Различная динамика лизингового развития сегментов рынка. Осторожный оптимизм

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости/Прайм. Рынок лизинга в России впервые после двухлетнего спада показал в уходящем году рост — объем новых сделок может увеличиться на 20% по сравнению с 2015 годом.

Такая положительная динамика имеет все шансы закрепиться, ведь российские власти предприняли целый ряд мер по реформированию рынка лизинга и созданию СРО. Кроме того, появился и новый игрок — "Нацпромлизинг", который по планам его акционеров, в 2018 году должен занять 16% рынка промышленного лизинга.

"Большое влияние на отрасль могут также оказать продолжение государственных программ субсидирования и рост инвестиций со стороны бизнеса. Думаю, позитивная динамика лизингового рынка продолжится и в следующем году, отмечает заместитель гендиректора ГТЛК Владимир Добровольский в разговоре с РИА Новости.

Восстановление рынка

Лизинговый рынок за девять месяцев 2016 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 450 миллиардов рублей, по данным рейтингового агентства RAEX. Рынок сокращался с 2013 года. В 2014 году он сократился на 10%, в 2015 году — на 26%, достигнув 385 миллиардов рублей. Согласно базовому прогнозу рейтингового агентства, позитивная динамика рынка продолжится и в 2017 году.

"По итогам года можно ожидать прирост на 20-22%. Эта ситуация обусловлена прежде всего нормализацией ставок на кредитном рынке в результате снижения ключевой ставки ЦБ. По сравнению с прошлым годом изменилась и отраслевая структура рынка: выросла доля грузового автотранспорта и спецтехники на 4 п.п. Среди трендов также можно отметить тенденцию по докапитализации лизинговых компаний", — сказал РИА Новости гендиректор "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

По словам руководителя JCB Finance по России и СНГ Оксаны Евтушевской, рынок лизинга отреагировал на некоторое увеличение инвестиционной активности, и есть признаки роста объема нового бизнеса. "Отдельные игроки рынка в 2016 году открывали региональные офисы. Мы также наблюдаем рост и по результатам нашей программы JCB Finance — количество лизинговых сделок за 9 месяцев текущего года превысило результаты всего 2015 года", — говорит она.

Соколов: лизинг позволит закупить 120 отечественных самолетов за три года В ходе совещания в Туле по проблематике использования потенциала ОПК в сфере гражданского производства министр рассказал о практике поддержки отечественного машиностроения через лизинг.

С 2015 года первые четыре позиции по объему нового бизнеса на лизинговом рынке занимают госкомпании ("ВТБ Лизинг", "Государственная транспортная лизинговая компания", "Сбербанк Лизинг", "ВЭБ-лизинг"). Однако доля госкомпаний в объеме нового бизнеса за три квартала 2016 года снизилась до 48% с 53%.

Добровольский в свою очередь отмечает, что рост рынка лизинга связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также "эффектом низкой базы" 2015 года.

"Я бы отметил три тренда. В первую очередь, это восстановление рынка лизинга, который вырос за 9 месяцев 2016 года на 17%. Рост связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также с "эффектом низкой базы" 2015 года. Во-вторых, уменьшение дебиторской задолженности. Компании заключают сделки с большей оглядкой на риски, дефолтов сейчас практически нет. Стоит сказать и о достаточно низкой инвестиционной активности крупного бизнеса", — говорит он.

Новый игрок

В уходящем году на рынке появился новый игрок — "Нацпромлизинг". Долевое участие в ООО "Нацпромлизинг" распределено следующим образом: 51% акций принадлежит "РТ-Развитие бизнеса" (входит в "Ростех"), 20% — Фонду развития промышленности (структура Минпромторга), 29% — частному инвестору. Согласно данным "БИР Аналитик", этим инвестором выступил экс-гендиректор "Сбербанк Лизинга" Дмитрий Ерошок, он же и возглавил компанию.

Сбербанк запускает в своих отделениях лизинг автомобилей для бизнесменов "Сбербанк Лизинг" cовместно со Сбербанком организует программу продажи в лизинг через отделения Сбербанка транспортных средств, когда клиент может прийти в отделение банка в городе, где даже нет лизинговой компании, и ему все равно будет все представлено.

По планам акционеров, размер портфеля новой лизинговой компании уже в 2016 году должен составить 10 миллиардов рублей, или 2% рынка промышленного лизинга в РФ, в 2017 году — достигнуть 50 миллиардов рублей (8% рынка), а в 2018 году — 16% рынка.

Сейчас в РФ действует около 100 лизинговых компаний, 51% новых сделок в прошлом году пришелся на пять крупнейших — лизинговых "дочек" госбанков (Сбербанк, ВЭБ и ВТБ) а также ГТЛК и "Трансфин-М", совокупный портфель лизинговых компаний РФ на конец 2015 года составлял 3,1 триллиона рублей, средняя маржа на конец сентября прошлого года — 3,7%.

Согласно стратегии развития, "Нацпромлизинг" призван дать импульс роста рынку лизинга промышленного оборудования в РФ и нарастить объем до общемирового уровня, став связующим звеном между крупнейшими российскими поставщиками и лизингополучателями.

Одним из ключевых направлений в работе "Нацпромлизинга" будет работа с холдингами и дочерними обществами ГК "Ростех" по продвижению производимой ими промышленной продукции за счет использования инструментов лизингового финансирования.

Медицинский вертолет "Ансат" впервые передадут в лизинг частной компании "Холдинг "Вертолеты России" и компания "Русские вертолетные системы" заключили соглашение об аренде вертолета "Ансат" в медицинском варианте исполнения.

Как сообщал в мае 2016 года представитель "РТ-Развитие бизнеса", клиентами НПЛ выступят от "Ростеха": "Вертолеты России", ОПК, "Камаз", "Технодинамика", "Росэлектроника", "РТ-Авто", "Национальная иммунобиологическая компания", "Станкопром", ВСМПО-АВИСМА. Кроме того, ими станут ключевые российские предприятия: "Газпром", ОАК, РЖД, "Роснефть", "Газпром нефть", ОСК, Кировский завод, "Ростелеком", ННК, государственные ведомства и учреждения: МВД, МЧС, Минобороны, Национальная гвардия, Московский метрополитен, "Оборонлогистика".

Будут предложены как готовые продукты — тракторы, вертолеты "Ансат", "Камазы", так и сборное оборудование — буровые установки, модульные компрессорные станции, а также такие сложные объекты как: ТЭЦ, плавучие буровые установки и центры обработки данных.

Перспективы СРО

Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем Лизинговые компании в целом приветствуют инициативу Банка России и Минфина РФ по реформированию лизингового рынка, однако обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

Банк России выступил за создание реестра лизинговых компаний, введение в данной сфере саморегулирования и перевод индустрии на учет и отчетность по МСФО. Рабочая группа Банка России и Минфина РФ обсуждает введение пруденциальных мер на лизинговом рынке, начиная с 2020 года, сообщала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она поясняла, что интерес к лизинговому рынку у ЦБ и Минфина возник в контексте анализа потенциальных рисков для финансовой стабильности, потому что это достаточно большой сектор, но недостаточно прозрачный для регуляторов и в целом контрагентов.

Рабочая группа выработала первоначальный набор мер, который включает совершенствование учета и отчетности лизинговых компаний, раскрытие информации, внедрение современных методов риск-менеджмента, вопросы саморегулирования. Важнейшим шагом, с точки зрения разработчиков, может стать перевод рынка в онлайн. Для защиты клиентов лизинговых компаний авторы реформы предлагают ввести обязанность раскрывать полную стоимость лизинга, также как сейчас банки указывают в договоре полную стоимость кредита.

"Безусловно, наиболее важное событие 2016 года — это принятие решения о реформировании рынка лизинга и создании СРО. На протяжении года при ЦБ действовали рабочие группы, призванные определить требования к системе риск-менеджмента, внутреннего аудита, капитализации и другим аспектам деятельности лизинговых компаний. В первом квартале 2017 года СРО уже будет создана и начнет выработку норм для своих участников", — отмечает Зотов из "ТрансФин-М".

ЦБ видит системный риск для финстабильности России в рынке лизинга Банк России видит в лизинговом рынке потенциальный источник риска для финансовой стабильности, преимущественно это вызвано банкротством авиакомпании "Трансаэро", заявили в ЦБ.

По его словам, введение регулирования, пусть даже в такой мягкой форме, окажет влияние на рынок лизинга: часть компаний не сможет соответствовать и будет вынуждена уйти. Но это, скорее, будут небольшие региональные компании, и их объем бизнеса в масштабах рынка незначителен. "Те компании, которые на рынке останутся — только выиграют. С введением регулирования рынок станет более прозрачным, а значит — более привлекательным для инвесторов, соответственно, ставки привлечения финансирования для лизинговых компаний и лизингополучателей также должны снизиться", — говорит Зотов.

По словам Евтушевской, за все время почти восемнадцатилетнего существования отрасли — это первая попытка системной координации со стороны государства, лизинговая отрасль в России - успешный пример, когда игроки самостоятельно выстроили свою работу таким образом, что способны работать эффективно и предоставлять качественные услуги.

"Есть российские лизинговые компании-лидеры, которые даже входят в европейские рейтинги. Кроме того, на рынке присутствует много независимых от банков компаний, которые сами без всякого регулирования внедрили эффективные инструкции и процедуры, определяющие их рисковую политику и пр. Отрасль достаточно организована - есть собственная лизинговая ассоциация - ОЛА - реально работающая площадка, где игроки определяют и координируют важные для российского лизинга моменты. Надеюсь, что предлагаемое ЦБ регулирование будет деликатным и поможет только улучшить функционирование отрасли", — говорит она.

место приобретения активов за счет собственных или заемных средств , многие российские компании предпочитают обращаться к лизингу . Это положительно сказывается на структуре баланса и эффективно распределяет расходы на актив в течение срока его использования . Но какова ситуация на рынке лизинга сегодня? Насколько активно операторы рынка заключают новые сделки и борются с изменяющейся экономической конъюнктурой?

Статистика и конъюнктура

Одной из характеристик 2015 года стало заметное снижение активности предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились более чем на 15% по сравнению с далеко не самым результативным 2014 годом. Сегмент лизинговых сделок, являющийся объективным индикатором инвестиционной активности в экономике, также продемонстрировал отрицательную динамику.

Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга сократилась за 2015 год на 17% и составила 830 млрд рублей.

Программа государственного субсидирования автолизинговых сделок не смогла воспрепятствовать сокращению крупнейшего сегмента лизингового рынка. Сегмент автолизинга, доля которого составляет 37% от общего объема сделок, сократился на 20%.

Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%). При этом почти весь объем нового бизнеса в авиасегменте пришелся на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний.

По результатам 2016 года прогнозируется сжатие рынка до 470 млрд рублей.

Изменения в рынке естественным образом сказались на структуре финансирования лизинговой деятельности. Не секрет, что основной источник финансирования текущей деятельности лизингодателей это банковские кредиты.

За последние 2 года доля банковских средств в лизинговом бизнесе сократилась почти на 15%. Это повлекло увеличение доли собственного участия лизингодателей в финансирования сделок.

Что хорошего в лизинге?

Использование лизинга несет ряд значимых для компании преимуществ. Скажем, лизинговый платеж полностью относится на затраты, а налог на имущество уплачивается исходя из применения коэффициента ускоренной амортизации. К тому же НДС принимается к зачету с общей суммы лизинговых платежей.

В случае с банковским кредитом затратами компания может признать лишь нормативную амортизацию приобретенного имущества, налог на это имущество уплачивается также исходя из нормативного коэффициента износа, а НДС принимается к зачету со стоимости покупки.

Соответственно, сравнив затратную часть по кредиту у получателя кредита и лизинговой компании, можно сделать вывод, что за счет экономии по налогам лизинговая компания может предложить лизингополучателю более выгодные условия по сравнению с обычным кредитом в банке.

Таким образом, лизинг можно охарактеризовать как мощный инвестиционный инструмент, позволяющий оптимизировать бизнес-процесс предприятия, дающий существенную «налоговую экономию».

Предметом лизинга могут являться любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Интересной разновидностью лизинга является продажа с последующей арендой активов компании - так называемый «возвратный лизинг». Компания продает свои активы кредитору и берет их в аренду на гарантированный срок. Таким образом, компания высвобождает достаточно большой объем денежных средств, который она может направить на другие цели, используя при этом свои активы.

Мнение профессионалов

Светлана Белова,

директор филиала

компании

«Балтийский лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

Светлана, какие виды лизинга наиболее востребованы сегодня , и какие будут востребованы в перспективе 2- х лет?

− На сегодняшний день и ближайшие 2 года наиболее востребованными с точки зрения бизнеса для лизинговых компаний будут те сектора экономики, которые получат государственную поддержку. Сейчас активно субсидируется государством автопром, сельское хозяйство и различные виды импортозамещающих производств. Поэтому наиболее востребован лизинг автотранспорта, спецтехники и оборудования.

Работают ли программы государственной поддержки в отношении лизинга?

− Наиболее эффективно и в прошлом, и нынешнем году работает программа Минпромторга России по субсидированию лизинговых сделок при приобретении автотранспорта. С начала года мы заключили уже более 1,1 тыс. сделок общей стоимостью предметов лизинга более 2,1 млрд руб. Специализированные программы по поддержке компаний малого и среднего бизнеса, ориентированные на покупку производственного оборудования в лизинг, также доказали свою эффективность. Хотя, надо признать, что документальное сопровождение сделок по некоторым из них достаточно затруднительно.

Каковы максимальные сроки финансирования лизинговых сделок? Возможно ли открытие лизинговой кредитной линии?

− «Балтийский лизинг» предоставляет возможность заключения договоров лизинга на срок от 12 до 60 месяцев. И возможность выбора различных систем организации лизинговых платежей. Кроме того, по желанию лизингополучателя мы можем установить лимит, в рамках которого лизингополучатель использует средства на приобретение имущества.

Как современная экономическая ситуация влияет на развитие рынка лизинга в России?

− Мы придерживаемся пессимистического сценария развития рынка в 2016 году, ожидая общего снижения объемов нового бизнеса. Экономические и политические предпосылки к этому еще сохраняются. Но не надо забывать, что рынок лизинговых услуг сам по себе состоит из ряда секторов - это лизинг авиационной техники, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, оборудования и так далее. Резкое падение объемов в некоторых сегментах даже при одновременном увеличении других может привести к общему сокращению рынка. Однако предсказывать влияние этих процессов на деятельность конкретных лизинговых компаний пока еще рано. Ясно только одно: преимущество на рынке будут иметь те операторы лизинговых услуг, которые смогут предложить лизингополучателям адекватный продукт и правильно структурировать риски.

Роман Трубачев ,

генеральный директор

компании

«МСБ-Лизинг»,

г. Ростов-на-Дону:

- Для стимулирования спроса со стороны клиентов ряд лизинговых компаний предоставляет значительные скидки и предлагает лизинг в рассрочку (с уплатой значительной части платежей в конце срока ). Считаете ли вы , что снижение порога вхождения в лизинговые сделки приведет к еще большему снижению качества лизингового портфеля?

Да, конечно, качество портфеля пострадает, однако не сразу, а через один-два года. Далеко не очевидно, что у лизингополучателей сохранится желание выкупить технику по истечению срока лизингового договора. Вполне может оказаться так, что по прошествии небольшого периода использования предмета лизинга клиент захочет расторгнуть договор и вернуть актив лизинговой компании. В данной ситуации клиент достиг своей коммерческой цели - он заработал деньги на использовании техники. В свою очередь лизинговая компания остается один на один с предметом лизинга, который значительно утратил в рыночной стоимости. Уверен, что такого рода сделки ставят под удар устойчивость и качество портфеля лизинговых компаний, поэтому я не ожидаю широкого распространения подобных схем в будущем.

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд руб. В ближайшие годы лизинговым компаниям придется работать в условиях слабой инвестиционной активности бизнеса и адаптироваться к регулятивным новациям.


Согласно предварительным данным исследования RAEX ("Эксперт РА"), объем нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с девятью месяцами 2015 года). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее — 140 млрд руб.). Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За первые девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее сокращение лизингового бизнеса отметили более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября текущего года составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 1 октября 2015 года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Лидерами рынка по объему нового бизнеса по-прежнему остаются госкомпании: первое место занял "ВТБ Лизинг", второе — ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 37% за девять месяцев 2015 года до 36% за аналогичный период 2016 года. Доля десяти крупнейших компаний в объеме нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составила около 64% (65% за девять месяцев 2015 года, 61% за девять месяцев 2014 года).

По итогам девяти месяцев 2016 года среди пяти крупнейших игроков рынка четыре являются госкомпаниями. В целом по рынку доля госкомпаний в структуре нового бизнеса снизилась с 53% за январь--сентябрь 2015 года до 50% за аналогичный период 2016 года, что является следствием наращивания розничных сделок другими игроками рынка и снижением активности прошлогоднего лидера компании "ВЭБ-лизинг".

