Что такое доход соответствующего бюджета. Структура доходов бюджетов всех уровней

Комплексная контрольная работа

На тему: «Налоговые и неналоговые доходы бюджета РФ»

По дисциплине: Финансовое право

Выполнила студентка

группы 13-П-3

Ильинская А.В.

Проверила:

Андреева Н.И.

__________________________

Калининград

2015

Введение. 3

1. Доходы бюджетов. Сущность и виды доходов бюджетов. 5

2. Сущность и функции налогов. 7

3. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета. 10

4. Экономическое содержание налоговых доходов бюджетов. 16

Заключение. 23

Список используемой литературы.. 25


Введение

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Государственные доходы объединены в определенную систему. Основными видами доходов бюджетов являются:

Налоговые доходы (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а именно: НДС, акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т. д.);

Неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, разного рода штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и др).

Целью данной работы являются исследование теоретических основ и правовых форм неналоговых и налоговых доходов Российской Федерации.


Доходы бюджетов. Сущность и виды доходов бюджетов

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.



Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.



Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.


Доходы бюджетов всех уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года. Большинство стран с рыночной экономикой к доходным источникам относит: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездную финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии и субвенции). Соотношения между различными видами доходов представлены в табл. 14.2.
В практике бюджетного регулирования национальной экономической системы России применяется аналогичная схема. Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Таблица 14.2
Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г.*



Млрд руб.

% к итогу

Доходы - всего

1131,8

100

В том числе:


I. Налоговые доходы

964,8

83,3

Из них:


налоги на прибыль (доход), прирост капитала

205,7

16,5

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

504,9

50,2

налог на совокупный доход

2,6

0,2

налог на имущество

0,7

од

платежи за пользование природными ресурсами

10,5

1,7

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

86,3

14,1

прочие налоги, сборы и пошлины

2,2

0,4

2. Неналоговые доходы

43,1

7,0

Из них:


доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

6,8

1,1

доходы от продажи земли и нематериальных активов

0,02

0,0

административные платежи и сборы

0,5

0,1

штрафные санкции, возмещение ущерба

4,2

0,7

доходы от внешнеэкономической деятельности и операций

31,0

5,1

прочие неналоговые доходы

0,6

0,1

3. Безвозмездные перечисления

0,01

0,0

4. Доходы целевых бюджетных фондов

55,2

9,0

5. Неклассифицированные доходы

0,2

0,04
/>6. Курсовая разница
3,7

0,6

* Источник: Минфин РФ. Официальный сайт в Интернете - http://www.minfin.ru.

К неналоговым доходам причисляют:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы, и иные неналоговые доходы.
Под финансовой помощью понимаются поступления от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. По форме к ней примыкают безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
С точки зрения взаимодействия разных уровней власти выделяются следующие виды доходов:
а) собственные доходы (налоговые и неналоговые) как закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации;
б) закрепленные доходы (налоговые и неналоговые) вышестоящих уровней власти, зачисляемые на долговременной основе в бюджеты нижестоящих уровней;
в) регулирующие доходы.
В Российской Федерации для бюджетного регулирования характерно отнесение закрепленных доходов к собственным доходам соответствующих бюджетов, что не совсем верно, так как фактически часто вносятся изменения в практику начисления и распределения между бюджетами различных уровней подоходного дохода с граждан, т. е. собственный (закрепленный) доход подвергается постоянному регулированию со стороны Бюджетного кодекса из-за того, что данный вид налога носит федеральный статус. Регулирующие доходы бюджетов представляют собой федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, на очередной финансовый год или на долговременный срок (не менее чем на 3 года). Регулирующие доходы являются объектами регулирования непосредственно органов власти. При этом нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает либо распределяет переданные ему из бюджета другого уровня регулирующие доходы.
Налоговые доходы субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от совокупной суммы налогов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Неналоговые поступления в бюджетную систему, несмотря на преобладание налоговых доходных источников, по-прежнему играют важную роль, особенно на уровне местных органов самоуправления. Важным источником здесь служат доходы от деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом могут существовать две формы взаимоотношений:
а) доходы и расходы предприятий полностью или частично (в виде сальдо) включаются в соответствующий бюджет;
б) для данного рода предприятий применяется налоговый режим.
В российской экономике реализуется вторая форма.
В практике бюджетного регулирования применяется единая бюджетная классификация доходов и расходов, на основе которой рассчитываются все плановые и отчетные показатели бюджетной системы страны, в том числе и бюджеты местных органов власти. Формирование доходной части включает в себя процессы оценки и прогнозирования налоговых поступлений и планирование неналоговых доходов. Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. Планирование неналоговых доходов тесно связано с деятельностью органов власти, поскольку они могут принимать соответствующие решения об использовании или продаже имущества. Определение объема этих доходов зависит от размера имущества, сложившихся форм использования, а также изменения ставок использования либо цен продажи. В странах с рыночной экономикой действует определенная закономерность в использовании неналоговых доходов: чем ниже уровень органа власти, тем выше доля неналоговых доходов и соответственно - возможность планирования этой части доходных поступлений.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством, федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Вопросы налогообложения и налоговой политики, включая классификацию налогов, рассмотрены в гл. 4.

