Размещение железнодорожной сети. Курсовая работа по дисциплине «Экономическая география транспорта

Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели эксплуатационной работы

Количественные показатели характеризуют объем перевозок, пассажиров и грузов, а также работу подвижного состава, к ним относятся:

1. Объем перевозочной работы :

а) по грузовому движению - это количество перевезенных тонн груза

∑Р = Р 1 + Р 2 + … + Р n ;

б) по пассажирскому движению - числом отправленных пассажиров

∑а = а 1 + а 2 + … + а n .

2. Грузооборот железных дорог определяется в т·км по следующей формуле

∑Рl = ∑Pl т,

где l т - средняя дальность пробега одной тонны груза.

3. Пассажирооборот - определяется количеством пассажиро-километров (пасс·км) и находится по формуле

∑al = ∑al п,

где l п - средняя дальность проезда одного пассажира.

4. Грузонапряженность (густота) - это количество тонно-километров в год, приходящееся на один километр эксплуатационной длины данного подразделения, определяется по формуле

где L экс - эксплуатационная длина соответствующего подразделения.

6. Погрузка на сети, дороге, отделение или станции (U п), учитывается ежесуточно в физических вагонах.

7. Выгрузка (U в) - учитывается в физических вагонах для сети, дороги, отделения или станции.

8. Нормы передачи вагонов с дороги на дорогу или с отделения на отделение:

а) по приему вагонов: U пр.гр. , U пр.пор. , U пр.общ. ;

б) сдача вагонов: U сд.гр. , U сд.пор. , U сд.общ.

9. Работа сети, дороги и отделения - учитывается в физических вагонах в сутки и определяется по формулам

Качественные показатели эксплуатационной работы

Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава, к ним относятся:

1. Ходовая скорость - это средняя скорость движения поезда на данном отрезке железнодорожной линии без учета остановок и потерь времени на разгоны и замедления. Ходовая скорость определяется по формуле

где t х - время хода.

2. Техническая скорость - это средняя скорость движения поезда по перегонам участка без учета времени остановок, но с учетом времени на разгоны и замедления:

3. Участковая скорость (коммерческая) - это средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления:

4. Маршрутная скорость - это средняя скорость движения поезда на данном железнодорожном направлении с учетом времени остановок на всех станциях и потерь времени на разгоны и замедления. Маршрутная скорость измеряется в км/сут и определяется по формуле

5. Скорость доставки груза - это средняя скорость перемещения груза от момента приема его железной дорогой до момента выдачи получателю:

где l г - дальность провоза груза; t г - общее время нахождения груза на транспорте.

6. Коэффициенты скорости :

а) Коэффициент участковой скорости

б) Коэффициент скорости доставки груза

7. Оборот вагона - это время цикла операций от начала одной погрузки до начала другой, или от начала одной выгрузки до начала другой. Это универсальный и один главных показателей качества работы железных дорог. Схема и формула для определения оборота вагона имеют следующий вид

где l о - полный рейс вагона - это расстояние, которое вагон проходит за время оборота;

l в - вагонное плечо или расстояние от одной технической станции до другой;

t тех - время простоя вагона на одной технической станции;

к м - коэффициент местной работы:

t гр - простой вагона под одной грузовой операцией.

8. Рабочий парк вагонов (R)

9. Среднесуточный пробег вагона

где ∑ n·S о - количество вагоно-километров пробега всех вагонов рабочего парка за сутки.

- нагрузка на вагон или ось после выполнения грузовых операций, определяется по формуле

- это средняя нагрузка на груженый вагон или ось на всем пути следования вагона в груженом состоянии

- это средняя нагрузка, приходящаяся на один вагон или ось всех вагонов рабочего парка за период их пробега, как в груженом, так и в порожнем состоянии

где α - коэффициент порожнего пробега.

13. Коэффициент порожнего пробега - это отношение числа вагоно-километров порожнего пробега к числу вагоно-километров груженого пробега или порожнего рейса к груженому рейсу

14. Производительность вагонов - это количество тонн на километр, которое приходится в сутки на один вагон рабочего парка, формула для определения производительности вагонов выглядит следующим образом

15. Среднесуточный пробег локомотива

где ∑МS - количество локомотиво-километров пробега всех локомотивов, обслуживающих поездную работу;

∑М - количество локомотивов, занятых на поездной работе.

16. Средний вес поезда брутто - определяется путем деления всех выполненных за данные сутки тонно-километров в брутто на локомотиво-километры

17. Производительность локомотива - это количество тонно-километров в брутто, которое приходится в сутки на один локомотив, определяется по формуле

W л = Q · S л,

где Q - вес поезда.

18. Себестоимость перевозок - это величина эксплуатационных расходов, приходящихся на 10 приведенных тонно-километров

е = Э эксп/ ∑Рl,

где Э эксп - сумма эксплуатационных расходов, включающих все ежегодные затраты по заработной плате, расходы на материалы, топливо, электроэнергию, текущие денежные расходы по среднему ремонту подвижного состава и амортизационные отчисления.

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км - на ведомственные. (1996 г.)

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала - 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, - радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 7080-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. - 17 км).

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой.

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги-Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке - Амуро-Якутской магистрали: БеркатитТоммот-Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Всё это требует решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством для обеспечения надежных транспортных связей на направлениях Центр-Северный Кавказ и европейская часть страны-Сибирь, проходящих по территории Российской Федерации.

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы «Транспорт России».

Транспорт, как объект экономико-географического

изучения

Контрольные вопросы

1. Факторы, оказывающие влияние на уровень транспортной обеспеченности территории.

2. Основные задачи и направления географического изучения транспорта.

3. Показатели, характеризующие уровень развития транспортной системы региона.

4. Изучение географии дорожной сети.

5. Методика качественной характеристики транспорта.

Методические пояснения:

Степень обеспеченности отдельных стран или регионов путями сообщения можно охарактеризовать с помощью показателей густоты транспортной сети. Чаще всего применяют два показателя: густоту сети относительно территории (длина путей сообщения в километрах на 1000 км2 территории) и населения (длина путей сообщения в километрах на 10 тыс. жителей).

Густота транспортной сети – рассчитывается как отношение протяженности каждого вида дорог к площади региона.

Наряду с этим простым показателем применяются комплексные: например, коэффициент Энгеля . Этот показатель позволяет получить более верную характеристику уровня развития транспортной сети при сравнении обеспеченности путями сообщения разных стран и районов, а также в известной мере соответствие существующей сети потребностям в путях сообщения.Потребность в путях сообщения зависит от территории, численности населения и уровня экономического развития.Поэтому обычный показатель густоты транспортной сети относительно площади дает искаженноепредставление об обеспеченности путями сообщения при сравнении стран с резко различной плотностью населения.

Коэффициент Энгеля определяется как отношение плотности дорог определенного вида транспорта к корню квадратному от плотности населения. В результате процедуры упрощения данная формула выглядит следующим образом:

Где L – протяженность путей определенного вида транспорта,

S - площадь территории (тысяч квадратных километров),

N- среднегодовая численность населения данной территории (тыс.чел.).

Важнейшими показателями, характеризующими работу транспортной системы, являются грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах и рассчитывается как произведение перевозимого груза в тоннах на расстояние перевозки в километрах.

Пассажирооборот характеризует объем работ по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры, измеряется в пассажиро-километрах. Рассчитывается как произведение числа пассажиров на расстояние перевозок в километрах

Групповые задания

2. Определить долю электрифицированных железных дорог, автомобильных дорог с твердым покрытием, проанализировать динамику показателей, результаты расчетов представить графически.

3. По данным табл. 4 провести сравнительный анализ обеспеченности транспортными путями регионов Беларуси на основе расчета коэффициента Энгеля:

3.1 Рассчитать для каждой области значение коэффициента Энгеля для автомобильных дорог, провести сравнительный анализ обеспеченности регионов, проанализировать динамику показателей. Результаты расчетов представить в виде таблицы.

3.2 Рассчитать для каждой области значение коэффициента Энгеля для железных дорог, провести сравнительный анализ обеспеченности регионов, проанализировать динамику показателей. Результаты расчетов представить в виде таблицы.

4. На основе данных о средней дальности перевозок и объемах перевезенных грузов рассчитать показатели грузооборота автомобильного и железнодорожного транспорта за период 1985-2009 гг. (табл. 1) , построить графики, отражающие динамику показателей, сделать выводы.

5.1 - грузооборота Республики Беларусь по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг (табл. 2), построить круговые диаграммы.

5.2 -пассажирооборота Республики Беларусь по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг. (табл. 3), построить круговые диаграммы.

Проанализировать результаты и выявить факторы, влияющие на динамику и структурные особенности работы транспортной системы Республики Беларусь.

Таблица 1

Основные показатели функционирования транспортной системы РБ

Железнодорожные пути, км

В том числе:

Электрифицированные, км.

Автомобильные дороги, тыс.км

В том числе:

С твердым покрытием

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т

В том числе:

Автомобильным

Железнодорожным

Средн. дальность перевозок 1 т груза, км, в том числе:

Автомобильным Железнодорожным

Таблица2

Грузооборот по видам транспорта общего пользования

(млн т * км)

транспорта

В том числе

железнодорожный

автомобильный 1)

Внутренний водный

Воздушный

1) По всем отраслям экономики

Примечание. Знак «-» – нет данных.

Таблица 3

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования

(млн. пасс.*км)

Виды транспорта

Все виды транспорта

В том числе:

Железнодорожный

Автобусный

Внутренний водный

Воздушный

Троллейбусный

Трамвайный

Метрополитенный

Таксомоторный

Таблица 4

Протяженность транспортных путей Республики Беларусь

Площадь, тыс. км²

Численность

населения, тыс. чел.

Длина автодорог, тыс. км

Длина железнодорожных путей, км

Республика Беларусь

Брестская обл.

Витебская обл.

Гомельская обл.

Гродненская обл.

Минская обл.

Могилевская обл.

Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения.Таблица 2. Расчет густоты железных дорог.


Административно-территриальная единица

Территория S,

тыс. км 2


Население

тыс. чел.


Эксплуатационная длина железных дорог, L, км

Густота железных дорог, D

D T

D N

D TN

г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

85,90

6925,2

2780

32,36

0,40

3,60

Псковская обл.

55,30

666,9

1100

19,89

1,65

5,73

Новгородская обл.

55,30

622,4

1200

21,70

1,93

6,47

Итого:

196,5

8214,5

5080

25,85

0,62

4,0

D T - показатель, характеризующий густоту железнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:

D N – показатель, характеризующий густоту сети D н как отношение ее протяженности L к численности населения N:

D TN – показатель характеризующий относительную густоту сети D TN , определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:

Примеры расчетов:

D T =L/S D T =5080 км / 196, 5 км/км 2 =25, 85 км 2

D N =L/N D N =5080 км / 8214, 5 тыс. чел. =0,62 км /тыс. чел.

D TN =L/√S*√N D TN = 2780/√85,90*√6925,2=3,60

На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.

Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.

В состав железнодорожной сети района входят также широтные линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев - Великие Луки - Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль - Великие Луки - Невель.

Одна из ведущих магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра - Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис - Дмитроград-Бухарест - Кишинёв- Раздельная - Киев – Брянск – Москва – Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники - Дно-Санкт-Петербург.

Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.

Раздел 4. Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков.

Экономика района и его географическое положение предопределяют объем перевозочной работы. В 2014 г. отправление грузов составило 548,50 млн. т., а прибытие - 568,8 млн. т. Прибытие грузов превышало отправление в 1,03 раза.

Таблица 3.

Транспортный баланс отдельных грузов крупного экономического района в 2014 году на железнодорожном транспорте, млн. т.


Наименование груза

Отправление

Прибытие

Внутрирайонные перевозки

Вывоз в другие районы

Ввоз в другие районы

Превышение вывоза над ввозом(+/-)

Удельный вес межрайонных перевозок, %

По вывозу

По ввозу

Каменный уголь

16,7

11,3

4,2

12,5

7,1

5,8

7

30

Нефтяные грузы

13,3

28,9

10,7

2,6

18,2

-15,6

13,5

75

Железная руда

6,1

8,0

4,4

1,7

3,6

-4,1

5

15

Лесные грузы

10,3

9,4

8,6

1,7

0,8

-7,4

50

20

Цемент

17,1

11,2

9,1

8

2,1

-6,1

42

10

Прочие грузы

11,0

16,3

5,0

6,0

11,3

5,3

31

50

Итого

74,5

85,1

42

32,5

43,1

-22,1

148,5

200

Таблица 4.

Распределение перевозок грузов в Северо-Западном экономическом районе различными видами транспорта


Вид транспорта

Объем отправления грузов

Объем прибытия грузов

млн. т

%

млн. т

%

Железнодорожный

163,9

30

186,8

33

Автомобильный

110

20

89

16

Морской

120,6

22

156

27

Речной

93

17

87

15

Трубопроводный

61

11

50

9

Итого

548,50

100

568,8

100

В заключении можно сказать, что в транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место - на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

По итогам 2014 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 128,4 млн пассажиров в пригородном сообщении, 20,9 млн пассажиров - в дальнем сообщении и 1117,3 млн тонн грузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическая география транспорта: Учеб. для вузов /Н.Н.Казанский, В.С.Варламов, В.Г.Галабурда и др.; Под ред Н.Н.Казанского. - М.: Транспорт, 1991.-280с.

2. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. Регионалистика: Учебное

пособие для вузов.- М.: УМК МПС России, 2000.-422с.

3. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов И.В.Белов, Н.П.

Терёшина, В.Г. Галабурда и лр., Под ред. Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса,

М.Ф. Трихункова.-М.: УМК МПС России, 2001.- 600с.

3. Единая транспортная система: Учеб. для вузов В.Г.Галабурда,

В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С

измен. и дополн. -М.: Транспорт, 1999.-303с.

4. Народное хозяйство РФ. Госкомстат. - М.: Статистика.

5. «Транспорт и связь», ЦСУ СССР, М.:Транспорт, 1999.

6. Экономический справочник железнодорожника. Часть 1.-М.: Транспорт, 1978.-398с.

7. Картосхемы железных дорог и административных районов.

Вариант № 234624

1.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком году в Кур-ской об-ла-сти на-блю-да-лось наи-мень-шее пре-вы-ше-ние смерт-но-сти над рож-да-е-мо-стью.

2. Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те ве-ли-чи-ну ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния Кур-ской об-ла-сти в 2009 г.

3.Пло-щадь тер-ри-то-рии и экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных

Какое утвер-жде-ние об из-ме-не-нии экс-плу-а-та-ци-он-ной длины же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния верно?

1) К 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Ке-ме-ров-ской об-ла-сти уве-ли-чи-лась по срав-не-нию с 1995 г.

2) С 1995 по 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Рес-пуб-ли-ки Ха-ка-сия не-уклон-но воз-рас-та-ла.

3) С 1995 по 2010 г. экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния Рес-пуб-ли-ки Бу-ря-тия не-уклон-но со-кра-ща-лась.

4) Наи-боль-шая экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния в За-бай-каль-ском крае была в 1995 г.

4.Пло-щадь тер-ри-то-рии и экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных

путей об-ще-го поль-зо-ва-ния от-дель-ных ре-ги-о-нов РФ

Опре-де-ли-те гу-сто-ту сети же-лез-ных дорог в Рес-пуб-ли-ке Бу-ря-тия в 2000 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

5.Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция на-се-ле-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2009-2010 гг.

(че-ло-век)

Число при-быв-ших в РФ

Число вы-быв-ших из РФ

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Всего:
в том числе:

Укра-и-на

Ар-ме-ния

Та-джи-ки-стан

Азер-бай-джан

Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-цию на-се-ле-ния между РФ и стра-на-ми СНГ в 2009-2010 гг., верно?

3) Число вы-быв-ших из Рос-сии в Укра-и-ну в 2009 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2010 г.

6.Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция на-се-ле-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2009-2010 гг.

(че-ло-век)

Опре-де-ли-те ми-гра-ци-он-ный при-рост (всего) на-се-ле-ния РФ в 2010 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

7.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния ре-ги-о-нов ЦФО в 2008 г.

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в какой об-ла-сти в 2008 г. на-блю-да-лось наи-боль-шее пре-вы-ше-ние числа при-быв-ших на по-сто-ян-ное жи-тель-ство над чис-лом убыв-ших.

1) Бел-го-род-ская

2) Брян-ская

3) Вла-ди-мир-ская

4) Во-ро-неж-ская

8.Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния ре-ги-о-нов ЦФО в 2008 г.

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, на сколь-ко че-ло-век со-кра-ти-лась чис-лен-ность на-се-ле-ния Вла-ди-мир-ской об-ла-сти в 2008 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

9. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те, в каком году было за-фик-си-ро-ва-но наи-мень-шее ко-ли-че-ство при-быв-ших в Рос-сию.

10. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те по-ка-за-тель ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния в Рос-сии в 2011 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция в Рос-сии

11. Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-ции на-се-ле-ния в Брян-ской и Яро-слав-ской об-ла-стях в 2011 г., верно?

1) Число вы-быв-ших из Яро-слав-ской об-ла-сти в дру-гие ре-ги-о-ны Рос-сии было боль-ше, чем из Брян-ской.

2) Число вы-ехав-ших на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства в дру-гие стра-ны из Брян-ской об-ла-сти было мень-ше, чем из Яро-слав-ской.

3) Число при-быв-ших в Яро-слав-скую об-ласть на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства из дру-гих стран было боль-ше, чем в Брян-скую.

4) Число при-быв-ших в Яро-слав-скую об-ласть из дру-гих ре-ги-о-нов было мень-ше, чем в Брян-скую.

12.

13.
Какое утвер-жде-ние, ха-рак-те-ри-зу-ю-щее ми-гра-цию на-се-ле-ния между РФ и стра-на-ми СНГ в 2009—2010 гг., верно?

1) Число при-быв-ших в Рос-сию из Ар-ме-нии в 2009 г. пре-вы-ша-ло число при-быв-ших в 2010 г.

2) Число при-быв-ших в Рос-сию из Та-джи-ки-ста-на в 2010 г. пре-вы-ша-ло число при-быв-ших в 2009 г.

3) Число вы-быв-ших из Рос-сии на Укра-и-ну в 2009 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2010 г.

4) Число вы-быв-ших из Рос-сии в Азер-бай-джан в 2010 г. пре-вы-ша-ло число вы-быв-ших в 2009 г.

14. Опре-де-ли-те ве-ли-чи-ну ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния Рос-сии в 2013 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

15. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком ре-ги-о-не в 2011 г. на-блю-да-лась ми-гра-ци-он-ная убыль на-се-ле-ния.

Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния не-ко-то-рых об-ла-стей Рос-сии в 2011 г.

1) Кур-ская

2) Во-ро-неж-ская

3) Бел-го-род-ская

4) Брян-ская

16. Ис-поль-зуя дан-ные гра-фи-ка, опре-де-ли-те по-ка-за-тель ми-гра-ци-он-но-го при-ро-ста на-се-ле-ния в Рос-сии в 2009 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Меж-ду-на-род-ная ми-гра-ция в Рос-сии

17. Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Во-ро-неж-ской об-ла-сти

Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, в каком году в Во-ро-неж-ской об-ла-сти на-блю-да-лось наи-мень-шее пре-вы-ше-ние смерт-но-сти над рож-да-е-мо-стью.

18. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы, опре-де-ли-те, на сколь-ко че-ло-век со-кра-ти-лась чис-лен-ность на-се-ле-ния Брян-ской об-ла-сти в 2011 г. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

Из-ме-не-ние чис-лен-но-сти на-се-ле-ния не-ко-то-рых об-ла-стей Рос-сии в 2011 г..

19. В каком из пе-ре-чис-лен-ных ре-ги-о-нов экс-плу-а-та-ци-он-ная длина же-лез-но-до-рож-ных путей об-ще-го поль-зо-ва-ния за пе-ри-од с 1995 по 2010 г. со-кра-ти-лась?

1) Ом-ская об-ласть

2) Рес-пуб-ли-ка Бу-ря-тия

3) Том-ская об-ласть

4) Кур-ган-ская об-ласть

20. Опре-де-ли-те гу-сто-ту же-лез-но-до-рож-ной сети в Том-ской об-ла-сти в 2010 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

21. Опре-де-ли-те долю го-род-ско-го на-се-ле-ния в % от общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния Се-ве-ро-За-пад-но-го фе-де-раль-но-го окру-га, если из-вест-но, что чис-лен-ность его на-се-ле-ния на 1 ян-ва-ря 2013 г. со-став-ля-ла 13 718 994 че-ло-век, из ко-то-рых го-ро-жан − 11 498 212. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

22. В 2010 г. в РФ для раз-лич-ных целей было ис-поль-зо-ва-но 59,5 км3 све-жей воды. Из них:

на оро-ше-ние и сель-ско-хо-зяй-ствен-ное во-до-снаб-же-ние — 8,2 км3;

на про-из-вод-ствен-ные нужды — 36,4 км3;

на хо-зяй-ствен-но-пи-тье-вые нужды — 9,6 км3.

Ка-ко-ва доля ис-поль-зо-ван-ной воды (в %) на про-из-вод-ствен-ные нужды из об-ще-го объёма ис-поль-зо-ва-ния све-жей воды в РФ? По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

23. Чис-лен-ность по-сто-ян-но-го на-се-ле-ния в рай-о-нах Край-не-го Се-ве-ра в мест-но-стях, при-рав-нен-ным к ним, в сред-нем за 2010 г. со-став-ля-ла 10 169 962 че-ло-ве-ка, чис-лен-ность по-сто-ян-но-го сель-ско-го на-се-ле-ния 2 255 545 че-ло-век. Опре-де-ли-те долю го-род-ско-го на-се-ле-ния (в %) общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в рай-о-нах Край-не-го Се-ве-ра и мест-но-стях, при-рав-нен-ным к ним, в сред-нем за 2010 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

24. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Про-дук-ция сель-ско-го хо-зяй-ства в РФ в 2011 г.», опре-де-ли-те долю про-дук-ции рас-те-ние-вод-ства в общем объёме про-дук-ции сель-ско-го хо-зяй-ства. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

25. Опре-де-ли-те, какое ат-мо-сфер-ное дав-ле-ние будет на-блю-дать-ся на вер-ши-не горы вы-со-той 700 мет-ров, если у её под-но-жия его зна-че-ние со-став-ля-ет 760 мм и из-вест-но, что дав-ле-ние из-ме-ня-ет-ся на 10 мм на каж-дые 100 м. Ответ за-пи-ши-те в виде числа.

26. 26 ав-гу-ста 2012 г. в Тихом оке-а-не у бе-ре-гов Цен-траль-ной Аме-ри-ки про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние маг-ни-ту-дой 7,4. Эпи-центр зем-ле-тря-се-ния на-хо-дил-ся в 125 км к югу от по-бе-ре-жья Саль-ва-до-ра, а его очаг был рас-по-ло-жен на глу-би-не 50,6 км. Ин-тен-сив-ность зем-ля-тресе-ний оце-ни-ва-ет-ся в бал-лах по 12-балль-ной шкале. Маг-ни-ту-да ха-рак-те-ри-зу-ет энер-гию, вы-де-лив-шу-ю-ся при зем-ля-тресе-нии, и опре-де-ля-ет-ся по шкале Рих-те-ра. Ин-тен-сив-ность зем-ля-тресе-ния в бал-лах тем боль-ше,

1) чем боль-ше его маг-ни-ту-да и чем глуб-же его очаг;

2) чем боль-ше его маг-ни-ту-да и чем ближе к по-верх-но-сти его очаг;

3) чем мень-ше его маг-ни-ту-да и чем глуб-же его очаг;

4) чем мень-ше его маг-ни-ту-да и чем ближе к по-верх-но-сти его очаг.

27. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Чис-лен-ность на-се-ле-ния в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2013 году», опре-де-ли-те долю сель-ско-го на-се-ле-ния Рос-сии в 2013 году (в %) в общей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

28. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Пас-са-жи-ро-обо-рот транс-пор-та об-ще-го поль-зо-ва-ния в Рос-сии в 2011 г.», опре-де-ли-те долю же-лез-но-до-рож-но-го транс-пор-та (в %) в общем пас-са-жи-ро-обо-ро-те. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

Пас-са-жи-ро-обо-рот транс-пор-та об-ще-го поль-зо-ва-ния

в Рос-сии в 2011 г., млрд пас-са-жи-ро-км

29. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Зе-мель-ные ре-сур-сы Рос-сии» опре-де-ли-те долю зе-мель (в %), за-ня-тых ле-са-ми, от общей зе-мель-ной пло-ща-ди стра-ны в 2013 году. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

30. Ис-поль-зуя дан-ные таб-ли-цы «Общая зе-мель-ная пло-щадь в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции в 2006 г.», опре-де-ли-те долю лич-ных под-соб-ных и дру-гих ин-ди-ви-ду-аль-ных хо-зяйств граж-дан в 2006 году (в %) в общей зе-мель-ной пло-ща-ди РФ. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

31.

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) Во-сточ-ной Си-би-ри

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Даль-не-го Во-сто-ка

Та-ри-фы на элек-тро-энер-гию в Рос-сии силь-но раз-ли-ча-ют-ся для жи-те-лей раз-ных ре-ги-о-нов. Так, на-при-мер, сто-и-мость элек-тро-энер-гии для го-ро-жан Ир-кут-ской об-ла-сти, про-жи-ва-ю-щих в квар-ти-рах с элек-три-че-ски-ми пли-та-ми, со-став-ля-ет 0,68 руб./кВт/ч1. Это более чем в 3 раза де-шев-ле, чем в со-сед-ней Рес-пуб-ли-ке Саха (Яку-тия).

32. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го ре-ги-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Тю-мен-ской об-ла-сти?

1) Даль-не-го Во-сто-ка

2) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

3) За-пад-ной Си-би-ри

4) Во-сточ-ной Си-би-ри

В Тю-ме-ни, где пре-жде о ме-тал-лур-гии и не по-мыш-ля-ли, в 2013 г. начал ра-бо-ту элек-тро-ста-ле-пла-виль-ный завод с про-ект-ной мощ-но-стью 550 тыс. тонн сор-то-во-го ме-тал-ло-про-ка-та. Чем ру-ко-вод-ство-вал-ся ин-ве-стор, вло-жив-ший в про-ект более 20 млрд руб-лей? А тем, что Тю-мен-ская об-ласть — кла-до-вая чёрного лома. Пе-ре-плав-лять его на месте, не вы-во-зя за пре-де-лы ре-ги-о-на, эко-но-ми-че-ски вы-год-но. На тер-ри-то-рии об-ла-сти еже-год-но об-ра-зу-ет-ся ми-ни-мум 1 млн тонн ме-тал-ло-ло-ма. Во вся-ком слу-чае, столь-ко его в сред-нем до по-след-не-го вре-ме-ни транс-пор-ти-ро-ва-ли по же-лез-ной до-ро-ге, от-прав-ляя по-тре-би-те-лям ряда субъ-ек-тов РФ и даже за гра-ни-цу

33. В 2012 г. в Рос-сий-скую Фе-де-ра-цию на по-сто-ян-ное место жи-тель-ства из-за ру-бе-жа при-бы-ло 417 681 че-ло-век, из них из стран СНГ-363 955 че-ло-век, из дру-гих стран - 53 726 че-ло-век. Опре-де-ли-те долю (в %) числа при-быв-ших в РФ из стран СНГ в 2012 г. По-лу-чен-ный ре-зуль-тат округ-ли-те до це-ло-го числа.

34. В каком из пе-ре-чис-лен-ных ре-ги-о-нов Рос-сии доля за-бо-ло-чен-ных зе-мель в общей пло-ща-ди зе-мель-ных уго-дий наи-боль-шая?

1) Ар-хан-гель-ская об-ласть

2) Ал-тай-ский край

3) Вол-го-град-ская об-ласть

4) Ка-бар-ди-но-Бал-кар-ская Рес-пуб-ли-ка

Псков-ско-Чуд-ская приозёрная низ-мен-ность рас-по-ло-же-на на се-ве-ро-за-па-де Псков-ской об-ла-сти и охра-ня-ет-ся как водно-бо-лот-ная тер-ри-то-рия (уго-дье) меж-ду-на-род-но-го зна-че-ния. На ней много об-шир-ных ни-зин-ных, пе-ре-ход-ных и вер-хо-вых болот и мно-го-чис-лен-ных мел-ких озёр. Они пред-став-ля-ют собой огром-ный ис-точ-ник прес-ной воды, ре-гу-ли-ру-ют вод-ный ба-ланс об-шир-но-го ре-ги-о-на, яв-ля-ют-ся важ-ны-ми ме-ста-ми мас-со-во-го гнез-до-ва-ния птиц. В пре-де-лах низ-мен-но-сти охра-ня-ет-ся боль-шая часть тор-фя-ни-ков Псков-ско- Чуд-ско-го бо-лот-но-го рай-о-на.

35. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы опре-де-лить ме-сто-по-ло-же-ние г. Яро-слав-ля?

1) По-вол-жья

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Цен-траль-ной Рос-сии

Ново-Яро-слав-ский неф-те-пе-ре-ра-ба-ты-ва-ю-щий завод (ОАО «Слав-нефть-ЯНОС») был пущен в экс-плу-а-та-цию в 1961 г. С 1995 г. пред-при-я-тие вхо-дит в со-став неф-тя-ной ком-па-нии «Слав-нефть». В на-сто-я-щее время это одно из круп-ней-ших пред-при-я-тий от-рас-ли (мощ-ность - более 14 млн т нефти в год). Ас-сор-ти-мент про-дук-ции за-во-да вклю-ча-ет в себя ав-то-мо-биль-ный бен-зин и ди-зель-ное топ-ли-во стан-дар-та евро-5, авиа-ци-он-ный ке-ро-син и топ-ли-во для ре-ак-тив-ных дви-га-те-лей, ши-ро-кий спектр масел, би-ту-мы, па-ра-фи-но-вос-ко-вую про-дук-цию, аро-ма-ти-че-ские уг-ле-во-до-ро-ды, сжи-жен-ные газы и то-поч-ный мазут.

36. Та-ри-фы на элек-тро-энер-гию в Рос-сии силь-но раз-ли-ча-ют-ся для жи-те-лей раз-лич-ных ре-ги-о-нов Рос-сии. Так, на-при-мер, сто-и-мость элек-тро-энер-гии для го-ро-жан Ир-кут-ской об-ла-сти, про-жи-ва-ю-щих в квар-ти-рах с элек-три-че-ски-ми пли-та-ми, со-став-ля-ет 0,68 руб. кВт·ч. Это более чем в 3 раза де-шев-ле, чем в со-сед-ней Рес-пуб-ли-ке Саха (Яку-тия).

Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Ир-кут-ской об-ла-сти?

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) Во-сточ-ной Си-би-ри

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

4) Даль-не-го Во-сто-ка

37. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить ре-ги-он, в ко-то-ром рас-по-ло-жен г. Верх-ний Уфа-лей?

1) По-вол-жья

2) За-пад-ной Си-би-ри

3) Во-сточ-ной Си-би-ри

С 1970 г., после про-ведённой ре-кон-струк-ции, Уфа-лей-ский завод ме-тал-ло-из-де-лий (г. Верх-ний Уфа-лей Че-ля-бин-ской об-ла-сти) вы-пус-ка-ет обо-ру-до-ва-ние для всех про-из-вод-ствен-ных про-цес-сов в чёрной ме-тал-лур-гии: кок-со-хи-ми-че-ско-го, аг-ло-ме-ра-ци-он-но-го, до-мен-но-го, ста-ле-пла-виль-но-го и про-кат-но-го. Кроме того, завод вы-пус-ка-ет сталь-ное и чу-гун-ное литьё, по-ков-ки, штам-пов-ки, ме-тал-ло-кон-струк-ции и др. Завод по-став-ля-ет свою про-дук-цию прак-ти-че-ски на все круп-ные ме-тал-лур-ги-че-ские пред-при-я-тия Рос-сии, а также осу-ществ-ля-ет по-став-ки во Фран-цию, в Тур-цию, Ита-лию, Ве-ли-ко-бри-та-нию, Бель-гию, Гер-ма-нию и стра-ны ближ-не-го за-ру-бе-жья.

38. Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го рай-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы более де-таль-но изу-чить ре-ги-он, в ко-то-ром рас-по-ло-же-на Ли-пец-кая об-ласть?

1) По-вол-жья

2) Ев-ро-пей-ско-го Юга

4) Цен-траль-ной Рос-сии

Ли-пец-кая об-ласть — один из ли-де-ров в Рос-сии по про-из-вод-ству са-ха-ра. В 2012 г. на-ча-лась мо-дер-ни-за-ция пред-при-я-тий от-рас-ли, из-за ко-то-рой объёмы про-из-вод-ства са-ха-ра со-ста-ви-ли всего 410,5 тыс. т. После её за-вер-ше-ния пла-ни-ру-ет-ся пре-взой-ти уро-вень 2011 г. — 634 тыс. т.

39. В Том-ской об-ла-сти идёт стро-и-тель-ство не-сколь-ких новых пред-при-я-тий по про-из-вод-ству дре-вес-но-стру-жеч-ных и дре-вес-но-во-лок-ни-стых плит. В на-сто-я-щее время на долю об-ла-сти при-хо-дит-ся 6% в об-ще-рос-сий-ском про-из-вод-стве этой про-дук-ции. К 2015 г., после за-пус-ка новых пред-при-я-тий, эта доля уве-ли-чит-ся до 15%.

Карты ка-ко-го гео-гра-фи-че-ско-го ре-ги-о-на Рос-сии не-об-хо-ди-мо вы-брать, чтобы изу-чить гео-гра-фи-че-ские осо-бен-но-сти Том-ской об-ла-сти?

1) За-пад-ной Си-би-ри

2) По-вол-жья

3) Ев-ро-пей-ско-го Се-ве-ра

Результаты

п/п

Номер

Правильный ответ