Алексей Володин, ВТБ Страхование: бизнес не отказывается от страхования ради экономии . "подарок" от донстроя

Замглавы «ВТБ Страхование» Алексей Володин - в интервью «Ъ FM»

Какое страховое возмещение получит владелец сгоревшего торгового дома «Синдика» и кто будет платить? Об этом в рамках программы «Цели и средства» Марат Кашин побеседовал с заместителем генерального директора компании «ВТБ Страхование» Алексеем Володиным.


— Именно в вашей компании был застрахован сгоревший торговый комплекс «Синдика». История с пожаром очень была резонансной, обсуждаемой в СМИ. Сейчас эксперты МВД установили окончательно, что причиной пожара стал поджог. Означает ли это, что теперь вы выплатите владельцу комплекса сумму, которая везде фигурировала в СМИ — 4,2 млрд руб.?

— Пока мы можем утверждать, что действительно торговый комплекс «Синдика» был застрахован в компании «ВТБ Страхование», а вот говорить о том, что есть окончательная подтвержденная версия того, что произошло, а тем более окончательное заключение, преждевременно. Пока мы не получали никаких официальных документов, пока это не более чем предположение.

— Но когда вы получите официальные документы, эти выводы МВД будут для вас являться бесспорными? Или вы будете проводить какое-то собственное расследование?

— Как таковое собственное расследование мы проводить, в силу законодательства, не имеем ни возможности, ни права. Естественно, мы будем пытаться выяснить всю информацию, может быть, какие-то дополнительные нюансы того, что произошло. Но, в принципе, для нас, безусловно, официальное заключение будет являться основанием для того, чтобы либо признать случай страховым, либо отказать.

— Вы можете сейчас спрогнозировать, какие дополнительные данные, которые вы, может быть, узнаете, повлияют на то, выплатите вы эти деньги «Синдике» или нет?

— На самом деле, говоря о том, что полисом покрывались противоправные действия третьих лиц, когда мы говорим о поджоге, мы подразумеваем именно это. Единственным исключением является то, если страхователь сам умышленно нанес повреждение своему имуществу. Тогда это будет повод отказать. Во всех остальных случаях этот случай должен быть признан страховым.

— То есть нужно выяснить, в чьих интересах действовал поджигатель?

— Совершенно верно. И кто это сделал.

— Вы в СМИ уже ранее заявляли, что выплата может быть осуществлена после проведения некой экспертизы. Это будет ваша экспертиза? Или вы будете нанимать независимых экспертов? И если о сроках говорить, звучала цифра от трех до шести месяцев. Это правда?

— Да, это правда. Это очень ориентировочные сроки. Говорить о том, будет это три, шесть или девять месяцев, пока преждевременно. Экспертиза будет, прежде всего, касаться оценки самого ущерба. Эту экспертизу, безусловно, будем делать не мы, а независимый эксперт — так называемый аварийный комиссар. Нам предстоит достаточно кропотливая совместная работа со страхователем для определения параметров и суммы ущерба. Собственно, это ляжет в основу того документа, который будет подписано со страхователем, по которому мы будем производить выплату.

— СМИ пишут, что на строительство «Синдики» было потрачено 8 млрд руб., из них половину составлял банковский кредит, половину — собственные средства компании. Может быть, «Синдика» потому и страховалась, что это было необходимо в силу договоренности с банком, то есть это был обязательный договор страхования?

— Да, это выглядит именно так. У нас нет точной информации, сколько стоило строительство, каковы были затраты непосредственно на то, чтобы построить торговый комплекс, но действительно наша часть, которую мы страховали, касалась обеспечения по кредиту банка.

— Расскажите, как технически будет выглядеть выплата? На кого ляжет основная нагрузка – на вас? Или были какие-то перестраховочные компании, которые тоже будут нести этот груз ответственности?

— Да, поскольку страховая сумма очень значительна, лимит 4,2 млрд руб. выше всех возможных собственных удержаний страховых компаний в России — естественно, этот риск был перестрахован. Наша доля участия в нем составляла чуть более 200 млн руб. Вся остальная сумма была размещена на международном перестраховочном рынке, за исключением 10% — то, что осталось на российском рынке, и в рамках законодательства перестраховывается в Российской национальной перестраховочной компании.

— Это обычная практика, когда большая часть отдается перестраховочным компаниям?

— Совершенно верно. И здесь у нас наше стандартное удержание по этой линии бизнеса.

— Сколько стоил полис для страхователей? Это правда, что его стоимость не превышала 1,5 млн руб.?

— Я не могу назвать точную сумму, поскольку это является коммерческой тайной. Но, говоря о ставке, о тарифах на данный вид страхования, действительно речь идет о диапазоне 0,02-0,07% от страховой суммы — условно от 700 тыс. руб. до 1,5 млн руб., то есть, в общем, настолько незначительные средства, применительно к объектам такого масштаба, что это действительно вызвало большой интерес и удивление у людей, которые не погружены в этот процесс.

— И что вы скажете этим людям? Я тоже был удивлен, почему так недорого стоит такой полис, тем более, что возмещение — почти 5 млрд руб.?

— Понятно, что стоимость страхового полиса — это оценка некой вероятности, причем даже не какого-то одного события, а в принципе той линии бизнеса — страхование имущества юридических лиц, которую принимает на себя компания, те риски по всем объектам, которые принимает на себя компания. И эти ставки складываются из страхования буквально тысяч, десятков тысяч, а может быть, и сотен тысяч объектов, которые в принципе страхуются в Российской Федерации. Таким образом формируется некая цена. И действительно, когда мы видим, сколько стоит страхование в год для даже таких масштабных, серьезных объектов, понятно, что они несопоставимы с возможной суммой ущерба, но они даже несопоставимы в принципе с расходами на операционную деятельность.