Следующий Вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В частности, структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет от приватизации и использования государственной собственности представлена в табл. 7.11.

В таблице приведены результаты приватизации и использования государственной собственности, но они отражают общие тенденции этого процесса. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья поступления-дивиденды по акциям, находящимся в госсобственности (37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды преимущества.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Так, Министерство преимущества РФ обнародовало список из более 50 предприятий, которые будут приватизированы в течение 2001 г. Однако в целом стратегия приватизации пока не сформировалась и государственной программы приватизации государственного имущества России, по сути, нет. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлекательные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка. При этом на процесс приватизации наложен ряд ограничений. Так ст. 100 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год» гласит, что до вступления в силу федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации не подлежат приватизации в течение 2001 г. находящиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых, рассчитанная по консолидированному балансу, включающему в себя активы дочерних и зависимых обществ, превышает на 1 января 2000 г. пятьдесят миллионов установленных законодательством РФ минимальных размеров оплаты труда. Законодательством регламентируется также порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Особое место в системе отношений пользования в мировой практике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В России концессии также имеют место. Специального законодательства по ним пока не разработано, и общие основы их организации регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов могут стать договоры о предоставлении концессий на развитие минерально-сырьевой базы, строительство крупных транспортных объектов; на развитие туристического комплекса в ряде регионов России; на создание инфраструктуры коммунально- бытового обслуживания, газо- и энергоснабжения населения.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной- и безвозмездной передачи средств. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете а не учтенными им. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов. В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; (б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; (в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений {в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления1. Такое определение дает нам Бюджетный кодекс РФ. Одним из основных нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Именно этим документом доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы классифицированы на группы доходов, состоящие из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Укрупненная структура доходов бюджета выглядит следующим образом:

Рис. 2

Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам относятся: налоговые доходы и часть неналоговых доходов. С вступления в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» к собственным доходам теперь относится: неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; доходы, полученные бюджетом в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Регулирующие доходы - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в с соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Источником доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового внутреннего продукта - прибыль и заработная плата. Через механизм приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов также пополняются доходы бюджета.

С помощью государственных займов от отдельных государств и (или) международных финансово-кредитных структур реализуется источник доходов бюджета от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.

Продажа на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получение кредита под залог государственного пакета акций предприятий реализуют источник доходов бюджета от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.

Итак, по экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать следующим образом:

Безусловно, что самой большой группой доходов государственного бюджета являются налоговые доходы. К ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ. Вообще, налоги - это важная экономическая категория, связанная с существованием и функционированием государства. Несмотря на то, что в Налоговом кодексе РФ понятие «налог» и «сбор» разделены, в налоговом законодательстве РФ налоги, сборы и пошлины трактуются как налоги. Поэтому под термином «налоги», как мне кажется, логичней будет подразумевать не только собственно налоги, но также сборы и пошлины.

Рассмотрим некоторые признаки налогов. Первый сущностный признак налогов - это императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. Смена собственника - это второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственностиденежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Кроме того, важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность. По признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и косвенные: прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщика (налог на землю, налог на доходы физических лиц и т.д.). Косвенные налоги - включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины).

В налоговой системе РФ выделены три уровня: федеральный, субъектов РФ и местный. На мой взгляд, важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Ну, например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и т.д.) не является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Поэтому имеет смысл предположить, что, несмотря на то, что бюджетная система РФ продумана и составлена достаточно верно, все-таки в ней присутствуют еще существенные недоработки. Сама же структура налоговой системы РФ в настоящее время выглядит следующим образом:

Отдельно мне хотелось бы рассмотреть подоходный налог, поскольку именно этот налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения. Сравнивая налоговое законодательство с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

подоходный налог с физических лиц - один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (Верхняя планка “прогрессивного” подоходного налога в США равна 39,6%. Минимальная - 15%.) Испании (рассчитывается по прогрессивной ставке), Великобритании (взимается в Великобритании по прогрессивной ставке: первые 2150 ф.ст. облагаются по ставке 10%,сумма между 2151 и 33300 ф.ст. облагается налогом в 22%,сумма свыше 33301 ф.ст. - по ставке 40%) в России (13%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджета таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1996 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 90-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, количество ставок до 5.

Итак, мы рассмотрели налоговые доходы, каким образом они поступают в государственный бюджет, теперь нам необходимо рассмотреть другой вид доходов бюджета. Второй вид доходов бюджета - это неналоговые доходы. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Перечень же неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Структура неналоговых доходов следующая:


Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. По материально-вещественному воплощению доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости.
Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделяются на:
1) налоговые поступления;
2) неналоговые поступления;
3) безвозмездные перечисления.
Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый. Они включают в себя:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы;
- пени и штрафы, взимаемые налоговыми органами за несвоевременные платежи;
- размеры предоставляемых налоговых преференций, отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Неналоговые доходы составляют:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданское правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.д.);
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся поступления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
В доходах бюджетов также учитываются поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или во временное пользование имущества;
- средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Большую группу неналоговых доходов составляют: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и других образований; доходы от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного бесхозяйственного имущества и имущества, переходящего в государственную и имущественную собственность в порядке наследования и дарения. В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы, поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба, поступления сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленную с отступлением от стандартов и технических условий.