Особенности казначейской системы исполнения бюджета в рф. определение роли Федерального казначейства в бюджетном процессе. Исполнение бюджета по доходам предусматривает

бюджет казначейский исполнение региональный

Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейской системе насчитывается более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали в приказы (XVII в.).

Более основательное начало преобразований бюджетного процесса и способов его учета положил Указ Петра I от 08 декабря 1710 года о составлении ведомости государственных доходов и расходов, по которому предписывалось вести учет о количестве и объеме полученных доходов и произведенных расходов на территории всего государства и по губерниям в отдельности . Позднее были предприняты более радикальные меры и начата реформа управления государством, включая и государственные финансы.

Во время эпохи Петра I Казначейство состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.

При реформах Петра Великого в стране резко увеличилось количество налогов (дополнительно были введены налоги на погреба, на печные трубы, на топоры и бороды), возросли их ставки, были существенно реформированы финансовые учреждения, разработаны инструкции и положения по бюджетным процедурам и исполнению бюджета. Быстрое развитие промышленности, строительство флота требовали огромных расходов. Значительное количество средств расходовалось на приобретение оборудования за рубежом, оплату иностранных специалистов и обучение россиян за границей. Тяжелым бременем на бюджете страны лежала Северная война. Эти и другие обстоятельства стали причиной существенных изменений в финансовой системе страны, произошедших в последующие годы развития российского государства .

Екатерина II предприняла решительные меры по упорядочению управления страной в целом и ее государственными финансами. В 1763 году реформируется Сенат, который разделяется на шесть департаментов. Первому департаменту в числе других поручались дела по управлению финансами, в этот департамент входил генерал - прокурор .

В соответствии с "Положением об учреждениях для управления губерниями" от 07 ноября 1775 года были образованы уездные казначейства. Основные принципы работы казначейств определялись данным положением, в котором говорилось следующее :

  • 1. Прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству в уезде доходов, поступающих в казначейство или прямо от плательщиков, или от мест и лиц для сбора казенных, а также прием и хранение депозитов и специальных средств правительственных мест и лиц.
  • 2. Производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов.
  • 3. Продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по питейному, табачному и другим акцизным сборам.
  • 4. Выдача промысловых свидетельств и промысловых билетов.
  • 5. Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходов.

В “Положении об учреждениях для управления губерниями” от 07 ноября 1775 года подробнейшим образом были расписаны правила хранения денежной казны, предписывающие хранение ее исключительно в каменных кладовых, защищенных от огня и кражи и под замками и печатью. В кладовую нельзя было входить одному лицу, а только троим присяжным вместе. Трое присяжных обязаны были готовить собранные доходы к отправке и для сопровождения денежной казны назначать караул.

Дальнейшее свое развитие бюджетная система России получила благодаря реформам Александра 1. В период его правления в 1802 году вышел манифест “Об учреждении министерств”. В связи с этим ведомству Государственного казначея были подчинены Экспедиции, казенные палаты и уездные казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. В целом министерскими реформами была оформлена четкая единообразная система управления, в которой Министерство финансов заняло одно из ключевых положений. Ведомство Государственного Казначея не сразу вошло в структуру Минфина, это произошло после ряда преобразований. 2 февраля 1821 г. оно было окончательно включено в состав Министерства финансов под названием Департамента Государственного казначейства, которому было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур .

Департамент Государственного казначейства включал две части:

  • - распорядительную часть, занимающуюся формированием доходов казны и дальнейшим переформированием доходов в расходы казны;
  • - счетную часть, производившую контроль за надлежащим расходованием средств казны.

Департаментом управлял Директор, находившийся в непосредственном подчинении Министру финансов. Особой обязанностью Директора департамента было наблюдение за полнотой и колебаниями поступлений государственных доходов. По всем этим вопросам Директор департамента обязан был делать представления Министру Финансов и действовать по его предписаниям и распоряжениям.

Таким образом, при императоре Александре I в Российской империи произошло важное событие - была подготовлена и установлена новая, современная система государственных исполнительных органов власти - Россия перешла от коллегиального управления к министерскому, в результате чего и было создано Министерство финансов. После этих преобразований деятельность казначейства неразрывно связана с Министерством финансов.

