Конкурентоспособность российской экономики

Проблема конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве крайне важна для экономики любой страны, особенно в условиях глобализации мирового хозяйства, когда значение для национальных экономик различных форм внешнеэкономических связей, степень открытости национальных экономик для зарубежных товаров, услуг и капиталов резко возрастает. Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной системой к любой национальной экономике. По мнению экспертов ИМЭМО РАН, под конкурентоспособностью страны понимается способность ее национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов 1 .

Динамика производства, уровень занятости и доходов населения страны напрямую зависят от того, в какой мере национальное хозяйство, отдельные его отрасли и предприятия обладают преимуществами в экономическом соревновании с соперниками. В зависимости от уровней конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны, определяется позиционирование конкретной национальной экономики в мировом хозяйстве.

Для России вопрос конкурентоспособности оказался актуален вдвойне: его постановка связана не только с требованиями и вызовами глобализации как таковой, но и с тем, что происходит трансформация всей экономической системы страны. В условиях социализма долгие десятилетия наша страна была почти полностью отгорожена от мирового рынка, претендуя на создание особого «мирового социалистического хозяйства», где вопрос о конкурентоспособности на мировом рынке не имел особого значения.

Переход России к рыночной экономике привел к усилению связей с мировым хозяйством. Достаточно сказать, что в 2010 г. по сравнению с 1995 г. доля РФ в мировом экспорте возросла с 1,5 до 2,4%, а ее доля в мировом импорте увеличилась с 0,9 до 1,5% . В то же время конкурентоспособность российской экономики остается низкой. В наиболее известных мировых рейтингах Россия занимает не самые лучшие позиции (табл. 14.1).

Низкие позиции России по многим международным рейтингам связаны с целым рядом факторов. Рост государственных расходов, ужесточение контроля над иностранными инвестициями, отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора, повышение уровня коррупции, недостаточные меры в области защиты прав инвесторов и интеллектуальной собственности.

Таблица 14.1

Индекс

экономической свободы (2010)

Индекс

коррупции

Индекс международной конкурентоспособности (2011)

ИРЧП

Гонконг - 1

Швейцария - 1

Норвегия - 1

Словакия - 16

Словения - 27

Австралия - 2

Венгрия - 28

Ю. Корея - 39

Словения - 29

Тайланд - 38

Латвия - 55

Венгрия - 50

Словения - 45

Россия - 84

Россия -154

Россия - 63

Россия -118

Источник: И. Николаев, О. Точилкина. Рейтинг прогресса (какие страны развиваются быстрее) // Общество и экономика. 2011. № 7.

Все эти и целый ряд других факторов усложняют предпринимательскую деятельность и снижают качество жизни в стране. Из факторов, определяющих низкий уровень России по ряду ключевых рейтингов, следует особо выделить повышение коррупции. Как известно, за последние годы было принято много решений, направленных на борьбу с коррупцией. Однако результаты этих мер пока не обеспечили заметных положительных сдвигов в месте страны в международных рейтингах конкурентоспособности.

Примерно то же самое можно сказать и об отсутствии существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора. Недостатки финансовой системы являются следствием глубоких дисбалансов и проблем российской экономики, наличия массива неконкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, низкой прозрачности компаний и сфер деятельности, глубокой имущественной дифференциации населения. Высокие политические и правовые риски, а также существование значительного теневого сектора обусловливают повышенный уровень восприятия риска экономическими агентами, удорожание финансовых ресурсов и ограничение их срочности.

При определении стратегии конкурентоспособности любой страны следует учитывать ее конкурентные преимущества, которые, согласно современному их пониманию, следует подразделить на естественные сравнительные преимущества (которыми страна наделена изначально) и развитые, формируемые благодаря осознанной политике данного социума. К первым можно отнести богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, большое население и дешевизну труда и т.д. Развитые сравнительные преимущества - это научно-технический потенциал, новые технологии и знания, инновации на всех стадиях - от дизайна товара до продвижения его к потребителю, высокое качество человеческого капитала, в том числе квалификация трудовых ресурсов и др. Россия обладает некоторыми естественными сравнительными преимуществами (прежде всего богатыми природными ресурсами в сочетании, однако, с неблагоприятными климатическими условиями на большей части территории страны), однако в отношении многих развитых сравнительных преимуществ страна еще достаточно далека от ведущих в мире позиций.

Не такой простой вопрос и сочетание конкурентоспособности страны на макроуровне и на микроуровне - на уровне отдельных компаний. В настоящее время Россия в определенных пределах (не следует забывать о высоких издержках добычи углеводородов по сравнению, например, с арабскими странами Ближнего Востока) конкурентоспособна по экспорту сырья на мировой рынок, то есть на макроуровне. Такая конкурентоспособность, по определению, неустойчива и нестабильна. Переход от сырьевой модели интеграции России в мировую экономику на модель, опирающуюся на конкурентоспособное высокотехнологичное производство готовых изделий, привел бы к возрастанию роли конкуренции на уровне фирм - микроуровне, где большое значение отводилось бы инновационной активности компаний, на первое место вышли бы преимущества не столько в издержках производства, сколько в качестве и новизне товаров и услуг.

Опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны возрастало. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т.д. Сложившиеся реалии требуют использования данного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности российской экономики.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность национальной экономики, следует выделить экономическую политику государства вообще и его целенаправленную промышленную политику в частности. Поддержание устойчивого экономического роста в России предполагает проведение соответствующей промышленной политики, а также взаимодействие структур государственной власти и предпринимательского сообщества в лице крупных производственных корпораций, финансово-промышленных групп и других форм частного капитала. Если сырьевые отрасли, металлургия, энергетика, химическая промышленность, частично - оборонный комплекс нашли свои ниши на мировом рынке, то подавляющая часть обрабатывающей промышленности сегодня не может противостоять иностранной конкуренции и нуждается в защите со стороны государства. И так может продолжаться долго, если не стимулировать эти отрасли к повышению их конкурентоспособности, в том числе мерами промышленной политики.

Возникшие после осуществления приватизации в своем большинстве мелкие по современным мировым стандартам российские промышленные компании не в состоянии конкурировать на мировых рынках с транснациональными гигантами. В то же время зарубежный опыт показывает, что экономические последствия формирования крупных промышленно-финансовых структур следует оценивать как в основном позитивные. Промышленная политика в России должна содействовать формированию подобных структур, способных в полной мере использовать конкурентные преимущества страны и благодаря этому успешно конкурировать с иностранными компаниями на внутреннем и зарубежных рынках. В формировании частных капиталов в реальном и финансовом секторах экономики и образовании крупных финансово-промышленных и промышленно-финансовых альянсов особую роль следует отвести диверсификации предпринимательских доходов и их трансформации в производительный капитал. Большое значение имеет устойчивость структуры акционерного капитала корпораций, от которой в прямой зависимости находятся соотношение интересов основных групп частных акционеров, менеджеров и государства, а также нормы корпоративного поведения.

Таким образом, российское государство в своей политике должно сделать упор на поддержку отечественных финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом должна поощряться их активность в направлении освоения производства продукции с использованием высоких технологий, что пусть даже в отдаленной перспективе потенциально способно вывести отечественные компании на лидирующие позиции в определенных секторах и нишах мирового рынка.

Учитывая сохранение интеллектуального и части научно-технологического потенциала страны, можно сделать вывод, что при проведении благоприятной технологической и промышленной политики Россия обладает существенными возможностями повышения технологической конкурентоспособности своей продукции. Для решения задач технологического прогресса необходимо прежде всего создание среды, поддерживающей и устойчиво воспроизводящей инновации. Должна осуществляться целенаправленная политика по формированию и расширению использования инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ взамен традиционных естественных сравнительных преимуществ, ориентирующих на экспорт лишь природного сырья. Важно поддержать и расширить новые конкурентные преимущества тех предприятий, которые ориентируются на использование нововведений, производство новой высокотехнологичной продукции, создание собственных брендов.

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет система внешнеторговой и внешнеэкономической политики России. Подобная политика может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки становления отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран. Однако вплоть до настоящего времени таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные) используются преимущественно в иных - фискальных - целях, служат в основном средством наполнения государственного бюджета, а не инструментом создания благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, содействия производству конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров и услуг. Пока еще мало используются отличные от тарифной политики инструменты защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности - антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

До последнего времени крайне слабо или почти не используется и обширный арсенал других мер внешнеэкономической политики государства. Имеются в виду инструменты стимулирования экспорта, общепринятые и доказавшие во многих странах свою эффективность: льготное кредитование и налогообложение экспортеров (вопреки правилам ВТО, льготное налогообложение экспортной деятельности использует даже такой поборник свободной торговли, как США), предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортных поставок в кредит, страхование экспорта от рисков, политическое лоббирование продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Особенно важен вопрос о создании системы государственной поддержки кредитования, в первую очередь долгосрочного, для экспорта отечественной машиностроительной продукции: в современной мировой практике экспортные поставки машин и оборудования осуществляются почти полностью на основе кредита.

  • См.: Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. М.: ИМЭМО, 2001. С. 10-11.
  • Российский статистический ежегодник. М., 2012.

