Финансирование бюджетных учреждений из федерального бюджета

Р.Е. Артюхин,
ведущий специалист Главного управления
федерального казначейства Минфина России

Основная часть расходов федерального бюджета осуществляется в форме финансирования, адресатом которой прежде всего являются бюджетные учреждения.

Банковская система кассового исполнения союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик характеризовалась открытием кредитов бюджетным учреждениям и организациям вне зависимости от объема поступивших доходов соответствующего бюджета в определенном периоде. С изменением функций банковских учреждений, переходом от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюджета исполнение бюджета по расходам осуществляется в меру поступающих доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Недопоступление доходов вызывает недофинансирование расходов федерального бюджета, которое может усугубляться их нецелевым использованием. Поэтому перед бюджетными учреждениями стоят задачи по экономному, рациональному и целевому использованию выделяемых из федерального бюджета средств.

Задачами Федерального казначейства являются наиболее оптимальное управление средствами федерального бюджета на счетах, обеспечение их своевременного аккумулирования при необходимости осуществления крупных расходов каким-либо бюджетополучателем, контроль (прежде всего предварительный) за целевым использованием бюджетных средств.

Для выполнения этих задач формируется система финансирования расходов федерального бюджета, создание которой можно будет считать завершенным с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации и претворением содержащихся в нем норм.

Основу нормативного регулирования исполнения федерального бюджета, помимо Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, составляют Указ Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556 “О федеральном казначействе” и Положение о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.93 № 864. В соответствии с ними в настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета на основе принципа единства кассы, и функции по кассовому исполнению федерального бюджета передаются от Центрального банка Российской Федерации к органам федерального казначейства. Органы федерального казначейства являются централизованной системой и имеют трехзвенную структуру - Главное управление федерального казначейства Минфина России, Управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, отделения федерального казначейства по районам, районам в городах, городам (кроме городов районного подчинения).

Известно, что одним из принципов исполнения федерального бюджета является обеспечение целевого характера средств федерального бюджета, подразумевающее необходимость их целевого доведения до бюджетополучателя и их целевое использование.

В Положении о федеральном казначействе этот принцип отражается в п. 11, обязывающем органы федерального казначейства обеспечивать в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств.

Целевой характер средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней определяется на основании применения кодов Бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация

Бюджетные учреждения применяют бюджетную классификацию как при планировании, так и при составлении отчетов об исполнении сметы расходов учреждений. В разрезе кодов бюджетной классификации составляется смета расходов, являющаяся основным финансовым документом бюджетного учреждения.

Особое значение для бюджетных учреждений приобретает указание в документах на финансирование кодов Бюджетной классификации, в соответствии с которыми бюджетное учреждение должно произвести кассовый расход поступивших денежных средств. Такое указание является необходимым элементом обеспечения целевого использования выделяемых из бюджета средств, служит задачам исполнения Закона о бюджете.

Приказом Минфина России от 17.02.95 № 111 “О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета” в платежных поручениях на перечисление средств бюджетным организациям предусмотрено указание раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода, экономической статьи бюджетной классификации, введенной с 1 января 1995 года. При получении средств финансирования с указанием в платежных документах кода бюджетной классификации бюджетные учреждения непроизводственной сферы, состоящие на федеральном бюджете и работающие в новых условиях хозяйствования, должны, например, поступившие средства целевого финансирования отразить по счетам учета соответствующих фондов без формирования единого фонда финансовых средств. Дальнейшее расходование средств с текущего бюджетного счета должно производиться по их целевому направлению в пределах полученного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации расходов (п. 3 письма Минфина России от 02.08.95 № 82). Аналогичные правовые последствия, влияющие на формирование и использование фондов, наступают при получении органами культуры целевого финансирования на капитальный ремонт, приобретение технических средств и оборудования, которые подлежат зачислению в фонд творческо-производственного и социального развития. После этого денежные средства уже не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видов денежных вознаграждений.

Таким образом, указание кодов бюджетной классификации, позволяющее определить целевое назначение получаемых из бюджета средств, имеет важное правовое значение для бюджетных учреждений, поскольку создает для них обязанности по использованию таких средств по прямому назначению.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 29.12.94 № 177, и Бюджетная классификация Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации”. Содержание и структура этих классификаций во многом совпадают (см. Таблицы 1, 2), и поэтому Указания Минфина России по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации и Указания о порядке применения Классификации доходов в Российской Федерации, доведенные письмом Минфина России от 21.12.94 № 03-10-1, своего значения для классификации не утрачивают.

Таблица 1. Структура бюджетной классификации, утвержденной
приказом Минфина России от 29.12.94 № 177

Наименование

Доходы


Расходы


Ведомственная структура расходов федерального бюджета


Финансирование бюджета

Классификатор источников внутреннего финансирования бюджета

Классификатор источников внешнего финансирования бюджета

Государственный долг

Классификатор видов государственного внутреннего долга Российской Федерации

Классификатор видов государственного внешнего долга Российской Федерации


В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.08.96 № 115-ФЗ действие его положений распространяется на отношения, возникающие при составлении проектов бюджетов всех уровней, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 1 января 1997 года. При составлении и утверждении смет расходов бюджетного учреждения на 1997 год бюджетные учреждения могут учитывать, что экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации подверглась изменениям только в части детализации расходов по коду 110200 “Начисления на оплату труда”. В новой экономической классификации расходы детализированы по всем четырем основным государственным федеральным внебюджетным фондам, в то время как в экономической классификации Минфина России код 110200 подразделялся лишь на 2 части - 110201 “Взносы на государственное социальное страхование с заработной платы рабочих и служащих” и 110202 “Взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости с заработной платы рабочих и служащих”.

