Интетический учет расчетов по федеральным, региональным и местным налогам субъектов РФ. Отчетность по налогам и сборам. Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам и сборам

Налог на добавленную стоимость (НДС) -- косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Налогоплательщики:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налоговый период: квартал - для налогоплательщиков, выручка которых за каждый из 3х месяцев квартала не превышает 2 млн рублей; месяц - для остальных.

Налоговая ставка: 0%,10%,18%.

Объектом налогообложения является:

Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ;

Ввоз товаров на территорию России;

Выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;

Передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

Характерными чертами налога являются:

Начисляется по добавленной стоимости, создаваемую на каждом этапе производства, определяется как разница м/у стоимостью реализованной продукции и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства, т.е. включенных в себестоимость продукции.

Налог бюджетный и федеральный регулируется законодательством РФ.

Налог как правило не включается в себестоимость (материальные затраты; амортизация основных фондов; прочие затраты; зарплата; ЕСН) выпускаемой продукции и поэтому не влияет на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налог уплаченный поставщикам за сырье и материалы возмещается бюджетом, а налог начисленный на стоимость реализованной продукции и перечисленный в бюджет включается в цену реализации и т.о. возмещается покупателем.

Налог на НДС относится к группе косвенных налогов, т.к. не влияет на финансовые результаты от деятельности предприятия.

Порядок исчисления НДС.

Налог на добавочную стоимость исчисляется на активном сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Согласно плану счетов бухгалтерского учета сч. 19 может иметь следующие субсчета:

  • 19/1 Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств;
  • 19/2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам;
  • 19/3 Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам.

НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам используемым для производственной деятельности на издержки производства и обращения не относятся, а учитываются на активном балансовом счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

По дебету счета отражается сумма налога по приобретенным в отчетном периоде материалам, основным фондам и услугам на отдельных субсчетах.

По кредиту сумма НДС, списанная в отчетном периоде на расчеты с бюджетом, счета учета издержек производства и обращения или чистую прибыль предприятия в зависимости от целей на которые были использованы материальные ценности.

Остаток по дебету показывает сумму НДС по полученным но еще неоплаченным материальным ценностям и услугам.

Для выделения суммы НДС из цены приобретения и учета её на 19 счете необходимо чтобы приобретенные материальные ценности и услуги были получены и оприходованы, т.е. поставлены на учет в бухгалтерии. Для того, чтобы сумма НДС уплаченная при приобретении материальных ценностей была в расчетных документах была отдельно выделена сумма налога.

Если продукция не облагается НДС, следует приписка «без НДС».

Пример расчета НДС КЧРГУП «Малокарачаевское АТП»

Организация приобрела запчасти на сумму 10 000 рублей. Надо вычислить сумму НДС, составляющую 18 процентов от суммы.

Сумма 10 000 рублей, НДС составит:

НДС = 10000 * 18 / 100 = 1800.

Типовые проводки по налогу на добавленную стоимость

Налог на прибыль -- прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • · производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • · проценты по задолженности;
  • · расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:
  • · расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;
  • · расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;
  • · расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления);
  • · расходы на обучение, профподготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В РФ плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):

  • - российские организации;
  • - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ставка по налогу на прибыль равна - 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (ст. 247 НК РФ). Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль.

Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формально перечень расходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, перечислен в статье 270 НК РФ. Однако это не означает, что все иные затраты автоматически уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Отчетный период зависит от выбора налогоплательщиков (п. 2 ст. 285 НК РФ). Для выбравших ежеквартальную отчетность отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев (наиболее распространенный выбор). Для выбравших ежемесячную отчетность отчетным периодом является 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца, …, 11 месяцев.

Пример порядка расчета налога на прибыль

Организация КЧРГУП «Малокарачаевское АТП» взяла в текущем отчетном периоде кредит 1 млн. рублей, при этом внесла первоначальный взнос 400 000 рублей. Суммы по кредитам и предварительным взносам в данном случае не подлежат налогообложению. В первом квартале 2015 г. организация получила выручку 1 770 000 рублей, в том числе НДС 270 000 рублей. Пример расчета налога на прибыль: Затраты на производство составили 560 000 рублей. Заработная плата персонала -- 350 000 рублей. Страховые взносы с заработной платы -- 91 000 рублей. Амортизация оборудования -- 60 000 рублей. Проценты по кредиту, выданному другой фирме и учитываемые при налогообложении, за первый квартал составили 25 000 рублей. Также учитываем прошлогодний налоговый убыток, который составил 120 000 рублей. Итого расходов за первый квартал года: 767 700 рублей.

Налогооблагаемая прибыль за первый квартал года: 1 770 000 (выручка) -- 270 000 (НДС) -- 767 700 (расходы) -- 120 000 (налоговый убыток за прошлый год) = 612 300 рублей.

Сумма налога на прибыль составит: 612 300 (прибыль) х 20% (налоговая ставка) = 122 460 рублей.

Сумма налога, поступающего в федеральный бюджет: 612 300 х 2% = 12 246 рублей.

Сумма налога, поступающего в региональный бюджет: 612 300 х 18 % = 110 214 рублей

НДФЛ- это обязательный налог. Плательщиками НДФЛ признаются физ. лица, рассчитывается и уплачивается этот налог организациями и ИП. Удержания производятся при каждой выплате доходов. Налоговым периодом является год. Основными видами налогооблагаемых доходов помимо вознаграждения за выполнение трудовых являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пенсии, стипендии, кроме того на основании НК РФ налогом облагается: 1. Суммы компенсаций (командировочные, использование личного транспорта) - выплачиваемые сверх установленных законодательством норм, при условии что коллективным договором не установлено иное. 2. Стоимость полученных за налоговый период подарков превышающих 4000 рублей. Ставка НДФЛ зависит от вида полученного физ. лицом дохода: 1. Стоимость любых выигрышей, призов, получаемых, проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товара, работ, услуг в сумме превышаемой 4000 рублей, облагается по ставке 35%. 2. Все остальные доходы-13%. Для расчета НДФЛ необходимо: определить налоговую базу = сумме начисленного за налоговый период дохода работникам за минусом не облагаемых доходов и стандартных или и...

Пример расчета НДФЛ

Работник отработал с января по май. Ежемесячный оклад работника 5750 рублей. Работнику предоставился вычет1400 рублей на ребенка. 5 июня работник уволился. Сумма зарплаты за июнь составила 862,50 рубля. Общая сумма удержанного и уплаченного НДФЛ с января по май составила 2828 рублей.

  • 1. Определим налоговую базу с января по июнь:
    • (5750 * 5) + 862,50 = 29612,50 рубля
  • 2. Рассчитаем общая сумма вычетов за 6 месяцев январь -- июнь
  • 1400 *6 = 8400 рублей
  • 3. Рассчитываем НДФЛ за 6 месяцев (с января по июнь), который должен быть уплачен со всех доходов работника по формуле:
    • (Сумма доходов за отработанное время-- Общая сумма вычетов за отработанное время) *13%
    • (29612,50 -- 8400) *13% = 2758 рублей
  • 4. Определяем сумму подлежащую возврату работнику.

Сумма НФДЛ удержанная и уплаченная -- Сумма НДФЛ за 6 месяцев, которая должна быть уплачена работников с его доходов

2828 -- 2758 = 70 рублей

Работнику на основании его заявления должна быть выплачена сумма 70 рублей.

Типовые проводки

Поступ. в банк плат.

Списано со сч. плат.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 1

электронно

Вид платежа

Сумма прописью

Двенадцать тысяч двести сорок шесть рублей 00 копеек

ИНН 3702000000

КПП 370201001

КЧРГУП «Малокарачаевское АТП»

Плательщик

40602810600000000011

ЗАО АКБ «Тексбанк» г.Черкесск

Банк плательщика

30101810500000000845

Банк получателя

ИНН 3728012590

КПП 370201001

40101810900000010001

Получатель

Срок плат.

Очер.плат.

Рез. поле

18210102010011000110

Уплата налога на прибыль за I квартал 2015 года

Назначение платежа

Отметки банка

Иванов И. И.

Каитова С.Х.

Поступ. в банк плат.

Списано со сч. плат.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 2

электронно

Вид платежа

Суммапрописью

Семьдесят рублей 00 копеек

ИНН 3702000000

КПП 370201001

КЧРГУП «Малокарачаевское АТП»

Плательщик

40602810600000000011

ЗАО АКБ «Тексбанк» г.Черкесск

Банк плательщика

30101810500000000845

ГРКЦ НБ КЧР банка России (г.Черкесск)

Банк получателя

ИНН 3728012590

КПП 370201001

40101810900000010001

УФК по КЧР (межрайонная ИФНС России №1 по КЧР)

Получатель

Срок плат.

Очер.плат.

Рез. поле

18210102010011000110

Уплата налога на доходы физических лиц за июнь 2015 года

Назначение платежа

Отметки банка

Иванов И. И.


Содержание
Введение

ГЛАВА 2. Учет расчетов организаций по налогам и сборам
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов организации

2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли

2.5 Осуществление контроля организации расчетов по налогам и сборам
ГЛАВА 3. Расчет налога на прибыль на примере ООО "Феникс"
Заключение
Список литературы

Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. Целью курсовой работы является анализ теоретической основы налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России. Объект исследования: учет расчетов организаций по налогам и сборам. Предмет исследования: налог на прибыль конкретной организации, а именно ООО "Феникс".

ГЛАВА 1. Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений
В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.
Налог обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ).
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.
Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ).
Перечни налогов и сборов установлены Законом РФ "Об основах налоговой системы". В состав федеральных налогов и сборов входят:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
- налог на игорный бизнес;
- плата за пользование водными объектами и другие
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
В состав региональных налогов и сборов входят:
-налог на имущество организаций;
-налог на недвижимость;
-дорожный налог;
-транспортный налог;
-налог с продаж;
-региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- налог на рекламу;
- лицензионный сбор за право торговли вино - водочными изделиями;
- сбор за открытие игорного бизнеса и другие.
Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.
Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и другие).
Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее обеспеченным.
Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.
Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.
Некоторые исследователи кроме вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой системы используется далеко не всегда и не в полной мере.
В принципе, через реализацию контрольной функции появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Плательщиками НДС являются:
1. Организации, имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность и подлежащие обязательной постановке на учёт в налоговом органе по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения.
2. Индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательной постановке на учёт в налоговых органах по месту жительства.
3. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в налоговых органах на основании письменного заявления иностранной организации по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Объектами налогообложения являются:
1. Реализация на территории РФ товаров (собственного производства и приобретенных на стороне), выполненных работ, оказанных услуг.
2. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
3. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, при исчислении налога на доходы организации, в том числе амортизационные отчисления.
4. Передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) на безвозмездной основе другим организациям или физическим лицам.
5. Реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанные услуги) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
Налоговая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен, тарифов, без включения в них НДС и налога с продаж. При исчислении налоговой базы по товарам и сырью, с которых взимаются акцизы, в неё включается сумма акцизов.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) складывается из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
При реализации товаров (работ, услуг) по разным налоговым ставкам налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставках налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

ГЛАВА 2. Учет расчетов организации по налогам и сборам
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов организаций
Земельный налог - это основной вид земельных платежей. Он регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, на праве бессрочного пользования, на праве пожизненного владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки расположенные в пределах муниципальных образований на территории которых введен налог.
Не признаются объектом следующие участки:
- занятые особо ценными объектами культурного наследия;
- земельные участки, используемые под нужды обороны, безопасности, таможенных нужд;
- земельные участки в пределах лесных фондов;
- земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Налоговой базой является площадь земельного участка. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно - защитные зоны объектов, технические и другие зоны.
Учет плательщиков и исчисление земельного налога осуществляются на основании документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Ставки налога устанавливаются в твердой сумме за единицу земельной площади.
Налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской черты, в пределах установленных норм отвода, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных для данных административно - территориальных образований.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.
За счет издержек предприятия уплачивают транспортный налог. Транспортный налог регламентируется главой 28 часть вторая Налогового Кодекса РФ.
Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. В соответствии со ст. 83 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Налоговая база по каждому объекту определяется отдельно. В зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств. Объектом налогообложения являются: автомобили; мотоциклы; автобусы; яхты; тракторы; моторные лодки с мощностью более пяти лошадиных сил; самолеты, вертолеты.
Налоговые ставки варьируются в зависимости от мощности транспортного средства. Сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Порядок исчисления налога зависит от статуса налогоплательщика. Налогоплательщик - организация исчисляет налог самостоятельно. Исчисление налога за налогоплательщиков физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст. 52 Налогового Кодекса РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки
Налогом, возмещаемым из выручки, является налог на добавленную стоимость, а также акцизы на подакцизные товары. Элементы налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) установлены в гл.21 части второй Налогового кодекса РФ.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемую на всех стадиях производства и определяемую как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства. Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Объектами налогообложения по НДС признаются следующие операции:
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав.
2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. К таким операциям относятся, например, содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, объектов культуры и спорта, оздоровительных лагерей, работы по благоустройству городов и поселков, содержание учебных заведений и профессионально - технических училищ, состоящих на балансе организации.
3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НДС уплачивается тремя способами: уплата по декларации; уплата у источника (через налогового агента); кадастровый способ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при малых объемах выручки. Освобождение выдается на двенадцать календарных месяцев в случае, когда за три последовательных месяца совокупная сумма выручки (т.е. выручка от всей деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС) этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога с продаж и НДС не превысила 1 млн руб. Данное освобождение не применяется при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Налоговый период (в том числе для налоговых агентов) по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал. Налоговый период в один квартал устанавливается для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без учета налога с продаж и НДС, не превышающими 1 млн руб. С 1 января 2008 года налоговый период для всех налогоплательщиков составляет один квартал.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
Акциз - сбор, которым облагается вся стоимость ограниченного перечня товаров, включая материальные затраты.
Перечень товаров облагаемых акцизом: спирт этиловый, за исключением коньячного, спиртосодержащая продукция с объемной долей спирта более 9% , вся алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, бензин, дизельное топливо, моторные масла.
Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье через таможенную границу РФ.
Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче и продаже подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.
При реализации (передаче) подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья без учета налога с продаж, НДС и акцизов. Размер акциза определяется путем умножения налоговой базы на ставку.
При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если потом они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли
Налоги начисленные и причитающиеся уплате в бюджет за счет финансовых результатов деятельности организации (прибыль) - налог на имущество предприятий, на рекламу.
Для целей налогообложения принимается среднегодовая стоимость имущества организации.
Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2,2% от налогооблагаемой базы.
Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.
Не облагается налогом:
- имущество бюджетных организаций, органов законодательной, представительской и исполнительной власти, местного самоуправления, внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
- имущество коллегии адвокатов и их структурных подразделений;
- имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (если выручка от этого вида деятельности составляет не менее 70% общего объема выручки);
- имущество, используемое исключительно для нужд образования;
- имущество религиозных организаций;
- имущество организаций народных художественных промыслов;
- имущество общественных организаций инвалидов, а также организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работающих;
- имущество научно - исследовательских организаций и государственных научных центров;
- имущество организаций, исполняющих уголовные наказания;
- объекты жилья, социально - культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
- имущество, используемое для создания сезонных запасов.
Налог на имущество уплачивается в бюджет в пятидневный срок со дня представления квартальной отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерской отчетности за год.
Налог на рекламу взимается по Закону РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через информационные каналы, осуществляющие лицензированную деятельность. К рекламе относится информация о предприятии, поданная в печати (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники). С развитием информационных систем реклама все больше размещается через эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, Интернет. К рекламным услугам не относятся:
- изготовление и распространение информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, которые используются для реализации товаров, включая витрины;
- изготовление и распространение объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;
- изготовление и размещение объявлений органов государственной власти и управления.
Плательщиками налога являются рекламодатели. К ним относятся юридические лица любых форм собственности и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Объектом налогообложения являются услуги по изготовлению и распространению рекламной продукции.
Ставка налога установлена в размере 5% стоимости услуг по рекламированию продукции (фактических затрат на рекламу). Поскольку налог поступает в местные бюджеты, то местные органы управления вправе устанавливать собственные ставки данного налога в пределах 5%.
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели. Освобождаются от налогообложения: реклама благотворительных мероприятий; размещение информационных вывесок при входе в помещение, в помещениях или витринах; распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения предприятия (организации), номеров телефонов, телефаксов и иной подобной информации; размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения; реклама реабилитационных или социальных мероприятий организаций инвалидов.
Налог уплачивают рекламные агентства, выполняющие работы по рекламе продукции. Плательщики рассчитывают налог самостоятельно и уплачивают в сроки, установленные органами местной власти.

2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц
Элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены в гл.23 части второй НК РФ.
Плательщиками налога являются физические лица - налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ.
и т.д.................

Налоговая система любого государства представляет собой:

Во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

Во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

В-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты .

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов .

К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие .

Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.

На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.

Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже -- всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59% .

В данной работе рассматриваются налоги, относящиеся к федеральным: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность.

Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов (табл. 1). Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за период с 2003 по 2006 гг. прослеживается тенденция к уменьшению этой доли с 19,8 до 17,5%. По квартальным итогам исполнения бюджета за 2006 г. удельный вес налога на прибыль в общей сумме доходов бюджета относительно стабилен, он составлял примерно ту же долю, которая и предполагалась в Законе о бюджете на 2006 г.

Таблица 1 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета

1. Всего поступило

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

2. Налог на прибыль, всего

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

3. Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета, всего (%)

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе РФ, согласно положениям Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» , налог на прибыль определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции, которая установлена Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию внебюджетных фондов...». Следовательно, налог на прибыль - регулирующий. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям Налогового Кодекса РФ, который предусматривает налоговую процедуру в разрезе следующих разделов: плательщики; объект обложения; ставки налога и порядок его зачисления в бюджет; льготы по налогу; порядок исчисления и сроки уплаты налога; налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий.

Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг): «объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия...». В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчет налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Формирование балансовой прибыли предприятия (фирмы) - сложный процесс. В расчете финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчета этих сумм.

Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. Кроме этих норм применяется особый регламент в отношении организаций потребительской кооперации, банков, страховых фирм, определяющих затраты в соответствии со своей спецификой деятельности. Об ужесточении требований к своевременному и полному исчислению налогов в бюджет свидетельствует внедрение в налоговую практику идентификационных номеров налогоплательщиков. Налогоплательщики с 1 января 1996 г. во всех без исключения случаях указывают свои идентификационные номера в расчетно-платежных документах на перечисление бюджетных средств для финансирования расходов на всех этапах их прохождения до бюджетополучателей, а также по строке «Получатель» на перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Данная практика применяется во всем мире, и ее внедрение в российскую систему налоговых отношений следует оценивать положительно.

Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ «О налоге на прибыль». Практика показала, что при исчислении налога на прибыль наибольшие трудности испытывали бухгалтеры предприятий при составлении расчетов сумм налога и отражении в нем фактически выявленного уровня затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 2).

Таблица 2 - Ставки (основные) по налогу на прибыль

Наиболее типичными ошибками, а нередко и преднамеренными действиями с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли являются: неучет отдельных затрат в составе издержек производства и обращения; неправильное отнесение основных фондов, например, в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов и наоборот; неправильное исчисление сумм амортизации и износа; неверное применение нормативов формирования государственных внебюджетных фондов; отнесение к прочим затратам сумм, не предусмотренных перечнем таких затрат в бухгалтерских и налоговых законодательных актах, и др. Сложными являются вопросы формирования сумм в целях налогообложения от внереализационных операций. Много нарушений налогового законодательства в части налога на прибыль выявляется при проверках правильности применения режимов льготирования отдельных видов деятельности, групп плательщиков, направлений использования прибыли. Эти нарушения связаны как со сложностью расчетов льготируемой прибыли, недостаточной профессиональной подготовленностью счетных работников, так и с противоречивостью самих положений нормативных налоговых актов.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Налогообложение добавленной стоимости -- одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство.

Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее «нейтрального» налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом. В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Опыт применения НДС высветил ряд негативных моментов в отношении методики его формирования. Недостаточно существенной оказалась роль НДС в регулировании экономики, формировании доходов бюджета (табл. 3).

Таблица 3 - Место НДС в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета

1. Всего поступлений:

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

2. Налог на добавленную стоимость

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

3. Удельный вес НДС в общей сумме бюджетных поступлений, %

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

Из данных табл. 3 следует, что за период с 2003 по 2006 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 33,1%. В 2006 г. доля его поступлений в бюджет РФ была запланирована на уровне 39,5%, что на 6,4% выше уровня поступлений налога в 2005 г.

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность и чрезмерно высокие ставки. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира. Западная практика использования НДС показывает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов. В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота (НСО) и налога с продаж (НСПЖ). В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно 2 однотипных налога не существуют, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых правоотношений.

В Законе РФ № 1992-1 этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Трактовка базы обложения НДС, содержащаяся в Законе, совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот практически невозможно. Для устранения негативных социальных последствий применения НДС ставки с 1993 г. были снижены до 20% по производственным товарам и до 10% по отдельным видам товаров. Однако и этот шаг не устранил тех деформаций, которые были присущи НДС.

С позиции техники взимания НДС частично дублирует налог на прибыль. Оба эти налога имеют исходную базу обложения - выручку от производства продукции (работ, услуг), т.е. один источник финансовых ресурсов предприятий облагается дважды. Решение этой проблемы требует кардинальных мер -- изменения методики исчисления НДС или упразднения налога на прибыль. Многие экономисты однозначно отрицательно оценивают практику налогообложения стоимостных результатов как противоречащую основам рыночного хозяйствования .

Исчисление НДС - процедура сложная, она различается в зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики хозяйствования. Отличительной особенностью исчисления НДС с 1997 г. является приближение методики к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно-материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило отечественную практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice -- в пер. с англ, накладная).

Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержит постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ .

Введение счетов-фактур не означает установления особого метода исчисления НДС по моменту отгрузки. Этот метод применялся до введения счетов-фактур. С их введением усиливается контроль за товаропродвижением, а следовательно, за полнотой исчисления налога и правильностью отнесения его сумм в зачет перед бюджетом.

0

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Расчеты по налогу на добавленную стоимость

Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Общая схема отражения операций по учету НДС следующая.

По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета-фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.

По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:

Начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

По полученным авансам;

Начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;

Начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.

По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.

Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).

Расчеты по налогу на прибыль

При расчете налога на прибыль следует принимать во внимание различия между бухгалтерской и налоговой прибылью, которые возникают из-за несовпадения величины доходов и расходов, а также времени их признания в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденному приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, это приводит к отличию налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли (условного расхода (дохода) по налогу на прибыль - УР (УД)), от налоговой прибыли (текущий налог на прибыль - ТН):

УР = С х БП;

УД = С х БУ;

ТН = С х НП,

где С - ставка налога на прибыль; БП - бухгалтерская прибыль отчетного периода; БУ - бухгалтерский убыток отчетного периода; НП - налоговая прибыль отчетного периода.

Условный расход на прибыль отражается бухгалтерской записью:

Дт 99 Кт 68; условный доход на прибыль: Дт 68 Кт 99.

Бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль практически никогда не совпадают из-за разных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кроме того, некоторые доходы и расходы учитываются при расчете бухгалтерской прибыли, но не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли; некоторые расходы уменьшают бухгалтерскую прибыль на одну сумму, а налогооблагаемую - на другую сумму и т.д.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью обусловлена наличием постоянных разниц и временных разниц.

Постоянные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на бухгалтерскую прибыль, но не влияют на налогооблагаемую прибыль. Они могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные постоянные разницы уменьшают бухгалтерскую прибыль. Например, разница между фактическими нормируемыми расходами и их нормативом, если фактические расходы больше норматива.

Нормируемыми расходами в соответствии с налоговым законодательством являются, например, представительские расходы.

В бухгалтерском учете представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в них в сумме фактически произведенных затрат. Согласно главе 25 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и в течение отчетного (налогового) периода включаются в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Отрицательные постоянные разницы (ОПР) приводят к образованию постоянных налоговых обязательств (ПНО).

ПНО-сумма, на которую увеличивается налог в отчетном периоде.

ПНО = С х ОПР.

Это отражается в учете записью: Дт 99 Кт 68.

Пример 1. За отчетный период расходы организации на оплату труда составили 326 800 руб. Представительские расходы - 15 622 руб. Нормируемая величина представительских расходов - 4% от 326 800, т.е. 13 072 руб.

Отрицательная постоянная разница составит 2550 руб. (15 622 руб. - 13 072 руб.).

ПНО = 24% х 2550 руб. = 612 руб. На 612 руб. необходимо увеличить налог на прибыль, т.е. уменьшить бухгалтерскую прибыль.

Положительные постоянные разницы увеличивают бухгалтерскую прибыль. Примером положительных постоянных разниц являются положительная разница при переоценке финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; и безвозмездно полученное имущество, стоимость которого не облагается налогом в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НКРФ.

Положительные постоянные разницы (ППР) приводят к образованию постоянных налоговых активов (ПНА).

ПНА - сумма, на которую уменьшается налог в отчетном периоде.

ПНА = С х ППР.

Это отражается в учете записью: Дт 68 Кт 99.

Временные разницы - это доходы и расходы, которые влияют на балансовую прибыль в одном отчетном периоде, а на налогооблагаемую прибыль - в других отчетных периодах.

Временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль увеличивает или уменьшает сумму налога в последующих периодах.

Временные разницы подразделяются следующим образом:

1) вычитаемые временные разницы (ВВР);

2) налогооблагаемые временные разницы (НВР).

Вычитаемые временные разницы - это:

а) расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль в дан ном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в после дующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в на логовом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете.

Пример 2. В бухгалтерском учете применяется способ начисления амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования объектов, а в налоговом учете - линейный способ. Для объекта первоначальной стоимостью 150 000 руб. и сроком полезного использования пять лет расходы на амортизацию в первый год эксплуатации составят в бухгалтерском учете - 50 000, в налоговом учете-30 000 руб. ВВР = 20 000 руб.

Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых активов (ОНА).

ОНА - часть прибыли, на которую уменьшится налог в последующих периодах.

ОНА = С х ВВР.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете записью: Дт 09 Кг 68.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения ВВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА: Дт 68 Кт 09. Налогооблагаемые временные разницы - это:

а) расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в данном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль-в последующих отчетных периодах;

б) доходы, которые увеличивают бухгалтерскую прибыль в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль - в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы возникают в двух случаях:

1) расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете;

2) доходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем в налоговом учете.

В качестве примера можно привести начисление амортизации для целей бухгалтерского учета линейным способом, а для целей налогообложения - нелинейным методом.

Налогооблагаемые временные разницы приводят к образованию отложенных налоговых обязательств (ОНО).

ОНО - часть отложенного налога на прибыль, на которую увеличится налог в последующих периодах.

ОНО = С х НВР.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в учете бухгалтерской записью: Дт 68 Кт 77.

В дальнейшем по мере уменьшения или полного погашения НВР будут уменьшаться или полностью погашаться ОНО:

Дт 77 Кт 68.

Аналитический учет к счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 11 «Отложенные налоговые обязательства» следует вести по видам отложенных налоговых активов и обязательств.

Иногда выбывает актив или погашается обязательство, по которым ранее были начислены ОНА или ОНО. Например, выбывает объект основных средств, амортизация по которому для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начислялась разными способами. В таких случаях ОНА или ОНО списываются с баланса на счет 99 «Прибыли и убытки» в сумме, на которую не будет уменьшен (или увеличен) налог в последующих отчетных периодах.

Величина текущего налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается по формуле

ТН = УР (УД) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.

Типовые проводки по учету расчетов по налогам и сборам приведены в табл. 1.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов по налогам и сборам

Корреспондирующие счета

1. Налоги, относимые на себестоимость;

Земельный налог, водный налог, транспортный налог, налог на имущество

Часть ЕСН, зачисляемая в бюджет

08, 20, 23, 25, 26, 44

Часть ЕСН, зачисляемая в государственные внебюджетные социальные фонды

08, 20, 23, 25, 26, 44

2. Налоги, включаемые в стоимость приобретенного имущества:

Импортная таможенная пошлина

3. Налоги, относимые на заработную плату.

4. Налоги, включаемые в счет выручки: - акциз по реализованной подакцизной продукции

НДС по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам и прочим активам

5. Начислен условный расход по налогу на прибыль

6. Начислен условный доход по налогу на прибыль

7. Начислено постоянное налоговое обязательство

8. Начислен постоянный налоговый актив

9. Начислен отложенный налоговый актив

10. Начислено отложенное налоговое обязательство

11. Уменьшен или погашен отложенный налоговый актив

12. Уменьшено или погашено отложенное налоговое обязательство

13. Списан отложенный налоговый актив при выбытии объекта, по которому он был начислен

14. Списано отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено

15. Восстановлен НДС в случаях, предусмотренных законодательством

16. Отражен НДС из полученных авансовых платежей

17. Отражен НДС из начисленной (полученной) арендной платы (у арендодателя)

18. Списан (восстановлен) НДС по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), не облагаемых НДС

19. НДС по приобретаемым материальным ценностям, основным средствам, нематериальным активам, выполняемым работам, оказанным услугам

20. Принят к вычету НДС

21. Начислены в бюджет штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

22. Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Используемая литература: Бочкарева И. И., Левина Г. Г.
Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина;
под ред. проф. Я. В. Соколова. - М. : Магистр, 2010. - 413 с.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Вопросы к экзамену

По ПМ.03 Проведение расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами

Раздел 1. Начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты

Различных уровней

Тема 1.1 Основы налогового регулирования

1. Раскрыть понятие и функции налогов.

2. Изложить классификацию налогов.

3. Раскрыть основные положения Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Раскрыть сущность налогового контроля и порядок его организации.

5. Изложить порядок исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

6. Раскрыть сущность «кассового» метода и метода «начисления» при расчете сумм налогов.

Тема 1.2 Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

7. Охарактеризовать плательщиков и объекты налогообложения при уплате налога на прибыль.

8. Изложить порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

9. Привести классификацию доходов в целях налогообложения прибыли организации.

10. Раскрыть состав внереализационных расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль.

11. Привести классификацию расходов при налогообложении прибыли организации.

12. Изложить состав прочих расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль.

13. Изложить состав расходов для целей налогообложения по экономическим элементам.

14. Изложить сущность «кассового» метода и метода «начисления» при расчете налога на прибыль.

15. Изложить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджет.

16. Изложить порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу прибыль организации.

17. Изложить содержание и порядок отражения налога на прибыль организации в налоговой декларации.

18. Продемонстрировать умение определять суммы доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль.

19. Продемонстрировать навыки расчета авансовых платежей по налогу на прибыль.

20. Продемонстрировать навыки расчета налоговой базы и суммы налога на прибыль, умение отражать начисление налога по счету 68.

21. Продемонстрировать навыки оформления платежного поручения на перечисление авансовых платежей и сумм налога на прибыль в бюджет.


22. Назвать плательщиков и объекты налогообложения при уплате налога на добавленную стоимость.

23. Раскрыть особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

24. Изложить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет.

25. Изложить содержание операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

26. Изложить порядок заполнения счета-фактуры.

27. Изложить порядок ведения книги покупок и продаж.

28. Раскрыть понятие и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

29. Изложить порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету в отношении объектов основных средств.

30. Раскрыть содержание и структуру декларации по налогу на добавленную стоимость.

31. Продемонстрировать навыки заполнения счетов-фактур.

32. Продемонстрировать навыки заполнения книги покупок и продаж.

33. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

34. Продемонстрировать навыки расчета сумм начисленного налога, вычетов и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, умение отражать начисление налога по счету 68.

35. Продемонстрировать навыки оформления платежного поручения на перечисление авансовых платежей и сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.

36. Раскрыть понятие акцизов, перечислить плательщиков, указать налоговую базу и объекты налогообложения, назвать отчетные и налоговый период.

37. Раскрыть порядок определения налоговой базы при расчете акцизов.

38. Изложить порядок расчета и уплаты акцизов.

39. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы и расчета суммы акциза, умение отражать начисление налога по счету 68.

40. Раскрыть сущность транспортного налога, перечислить ставки, льготы, изложить порядок расчета и уплаты налога.

41. Охарактеризовать элементы транспортного налога: плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы.

42. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы и расчета суммы транспортного налога, умение отражать начисление налога по счету 68.

43. Раскрыть сущность налога на доходы физических лиц, указать плательщиков и объекты налогообложения.

44. Раскрыть порядок расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

45. Привести доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц.

46. Раскрыть сущность стандартных вычетов при расчете налога на доходы физических лиц.

47. Раскрыть сущность социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц и порядок их предоставления.

48. Охарактеризовать имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц, привести порядок их расчета и предоставления.

49. Охарактеризовать профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков.

50. Охарактеризовать виды отчетности по налогу на доходы физических лиц.

51. Перечислить ставки налога на доходы физических лиц и охарактеризовать порядок их применения.

52. Раскрыть содержание и порядок заполнения Декларации о доходах физических лиц.

53. Продемонстрировать навыки расчета налоговой базы и налога на доходы физических лиц, умение отражать начисление налога по счету 68.

54. Охарактеризовать элементы налога на добычу полезных ископаемых, изложить порядок его уплаты в бюджет.

55. Продемонстрировать навыки расчета и начисления по счету 68 налога на добычу полезных ископаемых.

56. Раскрыть понятие, привести виды и порядок уплаты государственной пошлины.

57. Охарактеризовать элементы водного налога, изложить порядок предоставления отчетности и уплаты налога.

58. Продемонстрировать навыки расчета и начисления по счету 68 водного налога.

59. Охарактеризовать элементы сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

60. Раскрыть экономическое содержание экологических сборов и платежей, привести их характеристику и порядок расчета.