Понятие признаки и виды налоговых правоотношений. Основные признаки налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – это охраняемое гос. общественное отношение, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения обязанных субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные налоговым законодательством.

Элементы налоговых правоотношений.

1. Субъекты:

· налогоплательщики и плательщики сборов;

· налоговые агенты;

· ФНС и ее территориальные подразделения

· ФТС и ее территориальные подразделения;

· Минфин, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы районов и городов – при решение вопроса предусмотренных НК;

· государственные и муниципальные органы, уполномоченные ими и должностные лица, осуществляющие прием и взимания налогов и сборов, а также контроль за своевременность ее уплаты;

· органы МВД – при решении вопросов отнесенных к их компетенции НК.

2. Объекты, т.е. сами налоги и сборы, размеры которых устанавливаются налоговым законодательством;

Налогоплательщики и плательщики сборов, на которых возложены обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из критериев отнесения к физическим лицам или организации к налогоплательщикам является предполагаемая возможность уплачивать налоги и сборы. Физ. лица и организации приобретают налоговый правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с гос. или МО относительно уплаты установленных налогов и сборов. Предпологаемость уплачивать налог возлагается на физ. лицо или организацию с момента возникновения обстоятельств установленных в законодательстве о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного конкретного налога. Налогоплательщики в качестве субъекта налогового права подразделяются на две группы:

a. организации;

b. физ. лица.

Понятие налогоплательщики – организации включает в себя:

1. юр. лиц созданных в соответствие с законодательством РФ;

2. иностранные организации, т.е. иностр. юр. лица, компании и др. корпоративные образования обладающее гражданской правоспособностью и созданные в соответствие с законодательством ин. государства, международные организации и их филиалы и представительства созданные на территории РФ.

К числу организаций расположенные на территории РФ при условии, что законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и обособленные представительства РФ не являются налогоплательщиками, а только исполняют налоговые обязанности головного

Понятие налогоплательщики – физ. лица включает в себя:

2. ин. гр-не;

3. лиц без гр-ва.

Кроме того, среди физ. лиц выделяются:

1. налоговые резиденты РФ, т.е. физ. лица находившиеся на территории РФ в общей сложности не мене 183 дней в течении года

2. ИП, т.е. фи. лица имеющие регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также адвокаты, частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. ИП приобретают правовой статус налогоплательщика не зависимо от правового статуса предпринимателя. Физ. лица осуществляющие ПД без образования юр. лица, но не имеющие регистрацию в кач-ве ИП (нарушение требований гражданского законодательства) при исполнении налоговых обязательств не вправе ссылаться, что они являются ИП.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами налогового права возможность или способность быть субъектом налогового права. налоговая правосубъктность состоит правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность – это возможность меть права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она предпологает юр. характеристику лица и дает возможность быть участником налогового правоотношение. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности. Налоговая правоспособность и дееспособность, тесно взаимосвязанные и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность возникает с момента (например, с момента рождения ребенка), а дееспособность по достижении определенного условия (например, регистрации в кач-ве ИП, достижение определенного возраста и т.д.). В налоговом праве возникновение правоспособности и дееспособности часто совпадают, например: с регистрации Устава юр. лица и постановки его в налоговом органе по представлению отчета о деятельности, а в случае уклонения применяются меры гос. принуждения. Налогоплательщик – это особый правовой статус лица, на которого возлагается обязанность уплачивать налоги и сборы.

Для обеспечения и защиту прав налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены след. гарантии реализации этих прав:

1. право установлены обязанностями должностных лиц и не исполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет за собой ответственность таких должностных лиц;

2. налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется защита их прав и законных интересов:

· законодательная защита – в порядке обжалования не правомерных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в выше стоящие налоговые органы;

· судебная защита.

Налогоплательщикам м.б. предоставлены след. права:

1. получать от мин. финаносов, налоговых органов про месту учета бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах;

2. использовать налоговых льгот;

3. требовать соблюдения налоговой тайны;

4. не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

5. обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

6. требовать полного возмещения убытков причиненных не законными решениями налоговых органов и незаконными действия (бездействием) их должностных лиц;

7. и др. права установленные законодательством.