В народном хозяйстве России выделяют 3 группы отраслей:

  • - конкурентоспособные отрасли (ресурсные отрасли): нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика. В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% - в промышленности. На эти отрасли приходится свыше 75% российского экспорта. Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешний рынок.
  • - частично конкурентоспособные отрасли - отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленность, тяжелое машиностроение, энергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в конце 90-х гг. приходилось около 20% промышленной продукции 12% экспорта России. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства.
  • - неконкурентоспособные отрасли – отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся: автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт. В данную группу также входит сельское хозяйство, в котором занято 15% населения. На долю сельского хозяйства приходится 7% ВВП. Резко упало производство в данных отраслях в 80-90-е гг. По отношению к данной группе отраслей следует использовать защитные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя разумную конкуренцию) и всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных заказов, лизинга и т.д.).

Причины низкой конкурентоспособности:

  • - преобладание отсталых технологий (передовые технологии только в военно-промышленном комплексе);
  • - высокая ресурсоемкость и затраты на производство продукции;
  • - огромный износ основных производственных фондов;
  • - ограниченные возможности внутреннего накопления денежных средств;
  • - политическая и экономическая социальная нестабильность;
  • - засилие бюрократии и криминализации экономики;
  • - неравномерность экономического и социального развития регионов.
  • - крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;
  • - многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • - значительные масштабы накопленных основных фондов народного хозяйства;
  • - наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом ВПК) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.

Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.

Первая группа -- по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% -- в промышленности. Но в них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах -- существенно больше). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75% всего российского экспорта.

Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

Вторая группа -- отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.

Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа -- это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 1% ВВП).

В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.

Переход России к открытой экономике и широкое проникновение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. Если в 1989-- 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных материалов сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности -- на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитительные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д).

Конкурентоспособность отрасли

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

Если два первых уровня конкурентоспособности – конкурентоспособность товара и фирмы – имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспособность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке.

Исходным для конкурентоспособности отрасли является наличие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция – это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фактором развития (например, полезные ископаемые – обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значительные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продукции) .

Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно – техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. .

Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутствующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции .

Среди отдельных отраслей российской экономики наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются отрасли, которые базируются на передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Это подтверждается результатами исследований, проведенных Российским центром реструктуризации промышленности, по проекту ТАСИС . Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем и мировом рынках.

Основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности были разделены на четыре категории:

Очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия;

Сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная отрасли, связь и телекоммуникации;

Посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная, судостроение, машиностроение, приборостроение;

Слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

Мировой опыт свидетельствует о том, что наличие факторов производства является необходимым, но не достаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужны: определенный спрос на продукцию; требовательные потребители и конкурентоспособные поставщики; добросовестное ведение конкуренции; соответствующая стратегия предприятий относительно развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, наличие недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливое поведение потребителей не дают возможности создания условий для роста конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции. Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла через насыщение внутреннего рынка.

Считается общепризнанным, что низкая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и страны в целом – это проблема экономической безопасности государства. В связи с этим повышение конкурентоспособности - стратегическая задача любого объекта отечественного рынка, решение которой возможно на основе проведения глубокого анализа конкурентоспособности как экономической категории и показателя экономической деятельности. Необходимость сравнения конкурентоспособности субъектов рынка определяет в свою очередь актуальность ее количественной оценки. Поэтому разработка методов количественного измерения конкурентоспособности – одно из условий управления ею..

В справедливо отмечено, что конкурентоспособность государства и предприятия количественно определяется на основе ее количественных и качественных характеристик. Если в первой половине ХХ века богатство государств определялось занимаемой площадью, запасами полезных ископаемых, численностью населения, то в середине столетия сформировались условия для создания преимуществ у производителей, нацеленных на полное удовлетворение потребностей рынка на основе высокого технического уровня и качества изделий, ресурсосбережения и использования человеческого интеллекта. Данное обстоятельство, еще один неоспоримый аргумент в пользу необходимости проведения количественной оценки уровня конкурентоспособности. Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий необходим, как правило, в следующих случаях: при осуществлении проектов финансирования отрасли или предприятий специальными организациями; при анализе конкурентного положения предприятия работниками планово-экономических служб или приглашенными консультантами; при проведении предприятием специального маркетингового исследования рынка с целью улучшения собственной сбытовой политики или определения стратегий своего развития . При этом следует учитывать, что в зависимости от того, под каким углом зрения проводится анализ конкурентоспособности, количество факторов, участвующих в нем, и их значения могут сильно варьироваться. Так, например, если сравнительную оценку проводит коммерческий банк с целью выбора подходящих предприятий для краткосрочного кредитования, то приоритетными при проведении анализа будут факторы финансового состояния. Если же речь идет о долгосрочном кредитовании или институциональном инвестировании, то в этом случае значительно возрастает значение факторов эффективности .