Транспортный налог за что. Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем? На новый автомобиль

Каждый год владельцы автомобильного, воздушного или морского транспорта должны платить налог государству. Каким образом он начисляется, какую сумму составляет, и есть ли льготы на уменьшение его оплаты, разберемся в данной статье.

Транспортный налог: понятие

Все виды налогов прописываются в Налоговом кодексе РФ. Транспортному виду посвящена целая отдельная глава. В ней указано, что каждый субъект РФ может самостоятельно принимать решение о колебаниях ставок и процентов.

В каждом отдельно взятом субъекте РФ есть законодательный орган, который определяет:

  • процент налога;
  • дату оплаты;
  • порядок ее внесения;
  • льготные категории транспорта и граждан.

Транспортный налог начисляется с первого дня регистрации приобретенного транспортного средства. В Налоговом кодексе представлен список объектов, которые облагаются и не облагаются налогами.

Официальные ставки и размеры льгот можно узнать на сайте ФНС.

Общие положения

Транспортный налог существовал не всегда. Его ввели в действие в 2013 году. Государство тратит огромные суммы на ремонт дорог и защиту окружающей среды, поэтому данные растраты в некоторой степени возложили на владельцев транспортных средств.

Хозяин машины возмещает нанесенный вред окружающей среде через:

  1. Транспортный налог.
  2. Акциз на бензин.
  3. Акциз на производство автомобилей.
  4. Дорожные сборы.

Все денежные средства поступают в бюджеты субъектов страны. В 28 главе НК РФ прописывается порядок, размер и срок уплаты налога. Для самых крупных налогоплательщиков действует отдельный порядок, регулируемый статьей 363.1 НК).

Налогоплательщики

Каждый человек, у которого есть недвижимое имущество, в частности транспортное средство, является налогоплательщиком.

Если вы являетесь физическим лицом, то должны оплатить определенную сумму, которую вам выставит налоговая. Чтобы произвести расчет, необходимо знать сведения о транспортном средстве. Их в свою очередь предоставляют органы, которые осуществляют государственную регистрацию транспорта.

Если плательщиком является юридическое лицо, то оно должно самостоятельно перечислить сумму авансового платежа и налога.

Если нет особых указаний, то сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы и налоговой ставки. Итог подводится каждый налоговый период.

Сумма для юридического лица рассчитывается несколько иначе. На протяжении всего налогового периода вносится авансовый платеж. Далее из полученной суммы внесенный аванс вычитается.

Юридические компании оплачивают денежные средства в конце каждого отчетного периода. Окончательная цифра рассчитывается как ¼ от налоговой базы, умноженной на налоговую ставку.

Объект налогообложения

Оплачивать налог потребуется, если вы являетесь обладателем следующих транспортных средств:

  • легковых машин;
  • автобусов;
  • тракторов;
  • воздушного транспорта: самолетов и вертолетов;
  • водного транспорта: яхт, катеров, парусных судов, гидроциклов, моторных лодок и др;
  • гусеничного транспорта;
  • мототехники;
  • снегоходов;
  • несамоходных судов.

Согласно статье 358 НК РФ разрешается не платить налог с таких объектов как:

  1. Лодок мощностью до 5 лошадиных сил или средств с веслами.
  2. Промысловых и речных кораблей.
  3. Специализированных автомобилей для управления инвалидами (с двигателем до 100 лошадиных сил).
  4. Судов для перевозки пассажиров и грузовых судов (речных, морских, воздушных), относящихся к государственной собственности.
  5. Тракторов и комбайнов.
  6. Судов, зарегистрированных в международном реестре.
  7. Воздушного транспорта, используемого в медицинских целях.
  8. Государственного транспорта, зарегистрированного в регионе, где проводится военная служба.

Налоговая база зависит от того:

  • какая мощность у транспорта;
  • какая статистическая тяга у воздушного транспорта;
  • какая валовая вместимость у водного транспорта.