Эхо "Трансаэро"


Вследствие сокращения спроса на лизинговые услуги на протяжении последних двух лет объем лизингового бизнеса в России упал на 30% за период с 2013 по 2015 год. В результате по объему нового бизнеса российский рынок опустился с 5-го на 11-е место в рэнкинге европейских лизинговых рынков на 1 января 2016 года. В объеме ВВП России доля лизингового бизнеса за 2015 год составила около 1%, что на 0,3 п.п. ниже максимального уровня, достигнутого в 2013 году. Среди европейских рынков лизинга по данному показателю российский сопоставим с испанским, итальянским и турецким (см. график). При этом Россия существенно уступает крупнейшим лизинговым рынкам Европы (Англия, Франция, Германия), доля которых в объеме ВВП своей страны составляет не менее 1,8%.

Из-за ослабления курса рубля российский лизинговый портфель за 2015 год сократился в евро на 26%, что является наихудшим результатом среди крупнейших лизинговых рынков Европы. Однако несмотря на сжатие нового бизнеса на протяжении 2014-2015 годов, по величине портфеля лизинговых договоров Россия на 1 октября занимает пятое место среди европейских стран.

По данным Банка России, в связи с величиной портфеля (с 2013 года объем лизингового портфеля составляет около 3 трлн руб.) лизинговый сегмент по значимости является вторым после банковского. Однако все участники и регуляторы рынка прочувствовали, как неплатежеспособность всего одного крупного заемщика влияет не только на отрасль, но и всю экономику страны после краха авиакомпании "Трансаэро", которая была одним из ключевых клиентов крупнейших лизинговых компаний. Банкротство банков такое сильное влияние не оказывает, хотя в этом году лицензии были отозваны у нескольких финансовых институтов. "Необходимость в госрегулировании вызвана проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях,— отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании "Европлан".— Но затронет регулирование все лизинговые компании независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ".

Объемы изъятой в прошлом году техники был рекордным — более 55 млрд руб., но сейчас агентство отмечает стабилизацию проблемной задолженности, платежей по сделкам, имеющих просрочку более 60 дней сейчас всего около 10% от лизингового портфеля. Однако проблемы крупных клиентов в случае затяжной стагнации экономики продолжат оказывать негативное воздействие на качество активов лизинговых компаний и, как следствие, банковских кредитов. В целях предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут направлены на повышение прозрачности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом.

Направления реформ


В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Напомним, с начала 2000-х в России было отменено лицензирование лизинговой деятельности, что позволило компаниям снизить бюрократические издержки. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. Однако предварительно Минфин России переведет лизингодателей на новые стандарты РСБУ, гармонизированные с МСФО. Сейчас, по оценкам RAEX, отчетность по международным стандартам (в том числе с учетом консолидированной отчетности холдингов и групп) составляют не более 30% лизингодателей, входящих по объему портфеля в число 300 крупнейших лизинговых компаний России. При этом лизингодателей, составляющих МСФО два и более раз в год, еще меньше: 10-15% компаний из первых трех сотен. В основном это крупные игроки, выпустившие облигации, а также компании при банках и крупных производителях оборудования. Поэтому с наибольшими трудностями при введении МСФО столкнутся мелкие региональные компании, ограниченные в финансовых и кадровых ресурсах.

Следующим этапом после внедрения МСФО на рынке может стать введение Банком России пруденциальных нормативов. Одним из самых обсуждаемых и противоречивых для лизингодателей является вопрос достаточности капитала (отношение собственных средств компании к активам, взвешенным по уровню риска), поскольку не для всех компаний высокий уровень достаточности будет показателен. Для лизингодателя при производителях данный показатель может быть нецелесообразен, ввиду того что такие компании, по сути, могут представлять собой обособленное подразделение по реализации оборудования клиентам и не привлекать рыночного фондирования. На лизингодателей при кредитных организациях будут распространены обязательные нормативы банковской группы, поэтому поддержание высокого уровня автономии более уместно для частных компаний, привлекающих средства инвесторов. "Вопрос в том, какие нормативы будут в СРО. Пока они не определены, рано о чем-то говорить. С точки зрения уровня достаточности капитала лизинговых компаний это основной вопрос у участников рынка — стандартом считается 1 к 8",— говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании ГТЛК.

По нашему мнению, более показательным нормативом для лизинговых компаний должны стать коэффициенты ликвидности, так как одной из основных причин банкротства лизингодателей являются именно проблемы с ликвидностью. Отдельного внимания также требует контроль концентрации рисков на отраслях и крупнейших клиентах. Ситуация в ж/д-сегменте, а с 2014 года и в авиаотрасли указала на необходимость введения ограничительных уровней концентрации рисков на клиентах.

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка станет появление саморегулируемых организаций, на которые могут быть возложены разработка отраслевых стандартов, сбор отчетности, статистка и пр. Банк России уже ввел это на рынках микрофинансовых организаций, НПФ, страховых компаний, управляющих компаний. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия между лизинговыми компаниями разного типа, поскольку их бизнес-модели, финансовые возможности собственников и специализация имеют кардинальные различия. Для повышения эффективности работы СРО и во избежание конфликтных ситуаций лизингодателям необходимо будет находить компромиссы. "Важно, чтобы СРО объединяла максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должна быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний",— подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг".

