Особенности ведения сельского хозяйства западной сибири. Западная Сибирь: население, промышленность и хозяйство

Цели урока:

Образовательные: изучить хозяйство Западной Сибири в целом и нефтегазовый

комплекс как основу хозяйства района;

развивающие: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной дея-

тельности;

продолжить формирование умений работать с контурными картами;

воспитательные: способствовать формированию экологического и патриотического

воспитания.

Задачи:

Повторить тему « Население и хозяйственное освоение Западной Сибири»;

Определить роль района в развитии производительных сил азиатской части России и зна-

чение Западной Сибири в общероссийском территориальном разделении труда;

Познакомить учащихся с крупнейшими российскими нефтяными и газовыми компания-

Показать сложность комплексного использования ресурсов района, расположенных в

неблагоприятных природных условиях;

Закрепить знания, умения и навыки обработки информации , проведения расчетов на ее

Формирование умения анализировать картографические и статистические материалы;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучению

географии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Физическая карта России; экономическая карта «Западно – Сибирский район»; атласы для 9 класса; контурные карты с заданиями для 9 класса; инструктивные карточки для практической работы ; статистические материалы; учебник «География России. Хозяйство и географические районы».(авторы: ,) – М.,Дрофа, 2005 г. сообщения учащихся.

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

А). Вопросы: 1. Каковы особенности населения Западной Сибири?

(Население Западной Сибири небольшое по численности, составляет

7 млн человек, растет медленно. Средняя плотность – 4 человека на

1 км2. Размещено крайне неравномерно, наиболее заселен юг).

2. Представители каких коренных народов проживают на территории Запад-

ной Сибири? Покажите по карте территорию их проживания.

(Коренные народы – ненцы, селькупы, ханты, манси, эвенки. Проживают

на севере, на территориях с неблагоприятными условиями, но богатыми

минеральными ресурсами. Основные занятия – пастбищное оленеводст-

во, рыбная ловля.) Показ по карте территорий их проживания.

зом жизни?

(Промышленное освоение территорий проживания малых народов разру-

шает природную основу их жизни: выводит из строя оленьи пастбища,

места рыбной ловли. Поэтому очень острой проблемой является охрана

природной среды, иначе малые народы просто исчезнут с лица земли.)

4. С чего начиналось хозяйственное освоение данной территории?

(Через полуостров Ямал и реку Таз доставляли волоком свои грузы про-

мышленники. Затем казаки и служилые люди с Урала шли на реки Обь и

Иртыш. Были основаны остроги (крепости) в конце 16 века – Обдорск,

Березов, Сургут, Тобольск. В 1601 г. основан крупнейший город и важ-

нейший торгово-промышленный центр Мангазея (ныне село Туруханск).

Б). Географический диктант.

1. В Западной Сибири зона Севера занимает… (1/2 территории).

Усть – Балык – Омск;

Сургут – Новополоцк;

Нижневартовск – Одесса;

Усть – Балык – Курган – Альметьевск – Западная Европа.

Нефте - и газопроводы идут в направлениях на: запад, юг, восток.

Себестоимость добычи газа и нефти в Западной Сибири низкая, т. к. общегеологические запасы огромны, залежи расположены в мягких, легко буримых породах.

Сообщения учащихся о крупнейших нефтяных и газовых компаниях России.

«Лукойл», «ЮКОС», «Газпром», «Сургутнефтегаз».

Практическая работа «Составление характеристики нефтяного комплекса».

(по инструктивным карточкам).

Комплекс конструкционных материалов (машиностроение, химическая промышленность) сформировался в городах района наряду с отраслями ТЭК как обслуживающий их. Машиностроение наиболее представлено в южной части района, в том числе и ВПК (Омский танковый завод, аэрокосмическое объединение «Полет» и др.) – производство оборудования для горнодобывающей промышленности, станкостроение, энергетическое и электротехническое машиностроение.

Нефтепереработка – Тюмень, Омск.

АПК – в юго-западной части района сложилась животноводческо-зерновая специализация (молочное скотоводство и яровая пшеница); на юге – зерновая (пшеница) с мясо-молочным животноводством и тонкорунным овцеводством.

Экологические проблемы.(сообщение учащегося).

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на контурной карте – карта на стр. 12 , задания 3 – 8, 10.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Изучить параграф № 50;

Закончить выполнение заданий в контурной карте;

Вопрос для обсуждения: Как вы относитесь к созданию совместных с зарубежными компаниями нефтегазохимических комплексов на территории Западной Сибири?

Литература:

«Нефтяная и газовая промышленность северных территорий азиатской части России», «География в школе», 2004 г., №2. «Экология и нефтепользование» , «География в школе», 2002г., №7. «Россия в цифрах» , М., Госкомстат России, 1998г. Справочник Регионы России» , М., Госкомстат России, 1998г. , «География России. Хозяйство и географические районы», М., «Дрофа», 2005г.

Инструктивная карточка к практической работе «Составление характеристики

нефтяного комплекса».

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику

отрасли топливной промышленности по картам и статистическим показателям.

Задание: дать краткую характеристику нефтяной базы Западной Сибири по плану:

А). значение;

Б). уровень развития;

В).основные центры добычи и переработки;

Г). направление транспортировки топлива;

Д). экологические проблемы;

Е). современные проблемы отрасли и пути их решения.

Статистические материалы.

1. Добыча нефти в России в 1999 году по экономическим районам.

Экономический район.

Добыча нефти.

% от итога по РФ

Северный

Северо-Западный

Поволжский

Северо - Кавказский

Уральский

Западно - Сибирский

Восточно - Сибирский

Дальневосточный

Россия, всего

2. Добыча нефти в Западно – Сибирском районе (% от общероссийской).

Западно – Сибирский район

Омская область

Томская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты – Мансийский АО

Ямало – Ненецкий АО

Статистические материалы:

3. Добыча природного газа по регионам РФ (млн м3).

Северный район

Поволжский район

Северо – Кавказский район

Уральский район

Западно – Сибирский район

Восточно – Сибирский район

Дальневосточный район

4. Добыча природного газа в Западно – Сибирском районе (млн м3).

Омская область

Томская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

Сообщения учащихся на тему «Крупнейшие нефтяные и газовые

концерны России».

В нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири создаются мощные концерны. Среди них «Лукойл», «ЮКОС» (Нефтеюганск), «Сургутнефтегаз» (Сургут), «Газпром». Они имеют системы нефтеперерабатывающих заводов в других районах страны, региональные нефтебазы и тысячи бензоколонок.

Крупнейшая нефтяная компания России «Лукойл» была создана после Указа Президента РФ от 01.01.01 года, кроме нее были созданы еще две нефтяные корпорации. В их состав вошли 5 тюменских нефтедобывающих предприятий, 5 крупных комплексов по переработке нефти и 18 специализированных организаций по обеспечению нефтепродуктами областей Центрального и Северо- Западного регионов, Поволжья, Урала. «Лукойл» включает в себя три нефтедобывающих центра: Лангепас, Урай, Когалым, по начальным буквам которых она и названа, нефтеперерабатывающие заводы, более 2 тысяч бензозаправочных станций. Общая добыча «Лукойла» превышает 50 млн тонн, а экспорт – 15 млн тонн нефти и 5 млн тонн нефтепродуктов. «Лукойл» разрабатывает проекты добычи нефти на шельфе Каспийского моря (близ Азербайджана), в Узбекистане, Тунисе, Алжире.

В газовой промышленности единый монополист – объединение «Газпром», перед которым стоят сложные задачи подъема и освоения новых районов. РАО «Газпром» образовано в 1993 году на основании Указа Президента России. «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. На поддержание эффективности деятельности «Газпрома» оказывают влияние высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрации. Доля «Газпрома» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает 20%. Эффективность «Газпрома» базируется на эксплуатации месторождений – гигантов, запасы которых исчисляются сотнями миллиардов и триллионами кубических метров природного газа.

Сообщение учащегося на тему «Экология и нефтепользование».

На современном этапе развития цивилизации значительно возросло отрицательное техногенное воздействие на природу и здоровье людей процессов нефтепользования, начиная от геолого-разведочного бурения и добычи нефти и заканчивая применением нефтепродуктов. При бурении скважин образуются загрязненные стоки в виде значительных по объему буровых сточных вод и бурового шлама, содержащие токсичные химические реагенты. Особенностью нефтедобычи является то, что на всех стадиях освоения месторождений объектами негативного воздействия являются почти все компоненты природной среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, недра, многолетнемерзлые породы, растительный покров. Главная экологическая опасность при транспортировке нефти связана с перевозкой по морю и прорывом трубопроводов. К числу наиболее крупных источников загрязнения атмосферы нефтеперерабатывающих заводов относятся: резервуары для нефти и нефтепродуктов (около 40% выбросов углеводородов), очистные сооружения (до 15-20% выброса углеводородов и сероводорода), технологические, факельные установки и дымовые трубы. Среди твердых, пастообразных и жидких отходов нефтепереработки можно выделить кислые гудроны, загрязненный ил, нефтяная грязь, отработанные отбеливающие земли и др.

Наибольший ущерб окружающей среде приносят выхлопные газы автомобилей. Согласно данным ВОЗ, в 68% случаев болезни человечества вызваны вдыханием отравленного воздуха.

Например, за период освоения нефтепромыслов в Тюменской области нанесен значительный ущерб природе. Произошло уменьшение площади оленьих пастбищ – 6 млн га (12,5%), а также замазучено – 30 тыс. га леса, подтоплено – 25 тыс. га, залито буровыми растворами – 23 тыс. га, концентрация углеводородов в почве – в 150-300 раз выше фоновой.

Особенности сельского хозяйства в Сибири обусловлены жесткими климатическими условиями, но, несмотря на это данная отрасль народного хозяйства развивается высокими темпами и играет важную роль в жизни региона и страны в целом. В Сибирском регионе занимаются выращиванием зерновых, кормовых и овощных культур, скотоводством, рыбным промыслом и добычей пушнины ценных пород.

Сельское хозяйство в регионе имеет четкую зональную специализацию, к примеру, на севере занимаются в основном оленеводством, охотой, рыболовством и земледелием в долинах рек. В южных районах, где климатические условия более благоприятны для сельского хозяйства, специализируются на мясомолочном скотоводстве и растениеводстве. К востоку, где в основном сосредоточены пастбища и сенокосы, преобладает овцеводство, на западе в структуре сельхозугодий преобладает пашня.

Выращивание зерновых культур является главным направлением сельского хозяйства в Сибири. В связи с тем, что климат в этом районе континентальный и резкоконтинентальный основной упор сделан на такие злаки, как яровая пшеница, рожь, ячмень и овес, в западно-сибирской части региона в дополнение к этим культурам выращивают гречиху. Бобовые культуры в основном идут на фураж, поскольку имеется существенная нехватка сена для скота. В регионе выращивают в небольших количествах лен и подсолнечник, а также некоторые виды овощей, в том числе и картофель.

Животноводство региона основывается на разведении овец, поскольку содержание крупного рогатого скота является более затратным. Несмотря на это в Сибири также разводят и коров для получения мяса и молока, свиней и домашнюю птицу. В горном Алтае разводят лошадей, пятнистых оленей, моралов и яков, а на юге Западной Сибири – верблюдов. Пушное звероводство также имеет важное экономическое значение для развития региона, здесь разводят белок, соболей, лисиц и голубых песцов.

Главными центрами по переработке сельскохозяйственного сырья являются Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Ишим, Татарск и Ялуторвск. Пищевая промышленность, являющаяся подотраслью сельского хозяйства, связана с производством мяса, мясных консервов, молока, муки, круп, масла, сыра и соли. К числу перерабатывающих предприятий сельскохозяйственной отрасли также относятся фабрики по выделке кожи и меха, производству шерсти и овчины.

Рыбопромышленный комплекс включает в себя предприятия, специализирующиеся на добыче рыбы в реках, озерах и морях, разведении промысловых пород рыб, а также рыбокомбинаты и заводы по переработке рыбы, производство рыбных консервов. На озере Байкал имеются три мощных рыборазводных завода Большереченский, Чивыркуйский и Баргузинский, где занимаются разведением осетра, хариуса и сига с целью получения не только мяса, но и икры. Морским рыболовным промыслом в основном занимаются на Обской губе.

Природные условия и сезонность повышает потребность сельского хозяйства в более качественном и полном материально-техническом оснащении, которое в Сибири значительно хуже, чем в целом по стране. Другой проблемой сельского хозяйства данного региона является нехватка трудовых ресурсов, а также квалифицированных кадров – животноводов, механизаторов и других специалистов. По мнению специалистов, для дальнейшего развития сельского хозяйства в Сибирском регионе требуется увеличение ассортимента и повышение эффективности производства качественной сельскохозяйственной продукции за счет использования более новой и современной техники, семян, высокоэффективных природных удобрений и других научных разработок.

1. Как шло развитие Сибири в разные исторические периоды?

Открытие в середине XVIII в. месторождений серебра в предгорьях Алтая предопределило строительство близ речки Барнаулки завода, который впоследствии стал выплавлять из алтайских руд и медь.

Другой район горной промышленности возник в районе Нерчинска в Забайкалье, где работали вначале сереброплавильные, а затем и свинцовые заводы.

Установившиеся в начале XVIII в. связи между Россией и Китаем способствовали возникновению на юге Сибири (в Забайкалье) центра торговли Кяхты, которая с 1743 г. стала торговой слободой. Через Кяхту в Китай ввозились сукно, меха, мануфактура, а из Китая в Россию - чай и шелк.

Строительство Транссибирской магистрали изменило хозяйственную ситуацию в Сибири, кроме того. резко возрос приток переселенцев в Сибирь.

В годы первых пятилеток Сибирь развивалась прежде всего как продолжение и дополнение Урала в рамках Урало-Кузнецкого комбината: был создан новый промышленный район - Кузбасс с угледобычей и черной металлургией. В годы Великой Отечественной войны Сибирь, подобно Уралу и Поволжью, приняла оборудование сотен заводов, в основном оборонных. В послевоенные годы основными направлениями развития Сибири стали гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия, лесопереработка, целлюлозно-бумажная промышленность, ВПК (здесь было сосредоточено более "/з оборонного машиностроения России) и, пожалуй, самое главное - развитие нефте- и газодобычи в Приобье.

2. Какую роль в хозяйственном освоении Сибири сыграла Транссибирская магистраль?

Транссиб резко улучшил стратегическое положение Сибири, Дальнего Востока России - теперь они были связаны с Европейской Россией постоянной устойчивой связью. Это очень пригодилось в период Русско-японской войны (1904-1905),гда даже при господстве на море японского флота русская армия в Маньчжурии продолжала снабжаться всем необходимым.

Строительство магистрали изменило и хозяйственную ситуацию в Сибири. Теперь отсюда можно было вывозить не только меха и драгоценные металлы (т. е. товары высокой стоимости, для которых расходы на перевозку имеют небольшое значение), но и многие другие товары сибирского производства. Новыми предметами экспорта Сибири стали масло и зерно.

После строительства магистрали резко возрос приток переселенцев в Сибирь. Подавляющее число переселенцев, прибывших по новой железной дороге, осело в южной части Западной Сибири.

3. Выберите верные ответы. Хозяйство Сибири специализируется: а) на производстве полимеров; б) на добыче топливных ресурсов; в) на выпуске текстиля; г) на добыче руд цветных металлов; д) на переработке древесины.

4. Выберите верные ответы. Из Сибири в Европейскую Россию поступают(ет): а) минеральные удобрения; 6) газ и нефть; в) уголь; г) рыбные консервы; д) картофель.

5. Сравните специализацию хозяйства Сибири и Центральной России. Установите причины такой специализации районов. Заполните таблицу.

Отрасли специализации

Центральная Россия Сибирь

Центральная Россия - главные отрасли специализации района - машиностроение, химическая и легкая промышленность.

В Сибири отраслью специализации является топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, лесная промышленность

7. Каковы экологические проблемы Сибири? Чем они вызваны? Как можно решить эти проблемы, не снижая темпов добычи полезных ископаемых (нефти, газа, угля)?

Города-лидеры по удельному объёму вредных выбросов в атмосферу располагаются именно в Сибири. Первое место в России по уровню выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, принадлежит Красноярскому краю. Экология ХМАО (Ханты-Мансийского автономного округа) и экология Тюменской области также активно отравляются вредными выбросами с промышленных предприятий.

В целом, в Сибири находится 1/3 городов России с наиболее сильной степенью загрязнённости атмосферы. Экология Новосибирска, городов Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), Читы, Ангарска, Омска, экология Иркутска, Норильска, Братска и Абакана в наибольшей степени страдают от загрязнения атмосферы вредными выбросами с промышленных предприятий. Сейчас состояние воздуха в этих городах Сибири можно охарактеризовать как критическое.

Экология Сибири страдает не только из-за низкой рассеивающей способности ветров, но и в результате того, что основная масса промышленных объектов не реализует малоотходную переработку природных ресурсов, оснащена устаревшими системами очистных сооружений. В итоге предприятие теряет огромное количество сырьевого материала, и степень загрязнения окружающей среды всё возрастает и возрастает. Качество подземных и поверхностных вод Сибири подвергается постоянному отрицательному влиянию со стороны геологоразведочной деятельности, эксплуатации огромного числа месторождений полезных ископаемых, функционирования промышленных предприятий и деятельности жилищно-коммунальных хозяйств.

Современное состояние животного мира тайги вызывает серьезные опасения. Существует несколько факторов, оказывающих негативное воздействие на экосистему таежных лесов. Из-за неконтролируемой вырубки леса резко сокращается численность различных видов животных.

Пути решения:

Максимально полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов;

Рекультивация (восстановление) земель после использования месторождений;

Экономное и безотходное использование сырья в производстве;

Глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;

Вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления;

Использование технологий, позволяющих проводить концентрацию и извлечение рассеянных минеральных веществ;

Использование природных и искусственных заменителей дефицитных минеральных соединений;

Разработка и широкое внедрение замкнутых циклов производства;

Применение энергосберегающих технологий.

Местный (локальный) и глобальный экологический мониторинг, т. е. изменение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;

Восстановление и охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней;

Дальнейшее расширение и увеличение заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов;

Охрана и разведение редких видов растений и животных;

Международное сотрудничество в деле охраны среды;

8. Как вы думаете, в каком направлении должен развиваться Сибирский регион в XXI в.? Какие программы развития Сибири вы могли бы предложить? Обоснуйте свое мнение.

Форсированное развитие прежде всего должен получить нефтегазодобывающий комплекс Западной и Восточной Сибири, необходимо расширение геолого-разведочных работ и увеличение добычи полезных ископаемых до объемов, достаточных для обеспечения отечественной промышленности сырьем и необходимого объема экспорта.

Особое значение в условиях отдаленности и большой пространственной разбросанности населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечения подвоза различных материалов в арктический сектор имеет транспортное обеспечение этого региона. Эта проблема в ХХI в. потребует решения нескольких важных задач - модернизации железнодорожных магистралей, строительства автодорог и возрождения Северного морского пути.

Не менее важно улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности путем внедрения природоохранных технологий и модернизации производств, расширение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечение поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Западная Сибирь одной из больших территориальных единиц России. Её площадь исчисляется 2451, 1 тыс. км 2 , что составляет 15 % всей территории страны.

Индустриальное развитие региона находится на высоком уровне, и ежегодно увеличивает масштабы.

Население края

Численность региона составляет около 15 млн., и эта цифра, благодаря активному индустриальному развитию, активно увеличивается. Средняя плотность населения Западной Сибири невелика и составляет всего 2 человека на км 2 . Такие показатели обусловлены особенностями природного ландшафта и климата региона. Само же распределение населения в регионе не равномерное и показатель плотности каждой области колеблется в диапазоне от 0,5 чел./ км 2 (в Ямало - Ненецком автономном округе) до 33 чел./км 2 (Кемеровская область). Больше всего населения проживает в приречных регионах, а так же в районах предгорья Алтая.

Около 73% всего населения составляют городские жители, проживающие в 80 городах региона. Так же в западной Сибири насчитывается 204 населенных пунктов, имеющих статус поселка городского типа. Больше всего на данной территории проживает русских, и лишь 10 % от общей численности населения составляют малочисленные нации, такие как коми, эвенки, ханты и другие.

Промышленность Западной Сибири

О топливно-энергетической мощности России наслышаны многие, и во многом, такой популярность удалось достичь именно благодаря промышленности Западной Сибири. На территории региона находятся на высоком уровне и продолжают развиваться такие индустриальные отрасли, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, электротехническая и другие. Каждое из этих направлений дает высокие результаты продуктивности и наращивает объемы производства, что сказывается на приросте населения края. По удельному весу промышленности каждая из областей региона показывает свои показатели, но лидирующие места в этом списке принадлежат Тюменской и Кемеровской областям.

Топливная промышленность

Западная Сибирь по праву называют базой топливной промышленности страны. Ведь множество предприятий по добыче, транспортировке угля и нефти обеспечивают не только потребность страны в ресурсах, но и экспортируются во многие страны, таким образом, пополняя государственную казну.

На сегодняшний день самым большим нефтеперерабатывающим комплексом, который перерабатывает около 80% добытого сырья, является НПЗ в городе Омске. Часть объема обрабатывает нефтеперерабатывающий завод в Тобольске. НО так как транспортировка с месторождений до мест переработки достаточно затратная, сегодня идет рассмотрение возможности строительства экономичных мини - НПЗ. Такие промышленные объекты планируют построить в местах добычи, снизив таким образом себестоимость топлива.

Черная металлургия

Еще одним из основных направлений промышленности Западной Сибири выступает черная металлургия. Основная её мощность приходится на Кемеровскую область. Именно в этом регионе успешно работают такие предприятия, как Западно - Сибирский завод полного цикла, а так же Новокузнецкий металлургический комбинат.

Что касается производства готового металлопроката, то над этим направлением так же трудится большое предприятие в Новосибирске.

Машиностроение

В развитой промышленности Западной Сибири особое место занимает отрасль машиностроения. Её крупнейшими центрами являются Омск, Кемерово, Новосибирск, А также Алтайский край. Именно на территории этих регионов расположены крупнейшие машиностроительные предприятия, которые выпускают множество разнообразной продукции, от ткацких станков, до крупных единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.

Сельское хозяйство Западной Сибири

В отличие от других соседних экономических регионов, климат и ландшафтные возможности Западной Сибири позволили достаточно широко развить различные направления сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории достаточно велика и составляет 1/6 от всех земель, выделенных под сельское хозяйство государством.

Основными областями, в которых максимально развито данное направление выступают Новосибирская, омская и южная часть Тюменской области. На этих территориях активно выращиваются зерновые культуры и овощи, хорошо развито животноводческое направление.

В северных районах данного региона, процветает оленеводство, пушной промысел и рыболовство. А вот на территории Алтайского края, жители деревень промышляют пчеловодством, пантовым оленеводством, а также промышленной заготовкой лекарственных растений.

Кроме того, в настоящее время ведутся работы по расширению сельскохозяйственных угодий Западной Сибири: осуществляется осушение Барабинской лесостепи, а так же орошение Кулиндинской степи.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.



Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции


Таблица 2

Наименование материалов г. Братск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

Транспортные показатели по снабжению материалов.

Наименование материалов Количество материалов на программу г. Нефтьюганск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
182035045,5

Таблица 4

Экономичес кие районы потребления Условные Транспортн ые центры Удельный вес в потреблении, % Количество грузов г. Братск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продукции, р.
Восточно – Сибирский Канск 10440ё
Красноярск
Чита
Абакан
Челябинск
Улан – Удэ
Иркутск
Назарово
Ангарск
Минусинск
Итого:

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)


Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям
Экономичес- кие районы потребления Условные Транспорт- ные центры Удельный вес в пот – реблении Количество грузов г. Нефтьюганск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продук- ции, р.
Западно – Сибирский Новоси- бирск
Новоку- знецк
Ишим
Кемерово
Тюмень
Томск
Рубцовск
Барнаул
Славгород
Сургут
Итого:

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

618243788,04 =772804735,05

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей