Социальная политика государства является частью. Понятие «социальная политика

Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее.

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Общество - это устойчивая система, исторически сложившаяся под влиянием взаимоотношений между людьми. Структурно общество разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как основной формы взаимодействия людей, считается общность интересов и ценностей. По этому признаку социальные группы могут быть как схожи между собой, так и различны. Их интересы также могут и вовсе противостоять друг другу. Чтобы общественный резонанс не накалялся до предела, стал жизненно необходим какой-либо рычаг регулирования их деятельности.

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения.

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды.

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека.

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

  • гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика;
  • справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение;
  • непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики;
  • системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства;
  • преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов;
  • открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность, что в конце этой статьи будет рассмотрено на конкретном примере;
  • возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве;
  • сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования;
  • действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип vox populi, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума);
  • адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

  • выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения;
  • нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий;
  • налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением;
  • поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы;
  • гармонизация структуры социальных групп в обществе;
  • прогностическая функция;
  • социальная защита граждан страны;
  • управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.

Значение

Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность.

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

  • социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума;
  • социальная политика как социальная защита.

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

  • Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии.
  • Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде.
  • Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы.
  • Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы.

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

  • социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь;
  • медицинское страхование, здравоохранение;
  • жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан;
  • поддержка семьи, материнства и отцовства, детства;
  • охрана окружающей природной среды;
  • поддержка престарелых и инвалидов;
  • федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

  • сфера образования;
  • здравоохранения;
  • труда;
  • культуры;
  • занятости и др.

Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.

Цели социальной политики

Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на:

  • жизнеобеспечение населения;
  • обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе;
  • социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д.

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

Механизм социальной политики

Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинское страхования;
  • страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве.

Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов).

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

  • бедность;
  • миграция;
  • рост преступности и наркомании;
  • снижение рождаемости;
  • безработица.

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Задачи формирования ресурса - высококвалифицированного труда в экономике, также очень остро ставятся в настоящее время.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Первая должна проявиться в увеличении пособий по материнству - благодаря этому повысится роль и значимость помощи женщине.

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

  • рост бедности и безработицы;
  • падения доходов населения.

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

  • решит проблему безработицы;
  • даст толчок развития экономике.

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.

  • Баранова Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент
  • Донской государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В данной статье рассматривается роль и направления социальной политики в России. Уделяется внимание направлениям государственной политики в области эффективной системы социальной защиты и уровня жизни населения.

  • Деятельность министерства социальной политики свердловской области по организации социальной защиты населения

Социальная политика – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Поскольку конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Конституцией РФ.

Роль социальной политики двояка. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства и создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности. С этой точки зрения в социальной политике концентрируются цели экономического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы (рис).

Основные задачи социальной политики:

  • осуществление социальной защиты человека и реализации его основных социально-экономических прав;
  • обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека;
  • поддержание определенного статуса различных социальных групп;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация);
  • формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
  • создание условий для всестороннего развития человека.

Рисунок - Направления социальной политики России

Федеральное и региональное законодательство выделяет определенные категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации, такие как:

  • инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  • граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  • безработные;
  • вынужденные беженцы и переселенцы;
  • дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
  • малообеспеченные семьи;
  • многодетные семьи;
  • одинокие матери;
  • граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
  • лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь – периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты (таблица):

Таблица. Направления социальной политики в области эффективной системы социальной защиты

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.)

«Реальной картиной» уровня жизни является - «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления.

В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимается такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физиологическим минимумом потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в даннойн стране.

«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика приближения к такому потреблению .

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов – политики социального и субсидиарного государства. При этом в последнее время на практике активизируется реализация доктрины социального государства, о чем свидетельствуют выдвинутые Президентом РФ национальные проекта, которые затрагивают основные сферы социально-экономического развития: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство.

В частности, предусматривается увеличение заработной платы труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, развитие ипотечного кредитования для решения жилищных вопросов, мероприятия по поддержке отечественных сельхозпроизводителей. Реализация этих проектов будет иметь важное значение для повышения уровня и качества жизни жителей нашей страны.

Список литературы

  1. Конституция РФ // Официальный сайт. - [Электронный документ]. - Режим доступа:http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm Дата обращения: 10.02.2016.
  2. Диденко Ю.С., Баранова И.В. Прогнозирование и анализ социально-экономического развития ростовской области // Научно-методический электронный журнал Концепт – 2015, - Т. 13. -с. 1876-1880.
  3. Мороз Д.А., Левченко Д.К., Баранова И.В. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость РФ // Государственное и муниципальное управление: современные проблемы, практика решений. - 2015.№ 3. С. 73-76.
  4. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 202 с.
  5. http://www.oprf.ru/2086/newsitem/27654

англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Неполное определение ↓

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тематический план

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

2. Механизм социальной защиты.

3. Доходы населения. Проблема неравенства.

1. Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни.

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения пот-ребностей населения, повышения его благосостояния и обес-печения системы социальных гарантий.

В любом обществе конечной целью производства является удовлетворение пот-ребностей людей. Поэтому обеспечение определенного уровня потребления населения является основной целью социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, которые нуждаются в поддержке государства. Это не-трудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвали-ды), неимущие, безработные и др.

Социальная политика включает 3 основных направления :

1) политика занятости населения - предполагает, что го-сударство обеспечивает и регулирует занятость населения. Это находит отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию но-вых рабочих мест с учетом демографической ситуации, про-грамм занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

2) обеспечение социальной защиты - связано с поддержкой беднейших слоев населения, формированием системы социальной защиты отдельных групп граждан.

3) регулирование доходов - определяется тем, что государство регулирует доходы населения посредством системы налогообложения и распределения изъятых средств, в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев на-селения.

Реализация перечисленных направлений социальной политики способствует уменьшению дифференциации в удовлетворении потребностей населения и уровне расходов, соз-дает условия для достижения такого уровня благосостоя-ния, при котором каждый человек пожег реализовать свой трудовой и творческий потенциал.

Зарубежный опыт государственного регулирования дохо-дов населения показывает, что вмешательство государства в социальную сферу постепенно увеличивается. Поэтому за-кономерно встает вопрос о пределах участия государства в решении социальных вопросов. Так, размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возмож-ностями государства, его бюджетом. Если социальные выпла-ты превращаются в один из факторов бюджетного дефи-цита и инфляции, то такое перераспределение ведет к ин-фляционному повышению номинальных доходов. Поэтому границы участия государства в реализации социальной поли-тики определяются, прежде всего, состоянием экономики. Причем при определении объемов и сроков социальных вып-лат необходимо учитывать возможные негативные последст-вия. Например, при социальной помощи безработным важно установитьобъем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить стремление людей к поиску рабочих мест.

Государство стремится так осуществлять социальную по-литику, чтобы сделать ее эффективной, не допускать инфляционного обеспечения социальных расходов, образова-ния дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции. Социальная политика базируется на принципах всеобщнос-ти в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения; гибкости системы социальных гарантий; наличии ресурсного обеспечения.

Результативность социальной политики определяется уровнем и качеством жизни .

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей членов общества. Уровень жизни опре-деляется:

Объемом и качеством производимых и потребляемых благ и услуг;

Общим объемом потребляемых благ и услуг;

Реальными доходами, размерами оплаты труда;

Объемом накоп-ленного имущества и денежные сбережений;

Объемом потребления основных продуктов питания.

Уровень жизни также характеризуют такие показатели как

- прожиточный минимум - размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей;

- минимальный потребительский бюджет - обеспечивает не только поддержание физического состояния человека, но и более полный набор материальных и духовных потребностей (питание, одежда, обувь, предметы гигиены и прочие расходы). МПБ рассчитывается на семью из 2 взрослых и 2 детей, а также для различных социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры).

Качество жизни определяется такими показателями как:

Условия и безопасность труда;

Наличие свободного времени;

Состояние экологии;

Здоровье и физическое развитие населения.

2. Механизм защиты населения

Система социальной защиты населения является основным инструментом минимизации негативных социальных последствий рыночных отношений. В условиях нарастания инфляционных процессов, активизации теневой экономики и роста безработицы, вызванных переходным периодом, она должна обеспечивать уровень жизни не ниже социального норматива.

Под системой социальной защиты населения (СЗН) в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В условиях перехода к рынку в социаль-ной защите начинает нуждаться все большая часть населе-ния, а не только его беднейшие слои. Причем меры социаль-ной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки и использования многоуровневой системы социальной защиты, комплексного развития ее форм.

Механизм социальной защиты охватывает :

1) меры для всех членов общества .

Реализация механизма социальной защиты для активных групп населения предполагает предоставление условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринима-тельства. Государст-вом устанавливается минимальная заработная плата. При этом оно должно обеспечить социальные гарантии занятости (право на трудоустройство, на профессиональную переподготовку кадров, регулирование и организацию занятости), социальные га-рантии при потере работы. Проблема занятости решается путем государственного регулирования рын-ка труда, создания элементов рыночной инфраструктуры, со-действия в развитии различных форм занятости.

2) меры, адресованные отдельным социальным группам.

Государством принимаются специальные меры защиты для малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготны-ми денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги.

При разработке этих мер важно определить, кого считать бедным. Существует несколько подходов к оценке бедности; определяются потребности, необходимые для сохранения жизни; учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными усло-виями развития общества; определяется минимум физичес-ких и общественных потребностей; используются опросы населения. После расчета уровня бедности определяется об-щая численность бедных рассматриваемого региона, т.е. жи-вущих ниже черты бедности. В странах с развитой рыноч-ной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным группам населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Меры социальной защиты населения, как правило, фи-нансируются государством. Однако в настоящее время про-исходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Ряд социальных программ по созда-нию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переходу к платности ряда социальных услуг осуществляетсякак за счет средств государственного бюд-жета, так и за счет средств предприятий.

Наиболее важными мерами социальной политики являются:

Создание адресной системы социальной защиты;

Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачивае-мых за счет средств предприятий и организаций путем включения в тарифные ставки и должностные оклады;

Введение налоговых, кредитных льгот для предприя-тий за создание дополнительных рабочих мест, прием на работу многодетных женщин, инвалидов, пенсионе-ров, молодежи;

Уточнение стоимости “потребительской корзины” с уче-том динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики;

Регулярный пересмотр минимальной заработной пла-ты в народном хозяйстве в связи с ростом цен;

Развитие страховой медицины; создание республикан-ской организации труда по типу МОТ.

3. Доходы населения. Проблема неравенства

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов. В основе это-го процесса лежат распределительные отношения людей по поводу определения доли каждого члена общества в создан-ном продукте.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведен-ных домашним хозяйством за определенный период.

Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и натуральной. Денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, сти-пендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных другим лицам услуг и т.д. Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами.

Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей.

Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и динамики сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными линями в течение определенного периода. Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безрабо-тице, выплаты по социальному страхованию). Основными источниками доходов являются труд в общественном и личном подсобном хозяйстве, предпринимательство, владение имуществом, ценными бумагами, денежные поступления из общественных фондов потребления, трансфертные платежи. На величину доходов оказывает влияние размер заработ-ной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка това-рами, налоги и т.д.

Располагаемый доход - доход, который может быть ис-пользован на личное потребление и личные сбережения. Рас-полагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Поэтому его расчет пред-полагает не только анализ доходов, связанных с трудовой деятельностью, владением собственностью, социальными выплатами, но и размеров денежных средств, направляе-мых на выплату налогов и страховых платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (с поправкой на изменение цен).

Следует учитывать,что на практике существует диффе-ренциация общества по доходам.

Причинами такого неравенства являются:

Раз-личия в способностях;

Уровень образования;

Владение собственностью;

Личные связи;

Несчастья;

Дискриминация;

Размер семьи, количество иждивенцев и др.

Для определе-ния степени неравенства используется кривая Лоренца (рис.1.), которая отражает неравномерность распре-деления дохода общества между различными группами населения. Кривая строится следующим образом: на оси Х откладываются процентные группы населения, а на оси Y - проценты дохода, которые получают эти группы. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % от всего совокупного дохода, 40% населения - соответственно 40 % дохода, 80 % населения - 80 % дохода, т.е. все точки рас-положились бы по диагонали ОЕ. Если же навести фактическое распределение доходов, то кривая Лоренца покажет степень неравенства доходов.

Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Таким образом, абсолютное неравенство означало бы, что и 20%, и 40%, и 60 %, и т.д. насе-ления не получают никакого дохода, а последний человек присваивает 100 % всего дохода.

Ни одна экономика сама по себе не может решить проблему неравномерного распределения доходов. Эту функцию берет на себя прежде всего государство. К способам перераспределения доходов государством относятся :

1) проведение соответствующей фискальной политики, т.е. дифференцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов. В результате государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, реализовывать государственные программы социальной защиты;

2) установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы, субсидирование отдельных производств и отраслей.

Контрольные вопросы

1. Социальная политика государства: сущность и основные направления.

2. Результативность социальной политики: уровень и качество жизни.

3. Роль государства в осуществлении социальной политики

4. Механизм социальной защиты.

5. Доходы населения в рыночной экономике.

6. Проблема неравенства доходов.

Общество - целостная, исторически устойчивая система со­вместной жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдель­ных групп, каждая из которых имеет свою систему ценностей, свои интересы. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, но иногда несовместимыми. Социальная политика - система взаимоотношений основных элементов со­циальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей. Субъектами социальной политики яв­ляются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Главным субъект социальной политики - государ­ство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика - деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и пре­дотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Социальная политика - одно из главных направлений внутрен­ней политики государства, Призванное обеспечить стабильность общественной системы. Посредством государственной социаль­ной политики в рыночной экономике реализуется принцип соци­альной справедливости, предполагающий определенную меру вы­равнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. С точки зрения функционирования экономики, социальная по­литика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития обще­ства и накопления национального богатства создание благопри­ятных социальных условий для граждан становится главной це­пью экономической деятельности. В этой связи социальная политика кон центрирует цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического рос­та, поскольку экономический рост, не сопровождающийся рос­том благосостояния основной массы населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности.

Независимо от форм собственности любое общество, находя­щееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных со­циальных благ. Социологи утверждают, что потребительское по­ведение людей ориентировано на получение «стандартного паке­та» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе раз­вития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запала все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая деклара­ция прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизнен­ный уровень, включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защи­ты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономи­ку и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства. Социальная защита (в широком смысле) - деятельность госу­дарства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач со­циальной политики. Социальная защита (в узком смысле) - это система законодательных, экономических и социально-психоло­гических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям насе­ления за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддерж­ке. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общест­венный строй. Эффективная социальная защищенность подразу­мевает систему экономических отношений, гарантирующих каж­дому члену общества определенный жизненный уровень, кото­рый является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уро­вень при утрате тех или иных способностей. Эффективная соци­альная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных га­рантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); стра­ховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность.

Социальная политика государства направлена на создание со­циальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах го­сударства. Социальные обязательства государства - законода­тельно закрепленная совокупность социальных благ, которые го­сударство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления. Конституции многих государств содержат обширные перечни социальных обязательств. Напри­мер, в Конституции Италии записано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные соци­альные обязательства приняты в отношении работающих жен­щин. Конституция страны определяет также, что «каждый граж­данин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В ос­новной закон этой страны записаны права на равный доступ к об­разованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Япо­нии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями». Конституции ряда госу­дарств, например США, не содержат перечня социальных обяза­тельств. Однако социальные обязательства американского госу­дарства исключительно обширны и законодательно закреплены. Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система со­циальных служб, устанавливаются государственные пенсии, по­собия и иные гарантии социальной защиты».

При организации социальной защиты населения широкое распространение получили государственные минимальные соци­альные стандарты - минимальный уровень государственных га­рантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и об­щедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препарата­ми, нормы общей площади жилого помещения и пр.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обес­печение - программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудо­способности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, сис­тема социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование - система отношений по распределению и перерас­пределению национального дохода, заключающихся в формиро­вании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального стра­хования - программы, включающие в себя безвозмездные пла­тежи всем членам общества независимо от их доходов по насту­плении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кор­мильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему соци­ального страхования входит пенсионное, медицинское, страхо­вание от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспече­ния составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование - программы оказания помощи лицам, офи­циально признанным людьми, не имеющими средств к сущест­вованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода бедней­ших слоев населения независимо от их участия в трудовой дея­тельности и выплаты страховых взносов и финансируется из на­логовых поступлений государства. Общественное вспомощество­вание может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, обра­зование, профессиональную подготовку, службу занятости и не­которые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим крите­рием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, вы­деляют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской моделе значительную часть расходов на со­циальные нужды берет на себя государство, которое несет ос­новную ответственность за социальное благополучие своих гра­ждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право граж­данина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защи­ты и длительностью профессиональной деятельности. В ее осно­ве лежит социальное страхование, услуги которого финансиру­ются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выда­чу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспе­чение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британ­ская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что Любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низ­кими выплатами и социальную помощь, которая играет домини­рующую роль. Подобная модель социального государства харак­терна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как пере­ходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием соци­ально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской ин­теграции, направленные на сближение социально-экономиче­ских параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Гре­ция и Португалия. В таблице приведены социальные индикато­ры, описывающие результаты мероприятий социальной полити­ки в странах, придерживающихся той или иной ее модели.

Социальные индикаторы

Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществле­нии социальных гарантий. Однако государство не является един­ственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является ис­точником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников. Сегодня в мире все большее распространение получает концепция социально ответственного бизнеса (КСО). КСО прочно вошло в корпоративное управление в США и Кана­де еще в 50-60-х гг. прошлого века. В Европе КСО официально оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО. Корпоративная социальная ответственность (КСО) - концепция интеграции заботы о со­циальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компа­ний во взаимодействии со своими акционерами и внешней сре­дой. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, должен стремиться к достижению стабильности в об­ществе и социальной защищенности его членов. Польза от соци­ально ответственного бизнеса для общества очевидна. Основная проблема заключается в том, насколько выгодна самому бизнесу деятельность подобного рода. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Однако в мир бизнеса при­шло понимание того, что быть социально ответственными в со­временном мире необходимо, а главное, выгодно. Грамотно вло­женные в социальные программы средства являются реальной помощью обществу и приносят пользу и самому бизнесу (укреп­ление репутации и имиджа компании, рост инвестиционной привлекательности, повышение качества управления бизнесом). В обращении к партнерам своего благотворительного фонда са­мый богатый человек в мире Билл Гейтс и его жена Мелинда пи­сали: «Мы верим, что каждая жизнь имеет одинаковую ценность, где бы она не проходила - в богатой стране с высоким уровнем медицинского обслуживания или в нишей, где его почти нет». Билл Гейтс перечислил в свой фонд более 31 млрд долл., т, е. примерно 36% своих активов.