Две стороны регулирования


Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате некоторые мелкие игроки будут вынуждены покинуть рынок. "С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок,— говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор компании "Трансфин-М".— Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже ушли наиболее мелкие игроки и все те, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга". Помимо этого сворачивание лизинговой деятельности может произойти в структурах, созданных для оптимизации налогообложения, при более крупном бизнесе собственников. По данным Росфинмониторинга, на 1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано около 3 тыс. лизинговых компаний (3,1 тыс. годом ранее). По нашей оценке, реальную деятельность по предоставлению в лизинг/аренду оборудования ведет не более 500 компаний, при этом не менее 75% лизингового портфеля рынка приходится на топ-10. В дальнейшем концентрация отрасли продолжит расти, что будет связано как с уходом части рыночных игроков, так и с более активным участием крупных лизингодателей в программах модернизации и антикризисной поддержки системообразующих предприятий.

Позитивное влияние на рынок окажет переход лизингодателей на отчетность по МСФО, которая дает более объективное представление о лизинговой деятельности компании, чем РСБУ. Внедрение МСФО позволит повысить привлекательность лизинговой отрасли для потенциальных инвесторов. Снижение стоимости фондирования (на текущий момент ставки по облигациям лизинговых компаний заметно выше, чем по банковским облигациям) и повышение прозрачности отрасли будут способствовать более активному использованию механизма лизинга в рамках госпрограмм по развитию экономики. Так, уже запущены программы льготного лизинга автомобилей, воздушных и морских судов, ж/д-техники и проч. Кроме того, для повышения эффективности бизнеса лизинговых компаний полезным нововведением станет переход на электронные технологии, в том числе заключение лизинговых договоров в электронной форме, которое анонсировал регулятор. "Перспективным направлением автоматизации является организация интеграционной платформы для взаимодействия всех участников лизинговой сделки,— говорит Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании "Хомнет Лизинг".— Этот процесс позволит сократить затраты на взаимодействие с клиентами. Модули решения "Хомнет Лизинга" уже сегодня позволяют организовать единое информационное пространство для всех участников лизинговой сделки: клиента, лизингодателя, поставщика и партнера". Реформирование рынка с привлечением к этому процессу лизинговых компаний должно повысить конкурентоспособность лизинга, который сейчас значительно проигрывает кредиту.

Агентство отмечает, что в ближайшие годы регулирование коснется финансового лизинга. Однако на оперативный лизинг, по оценке RAEX, уже приходится не менее 10% лизингового портфеля на 1 июля и около 15% нового бизнеса за первое полугодие текущего года. На протяжении последних лет спрос со стороны клиентов на данный вид лизинга продолжает расти, а в некоторых отраслях были запущены госпрограммы субсидирования оперлизинга. При этом около 90% таких сделок сосредоточено в ж/д- и авиасегментах, проблемы которых и привели к повышению внимания Банка России к лизинговой отрасли. Нередко перевод договоров финансового лизинга на оперативный является следствием ухудшения платежеспособности клиента и свидетельством вынужденной реструктуризации проблемных сделок. Поэтому распространение регулирования на операционный лизинг — перспектива следующих лет.

Руслан Коршунов


Топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года


Место по новому
бизнесу

Наименование ЛК

Рейтинг
кредитоспособ
ности RAEX
("Эксперт
РА") на 27.
10.2016*

Объем нового
бизнеса
(стоимости
имущества) за
9 месяцев
2016 года
(млн руб.)

Темпы прироста
нового бизнеса 9
месяцев 2016
года/ 9 месяцев
2015 года (%)

Сумма новых
договоров
лизинга за 9
месяцев 2016
года (млн
руб.)

Объем
лизингового
портфеля на
01.10.2016
(млн руб.)
01.10.2016 01.10.2015
1 1 ВТБ Лизинг 63021,5 20 88017,7 394041,5
2 4 Государственная
транспортная лизинговая
компания"
58327,6 69 81389,5 244915,9
3 3 "Сбербанк Лизинг" (ГК) А++ 38748,9 -5 53491,6 333648,8
4 2 "ВЭБ-лизинг" 26197 -48 38677 601083,1
5 5 "Европлан" А++ 25807,9 46 н.д. 41599,1
6 7 "Сименс Финанс" 19689 43 30412,3 33078,4
7 6 "Балтийский лизинг" (ГК) 17901 21 26347 31772
8 "Бизнес Альянс" 15294,8 32572 32187,6
9 10 "РЕСО-Лизинг" A+ (I) 10502,4 31 16144,1 17569
10 15 "Юникредит Лизинг" и "Локат
Лизинг Руссия"
А++ 10349,8 141 14937,9 25188,9
11 8 "Трансфин-М" A+ (II) 10146 -1 27905 270881,4
12 "Альфа-Лизинг" (ГК) 9306,7 15275,1 64097,8
13 20 "Элемент Лизинг" A+ (III) 6754 164 10035 8861
14 13 "КамАЗ-Лизинг" (ГК) 6001,9 -4 8741,8 9456,5
15 17 "Стоун-XXI" (ГК) A (I) 5948,3 44 8978,4 10076
16 11 "Рейл1520" (ГК) A (I) 5754 -20 4922 31381
17 25 "Интерлизинг" (ГК) 5135,4 174 7620,4 10416,8
18 16 "Система Лизинг 24" 5069 19 6521,3 11659,6
19 9 "Carcade Лизинг" A+ (II) 4544,4 -51 6758,8 15783,9
20 "Лизинг-Проект" В++ 4039,2 7837,1 10251,8

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости/Прайм. Рынок лизинга в России впервые после двухлетнего спада показал в уходящем году рост — объем новых сделок может увеличиться на 20% по сравнению с 2015 годом.

Такая положительная динамика имеет все шансы закрепиться, ведь российские власти предприняли целый ряд мер по реформированию рынка лизинга и созданию СРО. Кроме того, появился и новый игрок — "Нацпромлизинг", который по планам его акционеров, в 2018 году должен занять 16% рынка промышленного лизинга.

