Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений. Тема финансы финансы это совокупность денежных отношений

К субъектам финансовых отношений относят:

- государство;

- хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т. п.);

- домашние хозяйства.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта .

8.Финансовая система РФ.

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.



Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

9.Финансовая политика

Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

10.Управление финансами.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

11.Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

12.Финансовый контроль

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

13.Финансовый рынок. (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов изаёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

14.Понятие государственных финансов, их роль и основные звенья.

Понятие финансы - это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

15.Государственный долг, государственный кредит.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

1. Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

16.Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

17.Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

18.Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.обслуживает процесс создания и распределение общественного продукта и национального дохода.В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятийи финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

19.Финансовые риски предприятия.

Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.

По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.

Риск страхуемый - это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
- остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
- банкротство;
- непредвиденные расходы;
- неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
- понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
- иные события.

Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.

20.Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия).

Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

21.Кредит как форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства.

Под влиянием многих факторов кредитные и финансовые отношения претерпевают ряд изменений, поэтому постоянное изучение мирового опыта на рынке ссудного капитала и кредита представляет большой интерес для формирования позиции способствующей определить плодотворные шаги в непростой, современной рыночной экономике.

22.Кредитная система- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки и парабанковские учреждения.

Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые палаты).

Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

23.Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банкпервого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институтРоссийской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическимилицами.

24.Коммерческие банки.

Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) .

Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

25.Экономическая сущность страхования.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счётденежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

26. Правовая основа страховой деятельности

Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Правовое регулирование страхования. Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

27.Валюта: понятие, классификация.

Валюта (англ. Currency ) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке . В узком смысле валю́та представляет собойденежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а такжерегиональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета,счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются :

28.Валютный курс.

Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник не указан 534 дня ] Таким образом, конвертируемость - это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту навалютных рынках.

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые ими для решения социальных и экономических задач.

Термин финансы возник в 15 веке в торговых рядах Италии. И сначала обозначал любые денежные отношения. В дальнейшем этот термин получил международное распространение начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондовых денежных средств(где нет денег там не может быть финансов). Сущность финансов как экономической категории в том, что они всегда имеют денежное выражение. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Кроме того движение всех инвестиционных капиталов, других ценностей заменяющих в определённый момент времени денежные средства(драгоценные металлы, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондом денежных у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы это многогранное экономическое явление. Денежные средства – это деньги которые находятся в полном распоряжении хозяйствующего объекта или частного лица и используются ими свободно без всякой цели и ограничений.

Денежные фонды – это обособившаяся часть денег имеющаяся целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансовые ресурсы – это деньги задействованные реально функционирующие в экономике в качестве финансовых средств, обращения, платежа, измерения цен и сбережения.

Особенности:

1) денежный характер финансовых отношений;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) в процессе распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы, поступления и накопления, которые используются для решения социальных и экономических задач.

Материальными носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная или перераспределительная . Означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
  2. Контрольная. Это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
  3. Регулирующая! . Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства(это государственные расходы, налоги, государственный кредит).

Существует ряд определённых функций финансов:


  1. Образование публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использование публичных и частнохозяйствующих денежных доходов.
  3. Контрольная.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. Принцип единства. Основан на том что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчётности, единство порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
  2. Принцип сбалансированности. Означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования, за счёт поступлений и доходов, в том числе собственных, заёмных и привлечённых средств. Если имущество формируется за счёт собственных доходов, то отсутствует обязательство и внешняя задолженность перед контрагентами, при этом всегда существуют обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если имущество формируется за счёт банковского и коммерческого кредита, то возникают финансовые обязательства и образуется кредитная задолженность перед контрагентами. Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает что объём запланированных расходов должен соответствовать общему объёму доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заёмными средствами.
  3. Принцип целевой направленности. К традиционным целям предпринимательской относится - получение прибыли, повышение рентабельности производства, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточность материальных трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся – мобилизация доходов в форме налогов и сборов, перераспределение ресурсов с утверждёнными параметрами и направлениями развития в социальных сферах, государственных и муниципальных секторах экономики.
  4. Принцип диверсификации(проявляется двояко). 1. Инвестирование денег из различных источников в разные объекты имущества. 2. В создании многопрофильных предприятий, которые занимаются различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельностью. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов, позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность организации. Вмести с тем, она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов, что требует высокой манёвренности в их использовании.
  5. Принцип стратегической ориентированности. Означает, что для достижения конкретных целей следует выработать чёткую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферой производства, услуг, включая не только покрытия текущих затрат, но и вложения инвестиционного капитала на долгосрочную перспективу.

Финансы – это:

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;


Функции финансов.


Понятие финансовой системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единствоотдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

1)все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

2)главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем, звенья финансовой системы имею опред. отличия, кот. в основном отражают уровень управления, особенности и масштабы хоз. деятельности отдельных субъектов. К отличительным признакам относятся:

Формы и методы формир. и исп. фин. ресурсов;

Цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.

Современная финансовая система РБ включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хоз. субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназнач. для финансир. определенных гос-ных нужд, отраженных в названии фондов.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит , который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Государственный консолидир. резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-ного и региональных гос-ных резервных фондов.

Одним из важных звеньев финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов , к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предприним. деятельности, формир. доходов и расходов, владением имуществом, вып. обязательств.

Специфическим звеном являются финансы домохозяйств , кот формируются в основном за счет доходов от предприним. деятельности, финн. операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. Они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансир инвестиций.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком , кот. расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансир. расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретными звеньями.


Доходы и расходы бюджетов.

Доходы бюджета -денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей и сборов.

Классифик-я:

По методу аккумуляции доходы: 1.обязательные платежи(налоги,сборы) 2.необяз-е(займы,лотер.доходы) По типу плательщика:1.юр.лица 2.физич.лица

По источнику доходов: 1.Прибыль 2.Имущество субъектов хозяйствования, граждан и гос-ва;

3. Личные доходы граждан;4. Штрафы, удержания.

По характеру поступления платежей:1. Текущие –средства, поступающие в виде налогов и сборов, соц. отчислений 2. Капит. доходы- налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов. Расходы бюджета - денежные средства, которые направл. и затем используются на предусм. в законе о гос-ном бюджете цели, зависят от ситуации в стране.

Классиф-я: По направлениям:1.внешние- на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, 2.внутренние

По функ.назначению: экономические расходы;расходы на социальные нужды;на управление;на оборону страны и др. общегосударственные расходы.

По экономич. содержанию: 1текущие-текущее финн-е органов гос.власти, соц-культурные мероприятия и т.д.; 2капитальные - средсва использ-ся на модерн. производства и т.д.

По ведомтвенному распределению-разделение средств по уровням управления(министерства, ведомства)


12.Дефицит бюджета и пути его сокращения .

Бюджет, как финансовый план, должен быть сбалансирован. Однако кризисные явления в экономике,низкая эффективность произ-ва,инфляция, наличие чрезвычайных обстоятельств и другие факторы приводят к дефициту бюджета превышению расходов над доходами. Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный дефицит-увеличение расходов на развитие экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся на росте ВВП. Предельный размер дефицита бюджета и источники его финансирования устанавливаются Законом о бюджете на очередной финансовый год. Меры, которые с одной стороны стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства.

1повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства;

2диверсификацию направлений государственных инвестиций;3привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики страны;

4разработка и реализация аффективных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.Бюджетный дефицит также может быть ликвидирован при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в виде привлечения средств от банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов международных финансовых организаций 3реализация гос-го имущества.


13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет собой совокупн. денежных отношений, фондов денежных средств и органов управления ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин. сист. решает свои задачи, ему соответствует особый финансовый аппарат и законодательные акты, регулирующие деятельность. Наличие различных форм централиз-го руководства финансами со стороны гос. не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Финансовая система РБ:

Финансы хоз. Субъектов (коммерч. Пр-тия и орг.; некоммерч. Орг.)

Общегос финансы: (гос.бюджет, бюджетные фонды, госкредит, госконсолид. Рез.фонд)

Фин. рынок(рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок)

Фин. домохозяйств.

Управл. всеми звеньями финансовой системы базируется на единых законодательных и нормативных актах государства. В рамках фин. системы применяется единая система финансовых планов, взаимосвязанных между собой. Исходным звеном фин. системы являются финансы предприятий произв-ой сферы. Именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля нац. дохода страны - главного ист. формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка фин. системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Фин. хозяйствующих субъектов состоят из двух подсфер: финансов организаций материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.Решающую роль в нац. экон. государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятий. В этой подсфере создается наиболее значительный объем финансовых ресурсов предприятий, часть которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.По отраслевой принадлежности фин. предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, и др.В непроизводст. подсфере различают: финансы образования, культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры, науки, и др.В зав-ти от формы собственности в составе обеих сфер фин. системы различают финансы предприятий учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.С учетом организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.В усл. В прошлом подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осущ. некоммерческую деят-ть. В посл. годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить натри группы: функционирующие на коммерческой основе, частично работающих на коммерческой основе и полностью финансируемых из бюджета.


14. Уровни бюдж. Сист. РБ Управл. фин. системой возложено на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента, Нац. собрание, Совет Республики, Палату представителей. Они опред. фин. политику гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий контроль за его соблюдением.На региональном уровне полномочиями по управл. наделены местн. орг. власти. На общегос. ур. осн. органами управления фин. явл-ся Министерство финансов РБ, Министерство по нал. и сборам РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются их фин. службы. На средних и малых предприятиях данные функции возлож. На сотрудников бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние несет рук-ль предприятия.Этапы процесса управления:1. Прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формир. финансов и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных планов и программ 3. Текущий и последующий контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью принятых и реализ. решений.


15 Особенности организации бюджетов и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия и исп. денежных фондов для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития республики или соответствующей административно-территориальной единицы. В Р Б разл. вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей админ.-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-тер-ной единицы. Гос-ный бюджет выражает денежные отнош. органов гос-ной власти и органов местного самоуправл. с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе распред. и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и полит. интересов общества и его граждан. Функции бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая 3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распред. и перераспред. средств.По направл. Различ-ют внешние расходы и внутр.По функциональному назначению определяется целевое направление бюдж. Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич. Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды. Ведомственное распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням управления.Бюдж. классификация рсходов в РБ основывается на принципах функциональности и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все расх. Распред-ся по разделам, подразделам, видам и параграфам.


16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки налогов Налоги - это обязательные поступления и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством налогов ден. средства, гос институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей нар хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержа ние налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. Налоговые доходы бюджета включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского бюджета формируются за счетслед. нал:налогов на доходы и прибыль;налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;налога на добавленную стоимость;других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров;акцизов;налога на приобретение автомобильных транспортных средств;сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;сбора за выдачу разрешений на проезд автотр. средств Р Б по территориям иностранных государств;патентных пошлин;налога за использование природных ресурсов (экологического налога);таможенных пошлин и таможенных сборов;государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Р Б.

следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы; индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер; уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может; цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.


Рынок ценных бумаг.

Если рассматривать данный рынок как функциональную структуру, то его можно определить как организационную форму купли-продажи ценных бумаг, обеспечивающую перераспределительные процессы в финансовой сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал, трансформацию сбережений в инвестиции. Рынок ценных бумаг с позиции экономического содержания представляет собой систему экономических отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми посредниками, органами регулирования и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются следующие:

- перераспределительная, которая проявляется в перераспределение денежных средств между отраслями экономики и в переводе сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной формы в производительную;

- функция финансирования дефицита государственного бюджета , которая осуществляется посредством выпуска государственных облигаций, реализуемых как внутри страны, так и за рубежом;

- индикативная , поскольку рынок ценных бумаг является важным индикатором состояния экономики;

- функция страхования (хеджирования) финансовых рисков.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Содержание первичного рынка ценных бумаг состоит в конструировании выпуска ценных бумаг и их продаже первым владельцам. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой обращение ранее размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Кроме того, рынок ценных бумаг может быть организованным и неорганизованным. Организованным считается рынок, где обращение ценных бумаг происходит на основе устойчивых правил между участниками рынка. На неорганизованном рынке обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Если купля-продажа ценных бумаг производится через фондовую биржу, то такой рынок ценных бумаг квалифицируется как биржевой , если – минуя фондовую биржу, то этот рынок называется внебиржевым .


Понятие финансов и денежных отношений.

Финансы – это:

В переводе с лат.- «наличность», «доход»;

Определенная сумма ден.ср-в, используемых гос-вом и некоторыми другими участниками ден. отношений;

Экономический инструмент распред. и перераспред. ВВП и нац. Дохода, орудие контроля образов. и исп. фондов денеж.ых ср-в

Специфическая часть денежных отношений, связанных с формир., распред. и использованием целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач гос-ва.

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;

Взаимосвязь с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин.ресурсов.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность – представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводит.

Денежные отношения возникают между:

Хозяйствующими объектами в процессе реализации продукции, оказания услуг;

Хоз.субъектами и вышестоящими орг-ми при создании совместных фондов денежных средств и их использования;

Хоз.субъектами и государством, органами местного самоуправления при формир. бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансир. из бюджета ряда затрат;

Гос-вом и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки;

Хоз.субъектов и банковской системой при получении и погашении кредитов, % за пользование;

Внутрихоз-х субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

Правительством РБ и правительствами др стран, между мин. финансов и кредитными орг-ями по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения % за пользование кредитами;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Гражданами и страх.орг-ми при уплате страх.взносов и возмещении из страх.фондов ущерба при наступлении страх.событий.


Функции финансов.

Выделяют следующие функции финансов

Аккумуляция денежных доходов;

Распределение денежных доходов;

Контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует признать в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в определении механизма образования доходов соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов мобилизации).

С помощью распределительной функции происходит обеспечение всех субъектов хозяйствования необходимыми им финансовыми ресурсами для выполнения намеченных задач. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Конкретными субъектами, т.е. непосредственными участниками распределительных процессов являются: государство, низовые звенья хозяйства, граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются процессы распределения и перераспределения на разных уровнях управления экономикой (государственный и территориальный) и сферах воспроизводства (материальное производство, сфера услуг, обращение и потребление).

Контрольная функция финансов на уровне государства проявляется в контроле за своевременной и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые фонды), а также за их расходованием по целевому назначению. Объективность контрольной функции в распределении финансовых ресурсов отдельных звеньев хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.

Тема «Финансы» Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Предпосылки появления финансов Первая предпосылка В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Предпосылки появления финансов Вторая предпосылка Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Предпосылки появления финансов Третья предпосылка Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Условно можно выделить: Государственные финансы – это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий – это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Финансы населения – это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Финансовые ресурсы на уровне государства включают: налоги, формирующие федеральный бюджет; средства социальных внебюджетных фондов; средства фондов НИОКР; средства прочих фондов; амортизационные отчисления; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.

Финансовые ресурсы предприятия включают: прибыль; амортизация; кредиторская задолженность; средства от продажи ценных бумаг; различные взносы; средства от реализации залога.

Функции финансов Распределительная и перераспределительная функция. Воспроизводственная функция. Учетно-контролирующая функция. Стимулирующая функция. Регулирующая функция. Социальная функция. Политическая функция.

Финансовая система РФ включает: 1. Государственные и муниципальные финансы: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит. 2. Финансы предприятий различных собственности. 3. Финансы страхования: - личное страхование; - страхование рисков; - страхование ответственности; - имущественное страхование. 4. Финансы граждан (домохозяйств). форм

Принципы организации финансовой системы в РФ: принцип единства финансов; принцип сбалансированности; целевая направленность; принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и приемов воздействия государства на функционирование финансовой системы. Главная цель осуществления финансовой политики – укрепление экономического потенциала государства.

Помимо этого финансовая политика имеет следующие цели: проведение эффективной налоговой политики; укрепление финансовой и платежной дисциплины; преодоление бюджетного кризиса; последовательное снижение уровня инфляции; проведение реформирования предприятий; повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов; оздоровление и структурная перестройка экономики; достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Типы финансовой политики Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа» . Основа финансовой политики, по мнению «классиков» , достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово – директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач говорят: о финансовой стратегии. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. о финансовой тактике. Финансовая тактика ориентирована на решение задач конкретного этапа развития экономики на основе своевременного изменения способа финансовых связей.

Правильность выбранной финансовой политики зависит от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой ее хотелось бы видеть.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: - в области налогообложения и регулирования государственных расходов (фискальная политика). Основным механизмом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. - в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Бюджетную политику можно разделить на рефляционную и дефляционную.

Для успешной реализации финансовой необходим финансовый механизм. политики Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Формы и методы управления финансами финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Органы, осуществляющие управление финансами в РФ Общее управление финансами в РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие государственные органы власти: Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ. Счетная палата Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Главное управление Федерального Казначейства.

