Алексей Овакимян: «В Челябинской области должны жить умные люди, и жить они должны хорошо». Алексей Овакимян – об управлении экономикой и перспективах малого и среднего бизнеса

Вице-губернатор Челябинской области Алексей Овакимян уходит в отставку по собственному желанию. Обнародованное заявление губернаторской пресс-службы об отставке чиновника не стало неожиданностью для большинства политических экспертов Южного Урала. Сам Алексей Овакимян , отвечавший в правительстве на протяжении последнего года за привлечение инвестиций, от комментариев воздерживается. Наблюдатели связывают уход вице-губернатора напрямую с неэффективным выполнением своих прямых обязанностей. Однако по данным интернет-газеты , причины побудившие соратников челябинского губернатора столь настойчиво добиваться устранения от власти «главного по инвестициям», заключаются не только в этом.

Очевидно, что уход вице-губернатора стал следствием наметившегося несколько месяцев назад раскола в команде Михаила Юревича . По данным , заявление об увольнении по собственному желанию с должности вице-губернатора области Алексей Овакимян положил еще в начале недели. Сообщение на сайте губернатора появилось вчера в самом конце дня, когда уже были отправлены в печать первые полосы газет и заверстаны итоговые новостные и экспертные сюжеты на телеканалах и в интернет-СМИ.

Впрочем, даже в отсутствие официальных и экспертных комментариев было очевидно, что к отставке Овакимяна вынудило длительное аппаратное противостояние в команде Юревича .

Пресс-служба Юревича уточняет, что Овакимян вошел в состав областного правительства чуть более года, то есть 1 февраля 2011 года. Ему было поручено принципиальное по важности направление работы - экспертиза инвестпроектов в регионе. В первые же месяцы работы на новой должности Овакимян презентовал общественности планы по развитию туристского кластера в Челябинской области. Говорилось о том, что конкурентные преимущества Южного Урала - красивая природа и огромное количество озер – просто должны быть конвертированы в инвестиции, преимущественно иностранные. Спустя время была утверждена сформированная при участии экспертного управления и программа развития туризма. Денег, впрочем. На ее финансирование в бюджете не был предусмотрено.

Про Овакимяна говорили как о несамостоятельной фигуре. Такого мнения придерживается, в частности, политолог Александр Подопригора . «Изначально Алексей Овакимян был ставленником сенатора Константина Цыбко , вместе с которым они, в частности, работают в рамках Агентства регионального развития. Вице-губернатор должен привлекать в регион инвестиции, однако конкретных результатов его работы нет. Есть только заявления о крупных проектах без конкретики», - заявил в недавнем интервью политолог, известный близостью к оппонирующему группе Цыбко клану в окружении челябинского губернатора.

И тем не менее Овакимян долгое время оставался главным после самого губернатор спикером по вопросам инвестиций. Стремившийся привлечь иностранные вложения в стагнирующую экономику Южного Урала губернатор Юревич в течение года объехал несколько европейских стран, США, Китая, встречаясь с правительствами кругами и предпринимателями. Везде его сопровождал Овакимян .

Говорят, соратники Юревича из числа «старой гвардии» очень ревнуют Юревича к его другу Цыбко , и как следствие, недолюбливали его ставленников – вице-губернатора Алексея Овакимяна и первого помощника по избирательным технологиям Николая Сандакова . Провальные для ЕдРа результаты декабрьских выборов (по оценкам экспертов, процент выше среднего по стране удалось натянуть только благодаря административному ресурсу) позволил ослабить политическое влияние Цыбко в окружении губернатора. Так, господин Сандаков был отправлен в ссылку разруливать политические процессы в удаленном от Челябинска Ашинском районе. Удар по экономическому крылу команды Цыбко был нанесен Александром Подопригорой , который в своих многочисленных комментариях обвинил чиновника в том, что Овакимян не справился с возложенными на него обязанностями по экспертизе инвестиционных проектов.

«Человека без опыта и подготовки вытащили из ниоткуда на крайне ответственный пост (сделал это сенатор К.Цыбко ), - написал об этом в своем блоге Александр Подопригора . - Он на этом посту сделать по-большому счету, ничего не смог (больше того - влез в политические интриги), что вызвало массу публичной критики и обоснованных вопросов. Инвестиции - ключевой пункт программы губернатора Юревича . И кто-то должен был понести политическую ответственность за срыв этой программы. Выбрали, естественно, самое слабое звено, без которого легко обойдутся. В общем, все на сей раз почти как в цивилизованных странах: назначение - год работы - провал - публичная критика - отставка по решению губернатора. Когда-то же надо начинать приучать этих ребят к мысли о том, что ответственность и репутация - не пустые слова в политике - даже в нашей».

Между тем, еще в начале недели по Овакимяну ударила «тяжелая артиллерия». На официальном сайте правительства Челябинской области было размещено заявление первого вице-губернатора Олега Грачева , в котором он в неожиданно резких тонах опроверг информацию о планах региональных властей по строительству аналога «Диснейленда».

«Никакие планы в правительстве Челябинской области не обсуждались, переговоры по этому поводу официально ни с кем не велись», - сказал он. По его мнению, «возможно, некоторые чиновники выдают желаемое за действительное, тем самым выставляя, прежде всего себя, на посмешище». «Для правительства области приоритетны были и будут те проекты, при которых инвесторы, реально вложив деньги, уже прошли так называемую „точку невозврата“. Все остальное - клоунада и прожектерство», - заявил первый вице-губернатор, назвав «Диснейленд» нереальным проектом.

После этого для многих стало очевидно: вопрос отставки решен.

Иную версию аппаратного переворота в окружении Юревича выдвигает известный челябинский политтехнолог и политолог Александр Мельников . Отставка Овакимяна , на его взгляд, имеет «слабое отношение к чисто профессиональным претензиям», но хорошо вписывается в логику ожидаемого переезда в Москву квартета Юревич -Грачёв -Уфимцев -Евдокимов .

«На хозяйстве в Челябинской области должна остаться максимально (насколько это возможно, когда старая гвардия уезжает) проверенная и лояльная команда. Поэтому нужную конфигурацию начали выстраивать уже сейчас. Не уверен, что к уходу Овакимяна применима президентская формулировка "в связи с утратой доверия". Скорее: в связи с его недостаточным количеством. Таковы суровые реалии переходного периода», - считает эксперт.

