Тестовые задания. Возрастание экономической роли государства

¨ стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде

¨ изменения структуры потребительской корзины

¨ изменения структуры расходов Осредней семьиЗ

þ стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде

þ соотношение стоимости благ текущего периода в ценах текущего и базового года

507. Отклонение реального распределения доходов от абсолютно справедливого выражается кривой:

¨ Лаффера

¨ изоквантой

þ Лоренца

¨ Филлипса

¨ изокостой

508. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

¨ выражение общеэкономических интересов

¨ регулирование социально-экономических отношений

¨ определение долговременных целей развития экономики

þ защита интересов национальной экономики

þ обеспечение экономической безопасности

509. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

¨ регулировать предложение новых товаров

¨ координировать межотраслевые связи

þ обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны

¨ распределять ресурсы

þ решать проблему обеспечения относительной социальной справедливости в обществе

510. Объектом государственной собственности является:

þ производство благ стратегического назначения

þ наукоемкое производство

þ производство общественных благ

¨ производство товаров первой необходимости

¨ потребление благ индивидуального назначения

511. Целевое государственное финансирование в виде предоставления денежных пособий относится к... политике.

¨ инвестиционной

¨ налоговой

¨ денежно-кредитной



þ социальной

þ бюджетной

512. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

¨ национализацией

þ денационализацией

¨ покупкой государством акций частных предприятий

þ приватизацией

¨ предоставлением концессий

513. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

þ регулированием и управлением трансформационными процессами

¨ обеспечением высоких темпов экономического роста

¨ обеспечением рационального использования ресурсов

¨ разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базы

þ необходимостью подъема наукоемких и передовых отраслей промышленности

514. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

þ производства общественных благ

¨ планирования цен

¨ защиты национальных границ государства

¨ регулирования границ валютного коридора

þ регулированием процесса общественного воспроизводства

þ антициклического регулирования

515. Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

¨ административное регулирование поведения субъектов рынка

¨ планирование цен на товары первой необходимости

þ широкое использование косвенных методов воздействия на экономическую конъюнктуру

¨ национализация частных предприятий-монополистов

þ индикативное планирование

516. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана с:

¨ регулированием рынка труда

¨ выплатой пособий по безработице

¨ защитой вкладов населения в коммерческих банках

þ бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения

þ осуществлением трансфертов в денежной и натуральной форме

517. Меры антиинфляционной экономической политики:

¨ введение таможенных ограничений

þ регулирование денежного рынка

¨ повышение уровня заработной платы

¨ увеличение расходной части бюджета государства

þ повышение нормы обязательных банковских резервов

518. Социальная политика государства:

¨ сокращение доходной части государственного бюджета

¨ льготное кредитование наукоемких производств

þ регулирование уровня минимальной заработной платы

¨ предоставление финансовых льгот частному капиталу

þ финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения

519. Меры воздействия, используемые в научно-технической политике:

þ бюджетное финансирование НИОКР

þ льготное кредитование и налогообложение наукоемких.производств

þ регулирование процесса ускоренного обновления основных фондов

¨ предоставление льгот экспортерам сырьевых ресурсов

¨ открытость национальной экономики

520. Меры экономической политики включают:

¨ принуждение

¨ разрешение

þ использование встроенных стабилизаторов

þ разработка и реализация программ занятости

521. Экономические меры государственного регулирования:

¨ прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов

þ изменение размеров обязательных банковских резервов

þ изменение налоговых ставок

¨ принятие постановления, по которому предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров

¨ установление фиксированных цен на товары и услуги

522. Административные меры государственного регулирования включают:

¨ изменение учетной ставки

¨ введение налога на добавленную стоимость

¨ списание основного капитала на основе ускоренной амортизации

þ разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности

þ замораживание заработной платы на определенном уровне

523. Методы денежно-кредитной политики, рекомендуемые в рамках концепции монетаризма, предполагают:

þ воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния национальной экономики

þ увеличение денежной массы в соответствии с ростом ВВП и цен

¨ увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости

¨ изменение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса

¨ регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности

524. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках теоретической концепции монетаризма, предполагают:

¨ изменение учетных ставок

þ предоставление налоговых льгот предпринимателям

þ сокращение государственных расходов

¨ увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет

¨ финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности).

525. Теория экономики ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных с:

526. Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

¨ защита окружающей среды

¨ регулирование внешнеэкономических связей

þ регулирование занятости

þ обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике

þ образование, здравоохранение, культура

þ окружающая среда

þ национальная оборона

¨ потребительские товары

¨ товары и услуги производственного назначения

VIII Переходная экономика.

1 Вариант.

1. Укажите причину, вызывающую возрастание экономической роли государства:

а) выражение общеэкономических интересов;

б) регулирование социально-экономических интересов;

в) определение долговременных целей развития экономики;

г) защита интересов национальной экономики.

2. Без помощи государства рыночная система хозяйствования не может эффективно:

а) регулировать предложения новых товаров;

б) координировать межотраслевые связи;

в) обеспечивать безопасное и устойчивое экономическое развитие страны;

г) распределять ресурсы.

3. Объектом государственной собственности не является:

а) производство благ стратегического назначения;

б) наукоемкое производство;

в) производство общественных благ;

г) производство товаров первой необходимости.

4. Целевое финансирование в виде предоставления денежных пособий как одно из направлений государственного регулирования относится:

а) к инвестиционной политике;

б) к налоговой политике;

в) к денежно-кредитной политике;

г) к социальной политике.

5. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

а) национализацией;

б) покупкой государства акций частных предприятий;

в) приватизацией.

6. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

а) регулированием и управлением трансформационными процессами;

б) обеспечением рационального использования ресурсов;

в) разработкой и осуществлением хозяйственной и законодательной базы;

г) дефицитом товаров первой необходимости.

7. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

а) производства общественных благ;

б) планирования цен;

в) защита национальных границ государства;

г) регулирования границ валютного коридора.

8. К социальной политике государства относится:

а) сокращение доходной части государственного бюджета;

б) льготное кредитование наукоемких производств;

в) регулирование минимальной заработной платы;

г) предоставление финансовых льгот частному капиталу.

9. Какие из функций государства не является основной экономической функцией государства:

а) макроэкономическая стабилизация;

б) создание правовой основы экономики;

в) обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики;

г) стимулирование экономического роста.

10. Представители, каких направлений экономической теории отрицали регулирующую роль государства в экономике и придерживались политики невмешательства государства в экономику:

а) классическое;

б) кейнсианское;



в) неокейнсианское.

Вариант №2

1. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической теории, как:

а) классическое;

б) неоклассическое;

в) кейнсианское;

г) все ответы верны.

2. Необходимость государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнс обосновал тем, что:

а) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие не устанавливается ни при каких условиях;
б) в рыночной экономике макроэкономическое равновесие устанавливается при недоиспользовании ресурсов;

в) рыночная система порождает ряд процессов, оцениваемых как «ошибки» рынка;

г) все ответы неверны.

3. К функциям государства в рыночной экономике не относится:

а) законотворческая деятельность;

б) поддержание конкурентной среды;

в) установление цен на продукцию частного сектора;

г) антициклическое регулирование экономики.

4. Государство может непосредственно влиять на такие части совокупных расходов, как:

а) частные инвестиции;

б) расходы домохозяйств;

в) объем импортируемых товаров и услуг;

г) величину государственных закупных товаров и услуг.

5.Общественные товары – это такие:

а) индивидуальное потребление которых не может быть ограничено;

б) которые производятся на предприятиях государственного сектора экономики;

в) которые потребляются государственными предприятиями и организациями;

г) все ответы неверны.

6. Неравномерность в распределении личных доходов характерна только для:

а) рыночной экономики;

б) командно – административной экономики;



в) традиционной экономики;

г) все ответы верны.

7. Кейнсианское направление экономической теории может быть охарактеризовано как:

а) экономика предложения;

б) теория экономики свободного предпринимательства;

в) экономика спроса;

г) все ответы неверны.

8. Макроэкономическое равновесие проявляется в достижении:

а) равенства между доходами и расходами государственного бюджета;

б) полной занятости и относительно стабильного уровня цен в национальном хозяйстве;

в) равенстве совокупных расходов и национального дохода в рекламном секторе экономики;

г) все ответы неверны.

9. Роль государства в странах с переходной экономикой:

а) возрастает;

б) снижается;

в) остается неизменной;

г) все ответы неверны.

10. В национальной экономике наблюдается ситуация с полным использованием всех производственных ресурсов, сопровождающаяся, однако, высокой инфляцией. Какие меры государственного регулирования могут способствовать в этих условиях снижению темпа инфляции:

а) увеличение налоговых ставок и покупка государственных облигаций на открытом рынке;

б) снижение ставок налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

в) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение государственных расходов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.

Использованная литература

1. Курс общей экономической теории. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебное пособие. Издательство СПб Университета экономики и финансов. 1996.

2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика (Микро-, макро- и прикладная экономика) Учебный курс по основам экономической теории и предпринимательству. М.: Издательство ЦИПККАП, 1996

3. Курс экономической теории: Учебник./Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой: АСА, 2001.

Тема 11. «Налогово-бюджетная политика государства»

Вопросы для обсуждения

1. Финансовая система, ее функции и элементы.

2. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и государственный долг.

3. Налоговая система: принципы организации, элементы и концепции. Виды и функции налогов. Кривая А. Лаффера.

4. Фискальная политика. Дискреционная и автоматическая. Мультипликатор государственных расходов.

«Государство - это множество отдельных людей, взаимодействующих друг с другом в соответствии с существующими правами собственности», - утверждает автор одного из самых распространенных учебников по экономике. Если права собственности трактовать как «правила игры» в обществе, то следует, что возникновение государства связано с решением специфических задач в ходе взаимодействия людей в общественной жизни, в том числе и в экономической.

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства, что находит отражение в росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Работы И. Сакса из Франции, Дж. Сакса, Р. Дорунбуша, Г. Бекера из США, Я. Корнай из Венгрии, А. Лившица и В. Варга из России свидетельствуют о том, что современная смешанная экономика нуждается объективно в государственном регулировании.

Существуют и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, непременно ведут к тоталитаризму. Такова же позиция и Л. Мизеса.

Экономическая роль государства представляет собой степень участия государства в экономической жизни общества. С развитием и углублением процесса обобществления средств производства возникает необходимость вмешательства государства в регулирование экономики.

И государство превращается в организацию, выполняющую функцию управления экономикой страны. Экономическая роль государства реализуется в его хозяйственно-организаторской деятельности путем:

регулирования процесса расширенного производства;

прогнозирования объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота, стратегического и индикативного планирования;

регулирования темпов роста и направлений развития отраслей народного хозяйства; организации выполнения производственных заданий и договоров;

распределения и перераспределения, использования через государственный бюджет национального дохода;

обеспечения участия страны в международном экономическом сотрудничестве, в том числе в интеграционных экономических процессах;

регулирования внешней торговли и валютных отношений, таможенно - пошлинного регулирования;

проведения необходимой кадровой политики и регулирования рынка рабочей силы;

контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Кризисное состояние казахстанской экономики свидетельствует о неоправданности односторонней ориентации на рыночное саморегулирование. Национальные интересы требуют усиления государственного вмешательства, роли государства в экономике.

За годы великой депрессии (конец 20-х - начало 30-х годов) ведущие капиталистические державы убедились в том, что расчет на полную рыночную саморегуляцию во многом ошибочен. Своевременное решение возрастающих трудностей, возможно, было при активном вмешательстве государства в социально-экономические процессы. Признание такого факта исходило из официальных позиций государственных органов, ответственных за экономическую стабильность в стране. Так, в соответствии с «Законом о занятости» 1946 г. при президенте США был создан Экономический совет, обеспечивающий государственно-монополистическое регулирование экономики для достижения целей по максимальной поддержке производства, обеспечения занятости и покупательной способности населения. В конце 60-х годов в обязанности указанного Совета были внесены определение национальных приоритетов в экономике, разработка методов долгосрочного прогнозирования и программирования экономического развития.

Характерной особенностью начального периода программирования в развитых капиталистических странах был принцип межотраслевого подхода к управлению экономикой. Во Франции, Швеции, Японии, ФРГ и других странах разработанные межотраслевые программы охватывали все решающие отрасли экономики и играли базовую роль в прогнозировании ее роста в целом.

В Турции государственное регулирование экономики основывалось на среднесрочном планировании, которое началось с разработки первого пятилетнего плана на 1963-1967 гг., и с тех пор оно осуществляется систематически с учетом особенностей задач предстоящего планируемого периода. Опыт Турции в рассматриваемом контексте достоин детального изучения, прежде всего потому, что особенно в среднесрочных планах находит отражение удачное сочетание макроэкономических показателей с условиями развития рыночных отношений. Такой подход характерен и для государственного регулирования и планирования экономики Франции, Италии, Англии, Китая и др.

Германия в вопросах регулирования экономики больше внимания уделяла защите конкуренции и условиям функционирования рынка, усилению антимонопольной деятельности государства и его контрольной функции по запрещению слияния господствующих на рынке предприятий, расширение социальной функции разрабатываемых планов и программ.

В центре внимания регулирующих органов рассматриваемых стран находятся и вопросы горизонтального подхода к обеспечению эффективного развития экономики, т.е. оптимального и комплексного развития региона.

Интересен опыт государственного регулирования экономики в Китайской Народной Республике. В организационном аспекте стратегия китайских экономических реформ отличалась продуманностью и основывалась на принципе: «из деревни в город». Продвижение реформ по этому принципу показало, что появление и развитие элементов рыночных отношений в деревне, а также между крестьянами и государством могут обеспечиваться и при их регулировании через государственные планы. Китайский вариант сочетания плана и рынка предполагает использование трехуровневой системы хозяйствования. Каждому из этих уровней соответствует своя модель: для высшего уровня (темпы роста и структура экономики, государственные резервы, товары стабильного спроса, государственный бюджет и т.д.) применяется директивное планирование основных производственных показателей; второй уровень хозяйствования охватывает первичные звенья экономики, где применяется направляющее планирование с отражением комплекса проблем их материально-технического обеспечения и реализации выпущенной продукции; третий уровень хозяйствования ограничивается товарами местного и сезонного производства, оказанием различных услуг и регулируется поощрением действия рыночных механизмов. Полезным в системе налогообложения представляется то, что в стране налоговые льготы направлены, прежде всего, на стимулирование роста капиталовложений в две сферы - в развитие обрабатывающей промышленности и в отрасли, обеспечивающие рост экспортного потенциала.

В отличие от многих стран, проводящих реформирование своей экономики, китайский вариант успешно осуществляется при наличии сильных рычагов государственного регулирования (директивное планирование, координация отраслевых и региональных планов, планирование цикла «наука-производство», системное проведение кредитно-налоговой и ценовой политики) и отражает те реалии, которые имеются в социально-экономической жизни общества.

Государственное регулирование экономики в Японии и Южной Корее осуществляется через широкое применение экономического планирования, охватывающего показатели темпов роста валового национального продукта, норм накопления и сбережения, доли расходов на НИОКР, роста заработной платы и производительности труда и др. Одновременно осуществлялись меры по жесткому регулированию финансово-банковской, налоговой и внешнеэкономической деятельности, направленные на эффективное вхождение в мирохозяйственную интеграцию.

Обобщение опыта государственного и рыночного регулирования экономики в зарубежных странах ставит необходимость ввода в народнохозяйственную практику планирования как основополагающего метода управления макроэкономическими и рыночными отношениями.

Соотношение «экономика - государство» имеет противоречивый характер, так как обе названные стороны отношения представляют собой противоположности. Рынок основывается на выборе и свободе предпринимательства, государство же - на принуждении, ограничивающим свободу выбора. Свобода выбора всегда и всеми воспринимается как высшая ценность, а принуждение - как отрицание этой ценности. Но смешанная экономика устроена так, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией.

Смешанная экономическая система объективна и порождена необходимостью соотношения экономической эффективности и социальной справедливости, экономической свободы и экономического равенства. Она призвана обеспечить динамическую свободу между интересами.

Важная экономическая черта смешанной экономики, определяющая ее социальный облик, - взаимодействие и переплетение различных социальных типов хозяйства и секторов экономики, становление которых может происходить как путем естественной трансформации классических форм частной собственности в акционерные, корпоративные, коллективные, смешанные и т.п., так и в ходе экономических реформ, формирующих государственные и негосударственные типы хозяйств. На этой основе происходит становление и развитие многослойной экономики с государственными и негосударственными секторами.