Из указанных в таблице 2 видов классификаций, входящих в состав Бюджетной классификации, только , классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации используются исключительно при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета. Остальные виды классификаций бюджетной классификации являются едиными для бюджетов всех уровней.

Таблица 2. Структура бюджетной классификации Российской Федерации,
введенной Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ
“О бюджетной классификации Российской Федерации

Наименование

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации


Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

лассификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку направлений расходов бюджетов всех уровней, отражающую основные функции государства и органов местного самоуправления. Функциональная классификация имеет двухуровневую структуру: разделы и подразделы. Разделами функциональной классификации, характеризующими основные функции государства и органов местного самоуправления, являются, например, “Государственное управление и местное самоуправление”, “Международная деятельность”, “Национальная оборона”, “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности”, “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, “Промышленность, энергетика и строительная индустрия”, “Сельское хозяйство и рыболовство”, “Социальная политика”, “Обслуживание и погашение государственного долга”. В функциональной классификации выделено всего 23 основные функции государства и органов местного самоуправления, образующие соответствующие разделы. В содержание вводимой функциональной классификации по сравнению с утвержденной приказом Минфина России в отдельный раздел вынесены расходы на судебную власть и образованы новые разделы “Региональное развитие” и “Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров”.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. Вследствие этого первым уровнем указанной классификации является перечень прямых получателей средств федерального бюджета, вторым уровнем - целевые статьи расходов, объединенные в отдельную классификацию целевых статей расходов федерального бюджета, третьим уровнем - виды расходов, сгруппированные в классификацию видов расходов федерального бюджета.

Федеральный бюджет утверждается федеральным законом в разрезе кодов функциональной и ведомственной (целевые статьи и виды расходов) классификаций Бюджетной классификации Российской Федерации. Следовательно, бюджетное учреждение, вплоть до главных распорядителей бюджетных ассигнований, не имеет права осуществлять перераспределение выделенных бюджетных средств по утвержденным Федеральным законом о федеральном бюджете целевым статьям и видам расходов ведомственной классификации на иные целевые статьи и виды расходов.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации, применяемая бюджетными учреждениями, группирует расходы бюджетов по их экономическому содержанию. Данная классификация подразделяет расходы на группы расходов, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов. В соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса” имеются две группы безвозвратных расходов - текущие расходы и капитальные расходы, и одна группа возвратных - предоставление кредитов за вычетом погашения.

Изданные Минфином России Указания по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации, доведенные письмом Минфина России от 21.12.94 № 03-10-1, контурно определяют содержание отражаемых в ней расходов.

Предлагаемые схемы позволяют наглядно показать взаимосвязь расходов в разрезе отдельных видов классификаций.

Схема 1. Cтруктура Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной Минфином России, по расходам федерального бюджет

Функциональная структура расходов бюджетов Российской Федерации

Ведомственная структура расходов федерального бюджет

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Министерства, ведомства

Классификатор целевых статей расходов бюджетов

Классификатор видов расходов бюджето

Главный раздел, подраздел
(XX XX)

Министерство, ведомство (XXX)

Целевая статья
(XXX)

Вид расхода по целевым статьям
(XXX)

Группа, подгруппа, предметная статья, подстатья
(X X XX XX)

Схема 2. Структура расходов федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией, введенной Федеральным законом “О бюджетной классификации Российской Федерации”

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета

Классификация целевых статей расходов федерального бюджет

Классификация видов расходов федерального бюджет

Раздел, подраздел

Прямой получатель средств из федерального бюджет

Целевая статья

Вид расхода

Группа расходов, предметная статья, подстатья, элемент расходов

Как было отмечено, в соответствии с приказом Минфина России от 17.02.95 № 111 в документах на финансирование из федерального бюджета подлежат отражению коды всех видов классификаций, образующих расходный блок в Бюджетной классификации Российской Федерации (функциональная, ведомственная, экономическая классификации расходов).

Бюджетная классификация в рассмотренном виде позволяет государственным органам оценить сумму и направления расходов в разрезе функций государства. При необходимости можно также получить информацию об осуществлении определенных функций отдельными получателями бюджетных средств. В целом Бюджетная классификация Российской Федерации полнее реализует принцип ясности бюджетов.

Реестровое финансирование

Финансирование расходов федерального бюджета органами федерального казначейства осуществляется на основании реестров на финансирование расходов, которые составляются главными распорядителями бюджетных средств. Правовое значение реестров на финансирование заключается в том, что они представляют собой форму реализации своих распорядительных прав главными распорядителями бюджетных ассигнований.

Реестр на финансирование расходов из федерального бюджета содержит сведения о суммах, которые подлежат перечислению на счета получателей средств федерального бюджета. Реестр поступает в Управления федерального казначейства из Главного управления федерального казначейства, а из Управлений - в отделения федерального казначейства по районам, районам в городах, городам. Таким образом, различаются денежные реестры, доведение которых сопровождается перечислением денежных средств, и безденежные реестры, которые не подкрепляются перечислением денежных средств от вышестоящих органов, и, следовательно, подлежат исполнению за счет имеющихся доходов на соответствующей территории. В ряде случаев возможно безреестровое финансирование, при котором затраты бюджетополучателей авансируются исходя из их объема за предыдущие периоды; при этом реестры на расходы могут поступить позднее фактических выплат из бюджета. Порядок реестрового (денежного, безденежного) и безреестрового финансирования регулируется Минфином России и Главным управлением федерального казначейства.

В настоящее время реестровое финансирование расходов федерального бюджета получило нормативное закрепление в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1082 “О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета”, согласно п. 9 которого средства федерального бюджета, закрепленные за главными распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей на основании реестров на финансирование расходов федерального бюджета.

Распорядители бюджетных ассигнований

Немаловажное правовое значение для порядка финансирования бюджетных учреждений имеет их распределение на главных, вышестоящих и нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Традиционно под распорядителями подразумеваются руководители государственных органов и организаций, которым предоставляется право распоряжения утвержденными для них в бюджете бюджетными назначениями.

Главными распорядителями являются, соответственно, министры и руководители ведомств.

Главным распорядителям предоставлено право расходовать бюджетные ассигнования на централизованные мероприятия, на содержание центрального аппарата управления и на другие цели, а также распределять бюджетные ассигнования между нижестоящими распорядителями.

Министры, руководители ведомств могут передоверять свои права по распоряжению средствами начальникам управлений и самостоятельных отделов министерств и ведомств с доведением соответствующей информации до Минфина России.

Нижестоящие распорядители бюджетных ассигнований в соответствии с инструкцией Государственного банка СССР от 26.11.84 № 27 по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР подразделяются в зависимости от объема предоставленных им прав на:

Руководителей учреждений и организаций, имеющих самостоятельные сметы и получающих кредиты от главных распорядителей кредитов как на расходы самого учреждения или организации, так и для распределения полученных кредитов между подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями (вышестоящие распорядители);

Руководителей учреждений и организаций, имеющих самостоятельные сметы и получающих кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов только для непосредственного расходования бюджетных средств на мероприятия данного учреждения или организации (нижестоящие распорядители).

В связи с принятием Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации” главным распорядителем можно признать руководителя государственного органа (организации), поименованного в перечне прямых получателей средств бюджета ведомственной классификации Бюджетной классификации Российской Федерации и имеющего право распределять бюджетные средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1082 к определению распорядителей бюджетных ассигнований подходит иначе. Под ними понимаются не руководители соответствующих организаций, а сами организации, финансируемые из федерального бюджета.

Распределение бюджетных средств может осуществляться в пределах закрепленных средств федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов ведомственной классификации расходов бюджетов. Главные распорядители не вправе изменять целевое назначение средств федерального бюджета с одной целевой статьи расходов на другую и с одного вида расходов на другой, поскольку именно в этой степени детализации Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год за ними закрепляются средства федерального бюджета. Главные и вышестоящие распорядители бюджетных ассигнований вправе определять целевое назначение средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов.

Правительство Российской Федерации предоставило Минфину России право определять целевое назначение средств федерального бюджета при финансировании расходов федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.09.97 № 1336-р Минфину России разрешается по представлению руководителей соответствующих организаций-получателей средств федерального бюджета вносить изменения в распределение бюджетных назначений по статьям экономической классификации с увеличением ассигнований на оплату коммунальных услуг и уменьшением ассигнований по другим статьям в пределах утвержденных смет расходов на 1997 год.

В принятом Правительством Российской Федерации постановлении от 11.10.97 № 1297 “Вопросы исполнения федерального бюджета в 1997 году” (п. 1) Минфину России разрешено при исполнении федерального бюджета 1997 года по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций-бюджетополучателей вносить изменения в распределение бюджетных назначений по элементам расходов, подстатьям и предметным статьям в пределах групп экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Счета федерального бюджета

Для характеристики механизма финансирования расходов федерального бюджета рассмотрим схему движения средств федерального бюджета по открытым в банках счетам.

В Плане счетов бухгалтерского учета в банках и кредитных учреждениях Российской Федерации для учета расчетов с федеральным бюджетом отведены следующие основные балансовые счета:

090 “Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней”;

100 “Доходы федерального бюджета”;

120 “Расходы федерального бюджета”.

Характеристика балансового счета 090 дана, в частности, в телеграмме Банка России от 01.02.96 № 28К, где указано, что он предназначен для учета поступающих от налогоплательщиков регулирующих налогов, которые подлежат распределению органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Однозначно определить принадлежность остатка денежных средств на этом счете какому-либо одному бюджету (в том числе федеральному) нельзя, поскольку числящиеся на нем денежные средства должны быть перечислены на счета соответствующих бюджетов (или возвращены плательщикам как излишне уплаченные или ошибочно перечисленные).

На балансовый счет 100 денежные средства могут поступать как со счета 090, так и непосредственно от налогоплательщиков и иных категорий плательщиков. В отличие от счета 090 средства, числящиеся на счете 100, в полном объеме входят в состав средств федерального бюджета и являются собственностью Российской Федерации.

Телеграммой Минфина России от 03.06.95 № 3-В1-07/62, Госналогслужбы России от 03.06.95 № ВГ-6-03/312, Банка России от 05.06.95 № 72-95 определен порядок совершения операций органами федерального казначейства и банками по балансовому счету 100. В соответствии с этой телеграммой со счета 100 органы федерального казначейства по представляемым в банк платежным поручениям производят перечисление средств федерального бюджета на открытый органам федерального казначейства лицевой счет 99 балансового счета 120. Одновременно с платежным поручением в банк представляется Ведомость расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащих перечислению на финансирование расходов федерального бюджета, на основе которой заполняется платежное поручение на перечисление средств на лицевой счет 99 счета 120.

Расчет суммы доходов федерального бюджета, подлежащих перечислению на финансирование расходов федерального бюджета, и заполнение соответствующей ведомости производятся, как определено в письме Минфина России и Банка России от 30.06.95 № 3-В1-07/75, 01-22-0/545, исключительно при наличии и в пределах сумм, указанных в реестрах на финансирование расходов из федерального бюджета, которые поступают в управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации из Главного управления федерального казначейства (ГУФК) Минфина России. Реестры содержат сведения о суммах средств федерального бюджета, которые подлежат перечислению на бюджетные счета получателей. Как правило, такими получателями являются предприятия и учреждения, финансируемые из федерального бюджета по смете.

Важно отметить, что сумма Ведомости расчета не может превышать сумму доходов, поступивших на балансовый счет 100; поэтому вся сумма денежных средств, указанная в составленном на основе Ведомости платежном поручении, будет перечисляться на открытый органам федерального казначейства лицевой счет 99 балансового счета 120.

В дальнейшем средства федерального бюджета подлежат перечислению с лицевого счета 99 балансового счета 120 на счета предприятий, учреждений-получателей средств федерального бюджета.

В то же время в большинстве органов федерального казначейства осуществляется финансирование расходов организаций из федерального бюджета непосредственно с лицевого счета 99 балансового счета 120 без перечисления средств на бюджетные счета таких организаций. В последнем случае на лицевом счете 99 балансового счета 120 организациям, финансируемым из федерального бюджета, открываются отдельные (лицевые) счета аналитического учета.

Лицевые счета

В целях реализации принципа единства кассы при исполнении федерального бюджета в Российской Федерации осуществляется переход на финансирование распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, с закрытием бюджетных счетов в банках и иных кредитных учреждениях. Таким образом выполняется требование об отделении прав по распоряжению от прав по владению бюджетными средствами. Причем, права бюджетных учреждений как распорядителей средств не изменяются. При системе лицевых счетов все доходы и средства на финансирование расходов аккумулируются на счетах органов федерального казначейства, с которых средства перечисляются непосредственно кредиторам бюджетополучателей. Сами же лицевые счета не являются банковскими счетами и представляют собой форму учета объема распорядительных прав бюджетополучателей на поступившие средства бюджетного финансирования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1082 “О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета” закрепляет порядок исполнения федерального бюджета с использованием системы лицевых счетов и устанавливает конкретные сроки перехода на казначейскую систему: Минфину России поручено обеспечить с 15 сентября по 15 октября 1997 года открытие лицевых счетов главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном казначействе Минфина России; с 15 октября по 15 ноября 1997 года - открытие лицевых счетов организациям и учреждениям, являющимся нижестоящими распорядителями средств по отношению к главным распорядителям средств федерального бюджета; с 15 ноября по 25 декабря 1997 года - открытие лицевых счетов организациям и учреждениям, являющимся получателями средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета позволяет практически полностью исключить случаи нецелевого использования средств федерального бюджета, обеспечить непрерывный предварительный контроль за их расходованием.

Нецелевое использование бюджетных ассигнований

В настоящее время, к сожалению, не утратила своего значения необходимость квалификации использования средств как нецелевое.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.96 № 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации” установлено, что государственный финансовый контроль возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Банк России, Минфин России (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Госналогслужбу России, ГТК России, ВЭК России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Причем, признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.

Наиболее распространенным видом нецелевого использования является направление выделенных из федерального бюджета средств на депозитные счета, приобретение депозитных сертификатов, а также различных ликвидных активов с целью их последующей продажи, извлечения прибыли. В целом ряде постановлений Правительства Российской Федерации указывается на недопустимость совершения подобных операций с бюджетными средствами или средствами, выделенными из федерального бюджета. Так, Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 609, запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организацией культуры, в том числе “размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода”.

Выделенные из бюджета средства порой используются не по назначению и для целей, не направленных на извлечение прибыли, например, на оказание финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, на осуществление взносов в уставный капитал юридических лиц.

Нецелевым использованием следует признать и незаконное использование средств, выделенных из федерального бюджета. Видом незаконного (нецелевого) использования будет являться недостача. Убыль сверх установленных норм тех материальных ценностей, которые были приобретены за счет средств, выделенных из федерального бюджета, также является использованием средств не по назначению. При отсутствии норм убыль следует рассматривать как недостачу.

Одним из видов нецелевого использования следует признать расходование выделенных из бюджета средств при отсутствии оправдательных документов, при неправильном оформлении первичных и иных документов. Федеральным законом “О бухгалтерском учете” установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать такие обязательные реквизиты, как наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Нецелевым использованием считается также перерасход средств, выделенных из федерального бюджета. Сумма перерасхода определяется как разность между фактическим расходом (если он больше соответствующих норм) и установленными нормами (нормы расходов на наем и содержание служебных легковых автомобилей, нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок, нормы возмещения командировочных расходов). При проверках следует иметь в виду, что дополнительные выплаты, производимые по решению руководителя бюджетного учреждения в порядке исключения, связанные с командировками и компенсациями за использование личных автомобилей для служебных поездок, сверх норм возмещения, предусмотренных действующими нормативными актами, могут осуществляться в бюджетных учреждениях за счет экономии по сметам на их содержание.

К нецелевому использованию можно отнести также перечисление средств с бюджетного счета организации-получателя средств на расчетный счет этой же организации. Такой перевод средств, напрямую не разрешенный при выделении средств и не предусмотренный нормативными актами, является нарушением режима использования бюджетного счета, установленного инструкцией Госбанка СССР по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР от 26.11.84 № 27. Согласно п. 137 указанной инструкции перечисление средств с одного бюджетного счета на другой бюджетный, текущий или расчетный счет разрешается:

а) при перечислении средств с одного бюджетного счета на другой бюджетный счет в связи с неправильно произведенными расходами;

б) при перечислении средств с бюджетных счетов на текущие счета по внебюджетным средствам в случае возмещения расходов по переданным материальным ценностям или оказанным услугам;

в) при возмещении расходов, произведенных с расчетных счетов, в тех случаях, когда мероприятия, финансирование которых производится из бюджета, полностью или частично осуществлены за счет временно позаимствованных собственных средств.

Нецелевое использование выделенных средств может быть допущено не только бюджетополучателем, но и главным (вышестоящим) распорядителем средств федерального бюджета, например, при перечислении средств федерального бюджета на расчетные счета бюджетных учреждений. В соответствии с приказом Минфина России от 17.02.95 № 111 запрещено перечисление денежных средств главными распорядителями федеральных ассигнований подведомственным организациям на их расчетные либо текущие счета. Такое перечисление разрешается лишь в исключительных случаях с согласия Министра финансов (либо его первого заместителя).

Использование выделенных средств не по назначению в организациях, чья деятельность полностью или частично финансируется за счет средств бюджета, приобретает свои, присущие финансированию, формы. К ним можно отнести использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов, а также расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.

Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено, и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым.

При осуществлении проверок в организациях, финансируемых из федерального бюджета, следует определить объем правомочий их руководителей по использованию бюджетных средств, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, письмами Минфина России. К числу актов, устанавливающих категории, права и ответственность распорядителей бюджетных ассигнований (главных, вышестоящих, нижестоящих), относится также названная инструкция Госбанка СССР от 26.11.84 № 27 (см., например, п. 144-149), действующая в части, не противоречащей бюджетному законодательству и подзаконным актам Российской Федерации.

Законом РФ “Об образовании” предусмотрено, например, что плановый объем финансовых средств и направления их использования (смета доходов и расходов организации образования) в соответствии с уставом утверждается руководителем организации.

Однако даже если руководителям организаций (нижестоящим распорядителям бюджетных ассигнований) предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств, выделяемых из федерального бюджета, указанные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя этой организации. Отсутствие таких документов позволяет квалифицировать использование как нецелевое.

Обязанность расходовать бюджетные ассигнования по коду экономической классификации, по которому поступило финансирование, установлена письмом Минфина России от 02.08.95 № 82, согласно которому расходование средств с текущего бюджетного счета производится по их целевому направлению в пределах полученного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации расходов, то есть по самому детализированному виду расходов Бюджетной классификации Российской Федерации.

Ряд ограничений на использование предоставленных из бюджета средств наложен на бюджетные учреждения Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение должно использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Задания собственника (в терминологии Гражданского кодекса Российской Федерации) формулируются в реестрах на финансирование расходов федерального бюджета, в которых целевое назначение средств определяется главными распорядителями бюджетных ассигнований, осуществляющими функции по управлению деятельностью подведомственных учреждений.

Таким образом, нецелевое использование определяется через процесс использования, который, во-первых, не приводит к достижению цели, во-вторых, даже если и приводит к ее достижению, но сопровождается неправомерными отклонениями (действиями или событиями). Следует отметить определенную условность такого подхода к определению нецелевого использования, например, зависимость от момента его обнаружения. Так, в одних случаях, одно и то же фактическое действие, например, направление бюджетных средств на депозитные счета, можно будет считать первым видом нецелевого использования (если факт нецелевого использования обнаружен в момент нахождения средств на этом счете), а в других - вторым видом: нецелевым использованием, сопровождавшимся неправомерным действием (обнаружение произошло после возврата средств с депозитного счета и их восстановлением на бюджетном счете или направления суммы выделенных из федерального бюджета средств по целевому назначению). Аналогично, например, недостача может быть квалифицирована как нецелевое использование первого или второго типа. Такое разграничение нецелевого использования на два типа диктуется особенностями наложения штрафных санкций: в первом случае с нарушителя подлежит взысканию сумма нецелевого использования и штраф в предусмотренном нормативными актами размере, а во втором - допустимо ограничиться взысканием суммы штрафа, если восстановлено первоначальное положение или цель достигнута, сумму же нецелевого использования можно не взыскивать.

При квалификации нецелевого использования бюджетных средств первого вида, когда цель не достигнута (или использование не приводит к цели), следует исходить прежде всего из того, что явилось причиной такого положения. Нецелевым будет признано также использование, хотя возможно и имеющее форму целевого, но при котором причиной недостижения является намеренное совершение со стороны организации-бюджетополучателя действий, направленных на то, чтобы цель достигнута не была. В то же время использование нельзя признать нецелевым, если цель не достигнута по независящим от организации-пользователя причинам. Например, выделенные из федерального бюджета средства, которые поступили на счет, были списаны по исполнительному листу суда, или приобретенные за счет таких средств материалы были утрачены в результате стихийного бедствия. Также, например, использование не будет признано нецелевым, если цель не была достигнута в силу поставки контрагентом организации-бюджетополучателя некачественного товара (не того ассортимента, не той комплектности), если, конечно, со стороны организации-пользователя (ее руководителей) нет специального намерения не достигнуть целей, преследуемых при выделении средств из федерального бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от экономического со­держания подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов включают статьи рас­ходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расши­ренным воспроизводством.

