Что относится к налоговым льготам. Кому не положены преференции? Основанием для предоставления льгот могут быть

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции - это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции - это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции - это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% - это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции - это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы - это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно - пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы - это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

С постоянными изменениями в налоговом кодексе российские граждане часто не могут самостоятельно разобраться, какие налоги им необходимо платить, и каким образом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налогообложение – это основа государства. С помощью налогов денежные средства поступают от всех граждан в общий государственный бюджет, и там осуществляется распределение на общее благо.

Первоначальная информация

Платить налоги обязаны все, однако социальная защита здесь играет огромную роль, позволяя некоторым категориям граждан платить меньше, нежели другие или не платить вообще.

Такое явление вполне обоснованно, так как те, кто получают дополнительную государственную помощь, или полностью находятся на обеспечении, не должны с этих средств снова вкладывать в казну.

Главные понятия

Существуют федеральные льготы, региональные и местные. Льготы могут предоставляться как конкретным гражданам, так и целым организациям.

В первую очередь, это связано с их направленностью:

В зависимости от видов предоставляемых льгот, они подразделяются на:

Классификация скидок

Понятие скидки дает гражданину снижение налоговой базы. Они могут быть:

Классификация выглядит следующим образом:

Стандартные Применяются на всех налогоплательщиков, несмотря на размер их дохода. Сумма скидки может быть в определенном размере или проценте, в зависимости от полученной прибыли. В свою очередь они подразделяются на:
  • базовые — не облагаемый минимум налога;
  • семейные — зависят от семейного статуса налогоплательщика;
  • отдельные для лиц, которые содержат на иждивении несовершеннолетних лиц, проходящих обучение и т.д. Тех, кто не имеет собственного дохода и нуждается в материальном обеспечении
Нестандартные Скидка напрямую зависит от суммы уплаты налогоплательщика и при получении размер определяется вычитанием от дохода

Законодательная база (кодекс)

Данную сферу регулируют такие статьи НК:

Основные характеристики видов налоговых льгот в РФ

Льготы предоставляются юридическим лицам и ИП, в зависимости от выбранного ими способа налогообложения. Заявление на предоставление льготы можно .

Для УСН льготы предоставляются в оплате страховых взносов, которые снижают ставку с 30 до 20%.

Но только в том случае, если их доход не превысит 79 млн. рублей за весь год. Для тех, кто выбрал работу по упрощенной системе налогообложения, платят взносы лишь в ПФР , а ФСС и ФФОМС перечисление снято.

Чтобы можно было применять подобные льготы, предприятие должно иметь данный доход, как основной вид деятельности, чтобы он составлял не менее 70% в год.

Имеет значение и сам вид деятельности предприятия, так как от его вида зависит возможность получения таких привилегий.

Есть специальные виды налоговых льгот для пенсионеров:

Вид льгот Характеристика
Имущественный Пенсионер освобождается от уплаты данного вида налога, но только при имении одного из объектов недвижимости. Если же в собственности находятся несколько объектов, налоговая инспекция может освободить от уплаты только одного выбранного объекта на основании заявления. Например, у пенсионера два гаража и три квартиры. Он может освободить от налога одну квартиру и один гараж
Земельный Пенсионеры не освобождены от данного вида налога по всей стране, однако на региональном уровне это возможно, так как этим налогом занимаются местные органы самоуправления. Для получения такой информации необходимо обратиться по месту жительства
Транспортный По транспортному налогу пенсионеры освобождаются только, если они инвалиды. В остальном, более детальную информацию необходимо спрашивать по региону проживания

В зависимости от изменяемого элемента налога налогоплательщики могут получать льготы на уменьшение ставки налога или на определенную сумму, т.е. вычет.

Какую роль играет НДС на разновидность

НДС платят все предприниматели, но особую роль играет его разновидность, так как от этого зависит льгота и соответствующая ставка.

В этом году ставки могут быть 0%, 10% или 18%. Ставка применяется в зависимости от налоговой базы и вида деятельности предпринимателя.

Предприниматель может получить налоговый вычет с этого налога, так как при реализации этот налог платиться покупателем конечного товара.

На кого направлены

Льготы направляются на граждан, которые ведут определенный вид деятельности, из списка, указанного в законе.

Таким образом, государство способствует ведению бизнеса, снижая ставку на определенные сферы деятельности, или вводит полное освобождение от его уплаты.

Ставка обложения составляет для предпринимателя 18 %, и платят ее те, кто занимается деятельностью, которая не входит в список льготных.

0% назначается при экспорте и международных перевозках товаров, в области драгоценных металлов и космоса, построенных судов и некоторых транспортных услуг. Предприниматели, освобождающиеся от уплаты налога, указаны в п.2 ст. 146 НК РФ.

10% — самая распространенная ставка, которая полагается при реализации продовольственных товаров, детских товаров, образовательных книг и печатной продукции, а также медицинских товаров.

Уплата налога на льготной основе предоставляются предприятиям, у которых очень маленький оборот за три месяца подряд. Сумма должна быть не более 2 млн. рублей.

Что необходимо для оформления

Для оформления любого вида льготы необходимо личная явка в орган налоговой службы . При себе иметь паспорт, и документы, доказывающие Ваше право на предоставление льготы.

Порядок оформления происходит на основании заявления, с указанием вида льготы. При создании бизнеса все предприниматели имеют право на выбор формы собственности, с которой будет вестись деятельность.

Это ООО, ЗАО и ОАО. Однако форма собственности никакой роли не играет при оплате налога НДС.

Если компания заинтересована не платить НДС, при соответствии всем условиям, может выбирать специальный режим или упрощенную систему.

Упрощенная система возможна при соответствии таких требований:

  • если участие других юридических лиц составляет более 25%;
  • если организация не имеет филиалов и дочерних предприятий;
  • право получают в зависимости от сроков применения, и осуществляется в том случае, если организация предоставила доход за 9 месяцев не более 45 млн. рублей.

Особенности для юридических лиц

При упрощенной системе налогообложения юридические лица могут быть сняты с некоторых видов налоговых обязательств.