Налогоплательщики плательщики обязаны:

1. в зависимости от юр. фактов лежащих в основе возникновения обязанностей:

· уплачивать установленные законодательством налоги. своевременная и в полном объеме уплаты налогов является основной обязанностью налогоплательщика. Данная обязанность возникает с момента вступления в законную силу НПА предусматривающего уплату конкретного определенного налога;

· вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Налоговая декларация – это письменное заявления налогоплательщика о доходах, расходах, а также об объекта налогообложения и иные данные, предусмотренные НК РФ. Налоговая декларация заполняется на спец. бланке, установленные налоговым законодательством. Налоговая декларация подается в налоговый орган, а также иным способом (по почте). Налоговый орган не вправе отказать в требовании налогоплательщика о проставлении даты принятия в копии налоговой декларации. Налоговый орган не вправе требовать внесения;

· представлять налоговым органами и их должностным лицам документы необходимые для исчисления и уплаты налогов;

· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

· не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими служебной обязанности;

· в течение 3-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги, а также подтверждающие произведенные расходы;

· постановка на учет в налоговых органах;

· предоставление налоговому органу необходимой информации и документов;

2. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков. Большинство обязанностей прямо зафиксированы НК РФ, входит в общий правовой статус налогоплательщика и не требует введения доп. действий. К таким обязанностей относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем возложение на налогоплательщика некоторых обязанностей возможна только в силу указания на то НПАК. К числу таким обязанностей относится обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения (в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете).\

3. В зависимости от принадлежности статуса налогоплательщика выделяются обязанности для налогоплательщиков – организаций и ИП, которые обязаны в письменной форме сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

· об открытии или закрытия счетов в коммерческих банках в срок 7 дней;

· об участии в иностранных и Российских организациях в срок 1 месяц с момента участия;

· о реорганизации, ликвидации, банкротстве в срок 3 дня с момента принятия соответствующего решения;

· о филиалах и др. обособленных подразделениях на территории РФ в срок в 1 месяц с момента их создания, реорганизации, ликвидации;

Налогоплательщики могут нести иные обязанности установленные федеральным законодательством, т.к. обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установленные НК не является исчерпывающим. Не выполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения. Субъекты, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров ч\з таможенную границу РФ также несут обязанности установленные таможенным законодательством.

Взаимозависимые лица - это лица, кот. могут оказывать влияние на условие или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых лиц. Для признания взаимозависимости лица учитывает влияние лица над другими лица путем доли капитала. Взаимозависимыми лицами являются:

1. организации, которые прямо или косвенно участвует в другой и долей такого участия более 25%;

2. физ. лица и компания, если это лицо прямо или косвенно участвует в этой компании и доля такого участия составляет более 25%;

3. организации, в кот. прямо или косвенно участвует одно и тоже физ. лицо причем доля его участия в каждой организации более 25%;

4. компания и лицо, кот. наделено полномочиями назначать либо ее единоличный исполнительный орган либо не мене 50% состава директоров;

5. организации если их единоличный исполнительный орган либо не менее половины совета директоров одним и тем же лицом;

6. компании, где совет директоров более чем на половину состоит из тех же физ. лиц;

7. организация и лицо, наделенное полномочиями ее единоличного исполнительного органа;

8. компании, где функции ЕИО выполняет одно и тоже лицо;

9. юр. лица или физ. лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет боле 50%;

10. физ. лицо и его родственники: супруг супруга, родители, дети, братья и сестры, опекуны и подопечные.

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3) финансовые правоотношения имеют денежный характер; 4) эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих упол- номоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

Налоговые органы - обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

Налоговые правоотношения отличаются прежде всего сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц,

привлечения к ответственности за совершение налогового правона-

§ 1. Понятие и виды налоговых правоотношений

Особая сфера возникновения и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъект- но-объектного состава, например, участие налоговых органов, а так- же содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»18, поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.

Взависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.

К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями - к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Похарактеру межсубъектных связей ониделятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в

" Финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М. 1967. С. 197.

теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица. Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Налоговое право - подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Понятие налогового права можно рассматривать как:

    систему налогово-правовых норм (отрасль объективного права);

    науку налогового права;

    соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право следует отличать от бюджетного права.

Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Основными участниками налоговых правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные органы, банки, перечисляющие суммы налогов и сборов в бюджетную систему.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

Основные функции:

– конституционная;

– координирующая;

– фискальная;

– стимулирующая;

– контрольная;

– межотраслевая;

– правовая;

– внешнеэкономическая.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

Налоговые правоотношения представляют собой особый вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами нало­гового права. Налоговые правоотношения - это отношения по ус­тановлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществ­ления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов,

действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:

1) налоговое правоотношение - это общественно значимое
отношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения.
Личные взаимоотношения, например между налогоплательщиком
и руководителем налогового органа, не носят общественно значимого характера и не требуют специального правового регулирования нормами налогового права;

2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, т. е. эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями и осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе. Например, приобретение имущества
физическим лицом является основанием возникновения отношений по уплате соответственного налога. Владение имуществом и все, что связано с этим, влечет отношения по порядку исчисления и периодичности уплаты налога, а продажа имущества другому лицу одновременно будет основанием для прекращения налоговых правоотношений;

3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством
субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое вы­
ступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель же юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совер­шить в пользу государства определенные юридически значимые
действия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержаться от каких-либо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства);

4) налоговые правоотношения основаны на властных отноше­ниях, поскольку с одной стороны в них всегда выступают госу­дарственный орган или орган, уполномоченный государством.
Однако это не означает обладание этими органами исключительным приоритетом в налоговых правоотношениях, так как с другой стороны установлены меры защиты от незаконных действий
налоговых органов и их должностных лиц;

5) налоговые правоотношения - это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства,
а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит одно-

сторонний характер и не предусматривает какое-либо встречное удовлетворение;

6) налоговые правоотношения являются четко определенны­ми, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме на­логового права, вносить какие-либо изменения и дополнения.

Наряду с указанными признаками налоговые правоотношения, как и любые иные правоотношения, характеризуются наличием идеологического характера, так как право и связанные с ним явле­ния выражают государственную волю и государственную идеоло­гию 1 . Основания возникновения, изменения и прекращения нало­говых правоотношений установлены налоговым законодательством.

Необходимо также сказать и об отношениях по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношени­ях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности виновных лиц, к которым законодательство о на­логах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено На­логовым кодексом Российской Федерации.

§ 2. Структура и содержание налогового правоотношения

Под структурой налогового правоотношения понимается внут­реннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отно­шения. Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1) объекты правоотношений;

2) субъекты правоотношений;

Рассмотрим подробнее данные элементы налоговых правоот­ношений.

Объект налоговых правоотношений - это то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты вступают в правовую связь.

В налогово-правовой литературе в качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвоз­мездный платеж (налог или сбор). Размер платежа определяется установленными законодательством о налогах и сборах правила­ми. Некоторые ученые и специалисты (Г.В.Петрова, И.И.Куче­ров и др.) 2 в качестве основного объекта налоговых правоотноше-

______________________________

1 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 1982. - Т. 2. - С. 92.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2001;
П е тр о в а Г. В. Налоговое право. - М., 1999.

ний называют «денежное средство (материальное благо), которое должно быть внесено налогоплательщиком в бюджет или внебюд­жетный фонд в форме налога или сбора или взыскано принуди­тельно налоговыми органами».

При этом следует добавить, что к объектам налоговых право­отношений необходимо отнести и определенные материальные (средства производства, предметы потребления и др.) и немате­риальные (продукты творчества, само поведение участников) бла­га, денежные средства в виде пени за несвоевременное выполне­ние обязанности по уплате налога, штрафы за нарушение налого­вого законодательства, а также публичный правопорядок в сфере налогообложения, сохранность сведений, составляющих налого­вую тайну, права и законные интересы участников таких право­вых отношений, их защиту.

Юридическое содержание налоговых правоотношений образу­ют субъективные права и юридические обязанности участников таких отношений. Право именуется субъективным по принадлеж­ности субъекту правоотношения. Отсюда возникает и зависимость в реализации права по усмотрению участника налоговых правоот­ношений, который может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации.

Субъективное право субъекта налогового правоотношения - это вид и мера возможного поведения этого управомоченного. лица, которым, как правило, соответствует юридическая обя­занность другого лица. Юридическая обязанность - это обязан­ность, предусмотренная юридической нормой (в нашем слу­чае - налогово-правовой) и подлежащая безусловному испол­нению. Например, право налогоплательщика получать от нало­говых органов и других уполномоченных государственных орга­нов письменные разъяснения по вопросам применения законо­дательства о налогах и сборах соответствует обязанности нало­говых органов:

а) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

б) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

в) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

г) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

д) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

е) соблюдать налоговую тайну;

ж) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений - финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обуславливает следующие характерные черты налоговых правоотношений.