Что влияет на размер налога?

Налоговую ставку определяет закон в каждом отдельном субъекте РФ. Она зависит от:


Если стоимость автомобиля более 3 млн. рублей, то используется повышающий коэффициент.

Выделяют следующие виды коэффициентов:

  • k 1, если стоимость авто 3-5 млн., а возраст 2-3 года;
  • k3, если стоимость авто 3-5 млн., а возраст 1-2 года;
  • k5, если стоимость авто 3-5млн., а возраст до 1 года;
  • k 2, если стоимость авто 5-10 млн., а возраст до 5 лет;
  • k 3, если стоимость авто 10-15 млн., а возраст авто до 10 лет;
  • k 3, если стоимость авто от 15 млн., а возраст авто до 20 лет.

Если налоговая выставила неверную сумму, то ее можно оспорить:

  1. Оплачивается стоимость по квитанции.
  2. Заполняется бланк с возражениями.
  3. Предоставляются документы о льготах или о том, что автомобиль снят с учета и прочие.

Если человек переехал в другой город, то нужно обратиться и встать на учет в МРЭО по месту жительства. В налоговую службу самостоятельно обращаться не нужно, данные будут переданы автоматически.

Если за один день был осуществлен факт снятия и постановки на новый учет, все равно придется оплачивать как за полный месяц эксплуатации.

За что мы платим транспортный налог?

Покупая автомобиль нужно быть готовым к постоянным затратам: бензин, эксплуатация, замена шин и так далее. Поэтому многие не согласны с оплатой еще и транспортного налога.

Владелец машины платит за то, что наносит вред окружающей среде, изнашивает полотно дорог.

Уже несколько лет идет речь о том, чтобы отменить транспортный налог. Но тогда государственный бюджет останется в большом минусе, и как альтернатива могут повыситься цены на акциз бензина. В любом случае, если человек позволяет купить себе машину, то должен быть готов платить за это пошлину.

Возможно в будущем изменится подход к расчету налога: не будут учитываться лошадиные силы, а только объем двигателя, возраст машины и влияние его на экологию. Но пока все остается по-прежнему, поэтому не забывайте вовремя осуществлять оплату во избежание возникновения задолженности.

Транспортный налог введен в России в 2003 году. Экономический смысл данного налога — компенсация владельцами автомобилей и иных ТС вреда, наносимого окружающей среде и дорожному полотну. Аналогичную функцию выполняют:

В связи с этим неоднократно поднимался вопрос об отмене транспортного налога. Однако в 2018-2019 годах он по-прежнему действует. Последние изменения по нему собраны в этой публикации . Планируется ли отмена транспортного налога в 2018-2019 гг., узнайте .

Существует несколько точек зрения, как можно реформировать порядок взимания транспортного налога и сделать его более справедливым. Об одной из них мы рассказывали в статье «Включен ли транспортный налог в стоимость бензина» .

Транспортный налог регулируется гл. 28 НК РФ, поступления от взимания налога направляются в бюджеты субъектов РФ. НК РФ определяет:

  • объект налогообложения;
  • алгоритм расчета налоговой базы и самой суммы налога к уплате;
  • налоговый период и максимальный размер ставок.

В ведении законодательных органов субъектов РФ согласно положениям ст. 363 НК РФ находятся:

  • определение размера ставок - их увеличение (уменьшение) в пределах, установленных ст. 361 НК РФ;
  • сроки уплаты;
  • порядок сдачи отчетности и льготы по налогу .

Для крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне устанавливается отдельный порядок подачи декларации (ст. 363.1 НК РФ).

Транспортным налогом облагаются:

  • автомобили, мотоциклы, автобусы;

О транспортном налоге на автомобили в России в 2018-2019 годах рассказывает эта .