Функционирование государственного и негосударственных секторов смешанной экономической системы осуществляется на принципах взаимодействия, взаимодополняемости и конкуренции.

Государственный и негосударственные секторы - каждый из них - представляют собой «смешанные экономики» на рыночных началах с тесным горизонтальным и вертикальным переплетениями.

Функционирование смешанной экономической системы осуществляется государственным, рыночным регулированием. Внутренним ее содержанием является государственное вмешательство. Оно направлено на поддержание режима устойчивого общественного развития, устранение рыночной стихии и осуществляется путем производства и распределения общественных благ, предоставления и ограничения «рыночной власти», защиты социально-экономических прав человека и развития международных отношений.

В смешанной экономике государственное вмешательство не может носить непроизвольный характер. Конкурентный рынок диктует действиям государства свои требования, являющиеся ограничителями их вмешательства:

должны быть исключены действия, подрывающие внутренние связи рыночного механизма;

государственное вмешательство в экономику должно носить преимущественно косвенный характер;

государственное применение внешних регуляторов не должно привести к ослаблению рыночных стимулов.

Государственное вмешательство представляет собой законодательно оформленную и логически упорядоченную систему активного воздействия на ход хозяйственного развития страны. Оно направлено на поддержание режима эффективного функционирования смешанной экономики.

Если исходить из положений современных западных учебников, то можно выделить четыре основные формы государственного вмешательства в рыночную систему: установление правил и ограничений; предоставление населению общественных благ и трансфертных платежей; поддержка конкуренции; содействие стабилизации экономики.

Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственному вмешательству: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присуще рыночному механизму и с которыми он сам справиться не в состоянии. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах и стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства и основные сферы вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование: основные цели и инструменты. Модели государственного регулирования экономики.

Основные термины

Недостатки рыночного механизма (провалы рынка) – это такие экономические ситуации, в которых рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. К основным провалам рынка относятся:

Макроэкономическая нестабильность (экономические циклы, безработица, инфляция, дефицит бюджета и др.);

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

Наличие внешних эффектов;

Проблема производства общественных благ;

Проблема асимметричной информации;

Неравенство в распределении ресурсов и доходов.

Функции государства можно определить как его предназначение, как необходимые действия правительства и других органов власти, через которые реализуется роль государства в рыночной экономике. Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе прав собственности;

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами;

Предоставление общественных благ;

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики;

Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки;

Участие в хозяйственной деятельности.

Государственная экономическая политика – совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределять их протекание. Система целей экономической политики государства может быть представлена в виде схемы:

Рисунок 4 – Цели государственной экономической политики

Прямые (административные) методы регулирования предполагают такое регулировании со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (законотворческая деятельность, управление государственными предприятиями, экологические, технические и другие требования, амортизационная политика и т.д.).

Косвенные (экономические) методы регулирования проявляются в том, что государство не влияет на принимаемые субъектами решения, а только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики (бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, составление программ и прогнозов).

Тесты

1. Целью макроэкономического регулирования не является:

а) рост объемов национального производства;

б) регулирование уровня цен на отдельные товары;

в) высокий уровень занятости;

г) достижение социальной справедливости;

д) поддержание равновесного внешнеторгового баланса.

2. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:

а) повышение уровня благосостояния правящего класса;

б) рост благосостояния народа;

в) повышение уровня денежных доходов населения;

г) борьба с инфляцией монетаристскими методами.

3. Административной мерой государственного регулирования является:

а) субсидирование ставки процента по кредитам для малого бизнеса;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами деятельности;

в) введение налога на роскошь;

г) изменение ставки рефинансирования.

4. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

а) определение долговременных целей развития экономики;

б) выражение общеэкономических интересов;



Название дисциплины

Государственное регулирование экономики

Специальность, семестр

Таможенное дело

Форма отчетности

Зачет

Количество тестовых заданий

50

Ф.И.О преподавателя

Токарев Юрий Александрович

^ Ученая степень, звание

Кандидат экономический наук, доцент

Контактные телефоны

дом. 32-68-15,

моб. 8-912-39-75-944


Название кафедры, телефон

Предпринимательства и таможенного дела

МИФУБ


Тема 1. Объекты, предмет и субъекты государственного регулирования экономики.

1. Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную группу, это:

1) планирование

2) управление

3) тактика

4) стратегия


  1. ^ 2. Внешняя причина, вызывающая возрастание экономической роли государства:

    1. выражение общеэкономических интересов

    2. регулирование социально-экономических отношений

    3. определение долговременных целей развития экономики

    4. защита интересов национальной экономики
^ 3. Утверждение, что разработанные планы должны приходить на смену друг другу, отражает содержание принципа…

1) единства

2) участия

3) непрерывности

4) гибкости


  1. ^ 4. Отрасли экономики чаще всего представленные государственным сектором…

    1. в розничной торговли

    2. в инфраструктуре

    3. в фундаментальных научно-исследовательских разработках

    4. в добыче сырья

  1. ^ 5. Социальная политика не включает:

    1. экономическую помощь населению

    2. социальные гарантии населению со стороны государства

    3. защиту прав человека на свободный труд

    4. защиту прав собственности

  1. ^ 6. Социальная защита малоимущих слоев населения связана:

    1. с осуществлением операции Центрального банка на денежном рынке

    2. с проведением антимонопольной политики

    3. с защитой вкладов населения в коммерческих банках

    4. с предоставлением бесплатных медицинских услуг населению
^ 7. Конституцией РФ установлена строгая последовательность в отношении юридической силы нормативных актов различного уровня. Первыми в этой последовательности идут:

  1. указы и распоряжения Президента

  2. федеральные законы

  3. нормативные акты министерств и ведомств

  4. акты местных органов исполнительной власти
^ 8. Совокупность субъекта управления, объекта управления и взаимосвязи между ними является:

  1. система управления

  2. механизм управления

  3. структура управления

  4. процесс управления
^ 9. Составляющим звеном механизма управления являются:

  1. органы управления

  2. кадры управления

  3. методы и функции управления

  4. технические средства управления
^ 10. К преимуществам малого бизнеса не относится:

1) гибкая реакция на изменения рыночной конъюнктуры

2) умение широко использовать близость к местным рынкам, хорошее знание конъюнктуры

3) относительная дешевизна продукции (услу4) за счет узкой специализации

4) инерционность производства

^ 11. Экономической эффективностью является:

4) разница затрат и результата

^ 12. Принцип это:

13. Цель это:

2) определение места, которое предприятие занимает в бизнес пространстве

3) определение и анализ видов и основных факторов конкуренции

4) ожидания в результате определенным образом направленных действий

^ 14. Конституция РФ содержит…


  1. отсылочные нормы использования иностранной валюты

  2. нормы о праве выезда за границу, о статусе иностранцев

  3. правила производства по делам с участием иностранных юридических лиц

  4. нормы, регламентирующие деятельность третейских судов при рассмотрении споров в сфере ВЭД
15. Метод это:

1) последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов, событий развития чего-либо

2) определение места, которое предприятие занимает в бизнес - пространстве

4) основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции

^ 16. Концентрация - это…

^ 17. Кооперирование - это…

1) форма организации производства, при которой происходит процесс сосредоточения производства в крупных цехах, производствах, предприятиях или регионах

2) форма организации производства, при которой происходит перераспределение изготовления или производства отдельных элементов продукции между различными нроизводителя-| ми (предприятие, цех и т. д.)

3) форма организации производства, при которой происходит процесс сосредоточения производства за счет его перегруппировки

4) форма организации производства, при которой производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или из отходов производства других переделов

^ 18. Процесс это:

1) основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции

2) определение места, которое предприятие занимает в бизнес пространстве

3) путь, способ достижения цели, прием теоретического и практического осуществления цели, исходящий из зная наиболее общих законов и закономерностей развития действительности

4) последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов, событий развития чего-либо

^ 19. Проблема это:

1) основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции

2) определение места, которое предприятие занимает в бизнес пространстве

3) определение и анализ видов и основных факторов конкуренции

4) теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить

^ 20. Комбинирование - это…

1) форма организации производства, при которой происходит процесс сосредоточения производства в крупных цехах, производствах, предприятиях или регионах

2) форма организации производства, при которой происходит выделение особого вида производства и создание но-| вого производственного подразделения

3) форма организации производства, при которой происходит процесс сосредоточения производства-за счет его перегруппировки

4) форма организации производства, при которой производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или из отходов производства

^ 21. По формам собственности предпринимательство может быть:

1) индивидуальное

2) коллективное

3) государственное

4) самостоятельное

22. По виду или назначению предпринимательство может быть:

1) муниципальное

2) коллективное

3) коммерческое

4) государственное

^ 23. По степени неопределенности планирование делится на:

1) реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное

2) детерминированное и вероятностное

3) долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное

4) оперативное, тактическое и стратегическое

^ 24. Стратегия это:

1) определение макроэкономических показателей на перспективу

2) перспективное планирование

3) определение основных долгосрочных целей и задач развития

4) прогнозирование

^ 25. Предметом федеральной региональной политики является:

1) территориальные проблемы национальной экономики

2) регулирование отношений субъекта с муниципальными образованиями

3) координация социально-экономического развития сопредельных регионов

4) определение и мониторинг социально-экономического развития региона
^ 26. Современное социально-экономическое состояние Тюменской области позволяет отнести ее к следующим типам регионов:

2) депрессивные регионы

3) проблемные регионы

4) кризисные регионы

^ 27. Обобщающий макроэкономический индикатор, характеризующий экономическую безопасность государства :

1) темпы роста ВВП

2)уровень и качество жизни населения

3) уровень инфляции

4) темпы роста промышленного производства

^ 28. Основной показатель, используемый для определения состояния развития региона:

2) прожиточный минимум

3) ВРП

29. Основные виды внешних угроз для Тюменской области как для региона ресурсного типа:

1)преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта

2) структурная деформация экономики

3) ухудшение структуры и исчерпаемость углеводородного сырья

4) чрезмерная монополизация экономики, рост цен

^ 30. Основным собственным источникам финансирования (самофинансирования) инвестиций является :

1) непрогнозируемые поступления на счет предприятия

2) заем денежных средств

3) прибыль и амортизационные отчисления

4) наличность в кассе

31. Регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических и военных конфликтов местного значения:

1) традиционно отсталые

2) депрессивные

3) развивающиеся

4) кризисные

^ 32. Современное социально-экономическое состояние Тюменской области позволяет отнести ее к следующим типам регионов:

1) индустриально развитые регионы

2) депрессивные регионы

3) регионы доноры

4) кризисные регионы

^ 33. Поиск и определение связей, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды – принцип …

1) системности

2) последовательности

3) целенаправленности

4) прозрачности

^ 34. Особенностью управления малым бизнесом является:

1) неразделенность, как правило, функций собственника и управляющего бизнеса

2) осуществление ряда управленческих задач сторонними специализированными организациями

3) быстрота принятия управленческих решений

4) обоснованность принятия управленческих решений

^ 35 Формы, которые не использует государство для финансовой поддержки малого бизнеса:

1) налоговые инвестиционные кредиты

2) механизм ускоренной амортизации основного капитала

3) субсидии

4) долевое участие в инвестиционных проектах

д) прямое финансирование


  1. ^ 36. Необходимость реализации основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается:

    1. в росте дифференциации доходов населения

    2. в ослаблении дифференциации доходов населения

    3. в повышение качества жизни

    4. в росте реальных доходов так называемого среднего класса

  2. ^ 37. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

    1. 1) национализацией

    2. 2) покупкой государством акций частных предприятий

    3. 3) приватизацией

    4. 4) предоставлением концессий
^ 38. Поиск и определение связей, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды – принцип …

1) системности

2) последовательности

3) целенаправленности

4) прозрачности

^ 39. Конкурентное преимущество это:

1) большие объемы производства и реализации товара

2) характеристика свойств товара, создающих определенное превосходство над другими

3) назначение товара

4) наличие аналогичного товара на рынке

^ 40. Экономическая эффективность характеризует:

1) отношение затрат к результату производства

2) соотношение ценности затрат к ценности результата

3) отношение ценности результата к ценности затрат

4) результативность производства

^ 41. Отличает приватизацию в России..

1) разработка для каждого предприятия плана приватизации, утверждаемого Правительством страны

2) продажа персоналу предприятия акций на льготных условиях при условии сохранения их владельцем в течение трех лет

3) приватизация преимущественно прибыльных предприятий

4) директивно установленные сроки ее проведения без учета специфики регионов, степени готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия

^ 42. Государственное предпринимательство отличается…

1) государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается

2) государство в управлении своим капиталом решает преимущественно стратегические вопросы

3) доходность не является единственным критерием успешности государственного предпринимательства

4) доходностью

Тема 2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.


  1. ^ 43. Основными функциями государственного регулирования национальной экономики являются:

    1. правовое обеспечение экономической деятельности

    2. производство товаров и услуг массового потребителя

    3. организация денежного обращения

    4. антимонопольное регулирование
^ 44. К частным принципам управления относится принцип:

  1. нацеленности на конечный результат

  2. единоначалия

  3. диапазона управления

  4. единства распорядительства и одного начальника
^ 45. Правительство и Министерство экономического развития и торговли составляют:

  1. тактические планы для таможен

  2. оперативные планы для РТУ

  3. стратегические планы для таможенных постов

  4. стратегические планы для ФТС
^ 46. Совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей называется:

  1. законом управления

  2. методом управления

  3. функцией управления

  4. принципом управления
^ 47. Меры воздействия на импорт к нетарифным относят…


  1. введение ввозных пошлин

  2. введение импортных квот

  3. налогов и сборов
^ 48. Административно-правовой инструмент государственного регулирования -…

  1. государственные планы и программы директивного действия

  2. государственные дотации, субсидии, субвенции

  3. субсидии, субвенции

  4. налоговые ставки
^ 49. К средствам и методам экономического регулирования внешнеторговых операций относятся:

  1. методы определения таможенной стоимости

  2. правовые санкции

  3. правовое принуждение

  4. пресечение попыток нарушения законности

  1. ^ 50. Инвестиционная политика – это…

    1. совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений

    2. способы установления наличия, состава и состояния основных фондов

    3. использование части дохода на новое строительство

    4. совокупность предприятий, осуществляющих строительство

  1. ^ 51. Правительство обеспечивает социальные выплаты (пособия безработным, многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам, беженцам) преимущественно…

    1. за счет эмиссии денег

    2. за счет внешних и внутренних займов

    3. за счет налоговых вычетов из доходов фирм и работающих граждан

    4. других источников

  1. ^ 52. Меры воздействия на импорт вы относите к нетарифным…

    1. установление национальных технических стандартов

    2. введение ввозных пошлин

    3. введение импортных лицензий

    4. введение импортных квот

  1. ^ 53. Меры воздействия на импорт вы относите к тарифным…

    1. установление национальных технических стандартов

    2. введение или повышение импортных пошлин

    3. введение импортных квот

    4. размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях
54. Научно-техническое сотрудничество, совместное предпринимательство на территории страны и за рубежом, привлечение иностранной рабочей силы и капитала представляют собой:

  1. цели госрегулирования ВЭД

  2. формы ВЭД

  3. методы ВЭД

  4. принципы регулирования ВЭД
^ 55. К основным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации относится:

  1. дискриминация участников ВЭД

  2. разобщенность регионов таможенной территории РФ

  3. единство системы государственного регулирования ВЭД

  4. отсутствие взаимности в отношении других государств
^ 56. В условиях рыночной экономики характер воздействия государства на ВЭД имеет следующие черты:

  1. централизованное планирование

  2. директивные указания сверху

  3. использование только прямых рычагов воздействия

  4. использование преимущественно косвенных рычагов воздействия
^ 57. Наиболее эффективным способом государственного регулирования является:

1) административное регулирование поведения субъектов рынка

2) планирование цен на товары первой необходимости

3) использование косвенных методов воздействия на экономику

4) национализация частных предприятий – монополистов

^ 58. Целевое финансирование в виде предоставления денежных пособий как одно из направлений государственное регулирования относится:

1) к инвестиционной политике

2) к налоговой политики

3) к надежно-кредитной политике

4) к социальной политике

^ 59. В протекционистской политике государства использованы…

1) таможенные пошлины

2) нетарифные методы регулирования

3) государственная поддержка экспортной деятельности

4) тарифные методы регулирования

^ 60. Меры неприемлемые государством для привлечения иностранных инвестиций в страну…

1) предоставление концессий

2) государственные кредиты

3) гарантии от национализации иностранной собственности

4) предоставление таможенных льгот

61. Меры неприемлемые государством для ограничения деятельности иностранных инвесторов….