Финансовый контроль это законодательно регламентированная деятельность специально созданных для этого учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовой деятельности.

Система органов финансового контроля в большинстве развитых стран включает: ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно президенту или парламенту страны; налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, которое контролирует поступление налоговых доходов и других денежных средств в государственный бюджет;

контролирующие структуры в составе министерств и ведомств, которые осуществляют проверки и ревизии подведомственных им учреждений; аудиторские фирмы, которые на коммерческой основе осуществляют проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций хозяйствующими субъектами; службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основной задачей которых является снижение производственных издержек, оптимизация потоков денежных средств и увеличение прибыли предприятия.

Методы проведения финансового контроля: документальные и камеральные проверки; обследование; надзор; анализ финансового состояния предприятия; наблюдение (мониторинг); ревизия.

Виды финансового контроля Государственный финансовый контроль представляет собой систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ других законах. Его задача – отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. Главная цель – максимизация поступления денежных средств в государственный бюджет и недопущение их нецелевого расходования. Негосударственный финансовый контроль. Его задачей является повышение эффективности использования средств предприятия.

Финансы предприятия это денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежные средств, происходит их накопление, распределение и использование.

Принципы организации финансов предприятия Принцип экономической эффективности. Принцип финансового контроля. Принцип финансового стимулирования. Принцип материальной ответственности.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накоплений; целевые финансирование и поступления; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 2. Фонды заемных средств: кредиты банков; займы; коммерческие кредиты; факторинг; лизинг; кредиторы; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 3. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды; для погашения кредитов и займов; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 5. Фонды, образуемые за счет различных источников: оборотных средств; инвестиционный; валютный; прочие.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

2. Характеристика функций финансов.

4. Формирование финансовых ресурсов.

5. Виды финансовых отношений

6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев


1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.

Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии

Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.

Следовательно, данный термин отражал:

Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.



В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.

ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.

Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.

В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:

· На военные цели,

· Управление,

· Поддержание тех или иных сфер экономики,

· Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными

Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)

Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

· Местные (региональные) финансы,

· Внебюджетные специальные правительственные фонды,

· Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.

Финансовые денежные отношения возникают между:

· Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;

· Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

· Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· Отдельными звеньями бюджетной системы;

· Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

· На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;

· На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;

· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.

Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

2. Характеристика функций финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .

Финансы выполняют три основные функции:

· Распределительную;

· Стимулирующую;

· Контрольную;

Распределительная функция финансов.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.

Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.

Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).

В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.

Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак

Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:

· Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)

· Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)

· Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).

· Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).

Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.

Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП

Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:

Закон роста эффективности хозяйственной деятельности уни­версален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);

Функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

Частный бизнес - производители материальных и нематери­альных благ;

Население - потребители этих ценностей;

Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);

Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците - когда доходы превышают расходы);

Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

Потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на по­требление, и части его, которая сберегается);

Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов - системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

G - государственные расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

Y=С + I+ G+ (Ех - Im),

где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G - государственные расходы (Government Spending);

Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,

где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

b - предельная склонность к потреблению;

t - ставка подоходного налога;

D - доход домашних хозяйств.

Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется сле­дующим образом: X=g-mY,

где g - константа;

m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к им­порту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.

Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).

Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расхо­дов от:

Объема ВВП;

Поступлений подоходного налога;

Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;

Предельной склонности к импорту;

и обратной зависимости от:

Предельной склонности потребителей к сбережению;

Константы потребления;

Автономных инвестиций (амортизации).

В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - ка­ких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

4. Формирование финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов

Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые пред­назначены к обмену на товары и услуги;

Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покры­тие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

Как источники формирования этих доходов (составляющие эле­менты) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, госу­дарственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

Как конечный финансовый результат процесса воспроизвод­ства, поскольку используются для финансирования капитальных вло­жений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) - система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.



Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничи­вается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расши­ренного воспроизводства производственных факторов, включая ра­бочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроиз­водства правомерно включать расходы общества на здравоохране­ние, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует создан­ным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финан­совой сбалансированности может быть представлено как соответ­ствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреб­лением и накоплением) естественному уровню, определяемому соци­ально-экономическими условиями общественного производства (раз­витием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формирова­нию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.

5. Виды финансовых отношений