  • самолеты, вертолеты;
  • воздушные, морские, речные, буксируемые суда;
  • прочий транспорт, указанный в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу зависит от типа ТС:

  • Для автомобилей и иного транспорта, мощность которого измеряется в лошадиных силах, налоговая база будет равна числу лошадиных сил согласно данным ПТС. Если мощность объекта обложения измеряется в киловаттах, то для расчета налога 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы.
  • Для самолетов налоговая база — килограммы тяги.

Подробнее о том, как считать налоговую базу для целей уплаты транспортного налога в разных случаях, читайте в этой статье .

ВАЖНО! В некоторых субъектах РФ (например, Калужской области) налог не взимается с электромобилей, а владельцы машин на гибридном двигателе (бензиновом плюс электрическом) заплатят налог только с «бензиновых» лошадиных сил.

Кто освобождается от оплаты транспортного налога

Прежде чем уточнить, кто освобождается от уплаты транспортного налога, напомним перечень лиц, которые платят данный налог. Это и физические, и юридические лица, и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства.

По каким ТС предусмотрена возможность не платить налог:

  • Налог может не платить владелец весельной лодки.
  • Сегвей, велосипед и скутер также не являются объектом обложения транспортным налогом.
  • Сельхозпроизводители не платят налог с техники, используемой в животноводстве и растениеводстве.
  • Не облагаются транспортным налогом самолеты и вертолеты санитарной и медицинской службы, как и морские буровые установки и суда, стационарные и плавучие платформы.
  • Если компания осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки, то не платит налог за принадлежащие ей ТС.
  • Корабли из перечня Российского международного реестра судов также не являются объектом обложения транспортным налогом.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Как правило, в перечень льготников входят:

  • инвалиды;
  • многодетные семьи;
  • ветераны.

Подробнее о том, кто может претендовать на льготы по транспортному налогу , читайте в нашей публикации .

Региональные законодатели также могут предусмотреть послабления по уплате транспортного налога для организаций. Для компаний, расположенных в свободных экономических зонах, чиновники предусматривают каникулы по налогу на транспорт.

Когда не нужно платить транспортный налог, узнайте .

Расчет транспортного налога в 2018-2019 годах

Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:

1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков - физических лиц на сайте ФНС.

Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками .

А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу» .

Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям за периоды 2015-2018 годов, можно было уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет помогал снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля. Однако в 2019 году действие этой льготы заканчивается.

Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье .

Если у вас возникает вопрос: кто должен платить налог за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто, ответ на него мы даем в публикации .

От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть по ссылке .

Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2018 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга.

К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. И с недавних пор сделать это стало проще. Об этом читайте .

Срок уплаты транспортного налога

Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:

Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации .

Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.

Как оплатить транспортный налог юридическому лицу

Юридические лица перечисляют транспортный налог по данным бухгалтерского учета ТС. Подробнее о том, как рассчитывают данный налог организации, расскажет наш материал .

НК РФ устанавливает отчетный и налоговый период по данному налогу. Чем они различаются и в какие сроки наступают, читайте в нашей статье .

Порядок расчета и уплаты транспортного налога для «упрощенцев» такой же, как и для фирм на ОСН. Убедитесь в этом с помощью нашего материала «Транспортный налог при УСН» .

О том, как платить транспортный налог ИП на УСН, узнайте .

Как и любой другой бюджетный платеж, организация платит транспортный налог строго на определенный КБК. Проверьте, правильно ли вы уплачиваете налог, с помощью нашей публикации «КБК по транспортному налогу в 2018-2019 годах для организаций» .

Как узнать задолженность по транспортному налогу

Если у гражданина есть долг по любому налогу, это может привести к определенным сложностям, например, к запрету покидать страну или отказу в выдаче кредита. В нашей публикации мы расскажем, как узнать задолженность по транспортному налогу.

Размер задолженности можно узнать не только по номеру автомобиля, но и по ИНН. Как это сделать, описано в статье .

Штрафы за неуплату транспортного налога

Нарушение НК РФ и региональных законодательных актов, регулирующих взимание транспортного налога, недопустимо ни для организации, ни для частного лица. Какие санкции ждут вас, если вы не заплатите налог вовремя, читайте в публикациях нашего сайта:

  • «Если задекларированный налог не уплачен, будут пени, но не штраф» ;
  • «Ст. 122 НК РФ: вопросы и ответы» .

Граждане, являющиеся собственниками транспортных средств, могут подвергнуться санкциям, если скроют факт приобретения транспортного средства. С начала 2017 года вступил в силу п. 3 ст. 129.1 НК РФ (сокрытие гражданами факта приобретения транспортного средства приводит к штрафу в размере 20% от суммы транспортного налога).

Порядок расчета и уплаты транспортного налога за последние годы изменился незначительно:

  • согласно закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ крайний срок уплаты налога для физлиц перенесен на 1 декабря;
  • законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ утвержден срок, до которого должен быть опубликован список дорогостоящих автомобилей;
  • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ устранено несправедливое налогообложение авто в месяце его продажи: теперь налог платят не оба собственника ТС (предыдущий и нынешний), а только 1 их них;
  • закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ установил возможность применения в 2016-2018 годах вычета по налогу, величина которого зависит от платы за вред дорогам, причиняемый большегрузными авто.

Планируется ли отмена в России транспортного налога? Узнайте об этом .


Транспортный налог как видно из самого названия этого вида налога, уплачивается физическим лицом, при наличии у последнего транспортного средства. Поскольку – это достаточно сложная сфера, разобраться в которой подчас бывает сложно, гражданам необходимо иметь хотя бы общее понятие о том, за что и как они должны платить. Поэтому, ниже попробуем разобраться в основных моментах, касающихся уплаты такого вида налога, как .

Понятие транспортного налога. Порядок его исчисления

Понятие обо всех видах налогов, в том числе, и о транспортном налоге, а так же о порядке их уплаты, раскрываются в Налоговом кодексе РФ. Транспортному налогу отведена 28 глава данного кодекса . Необходимо знать, что транспортный налог относится к региональным видам налогов – это значит, что данный налог поступает в бюджет субъектов федерации. В связи с этим, законодательно установлено, что каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает налоговые ставки и льготы по данному виду налога, а так же срок и порядок его уплаты. Вся информация о транспортном средстве, его владельце, и об уплате последним соответствующих налогов, хранится в Федеральной налоговой службе и в ГИБДД.


Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с законом (ст. 358 НК РФ) .

К транспортным средствам, подлежащим налогообложению транспортным налогом, относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Поскольку, конечно же, большинство людей владеют именно автомобилями, говоря дальше о транспортном налоге, для удобства будем употреблять понятие «автомобиль», подразумевая под ним все вышеперечисленные транспортные средства.

Так же, законодательство предусматривает список транспортных средств, не подлежащих налогообложению транспортным налогом:


Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил

Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке

Промысловые морские и речные суда

Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на с/х товаропроизводителей и используемые при с/х работах для производства с/х продукции

Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба

Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Конкретно о предоставляемых льготах по в том или ином регионе, необходимо узнавать в местных налоговых органах.

Расчет транспортного налога производится за год (т.е., налоговый период равен году), в том случае, если лицо владеет автомобилем меньше года, налог рассчитывается помесячно. Для того, чтобы самостоятельно рассчитать транспортный налог, необходимо знать налоговые ставки своего региона и мощность своего автомобиля (в л.с.). Сумма транспортного налога рассчитывается путем умножения налоговой ставки на мощность (в л.с.) конкретного автомобиля (исключения составляет расчет суммы налога для специфических транспортных средств, таких как самолет, вертолет и т.д. В данном случае, налоговая ставка умножается на иную величину, аналогичную л.с.). Налоговые органы производят расчет суммы налога, руководствуясь сведениями, которые им представляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД).

