Амортизационный фонд формируется за счет. Амортизационный фонд, его планирование и использование

Методы начисления амортизации.

Согласно законодательству амортизация основных средств может осуществляться одним из следующих способов:

Линейным;

Уменьшаемого остатка;

Метод суммы чисел лет срока полезного использования;

Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - производительный способ.

Линейный способ, который состоит в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. При этом способе амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчислений от срока полезного использования этого объекта. В организациях с сезонным характером работ амортизация ОС начисляется с использованием данного способа, но только в течение месяцев фактической работы сезонной организации в отчетном году.

При использовании способа уменьшаемого остатка сумма начислений амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС, принимаемой на начало каждого отчетного года, и нормы амортизации, исчисленной при постановке на учет данного объекта исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, который устанавливается законодательством РФ.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, при котором начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе – число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

Способ начисления амортизации в зависимости от объема выпуска продукции или работ (пропорционально объему продукции). При этом ежегодная сумма амортизации определяется путем умножения процента, исчисленного при постановке на учет данного объекта как отношение его первоначальной стоимости к предполагаемому объему выпуска продукции или работ за срок его полезного использования на показатель фактически выполненного объема продукции или работ за данный отчетный период.

Амортизационный фонд – это денежные средства, накопленные за счет амортизационных отчислений основных средств (основных фондов) и предназначенные для восстановления изношенных основных средств и приобретения новых. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену продукции (товаров). Предприятия обязаны накапливать суммы амортизационных отчислений, "откладывая" их из выручки за проданную продукцию в амортизационный фонд. Величина годовых амортизационных отчислений предприятий определяется по нормам от стоимости объекта основных фондов.
Амортизация начисляется ежемесячно, т. е. имеет постоянный и непрерывный характер. Расходуются средства фонда на возмещение износа (восстановление, обновление) основных фондов периодически, т. е. расход средств осуществляется в процессе их воспроизводства по истечении нормативных сроков службы. До этого момента они свободны и могут быть использованы как источник финансовых ресурсов для воспроизводства основных фондов.



Основная функция амортизации – обеспечение воспроизводства, восстановление основных фондов. Вторая функция – учетная. Кроме этого, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующие функции, так как предусматривает наиболее полное использование основных фондов: чем дольше по времени функционирование, тем больше производится продукции и тем больше будет перенесена стоимость основных фондов. Это позволит уменьшить их недоамортизацию вследствие морального износа и снизить потери предприятия, что очень важно в условиях рынка.

Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров и поступление выручки. Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных доходов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости. Прежде всего это связано с образованием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Сущность амортизационных отчислений, их места в доходе предприятия и движении амортизационного фонда в составе активов состоит в следующем: амортизационные отчисления - часть стоимости основных средств, включенная в себестоимость продукции; амортизационные отчисления - это часть дохода предприятия (в выручке от реализации продукции, в арендном платеже и т.д.); амортизационный фонд формируется по мере оплаты продукции, работ, услуг, прав пользования капиталом и используется для финансирования простого воспроизводства долгосрочных активов. Если амортизационный фонд не использован и числится на забалансовом счете (существующая методология учета амортизационного фонда), это свидетельствует об уменьшении стоимости активов и убытках предприятия, не представленных в балансе и отчете о прибылях и убытках. Если амортизационный фонд использован сверх начисленных амортизационных отчислений и числится на забалансовом счете со знаком "минус", это свидетельствует об увеличении стоимости активов за счет несуществующего источника и убытках предприятия, не представленных в балансе и отчете о прибылях и убытках.

Амортизационный фонд отражает совокупную стоимость основных фондов, которую надо перенести на изготовляемый продукт или услугу за весь срок их службы, т. е. сумму, которая к моменту выбытия основных фондов обеспечила бы возможность их воспроизводства. Объем амортизационного фонда (АФ) рассчитывается по формуле

АФ = ПВ + КР + М + Л,

где ПВ - полная восстановительная стоимость основных фондов; КР - стоимость капитального ремонта в течение амортизационно­го периода;

М - стоимость модернизации в течение амортизационного периода;

Л - ликвидационная стоимость основных фондов за вычетом рас­ходов на их демонтаж.

Отношение объема амортизационного фонда к сроку службы основных фондов в годах составит объем ежегодных амортизационных отчислений:

ЕА = АФ / t ,

где ЕА - годовая сумма амортизации;

t - продолжительность амортизационного периода в годах.

Процентное отношение объема ежегодных амортизационных отчислений к полной восстановительной или первоначальной (ПП) стоимости называется нормой амортизации (НА):

НА = ЕА / ПВ 100%.

Абсолютную сумму износа можно определить как разность между полной (П), первоначальной или восстановительной, и остаточной (О), первоначальной с учетом износа или восстановительной с учетом изно­са, стоимостью. Отношение суммы износа основных фондов (И) к их полной стоимости представляет собой коэффициент износа:

К и = И / О.

Он характеризует долю той части стоимости основных фондов, ко­торая перенесена на продукт.

Обратным показателем является коэффициент годности (К г), равный отношению остаточной стоимости к полной стоимости:

К г = О / Л,

или разности между единицей или ста процентами и коэффициентом износа, выраженным соответственно в относительной величине или в процентах.

Сумма коэффициентов годности и износа равна 1 (Кг + Ки =1) или

Коэффициент годности характеризует неизношенную часть основных фондов, т. е. долю их стоимости, которая еще не перенесена на продукт.

Износ основных средств исчисляют в течение нормативного срока их службы (эксплуатации) или срока, за который балансовая стоимость основных фондов будет полностью включена в издержки производства.

При начислении износа пользуются «Едиными нормами амортиза­ционных отчислений на полное восстановление основных фондов на­родного хозяйства СССР», утвержденными Постановлением Совета Министров № 1072 от 22.10.1990 г., которые дифференцированы по группам и видам основных средств. При этом для каждого вида фондов устанавливается единая норма амортизации, независимо от того, в какой отрасли они используются.

Форма амортизации, которая исходит из предположения о том, что процесс износа основного капитала происходит равномерно в течение всего срока службы, называется линейной. При этом величина ежегод­ных амортизационных отчислений остается постоянной. Исключение делается только для тех основных средств, которые функционируют в столь разных условиях, что возникают значительные изменения срока их службы и размера затрат на капитальный ремонт. В этом случае устанавливаются специальные поправочные коэффициенты.

Таким образом, в отечественной экономической практике применяются в основном линейные методы начисления амортизации, которые отличаются простотой расчетов и одинаковой величиной ежегодных амортизационных отчислений в фонд. Однако они не отражают реальный процесс износа основного капитала. В мировой практике линейная амортизация применяется редко. Кроме того, в условиях инфляции использование линейной формы начисления амортизации экономически нецелесообразно. Поэтому в российскую практику предполагается ввести методы ускоренной (уменьшающейся, т. е. нелинейной) амортизации: метод постоянного процента, кумулятивный метод или метод, рекомендуемый новой СНС (амортизационный фонд каждого года определяется путем умножения стоимости за вычетом износа (остаточной стоимости) на начало года на величину, равную (2/n), где п - срок службы фондов).

В мировой экономической практике применяются три вида амортизации:

Линейная (постоянная);

Возрастающая (замедленная);

Уменьшающаяся (ускоренная).

Наиболее распространенными являются методы ускоренной и за­медленной амортизации.

Возрастающая (замедленная) амортизация весьма точно отражает реальный процесс потребления основного капитала. Она имеет место, если величина годового амортизационного фонда с течением времени возрастает. По одному из методов замедленной амортизации годовой фонд можно рассчитать следующим образом:

ЕА V i r /(1 + r) n - 1 + 1 -1

где ЕА - ежегодный амортизационный фонд; V - полная первоначальная стоимость основных фондов на начало

первого года;

r - ставка учетного процента;

п - срок службы основного капитала (в годах) - расчетный.

Этот способ правомерен только в отношении основных фондов, которые конкурентоспособны и не имеют аналогов. В условиях инфляции он применяется редко, так как ведет к потерям.

В западных странах чаще применяются различные методы ускоренной амортизации. К ним относится метод постоянного процента:

ЕА= V i r (1- r) t -1 ,

где V - стоимость за вычетом износа на начало года r - величина постоянного процента, который утверждается министерством финансов (от 50 до 70%).

Ускоренная амортизация - один из факторов экономического

Амортизация является категорией, отражающей объективный про­цесс простого воспроизводства средств труда в натуре. В то же время реновационный фонд может быть одним из источников расширенного воспроизводства, так как основные фонды в течение всего срока их функционирования не требуют замены на новые фонды такого же вида. Реализуемая же в цене продукта часть их стоимости высвобождается из производственного процесса в виде свободных денежных средств, кото­рые поступают на финансирование капитальных вложений и использу­ются на расширение основных фондов.

