Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики. Государственное регулирование в фазе спада

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных — , и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику . Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы являются^

  • денежно-кредитная (или )
  • и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Как указывалось в главе 2, изменение совокупного спроса влечет за собой изменение объема производства и уровня цен. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой , изменение же налогов воздействует на . В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.

Недостатками фискальной и монетарной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый период времени, называемый лагом . Временной лаг возникает из-за того, что для проведения стабилизационной политики необходимо определить фазу цикла, что не всегда легко, принять (четко сформулировать и законодательно оформить) соответствующее решение и найти средства для проведения решения. Например, если государство решит снизить налоги, то в законодательном органе необходимо утвердить новые налоговые ставки и найти источник денежных средств, который компенсирует сокращение доходов государства, вызванных уменьшением налогов.

Существование лагов может привести к тому, что проводимая государством стабилизационная политика только усилит колебания. Так, если правительство решит проводить сдерживающую политику, сократив госрасходы, повысив налоги или уменьшив денежную массу, то пока решение будет выполнено, экономическая ситуация может измениться и ограничительные меры наложатся на фазу спада, углубляя ее.

До сих пор под стабилизационной политикой предполагались активные меры государства, воздействующие на национальное производство, недостатками которых являлись временные лаги. Пассивная экономическая политика лишена этих недостатков.

Под пассивной политикой понимают наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Они предполагают автоматическое изменение какого-либо элемента при изменении макроэкономической ситуации. К ним относятся и налог на прибыль (в фазе подъема налоговые поступления увеличиваются, что сдерживает рост, в фазе спада — сокращаются); пособия по безработице и другие социальные выплаты (увеличиваются в фазе спада); субсидии отдельным отраслям экономики (также возрастают в фазе спада).

Более детально инструменты монетарной и фискальной политики будут рассмотрены в соответствующих разделах курса.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную на смягчение циклических колебаний. Антициклическое регулирование заключается в сдерживании инвестиций в периоды циклических подъемов с целью предотвратить назревающее перепроизводство и форсировании инвестиций в периоды кризисов и депрессий с целью ограничить падение производства и ускорить выход из кризиса.

Таким образом важнейшими инструментами воздействия на экономический цикл выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования.

Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции. В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

Рис. 2.1

^ - политика стимулирования;

v - политика сдерживания.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Однако значительное ускорение роста денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (вместе с действием других факторов, например, резкое повышение цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций - темпы роста цен в середине 70-х лет составляли более 10%.

Поэтому в 80-х годах правительство начало ограничивать темпы образования денежной массы. Средствами достижения этой цели стало проведение жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что способствует удорожанию кредита.

Во время депрессии и кризиса государство снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на размер процента, по которым банки предоставляют ссуду своим клиентам. Коммерческие банки в США почти 12% своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке.

Преимущество этого метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно. Важно лишь точно определить время повышения или понижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственном секторе, прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро-, газо-и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг, чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (по сравнению с 1946 г.).

Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Рыночная экономика развивается во многом и за счет стихийного саморегулирования, смены периодов макроэкономического равновесия и неравновесия, т.е. циклически. Несмотря на развитие форм и методов антициклического регулирования во всех странах периодически возникают перегревы, депрессии и спады экономики. Развитие рыночной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому через его нарушение и восстановление называется экономическим циклом.

Первые попытки научного объяснения циклических кризисов XIX в. дали Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Милль. Затем К. Маркс (во втором томе «Капитала») создал теорию циклического развития капитализма. Он считал главной причиной экономических кризисов основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Материальной основой циклического развития - периодическое массовое обновление основного капитала, дающего толчок новому росту производства, ведущему к новому кризису перепроизводства товаров по сравнению с платежеспособным спросом. Он раскрыл экономический цикл как последовательную смену четырех фаз воспроизводства: кризис, депрессия, оживление, подъем, и показал экономические и социальные последствия кризисов как взрыва противоречий капитализма и временного их разрешения, восстановления соответствия объема производства и потребления.

Затем неоклассики Дж. Кларк, Дж. Хикс, Й. Шумпетер. У. Митчелл дополнили анализ причин и периодичности экономических кризисов. Они выделили внешние и внутренние факторы, ведущие к кризисам. Среди внешних отмечали войны, революции, крупные технические открытия, освоение новых территорий. К внутренним факторам относили: физический и моральный износ основного капитала; рост инвестиций, доходов населения, государственных заказов.

Современная экономическая теория обычно выделяет три вида экономических циклов: 1) короткие (кратковременные) циклы (3-4 года); 2) средние (классические) циклы (5-10 лет); 3) длинные циклы (волны) экономической конъюнктуры - свыше 20 лет. Йозеф Шумпетер отмечал, что циклическое развитие, колебания макроэкономической конъюнктуры происходят одновременно на трех уровнях, в их взаимозависимости. Большинство западных экономистов считают короткие циклы лишь преходящей фазой среднесрочных (классических) экономических циклов, связанных с вспышками инфляции, сжатием кредита, снижением курса национальной валюты.

Длинные циклы экономической конъюнктуры, или длинные волны экономического роста, продолжительностью 40-50 лет обусловлены крупными научно-техническими открытиями в технике, технологии, материалах, источниках энергии.

Многовариантность нарушений макроэкономического равновесия возродила интерес к теории длинных волн (циклов) экономической конъюнктуры, выдвинутой Н.Д. Кондратьевым (1880-1937). В 1920-1928 гг. он был директором Конъюнктурного института при Наркомфине СССР, который разрабатывал научные основы стратегического управления экономикой. Он обосновал (на базе данных статистики) длинные волны экономической конъюнктуры по 48-55 лет и рассчитал, что мировая экономика прошла 2,5 длинных цикла: 1) 1790-1844 гг.; 2) 1845-1896 гг. и переживает (в 20-х г. XX в.) третий цикл. Он предсказывал новые экономические подъемы в середине сороковых годов XX в. и в 90-х XX в.

Главной причиной длинных циклов Н.Д. Кондратьев считал сроки физической эксплуатации (износа и замены) крупных хозяйственных объектов (зданий и сооружений), особенно межотраслевого значения (дороги, мосты, линии электропередач, портовые сооружения и т.п.). Периоды их строительства порождают волны накопления капитала (повышательные), после чего наступают волны рассеивания капитала (понижательные). В целом такой подход сохраняет значение в современном долгосрочном прогнозировании макроэкономической динамики в национальном и мировом масштабах.

Теперь общепризнано, это циклическое развитие является составной частью экономического роста. Поступательное движение экономики стимулируется чередованием повторяющихся в определенной последовательности изменений. В ходе экономического цикла изменяются объемы производства и занятости, загрузка производственных мощностей, уровень цен, прибыль, денежная масса и скорость обращения денег. По мере накапливания этих изменений силы, придававшие им импульс развития, убывают, и экономическая система начинает движение в обратном направлении. Поэтому экономическое развитие представляет собой волнообразное движение экономики через фазы экономического цикла.

Между тем стремление экономической системы к достижению потенциально возможных объемов производства и ресурсов в заданных технологических границах приводит к падению предельной эффективности используемых факторов производства. Расширение наталкивается на «потолок роста», с чего начинается спад производства. Тем самым, тенденция к долговременному росту сама является причиной циклических колебаний.

Цикличность - это всеобщая форма движения, свойственная не только экономике (например, природе - времена года), она отражает неравномерность движения, смену эволюционных и революционных форм прогресса. Характерными чертами цикличности являются:

  • движение не по кругу, а по спирали - как прогрессивное развитие;
  • каждый цикл имеет свои фазы и длительность;
  • циклы неповторимы, т.е. каждый цикл, каждая фаза не имеет аналогов в историческом развитии;
  • все циклы в природе и в обществе взаимосвязаны (воздействие солнечных пятен на здоровье людей, на урожай и т.д.).

В основе возникновения промышленного цикла лежит процесс обновления основного капитала, в чем единодушны все исследователи экономического цикла. Замена капитального оборудования не может идти непрерывно. Необходимо определенное время, за которое капитал должен окупиться. В прошлом капитал оборачивался за 10-12 лет, теперь в условиях НТП период оборота стал короче - 4-8 лет и менее.

Исходной фазой (рис. 5.1 ) экономического цикла является кризис - исключительно тяжелое для экономики и всей страны состояние. Отмечается перепроизводство товаров, уменьшаются или совсем прекращаются заказы на новое строительство, инвестиции, происходит массовое банкротство фирм практически во всех отраслях народного хозяйства.

Спад (сжатие, рецессия) сопровождается падением реального объема производства ниже максимальной точки подъема (пика). В связи с уменьшением загрузки производственных мощностей увеличивается безработица, одновременно падает заработная плата. Предприниматели оказываются без наличных средств, и спрос на них возрастает, соответственно растет и банковский процент. Возникает паника на биржах, увеличивается количество банкротов фирм, банков. Это разрушительная сторона кризиса.

Особенно глубокий и продолжительный спад, сопровождающийся разрушительными последствиями для экономики, называется депрессией. Отличительной чертой депрессии является волна массовых банкротств промышленных, торговых, финансовых компаний, не сумевших приспособиться к новым условиям хозяйствования. Но несмотря на убытки, банкротства и падение производства депрессия - необходимая фаза экономического развития, имеющая позитивное воздействие на экономику. В этой фазе цикла факторы производства перераспределяются из прежних сфер применения в новые, происходит реорганизация производства, разоряются неконкурентоспособные фирмы, снижаются издержки производства.

Отсутствие дальнейшего падения (дно цикла) в данной точке свидетельствует о равенстве сил, вызывающих спад и рост экономики. Так, уменьшение издержек за счет снижения уровня цен и заработной платы, падение процентных ставок, исчерпание товарно-материальных запасов подготавливает почву для роста инвестиций в фазе оживления.

Оживление (расширение) - фаза цикла, в которой реальный объем производства повышается относительно дна цикла. Прекращается деинвестирование, возобновляются товарно-материальные запасы, начинается процесс обновления основного капитала, внедряются самые Эффективные инновационные проекты. Оживление выводит объемы роизводства на предкризисный уровень. Начинается подъем (бум) - фаза цикла, в которой экономика превосходит максимальный уровень производства в предыдущем цикле и стремится к достижению потенциально возможных объемов реального ВВП и полной занятости. В фазе промышленного бума получает развитие вторичная волна подъема, которая втягивает в работу сферы экономики, не охваченные первоначальным импульсом на стадии оживления. Возникает волна спроса на инновации. Растет производство, занятость, доходы и потребление в национальном хозяйстве в целом. Укрепляется оптимистический настрой в обществе. Но рост прерывается в пике цикла - в точке максимального уровня производства. Резкая смена повышающейся тенденции на понижающуюся, вызывается падающей предельной эффективностью капитала в результате достижения инвестициями уровня, соответствующего требованиям роста и технического прогресса. Сворачиваются чистые инвестиции, падают доходы, причем падение доходов, вызванное сокращением инвестиций, происходит в больших размерах, чем снижение самых инвестиций.

Подъем уже накопил критическую массу негативных изменений, которые не дают экономике удерживаться в фазе подъема и разворачивают ее к рецессии.

В современных условиях государства располагают широким арсеналом антикризисных, антициклических мер и программ. К ним относятся бюджетно-налоговая и монетарная (денежно-кредитная) политика, а также меры прямого воздействия на пропорции воспроизводства - программирование и планирование национальной экономики.

В теории и практике имеются два основных направления антициклического регулирования: неокейнсианское и неоконсервативное. Неокейнсианское направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а неоконсервативное направление - на регулирование совокупного предложения.

Цель регулирования в первом случае - хозяйство в целом (макроэкономика), во втором - создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика). Приоритеты регулирования; налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, причем у неоконсерваторов кредитно-денежная политика на первом месте. Роль государственного вмешательства у неокейнсианцев поощряется, тогда как у неоконсерваторов ограничивается.

Сторонники неокейнсианства больше внимания уделяют бюджетной политике (увеличение или уменьшение расходов государства) и налоговой политике (изменение налоговых ставок в зависимости от состояния экономики).

Важно, что обе концепции едины в том, что в фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. Прежде всего это достигается снижением ставок налога, предоставлением налоговых льгот на новые инвестиции, проведением политики ускоренной амортизации. Проводится политика «дешевых денег»: снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков. В результате идет увеличение капиталовложений, повышается деловая активность, снижается безработица. Однако в длительной перспективе это может привести к усилению инфляционных тенденций.

В фазе подъема , напротив, государство проводит политику сдерживания в целях предотвращения перегрева экономики. На налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. В этой фазе повышаются ставки налогов, сокращаются объемы государственных расходов, ужесточаются амортизационная политика. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности и спроса. Происходит спад экономической активности. Снижение спроса вызывает сокращение национального дохода.

В кредитно-денежной политике преобладают элементы кредитной рестрикции, т.е. политики «дорогих денег». Эта политика включает: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. В длительной перспективе кредитная рестрикция может через сжатие инвестиций привести к сокращению производства, а также к росту безработицы.

В фазе рецессии (спада, кризиса) государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период подъема (пика, бума) стремится сдерживать деловую активность.

В реальной жизни государство стремится учитывать экономическую ситуацию и принимает меры по устранению дестабилизирующих явлений, добивается устойчивого хозяйственного развития. Однако эффективность принимаемых мер может быть оценена только по истечению определенного периода времени.

Неоконсерваторы отошли от кейнсианских рекомендаций и ориентируются на классические теории и монетаризм. Приоритетным теперь становится кредитно-денежное регулирование и сглаживание циклических колебаний. Появился термин «таргетирование денежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размера денежной массы в обращении.

В современных условиях возникает ряд новых проявлений цикличности. Среди них синхронизация экономических циклов, возникшая еще в 70-80-х гг. XX в., совпадение циклических колебаний во времени в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется нарастанием экономической глобализации, интернационализации производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества.

При проведении антициклического регулирования правительство должно считаться с синхронизацией и стремиться синхронизировать свои мероприятия с аналогичными мероприятиями, проводящимися в Других странах. При неучтенных требованиях синхронизации эффективность антициклического регулирования может не только снизиться, но и быть равной нулю.

Контрольные вопросы

  1. Как графически можно представить фазы цикла и экономический рост?
  2. В чем заключается сущность экономической цикличности?
  3. Опишите основные фазы экономического цикла, их современные особенности.
  4. Раскройте взаимосвязь экономических циклов с НТП.
  5. В какой фазе цикла и почему зарождается тенденция к выходу из кризиса и экономическому подъему?
  6. Охарактеризуйте фазу цикла, когда начинается рецессия в экономике.

Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её перегрева - стремится сдерживать деловую активность. В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики. Первое - это явление синхронизации экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области. Второе - это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.) тоже можно рассматривать как эле-менты регулирования экономического цикла. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведёт к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово- бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово- бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешёвых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведёт к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведёт к росту инфляции. В период подъёма экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные ме-роприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика в фазе подъёма характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторон-ники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведёт, в конечном счёте, к спаду эконо-мической активности. Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно денежные и бюджетно налоговые рычаги. Во времякризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во времяподъема - на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Антициклическая политика государства

Негативные последствия неравномерности развития, особенно отрицательное, часто разрушительное, воздействие экономических кризисов, вынуждаю правительства проводить мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Главной задачей антициклического регулирования является уменьшение разрушительною воздействия кризисов, сглаживание глубины экономического цикла.

Антициклическая политика государства – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях сглаживания колебаний экономической активности и направленных на борьбу как с кризисными состояниями экономики, так и бума.

Государство воздействует на экономическую систему в противоположном направлении относительно данной фазы цикла. Если производство падает, государство проводит стимулирующую политику, если назревает «перегрев» конъюнктуры, то государство проводит сдерживающую политику.

Для этого у государства имеются средства и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

В период подъема, чтобы не допустить «перегрева» экономики, правительство с определенного момента начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и нормы обязательных банковских резервов делают деньги дороже и уменьшают поток инвестиций в экономику. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат, также, увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис бывает, обычно, менее глубоким и менее продолжительным.

В период кризиса или депрессии для того, чтобы стимулировать производство, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы, принимает меры, направленные на удешевление кредитов и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.

Следует также отметить, что в применении инструментов макроэкономической политики правительство имеет определенные ограничения. Они связаны, главным образом, с тем, что предотвращение спада промышленного производства и увеличения безработицы может в качестве ответной реакции иметь рост инфляции в экономике, что не отвечает целям проводимой политики.

Следствием антициклической политики государства может стать деформация цикла: учащение кризисов при сокращении их продолжительности и глубины падения производства; удлинение фазы подъема; выпадение или значительное сокращение продолжительности фазы депрессии; происходит синхронизация цикла в разных странах, что затрудняет выход экономик из кризисного состояния за счет расширения экспорта.

Мероприятия антициклической политики государства представлены ниже:

Наряду с циклическими кризисами в современных условиях появился новый вид кризисов – трансформационный кризис, связанный с изменением, реформированием экономической системы, переходом от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Проблеме трансформационных кризисов посвящена следующая тема.