Это налог на прибыль, налог НДС, и налог на имущество организации. При этом НДФЛ является обязательным к оплате ко всем системам налогообложения.

Для ИП существуют такие налоговые льготы по видам деятельности:

  • научная сфера;
  • социальная;
  • производственная;
  • сфера бытовых услуг.

Если налогоплательщик планирует совершать сразу несколько видов деятельности, среди которых находится льготная, то льгота распространяется лишь на данную деятельность.

По другим направлениям налоги платятся в общем порядке. Поэтому предприниматель должен вести раздельный учёт доходов, чтобы ясно было, по какой деятельности использовать льготу, а по какой - нет.

Как получить вычет

Чтобы получить налоговые льготы и освободиться от выплаты налога налогоплательщик должен подать документы в налоговую организацию.

Исключение из данного правила составляют налоговые , для их получения пишется заявление и собирается необходимый пакет документов.

Вычет может получить организация, при соблюдении условий, указанных в ст.171 НК РФ:

  1. Если приобретенное имущество, ресурсы и права, по которым рассчитывался входной НДС учитывались в операциях, которые облагались этим налогом.
  2. Все имеющиеся материальные ценности находятся на учете.
  3. Если плательщик имеет счета-фактуры и другую документацию на все эти операции.

Для получения вычета заполняется бланк, с указанием всех операций. Его можно взять в налоговой инспекции или скачать с интернета.

На что обратить внимание

При составлении пакета документов следует учитывать правильность счета-фактуры. Если по платежной операции вы делали предоплату поставщику, он должен выдать Вам дополнительный документ об оплате.

Если покупатель рассчитывался по безналичному расчету, он не сможет применить вычет по НДС. Это связано с тем, что данная покупка не может быть внесена в книгу покупок, с которой производится отчетность при заполнении декларации.

В 2019 году налог насчитывается на доход, полученный в результате деятельности, которую предприниматель выбрал в качестве оперативной.

Если ИП изменил систему налогообложения и не работал по упрощенной системе, то он может вернуться к данной системе налогообложения.

Ему нужно подать документы в свою налоговую службу, и с нового периода он сможет использовать налоговые льготы.

Одной из важнейших сфер направления налоговых платежей является социальная сфера. В нее входят многие категории граждан, которые нуждаются в дополнительной помощи от государства.

План

4.1. Понятие налоговой льготы

4.2. Система налоговых льгот

4.3. Виды и формы налоговых льгот

4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот

4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.

Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.

Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.

При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.

При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.

При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.

Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.

Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.

Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.

Часто создается целый ряд льгот:

    в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.);

    предоставление налоговых освобождений;

    выделение налоговых кредитов.

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.

4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.

Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам

Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.

Чаще всего налоговая льгота определяется путем:

1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

а) по видам плательщиков:

полные - предоставляются всем плательщикам;

частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

б) по срокам:

постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;

временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);

чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

в) по элементам объекта:

имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.

2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):

а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;

б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.

3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:

1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.

2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.

3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.

5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.

7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).

4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.

Такие территории могут существовать на двух уровнях:

1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;

2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.

При этом подобные территории делятся на два подвида:

а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);

б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).

Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.

Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.

Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.

Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.

В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:

1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;

2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.

В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.

Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.

1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.

2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"

Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.

Структурно-логические модули

Схема 4.1.- Виды налоговых льгот

Схема 4.2.-Формы налоговых льгот

Вопросы и тестовые задания по теме

    Дайте определение налоговой льготы.

    Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.

    Пути определения налоговой льготы.

    Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.

    Виды налоговых льгот.

    Перечислите формы налоговых льгот.

    Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.

    Дайте классификацию свободных экономических зон.

    Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:

а) скидка;

б) отчисление;

в) налоговая льгота;

г) налоговый кредит.

    Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление;

г) налоговая льгота.

    Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:

а) полные;

б) частичные;

в) средние;

г) временные.

    По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:

а) временные;

б) полные;

в) постоянные;

г) чрезвычайные;

    По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:

а) имущественные;

б) вещественные;

в) прибыльные;

г) неприбыльные.

    Свободные экономические зоны делятся на:

а) транспортные;

б) транспортно-транзитные;

в) промышленные;

задания

вариант ответа

В данной статье рассматривается вопрос транспортного налога, особенностей его начисления, а также кто может рассчитывать на налоговые льготы по транспортному налогу и на каких условиях.

Общие сведения о транспортном налоге

Транспортный налог – вид сборов, начисляемых за эксплуатацию транспортных средств и выплачиваемых их владельцем. На законодательном уровне налог был утвержден в 2003 году, с тех пор граждане и организации, в чьей собственности находится транспорт, облагаемый данным сбором, должны один раз в год уплачивать определенную сумму денег в бюджет страны. Полученные средства предполагается направлять на реставрацию дорог, повышение эффективности регулирования дорожного движения.

Налогоплательщиком признается лицо, имеющие документы, доказывающие право владения транспортом. Если в его собственности находится несколько транспортных средств, налог уплачивается за каждое из них по отдельности.

Транспортный налог относится к региональным сборам , поэтому условия и сроки его уплаты, его размеры, а также категории граждан, кому положена льгота, определяются местными властями, дополняющими федеральные нормы и не противоречащими им. Разница в сумме налога между субъектами РФ может достигать десятикратного значения.

Величина сбора ежегодно возрастает, однако растут и налоговые льготы. Пока ФНС не получит документальных доказательств наличия прав на льготу, гражданин будет получать от налоговых служб уведомление о начислении налога. Юридическое лицо вычисляет сумму к уплате своими силами, записывает данные в декларацию и оплачивает налог.

Вычисление размера транспортного налога осуществляется в зависимости от показателя мощности транспорта: чем она выше, тем больше размер сбора. Существуют установленные диапазоны мощностей и ставка сбора за каждую лошадиную силу машины. Подпадают под обложение данным налоговым сбором транспортные средства, указанные в перечне ст. 357 НК РФ.

Налоговые льготы по транспортному налогу для физических лиц

Физические лица получают уведомление об уплате транспортного налога, рассчитанного сотрудниками ФНС, исходя из данных, получаемых в ГИБДД. Нужно иметь в виду, что за проданное и не снятое с учета в ГИБДД транспортное средство налог будет платить предыдущий владелец, пока новый фактический обладатель машины не перерегистрирует ее на себя. Однако если доверенность выдана до 29.07.2002г., налог платится доверенным лицом.

До 1 января 2016г. месяц, в котором транспорт был зарегистрирован, и месяц, в котором он был снят с учета, считались полными месяцами для налогообложения. После этой даты, если указанные действия производились до 15 числа месяца, налог вычисляется за неполный месяц. Крайним днем уплаты рассматриваемого сбора для физических лиц является первое декабря.

Для физлиц предусмотрены федеральные (действующие по всей стране) и региональные (ограниченные территорией субъекта РФ) льготы по транспортному налогу. Перечень федеральных налогов мы укажем ниже в данной статье, а региональные послабления нужно уточнять в местных органах ФНС.

В отличие от юрлиц, физлица, имеющие льготы по налогу на движимое имущество, должны просто прийти в ближайшую налоговую и оставить заявление, прилагая к нему копии бумаг, доказывающих существование прав на льготу. После этого ФНС не будет присылать уведомления об уплате налога, а самостоятельно подавать декларацию каждый год с объяснениями причин неуплаты налогов физлицам не нужно.

Льготы по транспортному налогу для юридических лиц

В ситуации с транспортом организаций неважно, используется он в процессе производства или нет, важен лишь факт владения им. Обязательство по уплате налога на транспорт возникает тогда, когда юридическое лицо владеет одним из нижеперечисленных движимых средств:

  • Наземный транспорт: авто, мотоцикл, автобус, микроавтобус, снегоход.
  • Водный транспорт: яхта, катер, гидроцикл.
  • Воздушный транспорт: вертолет, самолет.

Существуют некоторые другие виды налогооблагаемого транспорта, который используется юрлицами реже. Информация о транспорте отправляется в ФНС регистрирующими органами, например ГИБДД, в случае владения наземным видом транспорта.

Организация не обязана платить налог на:

  1. Авто, укомплектованные особым образом под нужды инвалидов;
  2. Переданный соцзащитой во владение граждан автомобиль с двигателем мощью менее 100 л.с.;
  3. Сельхозтехника и техника для транспортировки сельхоз продукции;
  4. Транспорт для военных нужд;
  5. Летательные аппараты для перевозки тяжелых больных мед. учреждением;
  6. Водный транспорт, числящийся в международном реестре судов;
  7. Суда для промыслов;
  8. Суда для обнаружения природных ресурсов на дне моря;
  9. Лодки с веслами или мотором не мощнее 5 л.с.

Кроме того, как и в случае с физическими лицами, транспортный налог не уплачивается бывшим хозяином украденного транспорта при наличии у него подтверждающих факт угона бумаг.

Пример налоговой льготы по транспортному налогу

Условия: ООО “Фермер” занимается выращиванием и реализацией овощных культур, а также производством клеток для птиц. В организации имеются тракторы и грузовики для перевозки навоза. Доходы компании за календарный год равны 900 тысячам рублей, из них с продажи овощей получено 700 тысяч рублей, остальные 200 тысяч заработаны с продаж клеток для птиц. Нужно разобраться, имеет ли право “Фермер” не уплачивать транспортный налог.

Вычисления: Рассчитаем долю дохода, которая приходится на реализацию продуктов сельского хозяйства. Воспользуемся формулой:

ДСХ = ВСХП: ОВ * 100% ,

ДСХ – доля дохода от с/х продукции;

ВСХП – выручка от с/х продукции;

ОВ – общая выручка.

Подставим значения: ДСХ = 700 000: 900 000 * 100% = 77,78%

Вывод: ООО “Фермер” вправе не перечислять налог на тракторы и грузовики, потому что доля доходов от продукции, в получении которой участвовала сельхозтехника, превышает половину всех денежных поступлений фирмы.

Перечень налоговых льгот

Рассмотрим список всех льгот по транспортному налогу. Заранее заметим, что все нижеуказанные льготы применимы на всей территории РФ исключительно к транспорту, мощность двигателя которого не более 200 л.с.

Льготы для особых категорий граждан
Категория граждан Льгота
Герои СССР и РФ 100% льгота
Ветеран или инвалид ВОВ и боёв
Люди с инвалидностью I и II группы
Представитель ребенка с инвалидностью
Родитель (родной или приемный) в семействе, где много детей Отсутствие налога для одного воспитателя
Водители “легковушек” с мощностью до 70 л.с. Отсутствие налога на одну машину, собственниками которой они являются
Люди, принимавшие участие в устранении последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; подверженные радиоактивному излучению от отходов радиации и аналогично пострадавшие граждане Одно транспортное средство с мощностью двигателя до 200 л.с.
Лица, участвовавшие в испытательных операциях термо- и ядерного оружия
Граждане, получившие лучевую болезнь и так или иначе связанные с космической аппаратурой и ядерными установками
Собственник-льготник более чем одного транспортного средства Льгота действует только на одну машину, по выбору водителя
Льготник, относящийся к нескольким категориям одновременно

Чтобы получить льготу, нужно самостоятельно явиться в налоговую с документами, доказывающими принадлежность налогоплательщика к льготной категории физлиц, и написать заявление на предоставление льгот.

Льготы на особые виды транспорта
Вид транспорта Льгота
Лодки с веслами Неуплата транспортного сбора
Лодки с мотором до пяти л.с.
“Легковушки”, укомплектованные для людей с инвалидностью
Легковые авто, отданные соцзащитой населению, мощностью до ста л.с.
Суда промысловые (морские и речные)
Транспорт предприятий (в хоз. ведении или во временном владении), источником заработка которых являются перевозки пассажиров
Сельхозтехника, эксплуатируемая при работах в сельском хозяйстве
Транспорт фед. органов в военной сфере (на праве хоз. ведения или временного владения)
Транспорт, числящийся в списке украденного (в наличии имеется документ, доказывающий, что авто было угнано)
Воздушный транспорт мед. служб
Транспорт бюджетных организаций (скорая помощь, школьный автобус и т.д.)

