Когда уже закончится экономический кризис? Кризис в России: год деградации и дальше - только хуже

Два года назад жители РФ ощутили на себе последствия однобокого развития отечественной экономики. Сырьевая модель дошла до крайней точки своих возможностей. Экономический кризис в России был ускорен падением цен на нефть и недружественными экономическими мерами Запада. Существовавшие в последние годы механизмы руководства рынком утратили эффективность. Начался общий спад в производстве и торговле.

Причины кризиса

Снижение стоимости нефти в 2014 году рухнуло на головы финансистов 16 декабря. В тот день страна услышала пугающие новости. Номиналы ведущих валют выросли до: 80 р. — за доллар, 100 – за евро.

Причины внезапного экономического краха зрели давно. Среди них:

  • энергетическое противостояние «российская нефть — американский газ». Обама и Путин борются не за идеи, а за рынки сбыта;
  • нелегальная финансовая система Китая. Новости о нелегальном давлении китайских банков на мировую экономику не преувеличены. Теневые махинации привели к надлому во многих странах;
  • провокация всемирной инфляции. Европейские страны чрезмерно часто предоставляли частным банкам кредиты. Вот почему валюта обращалась слишком быстро;
  • неправильный прогноз на рынке акций.

В начале кризиса Президент Путин считал, что ситуация вызвана исключительно внешними факторами – событиями на Украине.

Финансовый кризис вызвал ценовой скачок, приведший к резкому ухудшению жизни простых граждан. Банковский фонд особенно уменьшился у крупных предприятий, связанных с иностранными вкладами. Иностранные бизнесмены, в рамках западных акций, приостановили сотрудничество с российскими партнёрами.

В 2015 Президент Путин уже открыто говорил, что у кризиса есть и внутренние причины. Это:
объём зарплаты превысил эффективность труда;
увеличилось потребления импортных товаров;
импорт возмещался натуральными ресурсами (газ и нефть).

Тогда впервые Путин употребил термин «импортозамещение», т.е. необходимость создавать свои товары, а не приобретать их за рубежом. Последние новости конца 2015 года были неутешительны. Доллар стоил 65 р. Министерство экономического развития составило официальный прогноз о росте доллара до 70 р. Производство России должно было сократиться на 5 %, а цены вырасти на 12 %. В январе появились утешительные новости о росте рубля. Но вскоре был объявлен минимальный пик мировых цен на нефть. Стало ясно, что хозяйственная система России нуждается в реорганизации.

Новости начала 2016 года потрясли россиян ещё сильнее. Цены на валюту взлетели на невиданную прежде высоту. Последние значения доллара были выше 75 р.

Российские и зарубежные аналитики объясняют, почему Россия сегодня не может выйти из тяжёлой ситуации. Страна по-прежнему зависит от продажи нефти. Большинство отраслей экономики базируется на иностранной технике. Фабрик и заводов в России недостаточно, оборудование на них устарело. Банковская система сегодня слишком сильно связана с зарубежными системами типа Mastercard, Visa. Прогнозы говорят, что к концу 2016 г. крупнейшие банки мира могут разориться из-за несамостоятельности российских финансов.

Методы и способы выхода

Последние потери России вследствие американских и европейских санкций составили 160 млрд. долларов. Вместе с тем, Путин отметил, что пик негативного внешнего влияния уже прошёл. В западном эмбарго на пищевые продукты есть позитивный момент. Это расширило рынок для собственных производителей. Путин заявил, что отечественная экономика должна усиливать компетенции в тех сферах, где возможно – производство компьютеров, кораблей, самолётов. Создание собственных высокотехнологичных производств обозначит момент, когда Россия выйдет из кризиса.


Отечественные экономисты считают, что основной путь спасения – повышение активности граждан.
Люди должны вкладывать средства в развитие отечественного производства и торговли, не опираясь на зарубежные инвестиции. Отрицательные новости 2015-2016 касаются не столько крупной промышленности, сколько таможни, строительства, коммунального хозяйства. Правительству следует отрегулировать эти сферы в первую очередь. Необходимо заморозить последние объёмы налогов, чтобы помочь отечественному бизнесу.

Весной 2015 г. состоялся форум стран СНГ, посвящённый вопросам кризиса. Участники мероприятия отметили, что экономика всех стран содружества сегодня страдает. Как способы выхода, форум предложил:
создать единый товарный и финансовый рынок;
облегчить вопросы регистрации, получения пенсий, медицинской помощи для граждан СНГ;
отменить последние таможенные меры внутри СНГ;
на государственном уровне помогать развитию мелкого и среднего бизнеса.


Западные специалисты предлагают для России несколько способов выйти из сложного положения, миновав пик кризиса. Это:

снизить зависимость страны от продажи нефти и газа;
делать государственные вложения в различные отрасли собственной экономики;
не ориентировать торговлю только на Китай;
не повышать налоги;
пригласить зарубежных экспертов по экономике.
Прогнозы аналитиков сходны с позицией российского президента. В конце 2015 Путин приказал снизить контроль над малыми предприятиями, чтобы дать им возможность развиваться.


Что делать людям во время кризиса

Каждый россиянин сегодня задаётся вопросами – сколько продлится кризис, как сберечь накопления, защитить себя и свою семью от нищеты? Специальные антикризисные форумы в Интернете дают ценные рекомендации:
1) не надеяться на быстрый взлёт экономики. Нынешний упадок носит глобальный характер. Последние новости говорят о кризисных явлениях в большинстве стран мира. Подобные ситуации длятся от 5 до 7 лет;
2) найти способ заработка. Есть сферы, благополучно развивающиеся даже на пике упадка. Важно выявить для себя востребованную нишу.
3) Не копить деньги, а вкладывать в бизнес, сколько возможно;
4) При наличии официальной работы искать возможность подработки;
5) Не тратить деньги на скупку ненужных товаров. Разумно экономить.

Неплохие прогнозы развития имеют такие отрасли, как медицина, образование, производство продуктов питания, сельское хозяйство. Малое или индивидуальное предприятие в любой из этих областей принесёт стабильный доход. Хорошие новости касаются силовых и правоохранительных структур – государство испытывает потребность в таких кадрах. По-прежнему актуальны сегодня сфера развлечений, информационные технологии. Выгодно заниматься недвижимостью, ремонтом автомобилей и бытовой техники, оказывать транспортные и ритуальные услуги.

Последние несколько лет стали для России и ее граждан тяжелым испытанием. Падение цен на нефть, международные санкции и разрыв экономических связей с развитыми странами Запада сильно ударили по экспортно-ориентированной экономике нашей страны.

Большинство ранее налаженных коммерческих связей в один момент были разорваны, а новые так и не получилось создать в силу целого ряда причин.

Только совсем недавно российская экономика начала входить в зону стабильности, а по некоторым ее секторам показалась положительная динамика.

Однако, согласно прогнозам целого ряда авторитетных экспертов, новый виток кризиса следует ожидать уже в 2019 году. Спровоцировать его может низкая цена на энергоносители, от продажи которых зависит наполнение бюджета, и расширение санкций, из-за чего отечественный бизнес потеряет позиции на мировых рынках.

Что ждать россиянам в 2019 году

Для граждан Российской Федерации грядущий 2019 год обещает стать абсолютно непредсказуемым. Во-первых, это будет период окончания выборов и правительству не придется угождать своему электорату, поддерживая цены и замораживая сборы.

Это означает, что в коммунальные платежи возрастут, а инфляция снизит реальные доходы граждан. Во-вторых, дефицит денежных средств в бюджете может спровоцировать остановку множества социальных и инфраструктурных проектов, что обязательно повлечет за собой увеличение безработицы.

Кроме того, на законодательном уровне правительство может урезать некоторые выплаты, а также отменит льготы и субсидии незащищенным слоям населения.

Что говорит правительство

По словам представителей Министерства экономического развития, кардинальных изменений в положительную сторону гражданам нашей страны в 2019 году ожидать не стоит. Чиновники утверждают, что экономика находится в стагнации и развитие будет, но очень медленное.

Бюджетники и пенсионеры, скорее всего, существенных добавок к своим выплатам не получат. На кардинальные рассчитывать не стоит — максимум чего можно ожидать, это компенсация инфляционных потерь, которые, по прогнозам, должны составить около 5%.

