сбербанк» Шулакова Т.Н., действующая по доверенности (т.1л.д. 125), в судебном заседании с иском не согласилась, ...

    Платежная система МИР – отечественный продукт, разработанный с целью исключения проблем граждан РФ при осуществлении каких-либо операций, связанных с деньгами.

    Законность и все тонкости работы данной платежной системы регламентируется законом 161 ФЗ. Рассмотрим суть данного законодательно документа, а также разберемся, каковы преимущества национальной платежной системы МИР и кто ею может пользоваться.

    Сразу бы хотелось уточнить, что в законе 161 ФЗ от 27.06 2011 нет четкого указания на наименование ПС.

    Но в силу того, что в настоящее время в Российской Федерации работает только одна национальная ПС – МИР, то стоит рассматривать данный законодательный документ именно в рамках использования системы МИР.

    Федеральный закон 161-ФЗ регламентирует правовые и организационные основы национальной платежной системы. На основании статей 161 ФЗ осуществляется регулировка порядка оказания платежных услуг различного рода, деятельности субъектов данной ПС, а также определяются требования к реализации внедрения системы в действие и контроль за соблюдение всех предписаний самого закона 161 ФЗ.

    В законе 161 ФЗ о платежной системе рассматриваются следующие аспекты:

    1. В Главе №1 находятся общие сведения о самом законопроекте. Здесь рассматривается предмет регулирования 161 ФЗ, а также основные понятия, которые используются в данном документе.
    2. Глава №2 содержи данные о порядке оказания платежных услуг. Описание всех схем работы национального платежного инструмента: перевод средств, обналичивание, электронные переводы и т.п.
    3. Глава №3 – субъекты отечественной платежной системы и требования к их деятельности. В данном разделе закона 161 ФЗ о национальной платежной системе можно найти информацию, касающуюся субъектов данной ПС и требований к их деятельности. То есть, главой 3 закона 161 ФЗ определяется, кто может предоставлять подобные услуги.
    4. Глава №4, №4,1 – требования к организации и работоспособности платежной системы. Правила ПС, участники, признание ПС действующей и пр. В главе 4.1 рассматриваются основные аспекты национальной системы платежных карт.
    5. В главе №5 можно найти сведения о том, каким образом должен осуществляться надзор за соблюдением требований закона 161 ФЗ о национальной платежной системе.
    6. В главе №6 находятся данные о порядке вступления в силу данного документа.

    Именно так выглядит ФЗ 161 от 27.06 2011 о национальной платежной системе со всеми правками. Сам законопроект был подан на рассмотрение 14 июня 2011 года, а уже 27 июня он был одобрен Советом Федерации.

    Цель создания национальной ПС

    Идея создания отечественной платежной системы возникла сразу после того, как вступили в силу санкции, наложенные на работу некоторых ПС международной категории.

    Развитие внутренней ПС позволяет беспрепятственно пользоваться платежными картами, проводить различного рода финансовые операции, не опасаясь, что они также попадут под международные санкции.

    Кроме того, основными целями и задачами создания отечественной ПС, коей в настоящее время является система МИР, являются следующие аспекты:

    • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
    • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
    • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
    • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.

    Кто обязан переходить на ПС МИР

    Согласно закону 161 ФЗ от 2011 года отечественной платежной системой обязаны пользоваться 2 категории граждан РФ:

    • пенсионеры;
    • бюджетники – работники бюджетных учреждений, студенты и т.п.

    Остальные же граждане Российской Федерации могут и не переходить на данный вид банковских услуг – это по желанию.

    Достоинства платежной системы МИР

    Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

    1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
    2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
    3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
    4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.

    Итог

    Резюмируя все вышесказанное, сделаем небольшое заключение:

    1. Закон 161 ФЗ о национальной платежной системе – это инструмент, позволяющий пользоваться отечественной банковской системой, не зависящей от иностранных компаний и санкций.
    2. В настоящее время единственной ПС государственного типа является система МИР.
    3. Согласно данному Федеральному закону 161, картой МИР, а точнее, самой системой, должны пользоваться все государственные и муниципальные предприятия. Основные пользователи ПС МИР – пенсионеры и бюджетники.
    4. Основными преимуществами национальной платежной системы МИР являются независимость, удобство, комфортные условия использования, а также наличие программ лояльности, позволяющие сэкономит средства, потраченные на оплату товаров и услуг.

    Закон по карте МИР для бюджетников – это еще один шаг навстречу к финансовой независимости РФ!

    1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

    2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

    3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

    4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

    5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

    6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

    7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

    8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

    9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

    9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

    10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

    11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

    11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России.

    11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

    11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

    11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

    11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.

    12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

    13. В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

    14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

    15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

    16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.