1) ограничение доли иностранцев в уставном капитале предприятий и фирм

2) установление условий в части использования местных факторов производства

3) экономическое стимулирование

4) определение отраслей экономики, доступных для иностранного капитала

^ 62. Меры не государственной поддержки экспортных видов деятельности…

1) государственное страхование

2) государственное кредитование

3) льготное налогообложение

4) государственное субсидирование

^ 63. К инструментам прямого антимонопольного регулирования не относится…

1) установление потолка цен

2) отмена пошлин на конкурирующие товары

3) роспуск особо опасных монополистических объединений

4) предоставление кредита для предприятий, инвестирующих капиталов монополизированную отрасль

^ 64. Социальная защита малоимущих слоев населения со стороны государства связана:

1) с регулированием рынка труда

2) с выплатой пособий по безработице

3) с защитой вкладов населения в коммерческих банках

4) с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием населения


  1. ^ 65. Цели экономической политики имеют направленность на:

    1. объект экономической деятельности

    2. субъект экономической деятельности

    3. процесс

    4. предмет экономической деятельности

  2. ^ 66. Источником частных инвестиций не может быть:

  3. 1) долгосрочные кредиты и займы

  4. 2) собственные средства предприятия

  5. 3) средства привлеченные путем реализации акций

  6. 4) эмиссия денег

  1. ^ 67. Государственный экономический интерес относим к:

    1. частному экономическому интересу

    2. общенародному экономическому интересу

    3. интересу субъектов РФ

    4. муниципальному

  2. ^ 68. Основным критерием организации и структурной политики является:

    1. развитие отраслей специализации

    2. экономическая эффективность

    3. направленность на экспорт и внешнеторговую интеграцию

    4. профицит бюджета

  3. ^ 69. Без помощи государства система хозяйствования не может эффективно:

    1. регулировать предложение новых товаров

    2. координировать межотраслевые связи

    3. обеспечить безопасное и устойчивое экономическое развитие страны

    4. распределять ресурсы

  4. ^ 70. Необходимость усиления экономической роли государства в России вызвана:

  5. 1) регулированием и управлением трансформационными процессами

  6. 2) обеспечением рационального использования ресурсов

  7. 3) разработкой и осуществлением хозяйственной законодательной базой

  8. 4) дефицитом товаров первой необходимости

  9. ^ 71. Общеэкономическая функция государства в рыночной экономике связана с необходимостью:

  10. 1) производства общественных благ

  11. 2) планирования цен

  12. 3) защита национальных границ государства

  13. 4) регулирование границ валютного коридора

  14. ^ 72. Административные методы регулирования экономики …

  15. 1) основаны на силе власти и предусматривают безальтернативность экономического поведения субъектов, на которых оказывается организационное воздействие государства

  16. 2) учитывают и обеспечивают реализацию экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности

  17. 3) обеспечивают субъектам хозяйствования возможность выбора экономического поведения

  18. 4) определяют темпы экономического развития

  19. ^ 73. Присуще государственному регулированию экономики…

  20. 1) оно является избирательным, т. е. направленным на определенные параметры хозяйственной жизни

  21. 2) характер воздействия государства варьируется от дополняющего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные возможности

  22. 3) его объектами выступают как экономика в целом, так и условия деятельности хозяйствующих субъектов

  23. 4) обеспечивает ориентацию регулируемого объекта, фиксирует желательное, соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности субъектов хозяйствования

  24. ^ 74. Относится к методам прямого регулирования…

  25. 1) создание лизинговых фирм с участием государства

  26. 2) формирование и финансирование государственного заказа на продукцию для вооруженных сил, образования, здравоохранения

  27. 3) заключение трехсторонних соглашений между органами власти, работодателями и профсоюзами о величине заработной платы

  28. 4) удержание темпов инфляции в рамках, не препятствующих инвестированию в целом

  29. ^ 75. Экономические функции государства, не относящиеся к числу общих:

  30. 1) содержание армии

  31. 2) защита окружающей среды

  32. 3) регулирование внешнеэкономических связей

  33. 4) регулирование занятости, обеспечение структурных сдвигов в экономике.

  34. ^ 76. К экономическим мерам государственного регулирования относятся:

  35. 1) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов

  36. 2) изменение размеров обязательных банковских резервов

  37. 3) принятие постановления, по которому предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров

  38. 4) установление фиксированных цен на товары и услуги.

  39. ^ 77. Административные меры государственного регулирования включают:

  40. 1) изменение учетной ставки

  41. 2) введение налога на добавленную стоимость

  42. 3) списание основного капитала на основе укоренной амортизации

  43. 4) запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности

  44. 78. Меры воздействия на импорт отнесенные к тарифным:

  1. установление национальных технических стандартов;

  2. введение или повышение импортных пошлин;

  3. введение импортных квот;

  4. размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях.
^ 79. Экономический регулятор внешнеэкономической деятельности прямого действия -…

  1. налоги, таможенные пошлины

  2. субсидии, субвенции

  3. лицензирование, квотирование

  4. государственные планы и программы

  1. ^ 80. Административно-правовой инструмент государственного регулирования -…

  2. 1) государственные планы и программы директивного действия

  3. 2) государственные дотации, субсидии, субвенции

  4. 3) субсидии, субвенции

  5. 4) налоговые ставки
^ 81. Административные меры государственного регулирования включают:

  1. изменение учетной ставки

  2. введение налога на добавленную стоимость

  3. списание основного капитала на основе укоренной амортизации

  4. запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности
^ 82. К экономическим мерам государственного регулирования относятся:

  1. прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов

  2. изменение размеров обязательных банковских резервов

  3. принятие постановления, по которому предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров

  4. установление фиксированных цен на товары и услуги
Тема 3. Теории государственного регулирования экономики.

  1. ^ 83. Меркантилисты обосновали необходимость:

    1. невмешательства государства в экономику

    2. активной государственной политики

    3. не рассматривали вопросы государственного регулирования

    4. не придерживались жесткой позиции в вопросах ГРЭ

  1. ^ 84. Богатство государства меркантилисты отождествляли:

    1. с суммой накопленных денежных средств

    2. со стоимостью товаров и услуг, произведенных за год в государстве

    3. с золотым запасом страны

    4. со стоимостью всех объектов недвижимости в стране

  2. ^ 85. Поздний меркантилизм известен как:

    1. синдикатный

    2. производственный

    3. мануфактурный

    4. денежный

  3. 86. Фундаментальные изменения, требующие изменения взглядов на роль государства, произошли в экономике со времен формирования классической школы согласно взглядам Д. Гэлбрейта…

  4. 1) существенный рост участников рыночных отношений

  5. 2) в экономической жизни стали доминировать монополии

  6. 3) усиление международных связей хозяйствующих субъектов

  7. 4) увеличение доли услуг в составе ВВП

  1. ^ 87. О необходимости создания системы активного торгового баланса говорили представители:

    1. классической школы

    2. неоклассической школы

    3. кейнсианского направления

    4. институционального индикативного планирования

  2. ^ 88. Политика протекционизма была определяющей в системе мер государственного регулирования, предложены…

    1. классиками

    2. неоклассиками

    3. кейнсианством

    4. меркантилизмом

  1. ^ 89. Наибольшее внимание в работах неоклассического направления уделялось:

    1. антиинфляционной политике

    2. антициклической политике

    3. налоговой политике

    4. политике стимулирования предпринимательства

  2. ^ 90. Налоговая политика, по мнению Лаффера и Гильдера, стимулирует предпринимательство через изменение:

    1. налоговых ставок

    2. объектов налогообложения

    3. видов налогов

    4. количество налогов

  1. ^ 91. В своем исследовании Дж. Кейнс опирался на категорию:

    1. занятость

    2. налоги

    3. администрирование

    4. бюджет

  1. ^ 92. Государство играет роль встроенного стабилизатора в теории:

    1. классиков

    2. неоклассиков

    3. кейнсианства

    4. меркантилизма

  1. ^ 93. Главное направление кейнсианской государственной антициклической политики воздействует на:

    1. фазы цикла

    2. бюджет

    3. нормирование труда

    4. инвестиции

  1. ^ 94. Вмешательство государства в экономику Перру назвал:

    1. экономическим дирижизмом

    2. экономическим либерализмом

    3. экономическим авторитаризмом

    4. экономическим анархизмом

  2. ^ 95. Один из элементов политики государственного дирижизма является:

    1. постоянное увеличение золотого запаса страны

    2. увеличение денежной массы ежегодно на 5-6%

    3. свобода внешней торговли (фритредерство)

    4. избирательные инвестиции в экономику

  1. ^ 96. Характер индикативное планирования…

    1. обязательный

    2. специально-определенный

    3. формальный

    4. рекомендательный

  1. ^ 97. Важным средством стимулирования предпринимательства неоклассики считали:

    1. таможенные пошлины

    2. занятость

    3. налоговую политику

    4. количественную теорию денег

  1. ^ 98. А.Смит под принципом «невидимой руки» понимал…

    1. создания благоприятных условий для частных капиталовложений

    2. равновесие в экономике устанавливается стихийно без вмешательства
государства

3) оказание государственной поддержки, помощи приоритетным отраслям

4) комплекс обязательных для исполнения требований


  1. ^ 99. Фритредерством является:

    1. налоговая политика

    2. количественная теория денег

    3. политика свободной торговли

    4. национальный доход

  2. 100. Роль государства в системе социального партнерства:

  3. 1) устанавливает пороговые значения важнейших социальных стандартов

  4. 2) определяет структуру (состав обязательных положений). Условия и порядок заключения соглашений между профсоюзами и работодателями

  5. 3) осуществляет контроль за соблюдением участниками соглашений принятых на себя обязательств

  6. 4) инициирует и стимулирует процессы развития социального партнерства

  7. 101. На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику:

  8. 1) на 10 лет

  9. 2) на 2 года

  10. 3) на 3 года

  11. 4) на 5 лет

  12. 102. Экономической основой государственной промышленной политики в рыночных условиях является…

  13. 1) эффективность предприятия

  14. 2) эффективность региона

  15. 3) эффективность государства

  16. 4) эффективность видов деятельности

  17. 103. Основные экономические результаты государственной промышленной политики выражаются…

  18. 1) в доходах предприятия

  19. 2) в отчислениях в бюджет

  20. 3) в увеличении объемов реализации

  21. 4) в увеличении экспорта