Территориальная структура хозяйства европы. Отраслевая структура химической промышленности. Территориальная структура хозяйства России

В видеоуроке «Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства» рассмотрены основные черты и особенности составных частей мирового хозяйства. Благодаря данному уроку, вы познакомитесь с тремя типами структуры мирового хозяйства, узнаете, как воздействует НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства; учитель расскажет вам об основных моделях мирового хозяйства. В уроке подробно рассказано о географических структурных различиях мирового хозяйства.

Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Урок: Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

В своем развитии человеческое общество и его хозяйственная деятельность проходят три основные стадии развития: доиндустриальная (аграрная), индустриальная и постиндустриальная .

Доиндустриальное общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способами социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Такая структура сохранилась в следующих странах: Чад, Камерун, Сомали, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, ЦАР, Руанда.

Индустриальное общество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. В индустриальной структуре экономики преобладает промышленность. Такая структура характерна для следующих стран: Катар, Ирак, Саудовская Аравия, Габон, Алжир, Бруней, Ливия.

Рис. 1. Промышленность - главное направление в индустриальной структуре хозяйства

Постиндустриальное общество - это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.Главные отличительные черты постиндустриального общества от индустриального - очень высокая производительность труда, высокое качество жизни, преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями и венчурным бизнесом. И высокая стоимость и производительность высококачественного национального человеческого капитала, генерирующего избыток инноваций, вызывающих конкуренцию между собой. В постиндустриальной структуре преобладают сфера услуг, нематериальное производство. Такая структура характерна для следующих стран: США, Франция, Япония, Монако, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Сингапур. Значительное влияние на формирование постиндустриальной структуры оказала НТР.

Признаки постиндустриальной структуры хозяйства:

1. Переход от производства материальных товаров к производству услуг.

2. Преобладание работников умственного труда.

3. Развитие наукоемких производств.

4. Принятие решений на основе современных технологий.

5. Установление жесткого экологического контроля.

Некоторые авторы также выделяют четвертый этап развития общества - информационный, другие считают, что это информационная фаза развития в постиндустриальной структуре. В информационной структуре увеличивается роль информации, возрастает число людей, занятых информационными технологиями и работающих с информацией, нарастает информатизация общества и т.д.

НТР в целом оказала существенное воздействие на отраслевую структуру материального производства: выросла доля промышленности и сферы услуг, кроме того, произошли изменение техники производства, создание новых материалов, автоматизация и многое другое.

В эпоху НТР в отраслевой структуре промышленности выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают примерно 90% стоимости всей продукции. В составе этой группы выделяют отрасли так называемой авангардной тройки:

1. Машиностроение.

2. Электроэнергетика.

3. Химическая промышленность.

Кроме того, благодаря НТР в сельском хозяйстве также произошли изменения, например, возросло производство кормовых и технических культур.

Территориальная структура хозяйства - совокупность взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

В результате на территории может сложиться определенная структура (система) хозяйств.

Система экономических районов (характерна в основном для развитых стран):

1. Высокоразвитые районы.

2. Старопромышленные районы.

3. Аграрные районы.

4. Районы новых освоений.

Рис. 2. Северная Канада - район нового освоения

Колониальный тип структуры хозяйства, его отличительные черты:

1. Преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности.

2. Слабое развитие обрабатывающей промышленности.

3. Сильное отставание транспорта.

4. Ограничение непроизводственной сферы, преимущественно торговлей и услугами.

5. Высокая роль и значение столиц.

6. Для территориальной структуры хозяйства также характерны сохраняющиеся от колониального прошлого общая неразвитость и сильные диспропорции.

Для сглаживания контрастов в структуре хозяйства и его размещении проводится региональная политика - это система экономических, политических, административных мер, направленная на рациональное размещение производства и выравнивание уровня жизни людей.

В настоящее время региональная политика наиболее активно проводится в Индии, Китае, Бразилии, ЮАР, Австралии, Нигерии, Казахстане.

Домашнее задание

Тема 4, П. 3

1. Какие типы структуры экономики вам известны? В чем основные черты отличия между ними?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. - М.: ВШЭ, 2011.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.: «Юстицинформ», 2006.

4. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. - М.: КомКнига, 2006.

5. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.

6. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В. Иноземцева. - М.: Академия, 1999.

7. остина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4.

8. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 4. - Культурология.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

2. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. - 109 с.

4. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

5. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

7. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

10. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

11. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. - 284 с.

12. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

13. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

14. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

15. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Современное мировое хозяйство имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства.

Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами.

Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%).

При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров:

  • Северная Америка (США) - 22,5 %
  • Зарубежная Европа - 20,0 %
  • Китай - 10,1 %
  • НИС (Юго-Восточная Азия) - 7,5 %
  • Япония - 7,2 %
  • СНГ - 4,1 %
  • Индия - 4,1 %
  • Бразилия - 2,3 %
  • Юго-Западная Азия (Персидский залив) - 2,0 %
  • Мексика - 1,8 %

Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили Японию и СНГ.

Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией.

Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна.

В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов:

  • высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.
  • старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими;
  • отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией;
  • районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами.

В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством.

Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей.

Территориальная структура современного мирового хозяйства википедия
Поиск по сайту:

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) – совокупность определённым образом взаимно расположенных и взаимодействующих элементов хозяйства в пределах определённой территории. К основным элементам территориальной структуры хозяйства относят: промышленные узлы, промышленные центры и районы, сельскохозяйственные районы, экономические районы и экономические зоны, транспортные узлы и магистрали, другие объекты инфраструктуры, городские агломерации. Эти элементы хозяйства находятся в сложном взаимодействии и определяют «географический рисунок» любой территории. Иными словами, при исследовании ТСХ рассматриваются главные черты хозяйственной дифференциации территории. Игровые автоматы вулкан колобок: ошеломляющий интерес для повышения интереса к жизни.

Выделяют три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием экономических зон, районов, подрайонов; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно-сетеузловую структуру, охватывающую, прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Различают каркасную и очаговую территориальную структуру хозяйства. Каркасная ТСХ характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем «зрелости» производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории. Очаговая ТСХ присуща для менее развитых стран и малоосвоенных районов.

В ходе экономического развития изменяется не только отраслевая, но и территориальная структура хозяйства, его размещение со временем приобретает новые черты. Хотя, территориальная структура хозяйства обладает таким свойством как инерционность. Действительно, изменения в территориальной структуре хозяйства обычно происходят медленнее, чем в отраслевой структуре. Это объясняется тем, что промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, населенные пункты, транспортные магистрали всегда «привязаны» к определенной территории и переместить их на другое место либо очень трудно, либо невозможно.

Представим себе изолированное государство, расположенное на однородной равнине. На аграрном и аграрно-индустриальном этапах развития гипотетического государства в его отраслевой структуре преобладает сельское хозяйство. Немногочисленные города являются центрами торговли, ремесла, межрайонного обмена, а вокруг размещаются сельскохозяйственные территории и огромные массивы неиспользуемых земель. Воздействие городов на экономическую жизнь незначительно. В этот период лишь начинает развиваться обрабатывающая промышленность, в первую очередь, снабжающая потребительский рынок.

На индустриальном этапе территориальная структура хозяйства усложняется. Возникает множество городов. Одни из них – центры переработки сельскохозяйственной продукции и обслуживания сельского населения, другие – центры ремесла и мануфактурного производства. Большое значение в производстве приобретают природные ресурсы (минеральные, лесные, водные и др.). Промышленные предприятия концентрируются вблизи источников сырья, топлива, энергии, а по мере того как растёт значение перевозок массовых грузов – и в удобных транспортных узлах. В местах сосредоточения промышленности формируются районы с относительно высокой плотностью населения. Производство и люди нуждаются в разнообразном обслуживании – развиваются транспорт и связь, хранение и вывоз готовой продукции, водоснабжение, образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание то есть инфраструктура. Происходит формирование сложного территориального комплекса, включающего материальное производство и инфраструктуру. Города все больше превращаются в «фокусы» экономической жизни территории. Рост численности населения приводит к расширению площади обрабатываемых земель и земель, вводимых в промышленный оборот. Площадь неиспользуемых земель быстро сокращается.

В постиндустриальный этап развития территории растёт число городов, не связанных с промышленным производством – курортов, учебных и научных центров. Из крупных городов вытесняются предприятия отраслей, загрязняющих окружающую среду (металлургия, химическая промышленность) или реконструируются.

Территориальная структура мирового хозяйства

С развитием новых технологий значение природных ресурсов в хозяйстве падает. Сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную и интенсивную отрасль («фабрики» мяса, молока, зерна), что ведёт к сокращению площади обрабатываемых земель. Продолжается развитие инфраструктуры, её объекты широко представлены не только в городах и вблизи них, но и в сельской местности.