— И страхователям, и страховщикам выгодна такая цена, такой тариф?

— По крайней мере, это точно выгодно страхователям. Наверное, у страховщиков немного другая ситуация, она связана с вероятностью и с везением. На мой взгляд, для клиентов, для страхователей те тарифы, которые сейчас есть на рынке, очень выгодны.

— Таким образом, людям выгодно страховать свое имущество. Несмотря на это, можете ли вы сказать, что не все это делают — в общем, может быть, напрасно, учитывая, что в последнее время в России происходят такие крупные пожары и владельцы несут серьезные убытки?

— Действительно уровень проникновения страхования, в том числе в торговую недвижимость, в коммерческую недвижимость, далеко не 100%. Мы здесь, безусловно, отстаем от общемировой международной практики. Далеко не все страхуются. Даже у тех, кто страхуется, особенно если это новые объекты, в основном это связано с требованием кредиторов, когда реализуется само строительство — реализуется строительно-монтажное страхование, и потом, когда это становится предметом залога, как правило, тоже это является требованием банка.

— С «Синдикой» как раз такой случай?

— Да, в то же время мы понимаем, что не всегда те параметры, которые используются для залогового вмененного страхования, полностью отражают интересы страхователя, позволяют в полном объеме компенсировать те убытки, которые можно понести в случае наступления подобного рода событий.

— Как вы думаете, как все последние события могут отразиться на намерениях владельцев крупных торговых центров все-таки страховать свое имущество, а не экономить на этом?

— Очень хотелось бы надеяться, что речь даже идет не только о желании застраховаться, а о том, чтобы собственники, акционеры подумали о том, как и где они застрахованы. Прежде всего, надо понять, на каких условиях, какие суммы, покрывается ли не просто имущественный ущерб, а покрывается ли ответственность перед третьими лицами, потому что могут быть предъявлены и определенные судебные иски, если будет доказано, что причиной ущерба, причиной пожара являлись действия непосредственно собственника здания. Нужно проверить, достаточно ли покрытие, все ли риски покрываются в рамках подобного рода страхования — просто озаботиться этим вопросом, потому что мы понимаем, что не всегда можно продолжать свою коммерческую деятельность, если денежных средств, которые можно получить от страхования, просто не хватит на то, чтобы решить эту проблему, возместить этот ущерб. Бизнес может просто прекратиться.

— Тезис об ответственности перед третьими лицами наглядно подтверждает и пример «Синдики» — очевидно, что главными пострадавшими стали мелкие арендаторы, которые вообще никакого возмещения не получат, потому что у них не было своих полисов, а в этом договоре с владельцем «Синдики» не было ответственности перед третьими лицами. Как вы эту ситуацию прокомментируете? На ваш взгляд, не надо ли сделать обязательной ответственность перед третьими лицами в таких ситуациях?

— Говоря о конкретном событии, здесь действительно виновником пожара может быть как собственник, так, на самом деле, и арендатор. Пока еще непонятно, где непосредственно произошло возгорание, кто будет нести за это ответственность. Поэтому это вопрос как к собственникам, так и к арендаторам — нужно страховать как свое имущество, так и ответственность перед третьими лицами. Нужно ли это делать обязательно — много дискуссий на этот счет. Мне кажется, что просто должно прийти осознание, что это делать целесообразно. Наверное, это смысл того, что мы делаем, пытаясь разъяснять это людям, которые занимаются бизнесом, связанным с недвижимостью. Думаю, что это просто должно прийти само собой.

— А что бы вы посоветовали мелким арендаторам: заключать отдельный договор страхования или настаивать на включении этой ответственности перед третьими лицами в большой договор?

— Конечно, лучше делать программу для арендаторов и делать это силами, в том числе, собственника, где формируется некая емкость, в которую попадает каждый из арендаторов, с заключением отдельных договоров, но делать это в рамках одного большого «зонтика», одного большого покрытия. Это было бы просто экономически целесообразно, чем обязывать страховать отдельно каждого арендатора где-то. Но то, что эти программы должны быть, и то, что, очевидно, собственники крупных торговых центров, строительных рынков, где хранятся лакокрасочные материалы, взрывоопасные какие-то материалы, должны всерьез этим озаботиться — это очевидно.

— Сейчас много стадионов строится в России к чемпионату мира по футболу. Как такие объекты страхуются? Они ведь тоже могут и от пожара пострадать, и — что часто довольно происходит — от действий болельщиков. Обращаются к вам за страхованием?

— Во-первых, надо сказать, что строящиеся объекты страхуются, наверное, в 100% случаев, потому что это требование договоров подряда и условия финансирующей стороны — эти риски должны быть застрахованы при строительстве и вводе в эксплуатацию стадионов. Поэтому на всех стадионах, которые строились не применительно к такому событию, как чемпионат мира, и тех, которые примут участие — в частности, «Лужники», — страхование присутствует. И, как правило, оно, конечно, не оканчивается полисом строительно-монтажных рисков, а переходит и на имущественное страхование, и в массе своей страхуется ответственность эксплуатирующей организации стадиона. Это и требование FIFA, и, в принципе, требования, которые предъявляются к подобного рода объектам, которые собирают большую аудиторию, и ущерб по которым может быть глобален.

Правление банка ВТБ - коллегиальный исполнительный орган учреждения. В своей работе руководствуется Положением. Деятельность компании возглавляет его председатель-президент. Он считается единоличным исполнительным органом. Руководство ВТБ банка несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Наблюдательным советом.

Учредители и руководство

Президент

Костин Андрей Леонидович (1956, Москва) - главную должность занимает с 2002 года. Также входит в наблюдательный совет и комитет по стратегии и корпоративному управлению.

Ему принадлежит 0,00183% акций и 0,00036% уставного капитала публичного акционерного общества ВТБ.