О том, что Овакимян не грезил о карьере чиновника, говорили многие. Его было вполне комфортно в качестве одного из руководителей крупнейшей в Челябинске аудиторской компании « Авуар» . Заняв вице-губернаторскую должность, он так и не вписался в аппаратные интриги и не стал до конца своим в здании на Цвиллинга, 27.

Источник в министерстве экономического развития региона частично подтверждает версию, озвучиваемую Александром Мельниковым . Причиной аппаратного конфликта в окружении Юревича и последующей отставки Овакимяна стали не профессиональные претензии в адрес последнего, а в большей степени планы команды Цыбко по приватизации госпакета ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

О этих планах Овакимян рассказал вскоре после вступления в должность: «Область тоже продает свою долю, деньги от продажи не нужны, скорее всего, в счет этого пакета заберем «социалку». ЧТЗ же в свое время строился, как город, у них были свои клубы, ДК, школы, поликлиники. Область заберет социальную часть в счет своей доли, а завод сконцентрируется на производстве», - заявил он в одном из интервью.

Позднее стало известно о том, что в правительстве области разработали хитрую схему по обмену активами с Уралвагонзаводом, который с недавних пор значится генеральным инвестором ЧТЗ. Интерес двух участников обмена прост. УВЗ нужны производственные активы завода, часть которых до сих пор числится на балансе областного минпрома, а правительство готово забрать социалку тракторозаводчан. Ради такого дела правительство даже готово было продать инвестору принадлежащую ему долю ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Но выходить на открытый конкурс правительству было боязно, потому как пакет могла купить случайная структура. Потому областной пакет ЧТЗ решили передать в уставный капитал Агентства развития региона. А уже оно, по закону, вправе произвести операцию мены: вы нам производственные мощности и помещения, а мы вам дворцы культуры и прочую социалку.

Получение АРР, президентом которого является Константин Цыбко , а куратором в правительстве региона значился Алексей Овакимян , по информации вызвало бурю негодования в противоположном аппаратном лагере, а областной министр экономического развития Елена Мурзина в кулуарах даже пообещала не пожалеть никаких сил, чтобы заблокировать эту сделку.

В сентябре 2011 года стало известно о том, что доля в уставном капитале «ЧТЗ-Уралтрак» внесена в областной план приватизации на 2012 год. Считается, что сделка по переуступке активов ЧТЗ могла состояться в середине – второй половине 2012 года. Экономические бонусы, получаемые АРР в результате этой непрозрачной операции, оценивались источником в 850 млн рублей.

Операция по дискредитации Овакимяна и его устранение от власти позволило заблокировать планы группы Цыбко в правительстве региона. Будущее самой структуры под названием Агенство регионального развития также на сегодня представляется сегодня весьма туманным. Скорее всего «детище» Цыбко и Овакимяна , утратив статус, сохранит за собой н ближайшее время номинальный круг полномочий.

Будет следить за развитием событий.

Эксперты в области экономики, планирования и руководства хозяйственными ресурсами на микро и макроуровнях пользовались уважением всегда. Еще в Древней Греции Аристотель в трактатах «Топика», а затем «Политика» задается вопросом о производственных процессах человека. Ксенофонт в своей работе «Экономика» подробно описывает экономику Афин. Наиболее известные экономисты XXI века - обладатель Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, бывший шеф-экономист Всемирного банка и нобелевский лауреат Джозе Стиглиц, экс-советник по экономике генсека ООН и автор концепции «шоковая терапия» Джеффри Сакс. Всех этих ярких личностей объединяет одно – качественное экономическое образование и нестандартный подход к профессии.

О том, как образование, полученное в Южно-Уральском государственном университете помогло реализоваться и какие качества сегодня необходимы молодым специалистам рассказал выпускник Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ, кандидат экономических наук, экс-вице-губернатор Челябинской области по правовым, имущественным и инвестиционным вопросам, а сегодня собственник аудиторской группы компаний «Авуар» Алексей Овакимян .

– Алексей Дмитриевич, почему вы выбрали ЮУрГУ для получения профессии экономиста?

– Когда я решил поступить на заочное отделение в ЮУрГУ, параллельно работая в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области, там состоялось объединение двух кафедр с хорошим образовательным и преподавательским потенциалом - «Экономика в строительстве» и «Экономика в машиностроении», что и привлекло. Я рад, что тогда не ошибся, так как поступал учиться в вуз уже после армии и мог анализировать, где находятся лучшие системы обучения. Считаю, что мне повезло, ведь на тот момент в ЮУрГУ был аккумулирован самый прогрессивный преподавательский состав, который вложил в нас качественные базовые знания.

– Как вам помогли знания, полученные в вузе?

– Основную роль сыграли харизматичные преподаватели, которые умели «влюбить» в свой предмет. Их было достаточно много. Например, преподаватель по бухгалтерскому учету Ирина Васильевна Хлопотова , фразу которой я помню до сих пор: «Бухгалтерский учет - это способ познания окружающего мира через баланс активов и пассивов». Или Вячеслав Николаевич Смагин – абсолютный гуру в своем предмете «Финансовый менеджмент». Все эти люди заложили желание работать и развиваться в данной профессии.

– Насколько интересно было ли учиться?

– Очень интересно! Я учился на заочном отделении, работая в налоговой полиции, поэтому еще раз подтвердил для себя известную истину - лучше всего усваиваются те знания, в которых чувствуешь острую нехватку. Это была хорошая школа для меня как молодого экономиста: специфика работы вынуждала вникать в экономику самых различных отраслей. Тогда я и мои одногруппники относились уже к новому поколению экономистов, в отличие от тех, кто получил образование в советских экономических школах, мы понимали разницу между плановой и рыночной экономикой будучи, тем самым, конкурентоспособнее своих коллег. Ведь в 90-х годах - рыночная экономика была чем-то новым и диковинным, методы ее контроля также всем казались необычными, не было никаких алгоритмов, все стандарты и регламенты изобретались на ходу. Курс доллара менялся много раз в течение месяца и законодательство примерно также.