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают функциони­рование органов государственной власти (местного самоуп­равления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.

На основании российского законодательства федераль­ные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые исключительно из федераль­ного бюджета;

2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов мест­ного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансиру­ются следующие виды расходов:

Обеспечение деятельности государственных органов влас­ти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

Обеспечение национальной обороны, безопасности го­сударства, осуществление мероприятий по конверсии отрас­лей промышленности;

Осуществление международной деятельности;

Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, исследование космического про­странства;

Государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского видов транспорта;

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

Формирование инфраструктуры федеральной собствен­ности и содержания учреждений, находящихся в федераль­ной собственности;

Обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;

Пополнение государственных запасов драгоценных ме­таллов, драгоценных камней и материальных резервов;

Проведение выборов и референдумов и т. д.

Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов

территориальных образований финансируются мероприятия:

Поддержание отраслей промышленности, строитель­ства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и реч­ного транспорта, дорожного хозяйства и связи;

Обеспечение социальной защиты населения, правоох­ранительная деятельность, противопожарная безопасность;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно- технический прогресс;

Обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

Обеспечение деятельности средств массовой информа­ции, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д.

а) Финансирование мероприятий из федерального бюджета

1. Обеспечение деятельности государственных органов управления (аппарата управления Президента РФ, Федераль­ного Собрания, Счетной палаты, Центральной избиратель­ной комиссии, других органов власти)

где і = 1... Р1 - число звеньев (органов), составляющих ап­парат управления государства;

Эр2 - сумма расходов, необходимая на содержание од­ного звена (органа) управления государства.

2. Обеспечение аппарата управления судебной системы РФ

где 1 = 1..-,Р2 - количество звеньев, входящих в федераль­ную судебную систему, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

Зр2 - сумма расходов на одно звено федеральной судеб­ной системы.

3. Обеспечение международной деятельности в общефе­деральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с междуна­родными финансовыми организациями, международного куль­турного, научного и информационного сотрудничества фе­деральных органов исполнительной власти, взносы РФ в меж­дународные организации и иные расходы в области между­народного сотрудничества)

где 1 = 1...Р3 - количество операций, проводимых государ­ством в соответствии с планом международного сотрудниче­ства в финансовом году;

8р3 - сумма расходов, необходимая на проведение од­ной операции в сфере международного сотрудничества.

4. Обеспечение национальной обороны и безопасности го­сударства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности

где і = 1... Р4 - количество органов безопасности государ­ства, финансируемых из федерального бюджета, или статей
расходов на оборону, безопасность, мероприятия по конвер­сии;

5р4 - сумма расходов по 1-й статье расхода.

5. Обеспечение фундаментальных исследований и мероп­риятий по содействию научно-техническому прогрессу и ис­пользованию космического пространства

где 1 = 1.... Р5 - количество плановых фундаментальных ис­следований, в том числе исследований в области космичес­кого пространства;

Б 5 - сумма, необходимая для проведения одного фун­даментального исследования, исследования в сфере освое­ния космоса.

6. Обеспечения поддержки железнодорожного, воздуш­ного и морского видов транспорта и атомной энергетики

где 1 = 1... - количество видов транспорта или организа­ций, которым государство оказывает поддержку за счет средств федерального бюджета;

Сумма средств, выделяемая государством на обес­печение одного звена системы (одной организации).

7. Обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерально­го масштаба

где 1 = 1...Р7 - планируемое количество стихийных ситуа­ций (на основе опыта предыдущих лет), которые могут воз­никнуть в финансовом году;

Средняя сумма расхода на ликвидацию одного сти­хийного бедствия (по опыту предыдущих лет).

8. Обеспечение учреждений, находящихся в федераль­ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ,

где 1 = 1...Р8 - общее количество учреждений, находящих­ся в федеральной собственности и финансируемых непосред­ственно из федерального бюджета;

8 8 - сумма расходов, необходимая на содержание 1-го учреждения в течение финансового года.

9. Обеспечение мероприятий по формированию федераль­ной собственности (инфраструктуры)

где 1 = 1..р - общее число объектов инфраструктуры или число мероприятий, которые необходимо реализовать в дан­ном финансовом году или выделить на них определенную часть средств на данный финансовый год;

8 £ - плановая сумма, выделяемая из бюджета на фи­нансирование 1-го мероприятия.

10. Обеспечение обслуживания и погашения государствен­ного долга РФ (внутреннего и внешнего) в течение финансо­вого года

где 1 = 1...Р10, 1 = 1___ " - количество внешних заимствова­ний и внутренних долговых обязательств, которые по сро­кам необходимо выплатить в данном финансовом году соот­ветственно;

®рвэ ~~ сумма внутреннего долга (заимствования);

Зрвд - сумма внешнего долга.

11. Выплаты по компенсации государственным внебюд­жетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и иных
социальных услуг, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета,

где 1 = 1...Р12 - количество видов внебюджетных фондов, по которым надлежит государству внести компенсационные выплаты в соответствующий фонд;

Бр12 - сумма расхода, необходимая на компенсацию од­ного вида фонда.

12. Обеспечение мероприятий по пополнению государ­ственных запасов драгоценных металлов, камней и матери­ального резерва

где 1 = 1..-Р13 - количество мероприятий, проведенных го­сударством в интересах пополнения запасов драгоценных из­делий и резервов или обслуживших плановое количество объектов данной группы;

Бр13 - сумма расходов, используемых на реализацию одного мероприятия или финансирование одного объекта.

13. Обслуживание выборов и референдумов, проводимых органами власти РФ за счет средств федерального бюджета,

где i = l...P14 - количество выборов, референдумов, пере­писей населения, предусмотренных планом на финансовый год или реально проведенных в данном отчетном периоде;

14. Обеспечение федеральной инвестиционной программы

где 1 = 1-..Р15 - количество плановых и внеплановых объек­тов, в которые государство вкладывает инвестиции из феде­рального бюджета;

Б 15 - сумма средств, представляемых государством на инвестирование одного объекта.

15. Обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уров­ней бюджетной системы,

где 1 = 1...Р16 - количество мероприятий, проведенных в масштабе государства, по исправлению неправильно приня­тых решений органами власти, повлекших за собой измене­ния в бюджетах территориальных образований;

Б 16 - сумма расходов, необходимая на компенсацию одного мероприятия по реализации решений органов влас­ти, приведших к перерасходу бюджетных средств по стать­ям расхода.

16. Обеспечение мероприятий по финансовой поддержке субъектов РФ

где 1 = 1...Р17 - количество субъектов РФ, которым предус­матривается планом финансовая поддержка или реально ока­зываемая им;

Б 17 - сумма расходов по оказанию финансовой поддер­жки конкретному 1-му субъекту РФ.

17. Обеспечение выделения финансовых средств, пред­ставляемых юридическим и физическим лицам в виде транс­фертов, субсидий, субвенций и кредитов,

5т=£П51Ь1 (2.69)

где 1 = 1...К - вид платежа, предусматриваемый бюджетом к выплате;

п - количество предполагаемых однородных элементов (видов) получателей платежей;

Суммы платежей, предусматриваемых для обеспе­чения 1-го однородного элемента платежа.

18. Обеспечение выделения финансовых средств, пред­ставляемых иностранным организациям в виде международ­ных трансфертов и кредитов,

где 1 = 1...М - количество международных организаций (го­сударств), которым прогнозируется выдача кредитов и транс­фертов;

Б1М - прогнозируемая сумма трансферта и кредита.

19. Обеспечение финансовыми средствами юридических и физических лиц, выполняющих работы и услуги по госу­дарственным контрактам,

Х(т8и +П8|2). (2.71)

где 1 = 1...К - количество заключенных контрактов;

т, п - количество юридических и физических лиц, с которыми заключены контракты;

5П, 8;2 - суммы 1-х контрактов, по которым организова­ны сделки.

20. Обеспечение мероприятий, не предусмотренных ста­тьями расхода, которые финансируются за счет резервных средств бюджета,

где 1 = 1--.Р18 - количество прогнозируемых мероприятий с учетом предыдущих лет, по которым рассчитывается общая сумма резерва;

®ріа - прогнозируемая сумма расходов на выполнение одного і-го мероприятия.

Суммируя все мероприятия по расходной части феде­рального бюджета, общую часть расходов, финансируемую исключительно за счет федерального бюджета, можно опи­сать следующей математической зависимостью:

где (5 = 1,..Э1 - количество общих статей расходов (элемен­тов, предусмотренного бюджетной классификацией), финан­сируемых только за счет средств федерального бюджета;

Эр! - сумма расхода денежных средств, необходимая для финансирования конкретной статьи расхода (предусмот­ренных в п. "а").

б) Финансирование расходов за счет бюджетов всех

По согласованию с органами власти субъектов РФ и орга­нами власти местного самоуправления за счет средств феде­рального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов фи­нансируются следующие виды расходов:

1. Государственная поддержка отраслей промышленнос­ти, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, объектов связи, дорожного хозяйства и метрополитенов

где 1 = 1...Р19 - количество статей расхода или видов расхо­дов, финансируемых по данному пункту из бюджетов раз­ных уровней;

Общая сумма расходов, необходимая для финан­сирования одного мероприятия (статьи);

Кф1Э - коэффициент, учитывающий покрытие расход­ной части за счет федерального бюджета.

2. Обеспечение правоохранительной деятельности и про­тивопожарной безопасности

где i = 1...Р20 - количество мероприятий (общих статей рас­хода), финансируемых из общих бюджетов;

S 20 - общая сумма расходов, необходимая для финан­сирования одного мероприятия за счет средств совместных бюджетов;

Кф20 - коэффициент, учитывающий покрытие расхода часть общей суммы за счет федерального бюджета.

4. Обеспечение мероприятий социальной защиты насе­ления

где i = 1...Р22 - количество мероприятий, финансируемых за счет средств всех бюджетов;

S 22 - общая сумма расходов, необходимая для реализа­ции одного мероприятия;

Кф22 - коэффициент, учитывающий покрытие расхода общей суммы расходов за счет федерального бюджета.

5. Обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, предупреж­дение и ликвидация последствий стихийных бедствий и гид­рометеорологической деятельности

где i = 1...Р2з - количество мероприятий составляющих дан­ную группу расходов;

Sp23 - сумма необходимых расходов на реализацию од­ного мероприятия;

Кф23 - коэффициент, учитывающий покрытие расходов общей суммы расходов, необходимых для реализации одного мероприятия за счет средств федерального бюджета.

6. Обеспечение мероприятий развития рыночной инфра- стуктуры, развития федеральных и территориальных СМИ

где i = 1...Р24 - количество мероприятий, реализуемых со­вместно по развитию территорий;

Б 24 - сумма расходов, необходимая на реализацию од­ного мероприятия в сфере развития территорий;

Кф24 - коэффициент, учитывающий покрытие расхо­дов за счет средств федерального бюджета.

7. Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ

=Ё3р:?КФ25" (2.80)

где i = 1...Р25 - количество избирательных комиссий, обра­зованных на территории субъекта РФ;

Б 25 - сумма расходов, необходимых для обеспечения одного звена избирательной комиссии;

Кф25 - коэффициент, учитывающий покрытие расходов за счет средств федерального бюджета.

8. Оказание помощи другим бюджетам, в том числе по другим расходам, находящимся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,

Расходы федерального бюджета при реализации мероп­риятий за счет совместного выделения средств из бюджетов различных уровней можно записать выражением

где Р = 1...Э2 - общее количество групп мероприятий (ста­тей расхода), финансируемых совместно всеми звеньями бюджетной системы;

5р2 - общая сумма расходов из федерального бюджета, выделяемая на реализацию (3-й группы мероприятий.

Общую сумму расходов из федерального бюджета на реализацию всех мероприятий, предусмотренных бюджет­ной классификацией, можно записать в виде уравнения


Общую сумму расходов из федерального бюджета за не­сколько последних лет можно характеризовать данными табл. 2.4.

Из табл. 2.4 видно, что в современных условиях наиболь­шая доля расходов приходится на содержание органов наци­ональной обороны, правоохранительной системы, развитие промышленности и обслуживание государственного долга.

Наименование расходов % к общей сумме
п/п 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2002 г. 2004 г.
1 Государственное управление 2,3 2,4 2,2 2,5 2,6
2 Международная деятельность 0,6 2,9 8,7 8,4 8,3
3 Национальная оборона 18,6 16,4 17,5 18,8 18,9
4 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 10,4 8,6 8,3 8,9 9,2
5 Промышленность, энергетика, строительство 6,9 5,5 2,5 2,6 2,4
6 Сельское хозяйство, рыболовство 2,2 2,4 1,4 1,5 1,6
7 Федеральные научные исследования 2,5 2,2 1,7 1,6 1,5
8 Охрана окружающей среды и природных ресурсов 0,6 0,6 0,4 0,3 0,2
9 Транспорт, дорожное хозяйство, связь 0,9 0,3 0,1 0,1 0,1
10 Предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 1,5 1,7 1,1 1,2 1,2
11 Образование 3,8 3,4 3,2 3,5 3,2
12 Культура и искусство 0,7 0,7 0,4 0,3 0,3
13 Здравоохранение 2,2 1,9 1,5 1,6 1,6
14 Социальная политика 7,1 7,0 7,3 7,1 7,2
15 Обслуживание государственного долга 9,5 10,1 24,9 23,6 23,8
16 Прочие расходы, в том числе финансовая помощь другим уровням бюджетной системы 23,3 14,9 19,5 1.0,3 10,5 9,3 9,8 9,4 9,7 9,3
17 Расходы целевых бюджетных фондов 6,9 6,4 8,3 8,2 8,2
Итого расходов: 100 100 100 100 100

Незначительные ассигнования из федерального бюджета выделяются на образование, сельское хозяйство, научные исследования, здравоохранение и другие сферы социально­го направления.

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

41. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся

Из книги автора

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги автора

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда

Из книги автора

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Из книги автора

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

Из книги автора

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

Из книги автора

Глава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства. Утверждается Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

  • 1 этап. Министерство финансов РФ заключает договор с министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ на выполнение лесозащитных и лесовосстановительных работ. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации заключает договор с ФГУ «Свердловсксельлес на выполнение лесовосстановительных работ за счет средств федерального бюджета. Полный - объем работ и их отдельные этапы определяются в прилагаемых к договору технических заданиях, календарном плане по видам работ и смете расходов, составляющих неотъемлемую часть договора.
  • 2 этап. Составление промфинплана. Промфинплан представляет собой план в денежном и натуральном выражении, принятый на год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы. На основании фактических данных с применением норм и нормативов составляется промфинплан. Определяется численность работников, которые финансируются из федерального бюджета.

Утверждается штатное расписание. Кого и каких работников финансировать из федерального бюджета.

Синтетический учет федерального финансирования учитывается на счете 09 «Средства федерального бюджета». Учреждениями отражаются объемы финансирования расходов федерального бюджета, выделяемые распорядителями и доведенные министерством финансов Российской Федерации через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства министерства финансов Российской Федерации.

Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета на лицевых счетах учреждений ведется накопительные ведомости по движению средств на бюджетных счетах формы 381 (мемориальный ордер № 2) (Приложение Г) на основании документов приложенных к выписки из лицевого счета. Аналитический учет объемов финансирования расходов федерального бюджета ведется по лицевому счету в разрезе доведенных кодов бюджетной классификации Российской Федерации, ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных организаций) и объемов финансирования расходов бюджетных средств, форма 294.

Таблица 2. 2 - Журнал основных хозяйственных операций

Сумма, рублей

Поступило на лицевой счет основное бюджетное финансирование

Получены наличные средства с лицевого счета в кассу по чеку, выписан приходный ордер

Выдано из кассы по расходному ордеру под отчет Иванову П.К. на командировочные расходы

Перечислены средства по платежному поручению за канцтовары, магазину, согласно предъявленному счету б/н.

Получены и оприходованы канцтовары по накладной.

Представлен авансовый отчет о командировочных расходах.

Списаны на расходы учреждения, выданные по ведомости канцтовары.