Все кассы Министерства финансов были подразделены на доходные и расходные. К доходным отнесены все казначейства в губерниях и уездных городах и кассы специальных сборщиков (почтовые конторы, таможни и другие). Расходными кассами стали Главное казначейство в Санкт-Петербурге, касса Комиссии погашения долгов и губернские казначейства с расходными отделениями в некоторых местностях. Доходные кассы принимали государственные доходы, вели полное счетоводство и представляли отчетность учреждениям Государственного Контроля. Одновременно им было разрешено производить и некоторые расходы на основании разрешений расходных касс. Расходные кассы, в свою очередь, помимо расходных операций, имели право и обязаны были принимать некоторые доходы, которые в полном объеме передавались в доходные кассы .

В 1890 году происходит значительное возрастание штатов и изменение структуры казначейств и одновременное увеличение числа приходно - расходных статей, числа отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств. По штатам 1890 года все казначейства разделялись на два разряда, отличающихся как по классам должностей, так и по окладам содержания должностных лиц. Вся исполнительная власть в казначействах принадлежала одному казначею. Он осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных сумм и прочего казенного имущества, за правильность действий казначейства и за своевременность представления срочных сведений и отчетности.

С 1897 года на казначейства был возложен прием золотых и серебряных изделий для отправки в окружные пробирные управления для испытаний на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчетности по этой операции. В дополнение ко всему, на казначейства с 1897 года были возложены некоторые банковские операции, порядок производства которых определялся особыми правилами, утвержденными министром финансов. Первоначально казначейства производили размен монет, покупку и продажу билетов государственного казначейства, уплату процентов по купонам от главнейших процентных бумаг и капитала по бумагам, переводные операции, операции сберегательных касс. Все названные операции были разрешены в казначействах тех городов, в которых отсутствовали учреждения Государственного Банка .

С началом ХХ века происходит значительный рост оборота Казначейств, что объясняется увеличением населения, развитием товарно-промышленной жизни и в связи с этим расширение деятельности Казначейства по банковским операциям и по операциям сберегательных касс. К 1900 году сфера деятельности казначейства настолько возросла, что хотя для усиления его состава Государственным Банком и были ассигнованы некоторые средства, казначейства с трудом справлялись со своим кругом обязанностей. Вместе тем в этом периоде были изданы специальные акты по которым производилась более точная классификация доходов и расходов бюджета. Эти новые акты позволили в некоторой степени упорядочить деятельность казначейств и получить более ясную картину истинного положения дел в бюджетной сфере .

Следует также отметить что бюджет того времени подразделялся на обыкновенный и чрезвычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следующие группы :

  • - прямые налоги (налоги и сборы с недвижимости, налоги с торговли и промышленности и т.д.);
  • - косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный доходы и таможенные сборы);
  • - пошлины;
  • - правительственные регалии;
  • - казенные имущества и капиталы;
  • - выкупные платежи;
  • - и прочие доходы.

В октябре 1917 года по Декрету II Всероссийского Съезда Советов были созданы новые органы Управления, в том числе Народный комиссариат финансов республики (Наркомфин). Органы Казначейства были расформированы и их функции получили новые финансовые органы. Проводя линию на объединение всего сметно-расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 г. постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный Банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением, контроль и т. д.;

Действовавшая в СССР банковская система исполнения бюджета была основана на принципе единства касс, когда все платежи, поступающие в государственный бюджет СССР, сосредотачивались в Госбанке СССР, а все бюджетные расходы осуществлялись через сеть учреждений Госбанка .

Единство кассы обеспечивало централизацию средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов, образовывавших в совокупности бюджетную систему государства, позволяло проводить операции по кассовому исполнению союзного бюджета на всей территории страны, каждого республиканского и местного бюджета - на территории, подведомственной соответствующему органу власти. Осуществление кассового исполнения бюджетов учреждениями банка давало возможность разграничить функции распоряжения бюджетными средствами, которые выполняют финансовые органы и распорядители кредитов, и функции приема, выдачи, хранения этих средств. В результате были созданы необходимые условия для контроля за правильным и целевым направлением бюджетных ассигнований. Концентрация бюджетных доходов и расходов в Госбанке СССР упрощала и облегчала расчеты с бюджетом государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений, счета которых находились в учреждениях банка. Госбанку СССР было предоставлено право использовать свободные ресурсы государственного бюджета для кредитования народного хозяйства.

В процессе исполнения бюджетов учреждения Госбанка СССР :

  • - принимали бюджетные средства на счета соответствующих бюджетов, таких как союзного, республиканского и местных;
  • - производили в установленных размерах распределение сумм налогов и доходов между союзным бюджетом и республиканскими бюджетами союзных республик, отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты;
  • - выдавали средства союзного, республиканских и местных бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов;
  • - принимали и выдавали внебюджетные средства учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР;
  • - вели учет доходов и расходов союзного и республиканских бюджетов союзных республик и представляли в установленные сроки отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов соответствующим финансовым органам;
  • - учитывали кредиты, открытые по союзному и республиканским бюджетам союзных республик, и переводили эти кредиты из одного учреждения Госбанка в другое;
  • - осуществляли учет средств республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

Платежи в государственный бюджет СССР от юридических и физических лиц принимались всеми учреждениями Госбанка СССР, а налоги и другие платежи в бюджет, уплачиваемые населением, принимали, как правило, сберегательные кассы, а в сельской местности - сельские Советы народных депутатов.

В конце 80-х годов в связи с изменением политической и экономической систем общества и последовавшим вслед за этим провозглашением создания Российской Федерации бюджетная система потребовала реформирования. С выходом экономики из рамок централизованного планирования стала изменяться банковская система. Образование коммерческих банков и переориентация функций Центрального банка привели к тому, что был серьёзно ослаблен банковский учет бюджетных средств . Как результат, возникают задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось их нецелевое использование. Кроме того, существенным недостатком банковского исполнения бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно, и исполнять, и контролировать бюджеты, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. Таким образом, назрел вопрос о создании нового государственного финансового органа и Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации .

До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации все правовые коллизии, связанные с деятельностью новых финансовых органов Минфина России, регулировались подзаконными актами. И только принятие Закона Российской Федерации «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09 июля 1999 года № 159 - ФЗ позволило снять большинство проблем, так как признание утратившими силу значительного количества законов, регламентирующих бюджетную деятельность государства, и введение в действие с 1 января 1999 года новых норм бюджетного законодательства, вытекающих из Бюджетного кодекса и последующих его дополнениях и изменениях, стало очередным этапом становления и развития Федерального казначейства.

Начальник Главного управления федерального казначейства, Т. Г. Нестеренко, так определила значение принятия Бюджетного кодекса: “Положения Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами правоприменения Налогового, Гражданского и Бюджетного законодательства. Кроме того, Бюджетным кодексом установлен правовой статус всех участников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства” .

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314. В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ .

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета и составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству. Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 01 декабря 2004 года № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе, в котором были определены следующие задачи, стоящие перед органами Федерального казначейства :

  • - проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
  • - осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
  • - распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • - осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • - своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Органы казначейства Российской Федерации после проведения правовых и организационных преобразований действуют в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных на них функций и обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями: учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и сборам, контрольно - ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты правопорядка и обеспечения законности. При взаимодействии указанных структур решаются следующие задачи :

  • - обеспечение достоверности данных по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
  • - распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
  • - устранение диспропорции при зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
  • - обеспечение сопоставимости учета и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым в бюджетную систему;
  • - использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения федерального бюджета;
  • - совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
  • - повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • - обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
  • - совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
  • - реализация мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.

Теоретические исследования становления казначейской системы исполнения бюджета в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Для России система органов государственного казначейства не является нововведением. Преобразования первой четверти XVIII века, проведенные Петром I, государственная деятельность второй половины XVIII века Екатерины II, министерские реформы Александра I начала XIX века, привели к серьезным изменениям в области государственно - административного устройства, местного управления Российской империи и управления финансами.

Наиболее последовательно и решительно проводились реформы в области государственных финансов в период царствования Александра II. В этот период в России были установлены существенные бюджетные процедуры, которые явились значительным шагом в совершенствовании бюджетного процесса страны;

  • 2. Совет Народных Комиссаров в октябре 1918 г. принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате чего, органы казначейства перестали существовать, а Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением, контроль и т. д.
  • 3. Современный этап развития и вместе с тем возрождение органов казначейства начался в 1992 году, когда был принят Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе”. Такая реформа была реализована в обстановке, когда Центральный банк не мог сохранить за собой функции по исполнению бюджетов, и в связи с этим новому правительству была необходима такая финансовая структура исполнительной власти, которая позволяла бы одновременно исполнять и контролировать исполнение бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

В процессе становления и реорганизации Федерального казначейства были решены многие бюджетные проблемы РФ, связанные с реализацией бюджетной политики государства. Была создана система, с помощью которой органы исполнительной власти получили оперативную информацию об исполнении федерального, регионального и местного бюджетов, законодательно была создана методологическая основа казначейской деятельности, точно определена стратегия развития казначейской системы.

В настоящее время в РФ уст-ся каз­начейское исполнение бюджетов. Таким образом, на органы исполни­т. власти возлагаются орг-ия исполнения бюджетов, уп­равление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получа­телей бюдж. средств и осущ-т платежи за счет бюдж. средств от имени и по поручению бюдж. учреждений.

Казначейская система - это система исполнения бюджета при которой, обязательство бюджетно-получателей по принятию к исполнению и по следующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказание услуги от их имени и по поручению берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целое использование бюджетных средств.

Фед. казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в фед. бюджет доходов и поступлений из источ­ников финансирования дефицита фед. бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюд­жета, в Главной книге Федерального казначейства.

Фед. казначейство ведет сводный реестр получателей средств фед. бюджета. В целях перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в ФЗ «О фин. основах местного самоуправления в РФ» было закреплено, что в целях управления средствами местной казны и обслу­живания исполнения местного бюджета предст-ый орган мест­ного самоупр. вправе создавать муниц. казначейство за счет средств местного бюджета. По фед. бюджету в соответствии с новым БК будет учреждена Главная книга казначейства, где будут реги­стрир-ся все операции, связанные с поступлением в фед. бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефи­цита фед. бюджета, а также с санкционированием и финан­сированием расходов фед. бюджета. Фед. казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, ут­верждаемого фед. казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения фед. бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполне­нии федерального бюджета.

Бюджеты всех уровней бюдж. системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы . Последний предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования его дефицита, а также осуществление всех расходов с единого счета бюджета за искл. операций осуществляющихся за пределами РФ.

Исполнение бюджета осущ-ся по доходной и по расходной кассе. Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом, регулирующим доходы; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм дохода; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Процесс исполнения доходной части бюджета по налоговым платежам организуется и контролируется двумя ведомствами : главным управлением федерального казначейства; гос. налоговой службой.

№43. Порядок сост., рассмотр. и утв. отчета об исполнении гос. бюджета РФ. Значение отчета для контроля за деятельностью исполнительных и распорядительных органов со стороны органов гос. власти.

Бюджетный процесс завершается сост-ем и утв-ем от­чета об исполнении бюджета. Отчеты об исполнении фед. и консолидированного бюджетов за истекший год составляет Мин. Фин. РФ и представл их в Правит-во РФ.