"Большое влияние на отрасль могут также оказать продолжение государственных программ субсидирования и рост инвестиций со стороны бизнеса. Думаю, позитивная динамика лизингового рынка продолжится и в следующем году, отмечает заместитель гендиректора ГТЛК Владимир Добровольский в разговоре с РИА Новости.

Восстановление рынка

Лизинговый рынок за девять месяцев 2016 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 450 миллиардов рублей, по данным рейтингового агентства RAEX. Рынок сокращался с 2013 года. В 2014 году он сократился на 10%, в 2015 году — на 26%, достигнув 385 миллиардов рублей. Согласно базовому прогнозу рейтингового агентства, позитивная динамика рынка продолжится и в 2017 году.

"По итогам года можно ожидать прирост на 20-22%. Эта ситуация обусловлена прежде всего нормализацией ставок на кредитном рынке в результате снижения ключевой ставки ЦБ. По сравнению с прошлым годом изменилась и отраслевая структура рынка: выросла доля грузового автотранспорта и спецтехники на 4 п.п. Среди трендов также можно отметить тенденцию по докапитализации лизинговых компаний", — сказал РИА Новости гендиректор "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов.

По словам руководителя JCB Finance по России и СНГ Оксаны Евтушевской, рынок лизинга отреагировал на некоторое увеличение инвестиционной активности, и есть признаки роста объема нового бизнеса. "Отдельные игроки рынка в 2016 году открывали региональные офисы. Мы также наблюдаем рост и по результатам нашей программы JCB Finance — количество лизинговых сделок за 9 месяцев текущего года превысило результаты всего 2015 года", — говорит она.

Соколов: лизинг позволит закупить 120 отечественных самолетов за три года В ходе совещания в Туле по проблематике использования потенциала ОПК в сфере гражданского производства министр рассказал о практике поддержки отечественного машиностроения через лизинг.

С 2015 года первые четыре позиции по объему нового бизнеса на лизинговом рынке занимают госкомпании ("ВТБ Лизинг", "Государственная транспортная лизинговая компания", "Сбербанк Лизинг", "ВЭБ-лизинг"). Однако доля госкомпаний в объеме нового бизнеса за три квартала 2016 года снизилась до 48% с 53%.

Добровольский в свою очередь отмечает, что рост рынка лизинга связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также "эффектом низкой базы" 2015 года.

"Я бы отметил три тренда. В первую очередь, это восстановление рынка лизинга, который вырос за 9 месяцев 2016 года на 17%. Рост связан со стабилизацией в экономике и, соответственно, увеличением деловой активности в малом и среднем бизнесе, а также с "эффектом низкой базы" 2015 года. Во-вторых, уменьшение дебиторской задолженности. Компании заключают сделки с большей оглядкой на риски, дефолтов сейчас практически нет. Стоит сказать и о достаточно низкой инвестиционной активности крупного бизнеса", — говорит он.

Новый игрок

В уходящем году на рынке появился новый игрок — "Нацпромлизинг". Долевое участие в ООО "Нацпромлизинг" распределено следующим образом: 51% акций принадлежит "РТ-Развитие бизнеса" (входит в "Ростех"), 20% — Фонду развития промышленности (структура Минпромторга), 29% — частному инвестору. Согласно данным "БИР Аналитик", этим инвестором выступил экс-гендиректор "Сбербанк Лизинга" Дмитрий Ерошок, он же и возглавил компанию.

Сбербанк запускает в своих отделениях лизинг автомобилей для бизнесменов "Сбербанк Лизинг" cовместно со Сбербанком организует программу продажи в лизинг через отделения Сбербанка транспортных средств, когда клиент может прийти в отделение банка в городе, где даже нет лизинговой компании, и ему все равно будет все представлено.

По планам акционеров, размер портфеля новой лизинговой компании уже в 2016 году должен составить 10 миллиардов рублей, или 2% рынка промышленного лизинга в РФ, в 2017 году — достигнуть 50 миллиардов рублей (8% рынка), а в 2018 году — 16% рынка.

Сейчас в РФ действует около 100 лизинговых компаний, 51% новых сделок в прошлом году пришелся на пять крупнейших — лизинговых "дочек" госбанков (Сбербанк, ВЭБ и ВТБ) а также ГТЛК и "Трансфин-М", совокупный портфель лизинговых компаний РФ на конец 2015 года составлял 3,1 триллиона рублей, средняя маржа на конец сентября прошлого года — 3,7%.

Согласно стратегии развития, "Нацпромлизинг" призван дать импульс роста рынку лизинга промышленного оборудования в РФ и нарастить объем до общемирового уровня, став связующим звеном между крупнейшими российскими поставщиками и лизингополучателями.

Одним из ключевых направлений в работе "Нацпромлизинга" будет работа с холдингами и дочерними обществами ГК "Ростех" по продвижению производимой ими промышленной продукции за счет использования инструментов лизингового финансирования.

Медицинский вертолет "Ансат" впервые передадут в лизинг частной компании "Холдинг "Вертолеты России" и компания "Русские вертолетные системы" заключили соглашение об аренде вертолета "Ансат" в медицинском варианте исполнения.

Как сообщал в мае 2016 года представитель "РТ-Развитие бизнеса", клиентами НПЛ выступят от "Ростеха": "Вертолеты России", ОПК, "Камаз", "Технодинамика", "Росэлектроника", "РТ-Авто", "Национальная иммунобиологическая компания", "Станкопром", ВСМПО-АВИСМА. Кроме того, ими станут ключевые российские предприятия: "Газпром", ОАК, РЖД, "Роснефть", "Газпром нефть", ОСК, Кировский завод, "Ростелеком", ННК, государственные ведомства и учреждения: МВД, МЧС, Минобороны, Национальная гвардия, Московский метрополитен, "Оборонлогистика".

Будут предложены как готовые продукты — тракторы, вертолеты "Ансат", "Камазы", так и сборное оборудование — буровые установки, модульные компрессорные станции, а также такие сложные объекты как: ТЭЦ, плавучие буровые установки и центры обработки данных.

Перспективы СРО

Лизинговые компании приветствуют реформирование рынка, но видят ряд проблем Лизинговые компании в целом приветствуют инициативу Банка России и Минфина РФ по реформированию лизингового рынка, однако обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

Банк России выступил за создание реестра лизинговых компаний, введение в данной сфере саморегулирования и перевод индустрии на учет и отчетность по МСФО. Рабочая группа Банка России и Минфина РФ обсуждает введение пруденциальных мер на лизинговом рынке, начиная с 2020 года, сообщала ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она поясняла, что интерес к лизинговому рынку у ЦБ и Минфина возник в контексте анализа потенциальных рисков для финансовой стабильности, потому что это достаточно большой сектор, но недостаточно прозрачный для регуляторов и в целом контрагентов.

Рабочая группа выработала первоначальный набор мер, который включает совершенствование учета и отчетности лизинговых компаний, раскрытие информации, внедрение современных методов риск-менеджмента, вопросы саморегулирования. Важнейшим шагом, с точки зрения разработчиков, может стать перевод рынка в онлайн. Для защиты клиентов лизинговых компаний авторы реформы предлагают ввести обязанность раскрывать полную стоимость лизинга, также как сейчас банки указывают в договоре полную стоимость кредита.

"Безусловно, наиболее важное событие 2016 года — это принятие решения о реформировании рынка лизинга и создании СРО. На протяжении года при ЦБ действовали рабочие группы, призванные определить требования к системе риск-менеджмента, внутреннего аудита, капитализации и другим аспектам деятельности лизинговых компаний. В первом квартале 2017 года СРО уже будет создана и начнет выработку норм для своих участников", — отмечает Зотов из "ТрансФин-М".

ЦБ видит системный риск для финстабильности России в рынке лизинга Банк России видит в лизинговом рынке потенциальный источник риска для финансовой стабильности, преимущественно это вызвано банкротством авиакомпании "Трансаэро", заявили в ЦБ.

По его словам, введение регулирования, пусть даже в такой мягкой форме, окажет влияние на рынок лизинга: часть компаний не сможет соответствовать и будет вынуждена уйти. Но это, скорее, будут небольшие региональные компании, и их объем бизнеса в масштабах рынка незначителен. "Те компании, которые на рынке останутся — только выиграют. С введением регулирования рынок станет более прозрачным, а значит — более привлекательным для инвесторов, соответственно, ставки привлечения финансирования для лизинговых компаний и лизингополучателей также должны снизиться", — говорит Зотов.

По словам Евтушевской, за все время почти восемнадцатилетнего существования отрасли — это первая попытка системной координации со стороны государства, лизинговая отрасль в России - успешный пример, когда игроки самостоятельно выстроили свою работу таким образом, что способны работать эффективно и предоставлять качественные услуги.

"Есть российские лизинговые компании-лидеры, которые даже входят в европейские рейтинги. Кроме того, на рынке присутствует много независимых от банков компаний, которые сами без всякого регулирования внедрили эффективные инструкции и процедуры, определяющие их рисковую политику и пр. Отрасль достаточно организована - есть собственная лизинговая ассоциация - ОЛА - реально работающая площадка, где игроки определяют и координируют важные для российского лизинга моменты. Надеюсь, что предлагаемое ЦБ регулирование будет деликатным и поможет только улучшить функционирование отрасли", — говорит она.

После двух лет сокращения объем нового лизингового бизнеса в 2016 году начал восстанавливаться: вырос за девять месяцев 2016 года на 17% и составил 450 млрд рублей. В третьем квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд рублей (годом ранее - 140 млрд рублей), около 80% которых пришлись на топ-20 лизинговых компаний (ЛК). Постепенная стабилизация в экономике привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. Кроме того, существенный прирост рынка связан с эффектом низкой базы прошлого года. За три квартала 2016 года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показали только 20% респондентов, годом ранее бизнес сократился у более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 года составил 2,9 трлн рублей, что соответствует уровню прошлого года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и потеря крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний с крупных корпоративных договоров на розничные сегменты с более короткими сроками сделок не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования ЛК

В рамках исследования лизингового рынка за девять месяцев, проводимого RAEX («Эксперт РА»), лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить уровень значимости факторов, негативно влияющих на развитие лизинга в нашей стране. Согласно результатам опроса второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. Вторую позицию занимает нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов. В тройку ключевых проблем лизинговой отрасли также входит нехватка у лизингодателей заемного финансирования в достаточном объеме, а четвертой по актуальности стала проблема недостаточного финансирования с длительными сроками. Девальвации рубля, которая привела к отказу клиентов от подорожавшего иностранного оборудования, теперь занимает пятое место (годом ранее - третье) среди негативных факторов.

Таблица 1. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок (указаны в порядке убывания значимости)

Место

2016

Негативный фактор

Место

2015

Место

2014

Высокие процентные ставки по кредитам

Нехватка платежеспособных, «качественных» клиентов

Нехватка у лизинговых компаний заемного финансирования в достаточном объеме

Нехватка у лизинговых компаний финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы»)

Падение спроса из-за роста курса валют

Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов

Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов

Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций

Проблемы с возвратом/зачетом НДС

Другие причины (повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению)

Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным опроса лизинговых компаний

Окрыленные лидеры

По итогам девяти месяцев 2016 года лидером рынка по объему нового бизнеса, как и годом ранее, стала компания «ВТБ Лизинг». На вторую строчку поднялась Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), темп прироста лизингового бизнеса которой за январь – сентябрь текущего года составил 69%. Третью позицию, показав небольшое сокращение (–5%), занял «Сбербанк Лизинг». В совокупности на три крупнейших компании приходится около 36% всего объема нового бизнеса (38% годом ранее).