– Есть ли какие-то яркие воспоминания о годах учебы в ЮУрГУ?

– Забавная история получилась с выбором темы для моей выпускной дипломной работы. Тогда было очень «модно» писать о банковской деятельности, однако, надо отдать должное моему научному руководителю - Вячеславу Николаевичу Смагину, который преподал мне урок, как сейчас это называется, коучинга. Я горел идеей написать диплом на тему банковской деятельности в части нестандартных финансовых операций - лизинга и факторинга. И озвучил свое желание Вячеславу Николаевичу, который не стал меня переубеждать, а отправил к знакомым мне банкирам для того, чтобы уточнить у них актуальность и прикладной характер дипломной работы. Каково же было мое удивление, когда я услышал, что теория расходится с практикой, данная тема банкам нисколько не интересна, поскольку в то время у этих организаций было два основных источника дохода, приносящих сверхприбыль – это кредитование и обмен валют. Разочарованный, я пришел к Вячеславу Николаевичу, который и сориентировал меня написать диплом на тему «Экономическая безопасность предпринимательской деятельности», который я в итоге с успехом защитил «на отлично», окончив ЮУрГУ с красным дипломом. Прошло чуть больше месяца, раздался звонок из альма-матер, куда меня уже пригласили преподавать вышеозначенный курс лекций. Так, десять лет с 1998 по 2008 годы я, помимо основной деятельности, читал лекции студентам, чему очень рад. Ведь известно, что есть два способа досконально освоить предмет - либо пойти его учить, либо пойти его преподавать. Преподавать более эффективно. Помимо новых знания я приобрел и риторические навыки, научился общаться с аудиторией, чего ранее не умел.

– Сотрудничает ли сегодня ваша компания с ЮУрГУ?

– Обязательно, в ГК «Авуар» работает очень много выпускников Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ. Более того, для нас ЮУрГУ – это базовый вуз, с которым нам очень удобно и эффективно сотрудничать.

– Что можете пожелать нынешним выпускникам для реализации их потенциала в карьере?

– В наше динамичное время стандартным подходом на традиционных рынках ты никогда ничего не добьешься. Нужно искать инновационные подходы к традиционным рынкам, либо принципиально новые рынки. Тогда есть шанс на успех, однако, конечно, есть и гигантский шанс и на провал. Поэтому из личностных качеств я бы выделил еще смелость и готовность рисковать! Ведь самое динамично развивающееся государство за последние 200 лет - США, создали по сути авантюристы, которые не побоялись переплыть океан. Именно в бизнесе очень важен здоровый авантюризм и изобретательность, в хорошем смысле этого слова.

В Челябинске 365 человек эвакуировались из школы из-за поджога в туалете

Сегодня, 16:08 Происшествия

До +20 градусов потеплеет в Челябинской области

Сегодня, 15:45 Общество

По иску прокурора в Челябинске снесут недострой на Братьев Кашириных

Сегодня, 15:05 Общество

В Миассе ВАЗ насмерть сбил молодую девушку на «зебре»

Сегодня, 14:44 Происшествия

Недоброе утро: сразу несколько челябинцев обнаружили проколотыми колеса своих авто

Сегодня, 14:27 Происшествия

Путин утвердил критерии оценки губернаторов

Сегодня, 14:15 Политика

Текслер сделал первое назначение в правительстве Челябинской области

Сегодня, 14:04 Политика

Любовь длиною в жизнь: в Коркино супруги отметили бриллиантовую свадьбу

Сегодня, 13:39 Общество

Евгений Тефтелев покидает пост вице-губернатора Челябинской области

Сегодня, 13:21 Политика

«Столетние артефакты не нужны»: активист пытается спасти остатки каменной набережной в Челябинске

Сегодня, 12:34 Общество

ВАЖНО. Кандидатам в губернаторы Челябинской области разрешили самовыдвижение

Сегодня, 12:30 Политика

В уральской «запретке» спасли школьника со льда озера

Сегодня, 12:00 Происшествия

В Пасхальную ночь в Челябинске будет работать общественный транспорт

Сегодня, 11:47 Общество

Рядовой сломал челюсть ефрейтору в Чебаркуле и получил реальный срок

Сегодня, 11:37 Общество

Челябинца арестовали за отказ снять тонировку со стекол авто

Сегодня, 11:29 Общество

Суд отказал челябинке, требующей 700 тыс. за падение в гипермаркете

Сегодня, 11:17 Общество

Жителей Озерска осудили за вымогательство квартир и денег

Сегодня, 11:11 Общество

Южноуральские аграрии ремонтируют технику с помощью 3D-принтера

Сегодня, 10:50 Общество

В Озерске сотрудники ФСБ задержали подпольных оружейников

Сегодня, 10:36 Происшествия

Иван Ургант предложил сделать мэром Копейска Ким Чен Ына

Сегодня, 09:56 Общество

Челябинцы делятся фотографиями апрельского снегопада в соцсетях

Сегодня, 09:52 Общество

УРАЛСИБ увеличил максимальную сумму автокредита до 5 млн рублей

Сегодня, 09:49 Финансы

НУЖНА ПОМОЩЬ. В Челябинске 9-летнего ребенка госпитализировали после наезда авто

Сегодня, 09:25 Происшествия

Челябинцы рассказали, как собираются отмечать Пасху

Сегодня, 09:17 Общество

Самый скорбный день в году: Страстная пятница – запреты, поверья и традиции

Сегодня, 07:20 Общество

Священника, сосланного в село из-за фото жены, вернули в Магнитогорск

Вчера, 20:14 Общество

Более 80% россиян считают себя счастливыми

Вчера, 17:13 Общество

В полиции Южного Урала опровергли обвинения в избиении автоледи

Вчера, 16:52 Общество

В Магнитогорске неизвестные облили авто краской и пожелали хозяину смерти

Вчера, 16:44 Происшествия

ВНИМАНИЕ. На 2 дня ограничат движение в Ленинском районе Челябинска

Вчера, 16:38 Общество

Полицейские изъяли 70 тыс. бутылок контрафактного алкоголя со склада в Челябинске

Вчера, 15:52 Общество

Рысь впервые попала в фотоловушку в нацпарке «Зюраткуль»

Вчера, 15:45 Общество

Мокрый снег и похолодание до –5 придут на Южный Урал

Вчера, 15:43 Общество

ВАЖНО. Южноуральских детей не пустят в лагеря без прививки от клещевого энцефалита

Вчера, 14:50 Общество

Директор фирмы в Магнитогорске недоплатил налогов на 13 млн

Вчера, 14:43 Общество

Прямой ДОСТУП

T +

Warning: constant(): Couldn"t find constant NC_TOKEN_ in /var/www/сайт/netcat/system/nc_token.class.php on line 83

Вице-губернатор Челябинской области

А если точнее, в сферу ответственности заместителя главы региона Алексея Овакимяна входят повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области, финансовое оздоровление предприятий, расширение налогооблагаемой базы, а также обеспечение эффективного управления госсобственностью и недопущение преднамеренных банкротств.

Об этом, а также о реализуемых и планируемых инвестпроектах и предложениях, о том, становится ли Южный Урал более интересным для зарубежных и российских партнеров, читатели Агентства новостей «Доступ» могут спросить Алексея Овакимяна лично.

Напомним, все сообщения проходят премодерацию. Право отвечать на личные вопросы остается за гостем рубрики.

Вопросы и ответы

Игорь Павлов:

Вы отвечаете за инвестиционную привлекательность, Клепов - за привлечение инвестиций, Мурзина - за реализацию инвестиционной политики. Означает ли это безответственность? Как несколько человек могут отвечать за одно и то же?

Привлечение инвестиций в регион - это не мой эксклюзив, а приоритет политики губернатора. Все министры и заместители губернатора Челябинской области в своей сфере ответственности отвечают за привлечение инвестиций. Моя зона ответственности - правовое сопровождение инвестиционной деятельности и организация эффективного использования ресурсов региона (земля, недра, имущество, в том числе и предприятий-банкротов) для привлечения профильных инвесторов.

виктор:

На каком месте по объему инвестиций местных и зарубежных находится наша область по сравнению с другими регионами страны? Имеете ли Вы по этому вопросу точную информацию, а не просто свое мнение?

Интересующую Вас информацию можно увидеть на сайте министерства экономического развития Челябинской области: econom-chelreg.ru .

Айгуль:

В Чурилово становится всё больше детей, не могли бы Вы как нибудь сделать там спортивные секции, особенно женский футбол, он становится всё популярней, и если он в Чурилово появится то я вам буду очень очень благодарна, спасибо!:)

Чурилово - один из наиболее перспективных и активно застраиваемых регионов города. Безусловно, вся необходимая инфраструктура там тоже запланирована. Ваше обращение по спорткомплексу для женского футбола мне представляется очень интересным. Обязательно согласуем этот вопрос с администрацией города Челябинска.

Виталий:

Алексей Дмитриевич, здравствуйте. В последнее время много говорится о том, что наш регион надо больше позиционировать как туристический или археологический (Аркаим), тогда, соответственно, народ потянется, и это позволит увеличить бюджеты территорий. Однако во многом дальше слов дело не доходит. Есть ли в Ваших планах подобное направление или же все-таки они бесперспективны?

Южный Урал как туристический регион необходимо "раскручивать" практически с "нуля". Тем не менее, это делается и будет сделано в самое ближайшее время. Экономический и социальный эффект от этой работы - колоссальный. В каждом районе есть свои изюминки (пещеры, памятники, озера, тот же Аркаим и "Демидовские места"). Готовим предложения инвесторам для строительства оздоровительных, досуговых, развлекательных комплексов. Будем разрабатывать информационную кампанию по туризму на Южном Урале.

Почему-то раньше считалось, что люди должны приходить в администрацию и искать выход на "нужного человека", чтобы получить земельный участок. Сейчас подход меняется. Если человек приходит с интнресным проектом - землю можно давать даже бесплатно при условии, что на ней будет построен нужный людям и области объект.

Иван Георгиевич:

Господин министр, в последние месяцы по телевизиору очень много показывают про то, что к нам приезжают делегации разных стран, подписываются соглашения. А какие реальные совместные проекты уже реализованы, и что ждать еще?

Иностранные инвесторы действительно обратили внимание на Южный Урал. Это результат поездок губернатора, но многолетняя закрытость региона и осторожность иностранных компаний дают о себе знать. От первой встречи до строительства завода, как правило, проходит не один год. В 2011 году после многократных переговоров в Челябинске уже зарегистрировались несколько иностранных (преимущественно итальянских) компаний. Ожидаем еще. Думаю, к концу года результаты будут видны уже широкому кругу лиц.

Ольга Николаевна:

Как-то Вы, выступая, сказали, что в регионе необходимо провести инвентаризацию областной собственности, для того чтобы сохранить то, что может быть полезным южноуральцам, а те объекты, которые используются неэффективно, предложить инвесторам. Проведена ли такая работа, и каков ее результат?

Инвентаризация областной и муниципальной собственности - вопрос не из простых. Очень много объектов (и даже предприятий) не были учтены в реестре собственности. Видимо, нам предстоит еще работа по защите прав государства на те объекты, которые в свое время были по разным причинам "потеряны" регионом.

Тем не менее, к 01.07.11 инвентаризация будет закончена. Во втором полугодии 2011 года будут приняты приципиальные решения о мерах по наиболее эффективному ее использованию.

Константин:

Алексей Дмитриевич, на Ваш взгляд, из чего складывается инвестиционная привлекательность региона? Удобное географическое месторасположение? Вот, взять наш регион. Простаивают мощности некогда крупнейших оборонных предприятий. То есть там есть вся инфраструктура. Я так понимаю, что Ваша задача найти инвесторов под эти проекты. Но, с другой стороны, разные рейтинги упоминают Челябинскую область как самый худший с экологической точки зрения субъект РФ и занимает чуть ли не первые ряды по коррупционным делам (взятки, откаты). Есть ли система формирования привлекательности - инвестиционной - для региона? Есть ли хоть у глав муниципальных образований хоть какие-то задумки по этому поводу, кроме зимних курортов и летних баз?

Челябинская область имеет все предпосылки для привлечегия инвестиций. Даже взаимоисключающие вещи, как промышленность Карабаша и природа Увильдов (на расстоянии 8 километров) - это тоже наша изюминка.

Самое важное - это создание предпосылок для привлечения инвесторов:

1. Нормативно-правовая база (льготы, упрощенный порядок решения административных вопросов и пр.);

2. Открытие логистических коридоров, потерянных ранее. Челябинск находится на прямой линии транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай". При этом до сих пор автомобильные, железнодорожные и авиационные маршруты прокладывались в обход региона. Изменить ситуацию возможно уже в этом году. Приток инвестиций в регион после изменения логистической схемы будет несопоставим ни с какими другими мерами.

3. Ну, и безусловно, кадровый потенциал. Привлечение в регион специалистов и подготовка собственных кадров (не уезжающих из региона) - одно из обязательных условий инвестиционного роста.

Даниил:

Уважаемый Алексей Дмитриевич, насколько серьезно изменилась Ваша жизнь после назначения вице-губернатором? Удается заниматься делами компании "Авуар", и кстати, кто сменил Вас на этом посту? Несколько раз имел возможность встречаться с Вами на семинарах, и мне показалось, что Вы достаточно мягкий и довольно интеллигентный человек. Не тяжело с такими качествами быть вице-губернатором?

Безусловно, проще было работать в Авуаре, но работа в правительстве - элемент профессиональной самореализации. Авуар всегда был партнерством, по этому мой уход не был экстремальным для компании. Сегодня управлением Авуаром занимаются Константин Игонин и Станислав Миронов. Что касается личных качеств, я думаю они не самые худшие для чиновника. Посмотрите, в Европе никто ни на кого не орет, а живут не хуже нашего.

Юрий Ярославович:

Несколько дней назад Юревич передал Вам право продажи земельных участков под дачное строительство. Сколько потребуется времени для подготовки всевозможных правил, инструкций, постановлений, и нельзя ли это сделать по принцпу "одно окно"?

Привлечение инвесторов для освоения южноуральских земель действительно вопрос приоритетный и непосредственно связанный с созданием туристического кластера в регионе. Тем более что земля и имущество - один из основных источников налоговых доходов местных бюджетов.

До конца года вопрос о выделении земельных участков всем желающим будет решен. Только надо понимать, что земли будут раздаваться не в хаотическом порядке, а по согласованному плану, без ущемления интересов остального населения (в частности, без ограничения доступа желающих к водоемам) и с соблюдением инвестиционнох обязательств по строительству заранее оговоренных объектов, будь то поселки, базы отдыха, санатории и пр.

"Одно окно" при оформлении документов будет обязательно. В регионе таким органом будет областной "фонд имущества".

Иван Степанович:

Челябинская область всегда была машиностроительным регионом, и от этого нам пока никуда не уйти. Другое дело, что потеряна связь между предприятиями и наукой? Да и потом, не каждый завод возьмется создавать "пробничек" изобретателя, и вот тут бы пригодились Вы, как человек, отвечающий за инвесторов. Посмотрите, чего только ни придумали студенты-пищевики ЮУрГУ - во всем мире такого нет. А ЧТЗ как выпускал трактора 20-40 лет, так и продолжает, завод потерял ощущение современности и реальности. Может, если бы перепродать это предприятие, то можно было бы создать перспективное машиностроительное направление, в том числе и для проекта "Урал промышленный", или новые образцы коммунальной техники?

Старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» - о том, почему разработка стратегии развития - неблагодарная работа, для чего Челябинской области нужен еще один аэропорт, и почему главный ресурс развития - не экономика, а образование.

Алексей Дмитриевич, вы возглавляете группу, которая занимается разработкой стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года.

Да, честно говоря, я поначалу не очень-то хотел заниматься написанием стратегии. В том числе потому, что понимаю, что это такое. В 2002–2005 годах я работал в областном министерстве экономического развития и занимался этим. К тому же прогнозировать будущее - это вообще работа на любителя. Хотя бы потому, что ты понимаешь, что все равно не сбудется (улыбается).

С другой стороны, последние серьезные стратегии развития в нашей области писались в 1998 и в 2008 году. Так уж получилось, что оба раза нагрянувшие в те годы кризисы делали эти работы неакутальными уже через несколько месяцев.

Тем не менее, я понимаю, что стратегия региону - нужна. На основе именно таких документов должно и вестись бюджетное планирование, и готовиться необходимая нормативная база. Планирование в любом случае должно строиться на чем-то. Не на том, например, что условный глава условного региона слетал в условный Мюнхен, что-то ему там понравилось, и он решил: «А давайте сделаем точно также». Речь все-таки идет о деньгах, и необходимо заранее планировать, делить, понимать, что в приоритете, и вообще - откуда эти деньги возьмутся.

Стратегия нужна. Но делать ее никто из нормальных людей не хочет (улыбается). Неблагодарная работа.

- Тогда почему вы решили взяться за это дело?

Во-первых, это достаточно серьезный профессиональный вызов для меня.

Во-вторых, это совпадает с моим мировоззрением. Я со временем понял, что жить буду здесь, в Челябинске (улыбается). Мне здесь комфортно. Это город (как и вся область) с пока еще хорошим качеством рабочих кадров, с множеством интересных людей, и в то же время это территория с достаточно низкими издержками. А город-миллионник - это оптимальное место для жизни. Здесь уже много чего есть из инфраструктуры, но нет той суеты, что есть в той же Москве.

В-третьих, губернатор региона Борис Дубровский решил, что разрабатывать стратегию надо с «опорой на собственные силы». Это не лишено определенной логики - разрабатывать планы развития области должны те, кто знает регион и хочет продолжать в нем жить.

К тому же практически все региональные стратегии, которые разрабатывают крупные консалтинговые компании, достаточно шаблонные. Я посмотрел несколько подобных документов - это, по сути, матрица, куда закладываются региональные показатели, а все остальное идет совершенно идентично друг другу.

На разработку стратегии власти региона выделили девять миллионов рублей. В глазах обывателя это заметные деньги. А на самом деле - это много или мало?

На самом деле важна не только сумма, но и срок выполнения работы. Если сравнивать с другими регионами, то «ценник» колебался от 120 миллионов и двух лет работы до 18-19 миллионов и года работы. У нас, повторюсь - девять миллионов. И всего полгода на работу. Это немного.

Разработка любой стратегии начинается с детального анализа текущей ситуации, положения. При этом не раз приходилось слышать, что действительно качественной информации, аналитических и статистических данных по экономике региона на самом деле не так уж и много.

Это не стало для нас неожиданностью. Как и то, что имеющаяся статистика скорее выдает желаемое за действительное. Хотя есть много достоверной, качественной информации. Но одно дело данные, которые поддаются подсчету и верификации - скажем, количество юридических лиц или число зарегистрированных объектов недвижимости. И совсем другое - например, объем внешнеторгового оборота Челябинской области с другими регионами России. Как-то детально это подсчитать просто вряд ли возможно. Мы к этим данным относимся философски...

Если считать экономику региона в целом, то надо понимать ресурсы, конкурентные преимущества. Если мы обеспечены ресурсами и обладаем конкурентными преимуществами, то куда конкретно пойдет товарный поток - в Башкирию, Казахстан или в США, решат сами предприниматели, а не власти. Задача властей - при наличии конкурентоспособного продукта обеспечить необходимые для него меры поддержки. Или же создать условия для создания конкурентного продукта. В своей работе мы с коллегами исходили именно из этого.

- Кого вы привлекли к работе над стратегией?

Попытались собрать всех, кто хочет помочь. И это даже стало для нас некоторой проблемой - сроки-то заказчик установил короткие. А мы с кем только ни разговаривали - заводы, экономические факультеты и кафедры вузов, муниципалитеты, даже искусствоведы и журналисты. Позитивного в этом было то, что интересных мыслей, идей, месседжей было много. Но когда пошла речь о том, что все предложенное надо четко описать, претендентов стало меньше (улыбается). У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь, какие механизмы должны быть - гораздо меньше. С этим есть проблемы.

В итоге остановились на том, что часть работы взял на себя ЮУрГУ, кое-что - ЧелГУ, часть работы отдали федералам, в частности, привлекли аналитический центр «Эксперт» и Дмитрия Толмачева.

«У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь - гораздо меньше».

Возвращаясь к нынешнему состоянию Челябинской области, ее экономики. Каково положение дел, и сильно ли отличается экономика нашего региона от того, что принято о ней думать?

Если говорить об экономике, то наша область продолжает отставать от аналогичных нам регионов страны. Мы не берем даже лидеров - Москву, Санкт-Петербург или Казань. Сейчас мы проигрываем в сравнении даже коллегам-«металлургам» из Череповца (Вологодская область) или Липецка. Кроме них, мы также смотрели Кузбасс и наших соседей из Свердловской области и Башкортостана.

Если брать Вологодскую и Липецкую области, то у них темпы роста объясняются «низкой базой», но они опережают нас по динамике диверсификации экономики своих регионов. Они стали менее «металлургическими», чем Челябинская область. И по темпам, динамике экономического роста (начиная от бюджетных доходов, доходов населения, величины валового регионального продукта) они нас сейчас опережают.

Челябинская же область в 90-е годы потеряла тот уклад экономики, что был в годы Советского Союза. Мы ведь были сильны не только металлургией. У нас не только производили металл, но и делали из этого металла машины, оборудование, электрооборудование, на которых производился конечный продукт. Третьего-четвертого уровня переделов.

Сейчас, по сути, остался лишь первый-второй уровень передела. Мы производим металл, добываем какие-то полезные ископаемые, а вот металлообработка и машиностроение, увы, сохранились не на том уровне.

Та же металлообработка сейчас занимает мизерный процент от производимого в области металла. И наши металлурги, с тех пор как машиностроение в 90-е годы рухнуло, не рассматривают потребителей в Челябинской области как сколь-либо значимых для себя заказчиков, и практически всю продукцию поставляют либо на экспорт, либо в другие регионы страны. Взять ту же медь на заводах РМК почти нереально - они законтрактованы на годы вперед. То же самое - у «Мечела» или ММК, получить их продукцию можно в лучшем случае у крупных оптовиков.

- А машиностроение и «оборонка»?

Те, кого мы называем машиностроителями, как правило, мечтают либо получить гособоронзаказ, либо встроиться в цепочку поставщиков госкорпораций или нефтегазовых компаний типа «Роснефти» или «Газпрома».

Понимаете... практически вся экономика области... Во-первых, у нас нет конечного продукта, а во-вторых, крупнейшие отрасли скорее ориентированы на спрос крупных потребителей за пределами региона, а не на B2C, не на конечного потребителя, не на розничный рынок, не на внутренний спрос жителей области. На собственное население наша экономика работать не умеет.

- А сельское хозяйство?

Да, безусловно, оно ориентировано на конечного потребителя, это, в конце концов, продукты питания (улыбается). И да, оно стало занимать заметное место в экономике. Но это по-прежнему далеко не металлургия по объемам.


«На собственное население наша экономика работать не умеет»

На самом деле в том, что я описал, есть и объективная сторона. По большому счету, наши предприятия могут рассчитывать на конечного потребителя, на спрос населения только в рамках уральской локации - Челябинская, Свердловская, Курганская, Тюменская области, Башкортостан. Это на самом деле, неплохая локация, третья по размерам в стране, на этих территориях живет более 15 миллионов человек в 500-километровом плече от Челябинска.

- Хороший рынок.

Да, неплохой. Но - не Китай. Если же делать массовый конечный продукт для всего мира, надо иметь и логистику его доставки, причем максимально дешевой. То есть - порт. Морские перевозки ведь самые дешевые, особенно если в больших объемах. А у нас до ближайшего моря - три тысячи километров.

Подождите. Многие годы нам говорили, что Челябинская область обладает уникальным географическим положением и определенным логистическим потенциалом и преимуществами.

Сейчас для наших производителей у нас нет никаких преимуществ в логистике. Наши производители могут рассчитывать на эффективное транспортное плечо в 500, по некоторым видам товаров - в 700 километров. Это, по сути дела, Большой Урал.

- А перспективы транспортного коридора до Китая и в обратном направлении - в Европу?

Когда-то я еще в качестве чиновника продвигал эту идею. И она в целом жива - коридор Урумчи - Челябинск - Западная Европа.

- А мы не упремся в пределы пропускной способности железной дороги и трассы М-5?

М-5 - эта настоящая беда, проблема. Со всех сторон - как с транспортно-логистической, с точки зрения экономики региона, так и с точки зрения безопасности: аварийность и смертность зашкаливают. Эту проблему надо так или иначе решать. Она - ключевая для нашей области.

Но власти региона не могут тратить на М-5 свои ресурсы - трасса-то федеральная. Хотя в свое время шла речь о строительстве трассы-дублера.

Стоимость реконструкции нашего участка М-5, по нашим подсчетам, порядка 70 миллиардов рублей. Вариант с трассой-дублером тоже в целом реалистичен. Варианта два: либо власти области смогут убедить Росавтодор (во что мне не очень верится, потому что их планы уже сверстаны на долгое время вперед), либо мы делаем платную трассу-дублер. Но ее создание без привлечения федерального гранта или чего-то подобного вряд ли возможно.

Развитие логистики без М-5 невозможно. Мы все-таки... наш вектор развития, как мне видится, направлен в Азию. В средней полосе России конкуренция уже очень высокая, и если нашим производителям искать свои рынки сбыта, то они к востоку от Челябинской области.

Коридор «Западная Европа - Западный Китай» важен даже в глобальном смысле. И он пройдет там, где для этого быстрее создадут условия, будь то наша область или, скажем, Оренбург. Если трасса М-5 и железная дорога станут частью этого коридора, то Челябинск может стать действительно востребованным логистическим узлом.

Хотя, если внимательно смотреть на технологии, на 17 лет вперед... Железная дорога - не самый перспективный вид транспорта.

- Почему?

Очень дорого. По шоссе - тоже дорого. Дороги, железные и автомобильные - это громадная инфраструктура, которую надо сначала создавать, строить за гигантские деньги, а затем содержать, что также требует значительных затрат.

Почему морские перевозки самые дешевые? Потому что, по сути, кроме портов, там нет инфраструктуры - корабли просто плывут по морю.

У авиации сегодня есть ограничения по грузоподъемности самолетов, поэтому «воздух» тоже достаточно дорогой. Но пока что расчеты показывают, что в далеком будущем именно воздушные перевозки будут доминировать наряду с морскими, особенно если будут созданы средства передвижения с большой грузоподъемностью и низкими издержками - дирижабли или что-то еще.

- То есть высококлассный аэропорт становится ключевым фактором развития?

Да, безусловно. А еще области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста. Аэропорт под региональные линии, но с возможностью летать, скажем, в Москву. Иначе наш туристический кластер так и останется невостребованной мечтой.

Нынешняя схема, когда сначала надо лететь в Челябинск (который пока что не Дубай, и такого впечатления сам по себе не производит), аэропорт которого пока еще не обладает достаточной пропускной способностью, а потом еще ехать 130–150 километров по М-5 в ее нынешнем состоянии... Не самая радостная перспектива для любого туриста. Лучше прилетать сразу туда, где человек хочет отдыхать.


«Области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста»

Стратегии развития, которые разрабатывают ведущие регионы страны, отличаются очень серьезной амбициозностью задач. В том же Татарстане стоит задача увеличить численность населения республики на миллион человек. Логика достаточно понятна - чем больше людей качественно живет на территории, тем больше там денег, тем больше рынок, в том числе потребительский, и тем выше уровень, возможности развития. Насколько я помню первые обсуждения в вашей рабочей группе, эксперты склонялись к тому, что хорошо бы не потерять в количестве населения... Почему? И насколько та стратегия, которую вы разрабатываете, амбициозна?

Задачу по увеличению населения региона перед нами ставил губернатор области Борис Дубровский, который считает такое развитие событий в том числе лучшей оценкой качества управления регионом.

Но мы поставили в приоритеты не общее количество населения, а его качество, да простят мне это выражение. Качество человеческого капитала - вот ключевой показатель.

Понимаете, любая новая технология, помимо всей своей пользы, всегда ведет к сокращению «простых» рабочих мест. Всегда. И сокращение рабочих мест в тех отраслях, которые составляют основу нашей сегодняшней экономики - процесс неизбежный.

Поэтому мы посчитали, что целью должно быть не столько валовый рост населения, сколько улучшение качества его жизни. А для этого прежде всего должен расти уровень компетенций людей - их навыков, опыта, квалификации, знаний.

Если выражаться совсем уж упрощенно, то в Челябинской области должны жить умные люди, и жить они должны хорошо.

- Но в каких показателях это могло бы выражаться?

В экономике это прежде всего производительность труда и выработка продукции на одного сотрудника. Именно в этом сейчас разница между Россией и ведущими странами.

Сейчас средняя выработка продукции на работающего человека - около 730 тысяч рублей в год. Чуть более 60 тысяч в месяц. А тот же уровень зарплаты просто не может быть выше производительности труда. А в той же Германии выработка - 80 тысяч евро в год на одного сотрудника. Вот вам и разница, которая отделяет нас от того, чего мы хотим добиться...

Это не значит, что наш человек должен работать больше (порой это уже просто невозможно) - но он должен работать умнее, на другом, более эффективном оборудовании, и используя совсем другие технологии. Либо продукт, который создает человек, должен быть уникальным и неповторимым.

Кроме того, конструкция нашего рынка труда в корне неправильная. Добрая половина рынка труда - это что-то так или иначе завязанное либо прямо на бюджет, либо на что-то квази-бюджетное (МУПы, МАУ, госпредприятия и тому подобное). Но бюджетная сфера не создает добавленной стоимости, в лучшем случае она обеспечивает сервис.

Изменить это можно, лишь кардинально изменив качество госуправления. Которое, по-хорошему, должно стать своего рода глобальным онлайн-сервисом. Все, что хочет человек от государства, он должен получать через, грубо говоря, мобильное приложение в телефоне, и, по возможности, вообще не встречаться с чиновником. Это, кстати, помимо прочего, резко снизит затраты.

И в любом случае, та экономика, которая будет создаваться, те технологии, которые будут появляться - все это придумывают люди. И наша суперцель - сделать здесь своего рода «фабрику» по производству таких вот умных людей. Самых умных людей.

- То есть - битва за мозги?

Да. Как и во всем мире, замечу.

- Но то, о чем вы говорите, невозможно без высококачественного образования.

Изучая, где взять эти «мозги», мы проанализировали уровень, качество образования в Челябинской области. Выяснилось, что уровень среднего образования у нас вполне достойный. А вот дальше...

Сейчас те выпускники, которые хорошо закончили наши лучшие школы и лицеи, уезжают из Челябинска сразу же. В ту же Москву. Те, кто остались здесь, учатся в наших вузах, но если они хорошо их закончили, то, как правило, тоже уезжают.

Здесь же остаются по большей части условные «троечники». А они куда реже способны создать что-то новое, прорывное. Хотя частенько из них получаются неплохие предприниматели, и недооценивать их не нужно (улыбается). Но нам нужны не просто хорошие бизнесмены, а именно создатели, изобретатели чего-то нового.

У нас есть хороший базовый ресурс - выпускники наших школ. Но почему они уезжают? Кто-то - потому что хочет жить в Москве или Нью-Йорке. Нормальное желание, и с ним вряд ли что-то можно сделать. Но давайте посмотрим те же США - там вовсе не все задаются целью ехать в Вашингтон (или Нью-Йорк, или Калифорнию). В конце концов, университетская столица США - Бостон. Мы бы хотели, чтобы Челябинск стал таким «Бостоном».

Это как? При наличии-то ведущих российских вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске?

И по своему бизнесу, и в том числе потому, что мои дети сейчас поступают в вузы, я был вынужден детально проанализировать российское высшее образование. И скажу вам, что ну нет у нас в стране ни Стендфордских университетов, ни Массачусетских технологических институтов. В России есть просто хорошие, известные вузы, есть высокий уровень базового высшего образования. Но в наших вузах нет ориентира на постоянное внедрение в образовательный процесс лучших практик.

Эти практики возникают у мировых лидеров. И они не считают эти данные секретными, и делятся ими совершенно спокойно (может быть, потому, что это уже изобретено, а они работают над чем-то новым). Посмотрите, тот же Массачусетский технологический институт просто опубликовал в свободном доступе все свои основные учебные курсы. Заходи на сайт, смотри, изучай, внедряй. Эти же вузы спокойно относятся и к обмену преподавателями, и к подобным практикам. Ну так почему бы эти лучшие мировые практики не брать и не внедрять у нас? К тому же в России это мало кто делает...

- А наши вузы захотят это делать? Им это надо?

Именно сейчас мы можем (если захотим) стать в этой отрасли лидерами. Причем, что называется, «за недорого». И речь ведь не только о крупнейших вузах...

- То есть не только ЮУрГУ, но, скажем, частный Русско-британский институт управления?

Кстати, отличный в своем роде пример.

Одно другого не просто не исключает, но невозможно друг без друга. И поверьте, именно человеческий ресурс сильнее всего меняет экономику.

Но есть еще один фактор, без которого рост, развитие невозможны - люди должны поверить в то, что это возможно и что это уже происходит.

Верно. И здесь очень важна именно динамика. Если люди будут видеть что что-то, пусть понемногу, но все же меняется к лучшему, что каждый день что-то происходит, этого будет достаточно. Но надо, чтобы что-то происходило на деле каждый день. Это все достаточно понятно и реализуемо. Было бы желание...

74 Челябинская область

Дата публикации: 21.04.2017

Старший партнер Группы компаний «Авуар»

Кандидат экономических наук

В 1991 году окончил Южно-Уральский политехникум, специальность «Эксплуатация станков с числовым программным управлением». С 1991 по 1993 годы служил в армии, на космодроме Байконур. Затем окончил Южно-Уральский Государственный Университет факультет «Экономика и управление на предприятиях» по специальности «Экономист-менеджер».

С 1996 по 2002 годы работал помощником начальника, а затем начальником Организационно-инспекторского отдела(штаба) в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области. В 2002 году - начальник Сводного отдела экономического анализа, прогнозирования и регулирования Комитета по экономике Челябинской области. С 2002 по 2003 годы - начальник Центра поддержки предпринимательства Комитета по экономике Челябинской области. С 2004 по 2005 годы - исполнительный директор ООО «Корпорация Символ-Строй Инвест». С 2011 по 2012 годы - заместитель Губернатора Челябинской области по инвестиционным, имущественным и правовым вопросам.

С 2002 года А.Д. Овакимян возглавляет Группу компаний «ГК «АВУАР», специализирующуюся на оказании аудиторско-консалтинговых услуг. Руководство деятельностью группы компаний осуществляет умело и эффективно, постоянно добиваясь высоких финансово-экономических результатов, грамотно применяя передовой зарубежный и отечественный опыт по профилю деятельности компании.ГК «АВУАР» входит в ТОП-100 рейтинга аудиторских компаний России, рейтинга крупнейших компаний России в области учетных функций. По оценке рейтингового агентства «Эксперта РА», «ГК «АВУАР» находится на 30 месте в рейтинге аудиторских компаний за 2015 год и на 4 месте в рейтинге консалтинговых групп и организаций Урало-Западносибирского региона по итогам 2015 года.

А.Д. Овакимян ведет широкую общественную деятельность с целью развития профессионального сообщества Уральского региона. Активно способствует формированию деловых связей региона на федеральном и международном уровнях, являясь председателем Совета Уральского филиала Аудиторской палаты России, внештатным советником Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, руководителем территориальной приёмной в г. Озерске Челябинской области, членом Челябинской региональной общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей», членом правления Торгово-промышленной палаты РФ, председателем Общественного Совета при Главном контрольно-ревизионном управлении Правительства Челябинской области, выступает экспертом законопроектов, направленных на улучшение инвестиционного климата региона.

В совершенстве владеет методами коммуникации и обработки деловой информации. Неукоснительно придерживается правил и норм деловой этики и порядочности.