Порядок уплаты транспортного налога

Транспортный налог должен уплачиваться владельцем автомобиля (транспортного средства) ежегодно , причем оплата, как правило, производится в конце года (не ранее 1 ноября), следующего, за истекшим налоговым периодом.

Как правило, налоговая инспекция высылает письмо – уведомление, о необходимости оплатить данный налог. Такое письмо отправляется по адресу, указанному владельцем транспортного средства в качестве места его регистрации. Однако, следует учитывать, что если владелец авто переехал, и не сообщил о смене места жительства в налоговую службу, то такое уведомление не дойдет до него. При этом, в налоговой службе оно будет считаться отправленным. В связи с этим, если хозяин машины забудет заплатить налог, в просрочке оплаты будет считаться виновным он, и к нему могут быть применены штрафные санкции. Следовательно, уплата транспортного налога – это обязанность гражданина, и выполнять он её должен вне зависимости от наличия/отсутствия напоминания со стороны налоговых органов.

Транспортное средство – это объект, с которым и сам его владелец может совершать различные действия – продавать, дарить и т.д., и иные лица могут оказывать влияние на авто – например, его могут угнать. В первом случае, если автомобиль продан, подарен и т.д., то есть, если у него поменялся владелец, прежний хозяин машины должен уведомить об этом налоговые органы, представив соответствующие документы – , дарения и т.д. или справку из ГИБДД о зарегистрированных этим лицом автомобилях и об автомобилях, снятых с учета.

В соответствии с законом, транспортные средства, находящиеся в розыске налогообложению не подлежат . Поэтому, если автомобиль угнали у его владельца, об этом непременно стоит сообщить налоговым органам, предъявив справку об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

Следует упомянуть и о случае передачи права управления автомобилем по доверенности другому лицу. В налоговом кодексе указывается, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 29.07.2002г., налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Но, поскольку сроки доверенностей, выданных до 2002 г. уже истекли, следует вывод о том, что в случае, если лицо передает право управления автомобилем другому лицу на основании доверенности, это не освобождает владельца авто от обязанности уплачивать транспортный налог .

Доверенности на управление транспортными средствами не регистрируются в ГИБДД, естественно, и для налоговых органов не имеет значение, кто непосредственно управляет и пользуется данным автомобилем – значение имеет только то, кто является его законным владельцем. Следовательно, вне зависимости от договоренностей между владельцем авто и тем, кому он по доверенности передал право управления автомобилем, обязанность уплачивать транспортный налог сохраняется за хозяином транспортного средства.

Введенный Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, устанавливается НК (глава 28) и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вступает в силу с 1 января 2003 г. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок уплаты налога и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК). Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы , признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является , указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств (ст. 357 НК). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК). Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы (п. 2 ст. 358 НК). Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1 и 2, - как единица транспортного средства. 2. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1 и 2, определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3, налоговая база определяется отдельно (ст. 359 НК). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

1) Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 5 р. свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 7 р. свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 15 р. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 30 р.

2) Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - 2 р. свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно - 4 р. свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) - 10 р.

3) Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) - 20 р.

4) Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 5 р. свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 8 р. свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 13 р. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 17 р.

5) Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 5 р.

6) Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно - 5 р. свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) - 10 р. 7) Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 10 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 20 р. 8) Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 20 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 40 р. 9) Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 50 р. 10) Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 20 р. 11) Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) - 25 р. 12) Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) - 200 р. Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК). Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:

1) о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах (в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации);

2) о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

3) о транспортных средствах; а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Указанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым МНС (ст. 362 НК). Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в , установленный законами субъектов РФ. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода (ст. 363 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Введение

1. Налог с владельцев транспортных средств и транспортный

налог – эволюция налогового законодательства

2. Налог с владельцев транспортных средств

3. Транспортный налог

4. Транспортный налог: проблемы налогообложения

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение.

