Страны африки проблемы модернизации. Африканская модернизация во второй половине XX века. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

В разных странах (и даже регионах) модернизация шла своими путями, однако можно выделить ее главные, общие направления. Модернизация требует мобилизации всех имеющихся внутренних резервов и широкого использования внешних источников.

Для страны (региона) важно определить свое место в мировой экономике и международном разделении труда, выявить свои экспортные ресурсы (экспортную базу). Требуется ответить на главный вопрос: «Что можно продать, чтобы обеспечить свою модернизацию?» Если стране нечего предложить для мирового рынка и все экономические ниши заняты, то обеспечить модернизацию может более дешевая или более качественная продукция, а еще лучше - и то и другое. Когда это невозможно, остается рассчитывать только на внешние источники, т. е. на «международную благотворительность», которая не даст населению хотя бы умереть с голода.

Масштабы содействия мирового сообщества могут быть различными, в зависимости от внутренних возможностей и от компетенции государственной администрации. Все факторы модернизации можно разделить на внутренние и внешние (Деление на внутренние и внешние факторы модернизации условно. В реальной жизни они тесно переплетены).

Внутренние ресурсы Африки весьма ограничены. Природные условия на большей части материка без огромных инвестиций и сложных природоохранных мероприятий уже ничего не могут дать. Какими-то уникальными и разнообразными минеральными ресурсами большинство стран Африки (за исключением ЮАР) не располагают. На долю Африки приходится по разным оценкам 2/3-3/4 мировых запасов платины, алмазов, золота, около 1/2 - марганца, хрома, фосфоритов. Почти все месторождения находятся на территории ЮАР. Выгоды географического положения могли использовать лишь средиземноморские страны, располагающиеся ближе к Европе. Этот благоприятный фактор используют Тунис и Марокко посредством развития легкой промышленности, субтропического земледелия, иностранного туризма, нацеленных именно на соседнюю Европу. Трудовой потенциал Африки значителен по количеству, в возрастном отношении очень молод, но в основной своей массе не имеет даже элементарной квалификации. Он не является серьезным фактором модернизации. Внутриполитическая обстановка в большинстве африканских стран нестабильна, нет и «общественного согласия», т. е. понимания в обществе необходимости модернизации. Государственные структуры слабы, отсутствует необходимое количество современных специалистов. Можно сказать, что Африка практически не имеет внутренних резервов для модернизации и может рассчитывать лишь на внешний источник.

Объективно африканские страны были заинтересованы в модернизации, но внутренне они к ней не были готовы.

Раньше сильно преувеличивалась роль африканских ресурсов. Однако без африканского сырья Запад мог бы вполне (или почти) обойтись. Да и самым важным стратегическим сырьем располагает практически только ЮАР. Неквалифицированные трудовые ресурсы Африки в эпоху НТР имеют серьезных конкурентов на мировом рынке рабочей силы (в первую очередь из стран Азии). Получается такая ситуация, при которой сам регион не может, а Запад в целом экономически не заинтересован в африканской модернизации. Но модернизация началась! В 60-70-х гг. она проводилась довольно активно. Ее началу способствовал целый ряд факторов.

Большинство африканских стран стали суверенными, появились популярные идеи развития национальной экономики. Одновременно на мировой арене шла борьба за сферы влияния между двумя сверхдержавами - США и СССР. У некоторых африканских лидеров появилась возможность использовать эти противоречия. Сохранялись у западных стран и чисто экономические интересы в Африке: получение дешевого минерального сырья, сельскохозяйственной продукции, ценных пород древесины.

Главная сложность состояла в невозможности механического переноса методов хозяйствования, техники и технологии в совершенно иную природную и социальную среду. По мнению некоторых ученых, модернизация в Африке сопровождалась «болезненной прививкой европейской (западной) культуры».

Особенно важно то, что модернизация была направлена на ключевые сектора материального производства - аграрный и промышленный (в первую очередь добывающей промышленности). Развитие экспортного аграрного производства и бурный рост городов, которые были объявлены «полюсами роста», привело к резкому оттоку сельского населения и неконтролируемой гипертрофированной урбанизации. Были нарушены традиционные социальные структуры, а новые не успели сформироваться. По существу, провалились две 10-летние программы ООН по развитию Африки. Модернизация оказалась разрушительной, в результате положение региона даже ухудшилось. Резко выросла внешняя задолженность, углубились экологические проблемы, усилилась зависимость Африки от импорта продовольствия для быстро растущего населения. Для решения африканских проблем предлагаются самые разные варианты: от необходимости взять Африку на «полное иждивение» развитых стран, которые не дадут огромному региону «взорваться» и похоронить вместе с собой и весь «цивилизованный» Запад, до стремления доказать необходимость бросить Африку на произвол судьбы. В цивилизованном мировом сообществе конца XX в. должна быть разработана серьезная концепция социально-экономического развития Африки, которая включала бы реализацию как внутренних, так и внешних предпосылок при их гибком сочетании.

Модернизация - собирательный термин, характеризующий различные аспекты перехода от традиционного к индустриальному обществу, а также поступательную эволюцию форм самого индустриального об­щества. Процесс модернизации носил комплексный характер и вклю­чал формирование капиталистической системы общественного про­изводства, основанной на индустриальной технологии и частном пред­принимательстве, расширенном производстве и переходе от вещного богатства к капиталу, распространение адекватных форм производ­ственного и личного потребления, доминирование классовой формы социальной стратификации, образование либерально-демократичес­кой государственно-правовой системы, в том числе широкого партий­ного спектра и электоральной модели массового политического пове­дения, рост урбанизации и создание духовной среды, основанной на дифференциации и индивидуализации ценностных ориентации, секу­ляризации и рационализации общественного сознания, переход от мировоззренческого знания к науке, от ценностной рациональности к утилитарной «целерациональности». Различаются отдельные формы модернизации: органическая модернизация (является результатом эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия; вектор такой трансформации идет «снизу», процесс носит естественный, объективный характер); неорганическая модернизация (основана на модели «догоняющего развития», осуществляется «сверху», главным образом за счет целе­направленных реформ, ускоренного развития отдельных сфер индус­триального производства, переноса отдельных элементов либераль­ной государственно-правовой системы; процесс носит несбалансиро­ванный, во многом искусственный характер, сопровождается обострением противоречий между привнесенными и традиционными формами общественных отношений, локализуется в нескольких оча­гах и не приводит к формированию целостной общественной модели); первичная модернизация (модернизация в странах «старого капитализма», охватившая период от эпохи Реформации до промышленной революции и характеризующаяся преемственностью в развитии об­щественных форм, их сбалансированностью, органичностью); вторич­ ная модернизация (спровоцированная «внешним вызовом» модер­низация в странах «молодого капитализма», начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. и носившая неорганический характер).

Проблемы модернизации социально-экономических структур стран азии и африки

Человече­ское содружество в целом и азиатско-африканский мир в частности остаются и по сей день в рамках Нового времени, т. е. той историче­ской эпохи, которая началась в XVI-XVII вв. и была отмечена в формационном (политэкономическом) плане складыванием и утверждени­ем мировой капиталистической системы (МКС), а в социокультурном (ментальном) плане - рождением новой, «западной» цивилизации.

Современ­ный постиндустриальный мир сохранил черты классического капитализма XIX в. МКС создавалась прежде всего как экономическая система, где произ­водственные и рыночные связи играли определяющую роль. В этом качестве она существует и сегодня.

Нынешняя цивилизация первоначально сложилась в Европе, но затем распространилась по всему миру, хотя степень адаптации к но­вым мировоззренческим установкам традиционных обществ в различ­ных регионах оказалась неодинаковой. Современные философы и востоковеды в целом достаточно близки в определении характерных черт существующей на протяже­нии последних 300 лет социокультурной системы. Прежде всего они отмечают ее техногенную основу, иными словами - приверженность к систематическому применению научных знаний в производстве, ве­дущую к ускоренному обновлению техники и технологий. В подобной цивилизационной среде первостепенное значение приобретают иннова­ции как важнейший показатель постоянного развития и непрерывной трансформации экономических, социальных и политических субструк­тур.

Характерное для традиционных обществ мед­ленное и экстенсивное развитие сменяется интенсивным; значение усилий, направленных на пространственное расширение владений, сферы воздействия или зоны контактов, заметно убывает, на первое место вы­ходит выигрыш во времени, о чем напоминает известный афоризм: «время - деньги».

Иными словами, сама эпоха Нового времени, видимо, близка к завершению, что и позволяет подвести итоги пути, пройденного стра­нами Азии и Африки на протяжении XVI-XX вв. обрыв естественно исторической эволюции и насильствен­ное - в разных формах - вовлечение народов Востока в МКС и их приобщение к техногенной цивилизации. Смысл происходившего мож­но характеризовать как процесс модернизации азиатско-африканского мира.

Существуют разные подходы к оценке этого процесса. Их можно свести к трем основным.

Один из них был сформулирован в советской историографии 40-50-х гг. Суть его заключалась в том, что в стра­нах Востока в доколониальную эпоху уже появились зачатки капита­лизма, однако начавшаяся европейская экономическая и политическая экспансия помешала развиться новым производственным отношениям и обрекла колониальные и зависимые страны Азии и Африки на дли­тельный застой и отсталость. «Вовлекая колонки в орбиту мирового рынка, капитализм в то же время тормозил их экономическое разви­тие, придавал ему однобокий и уродливый характер». «Важную роль в замедлении темпов социально-экономического разви­тия сыграло закабаление некоторых стран Азии и Африки в новое вре­мя колониальными державами». Там же отмечается, что несколько стран Дальнего Востока попытались закрыться от внешнего мира, спа­саясь от «европейских хищников». Но «пресловутое «закрытие» не смог­ло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми странами Европы».

Другой подход был предложен западными либеральными учены­ми после второй мировой войны. Под общей руб­рикой «Теория модернизации». Основу разработанной парадигмы со­ставила идея о неизбежности и благотворности преобразования разви­вающихся стран в общества западного типа. Рассматривая первые как олицетворение прошлого, а вторые в качестве реализованного иде­ала прогресса, приверженцы этой идеи стремились показать, что мо­дернизация представляет собой определенный тип стадиальных изме­нений, вызванных индустриализацией к урбанизацией, развитием ин­ститута частной собственности и предпринимательской деятельности, распространением грамотности и средств коммуникаций, внедрением правового сознания и демократических форм политического устройства. По их мнению, странам Востока, единственную возможность выхода из состояния векового застоя, традиционности и консерватизма. Соот­ветственно усилия Запада по насильственной трансформации («вестернизации») остального мира, какие бы формы они ни принимали, рас­сматривались лишь как объективное благо.

В последние десятилетия появилась и третья интерпретация про­цесса модернизации стран Азии и Африки. По замыслу ее первых ав­торов- леворадикальных западных исследователей, она должна была избежать «марксистского догматизма» и одновременно противостоять «идеалистическим» взглядам «академического истэблишмента». «Мы убеждены, - писал один из них, - что серьезным и опасным заблуж­дением в большей части литературы по проблемам социального развития является прежде всего то, что современные неевропейские обще­ства рассматриваются в основном как статичные, кратко говоря, тра­диционные и им уготовано оставаться такими до той поры, пока их не воскресит контакт с Ее величеством современной европейской цивили­зацией, особенно с ее технологией, которая и модернизирует эти от­сталые общества».

В основу новой концепции положена идея о противоборстве двух общественных систем («мировых империй»). Одна из них силой политического диктата объединяла разнородные докапиталистические об­щества, другая выступала как некое мирохозяйственное единство, «ми­ровая экономика». Их столкновение привело в конечном итоге к по­глощению первой системы второй в рамках единого организма, состоя­щего из стран Запада в качестве центра системы и стран третьего ми­ра - ее периферии. Наиболее значимым итогом этого процес­са следует считать изменение направления исторической эволюции стран, составляющих периферию МКС, что нашло свое отражение в их развитии по пути «периферийного капитализма» и в их приобщении к техногенной цивилизации.

Основные этапы в процессе модер­низации Востока. До последнего времени начальным рубежом рас­сматриваемой исторической эпохи в советской историографии призна­валась Английская буржуазная революция середины XVII в., «поло­жившая начало торжеству капитализма в Европе». Изменение концеп­туального подхода к определению содержания нынешнего этапа все­мирной истории и отказ от известного истматовского постулата о пря­мой зависимости надстройки от базиса позволяют поддержать ученых, предлагавших принять за исходный рубеж эпохи великие географичес­кие открытия конца XV в. - начала XVI в. Их историческое значение состоит, в частности, в том, что они дали начальный импульс к созда­нию МКС.

I . Первый этап, охватывающий, по мнению автора статьи, первые два столетия Нового времени, отличается тем, что в сложившемся противостоянии двух различных общественных систем возможности воздействия новой техногенной цивилизации еще явно ограничены. Ми­ровой рынок в XVI--XVI! вв. только начинает складываться и потому также не в состоянии заметно влиять на воспроизводственные про­цессы в странах Востока.

II . На втором этапе (XVIII в. - 70-е гг. XIX в.) ситуация стала за­метно меняться. Все более усиливающееся превосходство западного ми­ра над восточным в экономической, политической и научно-технической сферах человеческой деятельности сделало возможным постепенное включение традиционных обществ Востока в сферу влияния мирового капитализма. Большинство стран Востока оказалось на различных периферийных орбитах МКС, став в конечном итоге источниками сырья и рынками сбыта для западных держав. Периферийное положение стран Востока определялось не только их ролью на мировом рынке. Они испытывали возраставшее политическое и культурное воздействие центра системы. Если на первых стадиях инкорпорирования политическая система ази­атских и африканских обществ еще сохраняла черты «восточной дес­потии», то в результате последующий эволюции она стала обретать ха­рактер колониального или полуколониального режима.

III . К концу XIX в. процесс включения стран Востока в МКС в целом закончился и начался третий этап Новой истории, характеризующийся их устойчивым функционированием вплоть до 60-х гг. XX в. в каче­стве периферийных компонентов техногенной цивилизации и мировой экономической системы. По­вторение в той или иной степени исторического опыта Запада, о ко­тором речь шла выше, и сохранение значительного разрыва в уровне развития с передовыми индустриальными странами, составляющими центр мировой системы, - с другой.

IV . Развитие событий в последние десятилетия XX в. позволяет гово­рить о начале нового, четвертого этапа процесса модернизации. Он отмечен усилением кризисных явлений цивилизационного порядка и одновременно все более активными усилиями стран Востока, направ­ленными на выход из состояния периферийного капитализма. Успеш­ный опыт Японии и новых индустриальных стран Восточной Азии, рав­но как Израиля и Турции.

Особого внимания исследователей заслуживает ответная реакция восточных обществ на сам процесс модернизации. Ход истории позволяет говорить о том, что подобная тенденция высту­пает в виде последовательно развивающихся революционных (по су­ществу, а не но форме выражения) процессов. Первым из них, наибо­лее полно захватившим весь Восток, можно считать национальную ре­волюцию, проявляющуюся в пробуждении национального самосозна­ния, - в усилиях по обретению национальной независимости и поли­тического суверенитета.

На смену национальным движениям, определившим смысл и со­держание не только периода «пробуждения Азии», но и всей первой по­ловины XX в., приходят политические революции. Их цель - борьба за создание таких политических институтов, как парламент, политиче­ские партии и массовые общественные организации, способные в ка­кой-то мере ограничить тоталитарные тенденции в политической жиз­ни современного Востока.

Модернизация эпохи Мэйдзи.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. «Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. Правление императора Муцухито (Мэйдзи) следует считать поистине революционным по результатам, ибо вслед за этим важнейшим изменением в привычной Японии традиционной структуры последовали все остальные реформы, радикально изменившие облик страны. Были ликвидированы феодальные уделы и заменены префектурами, напрямую подчинявшиеся центральному правительству, количество сословий было уменьшено до трех: титулованная аристократия, дворянство и простой народ. В 1872г. была введена всеобщая воинская повинность, в результате на крестьян легли дополнительные тяготы, связанные с военной службой.

Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872-1873 гг. власти объявили законными собственниками земли всех тех лиц, которые фактически владели этой землей к моменту издания закона. В целом это был прогрессивный акт впервые в Японии устанавливался буржуазный принцип частной собственности на землю. Однако, основная масса крестьянства в результате этой реформы по существу не получила земли. Было лишь уничтожено крупное феодальное землевладение. Все же эта реформа стимулировала развитие капиталистических отношений в деревне и дальнейшую дифференциацию ее населения.

Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Недовольство части самурайства усилилось после отмены в 1876г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14 летней суммы прежнего содержания. В результате этого бывшие князья и самураи получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы полученные рядовыми самураями были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как удар по своим привилегиям. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен. Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступили за возвращение к старому.

Особенности промышленного развития Японии в 70 – 90–е годы 19 века. Несмотря на то, что революция 1868г. и проведенные после неепреобразования были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране. Возрастает товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался рост посевных площадей. Развитие капитализма в Японии сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации кретьянства. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшем обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли.

С 80-х г. развернулось интенсивное промышленное строительство. Важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые образцовые предприятия: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные заводы. Большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Возникают монопольные объединения и компании, это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров.

Формирование политических партий. В октябре 1881г. была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, сельскую буржуазию и интеллигенцию, часть крупной городской буржуазии. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики. В 1882г. оформилась «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто), возглавляемая Окума. Она объединяла крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, представителей умеренно-либеральной интеллигенции. Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли. Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Они стали готовить вооруженные восстания. Наиболее крупным из подготовленных восстаний было восстание в районе Титибу. Оно было жестоко подавлено. После этого правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат, большинство революционных подпольных групп было разгромлено. В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями буржуазно – демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.

Конституция 1889г. Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. По конституции особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии. Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат – палаты пэров и палаты представителей. Парламент обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Важную роль в управлении государством играл Тайный совет – консультативный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета. Значение приобрел и внеконституционный орган – совет гэнро (старейшин). Гэнро рекомендовал императору кандидатов на пост премьер – министра, и решал др. важные вопросы в управлении страной. Конституция 1889г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской буржуазией. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в буржуазную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.

Агрессивная вешняя политика правящих кругов Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную агрессию по отношению к другим народам Азии. В 1874г. Япония высадила свои войска на о. Тайвань, однако сопротивление заставило отступить от Китая. Японские экспансионисты выдвигали также претензии на Сахалин и Курильские острова. В 1875г. было достигнуто русско-японское соглашение, по которому японское правительство добилось передачи Японии Курильских островов в обмен на отказ от претензий на Южный Сахалин.

В 1876г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор. С этого момента началось проникновение японских колонизаторов в Корею. По мере развития капитализма усиливалась экспансионистские устремления японской буржуазии. Международная обстановка благоприятствовала японской агрессии против Кореи и Китая. Теперь наряду с США Японию стала поддерживать и Англия, видевшая в Японии союзника против России. в конце июля 1894г. Япония начала военные действия против Китая. Победа Японии в войне 1894-1895гг. выдвинула ее в число колониальных держав. Усилились ее позиции в Корее; она захватила Тайвань и острова Пэнхуледао; Китай выплачивал ей огромную контрибуцию. К этому времени Япония окончательно укрепилась как капиталистическое государство. Некоторые группы буржуазии и помещиков, находившиеся ранее в оппозиции, получив возможность обогащаться на войне, стали поддерживать правительство.

Япония в период довоенного империализма (1900 - 1914).

Перерастание японского капитализма в империализм. Японо-китайская война ускорила темпы роста японской промышленности. Этому способствовала огромная контрибуция, выкачанная из Китая. Промышленный подъем сопровождался сильной концентрацией капитала, ростом монополистических объединений.

Большую роль в перерастании японского капитализма в монополистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900г. Кризис способствовал поглощению мелких и средних предприятий крупными объединениями. После кризиса монополии получают в Японии быстрое распространение. Одновременно шел процесс сращивания промышленного и банковского капитала. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были концерны.

Важным фактором, способствовавшим росту монополий, была колониальная экспансия. Усилилось ограбление Кореи, Тайвань стал японской колонией. Япония приняла участие в разделе Китая на сферы влияния, добившись превращения провинции Фуцзянь в сферу влияния японского капитала. Появилась и такая важная черта монополистического капитализма, как вывоз капитала. Японские фирмы вкладывали свои капиталы на Тайване, в Корее, в континентальном Китае.

Особенности японского империализма. Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Монополистическая буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации трудящихся как кабальная контрактация детей и женщин с системой принудительных общежитий полутюремного типа и т. п. нищета и отсутствие достаточного количества земли у японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого в Японии уровень жизни рабочих был значительно ниже, чем в других капиталистических странах.

Получая обильные субсидии главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки в интересах получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении. Государственный аппарат в значительной мере был в руках бюрократии и помещиков. Страной управляла формально конституционная, а на деле самодержавная монархия. Общая тенденция к политической реакции, присущая империализму, проявилась в том, что окончательно сошел со сцены буржуазный либерализм, продолжалось сближение монополистической буржуазии с помещиками, бюрократией и военщиной. За 1900 – 1913 гг. объем промышленного производства увеличился в Японии на 181 %. Между тем ко времени выхода Японии на международную арену мир был уже поделен другими империалистическими державами. Отсюда вытекала особая заинтересованность японского империализма в переделе мира путем войны.

Внешняя политика японского империализма. После японо-китайской войны усилилась колониальная экспансия японской буржуазии. Японские монополии стремились к установлению полного контроля над Кореей. Заметно возросла их активность в Китае под давлением великих держав была вынуждена возвратить Китаю полуостров Ляодун. 30 января 1902г. был подписан англо-японский договор, преследовавший агрессивные, захватнические цели. Договор предусматривал военную интервенцию в Китае и Корее.

Русско-японская война . Война началась в ночь с 8 на 9 февраля 1904г. Японский флот внезапно атаковал русскую эскадру на рейде Порт – Артура. Это была империалистическая война за Корею и Маньчжурию, несправедливая и захватническая как со стороны Японии так и со стороны России. Война привела к крайнему истощению людских и финансово-экономических ресурсов Японии. Японская армия понесла огромные потери убитыми и раненными 5 сентября 1905г. был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия признавала Корею японской сферой влияния, к Японии переходили арендные территории России на Ляодунском полуострове с Порт-Артуром и Дальним (Квантунская область), южная ветка КВЖД (от станции Куаньчэнцзы до Порт-Артура), Южный Сахалин. Япония получала возможность вести лов рыбы в русских дальневосточных водах.

Положение трудящихся масс за годы войны стало невыносимым. Широкие слои населения охватило недовольство. На 5 сентября 1905г. в одном из парков Токио был назначен митинг протеста против «унизительного» договора с Россией. В этом проявилось общее недовольство политикой правительства. Правительство подавило выступление. Серьезные волнения происходили и в других городах. Это были стихийные выступления, отражавшие протест, портив внутренней и внешней политики правительства. Войскам и полиции удалось подавить волнения.

Усиление позиций монополистического капитала. Внешняя политика Японии после войны. В 1907-1908гг. японская промышленность пережила кризис. Затем наступил новый подъем, продолжавшийся почти до начала первой мировой войны. Русско-японская война, а также продолжавшаяся после нее милитаризация страны способствовали развитию тяжелой индустрии. Шло техническое перевооружение промышленности, происходила дальнейшая концентрация производства и централизация капитала. Монополистическая буржуазия претендовала на усиление своего влияния в государственном аппарате. Одновременно возросла роль военных. Укрепление позиций монополистического капитала сопровождалось дальнейшим развертыванием колониальной агрессии. В 1910г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию. Япония утвердилась в Южной Маньчжурии. японская политика экспансии в Китае, на господство в котором претендовали Англия и США, привело к обострению японо-английских и японо-американских противоречий.

Япония накануне первой мировой войны. Этот период характеризовался обострением внутренних и внешних противоречий японского империализма. Наряду с ростом рабочего движения наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т.п. Основным требованием этого движения было всеобщее избирательное право. В феврале 1913г. в ряде японских городов происходили демонстрации, направленные против милитаристского кабинета Кацура. Обострилась также борьба внутри правящего лагеря. Кабинет Кацура был вынужден уйти в отставку. В обстановке приближавшейся мировой войны происходили обострение американо-японских противоречий, ослабление англо-японского союза, усиление взаимного недоверия в отношениях Японии с Россией. Эти внешние и внутренние трудности японского империализма были составной частью политического кризиса, охватившего капиталистический мир накануне первой мировой войны.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

Ланцова Мария Дмитриевна
Забайкальский государственный университет


Аннотация
XX и XXI столетия можно охарактеризовать как время больших перемен, затронувших практически каждый уголок земного шара, каждую страну. Появились новые реалии, в корне отличающиеся от старых устоев, приобретающие все более масштабный нарастающий характер. Не обошли перемены даже те страны, традиции которых казалось бы невозможно пошатнуть. Речь идет о модернизации стран мусульманского мира, которые также подверглись стремительным переменам в различных сферах человеческой жизни.

FEATURES OF MODERNIZATION IN THE MUSLIM WORLD

Lantsova Maria Dmitrievna
Transbaikal State University


Abstract
XX and XXI century can be characterized as a time of great changes which affected almost every corner of the globe, every state. There are new realities which are radically different from the old foundations. These realities are gaining a larger growing scale. Changes didn’t evade even those countries whose traditions seemed unshaken. We are talking about modernization of the Muslim world, which also undergone rapid changes in different spheres of human life.

Многие считают, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не признает никакие изменения, постигшие человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Но на практике это оказалось не совсем так, о чем свидетельствуют изменения в этих странах, которые будут рассмотрены далее. Главной причиной модернизации является стремление мусульманских стран сократить разрыв в уровнях развития с развитыми странами. Возникает вопрос: может ли модернизация разрушить исконную систему культурных ценностей мусульманских государств или же наоборот, модернизация будет способствовать благоприятному развитию этих стран? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретные перемены, происходящие в мусульманском мире, последствия таких изменений и сделать вывод об их благоприятности или же отрицательном влиянии на эти страны. Для примера рассмотрим некоторые государства Ближнего и Среднего востока.

Целесообразно начать с процесса приспособления правовой мысли мусульманских стран к реалиям современности. Для начала обратимся к общему понятию мусульманского права. Право в этих странах остается неизменным на протяжении многих веков, но, несмотря на это в последнее время государства мусульманской традиции предприняли серьезные законодательные реформы, в основном касающиеся расширения демократических основ в политической системе, защите прав человека. Примером таких изменений являются: проведение свободных демократических выборов в законодательные органы власти, которые за прошедшие несколько лет состоялись в Йемене, Алжире, Иордании, Марокко, Кувейте и в других странах, проведение массовой реформы образования, а также включение в тексты конституций большинства государств соответствующих статей, в которых гарантируются общие права граждан. Например, в конституции Бахрейна (Ст.5.2) сказано: « Государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жизни, культурной, социальной, а также политической , не нарушая при этом положения Шариата ». А в конституции Турецкой республики говорится: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека…». Такие положения конституций развеивают некоторые мифы по поводу полной непоколебимости мусульманского права. На сегодняшний день Турция действительно является динамично развивающейся страной, которая успешно внедряет как исламские, так и демократические нормы в повседневную жизнь, её часто ставят в пример всем молодым арабским демократиям, ищущим свой путь развития и свой способ совместить демократическую систему и глубоко укоренившиеся нормы ислама.

Но стоит отметить, что мнения исследователей и граждан мусульманских стран по вопросу расширения демократических основ в политических системах стран Ближнего и Среднего Востока расходятся: одни считают, что многие принципы демократии не могут вписаться в правовую систему мусульманских стран, другие, наоборот, полагают, что Ислам не может быть почвой для нарушения прав и соответствует многим принципам демократии.

В отечественном и зарубежном востоковедении выделяют несколько групп, образовавшихся в результате разногласий по поводу модернизации в мусульманских странах:

1.Традиционалисты – выступают за ограничение нововведений, считают, что ислам – единственная определяющая сила, которая поддерживает устойчивость общества и формирует нормативный порядок и самобытность культуры;

2. Модернисты. приверженность к прошлому – признак отсталости, они выступают за полное обновление культуры на основе заимствования западных течений культуры философских доктрин западной мысли; .

3. Синтез представителей 1 и 2 групп – наиб распространенное направление. Выступают за синтез ценностей запада и традиционного наследия;

4. Крайние традиционалисты (фундаменталисты) упорно сопротивляются новшествам, опираются на традиционализм в узком смысле, а также на идентичную религиозность;

Но, несмотря на сложившиеся разногласия по поводу модернизации, она все-таки имеет место в мусульманских странах и будет справедливым отметить тот факт, что модернизация влечет за собой кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности этих стран – как положительные, так и отрицательные последствия, являясь, таким образом, социальным регулятором . Эти изменения видны невооруженным глазом, что можно подтвердить реальными примерами:

1.На пороге XXI века страны Ближнего Востока столкнулись с огромным числом безграмотного населения. Эту проблема потребовала незамедлительного решения т. к. безграмотность – огромное препятствие на пути к прогрессу, играющему важную роль в современном мире.

По мнению некоторых экспертов на Ближнем востоке вопиющий уровень безграмотного населения. В 2005 году был озвучен доклад генерального директора Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕКСО) Монжи Буснина, который отметил, что неграмотность является главным тормозом социального, культурного, экономического и политического развития в арабских странах. Кроме этого, организацией была приведена статистика относительно уровня безграмотности в странах Ближнего Востока, согласно которой 70 миллионов жителей арабского мира в возрасте старше 15 лет не умеют читать и писать, при том, что число неграмотных женщин превышает число неграмотных мужчин почти в два раза - 46,5% против 25,1%. Но стоит учитывать, что в разных мусульманских странах ситуация не одинакова. В странах, где начали успешно проводиться реформы, направленные на ликвидацию безграмотности, уровень необразованного населения стремительно падает. В пример можно привести Иорданию (самый высокий уровень грамотности среди стран Ближнего Востока-90%), Иран, Сирию и Саудовскую Аравию. Например, в Иордании в 1964 году был принят закон о всеобщем девятилетнем образовании, а позднее - об обязательном десятилетнем школьном образовании. Таким образом, мы можем увидеть, что модернизация в сфере образования постепенно приносит положительные результаты .

2. Изменения коснулись и положения женщины в мусульманском обществе. Начиная с XX века можно проследить улучшение правового статуса женщины, хотя неоспоримым является тот факт, что по сравнению с западными странами права женщин в странах Ближнего и Среднего Востока очень ограничены и определяются преимущественно в соответствии с религиозными нормами. Уровень правового статуса женщины в разных странах Ближнего востока является неодинаковым. Например, в Марокко права женщины реализуются в большей степени, нежели чем в Иране. Но, тем не менее, прогресс очевиден и в пример можно привести тот факт, что во многих арабских странах увеличивается число школ для девушек, помимо этого, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а профессиональная деятельность становится все более доступной для них. Ко всему прочему отмечается уменьшение полигамных браков, что опять-таки говорит о возрастающей роли женщины как личности.

3. Потребности экономического развития также ставят перед мусульманским обществом необходимость нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Как известно в настоящее время наиболее развитые страны переходят к постиндустриальному типу развития, а это значит, что они процветают не за счёт материальных производств и добывающей промышленности, а благодаря сфере услуг. В мусульманских странах наоборот существует сырьевая направленность экономики, напримерв Саудовской Аравии на сферу материального производства приходится почти 67% ВВП, в Катаре 78% ВВП. Эти данные свидетельствуют о том, что мусульманским странам необходимо модернизировать свою экономику, так как сырьевая направленность делает государство зависимым от продажи сырья, а следовательно оно становится очень неустойчивым. В связи с этим, правительства мусульманских государств предпринимают ряд попыток для того, чтобы модернизировать экономику. Например, в ОАЭ предпринимается целенаправленная политика властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, которая способствовала появлению новых секторов экономики (перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственная, строительство ТЭС, развитие бизнеса и туризма). Но все-таки, несмотря на некоторые успехи, подавляющее большинство мусульманских стран не может отказаться от полной сырьевой направленности, в результате чего модернизация в экономической сфере протекает вяло.

4. Процесс модернизации повлиял и на мировоззрение мусульман. Западные ценности свободы, получающие широкое распространение на экранах телевидения и в СМИ влияют на сознание молодежи. В настоящее время можно проследить изменение отношения некоторых мусульман к институту брака (неразборчивость половых связей, разводы), непослушание родителей. Такие явления не являются столь масштабными в мусульманском мире, но все – же необходимо помнить, что раньше такое поведение было совершенно неуместным в мусульманских странах. Значительно изменились процессы коммуникации в исламском обществе .

Некоторые мусульмане считают, что процесс модернизации неразрывно связан с навязыванием чуждых им ценностям погони за деньгами и удовольствиями, неуважение к родителям, тем самым подрывая нравственность мусульман и их самобытность. Другие же полагают, что модернизация несет в себе и положительные перемены, приближающие их родину к своеобразной «стране изобилия» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что модернизация имеет как плюсы, так и минусы. Но определенно ясен тот факт, что гиперболизация культурной самобытности является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, но вместе с тем, без учета специфики собственной культуры невозможно поддержание стабильности в обществе и его устойчивое развитие. Стоит отметить, что самобытность мусульман зиждется на принципах, которые объединяют всех мусульман, которые не зависят от времени и внешнеполитических обстоятельств, не поддаются трансформации. Это такие понятия, как:

Умма (каумия)- народность как сообщество «сердец и душ»

Асабия-объед людей на основе родственных связей

Ватамия- отечество как территориальное единство

Таким образом, перед мусульманами в настоящее время стоит серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Как сказал современный марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, ислампредстает как собрание верований, не менявшихся веками, с другой - современностьпредлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последнимнаучным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».

Таким образом, мусульманским странам Среднего и Ближнего востока предстоит адаптировать свою политическую систему таким образом, чтобы идя в ногу с современным миром не потерять своего лица и своей самобытности.


Библиографический список
  1. Е. А. Кривец «Арабская культ самобытность», Восток 1994 №2 – C.98-109.
  2. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  3. Ближний Восток перед лицом проблемы неграмотности, П.Н. Мамедзаде / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/11-04-05.htm
  4. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
  5. Скрипкарь М.В. Общественные мечты: от «золотого века» к «стране изобилия» // Социосфера. 2013. № 1. С. 128-130.

Вопрос 01. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?

Ответ. Интеграция в Латинской Америке затрагивает в основном экономическую сферу. Такие союзы как Южноамериканский общий рынок, Андское сообщество, Южноамериканский союз укрепляют именно экономическое сотрудничество этих государств в противовес экономическому же влиянию США, именно по этому они и вызывают недовольство США.

Вопрос 02. Расскажите о внешней политике современного Китая, российско-китайских отношениях. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.

Ответ. Китай стал одной из самых экономически развитых государств региона (не считая Японии), потому он стал проводить активную внешнюю политику по всему миру, заботясь об экономическом сотрудничестве со многими странами. Особое место занимает сотрудничество Китая с Россией. Исключительное значение имеет подписание в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между этими странами. При этом позиция Китая в международных Вопросах остаётся весьма жёсткой. В частности, Пекин не собирается признавать независимость Тайваня.

Вопрос 03. Какие проблемы развития испытывает Япония? Как это влияет на её экономические позиции в Азиатском регионе?

Ответ. Появление сильных конкурентов, рост цен на энергоносители и перепроизводство вызвали затяжной экономический кризис в Японии, разорение многих предприятий, рост безработицы. Стимулирование экономики путём снижения процентной ставки по кредитам не дают результатов, периодически даже заходит речь о переходе полностью на электронные деньги, благодаря чему процентную ставку можно сделать отрицательной.

Вопрос 04. В чём состоят особенности процесса модернизации в Индии на современном этапе?

Ответ. Особенности:

1) экономика Индии сложилась как многоукладная;

2) существуют специальные экономические зоны с льготными условиями для бизнеса;

3) существует огромная разница между большими городами европейского типа и малоразвитыми сельскими районами;

4) большие города по европейским меркам значительно перенаселены, их инфраструктура требует серьёзного развития;

5) Индо-пакистанский конфликт остаётся актуальным, но тлеющим, периодически он приводит к терактам;

6) с 1998 года обе стороны Индо-пакистанского конфликта имеют ядерное оружие;

7) темпы экономического развития Индии одни из самых высоких в мире;

8) имущественное расслоение в стране огромно, большая часть населения живёт за чертой бедности;

9) значительная часть беднейшего населения остаётся безграмотной и не имеет шансов на получение образования.

Вопрос 05. Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов?

Ответ. Причины успеха экономики Индии заключаются в государственном регулировании, поощряющем развитие передовых областей экономики и создании условий привлекательности для инвесторов из развитых стран. При этом значительную часть спроса создаёт потребление внутри страны. Характерным примером является машиностроение. На основе сделанных в других странах открытий в Индии разработаны собственные модели автомобилей, ориентированные на местный рынок. Главным критерием для этого стала низкая цена за счёт простоты конструкции, что реализовано, в частности в самом дешёвом автомобиле в мире – Tata Nano. Другой пример – индийское кино, знаменитый Боливуд. Киноиндустрия создаёт сказку для живущих в непростых условиях людей, потребление её продукции огромно, особенно внутри страны, что обеспечивает процветание отрасли.

Вопрос 06. Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки?

Ответ. Особенности:

1) значительная часть стран региона живёт за счёт значительных доходов от продажи нефти;

2) регион раздирают религиозные противоречия между шиитами и суннитами;

3) влияние фундаментального ислама в регионе постоянно возрастает;

4) в 2010-2011 годах в ряде стран региона произошли революции, свергнувшие светские авторитарные режимы, так называемая «арабская весна».

Вопрос 07. Назовите основные черты развития государств Центральной и Южной Африки? Почему проблемы беднейших стран этого континента приобрели глобальный характер?

Ответ. Особенности:

1) во многих государствах регионах наблюдается политическая нестабильность, часто случаются государственные перевороты;

2) экономика большинства стран региона остаётся отсталой и не может обеспечить достойный заработок значительной части населения;

3) проблема голода остаётся весьма актуальной в регионе, она ещё больше усугубляется высокой рождаемость;

4) весьма актуальной остаётся в регионе проблема СПИДа, которым заражено значительное число людей;

5) в регионе периодически случаются страшные эпидемии, последней по времени явлется вспышка заболеваемости вирусом Эбола.

Проблемы данного региона становятся актуальными также для Европы из-за нелегальной миграции из этих стран. Убегая от низкого, зачастую невыносимо низкого уровня жизни люди пересекают Средиземное море на утлых судёнышках в надежде на лучшую жизнь.

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.