Амортизационные фонды - это определённый объём накопленных предприятием средств, направленных на возобновление величины Накапливаются средства при помощи амортизационных отчислений, которые в свою очередь являются частью себестоимости продукции. Таким образом, амортизационные фондыобеспечивают наиболее полноценное существование предприятия. Они ликвидируют процесс износа дорогостоящей техники, транспорта, зданий и сооружений, являя собой объём средств, ориентированный на их восстановление.

основных фондов

Однако хоть данное понятие до сих пор используется в современной бухгалтерии, оно представляет собой достаточно абстрактный способ формирования, не предусмотренный в законодательной форме специального фонда. Амортизационные фонды с 1992 года на практике не существуют, представляя собой лишь производные накопления отчислений, сформированных за счёт себестоимости продукции. Изменения в законодательстве произошли в связи с полномасштабной приватизацией государственного имущества частными предпринимателями.

После этого законодательные органы страны решили, что контролировать технологию предпринимательской деятельности, по которой будет восстанавливаться в демократической среде они не имеют права. Хотя многие современные экономисты на сегодняшний день могут быть не согласны с формулировкой данного внутриэкономического вопроса предприятий и организаций российскими законодателями, поскольку учредительный капитал субъектов хозяйственной деятельности в современной экономической системе подобно фондам советских предприятий в большинстве случаев не формируется учредителями организации, а привлекается из внешней инвестиционной среды. В связи с этим менеджеры хозяйствующего субъекта равным образом несут ответственность перед вкладчиками, как и руководство завода перед Советской властью в своё время. Амортизационные фонды в свою очередь не дают возможности фантазии управленца разгуляться по полной, освоив таким образом, чрезмерный капитал в ущерб дивидендам, как это позволяют просто отчисления из себестоимости. Однако поскольку в законодательной форме данный процесс не обусловлен, то вкладчикам остаётся только более тщательно анализировать предприятия, надеясь на добросовестность его руководства.

Амортизационный фонд предприятия

Но часто бывает, что предприятие стабильно ведёт положительную для инвестора дивидендную политику. В таких случаях руководство использует классический способ фонда. При нём отражается совокупная стоимость основных фондов, перенесённая на изготовленный продукт за срок их службы. То есть на ту

сумму, которая смогла бы полностью возместить при их износе. Объём амортизационного фонда с математической точки зрения имеет вид:

АФ = ПВ+КР+М+Л, где:

  • ПВ - стоимость основных фондов;
  • КР - стоимость амортизационного ремонта в течение данного периода;
  • М - стоимость модернизации;
  • Л - ликвидационная стоимость.

Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов.

Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов.

Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов.

Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.

38Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизв-ва основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.



38. Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Основной собственный источник финансирования капи­тальных вложений - амортизация. Но пока она не используется может служить источником финансирования материальных средств. По своей экономической сущности амортизация - это процесс постепенного перенесе­ния стоимости средств труда по мере их износа на производи­мую продукцию, превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукт труда части стоимости основных средств. Это целевой источник финансирования инвести­ционного процесса. Амортизация начисляется на нормативный срок службы ос­новных средств. В амортизационной политике государства про­изошли существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению о бухгалтерском учете основных средств (ПБУ 6/97), утвержденному Министерством финансов России от 19 сентября 1997 г. № 65н, организации получили право самостоятельно определять срок полезного ис­пользования приобретаемого актива. Ранее такое право было предоставлено предприятиям только в отношении нематериаль­ных активов. Использование этого права дает предприятию воз­можность полнее учитывать высокий уровень технического прогресса и своевременно обновлять основные средства. Срок полезного использования основных средств – период, в течение которого использование объекта основных средств мо­жет приносить доход. Однако самостоятельное определение срока полезного ис­пользования объекта основных средств при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету возможно только в случае, если такой срок отсутствует в технических условиях. При самостоятельном установлении срока полезного исполь­зования предприятие должно исходить из: I) ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производи­тельностью или мощностью применения; 2) ожидаемого физи­ческого износа в зависимости от режима эксплуатации; 3) имеющихся нормативно-правовых и других ограничений ис­пользования этого объекта (например, срок аренды, срок дея­тельности предприятия, установленный при регистрации). Согласно ПБУ 6/97 введены следующие способы начисления амортизации: -линейный; -уменьшения остатка; -списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; -пропорционально объему продукции.

40.Экономическое содержание и значение налогов.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех доходов государства). Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные экономические условия жизни людей и государства. НК РФ определяет налог след. образом:

Налог – это индивидуально безвозмездный платеж с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления ден. ср-в в целях фин. обеспечения деят-сти гос-ва и (или) МО.

Сущность налога состоит в отчуждении гос-вом в свою пользу принадлежащих частным лицам ден. ср-в. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов: 1) обязательность (уплата налога явл. констит.-правовой обяз-стью). 2) индивидуальная безвозмездность (уплата налога не влечет встречной обязанности гос-ва оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия). 3) денежная форма уплаты (НК РФ определяет налог как денежный платеж, какие-либо натуральные формы уплаты не предусмотрены). 4) публичные цели налогообложения (функциональное назначение налогов состоит в фин. Обеспечении реализуемой гос-вом внешней и внутр. политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества).

40. Экономическое содержание и значение налогов. Налоги являются основным источником бюджетных доходов. Налоги выполняют три функции: 1.фискальная функция. Она обеспечивает поступление необходимых средств в бюджеты разных уровней. 2.ругулирующая функция. С помощью налогов можно воздействовать на темпы развития производства, уровень доходов населения, на платежеспособный спрос. 3.контрольная функция. Зная ставки налогов и сроки их уплаты можно отслеживать полноту и своевременность формирования бюджета доходов. Исходя из общего объема поступления налога, можно судить о формировании стоимостных пропорций дохода населения и т.д. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения: 1.объект налогообложения (имущество, факт реализации товара). 2.налоговая база. 3. налоговый период (срок, по истечению которого взимается налог). 4.налоговая ставка (размер налога с единицы налоговой базы в %). 5.порядок исчисления налога. 6.порядок и сроки уплаты налога. Налоги классифицируются по разным признакам: 1.налоги делят на прямые и косвенные (акциз, НДС). 2.в зависимости от характера налоговых ставок, налоги бывают: - пропорциональный налог – налоговая ставка всегда постоянна (налог на прибыль – 20%). - прогрессивный налог – налоговая ставка возрастает при увеличении налоговой базы. - регрессивный налог – ставка понижается при увеличении налоговой базы. В зависимости от уровня, на котором установлен налог их делят на федеральные, региональные и местные налоги

41. Система органов управления финансами в РФ. Управление финансами – это целенаправленная деятельность государства связанная с практическим использованием финансового механизма В РФ управление финансами осуществляется: 1) Президент РФ Он определяет основное направление финансовой политики государства 2) Высшие законодательные органы власти (Федеральное собрание, совет федерации и государственная дума). Они рассматривают и утверждают закон о Федеральном бюджете, отчет о его исполнении, законы о налогах и сборах. 3) Органы исполнительной власти - Министерство финансов и находящейся в его ведении Федеральные службы: · Федеральная налоговая служба · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора · Федеральная служба страхового надзора · Федеральное казначейства Министерство финансов отвечает за разработку и исполнение Федерального бюджета составление отчета о его исполнении управление государственным долгом. - Федеральная таможенная служба. Контролирует полноту и своевременные уплаты таможенных пошлин. - Счетные палаты РФ и субъектов РФ. Дают заключения на проект соответствующего бюджета, отчет о его исполнение, осуществляют проверки, используя бюджетные средства. На уровне субъекта РФ и муниципальных образований, управление финансами осуществляется: 1- Высшие законодательные (представительные) органы власти и местное самоуправление: · Законодательное собрание, советы депутатов в муниципальных образованиях Они утверждают законы и решения о соответствующих бюджетах, отчеты об их исполнении, законы и решения о налогах и сборах. 2- Высшие исполнительны органы субъекта РФ и муниципальных образований, региональные и местные администрации. Они отвечают за составление и исполнение соответствующих бюджетов. Также в управлении финансами участвуют распорядители и получатели бюджетных средств. Управление финансами также, осуществляется в рамках коммерческих организаций. В управлении финансами организации участвуют: 1- специально созданные финансовые службы. отвечают за финансовое планирование и разработку управленческих решений, целей. 2- бухгалтерская служба организации – осуществляет контроль и учет денежных средств, составление отчетности и таким образом готовит базу для проведения финансового анализа и принятия управленческих решений. 3- руководитель организации 4- отдельные вопросы может решать собрание акционеров

42. Финансы организаций, их характеристика. Финансы организации – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, при которой формируются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, происходит их распределение и использование. Финансы организации включают в себя следующие группы отношений : 1.Отношения между учредителями при создании организации 2.Отношения между организациями в процессе реализации продукции, приобретения товара, работ, услуг 3Между организацией и её филиалами 4Между организацией и её работниками 5Отношения внутри ассоциации, союзов и так далее, связанных с организацией мероприятий, в которых заинтересованы их участники 6Между организациями и финансовой системой государства (уплата налогов) 7Между организацией и банковской системой 8Между организациями и страховыми компаниями (уплата страховых взносов) Финансы организации выполняют 2 функции: 1 Распределительная функция . Реализуется при формировании начального капитала, в его кругообороте, формирование прибыли. 2 Контрольная функция . Означает учет затрат на производство и реализацию, контроль за эффективностью производства, сохранностью денежных средств. Финансы организации основаны на следующих принципах: 1Принцип хозяйственной самостоятельности . Означает самостоятельных выбор хозяйствующими субъектами в сфере экономической деятельности источников финансирования и направления вложения средств. 2Принцип самофинансирования . Он означает самоокупаемость затрат на производство и реализацию, а так же расширение производства за счет собственных средств и при необходимости заемных ресурсов. 3Принцип материальной заинтересованности . В финансовых результатах деятельности организации заинтересованы её собственники, а так же государство. 4Принцип материальной ответственности . Он означает наличие системы ответственности за ведение и результаты деятельности организации. 5Принцип обеспечения финансовых резервов организации в соответствии с законодательством, либо на добровольной основе формирует финансовые резервы для обеспечения финансовой устойчивости. На финансы организации влияют 2 фактора : 1Организационно правовая форма хозяйствования. Это влияет на создание финансовых отношений при формировании первоначального капитала, а также распределение прибыли. 2Отраслевые технико-экономические особенности. Это влияет на продолжительность производственного цикла, потребность в заемных средствах, регулярность поступления выручки. В сельском хозяйстве производственный цикл связан природным циклом, поэтому поступление выручки происходит в определенное время года. В сфере транспорта большой удельный вес в активах организации занимают основные средства. При этом поступление выручки совпадает с моментом реализации услуг или опережает его. В сфере товарного обращения наибольший удельный вес занимает оборотный капитал и торговые организации часто прибегают к банковскому кредиту. В строительстве требуются крупные первоначальные вложения и производственный цикл может занимать несколько лет.

43.Бюджетная система РФ. Бюджетная с-ма – это совокупность бюджетов гос-ва, административно-террит. образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос. учреждений и фондов, основанная на экон. отношениях, гос. устройстве и правовых нормах.БС явл. главным звеном фин. с-мы гос-ва. В соотв. с Конст. РФ и БК РФ БС РФ состоит из 3 уровней: 1. фед. бюджета и гос. внебюдж. фондов. 2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территор. гос. внебюдж. фондов. 3. местных бюджетов. Фун-ие БС РФ основано на след. принципах: 1. единство БС. 2. разграничение доходов и расходов между уровнями БС. 3. самостоятельность бюджетов разных уровней. 4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюдж. фондов. 5. сбалансированность бюджета. 6. эффективностьи экономность использования бюдж. ср-в. 7. общее покрытие расходов бюджета. 8. гласность. 9. достовернось бюджета. 10. адресность и целевой хар-р использования бюдж. ср-в.

44.Система органов финансового контроля в РФ. Гос. фин. контроль заключается в контролировании составления и исполнения фед., регион. и местных бюджетов, гос. внебюдж. фондов, ден. обращения, внутр. и внешн. гос. и регион. долгов и др. В соотв. с российским зак-вом осущ. гос. фин. контроля возложено на Минфин РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России. Ведущая роль в гос. фин. контроле отводится бюджетному контролю. Бюджетный контроль – это этап бюджетного процесса. осущ-ый представит. органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, фин. и налог. органами. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет 2 формы: 1. Парламентский контроль(осущ. соотв. представит. органами – счетная палата, контрольно-счетные палаты на местах). 2. Административный контроль (осущ. Минфином РФ, Казначейством РФ, фин. органами субъектов РФ и МСУ, главн. РБС, главн. бухгалтерами бюдж. учреждений). В составе территориальных органов власти создаются бюджетно-фин. комиссии (осущ. контроль за фин. деят. органов исполнит. власти), контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО (осущ. бюджетно-фин. контроль), контрольно-ревиз. управления террит. администраций (осущ. контроль за ФХД гос. и муп. предприятий, использов. ими бюдж. ср-в).

44. Система органов финансового контроля в РФ. Финансовый контроль - з аконодательно регламентирующаяся деятельность специально созданных учреждений контроля, а также контролеров-аудитов за соблюдение финансового законодательства экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их операций. Различают государственный финансовый контроль и не государственный финансовый контроль. негосударственный финансовый контроль включает в себя внутрифирменный и аудиторский контроль. Финансовый контроль осуществляется в 2 формах: - обязательный финансовый контроль Контроль за налоговыми поступлениями, бюджетными расходами и так далее (может быть как государственный, так и негосударственный контроль). - инициативный контроль может включать внутрифирменный и аудиторский контроль. Разделяют следующие виды контроля: 1) в зависимости от времени проведения: - предварительный - текущий - последующий 2) по субъектам контроля: - со стороны законодательных органов - со стороны исполнительных органов - со стороны аудиторских фирм - со стороны внутрифирменный 3) по объектам контроля: - бюджетный контроль - налоговый контроль - валютный контроль - таможенный контроль различают следующие методы финансового контроля: 1- проверки при них рассматривают определенные вопросы финансовой деятельности для выявления нарушений и их устранений 2- обследование при нем рассматривается ряд финансово-экономических показателей субъекта для определения его состояния и перспектив развития 3- надзор осуществляется контролирующей организацией за экономическими субъектами, получившими лицензию, на какой либо вид деятельности 4- анализ финансового состояния детальное изучение финансовой отчетности субъекта для определения результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

46.Бюджетн планирование Бюджетное планирование - важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны. В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны. Бюджетное планирование включает: Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня. 1Его нормативно-правовую базу и организацион основу 2Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны. Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами. Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен

46,.Бюджетное планирование. Бюджетное план-ие явл. составной частью фин. план-ия. Бюдж. план-ие – это централиз. распред. и перераспред. сто-сти ВВП и НД между звеньями БС на основе общенац. соц-экон. программы развития страны в процессе состалвения и исполнения бюджетов и бюджетов внебюдж. фондов разного уровня. Цели бюдж. план-ия опр-ся целями гос. рег-ия эк-ки. В бюдж. план-ии используются те же методы, что и в фин. план-ии, а именно: нормативный метод, программно-целевой метод (в том числе и БОР), балансовый метод и экон. анализ. БОР (бюджетирование ориентированное на рез-т) представляет собой план-ие расходов бюдж. ср-в в виде скользящей3х-летки. 1ый год обяз. к исполнению, а данные по 2ому и 3ему году корректируются с учетом подведения итогов по 1ому году. Данный метод предназначен для повышения эф-сти использования бюдж. ср-в. В наст. вр. в РФ с помощью методики БОР составляются бюджеты различных уровней и бюджеты внебюж. фондов. Осн. принципами бюдж. план-ия явл. научность, соц. направленность и приоритет общ. потребностей, системность, пропорциональность и сбалансированность, а также согласование кракоср. и перспективных целей и задач, а также эффективность и результативность

47.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Бюджет как финансовый план имеет форму баланса, в котором с одной указывается источник средств, а с другой стороны направление их расходования. Источники средств бюджета по форме мобилизации делятся на две больших группы: 1)Доходы Бюджета 2)Заимствования (источники финансирования бюджетного дефицита) Доходы- это средства поступающие в собственность безвозмездно и безвозвратном порядке. По методу мобилизации доходы делятся на: 1)Налоги 2)Налоговые доходы 3)Безвозмездные перечисления Налоги можно классифицировать по ряду признаков: 1) по плательщикам: а)Юр. Лица, б)Физ. Лица. Формально юр.лица обеспечивают основную часть налогов. Физ. Лица уплачивают НДФЛ(13%), платят налог на имущество, земельный налог. Но кроме этого физ.лица являются конечным плательщиком НДС (18%) и акцизов, а так же таможенных пошлин за ввоз продукции в РФ. Юр.лица официально платят НДС и акцизы, налог на прибыль, на имущество, на добычу полезных ископаемых, земельный налог и ЕСН (идет во внебюджетные фонды). 2)По объектам обложения: Прибыль - юр.лица (налог на прибыль). Доход- физ.лица (налог на доходы). Фонд оплаты труда (ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Имущество (на имущество физ и юр лиц). Налог на товары и услуги (НДС и акцизы). Природные ресурсы (Налог на использование природных ресурсов). 3)Метод взимания все налоги делятся на две группы: а)прямые, б)косвенные. Прямые- это налоги на доходы и имущество Косвенные- автоматически увеличивают цену товара, т.е. производитель к своей цене прибавляет косвенный налог (НДС и акцизы). 4)В зависимости от того чье законодательство устанавливает этот налог (общее кол-во налогов, порядок их взимания, исчисления зафиксирован в налоговом кодексе, но субъект и муниципалитет может налоги относящиеся к его юрисдикции вводить или не вводить. а)Федер.налоги- они водятся федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ, б)региональные налоги- они водятся с субъектами федерации и обязательны к уплате на всей территории данного субъекта РФ, в)местные налоги- они водятся региональным муниципалитетом и обязательны к уплате на всей территории муниципалитета. Определение налога конфедерального не означает, что этот налог обязательно поступает в федербюджет. В качестве примера можно привести НДФЛ – налог федеральный, но поступает в бюджет субъекта федерации. Налог на прибыль – федеральный, но делится между субъектом федерации и федерацией. К федеральным налогам относятся самые крупные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых. К региональным относятся более мелкие налоги. Неналоговые доходы- складываются из двух основных групп: 1)Это доходы от использования гос.имущества (дивиденды по акциям принадлежащим гос-ву, прибыль унитарных предприятий, прибыль ЦБ в доли передаваемой в бюджет). 2)Доходы от оказания услуг бюджетным учреждениям (Плата за оформление паспортов, плата за обучение студентов). 3)Административные платежи – различные штрафы неналогового характера (нарушение ПДД). Таможенные пошлины по Российскому законодательству не относятся к налогам, но по сути они являются налогами.

48, .Финансовый рынок.

Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы.

Целью фин. рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средствв и их реализации структурам, нуждающимся в фин. ресурсах.

Фин. рынки можно классифицировать по ряду признаков: 1. по срокам размещения средствв : рынок денег (средства размещаются на срок не более 1 года) и рынок капиталов (на срок свыше 1 года). 2. по форме организацииции движения денежных потоков : рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. 3. по месту нахождения: внутренние (национальные – основная ресурсная база этих рынков основывается на национальных источниках) и мировые рынки (ресурсы на них складываются за счет средств резидентов различных государств). 4. по участию в проведении сделки посредников : рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников (кредитн. орг-ции, страховые компании и т.д.). 5. в зависимости от уровня развития фин. рынки делятся на развитые и развивающиеся .

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель фин. рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых фин. рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.

50.Участники бюджетного процесса. Бюдж. процесс осущ-ся органами, наделенными в соотв. с зак-вом бюдж. полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюдж. процесса. Такими полномочиями наделены: 1.Представительные органы власти (рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении). 2. Исполнительные органы власти (осущ. сводное фин. план-ие, составление проектов бюджетов, внесение проектов на рассмотрение, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджета). 3. органы денежно-кредитного рег-ия (Банк России совместно с Правительстов РФ разрабатывает направления денежно-кредитной политики, обслуживает ден. счета Казначейства РФ и др.). 4. ГРБС (главн. распор. бюдж. ср – это орган исполнит. власти, первый прямой получатель бюдж. ср-в, имеющий право распределять ср-ва между РБС и ПБС). 5. РБС (орган исполнит. власти, распределяющий ср-ва между ПБС. контролирует целевое использование ими бюдж. ср-в). 6. ПБС (бюджетное учреждение – это организация, созданная органом исполнит. власти для осущ-ия ф-ций некоммерч. хар-ра). 7. Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО – осущ-ют контроль за исполнением соотв. бюджетов и внебюдж. фондов).

Нефтегазовые доходы РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и природный газ, а также вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В дальнейшем эти выделенные доходы разбиваются на три потока - нефтегазовый трансферт, резервный фонд и фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния).

Нефтегазовый трансферт, как определено Бюджетным кодексом, представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств резервного фонда.

1. Сущность амортизационного фонда

1.1. Понятие амортизации, состав амортизируемого имущества

1.2. Проблемы амортизации основных фондов

1.3. Учет амортизационных отчислений

2. Особенности создания амортизационного фонда

2.1. Методы начисления амортизационных средств на воспроизводство основных фондов

2.2. Порядок определения и начисления сумм амортизационных отчислений

2.3.Зарубежный опыт создания амортизационного фонда предприятия

3. Создание амортизационного фонда в ОАО

3.1. Пример начисления амортизации основных средств линейным способом и ускоренным методом

3.2. Пример начисления амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования


1. Сущность амортизационного фонда.

1.1. Понятие амортизации, состав амортизируемого имущества.

Амортизация (от лат. amortisatio - пога­шение) -1) постепенное снашивание фондов (обору­дования, зданий, сооружений) и перенесение их стои­мости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого на­логом (на сумму капитализированного налога).

Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длитель­ный период (не менее одного года). При этом они со­храняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются.

Амортизация начисляется ежемесячно по установ­ленным нормам амортизационных отчислений. Начис­ленные суммы амортизации включаются в себестои­мость выпускаемой продукции или издержки обраще­ния и одновременно за счет амортизационных отчис­лений создается амортизационный фонд, используе­мый для полного восстановления и капитального ремонта основных средств. Поэтому правильное пла­нирование и фактическое начисление амортизации способствует точному исчислению себестоимости про­дукции, а также определению источников и размеров финансирования капитальных вложений и капиталь­ного ремонта основных фондов.

Амортизационные отчисления - начисления с по­следующим отчислением, отражающие процесс посте­пенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и ус­луг в целях аккумуляции денежных средств для по­следующего полного восстановления. Они начисляют­ся как на материальные ценности (основные средст­ва, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления произ­водятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруп­пе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.

Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений.

Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издер­жки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе при­менения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.

Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распреде­ляться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов являет­ся физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, экс­плуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом. Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально уста­ревшими, не успев износиться физически. Бухгалтеры обычно не де­лают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств, невзирая на воз­можный срок их службы.

Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, пони­мается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости произ­водственных активов в течение времени их полезного функциониро­вания. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.

В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определе­ния себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная це­на здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.

Факторы, влияющие на исчисление величины амортизации. Опре­деление суммы амортизации за отчетный период зависит (1) от перво­начальной стоимости объектов; (2) их ликвидационной стоимости; (3) амортизируемой стоимости; (4) предполагаемого срока полезной службы.

Первоначальная стоимость (acquisitioncost) - нетто-цена приоб­ретения плюс все необходимые расходы по доставке, установке и под­готовке объекта к работе.

Ликвидационная стоимость (residualvalue) - стоимость скрапа, лома и других отходов, возникших при ликвидации и после предпола­гаемой их продажи.

Амортизируемая стоимость (depreciablecost) - разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью. Например, если грузовой автомобиль имеет первоначальную стоимость 12 тыс. дол., а ликвидационную - 3 тыс. дол., то его амортизируемая стоимость составит 9 тыс. дол.

Предполагаемый срок полезной службы (estimatedusefullife) - может измеряться в годах, в течение которых будет использоваться объ­ект, в количестве единиц произведенной продукции, в пробеге, если речь идет об автомобилях, и т.д. При подсчете этого показателя бух­галтер должен учитывать следующую информацию: 1) накопленный опыт работы с подобными активами; 2) современное состояние объек­та; 3) вопросы ремонта и ухода за оборудованием; 4) современные тенденции в области технологий и производств; 5) местные погодные условия.

Амортизируемым признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя. (в ред. ФЗ от 22.07.2008 N 158-ФЗ)

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения. (в ред. ФЗ от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, а также МПЗ, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

1. имущество бюджетных организаций, кроме имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

2. имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

3. имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

4. объекты внешнего благоустройства;

5. продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (коме рабочего скота);

6. приобретенные издания, произведения искусства. Стоимость изданий включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения;

7. имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных безвозмездно;

8. приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия договора.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

· переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

· переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;

· находящиеся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев. + см. http://www.snezhana.ru/profit_2_3/