Перейти на страницу: 12

Еще статьи

Современная демографическая ситуация в России. Региональные различия
В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, ученого-самоу …

Типология населенных пунктов городские и сельские поселения, их виды
Термин «расселение» характеризует исторический процесс заселения территории, распределение населения на территории и его пространственную организацию. Расселение следует за более динамично …

Динамика распределения земель города по землепользованиям
Вид землепользования Площадь, м2 Удельный вес, % Общая территория 10,6 тыс. 100 Селитебная зона 5,4 …

Анализ развития Тюменского региона

3. Отраслевая структура

По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области…

География черной металлургии

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Структуру черной металлургии определяет ряд разнородных производств, сильно отличающихся характером вырабатываемой в них продукции, техникой и технологией ее получения, направлением и пользования как в самой стране, так и за ее пределами…

Мировая химическая промышленность

1. Отраслевая структура химической промышленности

Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи-ческой химии)…

3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной…

Социально-экономический анализ развития Пермского края

2 Отраслевая структура народного хозяйства региона

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность…

Социально–экономическое развитие республики Башкортостан

2. Отраслевая структура республики Башкортостана

Башкортостан — одна из наиболее крупных и экономически развитых республик в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в хорошо заселенную и освоенную зону страны. По ее территории проходят важнейшие железнодорожные…

Территориальная организация населения и хозяйства экономического подрайона: Магаданская область

7.1 Отраслевая структура экономики

Больше всего добавленной стоимости в регионе образуется в области добычи полезных ископаемых (31,9 % в 2004 году и 31,7 % в 2005), за ней следует производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,2 % и 10,6 %), транспорт и связь (7,8 % и 10…

Отраслевая структура машиностроения

Так как машиностроение — это многоотраслевой комплекс, принято выделять 4 основных группы отраслей по функциональному назначению выпускаемой продукции (тяжелое машиностроение, среднее машиностроение…

Территориальная организация новейших отраслей промышленности

Отраслевая структура электронной промышленности

Электронные средства обработки информации —так часто обо-значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред-ства технического обеспечения (сами компьютеры…

Экономика Венгрии и ее социальное развитие

2.2 Отраслевая структура хозяйства, соотношение главных ее отраслей

Первичная сфера хозяйственной деятельности человека Топливно-энергетические ресурсы представлены в Венгрии месторождениями угля, природного газа и нефти. Общие геологические запасы угля оцениваются на сегодняшний день почти в 9 млрд. т…

Экономика Испании

3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ИСПАНИИ

Испания — индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы…

Экономико-географическая характеристика Свердловской области

2. Отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса

Экономико-географическая характеристика территории Польши

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Приоритетами экономической политики прибалтийских государств являются создание условий для перехода к рынку и полная интеграция экономики в западноевропейские экономические структуры…

Экономическая характеристика Турции

3. Экономика.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

В течении последних десятилетий экономика страны развивалась быстрыми темпами. Турция — индустриально-аграрная страна. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %…

2.2. Отраслевая структура экономики

В 2000 г. На сельское хозяйство, лесную промышленность и рыболовство приходилось 2%, промышленность и строительство — 36%, сферу услуг — 62% ВВП. Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2% ВВП)…

Территориальная структура хозяйства тсх

Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов , находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, этовысокоразвитые районы , отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".

Штат Калифорния в США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место.

Мировое хозяйство Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Калифорния — район сосредоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, этостаропромышленные районы , которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов — в Западной Европе.

В-третьих, этоаграрные районы , вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, эторайоны нового освоения , зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.

К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.

В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются.

В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень "зрелости" — насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Рисунок 3. Схема территориальной структуры хозяйства развивающихся стран.

Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, "фокуса" всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации . Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями".

"Две страны в одной стране" — это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
страница 1

скачать
Другие похожие работы.

Имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства.

Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами.

Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%).

При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров:

  • Северная Америка () — 22,5 %
  • Зарубежная Европа — 20,0 %
  • Китай — 10,1 %
  • НИС (Юго-Восточная Азия) — 7,5 %
  • Япония — 7,2 %
  • СНГ — 4,1 %
  • Индия — 4,1 %
  • — 2,3 %
  • Юго-Западная Азия (Персидский залив) — 2,0 %
  • Мексика — 1,8 %

Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили и СНГ.

Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией.

Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна. В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов:

  • высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.
  • старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими;
  • отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией;
  • районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами.

В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством.

Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей.