Что такое либерализация цен определение по истории. Либерализация цен в россии

Страница 5 из 28


Либерализация цен

2 января 1992 г. в России был дан старт рыночным реформам, правительство объявило о либерализации цен, проводившейся в духе «шоковой терапии». Практическое осуществление этой рыночной меры означало освобождение в ограниченные сроки цен на большинство товаров, продуктов питания и услуг, ликвидацию т.н. «денежного навеса», обеспечение частичной конвертируемости валют, отмену субсидий нерентабельным производствам, резкое сокращение бюджетного дефицита, осуществление жесткой кредитно-денежной политики. Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами, характеризующее неустойчивое положение государственных финансов. Предполагалось, что в условиях решительного отказа от государственного регулирования отпуск цен установит рыночную стоимость товаров и, обеспечив «рыночное равновесие», решит проблему тотального дефицита и станет важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, повышения активности и ответственности экономических субъектов за результаты своего предпринимательства. Именно такой логикой реформаторского курса правительства был проникнут Указ Президента РФ «О переходе на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуг».

Первоначально правительство обещало сохранить фиксированные государственные цены на энергоносители, нефть, газ, уголь и некоторые продовольственные товары – хлеб, молоко и др. Однако либерализации цен в условиях демонтажа государственного контроля за ценообразованием, товарного дефицита и общего падения производства привела их к быстрому и резкому росту: хлеб подорожал в 10-15 раз, молоко – в 15-20 раз, масло и сметана – в 30 раз, картошка в 10-20 раз, а на рынке – в 50-100 раз. 6 января 1992 года реформаторы, вопреки обещаниям Президента, отменили государственные цены на хлеб и молоко. Вскоре также стало очевидным, что дальнейшие действия правительства в этой сфере стимулируют хаотический рост цен, «вымывание» дешевых товаров.

В марте 1992 г. правительство направило в Международный валютный фонд (МВФ) Меморандум о предстоявшей либерализации цен на энергоносители, а в сентябре того же года оно объявило о повышении на них цен. В России была спровоцирована гиперинфляция, оказавшая разрушительное воздействие фактически на всю сферу материального производства. Становилось все более очевидным, что принятая правительством технология либерализации цен и ее практическое осуществление не давала ожидаемого результата.

С середины 1992 г. хаотический рост цен принял форму незатухающих гиперинфляционных волн, что продолжало дезорганизовывать материальное производство, парализуя инвестиционный процесс и делая невозможным поддержание его достаточной активности. В таких условиях происходила бартеризация хозяйства , развивался процесс вытеснения национальной валюты из оборота и замены ее твердой иностранной валютой. Бартеризация хозяйства – это переход хозяйствующих субъектов на п рямой безденежный обмен товарами или услугами.

Многие государственные предприятия в условиях отсутствия добросовестной конкуренции и иных сдерживающих механизмов по защите прав потребителей, кризиса неплатежей, охватившего к лету почти всю экономику России, при новых ценах, в том числе на энергоносители, не смогли сохраниться, они обанкротились и впоследствии, после объявления широкомасштабной приватизации, были проданы с аукциона. Повседневным явлением на таких предприятиях стали задержки выплаты заработной платы, а также пенсий и пособий, что стало апофеозом наступления властей на денежные доходы населения.

К концу 1992 г. сбережения населения по сравнению с 1991 г. обесценились в 2 раза, а доля расходов на питание в совокупном доходе семьи увеличилась до 40% против 28% в 1990 г.
И, несмотря на то, что правительству Е. Гайдара в осуществлении политики «шоковой» либерализации примерно к середине 1992 г. удалось достигнуть кое-каких результатов – провести девальвацию рубля, к концу первого квартала почти ликвидировать бюджетный дефицит , снизить инфляцию и т. д. – в целом Россия оказалась во власти последней. Высокая инфляция, переходившая в ценовую форму, резко ухудшила социально-экономическое положение масс, вызывала тревогу и недовольство в обществе. В 1992 г. она составляла от 10 до 38% в месяц, в 1993 г. – от 19 до 26%, в 1994 г. – от 4 до 21% . Ни в одной стране бывшего социалистического содружества ее рост не достигал такого высокого уровня, как в России.

Причины вползания российской экономики в гиперинфляцию и природа последней были и продолжают оставаться предметом многочисленных дискуссий экономистов и политиков, что может быть предметом специального рассмотрения. Мы же отметим, что они, с одной стороны, заключаются, прежде всего, в действиях самого правительства в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики, в выбранной технологии либерализации цен и ее практическом осуществлении, а с другой – инфляционные процессы были обусловлены и некоторыми объективными факторами, в том числе общим кризисом экономической системы, отсутствием контроля за денежной массой и расстройством денежного обращения в 1990-1991 гг., распадом хозяйственных связей, расширением спроса и рядом других.

Вот некоторые из важнейших, на наш взгляд, источников инфляции на изначальном этапе «гайдаровских реформ». Во-первых, инфляция в России в условиях общего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей была непосредственно связана с высоким уровнем монополизации экономики, взвинчиванием цен предприятиями-монополистами и криминальными структурами. При отсутствии всякого контроля со стороны государства освобождение цен, их децентрализация создали благоприятные условия для десятков тысяч производителей, торговцев и посредников, которые получили право «назначать» цены. Последние менялись не под влиянием спроса и предложения, а диктовались монополизированными участниками рынка. Но так как монопольное положение на рынке было характерно для большей части предприятий обрабатывающей и других отраслей промышленности, то либерализация цен немедленно обернулась взрывом во многих отраслях, перекладыванием хозяйствующими субъектами роста цен на потребителей. Поскольку не существовало альтернативных поставщиков для большинства предприятий, то последние фактически вынуждены были принимать любое повышение цен на потребляемые ими товары. В свою очередь предприятия на ограничение спроса реагировали, в отличие от восточноевропейских стан, своеобразно: они не снижали занятость и не ограничивали рост заработной платы, а продолжали залезать в долги и не платить по обязательствам. Но, как показал опыт бывших социалистических стран, и при высокой монополизации экономики можно было иметь более низкую инфляцию и избегать ее негативные последствия.

Во-вторых, многие источники инфляции в России были связаны с неумеренным выпуском денег, контроль за которым осуществляли правительство и Центробанк. Под давлением Верховного Совета правительство с весны 1992 г. стало прибегать к увеличению денежной эмиссии и предоставлять государственным предприятиям льготные кредиты, «прокручивание» которых обогатило многих финансовых посредников, вставших между властью и обществом. Так, если в январе 1992 г. общий объем денежной массы в России составлял 1046 млрд руб., то ровно через год в январе 1993 г. он увеличился почти на 800% и составил 9491 млрд руб. Затем правительству удалось притормозить денежную эмиссию, хотя ежемесячное увеличение объема денег продолжало оставаться достаточно высоким.

В-третьих, одной из мощных сил, которая раскрутила спираль высокой инфляции, был бюджетный дефицит, что вызывало расстройство денежного обращения. Правительство, не имея большинства в парламенте для устранения кризиса неплатежей, который был особенно острым по сравнению с другими странами с переходной экономикой, сглаживания противоречий между отраслевыми лобби и различными «группами давления», шло на расширение финансирования за счет бюджета. Так, только в 1992 г. оно дважды осуществляло дополнительное кредитование просроченной задолженности промышленных предприятий, руководители которых, не сумев приспособиться к новой ситуации, перестали выплачивать деньги за сырье. В результате денежная масса возрастала, а инфляция увеличивалась. В обобщенном виде динамика темпов инфляции и дефицита бюджета в период «гайдаровских реформ» видна из данных таблицы 1.

Таблица 1

Динамика темпов инфляции и дефицита бюджета (1991-1992 гг.)

Показатель

Годы

1991

1992

Инфляция (потребит. цены на конец года, %)

144

2520

Инфляция (промышл. опт. цены на конец года, %)

236

3275

Дефицит бюджета (в % от ВВП)

19,7

Курс обмена (конец года, руб. за долл.)

170

415

Как видно из таблицы, дефицит бюджета в 1992 г. составлял почти 20% ВВП, что соответст-вовало оценкам МВФ.

В-четвертых, в 1992-1994 гг. правительство осуществляло перераспределение собственности и доходов, что способствовало дальнейшему разбалансированию экономической системы и росту цен. В результате большинство населения оказалось за чертой бедности. И совсем не случайно, что в 1992-1994 гг. состоялись многочисленные митинги и демонстрации, осуждавшие экономический курс правительства. Начались забастовки железнодорожников, шахтеров, учителей, врачей. Порой звучали призывы возврата к старому. К концу 1992 г. практически все политические партии отказали в поддержке правительству. Оппозиция вынудила Е. Гайдара заявить об отставке. Однако Президент ее не принял. Таким образом, первая радикальная
реформа – либерализация цен, призванная стать орудием структурных изменений в экономике и одномоментно сбить ажиотажный спрос, снизить давление на потребительский рынок, определить рыночную стоимость товаров и развить механизм конкуренции между отраслями и предприятиями, привела к неожиданным для реформаторов и глубоко противоречивым результатам.

С одной стороны, ее отрицательными итогами стали обвал цен и глубокий спад производства, многократное повышение уровня инфляции и разрушение денежной системы, рост дефицита федерального бюджета и резкий кризис неплатежей, а также товарных бирж, число которых стремительно сокращалось. Высокая инфляция сделала невозможной финансовую стабилизацию. Обострение кризиса взаимных платежей предприятий разрушило финансовую систему в целом. В таких условиях стабилизационная макроэкономическая политика потеряла свою эффективность, и ни о какой экономической стабилизации, являющейся основой экономического роста, а, тем более, об устойчивом экономическом развитии, не могло быть и речи. В этом отношении проведенная реформа оказалась тяжелой и разрушительной для отечественной промышленности. С другой стороны, в той чрезвычайно сложной ситуации правительству удалось, и это необходимо отметить, провести ряд мер, которые заложили определенную основу рыночной экономики . В некотором отношении удалось преодолеть товарный дефицит и очереди, либерализовать торговлю и нормализовать потребительский рынок. Стал развиваться процесс становления такой рыночной инфраструктуры , как появление новых коммерческих банков, товарных бирж, страховых компаний и других.

Рыночная экономика – это форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Был достигнут один из результатов экономических реформ – ликвидирована централизованная плановая экономика советского периода. В середине 1992 г. власти упразднили централизованную систему распределения ресурсов, стали осуществлять банкротство части слабых, устаревших в технологическом отношении предприятий и неэффективных производств и принимать меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов и переводу предприятий на полное самообеспечение.

В ходе реформы все отчетливее стала проявляться тенденция к наращиванию потребитель-ской продукции, созданию предпосылок для экономической стабилизации и обеспечения управляемости народным хозяйством и др. Однако уже к середине 1992 г. первые признаки появившейся экономической стабилизации сменились кризисом, принявшим обвальный характер. К декабрю бюджет был подорван, среднемесячные темпы роста денежной массы повысились до 28%, а уровень инфляции превысил 25%. Подавление инфляции, сопровождавшейся ростом объема внутреннего государственного долга и долларизацией экономики, и достижение экономической стабилизации стали центральной проблемой макроэкономической политики нового правительства. Долларизация – это полное или частичное замещение долларами США национальной валюты во внутреннем денежном обращении. Одновременно встал вопрос о корректировке проводимого курса «гайдаровских реформ».



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)

Применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в экономике, а продолжающийся производственный спад - к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от фиксированных цен к договорным проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования . Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что экономика преимущественно находилась в собственности государства . Во-вторых, реформы были инициированы на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены на около 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств коммуникаций и высокие транспортные расходы осложняли способность компаний и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и дисбаланс в экономике начал сокращаться .

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования . Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» .

Критика

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

В СССР до конца 80-х годов XX века в обороте использовались только монеты номиналом в 1 руб., а благодаря гиперинфляции в обращении появились монеты в 100 руб.

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Это привело к взлёту инфляции осенью, которая по итогам 1992 г. составила 2600 % и тем самым ликвидировала все сбережения советского периода . Несмотря на принятые Верховным Советом РСФСР (а впоследствии и Госдумой) законы, согласно которым вклады в Сбербанке должны быть индексированы в соответствии с покупательной способностью рубля , Правительство неоднократно отказывалось признать за собой этот внутренний долг, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране . Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией . Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. В 1998 г. ВВП на душу населения составлял 61 % от уровня 1991 г. - эффект, который стал неожиданностью для самих реформаторов, ожидавших от либерализации цен противоположного результата, однако который в меньшей степени наблюдался и в других странах, где была проведена «шоковая терапия ».

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы указывали, что они не связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин приводились политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которе вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

Сочетание потерь сбережений, экономического спада, задержек с выплатой зарплат в условиях гиперинфляции, резко выросших неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 % .

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Еще до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономикикитайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени .

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» были невозможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Сноски

Литература

  • Мау В. Анти-Стиглиц (Российские экономические реформы в представлении их западных критиков) // Вопросы экономики. - 1999. № 11, 12.
  • Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы экономики. - 1999. - № 7.
  • Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997) / Под ред. Е. Гайдара. - М., 1998. - Гл. 4.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Running Up That Hill
  • Вестминстерское исповедание

Смотреть что такое "Либерализация цен" в других словарях:

    Либерализация цен - (price liberalization) – полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством… … Экономико-математический словарь

    либерализация цен - Полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством Ельцина Гайдара, явилась… … Справочник технического переводчика

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

    Либерализация цен - частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. По английски: Price liberalisation См. также: Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Либерализация Цен - освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров … Большой экономический словарь

Есть в рыночной экономике такое понятие, как либерализация цен. Это словосочетание означает, что государство устанавливает на рынке свободные от ограничения цены, тем самым поощряя деятельность предпринимателей. Процесс такого ценообразования придает гибкость всей системе экономики в целом и ведет к росту производства. Как следствие, увеличивается конкуренция на рынке, производители вынуждены придумывать новые интересные идеи и повышать Другими словами, либерализация цен приводит к возникновению в государстве системы свободного ценообразования. Это происходит из-за того, что правительство в этом случае может частично или же полностью снять с себя функции по непосредственному регулированию цен.

Вот как, например, выглядит либерализация цен в США. В этой стране цены на молочную продукцию регулируются Конгрессом, который устанавливает только оптимальную ценовую границу. Если цены на молочные продукты оказываются ниже ее, то государство все эти товары скупает, чтобы отправить их на экспорт или благотворительность.

В режиме которая характеризуется жестким контролем над всеми стоимостями (устанавливаются они сверху), либерализация цен просто необходима. Именно она позволяет капиталу в экономике свободно передвигаться, а рынку товаров и услуг становиться более мобильным. Кроме того, правильно произведенная либерализация цен позволяет снизить уровень бюрократизма в области экономики и расширить возможности притока инвестиционных средств и выхода на международный рынок.

Либерализация цен на сегодняшний день известна в двух вариантах. Первый вариант, присущий и России, заключается в методе «шоковой терапии». Она известна многим, кто пережил волнения 1992 года.

Второй вариант, более мягкий, он так и называется - «постепенная либерализация». Именно такой системы перехода на свободное ценообразование придерживается большинство развитых европейских стран. Кстати, именно так в свое время развивались и Вьетнам, и Китай, в 1973 - 1986 годы - Франция, а после Второй Мировой Войны и страны Западной Европы.

Что касается нашей страны, то либерализация цен в России состоялась в самом первом месяце 1992 года. Именно тогда государство освободило от своего регулирования цены на все продукты, кроме молока, хлеба и билетов для проезда в общественном транспорте. Был издан указ о свободе торговли. Каждый гражданин мог перевести свои деньги в валюту. Кроме того, увеличилась доля импорта товаров, производимых в России. Надо сказать, что либерализация цен в России прошла необдуманно и стремительно. Так, что уже к марту 1992 года политики и население испытали на себе в полной мере метод «шоковой терапии» - произошла гиперинфляция на 2600%. Все это привело к обесцениванию денег, в том числе и тех, что лежали у многих российских граждан на банковских счетах.

Пришлось властям вводить талоны на многие товары и выдавать их россиянам, а предприятиям - оформлять кредиты. Так как оборотных средств на фабриках и заводах теперь не хватало, стали происходить Кстати, зарплаты тоже обесценились. Зато выросла безработица, резко обозначилась разница между богатым и бедным слоями общества. Бесспорно, «гайдаровские» реформы принесли свои плоды.

Теперь в стране не было зато цены на них повысились в 30 раз, а вот доходы населения за год снизились почти на 50%. Особенно сильно реформа ударила по пенсионерам и бюджетникам. Сейчас многие аналитики говорят о том, что ошибка того времени кроется в том, что политики необдуманно воплотили в жизнь теоретические рекомендации монетаристов, не учитывая при этом специфику российской экономики.

Либерализация цен - установление властями свободных от ограничений цен на рынке при поощрении частного предпринимательства.

Либерализация цен - одно из условий формирования рыночной экономики при условии разумного государственного регулирования. Она позволяет сбалансировать рынок на основе спроса и предложения. Если производство отстает от спроса, то в условиях дефицита рынок реагирует повышением цен. И наоборот, если предложение опережает спрос, рыночные цены снижаются.

3 ДК 1991 была начата свободная продажа валюты частным лицам. Свободные цены были введены правительством Гайдара Е.Т. 2 ЯН 1992. 10 ЯН 1992 отменены фиксированные цены на хлеб и молоко. В основу либерализации цен были положены рекомендации монетаристов. Освобождение с ЯН 1992 цен от государственного регулирования при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлёту цен к к. 1992 примерно в 150 раз. 10-11 ОК 1994 случилось падение курса до 3081 рублей за доллар. доллар. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учёта специфики российской экономики. Дальнейшие авантюристические шаги правительства только усугубляли сложившуюся ситуацию. 26 ИЛ 1993 было прекращено хождение денежных знаков 1961-1992 выпуска. С 6 ИЛ по 1 ОК 1995 вводился "плавающий" курс доллара ("валютный коридор") от 4300 до 4900 руб. за один доллар США.

К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства. Этот процесс в российской

экономике продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные.

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике.

В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса. Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути.

В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы.

Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

Цены регулируются Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). От 28.02.95 № 221.

Либерализация цен позволяла в кратчайшие сроки хотя бы частично насытить рынок товарами. В то же время она была вынужденной реакцией на сложившуюся ситуацию. Дело в том, что частичная либерализация цен началась еще при последнем премьере союзного правительства В. С. Павлове. Были отпущены оптовые цены, почти треть розничных цен на товары не первой необходимости (эксклюзивные, категории «люкс», ювелирные изделия и т. п.), не регулировались цены в кооперативном секторе и на колхозных рынках. Появился огромный псевдокооперативный рынок. При заводах создавались кооперативы из 3-5 человек - как правило, родственников и друзей директора. Через них реализовалась значительная часть продукции предприятия по нерегулируемым государством ценам.

В общем, положение было хуже некуда. России нужен был рынок продовольствия, но он был невозможен без устойчивых денег, а их не было. Мало того, что в наследство от Советского Союза России достался солидный «денежный навес», российское правительство не знало, сколько необеспеченных денег вбросят в ее экономику другие республики. Расчеты показывали, что для введения новых, собственно российских денег потребуется 9 месяцев.

Очевидного решения не было. В октябре 1991 года будущие члены первого российского правительства, а тогда еще просто экономисты группы Е. Т. Гайдара, предлагали такой вариант: с 1 января 1992 года «приотпустить» цены, большую их часть оставить контролируемыми и существенно увеличить долю свободных цен. Примерно с 1 июля 1992 года, когда это технически станет возможно, перейти на российскую национальную валюту и перевести отношения с центральными банками суверенных республик на корреспондентские счета. После этого полностью либерализовать цены и ввести конвертируемость рубля по текущим операциям.

Но в ноябре 1991 года, когда было сформировано первое российское правительство, его члены проанализировали катастрофическую ситуацию с продовольственным снабжением и отказались от этой стратегии. Страна не дожила бы ни до новых денег, ни до нового урожая. Пришлось идти на предельно рискованный вариант: размораживать цены в условиях, когда российское правительство не контролировало денежную массу.

Оно рассчитывало, во-первых, на инерцию - на то, что у руководителей центральных банков республик есть представления об ответственной финансовой политике, исходя из которых, они сами будут ограничивать себя в «рисовании» рублей. Во-вторых, была надежда договориться с ними о том, что они эмитировали рубли осторожнее, «помягче». В-третьих, российскому правительству нужно было самому проводить предельно жесткую бюджетную политику. Все-таки на Россию приходилось свыше 62% советской экономики, и если резко сократить основные направления расходов (оборона, инвестиции, сельскохозяйственные субсидии, даже образование со здравоохранением), то можно было надеяться на успех.

Обособление российской денежно-кредитной и валютной систем было проведено в несколько этапов. С 1 июля 1992 года ЦБ РФ перевел расчеты с банками стран рублевой зоны на систему корреспондентских счетов, благодаря чему безналичный рублевый оборот России отделился от оборота других республик. Затем Верховный Совет РФ принял постановление, в соответствии с которым ЦБ прекратил с 1 июля 1993 года предоставлять так называемые технические кредиты странам СНГ, вся накопленная ими к тому времени задолженность была переоформлена в государственный долг по отношению к России. Наконец, в июле 1993 года была проведена денежная реформа: с 26 июля на территории России законными стали только рубли образца 1993 года - национальная российская валюта.

Освобожденные цены и инфляция. Со 2 января 1992 года свободными стало 80% оптовых и 90% розничных цен, которые до того еще оставались под контролем. Сохранился контроль за ценами на хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водку, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и плату за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами и на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7 раза, на уголь - в 5,5 раза. Это неудачное решение во многом обусловило колоссальный рост цен в 1992 году. Повышение цен на нефть и нефтепродукты в 5 раз задало нижнюю планку повышения всех остальных цен.

Цены на нефть либерализовали в мае 1992 года, убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. В 1993 году освободили цены и на уголь. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.).

Но удержать в узде инфляцию не удалось. Реформаторы ожидали, что потребительские цены в январе-феврале 1992 года вырастут в 2-2,5 раза, но только за январь они подскочили в 3,5 раза. Сопротивление жесткой финансово-кредитной политике было отчаянным, объективно обусловленным глубокими структурными деформациями. Инфляционный навес оказался слишком большим. Инфляция выражалась в двузначных цифрах в месяц. К счастью, дело не дошло до гиперинфляции, порогом которой считается уровень в 50% роста цен в месяц. Правда, населению от этого было ненамного легче.

Подробнее. Цены в начале 1992 года:

В декабре 1991 года аналитическая группа «Ъ» зафиксировала на потребительском рынке ситуацию крайнего ажиотажа, не имевшего аналогов за все 20 месяцев регистрации цен. В декабре прирост потребительских цен составил в среднем 32,4%, в том числе в коммерческой торговле - 97,6%.

Эксперты связывают это как с обвальным падением курса рубля на валютном рынке в середине месяца, так и с изматывающим покупателя ожиданием либерализации цен. При этом за последнюю неделю декабря (как всегда в период резкого ускорения инфляции - до 30-40% в неделю) разброс цен вокруг среднего значения достиг беспрецедентного размаха. По товарам инфляционного спроса он составил ±50%.

…С учетом павловской реформы, цены за 1991 год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различные форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Однако регистрация цен, проведенная в первых числах января после либерализации цен, показала, что инфляция еще только набирает обороты. Хотя из-за товарного дефицита еще невозможно полностью оценить масштаб повышения цен, предварительные расчеты показывают, что в государственной торговле цены выросли в среднем в 4,7 раза, а с учетом других секторов торговли, где цены и раньше устанавливались по рыночным законам, - в 3,6 раза.