Чтобы получить льготу на базе управления особым видом транспорта, налогоплательщик встает на учет и отправляет декларацию в положенные сроки. В ней он указывает причины, по которым не станет перечислять сумму сбора, и прилагает бумаги, доказывающие его право на неуплату налога.

Льготы по транспортному налогу для пенсионеров

Пенсионерам нужно помнить, что возможность получить льготу на транспорт зависит от субъекта РФ, в котором он зарегистрирован. Только после уточнения информации в местной налоговой можно быть уверенным, что предъявление доказывающих факт достижения пенсионного возраста документов гарантирует освобождение от перечисления налога в бюджет. В различных субъектах РФ пенсионеры либо вообще не уплачивают данный сбор, либо они получают послабления в форме скидок, либо сбор отменяется только на один транспорт или определенный вид движимого имущества.

Чтобы официально оформить льготу, пенсионер должен обратиться в ФНС по месту его регистрации, заполнить заявление и принести оригиналы документов, доказывающих его статус пенсионера. Необходимо будет обозначить свое транспортное средство и номер, полученный при гос. регистрации.

Помимо этого, бывают случаи, когда, несмотря на отсутствие льгот на транспорт в регионе, пенсионер все же может ее получить, так как он соответствует одному из следующих требований:

  1. Имеет звание героя соцтруда, СССР;
  2. Имеет членство общества ветеранов, и тогда возникнет право на освобождение от транспортного налога на машину, эксплуатируемую во время рабочего процесса;
  3. Пенсионер может оказаться жертвой чернобыльской аварии или иметь лучевую болезнь;
  4. Пенсионер может иметь инвалидность и обладать авто мощью до 100 л.с.;
  5. Он может быть единственным родителем семейства, в котором много детей;
  6. Это может быть достигшая пенсионного возраста супруга военного, который погиб на службе.

Льготы по транспортному налогу в Москве

Нужно помнить, что, даже если есть два повода для неуплаты транспортного налога, не получится не перечислять налог на две машины одновременно. Придется выбирать, какую из них облагать налогом, а какую – нет, здесь владелец выбирает сам, что будет более выгодно ему. Кроме того, под льготу не попадает транспорт с мощностью двигателя более 200 л.с., если только он не принадлежит члену многодетной семьи .

Вот перечень лиц, которые властями г. Москвы освобождены от перечисления налога на транспорт в бюджет (помимо тех, кто получает льготы на федеральном уровне):

  1. Герои РФ и СССР;
  2. Ветераны и люди с инвалидностью, побывавшие в ВОВ;
  3. Люди, имеющие инвалидность I и II группы;
  4. Лица, пребывавшие в концлагерях;
  5. Опекуны и приемные родители детей с инвалидностью (если таковых двое, льгота дается только одному из них);
  6. Водители транспорта, мощность двигателя которого не более 70 л.с.;
  7. Люди, травмированные при космических и ядерных испытаниях;
  8. Лица, помогавшие устранять последствия чернобыльской аварии;
  9. Люди с лучевой болезнью и пострадавшие от радиации;
  10. Родитель (только один из родителей) из семьи, где много детей (если за льготой обратились не сразу по получении статуса родителя семьи с тремя (и более) детьми, возможно вернуть излишне уплаченный налог);
  11. Первые пять лет после регистрации транспорта жители зоны “Зеленоград” могут не перечислять налог.

Кроме всего вышеперечисленного, налог упраздняется для транспортных средств, на которые по закону в любом случае не положено обложение налогом . В 2017-ом году пенсионеры не являются льготниками на территории Москвы и не имеют права обращаться за начислением им льгот по транспортному налогу. Также не назначена льгота для ветеранов труда (в некоторых субъектах они платят половину суммы налога).

Для москвичей работает онлайн-сервис на сайте www.r77.nalog.ru , в котором, заполнив свои личные данные, можно узнать о задолженностях по некоторым налогам, включая транспортный. Для удобства здесь присутствует функция оплаты сбора банковской картой через сайт, после произведения которой налогоплательщик получает выписку с банковского счета.

Федеральные льготы по транспортному налогу

На федеральном уровне утверждены налоговые льготы (то есть полное отсутствие сбора) для следующих групп граждан:

  1. Людей с инвалидностью, для которых транспорт переоборудован под их особые нужды;
  2. Владельцев лодок, приводимых в движение веслами;
  3. Хозяев промысловых судов;
  4. Тех, кому транспорт был выделен органом социальной защиты (мощность двигателя до 100 л.с.);
  5. Владельцев сельскохозяйственной техники;
  6. ИП, владеющих судами для пассажирских перевозок (условие – данный вид деятельности должен быть единственным источником заработка предпринимателя);
  7. Владельцев буровых и значащихся в международном реестре судов;
  8. Обладателей плавучей или стационарной платформы;
  9. Собственников транспорта, который значится в угоне.

Нужно помнить, что если человек владеет несколькими транспортными средствами, он освобождается от уплаты налога только за те из них, которые подпадают под льготные условия. К примеру, если у гражданина, не попадающего в список льготников по возрасту или другому признаку, было два легковых автомобиля, один из которых угнали, и он может доказать факт угона документально, то он не будет платить налог только за украденный автомобиль, на вторую машину будет ежегодно приходить налоговое уведомление.

Все прочие льготы будут являться региональными, об их перечне нужно осведомляться в налоговых органах на местах.

Региональные льготы по транспортному налогу

Как уже было сказано, дополнительные льготы могут быть утверждены властями на местах, порядок и разнообразие льгот по транспортному налогу различаются от субъекта к субъекту РФ.

Льготные условия могут быть предоставлены:

  1. Государственным властям и властям на местах;
  2. Обществам инвалидов;
  3. Организациям по спасению, казенным и унитарным предприятиям;
  4. Бюджетным образованиям (школам, поликлиникам, дворцам спорта и культуры);
  5. Транспортным предприятиям, занимающимся перевозками пассажиров;
  6. Сельхозам, лесхозам, ЖКХ, компаниям по переработкам;
  7. Общественным объединениям;
  8. Фирмам, развозящим работников из дома до работы и обратно.

Есть и другие виды льгот, о которых будет рассказано далее.

Какие документы подтверждают право на льготу по транспортному налогу

Обратиться за получением льготы по транспортному налогу нужно в ФНС по месту регистрации автовладельца, где транспорт прошел регистрацию – не важно. Если у собственника транспорта есть несколько оснований для получения скидки по налогу или для полного освобождения от него, выбрать можно только одно, на усмотрение водителя.

Подать документы в налоговую можно двумя способами:

  • Лично отнести их в отдел приема бумаг или
  • отправить документы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

ФНС должна получить от вас следующий пакет документов:

  1. Заполненное заявление на предоставление льготы с указанием оснований на ее получение (если налогоплательщик относится к льготникам, доказывать нужно принадлежность к особой категории граждан, освобождаемых от налога; если транспорт попадает под средства, необлагаемые налогом, придется доказывать этот факт);
  2. Сведения о транспортном средстве (в первую очередь это мощность двигателя);
  3. Копию ИНН и первых двух страниц паспорта автовладельца;
  4. Копию паспорта транспортного средства.

Отказ от льгот по транспортному налогу

Пункт 2 статьи 56 НК РФ содержит в себе разъяснения о праве налогоплательщика отказаться от предоставления ему льгот по налогу, на которые он имеет основание. Чтобы уведомить ФНС о желании прекратить получать налоговую льготу, в налоговый орган подается заявление с обозначением периода, на который оформляется приостановление получения льгот. После рассмотрения данного заявления налоговой, налогоплательщик не сможет применять льготу до конца того промежутка времени, которое он указал. Отказ от льготы можно оформить на любое количество полных налоговых периодов (для транспортного налога – это календарный год), но не на несколько месяцев или, к примеру, полтора или два с половиной года.

Если в заявлении не указан срок неиспользования льготы, ее действие прекращается на неопределенный срок.

Последствия отказа от налоговой льготы заключаются в том, что владелец транспортного средства не вправе будет требовать у налогового органа вернуть ему излишне уплаченные налоги, так как письменный отказ от льгот предполагает, что как таковой переплаты нет.

Коды налоговых льгот по транспортному налогу

Если в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или в ином законодательном нормативном правовом акте о налогах и сборах соответствующего субъекта РФ установлены (будут установлены) аналогичные льготы по данному налогу и иные льготы, в отношении которых в столбце 3 не указаны конкретные льготы по налогу, то в налоговой декларации указываются коды налоговых льгот, соответствующие аналогичным льготам по транспортному налогу и указанным в столбце 3.

Код налоговой льготы Наименование льготы по транспортному налогу по коду налоговой льготы Наименования налоговых льгот, предусмотренных конкретными законами субъектов Российской Федерации*
1 2 3
20000 Льготы по транспортному налогу, предоставленные организациям
20101 Организации инвалидов Общественные организации инвалидов (в том числе по слуху, зрению и другим показаниям);
Организации, находящиеся в собственности общественной организации инвалидов (в том числе по слуху, зрению и другим показаниям);
Юридические лица, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций (объединений) инвалидов (единственным собственником которой является общественная организация инвалидов);
Региональные и территориальные организации инвалидов; Организации, в которых работают инвалиды (использующие труд инвалидов);
Организации, применяющие труд пенсионеров по инвалидности и старости;
Организации, осуществляющие обучение инвалидов; Протезно-ортопедические предприятия(организации)
20102 Органы государственной власти, органы местного самоуправления Органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
Органы местного самоуправления;
Органы федеральной государственной власти;
Органы милиции и общественной безопасности, органы, учреждения и подразделения внутренних дел;
Учреждения судебно-медицинской экспертизы;
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
20103 Бюджетные учреждения, унитарные и казенные предприятия Бюджетные учреждения (в том числе находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации);
Государственные унитарные предприятия (в том числе предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог общего пользования и мостов, также транспортное обслуживание этих предприятий);
Организации и учреждения социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста;
Органы управления дорожным хозяйством;
Организации, финансируемые за счет бюджетов всех уровней;
Государственные и муниципальные учреждения;
Организации, созданные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, финансируемые из соответствующих бюджетов;
Организации уголовно-исполнительной системы, в том числе исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы; Дорожные управления с государственной формой собственности, осуществляющие содержание, ремонт и строительство дорог и мостов общего пользования;
Государственные унитарные предприятия, Государственные и муниципальные предприятия автотранспорта (электрического транспорта) общего пользования, получающие бюджетное финансирование, в том числе на компенсацию убытков, связанных с регулированием тарифов и предоставлением льгот;
Учреждения госветслужбы и госсеминспекций;
Учреждения субъекта Российской Федерации, созданные для достижения научных и информационных целей;
Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы
20104 Профессиональные спасательные службы и формирования Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
Подразделения муниципальной пожарной службы;
Подразделения ведомственной, добровольной пожарной охраны;
Объединения пожарной охраны;
Организации, являющиеся владельцами пожарных машин;
Организации – по автомобилям, специально оборудованным и предназначенным для тушения пожаров
20105 Организации по содержанию автомобильных дорог общего пользования Организации, осуществляющие содержание муниципальных дорог;
Организации, осуществляющие строительство (реконструкцию, ремонт и содержание) автомобильных дорог общего пользования и (или) мостов;
Организации, выполняющие строительство, ремонт, содержание и реконструкцию автомобильных дорог в населенных пунктах
20106 Организации автотранспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов Организации автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров;
Организации автотранспорта, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по установленным городским, пригородным, междугородным и межреспубликанским маршрутам;
Организации, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских перевозок (кроме такси);
Организации, выполняющие по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления на условиях социального государственного заказа пассажирские перевозки;
Автотранспортные предприятия;
Организации, осуществляющие международные автомобильные перевозки;
Организации, производящие и поставляющие строительные материалы для дорожной отрасли
20107 Организации, оказывающие медицинские услуги Учреждения и организации здравоохранения, финансируемые из бюджетов всех уровней;
Учреждения здравоохранения, непосредственно осуществляющие лечебный процесс и скорую медпомощь;
Лечебно-профилактические учреждения;
Организации, в состав которых входят лечебно-профилактические учреждения;
Организации, использующие транспорт для нужд скорой и неотложной медицинской помощи;
Учреждения скорой и неотложной медицинской помощи; Муниципальные учреждения здравоохранения – сельские амбулатории;
Амбулаторно-поликлинические больничные учреждения;
Станции переливания крови;
Учреждения санитарно-эпидемиологического надзора;
Диспансеры и детские лечебно-оздоровительные учреждения
20108 Организации по оздоровлению и социальному обслуживанию населения Организации (учреждения) социального обслуживания населения;
Лечебно-производственные предприятия, занимающиеся проведением трудовой терапии лиц, страдающих психическими расстройствами;
Учреждения интернатского типа;
Детские дома, дома ребенка, детские дома семейного типа, приемные семьи, детские дома-школы, школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Приюты;
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
Дома-интернаты для детей-инвалидов, престарелых и инвалидов;
Специализированные учреждения социальной помощи семье и детям;
Учреждения, созданные для достижения лечебно-оздоровительных целей;
Учреждения и предприятия, созданные для социальных целей (лечебно-производственные предприятия и мастерские);
Центры реабилитации инвалидов;
Учреждения охраны материнства и детства;
Детские оздоровительные лагеря;
Центры социальной поддержки;
Организации и учреждения, финансируемые из фонда обязательного медицинского страхования;
Центры “Чернобыль и здоровье”
20109 Организации образования Общеобразовательные учреждения;
Дошкольные учреждения;
Учреждения образования, финансируемые за счет бюджетных средств;
Учреждения высшего, общего среднего, среднего специального, начального профессионального образования;
Учреждения дополнительного профессионального образования;
Образовательные организации, осуществляющие обучение детей школьного возраста по дополнительным специальным программам;
Медицинские училища;
Специальные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
Учреждения дополнительного образования детей;
Профессиональные училища начального и среднего профессионального образования;
Образовательные учреждения начального профессионального образования;
Сельские дошкольные и общеобразовательные учреждения;
Общеобразовательные учреждения начального профессионального образования
20110 Организации культуры, физкультуры и спорта Учреждения и организации культуры;
Детско-юношеские спортивные школы;
Спортивно-технические организации;
Некоммерческие организации военно-прикладного характера и оборонной спортивно-технической, физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской направленности;
Учреждения, созданные для достижения физкультурно-спортивных целей;
Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва;
Общественные организации, осуществляющие подготовку парашютистов, пилотов-любителей
20111 Религиозные организации Организации, находящиеся в собственности религиозных объединений;
Другие льготы, предоставленные религиозным организациям
20112 Организации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, охотничьего и рыбного промыслов Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства;
Хозяйствующие субъекты (объединения, кооперативы и акционерные общества), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
Сельскохозяйственные предприятия и организации;
Сельскохозяйственные товаропроизводители;
Организации по производству продукции сельского хозяйства, охотничьего и рыбного промыслов;
Предприятия, в состав которых входят подсобные сельскохозяйственные производства;
Предприятия по ветеринарному обслуживанию;
Организации по производству хлеба и хлебобулочных изделий;
Организации потребительской кооперации;
Организации по производству молочной продукции;
Мясоперерабатывающие предприятия;
Машинно-технологические станции производства сельскохозяйственной продукции;
Предприятия агропромхимии, участвующие в процессе производства сельхозпродукции;
Предприятия сельхозтехники, участвующие в процессе производства сельхозпродукции;
Предприятия мелиорации
20113 Организации морского и речного транспорта Организации морского и речного транспорта в отношении ледоколов, аварийно-спасательных судов, судов-сборщиков нефтепродуктов и мусора с акваторий
20114 Организации жилищно-коммунального хозяйства Организации жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги;
20115 Оборонные организации и организации, выполняющие мобилизационные задания (мобрезерв, мобмощности) Автотранспортные предприятия, имеющие в своем составе автомобильные колонны войскового типа;
Автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа;
Оборонные, спортивно-технические организации (общества);
Юридические лица в доле законсервированных транспортных средств
20116 Некоммерческие организации, в том числе общественные объединения Общественные организации (объединения) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, Общественные объединения (организации) ветеранов и участников ВОВ;
Общественные организации;
Отделения Российского Союза ветеранов Афганистана;
Некоммерческие организации
20117 Государственные предприятия по связи и информатизации Государственные предприятия по связи и информатизации – по транспортным средствам, отнесенным к мобилизационным резервам и мобилизационным мощностям;
Государственные предприятия по связи и информатизации, оказывающие услуги почтовой связи
20118 Организации-инвесторы Резиденты локальных зон экономического развития субъекта Российской Федерации;
Организации – социальные инвесторы;
Организации, находящиеся на территории развития Московской области “Международный аэропорт Шереметьево”;
Пользователи промышленных инвестиций;
Организации, созданные в результате реализации инвестиционного проекта
20119 Организации по Редакции средств массовой информации;
производству и Организации полиграфии;
распространению средств массовой информации Организации, производящие распространение периодической печатной продукции;
Организации телерадиовещания;
Редакции газет
20120 Иные льготы для организаций Организации, вырабатывающие продукцию для детского питания;
Предприятия (комбинаты) школьного питания;
Лесхозы в части специальных автомобилей, используемых на лесовосстановительных и лесоохранных мероприятиях;
Предприятия мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности;
Организации, осуществляющие доставку своих работников к месту работы и обратно, в части транспортных средств, вместимостью не менее 20 посадочных мест;
Предприятия (организации) промышленности в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки внутри предприятий (внутрицеховые перевозки);
Организации вне зависимости от форм собственности, осуществляющие традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера;
Организации, использующие специализированный автотранспорт;
Организации народных художественных промыслов;
Организации, осуществляющие производство металлургической продукции;
Организации, производящие легковой автотранспорт
30000 Льготы, установленные международными договорами

Законодательные акты по теме

Акты представлены следующими документами:

п. 1 ст. 362 НК РФ О расчете суммы транспортного налога на основании сведений, предоставляемых ГИБДД
п. 2 Методических рекомендаций по применению гл. 28 “Транспортный налог” НК РФ

(утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 года № БГ-3-21/177)

О перечне воздушных и водных транспортных средств, на которые начисляется транспортный налог
п. 3 ст. 363 НК РФ Об уплате физическими лицами транспортного налога на основании уведомления из налоговой
п. 1 ст. 360 НК РФ О налоговом периоде транспортного налога (календарный год)
п. 3 ст. 363 НК РФ О направлении налогового уведомления не более чем за три года, предшествующих календарному году его направления
Закон г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33 “О транспортном налоге” О льготах по транспортному налогу на территории Москвы
п. 2 ст. 358 НК РФ Список транспортных средств, необлагаемых транспортным налогом
Письмо Минфина РФ от 8 июля 2004 года № 03-06-11/100 О необложении налогом транспортных средств, купленных инвалидами за свой счет и оборудованных специально для нужд инвалидов
п. 2 ст. 56 НК РФ Об отказе от налоговых льгот

Типичные ошибки

Ошибка №1: Уплата транспортного налога (в случае отсутствия прав на какие-либо льготы) за полный месяц в случае, когда автомобиль прошел регистрацию или был снят с учета до 15 числа этого месяца.

Все граждане и ООО обязаны исчислять и уплачивать налоги. Но кроме наличия такого обязательства вы вправе также на получение льгот по отдельным видам налогов. Кому именно они положены, что собой представляют?

Сущность налогообложения

Под налогообложением понимают совокупность законов, правил, что используются при сборе налоговых платежей. Это процесс удержания налоговых сумм, установление вида налога, объекта размера ставки, носителя, правил уплаты.

Сущностью налога является его изъятие государственными структурами. Есть такие признаки и принципы налога:

  1. Их установление осуществляется исключительно властями страны. Налоги должны законодательно оформляться.
  2. Федеральным органом, местными и региональными властями издается нормативная документация относительно обложения налогами. Такие нормы не допускается нарушать или корректировать ().
  3. Могут издаваться приказы, которые являются рекомендацией, применяются исключительно в том случае, если соблюдены нормы закона.
  4. Налоговые сборы уплачиваются без возникновения встречных обязательств со стороны государства. То есть, это индивидуальные безвозмездные платежи.
  5. Налоги изымаются независимо от того, согласен ли на это налогоплательщик.
  6. Налог не является санкцией или наказанием.

Есть четыре функции:

Элементом налога считают:

  • субъекты обложения налогом ();
  • носителя налога (лица, что производит платежи);
  • объекты обложения налогами ();
  • единицы обложения налогом;
  • налоговую базу ();
  • ставки;
  • налоговые периоды и сроки перечисления;
  • правила и способы уплаты налоговых сумм.

Основные определения

Налоговые льготы являются элементом налогообложения обязательного характера ().

Подразумеваются установленные властями преимущества перед другими лицами, в том числе и возможности не платить налог или уменьшить его размер.

Налоговая льгота может предоставляться определенной категории граждан, которые являются плательщиками налога. Она является элементом налоговой политики и преследует экономическую и социальную цель.

Классификация удержаний

Как юридические, так и физические лица должны платить налоги, установленные государственными структурами. Но вид платежа и его размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально с соблюдением законодательных положений.

С юридических лиц (предприятий)

Компании обязаны исчислять и уплачивать такие налоги федерального характера:

  1. (за своих работников).
  2. Налоги за использование объектов животного мира, биологических ресурсов.
  3. Страховые взносы во внебюджетные фонды.

На региональном уровне предприятие должно уплачивать:

  1. компании.
  2. Налог при ведении игорного бизнеса.

К местным налогам, которые устанавливаются местными структурами правительства, относят .

С индивидуальных предпринимателей (ИП)

Предприниматели (как физические лица) обязаны производить оплату таких налоговых сборов:

  1. НДФЛ, если ИП имеет прибыль, получение которой не связано с ведением бизнеса.
  2. Налог на транспорт.
  3. По налогу на прибыль организаций.
  4. На имущество.
  5. Земельные налоги.
  6. Платежи по водному налогу.

Кроме того, ИП должен перечислять:

  1. НДФЛ за своих работников.
  2. Налог при ведении деятельности при . Это единый платеж, которым заменяется несколько налогов – на доход физлиц, прибыль, имущество.
  3. Налог при .

Предпринимателю нужно также исчислять:

  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за использование биологических ресурсов;
  • налог при ведении бизнеса в игровой сфере.

С населения

Граждане должны платить:

  • налог на доход физического лица;
  • на имущество физлица;
  • на имущественные объекты, что получены наследниками или приняты в дар;
  • страховые взносы.

Действующая нормативная база

Отдельные нормы прописаны в (ст. 17, часть 1 ст. 19, часть 3 ст. 55).

Следует обратить внимание и на . Относительно правил использования отдельных льгот по налогам информация приведена в Налоговом кодексе.

Налоговая льгота может устанавливаться только налоговым законом. Иные неналоговые законы не будут иметь юридическую силу и не станут применяться.

Виды налоговых льгот

Лицо может:

  • освобождаться от уплаты налогов (уменьшается ставка налога или окладная сумма);
  • уменьшить налоговую ставку;
  • уменьшить налоговый оклад;
  • получить отсрочку или рассрочку по уплате налоговых сумм.

Существует такая классификация налоговых льгот:

Налоговые льготы группируются с учетом того, на изменение каких элементов налогообложения он направляются. Это может быть привязка к:

  • базе налога;
  • плательщику налога;
  • объектам налогообложения;
  • ставкам;
  • срокам произведения перечислений.

Особые правила предоставления льгот предусмотрены при использовании специальных режимов налогообложения. Ведь в таких случаях налоговые льготы привязаны и к плательщику, и к базе налога, и к ставке.

По признакам принадлежности и субъектам предоставления льгота по налогам бывает таких форм:

  • та, что предоставляется физлицу;
  • предоставляется компании.

Есть льготы, которыми могут воспользоваться и предприятия и граждане. Есть же такие, которые доступны только одной категории граждан.

Порядок предоставления

В п. 2 ст. 56 НК говорится, что налоговая льгота – право, а не обязательство плательщика налога. То есть, налогоплательщики могут отказаться от получения льгот или приостановить их получение в течение определенного времени.

Налоговая льгота может устанавливаться в соответствии с нормами Налогового кодекса, международных соглашений России в вопросах налогообложения.

На получение налоговых льгот в общем порядке иностранные граждане не могут рассчитывать, так как это будет перечить п. 1 ст. 56 НК.

При применении льгот по налогу на имущество компании стоит опираться на нормы , . Льготы по налогу на землю рассмотрены в , а по налогу на имущество физлица – .

Кто устанавливает размер по региональным налогам?

Налоговое законодательство РФ позволяет устанавливать размер льгот в рамках региона. Имеет право устанавливать правила назначения и региональный орган госвласти, если иные правила не предусмотрены законодательством.

Пример расчета суммы

Приведем пример определения размера льгот при уплате НДФЛ. Гражданин получил зарплату на предприятии малого бизнеса, размер которой составил 10 тыс. рублей.

Сначала стоит определить ставку налога на основании общего годового дохода:

Это меньше установленных на момент проведения расчета 517 тыс. рублей. А значит, будет использоваться ставка 13%.

Эта сумма и будет облагаться налогом:

Итоговая сумма налога, которую должен заплатить сотрудник предприятия в бюджет.

Возникающие нюансы

Есть ряд вопросов, которые возникают у граждан. Ответим на те из них, в отношении которых возникает больше всего трудностей.

Могут ли получить инвесторы?

С начала 2014 года инвесторы также могут получать налоговые льготы (если имеет место долгосрочное инвестирование). Такие права утверждались правительством еще в 2013 году. Есть 2 варианта.

Вариант 1

Покупая ценные бумаги российского эмитента, если срок владения не будет составлять меньше 3 лет, возможно предоставление льготы по налогам.

Если инвестор владеет ценными бумагами дольше 3 лет, он освобождается от перечисления НДФЛ. Разрешено использование вычета на сумму 3 млн. За 3 года суму будет утроено (она составит 9 млн.).

Размер подоходного – 1,17 млн. (13%). Крупным инвесторам, которые оперируют суммой от 100 млн., налоговая льгота не будет привлекательна.

Консерваторам же, которые покупают облигации, налоговые льготы позволят сравнивать доходность банковских депозитов с инвестированием в более надежный инструмент фондового рынка.

Вариант 2

С начала 2015 года открыть специальный брокерский инвестиционный счет, в котором предусмотрено применение налоговых льгот.

Есть такие виды счетов:

  1. Что открывается единожды в году, и на который разрешается инвестировать до 400 тыс. рублей. При этом есть возможность сразу получить вычет в размере 13% (52 тыс.). Закрытие такого счета осуществляется не ранее чем спустя 3 года. Вычет предоставляется ежегодно. Налог уплачивается после того, как счет будет закрыто.
  2. Вся прибыли за 3 года будет освобождена от обложения налогом, но только ООО первые три года должно будет подождать.

Как быть при покупке автомобиля

Льгот для отдельных граждан при на данный момент нет.

Единственное исключение – покупка специально обустроенного для инвалида авто, если имеется разрешение на вождение по состоянию здоровья. Такие машины не облагаются налогами (ст. 358 НК).

Уплата транспортного налога производиться не будет. Автомобилист же становится владельцем такого ТС, а значит, не может рассчитывать на безвозмездную замену машины каждые 7 лет, как раньше.

Для остальных физических лиц льготы не установлены вовсе. Но есть такое понятие, как «инновационная» льгота. Ее суть такова – государством берется существенная часть процентных ставок – треть или две трети.

В прошлом году цифра составляла 8,25%, и участие государства в автокредитах составляло 5,5%. Предельная цена по такой программе – 750 000. Но на получение такой суммы мало кто может рассчитывать.

Возможности для сельхозпроизводителей

Не облагаются транспортным налогом (п. 2 ст. 358 Налогового кодекса):

  • трактор;
  • самоходный комбайн любой марки;
  • специальная машина, что была зарегистрирована на сельхозпроизводителя, если она используется при производстве сельскохозяйственного товара.

Не считается объектом налогообложения по налогу на имущество объект, что принят с начала 2013 года на учет как ОС ().

Земельные участки, что относятся к земле сельхозназначения, или используются при производстве сельскохозяйственного товара, облагаются налогом по пониженной ставке.

Такая ставка устанавливается властями территориального округа. Как правило, это 0,3%. Правительственные структуры в регионе устанавливают налоговые ставки, но при этом придерживаются федерального законодательства.

В указано, что относительно продовольственного товара используют пониженную ставку НДС (10%). Но понижение налоговых ставок не означает, что будут снижены цены на продукцию.

В системе налогового планирования в соответствии с может быть установлена ставка по деятельности, что связана с продажей произведенного товара, в размере 0%.

Сельхозпроизводители, которые не перешли на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных компаний, ставка налога на прибыли составит 0%.

Что есть для безработных?

Основные льготы безработных граждан, которые помогут в первое время после увольнения – это пособие по безработице. Права на такие льготы возникают в том случае, если лицо не имеет иной прибыли.

Может также выдаваться помощь материального характера, которая назначается после произведения всех выплат при , если лицо не найдет работу.