Отчет об исполнении бюджета составляется фин. органа­ми на основании ведущегося ими через органы казначейства учета ис­полнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Составление отчета об исполнении бюджета начинается с принятия соответственно Правительством РФ, Советом Министров республик в составе РФ или главой администрации соответствующей территории решения, адресованного всем органам, организациям и распорядителям кредиторов, имеющим отношение к исполнению данного бюджета, о необходимости представить сведения по исполнению бюджета фин. орган соответствующей территории. Фин. органы на основе представленных им отчетных данных и своих сведений по учету операций, связанных с поступлением и использованием бюджетных средств, составляют проект отчета об исполнении бюджета. Составленный фин. органами проект отчета об исполнении бюджета передается соответствующим органам исполнит. власти для их рассмотрения и представления в органы предст. власти. В органах предст. власти проект отчета об исполнении бюджета первоначально рассматр-ся в их постоянных комиссиях и комитетах , которые составляют по проекту отчета свое заключение. После рассмотр-я проекта отчета об исполнении бюджета в комитетах он рассматр-ся непосредственно на заседаниях представительных органов власти . Представит-е органы власти по результатам своего рассмотрения принимают акты об утверждении либо неутверждении указанных отчетов. Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется постановлениями либо решениями органов местного самоуправления. В постановлении об исполнении бюджета в обязательном порядке отражаются:1) показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов соответствующего бюджета;2) статьи доходов, по которым бюджет не был исполнен; суммы и причины этого неисполнения; показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы;3) показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов. Отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектам РФ, их исполнительными органами представляются в Министерство финансов РФ и Государственный комитет РФ по статистике. Конкретные сроки и формы представления таких отчетов устанавливаются Министерством финансов РФ совместно с Гос. комитетом РФ по статистике.

Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

  • казначейская, при которой на специальные органы финансовой системы (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
  • банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант и коммерческих банков);
  • смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов казначейством и центральным банком.

Целью перехода к практике казначейского исполнения бюджета является установление оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, повышение точности бюджетных проектировок, расширение возможности управлять ликвидностью бюджета и реже прибегать к краткосрочным заимствованиям.

Казначейское исполнение бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации должно осуществляться на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, то есть сосредоточение всех средств бюджета «в одних руках».

Соблюдение принципа единства кассы обеспечивается закрытием расчетных счетов у всех получателей средств бюджета и концентрацией всех бюджетных средств на едином счете. При этом единый счет бюджета может формироваться из нескольких расчетных счетов, главное, что владелец и распорядитель счета один – финансовый орган.

Финансовый орган управляет единым счетом бюджета, расходование бюджетных средств всегда осуществляется с его ведома, что обеспечивает предварительный контроль за их целевым использованием.

Применение казначейской системы исполнения бюджетов отличается от банковской тем, что Казначейство концентрирует оба потока денежных средств, кот.возникают в процессе исполнения бюджета доходной и расходной на едином счете. Этот порядок существенно ускоряет процесс финансирования расходов.При казнач. системе процесс исполнения бюджета более детализирован.

Казначейская система исполнения бюджетов базируется на принципе единства кассы, кот. предусматривает зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация на практике данного принципа-разработка и принятие концепции функционирования единого казначейского счета ФК(ЕКС ФК).


Функционирование ЕКС-качественно новая технология исполнения бюджета, предусматривающая: -централизацию доходов из средств федерального бюджета на ЕКС, открытом в ГУФК -централизация операций по учету доходов бюджетов различных уровней на 1 счете, кот.откр. УФК по субъекту РФ,распределение этих доходов м/ду бюджетами и осущ. расходов на уровне УФК Порядок ф-ционирования ЕКС:

налогоплательщики→КБ→ГРКЦ(выписка с л/с, копия плат.док)→УФК по субъекту РФ→

1. 40105 ср-ва ФБ

2. 40201 ср-ва бюджетов субъектов РФ

3. 40204 ср-ва местн. Бюджетов

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборв на счет по учету налогов и сборов, откр.УФК по субъекту РФ в учр. ЦБР; ежедневно УФК распр.доходы по разным уровням бюджетов; УФК осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных налогов и сборов террит. налоговым и финансовым органам― +‖ЕКС: из-за резкого увеличения скорости получения информации от объемов поступления в

консолидированный бюджет повышается актуальность этой информации и Правит-во получает возможность ежедневно иметь информацию о движении средств Фед.бюджета по счетам органов Казначейства, что позволяет объективно оценить объем средств,имеющихся в наличии в текущем периоде, прогнозировать возможные кассовые разрывы, эффективно управлять средствами федерального бюджета.

До формирования системы Федерального казначейства финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось ч/з бюджетные счета министерств и ведомств, открытых в кредитных учреждениях, и кот. перечисляли средства финансирования своим подведомственным учреждениям. Начиная с 1993 года все бюджетные счета в коммерческих банках были закрыты и в наст. время финансирование осуществляется ч/з л/с(регистр аналит.учета органов ФК для учета лимита бюджетных обязательств, кассовых расходов организации при исполнении бюджетов), открытые в органах ФК.

При финансировании расходов ФБ ч/з систему л/с существенно изменились для получателей ср-в взаимоотношения участников процесса финансирования:

1.органы ФК приняли на себя ф-ции банковских учреждений по осущ.платежей по поручению бюджетополучателей 2. усилился контроль за целевым расходованием средств бюджетополучателей

В БКРФ рассматриваются осн.этапы составления бюджета по расходам:

1.составление и утверждение бюджетной росписи (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавл.распределение бюджетных ассигнований м/ду получателями бюджетных средств и составляемые в соотв. с бюджетной классификацией РФ). Этот документ составляет главный распорядитель бюджетных средств по распределителям и получателям на основе бюджета, утвержденного на очередной бюджетный год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и предоставляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета-ФК в течение 10 дней со дня утверждения последнего. На основании бюджетных росписей, орган, ответственный за составление проекта соотв.бюджета, сотавляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели, содержащиеся в ней до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетых средств. Эта процедура осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Бюджетное обязательство - это обязанность,признанная исполняющим бюджет органомсовершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Она возникает в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств,определяемый и утверждаемыйдля распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца. Такие лимиты утверждаются исполняющим бюджет органом на основе проектов распределения, составленных главными распорядителями бюджетных средств.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является принятие бюджетных обязательств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению

расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. В РФ большинство хоз. субъектов предпочитают работать на условиях предоплаты, устанавливается возможность совершения авансовых платежей.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является санкционирование оплаты денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее 3 дней с момента представления платежных документов, при этом исполняющий бюджет орган совершает разрешительную надпись.

Органы ФК могут отказать в подтверждении ден обяз-в: -при несоответствии принятых обязательств БКРФ

При несоответствии принятых ден обязательств закону О бюджете или бюджетным ассигнованиям - при несоответствии принятых ден обязательств утвержд.смете доходов и расходов бюджетного

учреждения - при блокировке расходов

Все операции, связанные с санкционированием расходов в системе бюджетного учета отражаются ║-

у главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, у органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, у финансового органа, организующего исполнение бюджета. Т.обр. 1 и таже операция м.б. отражена несколько раз у различных участников бюджетного процесса.

В ходе исполнения бюджета могут быть введены режимы сокращения расходов, блокировки расходов.

Главные распорядители бюджетных средств имеют определенные права по перемещению бюджетных ассигнований. В ходе исполнения бюджетов исполнительные органы власти проводят краткосрочное прогнозирование (пятидневка, месяц, квартал) поступления доходов и финансирования расходов, проводят предварительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.

Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень -- отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.

К основным задачам и функциям органов Федерального казначейства относятся:

  • - учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;
  • - распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
  • - возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
  • - учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
  • - взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
  • - доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
  • - обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
  • - управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах.

Первый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

Второй принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст. 224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 Бюджетного кодекса РФ).

Третий принцип - принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г. Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы». Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

Четвертый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности. Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

Пятый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.

Шестой принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств (ст. 235 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за:

  • - правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • - финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
  • - полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
  • - своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
  • - доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
  • - финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
  • - финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
  • - осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • - исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

В настоящее время, необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

Объективная необходимость учета, подконтрольности и управляемости финансовыми ресурсами страны в соответствии с кодами бюджетной классификации привела к организации казначейской системы исполнения бюджета (Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992г., №1556).

Органы федерального казначейства – это единая централизованная система, созданная по территориальному принципу и входящая в Правительство РФ.

1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

Производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

Осуществляет возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства;

Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;

Направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ;

Осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях;

Осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

Устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

Осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);



Ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

Доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

Осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;

Доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета;

Составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов РФ;

Составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;

В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).

Структура органов ФК включает три уровня:

1. Главное управление ФК (ГУФК), возглавляемое начальником в ранге замминистра финансов. К функциям ГУФК относятся:

Сводный систематический и полный стандартизированный учет операций по движению средств на счетах казначейства;

Управление движением средств на счетах казначейства;

Информирование вышестоящих законодательных и исполнительных органов власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам;

Руководство территориальными органами ФК.

2. Управления ФК по субъектам федерации (УФК ) - обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений по доходной и расходной части бюджета.

3. Отделения ФК по городам и районам (ОФК ), в функции которых входит:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета на территории и целевое финансирование расходов по бюджетополучателям;

Учет операций на счетах денежных средств на счетах казначейства в банке и на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в казначействе;

Предоставление информации вышестоящим органам казначейства.

Исполнение бюджета органами ФК осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете на конкретный финансовый год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса:

Исполнение бюджета по доходам,

Исполнение бюджета по расходам.

На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета;

б) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

в) учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Отделения ФК осуществляют следующие виды операций по исполнению доходной части бюджета:

1) осуществляют учет сумм, поступивших по каждому платежному документу, в соответствии с кодами бюджетной классификации;

2) предоставляют в УФК ежедневный отчет о суммах поступивших доходов;

3) осуществляет перечисление сумм, предназначенных в бюджеты различных уровней. ОФК готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств является казначейство, а получателем финансовый орган от лица исполняемого бюджета;

4) ОФК ежедневно передают в территориальный налоговый орган сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам.

По доходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными администраторами и администраторами бюджетных доходов.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ;

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Исполнение бюджета по расходам также осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете и полностью зависит от объема бюджетных доходов. Если доходы собираются в запланированном бюджетом объеме, то расходы будут осуществлять в утвержденных бюджетом суммах. Если доходная часть ниже, утвержденной в бюджете, необходимо принимать решение о секвестре.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа «единства кассы» . Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета .

По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств .

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

После принятия соответствующих решений Минфином ГУФК осуществляет роспись бюджета по главным распорядителям.

Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК формирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и направляет их в УФК по соответствующей территории.

УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители предоставляют в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственным учреждениям (бюджетополучателям). УФК формируют реестры лимитов финансирования по бюджетополучателям и направляют их для исполнения в ОФК.

Полученный ОФК реестр еще не означает факта финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обеспечить денежными средствами. Достигается это двумя путями:

1) за счет доходов на территории,

2) с единого счета ГУФК.

Если доходов на территории недостаточно, то ГУФК платежным поручением перечисляет на лицевой счет УФК необходимую сумму финансирования. УФК направляет в ОФК реестры с одновременным перечислением средств на лицевой счет ОФК в РКЦ.

Все расходы бюджета по каждому бюджетополучателю имеет строго целевое назначение, определенное кодами бюджетной классификации: глава, раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов. Исходя из этого, каждому бюджетополучателю может быть открыто несколько лицевых счетов. Бюджетополучателю принадлежит:

Право осуществлять расходование бюджетных средств (процедура финансирования),

Ответственность за эффективное и целевое их использование.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно, Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Контрольные вопросы

1. Раскройте социально-экономическую сущность федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета.

2. В чем состоит функциональное назначение консолидированного бюджета страны (региона)?

3. В чем выражается самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ?

4. Бюджетная классификация и ее назначение. Виды бюджетной классификации.

5. Что представляет собой классификация доходов бюджетов РФ.

6. Какие доходы относятся к неналоговым доходам?

7. С какой целью создается в структуре расходов госбюджета резервный фонд исполнительной власти?

8. Из каких источников формируются нефтегазовые доходы?

9. Для чего используются нефтегазовые доходы?

10. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?

11. Причины бюджетного дефицита.

12. Какие ограничения, регулирующие бюджетный дефицит, вводит Бюджетный кодекс РФ?

13. Назовите и проанализируйте существующие в экономической литературе точки зрения на влияние бюджетного дефицита на развитие экономики.

14. Источники финансирования бюджетного дефицита.

15. Основное назначение и структура органов федерального казначейства.

16. Каким образом ОФК осуществляют исполнение бюджета по доходам?

17. Назовите функции администраторов и главных администраторов доходов бюджетов?

18. Каковы функции главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств?

19. Каким образом органы федерального казначейства осуществляют исполнение бюджета по расходам?

20. В каких случая принимается решение о секвестрировании бюджета?