Таблица 2. Топ-10 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года

Место по новому бизнесу
Наименование лизинговой компании

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 01.11.2016*
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за девять месяцев 2016 года, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса за девять месяцев 2016 года /девять месяцев 2015 года, %

Сумма новых договоров лизингаза девять месяцев 2016 года, млн рублей

Объем лизингового портфеля на 01.10.16, млн рублей

01.10.16 01.10.15

«ВТБ Лизинг»

63 021,5

88 017,7

394 041,5

Государственная транспортная лизинговая компания

58 327,6

81 389,5

244 915,9

«Сбербанк лизинг»

А++

38 748,9

–5

53 491,6

333 648,8

«ВЭБ-лизинг»

26 197,0

–48

38 677,0

601 083,1

«Европлан»

А++

25 807,9

н.д.

41 599,1

«Сименс Финанс»

19 689,0

30 412,3

33 078,4

«Балтийский лизинг «

17 901,0

26 347,0

31 772,0

«Бизнес Альянс»

15 294,8

32 572,0

32 187,6

«ЮниКредит Лизинг» и «Локат Лизинг Руссия»

А++

11 402,6

14 362,4

24 395,1

«РЕСО-Лизинг»

A+ (I)

10 502,4

16 144,1

17 569,0

Поддержку бизнесу лизинговых компаний из топ-3 оказали сделки с авиатехникой: почти весь объем авиасделок, заключенных за девять месяцев 2016 года, пришелся на тройку крупнейших игроков рынка. Концентрация авиасделок на крупнейших компаниях по-прежнему остается высокой, при этом не менее 50% нового бизнеса передано клиентам в оперативный лизинг. Доля авиасегмента на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Доля второго корпоративного сегмента (железнодорожная техника), несмотря на постепенное повышение ставок на аренду подвижного состава, в 2016 году на рынке снизилась с 16 до 13% по сравнению с девятью месяцами прошлого года.

На грузовые и легковые автомобили по итогам девяти месяцев 2016 года пришлось около 38% (годом ранее - 37%) объема переданного в лизинг имущества. В абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 170 млрд рублей. Позитивное влияние на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу. Однако программа не смогла существенно повысить спрос со стороны физических лиц на лизинг автомобилей. «Лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить при продаже через три года, - отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан». - Кроме того, не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг».

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Новый вызов

По оценке RAEX («Эксперт РА») отношение остатка платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 1 октября 2016 года составило около 10% (12% - годом ранее). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с объемами изъятой техники у неплатежеспособных клиентов в 2015-2016 годах (не менее 35 млрд рублей за девять месяцев 2016 года, более 50 млрд рублей за девять месяцев 2015 года, по оценке Агентства). «Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 года. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность, - говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании «ГТЛК». - За два года ситуация более-менее выровнялась. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления».

Тем не менее объем реструктурированной задолженности в совокупном лизинговом портфеле вырос с 18% на 1 октября 2015 года до 20% за тот же период 2016 года. Причиной такой динамики стало изменение условий лизингового договора (пересмотр графика платежей, ставок, пролонгация сроков и т.п.) у клиентов из железнодорожного сегмента и авиасегмента, которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств по договорам лизинга. Крупнейшим дефолтом лизингополучателя в 2015 году стал крах авиакомпании «Трансаэро», который оказал значительное давление на качество активов крупных лизингодателей и как следствие банковских кредитов. Для предотвращения подобных ситуаций в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. «Вопрос госрегулирования вызван проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях, - отмечает Александр Михайлов. - Но затронет регулирование все лизинговые компании, независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала - к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ».

Ключевые направления реформы будут направлены на повышение транспарентности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом. В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг в России может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. «В этой связи мы ожидаем значительного повышения спроса на модуль бухгалтерского учета по принципам МСФО, который будет соответствовать отраслевым стандартам Центрального банка, а также на модуль обеспечения соблюдения процедур внутреннего контроля качества данных и модуль расчета резервов с учетом справедливой оценки обеспечения лизингового портфеля», - отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

Саморегулируемый контроль

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка также станет появление саморегулируемых организаций (СРО), на которых могут быть возложены функции по разработке отраслевых стандартов, сбору отчетности, статистики и пр. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия среди совершенно разных типов лизинговых компаний, кардинально различающихся бизнес-моделями, финансовыми возможностями собственников и специализацией. «Важно, чтобы СРО объединяло максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должны быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний», - подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг».

Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате часть мелких игроков будет вынуждена покинуть рынок. «С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок, - сообщает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «ТрансФин-М». - Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже состоялся уход наиболее мелких игроков и всех тех, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга».

По сравнению с 2009 годом в текущем году все больше лизингодателей считает, что регулятивный надзор и введение нормативов негативно повлияют на работу лизинговых компаний и не смогут предотвратить возникновение в будущем крупных дефолтов на рынке. В большей степени пессимистичные настроения компаний связаны с тем, что в условиях слабого спроса на лизинговые услуги и высокой доли проблемных активов дополнительные расходы для соблюдения требований регулятора окажут давление на бизнес региональных игроков. Представители частных компаний отмечают, что небольшие региональные компании не несут существенных рисков для финансовой системы страны и регулирование их деятельности нецелесообразно. Кроме того, респонденты связывают введение регулирования с обесценением активов отдельных лизингодателей, проблемы которых не связаны с остальными участниками лизинговой отрасли.