В настоящее время в нашей стране наблюдается некоторая стабилизация состояния экономики. Не рассматривая причин данной стабилизации, представляется важным отметить ее следствие, а именно – переосмысление многими россиянами отношения к собственности. К сожалению, благосостояние (и, что важнее, менталитет) большинства российских граждан еще не достигли того уровня, когда возникает возможность и потребность вкладывать свободные денежные средства в собственность, способную приносить доход (фондовые, валютные ценности). В большинстве своем россияне под частной собственностью понимают дорогостоящие предметы длительного пользования: бытовую технику, недвижимость и, конечно же, автомобили и прочие виды транспорта.

Автомобилизация в нашей стране происходит быстрыми темпами. Причем, не только в экономически развитых районах страны, но и в других регионах. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организации приобретают транспортные средства чаще для обеспечения производственного процесса.

Наряду с автомобилем, рост благосостояния граждан дает им возможность приобретать и другие виды транспорта – в частности, некоторые воздушные и водные (пользующиеся особой популярностью) суда.

Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с вопросами налогообложения, которые возникают при покупке и эксплуатации различных видов транспорта. Эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий, главных бухгалтеров, администраций территориальных образований, многочисленной армии налогоплательщиков. Этим и обусловлен выбор темы данной Курсовой работы, а также личной заинтересованностью как потенциального владельца транспортного средства.

В качестве цели работы можно выделить рассмотрение аспектов налогового законодательства, касающихся налогообложения владельцев транспортных средств до 2003г. и в настоящее время, а также выявление основных проблем, связанных с современным транспортным налогообложением.


1. Налог с владельцев транспортных средств и транспортный налог – эволюция налогового законодательства.

До 1 января 2003г. транспортные средства включались в объект налогообложения сразу двух видов имущественных налогов с ежегодными сроками уплаты: налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц. Транспортные средства относили к объекту налогообложения того или другого налога в зависимости от вида, что позволяло избегать дублирования налогообложения. Налогом с владельцев транспортных средств облагались различные самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, а в объект налогообложения имущества физических лиц включались водновоздушные транспортные средства.

С 1 января 2003г., в связи с началом действия гл.28 «Транспортный налог» НК РФ (согласно Закону РФ от 24.07.2002г. №110ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ»), оба вида транспортных средств охватываются одним транспортным налогом . По этой причине налог с владельцев транспортных средств с 01.01.2003г. исключен из состава налоговой системы РФ, а облагаемое имущество физических лиц ограничивается на данный момент объектами недвижимости. Также, в отличие от налога с владельцев транспортных средств, имевшего сугубо целевое назначение и служившего главным источником формирования доходов территориальных дорожных фондов, транспортный налог поставляет средства, используемые по общему назначению.

2. Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №17591. Он регулировался ст. 6 данного закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Государственной Налоговой Службы от 15 мая 1995 года №30 в гл. 3 разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя она и не являлась, согласно Налоговому Кодексу (п.1 ст. 1 НК), нормативным актом и не относилась к налоговому законодательству, ею всё равно руководствоавлись при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.

Плательщиками налогаявлялись:

юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации»;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели»);

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане и юридические лица;

лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств были установлены следующие (см. таблицу ниже):

Органы законодательной власти субъектов РФ могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных выше, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.

В случаях, когда транспортное средство находилось на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производил тот участник совместной деятельности, которому, в соответствии с договором, было поручено ведение общих дел участниками договора. Юридические лица, имевшие в своём составе филиалы или представительства, уплачивали налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории их нахождения.

Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являлись плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

Налог взимался с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Фактически, сборщиками налога выступали органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивался в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявлялась при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не был пройден, то должны были быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе могло быть отказано в указанных действиях. В случае, если владелец был освобождён от уплаты налога, то необходимо было подать заявление, где указывалось, что он не является плательщиков данного налога.

Льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств предоставлялись следующим категориям налогоплательщиков:

граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской катастрофы;

герои СССР, РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней, а также их общественные объединения, использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы их доходов;

организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;

субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности;

российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции;