Штраф за открытие и отсутствие расчетного счета: размер, условия

С этого года Налоговый кодекс запрещает банкирам открывать новые расчетные счета компании, если другие ее счета заблокированы. Как именно этот запрет реализуется на практике? На этот и другие вопросы по блокировке счетов нам ответил Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.
- Как банк может узнать, есть ли у компании заблокированные счета?

Через новый сервис ФНС, называется он «БАНКИНФОРМ», его интернет-адрес service.nalog.ru/bi.do .

Вправе ли инспекторы блокировать счета, если вместо электронной декларации по НДС компания сдаст бумажную?

Нет, не вправе.

Сергей Александрович, с этого года изменились правила работы с расчетными счетами - теперь банки не вправе открывать компании новый счет, если у нее уже есть заблокированные в любом кредитном учреждении. Но как банкиры будут узнавать эту информацию?

Летом прошлого года ФНС России запустила новый сервис «БАНКИНФОРМ». С января 2014 года данный сервис позволяет банкам получать информацию о приостановлении операций на счетах. Для этого по адресу service.nalog.ru/bi.do надо ввести ИНН налогоплательщика и БИК банка, от имени которого проверяется информация. В ответ система покажет, действует ли на данный момент в отношении налогоплательщика решение о приостановке расходных операций. Если да, то будут показаны дата решения о блокировке и код налогового органа, который принял данное решение.

Получается, что налогоплательщики тоже могут пользоваться этим сервисом, проверяя собственные счета и счета контрагентов, если ввести ИНН и БИК любого банка?

Да, любой человек может зайти на сайт service.nalog.ru/bi.do и проверить, не принято ли в отношении того или иного налогоплательщика решение о приостановке операций. Число обращений к базе данных никак не ограничено. Главное, знать ИНН и БИК банка.

Скоро начнется период квартальной отчетности по НДС, которую теперь почти все компании должны сдавать через Интернет. Если отправить вместо электронной бумажную отчетность, вправе ли будут инспекторы блокировать счета компании?

Я считаю, что в этой ситуации инспекция не вправе приостанавливать операции. Одним из оснований для блокировки счета является опоздание налоговой декларации более чем на 10 дней (п. 3 ст. 76 НК РФ. - Примеч. ред.). Но компания отчиталась. Значит, у ИФНС появляется только основание применить штраф по статье 119.1 Налогового кодекса РФ - 200 руб. за каждый отчет, представленный в бумажном формате вместо электронного.

В такой ситуации налоговая инспекция также не вправе приостанавливать операции по счету. Есть судебная практика, согласно которой налогоплательщик, сдающий отчетность в срок со всеми необходимыми данными, но на устаревшем бланке, считается выполнившим свои обязательства.

Сейчас инспекторы обязаны отправлять в банк решения о разблокировке счетов в течение суток. Но иногда счета по-прежнему остаются блокированными очень долго. Может ли представитель организации взять в инспекции копию решения об отмене блокировки и отнести ее в банк, чтобы ускорить процесс?

Юридическую силу имеют решения налоговых органов об отмене приостановления операций, направленные в банки исключительно в электронной форме. Иных способов доставки таких решений законодательство не предусматривает. Но, по моему мнению, в исключительных случаях такие решения могут быть направлены на бумажном носителе. Например, если есть какие-то технические проблемы и банк никак не может получить решение в электронном виде.

Но довольно часто инспекторы все же запаздывают с разблокировкой счетов.

В таком случае я рекомендую обратиться с жалобой в УФНС и также подать заявление о выплате процентов за задержку. Так, решение о приостановлении операций по счетам отменяют не позднее одного рабочего дня, следующего за датой, когда компания сдала нужную декларацию. Если инспекторы нарушили этот срок, то налогоплательщик вправе получить проценты за каждый календарный день неправомерной приостановки операций. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Беседовала Ульяна Старкова, эксперт журнала «Главбух»

Разберемся с основными административными санкциями, которые могут возникнуть вследствие несоблюдения законов, касающихся ведения счетов организаций и предпринимателей.

Штраф за отсутствие расчетного счета

Сегодня открыть свою собственную фирму стало легко и доступно. Каждый сам для себя выбирает соответствующую его представлениям, потребностям и возможностям форму юридического лица. Здесь существует несколько вариантов - ООО, ОАО, ИП и т.д. Одной из первых задач после надлежащей регистрации своего предприятия для бизнесмена является открытие собственного банковского расчетного счета. Согласно законодательству, такая форма организационной структуры, как ИП может выбирать для себя наличие или отсутствие счета по своему усмотрению (с определенными ограничениями, подробнее ).

Все другие юридические лица должны иметь его в обязательном порядке. Функциональное назначение расчетного счета предусматривает различные операции. В первую очередь он используется для начисления финансовых поступлений от реализации товаров, услуг и других выполненных работ.

Специальных санкций за отсутствие у ООО р/c не предусмотрено , однако ведя деятельность без него (например, расплачиваясь только наличными) руководитель или собственник нарушает другие нормативные акты.

Штрафы при открытии счета

Существенной деталью, на которую необходимо обратить особое внимание, служит своевременное уведомление соответствующих структур об открытии расчетного счета или его закрытии. В первую очередь необходимо в ограниченный промежуток времени продолжительностью семь рабочих дней сообщить об этой операции в налоговые органы. День открытия в расчет не берется.

Отчет предоставляется по форме установленного образца № С-09-1 на усмотрение самого предпринимателя либо в личном порядке, либо при помощи заказного письма с вложением описи содержимого. Банк в свою очередь также письменно информирует налоговую инспекцию о самом факте открытия счета фирмой и о дате данной операции.

Но это, тем не менее, не снимает с предпринимателя обязанности самому предоставить в органы налогообложения соответствующие документы. Согласно статье 118 пункт 1 Налогового кодекса РФ сокрытие информации об открытии предпринимателем расчетного счета в каком-либо банке или несвоевременное просроченное уведомление об этом влечет за собой штрафные санкции в размере 5000 руб .

Кроме того организация должна в обязательном порядке в течение семи календарных дней сообщить о данной операции в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это перечень структур, куда должна быть предоставлена точно такая же форма уведомления, как для налоговой инспекции, и точно так же на усмотрение бизнесмена возможна ее подача при личном присутствии или с помощью услуг почты. В случае просрочки или невыполнения своих обязательств по информированию фондов об операции открытия расчетного счета или его закрытия согласно статье 46.1 Федерального закона № 212-ФЗ предприниматель облагается штрафом в размере 5000 руб.

Как избежать штрафа, если компания не сообщила в инспекцию либо во внебюджетные фонды об открытии или закрытии счёта?

«Российский налоговый курьер», июнь, 2013. Э.Е. Кундева, юрист аудиторской компании «Что делать Аудит».

Организации и предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы, а также Пенсионный фонд и Фонд социального страхования об открытии и закрытии счетов в банках. Если этого не сделать, штрафы практически неизбежны. Однако в некоторых случаях их всё-таки удаётся оспорить

Об открытии или о закрытии счёта организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя в течение семи дней со дня его открытия или закрытия (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Поскольку отдельно не оговорено, что указанный срок установлен в календарных днях, этот срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Также в течение семи рабочих дней со дня открытия или закрытия счёта компания должна уведомить об этом факте отделения ПФР и ФСС РФ, в которых она состоит на учёте (п. 6 ст. 4 и подп. 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели сообщают в инспекцию и внебюджетные фонды только о тех счетах, которые они используют в предпринимательской деятельности.

Информация о формах документов, используемых для этих целей, а также об ответственности за нарушение установленных сроков приведена в таблице 1 на с. ##. Отметим, что указанные обязанности возникают у организаций и предпринимателей независимо от того, что банки также должны сообщать в контролирующие органы об открытии и закрытии юридическими лицами и предпринимателям счетов. Причём для банков предусмотрены более сжатые сроки: уведомить налоговую инспекцию им следует в течение трёх рабочих дней, а ПФР и ФСС РФ – в течение пяти рабочих дней (п. 1 ст. 86 НК РФ и ч. 1 ст. 24 Закона № 212).

Сложности у организаций и предпринимателей возникают в связи с тем, что ни в Налоговом кодексе, ни в Законе № 212-ФЗ прямо не предусмотрено, о каких именно счетах необходимо сообщать и от какой даты считать срок, отведённый для подачи уведомления. Благодаря этому компаниям нередко удаётся оспорить в суде наложенные на них штрафы.

ТАБЛИЦА 1. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПО УВЕДОМЛЕНИЮ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАКРЫТИИ СЧЕТОВ

Об открытии или закрытии ссудных, депозитных, накопительных и транзитных валютных счетов не нужно сообщать ни в инспекцию, ни во внебюджетные фонды

Под счётом в НК РФ понимаются расчётные, текущие и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счёта, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 НК РФ). Аналогичное определение приведено в пункте 6 статьи 2 Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, об открытии или закрытии счёта необходимо уведомлять инспекцию и внебюджетные фонды, только если этот счёт имеет следующие характерные признаки:

  • открыт на основании договора банковского счёта. По такому договору банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт клиента денежные средства, выполнять распоряжения Клиента о перечислении и выдаче сумм со счёта и проведении других операций по счёту (п. 1 ст. 845 ГК РФ);
  • на него могут зачисляться денежные средства и впоследствии расходоваться с него по распоряжению владельца счёта.

Минздравсоцразвития России подтвердил, что организации и предприниматели не обязаны сообщать во внебюджетные фонды об открытии и закрытии счетов, не соответствующих перечисленным признакам, в частности, счетов по вкладам или депозитам, а также ссудных и транзитных валютных счетов (письмо от 21.05.10 № 1274-19). Значит, применение штрафных санкций за несообщение в ПФР и ФСС РФ об указанных счетах, неправомерно (см. табл. 2 на с. ##). Нужно ли уведомлять налоговиков об открытии или закрытии таких счетов?

ТАБЛИЦА 2. ВИДЫ СЧЕТОВ, ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАКРЫТИИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО УВЕДОМЛЯТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ


Ссудные счета. Этот вид счёта не соответствует ни одному из перечисленных выше признаков. Ссудный счёт открывается на основании кредитного договора, а не договора банковского счёта и не предназначен для проведения расчётных операций.

Для банка ссудный счёт является внутренним инструментом, используемым для учёта расходования и возврата кредитных средств. Записи по таким счетам отражают лишь состояние задолженности по кредитным договорам банка. Клиент же банка, получивший кредит, не может распоряжаться денежными средствами со ссудного счёта, поскольку они на этом счёте не находятся, а зачисляются на его расчётный или иной счёт. С этим согласен и Минфин России (письма от 09.11.05 № 03-02-07/1-295 и от 11.02.05 № 03-02-07/1-24).

Поскольку ссудный счёт не отвечает установленным в НК РФ критериям, организации и предприниматели не обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии такого счёта. Значит, их нельзя оштрафовать за то, что они не уведомили об этом инспекцию (письмо Минфина России от 09.11.05 № 03-02-07/1-295). К аналогичным выводам приходят и суды (постановления ФАС Московского от 25.05.06 № КА-А40/4588-06 и от 26.01.06 № КА-А40/14078-05, Поволжского от 18.03.05 № А65-23710/04-СА2-11 округов).

Счета по вкладам и депозитные счета. Такие счета открываются физическим и юридическим лицам для учёта денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов (п. 2.10 Инструкции Банка России от 14.09.06 № 28-И). Владельцы указанных счетов не могут производить расчёты или перечислять находящиеся во вкладах и депозитах денежные средства другим лицам.

Кроме того, основанием для открытия депозитных и иных аналогичных счетов является договор банковского вклада, а не договор банковского счёта (п. 1 ст. 834 ГК РФ). Следовательно, и этот вид счета в банке не соответствует критериям, установленным НК РФ. Значит, сообщать в инспекцию об открытии или закрытии подобных счетов налогоплательщики не обязаны (письмо Минфина России от 09.06.09 № 03-02-07/1-304). На неправомерность применения штрафа в такой ситуации указывают и суды (постановление ФАС Московского округа от 26.01.06 № КА-А40/14078-05).

Транзитные валютные счета. Банки открывают их организациям одновременно с текущим валютным счётом, причём независимо от волеизъявления организации и без заключения отдельного договора банковского счёта (о счетах в зарубежных банках читайте во врезке на с. ##). Транзитный валютный счёт имеет специальное целевое назначение. Он необходим для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и для учёта валютных операций (п. 2.1 инструкция Банка России от 30.03.04 № 111-И).

Минфин России согласен, что транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 НК РФ. Поэтому организации не обязаны сообщать в инспекцию об их открытии или закрытии (письма Минфина России от 09.06.09 № 03-02-07/1-304 и от 18.09.06 № 03-02-07/1-250).

К аналогичным выводам приходят и суды (постановления ФАС Центрального от 22.08.05 № А09-1631/05-3 и Московского от 25.05.04 № КА-А40/4094-04 округов). При этом суды отмечают, что транзитный валютный счёт в соответствующей валюте открывается параллельно текущему валютному счету (абз. 2 п. 2.1 инструкция Банка России от 30.03.04 № 111-И). Следовательно, уведомление об открытии или закрытии текущего валютного счёта одновременно свидетельствует и об открытии или закрытии транзитного валютного счёта. А вот об открытии или закрытии текущего валютного счёта организация обязана сообщить и в налоговую инспекцию, и в ПФР и ФСС РФ. Ведь этот вид счёта открывается на основании договора банковского счёта и используется для осуществления расчтов в иностранной валюте, то есть соответствует требованиям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ (письмо Минфина России от 18.09.06 № 03-02-07/1-250).

Уведомлять об открытии или закрытии счетов в иностранных банках нужно только налоговую инспекцию

Если организация или предприниматель открыли или закрыли счёт или вклад в зарубежном банке, находящемся за пределами РФ, они обязаны проинформировать об этом лишь налоговиков (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В ПФР и ФСС РФ сообщать эти сведения не нужно.

Причём на то, чтобы уведомить инспекцию отводится целый месяц со дня открытия или закрытия счёта (вклада) в иностранном банке. Кроме того, в этот же срок необходимо сообщить также об изменении реквизитов ранее открытых счётов или вкладов за рубежом. Для подачи в инспекцию сведений о счетах в иностранных банках используются специальные формы, утверждённые приказом ФНС России от 21.09.10 № ММВ-7-6/457@.

Ещё одна особенность состоит в том, что за несообщение в инспекцию об открытии или закрытии счёта в иностранном банке предусмотрена только административная ответственность. Оштрафовать по статье 118 НК РФ за это нарушение нельзя. Административный штраф составляет (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 5000 до 10 000 руб.

Отметим также, что выявить указанное нарушение могут и налоговики, однако принять решение о наложении штрафа вправе только органы валютного контроля, то есть Росфиннадзор (ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ)

/Врезка «Обратите внимание»

Временные накопительные счета. Такие счета кредитные организации вправе открывать юридическим и физическим лицам на определённый срок, по истечении которого имеющиеся на них средства перечисляются на банковские счета клиентов (п. 1.15 общей части Правил ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. положением Банка России 16.07.12 № 385-П). Причём накопительные счета открываются на том же балансовом счёте, на котором предполагается открытие банковского счёта для зачисления средств.

Расходование средств с накопительных счетов не допускается, то есть расчеты по таким счетам невозможны. Получается, что накопительные счета не отвечают установленным в НК РФ критериям. Значит, организация или предприниматель не обязаны сообщать об их открытии или закрытии ни в налоговые органы, ни во внебюджетные фонды. Однако официальных писем Минфина России или Минздравсоцразвития России, подтверждающих или опровергающих этот вывод, найти не удалось. Как впрочем нет и арбитражной практики, касающейся штрафов по этому виду счетов.

Президиум ВАС РФ подтвердил, что несообщение об открытии или закрытии «карточного» счёта является нарушением и влечёт наложение штрафа

Несмотря на всё большее распространение банковских карт, правовое регулирование «карточных» счетов, которое имеется на сегодняшний день, представляется недостаточным. Видимо поэтому и среди судов до недавнего времени не было единого мнения о том, правомерно ли привлечение к ответственности организации или предпринимателя, которые не сообщили в инспекцию или внебюджетные фонды об открытии либо закрытии такого счёта.

В частности, ФАС Уральского округа упорно отклонял доводы инспекции о том, что карточный счёт является банковским счётом. Арбитры при этом отмечали, что при открытии счёта, предназначенного для обслуживания банковской карты, договор банковского счёта в соответствии со статьёй 845 ГК РФ не заключается. На такие счета не зачисляются средства третьих лиц, поэтому они не являются счетами в том значении, которое приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Значит, сообщать контролирующим органам об открытии и закрытии указанных счетов налогоплательщики не обязаны (постановления ФАС Уральского округа от 09.06.09 № Ф09-3782/09-С3 и № Ф09-3786/09-С3, от 02.06.09 № Ф09-3478/09-С3 и от 08.08.07 № Ф09-6280/07-С3).

Вместе с тем предполагается, что «карточный счёт» открывается для осуществления безналичных расчётов с использованием платёжной карты. В договоре обычно предусматривается как открытие специального банковского счёта, так и обслуживание пластиковой карты. На этот счёт денежные средства могут и зачисляться, и расходоваться с него. Поэтому суды других федеральных округов приходили к выводу, что «карточный» счёт соответствует критериям счета, используемым в налоговом законодательстве. Значит, о его открытии или закрытии организации и предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 04.06.08 № А33-2910/07-03АП-234/08-Ф02-2360/08, Западно-Сибирского от 18.10.07 № Ф04-7312/2007(39379-А75-3) и Северо-Западного от 05.07.07 № А42-8373/2006 округов).

Точку в спорах поставил Президиум ВАС РФ, указавший, что несообщение организацией в инспекцию в установленный срок об открытии счёта в банке для проведения операций, совершаемых с использованием расчеёных (дебетовых) карт, влечёт ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (постановление от 21.09.10 № 2942/10). При этом судьи отметили, что банковские карты эмитируются на основании договора банковского счёта. Иными словами, расчёты с помощью таких карт, по сути, можно приравнять к проведению операций по договору банковского счёта. Форма безналичных расчётов – платёжными поручениями, по аккредитиву, инкассо, чеками или путём использования банковских карт – не является признаком, позволяющим выделить договор, заключаемый между банком и владельцем карты, в самостоятельный вид, отличный от договора банковского счёта.

Отметим, что Президиум ВАС РФ высказался по поводу уведомления лишь налоговых органов об открытии или закрытии «карточного» счёта. Представляется, что аналогичный подход целесообразно использовать и при решении вопроса о том, сообщать или нет об этих фактах во внебюджетные фонды. Иными словами, об открытии или закрытии «карточного» счёта безопаснее уведомить ещё и ПФР и ФСС РФ.

Суды исчисляют срок для подачи сообщения об открытии или закрытии счёта со дня, когда организация получила из банка уведомление об этом

По мнению ФНС России, датой открытия или закрытия счёта является дата внесения банком соответствующей записи в книгу регистрации открытых счетов, которая должна вестись в каждой кредитной организации (письмо от 02.09.05 № ШС-6-24/733@). Поэтому налоговики утверждают, что семидневный срок для направления уведомления об открытии или закрытии банковского счёта исчисляется со дня внесения соответствующей записи в указанную книгу регистрации.

Нередко сообщение банка об открытии или закрытии счёта доходит до Клиента с большим опозданием, когда семидневный срок для уведомления контролирующих органов уже истек. Президиум ВАС РФ указал, что налогоплательщика нельзя оштрафовать за несвоевременное представление в инспекцию сведений об открытии или закрытии счёта, если он поздно узнал о том, что ему был открыт или закрыт банковский счёт (постановление от 20.07.10 № 3018/10). Семидневный срок в этом случае нужно исчислять с момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии или закрытии счёта, то есть когда он получил от банка соответствующее сообщение.

Похоже, что и налоговики наконец-то согласились с таким подходом. Дело в том, что ФНС России включила постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.10 № 3018/10 в обзор судебных постановлений по налоговым спорам, которыми надлежит руководствоваться инспекторам на местах (п. 53 письма от 12.08.11 № СА-4-7/13193@).

Впрочем, суды и до появления указанного постановления Президиума ВАС РФ чаще всего приходили к выводу, что наложение штрафа на организацию или предпринимателя в подобной ситуации неправомерно. Ведь сообщить о закрытии банковского счёта они могут только после получения из банка соответствующей справки или иного документа. Поскольку закрытие счёта предполагает проведение банком определённых мероприятий, то момент расторжения договора банковского счёта и момент закрытия счёта могут не совпадать по времени (постановления ФАС Дальневосточного от 19.11.09 № Ф03-6090/2009, Западно-Сибирского от 10.06.09 № Ф04-2437/2009(5233-А46-42) и Уральского от 17.03.09 № Ф09-1333/09-С3 округов).

Закрытие счёта по инициативе банка без уведомления клиента освобождает последнего от штрафа за несообщение контролёрам об этом

Банк вправе в одностороннем порядке закрыть счета клиента, если в течение двух лет на счёте клиента не было денежных средств и операции по этому счёту не проводились (п. 1.1 ст. 859 ГК РФ). О своём намерении банк обязан письменно предупредить клиента. Договор банковского счёта считается расторгнутым по окончании двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если, конечно, на счёт клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

Вместе с тем направление банком в адрес организации или предпринимателя уведомления о намерении закрыть счёт не является основанием для того, чтобы по истечении двух месяцев и семи дней со дня отправки привлекать их к ответственности за несообщение контролирующим органам о закрытии счёта. Семидневный срок, отведённый для подачи налогоплательщиком соответствующего уведомления, должен исчисляться с момента получения им от банка справки или иного документа, подтверждающего закрытие счёта (постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.10 № 3018/10).

Если банк закрыл счёт, не предупредив организацию об этом, её нельзя привлечь к ответственности за несообщение или несвоевременное сообщение в инспекцию и внебюджетные фонды сведений о закрытии счёта. Ведь компания не располагала точной информацией о дате закрытия счёта. Причём такого же мнения придерживаются не только суды, но и налоговые органы (письмо ФНС России от 28.11.05 № ЧД-6-24/998@, постановления ФАС Уральского от 30.01.13 № Ф09-13557/12 и от 14.01.13 № Ф09-12891/12, Северо-Западного от 17.12.12 № А42-3000/2012, Западно-Сибирского от 23.12.09 № А70-4166/2009 и Поволжского от 07.10.08 № А65-5081/08 округов).

Наличие ошибок в тексте сообщения об открытии или закрытии счёта нельзя приравнять к неподаче такой информации

Бывает, что организации или предприниматели, своевременно сообщая контролирующим органам об открытии или закрытии счёта, допускают ошибки или неточности при заполнении соответствующего уведомления. Например, пропускают цифру или делают опечатку в номере счёта, наименовании банка либо иных реквизитах.

Суды придерживаются мнения, что при таких обстоятельствах налогоплательщика нельзя оштрафовать по статье 118 НК РФ. Ведь этой статьёй предусмотрена ответственность за нарушение семидневного срока, отведённого для представления в инспекцию информации об открытии или закрытии счёта в каком-либо банке. Ответственность за подачу недостоверных сведений об открытых или закрытых счетах не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.08 № А56-54014/2007).

Представляется, что такой же логики следует придерживаться и в том случае, если организация допустила ошибку в сведениях об открытии или закрытии счёта, направленных в ПФР или ФСС РФ. Тем более что согласно статье 46.1 Закона № 212-ФЗ штраф установлен также только за нарушение срока уведомления фондов об открытии либо закрытии счёта в банке.

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.