В 1979 г. закончил МГУ. Кандидат экономических наук, руководитель Высшей школы менеджмента СПбГУ. Работает во многих других организациях, входит в попечительные советы фондов. Неоднократно награждался орденами, Благодарностями и почетными грамотами за достижения в отрасли банковского дела, общественную работу, развитие международной банковской деятельности РФ.

Вице-президенты компании

А. Л. Костин имеет двух первых заместителей.


Члены правления

Решение о количестве членов и персональном составе органа принимает Наблюдательный совет, он же решает вопрос о количестве участников и выбирает их.

Председателем является Президент. Его заместители считаются членами Правления, основной состав:

  • А. С. Пучков.
  • Ю. А. Соловьев.
  • Бортников Д. А. – с ноября 2011 г.
  • Дергунова О. К. – с 2016 года, а также в период с 2007 по 2012 год.
  • Лукьяненко В. В. – долгое время избирался до того, как начал замещать председателя в августе 2016 года. Ему принадлежит 0,00046% обыкновенных акций банка, 0,00009% уставного капитала.
  • Моос Герберт – на должности с 2009 г. Соответственно 0,01042 и 0,00207%.
  • Печатников Анатолий Юрьевич – с 2017 года. Принадлежит 0,000011 общих акций и 0,000002% уставного капитала.

Всего 998 учредителей ВТБ.

Генеральный директор

Генеральный директор ВТБ - А. Л. Костин. Он возглавляет руководство ВТБ.

ООО СК «ВТБ Страхование» занимается предоставлением страховых услуг в РФ с 2000 года. Генеральным директором компании с 2011 года является Гальперин Геннадий Аронович. Начиная с 2012, он не выходит из ТОП-1000 русских менеджеров, составляемого Ассоциацией Менеджеров, в 2014 году был на шестом месте в группе «Страхование». Имеет образование и большой опыт в данной сфере.

В 2006 году АО «ВТБ Регистратор» возглавил Петров Константин Сергеевич, как раз закончивший второе образование в РЭА им. Г.В. Плеханова. Также учился в Московской государственной академии легкой промышленности. Обе специальности связаны с управлением экономикой и финансами.

Директора департаментов

  • Департамент корпоративной сети возглавляет Р. Ю. Еременко
  • Взаимодействие с пользователями из рыночных отраслей – Д. Н. Снесарь. В том же отделе Д. Н. Коврижных руководит Дирекцией «Энергетика».
  • Б. Ш. Абдулхакович - директор Управления дочерних компаний, входящего в Департамент стратегии и корпоративного развития.
  • В департаменте связей с общественностью и маркетинга В. В. Максименков является начальником Управления общественных связей, а В. В. Хоткин занимается связями с акционерами.
  • В департаменте стратегии и корпоративного развития А. И. Масленников занимается вопросами развития.
  • К. Б. Дувалин - руководит службой в Юридическом департаменте, обеспечивающей законное регулирование коллективных взаимоотношений.

Ежедневная работа компании «ВТБ Регистратор» и «ВТБ Страхование» регулируется их Генеральными директорами и Советом директоров.

Действуют в соответствии с Уставом организации. В состав входят все вышеназванные директора.

В результате падения лифта погибла молодая женщина, мать двоих детей. По той же причине месяцем ранее на улице Островитянова родители потеряли десятимесячную дочь. А совсем недавно в подмосковном Видном между этажами застряла кабина с врачами и пациенткой, которую спускали к карете скорой помощи. Полчаса провели они в западне, состояние больной с каждой минутой ухудшалось. К счастью, обошлось… Каким образом из помощника лифт превращается в убийцу - разбирался спецкор «Культуры».

Богатые тоже жалуются

В России ежегодно из-за неисправности лифтов, по сводным данным МЧС, Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности, гибнет от 10 до 12 человек. Возможно, эта статистика и не полная - единой базы подобных несчастных случаев нет даже в Ростехнадзоре. Чаще всего известие о происшествии не выходит за пределы региона. Но случившееся в престижном районе на берегу Строгинской поймы явно выбивается из общего ряда. Трагедия произошла не в обветшалой панельке, а в ультрасовременном элитном жилом комплексе «Алые паруса». Люди выкладывали за эти квартиры десятки, а то и сотни миллионов рублей, им обещали не только роскошное, но и безопасное жилье. Однако столкнулись они с теми же проблемами, что и рядовые россияне в своих стареньких девятиэтажках.

Лифт, куда вошла 36-летняя Ирина Володина, рухнул на дно шахты с высоты седьмого этажа. По горькой иронии судьбы, ее муж Алексей Володин работает заместителем гендиректора компании «ВТБ Страхование». Именно там была застрахована гражданская ответственность владельцев лифта-убийцы - управляющей компании ООО «ДС Эксплуатация», обслуживающей все дома, возведенные компанией «Донстрой».

По закону каждый россиянин имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате аварии на опасном объекте, включая и лифты, - пояснил Андрей Юрьев, президент Национального союза страховщиков ответственности. - А в случае летального исхода иждивенцы погибшего получают компенсацию в 2 миллиона рублей и еще 25 000 рублей на похороны.

Получается, теперь сам вдовец будет оформлять своим же несовершеннолетним дочерям траурную выплату...

Есть в этой трагической истории еще одна знаковая деталь. Погибшая была активным участником инициативной группы жильцов, взявшейся жестко контролировать деятельность управляющей компании. Оказывается, лифты в этом супердорогом жилкомплексе выходили из строя постоянно - чуть ли не с самого дня сдачи в эксплуатацию. А между тем, как сообщила «Культуре» жительница одного из корпусов Татьяна Мостовщикова, коммуналка здесь нешуточная: однушка площадью около 60 кв. метров обходится в 18 000 рублей в месяц. При этом проблемы с лифтами не решаются годами.

Мы даже на портале правительства Москвы оставляли жалобу, но никакой помощи не получили, - говорит Татьяна. - Может, не поверили, нас же толстосумами считают...

Вот выдержка из протокола одной из встреч инициативной группы с руководством управляющей компании и ООО «Лифтгарант», обслуживающим подъемники в «Парусах» (стиль оригинала сохранен). На встрече, кстати, присутствовала и Ирина Володина.

2.3. В корпусе В с мая 2013 года не работает лифт, который вышел из строя в результате пожара. Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., и Главный инженер, Щербак И.И., пояснили, что поломка произошла из-за протечки воды на 29-м этаже в лифтовую шахту. Нужна замена лифта. Бойков А.В. считает, что нужно дополнительно собрать средства на замену лифта с собственников. Жители с этим категорически не согласны, так как считают, что протечка, вызвавшая пожар в лифтовой шахте, произошла по вине управляющей компании...

2.5. Жители указывают на то, что лифты, сломавшиеся в пятницу, нередко стоят неработающими до понедельника. Представитель ООО «Лифтгарант» пояснил, что обслуживание лифтов и сейчас круглосуточное, но иногда бывают нужны запчасти, которых нет в наличии, и в выходные дни их найти затруднительно...

2.7. Жители 1 корпуса жалуются на длительное ожидание лифтов - часто работает только один лифт. Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., пояснил, что сейчас идут работы на технических этажах, вычищают, вывозят мусор, ремонтируют, поэтому один лифт часто бывает занят...

2.8. Жители также жалуются на непригодное состояние внутренних панелей лифтов (исчерчены). Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., пояснил, что внутренние панели портят сами жители.

Перечислять претензии можно долго. Оплавленные кнопки, перегоревшие лампочки, которые не меняют неделями, лифты, регулярно застревающие между этажами... В результате цепь мелких, казалось бы, недочетов привела к трагедии.

Свободу «стрелочнику»

В ЖК «Алые паруса» стоят лифты фирм Otis и LG. Авария произошла с лифтом Otis, собранным в 2002 году на заводе в Санкт-Петербурге. Монтировался специалистами московского филиала в 2004-м. Затем был передан на баланс управляющей компании, а та наняла для обслуживания частное ООО «Лифтгарант». Подъемное устройство, изготовленное солидной фирмой, не выработало и половины ресурса, устанавливали его профессионалы, прошедшие соответствующее обучение. Тогда почему же произошла трагедия?

Официальная версия будет озвучена только после 4 февраля, когда закончат работу эксперты. Хотя электромеханику Алексею Белоусову уже предъявлено обвинение: его заключили под стражу 15 января, на следующий день после аварии. Ему вменяется ч. 2 ст. 238 УК РФ: оказание услуг и выполнение работ, не отвечающих требованиям и повлекшее по неосторожности смерть человека - до шести лет лишения свободы. Как считает следствие, Белоусов по невнимательности или из-за низкой квалификации замкнул два контакта в обход датчика безопасности на щитке управления лифтом. В результате выдвигающиеся в аварийной ситуации металлические клинья-ловители не задержали падающую кабину. Если бы они сработали, женщина могла бы выжить.

Но почему упала кабина? Версий множество. Есть даже конспирологическая: мол, аварию подстроила некая фирма-конкурент, занимающаяся обслуживанием лифтов. Более обоснованным выглядело предположение, что сбылись пророчества, звучавшие еще на этапе строительства. «Алые паруса» возводились в районе, где много подземных рек и ключей, а потому изначально существовал риск, что фундамент комплекса «поплывет». Сейчас многие думают, что мрачный прогноз сбылся: дом сместился, перекосились направляющие в лифтовой шахте, это привело к разлому кабины. Однако если бы фундамент поплыл, то в первую очередь это было бы заметно на стенах комплекса: в квартирах осыпалась бы штукатурка, возникали бы разрывы на обоях, трещины на стенах.

По другой версии, у лифта по какой-то причине просто отвалилось дно. В компании «Otis», где тоже пытаются определить причину трагедии, мне неофициально сообщили, что этот вариант рассматривался, но считается маловероятным: все кабины перед отправкой с завода проходят серьезные испытания. К тому же пол жестко связан с самим каркасом. На практике таких аварий никогда не было.

Версия третья: обрыв троса. По информации источников, близких к следствию, она и считается основной. Но кабина высотного лифта висит, как минимум, на четырех тросах. И каждый способен самостоятельно удержать ее даже при максимальной загрузке. Выходит, та существенно превысила расчетную, даже с учетом запаса прочности? Откуда взялся этот лишний груз? Предполагается, что оторвать кабину мог рухнувший на нее противовес либо его части - подвешенные бетонные блоки или металлические чушки, помогающие двигателю лифта компенсировать вес кабины и пассажиров. Но вот почему это произошло, эксперты пока не говорят. Есть только предположения: от некачественного монтажа и обслуживания до разрушения проржавевших крепежных болтов. Интересно, а если бы ловители были в порядке, сумели бы они задержать несущуюся вниз махину с противовесом? Тоже вопрос. От ответа на него, кстати, зависит и степень наказания монтера Белоусова.

Сам 28-летний мужчина вины не признает. А его родственники и друзья открыли в соцсетях страничку, где собирают подписи под петицией за освобождение Алексея. Поддержку ему выразили уже около 3000 интернет-пользователей. Согласны с тем, что Белоусова попросту хотят сделать козлом отпущения, и многие жители самого ЖК «Алые паруса». Вот несколько цитат с форума обитателей комплекса.

«Давайте заступимся за того, кто не виноват. И все вместе будем требовать найти истинного виновника!» «Ослу понятно, что не в нем одном дело. Кого проще, того и поймали». «Что он не виноват - пока доподлинно не известно (хоть и вероятно). Но зачем в СИЗО сразу? И почему только его одного?»

Ищите мастера

До 2013-го все организации, обслуживающие лифты в жилых домах, руководствовались федеральными «Правилами устройства безопасной эксплуатации лифта». Последние три года вместо этого документа действует «Технический регламент Таможенного союза», в нем есть раздел «Безопасность лифтов». По сути, это просто описание устройства и возможностей подъемника - применяемые термины, детали и механизмы, возможность пользования инвалидами и т.д. О правилах монтажа и технического обслуживания говорится лишь, что они должны проводиться «квалифицированными специалистами в соответствии с инструкцией производителя». Кто же они - те, от кого зависит наша безопасность?

- Да хоть мы с вами, - огорошивает меня Дмитрий Пчельников, технический директор экспертной компании «Городской центр экспертиз - Север». - Откроем завтра ООО, где запишем в уставе, что занимаемся обслуживанием лифтов. Наймем одного электромонтера с липовым дипломом и парочку гастарбайтеров, которые «плюс» от «минуса» в состоянии отличить. Потом начнем плотно работать с главами управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. За откаты получим объект, и все - гребем деньги. Сейчас стоимость обслуживания одного лифта в месяц 5–7 тысяч рублей в зависимости от высоты дома и грузоподъемности. Девятиэтажка с шестью подъездами и двумя лифтами в каждом приносит около 70 тысяч рублей в месяц. А если у вас таких домов десяток или больше, а работников лишь один-два? На монтаж лифта нужна лицензия, а на его обслуживание - уже нет. Правда, раз в год фирма обязана проходить проверку в Ростехнадзоре. Но, во-первых, четкие требования к таким организациям еще окончательно не сформированы, а, во-вторых, кто мешает перед проверкой закрыть одну фирму и тут же учредить новую?

По словам эксперта, всевозможным управдомам выгодно работать с компаниями-однодневками, даже если они и не рассчитывают на них нажиться. Ведь эти фирмочки отчаянно демпингуют, что позволяет жилтовариществу прилично сэкономить. Сейчас на столичном рынке работает более сотни компаний, специализирующихся на техобслуживании лифтов. Подъемников в городе 110 000: больше половины обслуживает «Мослифт», на втором месте - «Мос Отис», далее расположились мелкие частные организации, имеющие «на балансе» от десятка до сотни зданий.

После трагедии в «Алых парусах» из всех регионов поступают заверения властей, контролирующих и надзорных органов: мол, ужесточим, проведем внеплановые проверки.

А кто работать-то будет? - смеется Николай Селенков, директор столичного Политехнического колледжа им. П. Овчинникова. - Прокуроры и чиновники сами в лифтовые шахты полезут? В стране исчез грамотный технический персонал - вот в чем проблема. В Москве только два учебных заведения выпускают электромехаников, которые могут обслуживать лифты. Это 50 человек в год - штучный товар! Учатся ребята после девятого класса три года, и уже на последнем курсе отбоя нет от работодателей.

Но в колледжи за толковыми специалистами идут лишь грамотные и дальновидные руководители, глупые и жадные обходятся неумехами и гастарбайтерами. В советские времена специалист обслуживал не более 20 лифтов. Каждые три дня проводилось ТО-1: проверка элементов, вероятность поломки которых наиболее высока (тормозное устройство, замки и контакты дверей, освещение, сигнализация). Раз в три месяца - ТО-2: датчики, канаты и противовесы, некоторые другие элементы конструкции. А раз в полгода - осмотр рубильника, ловителей и всей электропроводки.

Все это в прошлом. Сейчас на одном мастере в Москве может «висеть» до ста механизмов, в регионах - 40–70. О тщательности тут говорить не приходится. Кстати, арестованный электромонтер до аварии провел на дежурстве двое суток - график у него «два через два». Спал урывками, если вообще спал.

В ожидании капремонта

По обыкновению, после резонансных происшествий все дружно задумались, как такое могло произойти и что делать, дабы не допустить новых ЧП. В Госдуму уже внесен законопроект, ужесточающий требования к безопасности эксплуатации и своевременности проведения капитального ремонта лифтов. Правила должны быть одинаковыми для всей страны. Контроль за выполнением предполагается возложить на некий федеральный центр, при этом губернаторы будут нести персональную ответственность.

К депутатам обратились и представители Национального лифтового союза с просьбой законодательно установить, чтобы право на обслуживание лифтов предоставлялось только специалистам, получившим сертификат завода-изготовителя.

Сложилась ситуация, когда компании-производители не имеют никакого отношения к тому, что они изготовили, - комментирует инициативу Сергей Заика, гендиректор Карачаровского механического завода, крупнейшего еще в СССР производителя подъемных устройств. - Обслуживанием в итоге занимаются ремонтники, не прошедшие специального обучения по эксплуатации и ремонту лифтов конкретного завода. Получается, спросить с производителя нельзя, поскольку он не контролирует, правильно ли эксплуатируют лифт, грамотно ли ремонтируют.

Впрочем, поправки пройдут все инстанции не ранее чем через полгода. А пока о переменах к лучшему говорить не приходится.

Допустимый срок эксплуатации лифта - 25 лет, - говорит Дмитрий Пчельников. - Потом проводится экспертиза: специалисты могут разрешить продлить срок его службы (максимум на три года) либо вынести заключение о замене.

Менять старые лифты должны региональные власти в рамках программ капитального ремонта, которые финансируются частично и за счет обязательных платежей граждан. Они же, власти, устанавливают и очередность ремонтов. На практике получается так: если жильцы будут «долбить в темечко» депутатов и градоначальников, то их дом поставят на капремонт раньше, чем другой, может быть, еще более аварийный, но с менее активными обитателями.

Возможны и коррупционные схемы, - не скрывает Пчельников. - В первую очередь под ремонт идут здания, где проживают друзья, родственники тех, от кого зависит это решение.

Вечная проблема - деньги. До лифтов финансовые потоки порой не доходят - хватило бы на стены, чтобы не рухнули. Неудивительно, что, по данным Национального лифтового союза, в среднем по России уже каждый четвертый лифт работает дольше 25 лет. Есть регионы, где замены или капремонта требует каждый второй.

Всего в стране около 433 000 лифтов. В 2015-м заменили 9518. Из них 70 процентов приходятся на три региона - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. А вот в Архангельской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Костромской, Тульской, Ярославской областях, Карелии и Карачаево-Черкесии за минувший год не был заменен ни один лифт. Неужели ждать новостей об очередных ЧП?

Письмо президенту

Сейчас управляющая компания «ДС Эксплуатация» проводит проверку лифтов в «Алых парусах». Но жильцы ей уже не доверяют. Инициативная группа написала письмо президенту Путину, в котором отмечается: с 2012 года в органы исполнительной власти и правоохранительные органы было направлено более 2,5 тысячи жалоб на некачественную работу УК. «Мы хотим, чтобы в будущем такие трагедии не повторялись, чтобы наши семьи не подвергались опасностям», - говорится в обращении. Люди просят, чтобы президент дал указание Минстрою РФ совместно с правительством Москвы «осуществить комплексную проверку технического состояния зданий ЖК «Алые паруса». Также в письме выдвинуто требование об отзыве лицензий у ЗАО «Донстрой», которая возводила ЖК, и у «ДС Эксплуатация». Тем временем сама управляющая компания объявила о расторжении контракта с фирмой «Лифтгарант».

Дочь главы Гостелерадио погибла, внучка - выжила

Ирина Володина - дочь знаменитого диктора Евгения Кочергина. Несколько десятилетий назад он вел главную информационную программу страны - «Время», комментировал церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80. Когда-то при похожих обстоятельствах погибла дочь еще одного крупного деятеля советского ТВ - председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.

В 1979 году Мария Лапина собралась на улицу со своей годовалой дочерью, которая находилась в коляске. В лифт она входила спиной, обернувшись лицом к девочке. Но двери раскрылись, а кабины за ними не оказалось. Женщина этого не видела, сделала шаг и упала в шахту, машинально потащив за собой коляску. Мария Лапина разбилась, а малютка уцелела - коляска упала на тело матери, это смягчило удар...

Девочка пережила трагедию без последствий для здоровья, и сейчас Евгения Лапина-Порватова - актриса. Ее отец Андрей Порватов - профессор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Мои соболезнования родным и близким женщины, погибшей в «Алых парусах», - первое, что сказал Порватов в ходе нашего разговора. - В 70-х никакой информации о том, что с лифтами случаются аварии, не было, все считали их абсолютно надежными механизмами. Уверен, что Мария до того случая десятки раз заходила с ребенком в кабину точно так же, спиной, «на автомате», не глядя, пришла ли кабина... Потом был суд. По версии следствия, лифт внезапно переключился на аварийный режим и завис этажом выше. В этом обвинили электромонтера, который его обслуживал. Отправили в колонию на год или два - я уже не помню. Считаю, парня просто сделали «стрелочником» - было же у него начальство, которое должно контролировать состояние лифта. Никаких извинений, а уж тем более компенсаций нам не выдали - тогда это было не принято. Да и вряд ли мой тесть, председатель Гостелерадио, стал бы что-то просить. История была шумная, и как раз после нее у лифтовых кабинок, в газетах, на информационных стендах появились «Правила пользования лифтами» - раньше их точно не было. Боялись ли я, родные или друзья после этого случая ездить на лифтах? Нет, разумом понимал: то была случайность. А дочка обо всем узнала в 5-6 лет. Лифтов она тоже не опасается. Правда, я ее обучил «Правилам пользования» едва ли не раньше, чем она начала читать.

Уходящий 2016 год был достаточно сложным как для экономики в целом, так и для страхового рынка в частности. Пока не видно решения очевидных проблем в сегменте автострахования (и в первую очередь в ОСАГО), особенно в части проблемных регионов, где убыточность уходит далеко за 100%. На протяжении и всего 2016 года мы наблюдали, как с рынка страхования уходит все больше игроков. Если на конец 2014 года на рынке работала 411 страховая компания, по итогам 2015 года - 327, а к концу первого полугодия 2016 года - уже 286. На фоне снижения количества участников рынка продолжается и его консолидация вокруг ведущих игроков.

Тем не менее уже в 2016 году мы увидели новую тенденцию - пусть пока небольшой, но все же рост как всего страхового рынка, так и сегмента корпоративного страхования. По итогам 2015 года, прирост составил всего 3,6%, а по итогам первого полугодия 2016 года - уже 14%, то есть никто не отказывается от страхования ради экономии, особенно в сегменте добровольного страхования имущества юридических лиц. Так что есть все основания полагать, что 2016 год также закончится со знаком «плюс», причем в двузначном выражении, и вполне вероятно, что показатели по прибыли ведущих страховщиков будут не хуже, а возможно, и лучше, чем в 2015 году.

Уже появились данные по итогам работы ВТБ Страхование за три квартала года. Компания показала очень хорошую динамику на фоне всего рынка, увеличив прирост сборов на 25%. Как вы можете оценить итоги работы? За счет чего удалось добиться такого роста бизнеса?

Да, мы подвели результаты работы за девять месяцев года, и можно сказать, что они весьма обнадеживающие. Общий объем сборов составил почти 45 млрд рублей, рост относительно аналогичного периода 2015 года - 25% (в абсолютном значении плюс 8,96 млрд руб.). Полагаю, что мы значительно опережаем динамику роста всего страхового рынка, хотя пока нет официальной статистики ЦБ по итогам девяти месяцев 2016 года. Прибыль составила более 10 млрд рублей.

Мы продолжаем ориентацию на самые рентабельные виды бизнеса. Всего за девять месяцев мы практически достигли результата всего прошлого года. Основными драйверами роста страхового портфеля стали страхование имущества физических лиц, страхование от несчастных случаев, где мы сохраняем уверенное лидерство. Прирастает сегмент страхования корпоративных рисков. В 2016 году хорошо развивалось страхование имущества юридических лиц: сборы по этому виду бизнеса выросли на 49% относительно аналогичного периода прошлого года. И мы остаемся лидером рынка по страхованию финансовых рисков.

Как в целом себя ощущает корпоративный сегмент? Можно говорить об оживлении экономики к концу года? Насколько сейчас бизнес заинтересован в страховании?

Алексей Володин:

По данным ЦБ, страхование имущества юридических лиц выросло за первое полугодие на 13%. Стоит отметить, что за последние два года произошло снижение числа клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса, при этом крупный бизнес сохраняет стабильное положение. Наши клиенты не отказываются от страхования. У нас постоянно идет совместный рабочий процесс по оптимизации расходов с учетом того, что на переоценку стоимости основных средств компаний достаточно серьезное влияние оказывает падение рубля.

Пока не все крупные компании заключают договор страхования имущества для своих активов, в среднем и малом бизнесе другая мотивация, и степень проникновения еще меньше. Если крупные компании понимают механизмы работы страховой защиты, то для мелкого и среднего бизнеса договор страхования воспринимается, скорее, как одно из условий для получения лизинга или кредита, а не защита активов компании. Также рынок страхования имущества растет за счет инфраструктурного строительства, ряда новых объектов и достаточно сильной инерции.

Весь год страховой рынок обсуждал появление Национальной перестраховочной компании (НПК). Собственно, она уже начала работу. Все ли вопросы удалось решить? У вас уже есть опыт размещения рисков через НПК?

Алексей Володин:

Да, Национальная перестраховочная компания 12 октября уже получила лицензию Центробанка и начала свою работу. Мы в целом готовы размещать риски в перестрахование в НПК и уже начали это делать на добровольной основе. Напомню, что с 1 января 2017 года в рамках закона мы будем обязаны предлагать 10% от каждого размещаемого в перестрахование риска. Особенно у рынка есть потребность в размещении санкционных рисков, сейчас они находятся у нас на собственном удержании. Вопрос только в технологии работы НПК, как быстро они готовы принять риски и как они их будут оценивать. При наличии аппетита к риску у НПК мы не ждем неожиданных условий, существенно отличающихся от тех, по которым работают привычные партнеры по перестрахованию. Однако рынок и не ждет, что все 100% бизнеса, который будет передаваться в НПК, особенно в части того, который трудно разместить на перестраховочном рынке, будут ими приняты.

сайт обсудил последние новости и тренды российского страхового рынка с заместителем генерального директора, директором департамента страхования корпоративных рисков ВТБ Страхование Алексеем Володиным

Алексей, крупнейшие российские страховые компании подвели итоги первого полугодия, и аналитики заметили такую тенденцию, что заработали они, в основном, на корпоративных рисках. Как для вас прошли первые полгода?

Алексей Володин: После фактического падения страхового рынка в 2015 году уже в 2016 мы видим новую тенденцию — пусть пока небольшой, но все же рост, как страхового рынка в целом, так и корпоративного страхования в частности. И речь идет не только о сегменте ДМС, который традиционно прирастает на размер медицинской инфляции. Да, по-прежнему не видно крупных строительных проектов, которые бы двигали рынок за счет страхования строительно-монтажных рисков. Но тем не менее, никто не отказывается от страхования ради экономии, особенно в сегменте добровольного страхования имущества юридических лиц. Проникновение в добровольных видах страхования все выше. По итогам 1 квартала 2016 года прирост в сегменте страхования ИЮЛ составил 7%, а у ВТБ Страхование по итогам полугодия — 58%! Так что спрос на страхование растет, причем и у крупного бизнеса, и у средних и малых предприятий.

Сегодня в структуре страхового рынка 40% приходится на корпоративное страхование и на 60% — на розницу. Но если в розничном сегменте растет в первую очередь банкострахование, которое включает в себя много по сути вмененных страховок при кредитовании, то корпоративный сектор растет исключительно на добровольных видах. Это и есть положительный тренд в сегменте, который способен тянуть за собой весь страховой рынок.

За последний год одним из крупных сегментов в корпоративном страховании стало страхование космических рисков. Известно, что вы были единственным страховщиком первого запуска космодрома «Восточный». Для вас этот сегмент насколько важен?

Алексей Володин: Да, 2015 год был достаточно удачным и показал хорошую статистику с преобладанием успешных запусков. На фоне нынешней общеэкономической ситуации и санкций возникает острая необходимость в введении новых подходов к страхованию космических рисков. Игроки этого сегмента рынка должны повышать прозрачность и открытость своей работы. Ключевой тенденцией ближайшего времени станет перераспределение рынка страхования космических рисков между крупнейшими высокорейтинговыми страховщиками для повышения качества услуг и сохранения страховых тарифов.

Страховщикам придется строить свою работу с учетом весьма важного фактора — ужесточения правил игры со стороны государства вообще, и ракетно-космической отрасли в частности. ЦБ продолжает вводить целый ряд изменений в правилах игры в этом сегменте. Например, одна из таких новаций — достаточно серьезное ужесточение со стороны государства в оценке активов страховщиков.

Понятно и другое — ужесточение регулирования приведет к повышению надежности и прозрачности рынка. Очищение рынка от недобросовестных участников позволит избавить страхователей от проблем с получением выплат, что в конечном итоге повысит доверие к страховщикам.

Общий объем страховой премии по договорам 2015 года составил без малого 4 миллиарда рублей. Из этой суммы почти 1,5 миллиарда, то есть 38%, приходится на 4 страховых компании с рейтингом А++. Еще 26% (а это миллиард рублей от страхового пирога) досталось компаниям с рейтингами А и А+.

Космическая отрасль России активно минимизирует расходы на страхование при сохранении уровня страховой̆ защиты. Роскосмос намерен повышать надежность страхового покрытия за счет перевода страхового портфеля к высокорейтинговым страховщикам. Для этого Госкорпорацией уже проводится целый комплекс соответствующих мероприятий. Отныне предпочтение будет отдаваться преимущественно крупным игрокам страхового рынка страны. То есть, страховщикам с высокими рейтингами, большим размером собственных средств и т.д.

Общая емкость рынка космического страхования уже в 2016 году увеличилась на 46% и достигла 22 млн долларов США. А значит этот рынок интересен, и за него стоит побороться.

Что мы, собственно, и делаем. ВТБ Страхование в 2016 году реализовало ряд крупных проектов в сфере страхования космических рисков. Компания взяла на себя страховую ответственность за производство и доставку на Байконур космических пилотируемых аппаратов «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс», а также застраховала производственные риски космического аппарата «Ангосат», который изготавливается по заказу Анголы. Помимо этого, по заказу «РКК «Энергия» компания ВТБ Страхование обеспечила страхование запуска космонавта Республики Казахстан Айдына Аимбетова на МКС с космодрома Байконур 2 сентября 2015 года — компания обеспечила страховую защиту жизни и здоровья космонавта во время предстартовой подготовки, полета и пребывания на МКС, возвращения на Землю и период послеполетной реабилитации. Страхованием были также обеспечены риски гражданской ответственности, связанные с реализацией проекта.

Крупнейшим проектом стало страхование первого в истории запуска ракеты-носителя «СОЮЗ 2.1.а» с космодрома Восточный, которая вывела на орбиту космические аппараты «Ломоносов», «АИСТ-2Д» и «Контакт-Наноспутник 235 КС».

Помимо запуска «Союза МС» и первого старта с Восточного ВТБ Страхование в этом году обеспечивает защиту российских космонавтов и принимает участие в страховании всех запусков с Байконура по Федеральной космической программе до конца 2016 года. В том числе застрахована гражданская ответственность по всем запускам с Байконура в этом году, а также стартовые комплексы космодрома, с которых они будут осуществляться.

Давайте поговорим об одном из главных событий этого года — это создание национальной перестраховочной компании. Много о ней говорили и в прошлом году, и в этом, поэтому повторяться не будем, но вот она создана. Что сейчас происходит? Как с ней ведется работа?

Алексей Володин: На текущий момент вопросов к работе НПК остается достаточно много. Учитывая тот факт, что законом пока установлены лишь базовые принципы работы НПК, основные сложности могут возникнуть при уже непосредственной работе. Например, может ли 10% доля, предусмотренная к передаче в НПК, быть организована на базе облигаторного перестрахования, чтобы уменьшить трудозатраты участников рынка по передаче данных рисков? Если нет, то какие сроки будут установлены для ответа об участии/неучастии? Это влияет на трудозатраты компании и количество занятых в данных процессах людей.

Сможет ли НПК составить конкуренцию западным перестраховщикам, в чем именно?

Алексей Володин: Тут стоит говорить не о конкуренции, а скорее о достаточности емкостей НПК и возможности брать на себя те или иные риски. Получится ситуация, когда вместо размещения части рисков в плане перестрахования на западе, российские компании придут в НПК. То есть западные страховщики просто недоберут часть средств. Потянет ли эти риски НПК — вот в чем вопрос. Так что возможность конкуренции покажет только работа НПК, а именно оперативность ответов, поддержка рыночных условий и предоставляемая емкость.

Как вы считаете, нужно ли дополнительное разъяснение от ЦБ/НПК по критериям санкционных рисков? Есть ли у вас свое видение этих критериев?

Алексей Володин: Для тех компаний, которые напрямую поименованы в списках, вопросов не возникает. Сложности появляются в компаниях со сложной структурой капитала, так как западный рынок определяет, под санкциями они или нет, по конечному выгодоприобретателю. В ряде случаев санкционный риск выявляется на этапе именно размещения риска в перестрахование и дополнительной работы по анализу компании-клиента и определения превалирующего бенефициара. У нас есть ряд IT-сервисов по анализу контрагента, но не всегда это работает на 100% корректно. Положительный эффект дал бы собственный анализ рисков на санкции, который могут проводить НПК или ЦБ, и предоставление таких данных страховому рынку.

Как изменится работа брокеров с приходом НПК? Как изменится ваше взаимодействие с ними? Будут ли сложности в их работе? В чем они будут заключаться? Дает ли им создание НПК новые возможности или дополнительные сложности?

Алексей Володин: Безусловно, изменится. И в мире, и в России страховые брокеры играют немаловажную роль при факультативных размещениях крупных рисков. Доступ на ряд рынков перестрахования в принципе невозможен без профессиональных перестраховочных посредников. Основной вопрос — будет ли НПК рассматривать риск к размещению от брокера, а не от страховщика. Пока ответ на него до конца не ясен. Если будет, то в целом процесс останется прежним, сохраняется лишь вышеупомянутый вопрос по срокам ответа и условиям участия. Если же нет, то возможные сложности останутся на уровне взаимодействия страховщика и НПК. Окончательный ответ на эти вопросы предоставит 2017 год и разъяснения по регулированию данного вопроса от ЦБ.