  • 1. Налоговые правоотношения возникают и функционируют в налоговой деятельности государства, то есть деятельности по образованию за счёт налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях.
  • 2. Налоговые правоотношения имеют имущественный характер. Они являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, имеющие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере.
  • 3. Налоговые правоотношения направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств.
  • 4. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих правоотношениях государство и муниципальное образование выступает обязательным участником, которому принадлежит право-требование об уплате налогов. Таким образом, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.
  • 5. Для налоговых правоотношений характерно наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым Кодекс допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно статье 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обуславливает особенность последних.
  • 6. Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе норм налогового права.
  • 7. Налоговые правоотношения носят публичный характер.

С.И. Белова выделяет следующие признаки налоговых правоотношений:

  • 1. Налоговые правоотношения носят ярко выраженный государственно-властный императивный характер.
  • 2. Налоговое правоотношение возникает при обязательном участии соответствующего государственного органа - носителя полномочий государственно-властного характера.
  • 3. Налоговые правоотношения носят организационно-имущественный характер.
  • 4. Налоговые правоотношения - это общественные отношения, которые могут существовать только в правовой форме.
  • 5. Налоговые правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны является во всех случаях обязательным условием их возникновения.
  • 6. Способ разрешения споров, возникающих между сторонами налоговых правоотношений. Такие споры разрешаются как в административном, так и судебном порядке.
  • 7. В случае нарушения одной из сторон требований норм налогового права она несёт ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

На наш взгляд, вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но они позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более чётко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Виды налоговых правоотношений. Многообразие налоговых правоотношений позволяет провести определённую классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.

М.В. Карасёва по характеру налогово-правовых норм выделяет материальные и процессуальные правоотношения. По объектам налоговых правоотношений указанный автор выделяет имущественные и неимущественные отношения. По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяются сложные и простые правоотношения.

Н.П. Кучерявенко предлагает налоговые правоотношения разделить на: общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные, охранительные.

А.И. Худяков выделяет материальные и организационные правоотношения, а также налоговые правоотношения активного типа и пассивного типа в зависимости от характера обязанности субъекта.

В.А. Яговкина по субъективному составу выделяет две группы налоговых правоотношений: первую группу составляют отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами России и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов. вторую группу, по мнению указанного автора, составляют отношения между государством в лице его органов и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений.

Ю.А. Крохина предлагает следующую классификацию налоговых правоотношений.

1. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативных правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (статья 34631 НК РФ). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ.

Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определённые процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и так далее.

2. В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения возникают на основе регулятивных норм права; обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; имеют позитивный характер; служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства. Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и другие.

Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.

Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне - той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать её право и исполнять возложенные на них обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязательной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения.

Относительные налоговые правоотношения наиболее характерны для налогового права. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно-определённый субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально-определённого субъекта. Например, отношения по постановке на налоговый учёт, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определённых видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога и так далее.

Регулятивные отношения подразделяются также на активные и пассивные.

Активные налоговые правоотношения выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности.

Пассивные налоговые правоотношения выражают статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъективном праве.

Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных способов и средств государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и так далее. Охранительные налоговые правоотношения возникают на основе охранительных норм налогового права (например, главы 11, 16, 18 НК РФ); они возникают как на основе налоговых правонарушений, так и определённого рода событий и правомерных актов.

  • 3. В зависимости от юридических оснований, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений выделяются правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и так далее.
  • 4. В зависимости от структуры юридического содержания налогового правоотношения выделяются:
    • - простые налоговые правоотношения;
    • - сложные налоговые правоотношения.
  • 5. В зависимости от объекта налогового правоотношения выделяются:
    • - имущественные налоговые правоотношения;
    • - неимущественные налоговые правоотношения.
  • 6. В зависимости от юридического характера взаимоотношений участников налогового правоотношения:
    • - вертикальные налоговые правоотношения;
    • - горизонтальные налоговые правоотношения.
  • 7. В зависимости от формы проявления налогового правоотношения:
    • - двусторонние налоговые правоотношения;
    • - многосторонние налоговые правоотношения.
  • 8. В зависимости от принадлежности налогового правоотношения к какому-либо налогово-правовому институту:
    • - отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов;
    • - налогово-учётные отношения;
    • - налогово-контрольные отношения;
    • - отношения по правовому регулированию конкретного налога
    • - другие налоговые отношения.