С другой стороны, руководители страны говорят о положительной динамике мировых рынков энергоносителей, надеясь что «черное золото» в грядущем году отыграет позиции, утраченные за период кризиса.

Кроме того, согласно последним отчетам, организации по всей стране сумели накопить достаточно средств для инвестирования, что, безусловно, послужит мультипликатором развития всех отраслей.

Единственным непонятным пунктом в правительственной стратегии развития страны остается замораживание заработных плат, что, по мнению власть имущих, должно простимулировать развитие экономики.

Руководствуясь своей непонятной для других логикой, они пытаются сделать население богаче, отнимая доходы. Хотя в нашей стране люди к столь эксцентричным решениям властей уже привыкли.

Прогнозы экспертов на 2019 год

Такого мнения придерживаются и эксперты из Еврокомиссии. Они утверждают, что в ближайшее время экономика нашей страны будет восстанавливаться после тяжелого удара, и вряд ли в скором будущем покажет форсированные темпы роста.

Отечественные же эксперты в своих оценках более оптимистичны. Они утверждают, что хотя в 2019 году еще будут слышны отголоски недавнего кризиса, тем не менее, государство имеет все шансы полностью восстановиться и перейти к уверенному развитию.

Кроме того, санкцонная политика последних лет со стороны западных партнеров, позволит отечественному бизнесу беспрепятственно освоить слаборазвитые сферы хозяйствования.

Откуда ждать спасения

Сегодня Россия находится в достаточно сложной ситуации.

С одной стороны, сильно снизилась инвестиционная привлекательность страны для иностранных инвесторов, а с другой – государство уже не в состоянии продолжать финансирование масштабных проектов по причине истощения резервных фондов и отсутствия новых поступлений денежных средств от продажи энергоносителей.

Эта обстановка приводит к застою во всех сферах хозяйствования. Правительство пытается решить проблемы за счет частного внутреннего капитала, стимулируя предпринимателей инвестировать собственные средства в свободные, или малоразвитые ниши, но судя по последним данным, особого успеха это не приносит.

Надежным партнером, готовым откликнуться на выгодные предложения, по-прежнему остается Китай. К сожалению, деньги оттуда поступают только в добывающую отрасль или в ту сферу, где гарантирована прибыль. Хотя в последнее время инвестиции из «Поднебесной» все чаще вливаются и в другие направления.

Эксперты выход из сложившейся ситуации видят в либерализации законодательства и создании зон свободной торговли. Они предлагают перенять опыт развитых стран, организовав налоговый «рай» в депрессивных регионах. Такой шаг поможет не только найти рабочие места для населения, но и полностью раскроет потенциал нашей страны.

Когда отступит затянувшийся кризис

Очевидно, что мнимая стабильность, популяризируемая в нашей стране, на самом деле оказывается стагнацией. Государство живет исключительно за счет продажи ресурсов и полностью зависит от их цен в мировых котировках.

Большая часть производимой продукции не способна конкурировать на глобальном уровне и стране приходится защищать пошлинами собственного производителя. Для устранения стагнации необходимы смелые решения и кардинальные изменения, как в экономическом, так и политическом сегменте.

Если же улучшений не случится, то Россия рискует при всех своих природных богатствах так и остаться сырьевым придатком сильных мира сего. Однако, будем рассчитывать на положительные тенденции в экономике РФ и хорошие .

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

Сегодня каждый житель Российской Федерации прекрасно осознаёт, что экономика в стране не развивается и что сейчас бушует кризис. Об этом говорят сегодняшние новости, последние цифры в экономических исследованиях и то, что есть в холодильнике каждого отдельного человека. На данные обстоятельства указывал и президент страны Владимир Путин.

В современном мире экономика, основанная только на продаже углеводородов, не может быть продуктивной. Всё больше стран постепенно отказываются от данного вида ресурсов, предпочитая разрабатывать альтернативные источники энергии. Кроме этого, в данный момент рынок нефти переполнен предложением, поэтому её продажа не приносит тех дивидендов, которые приносила последние 5-7 лет.

Почему начался кризис?

Внешние причины:

1. Резко возросшая конкуренция на рынках сбыта – недавно к списку стран, активно продающих нефть, добавился Иран, который не соглашается снизить добычу нефти, ради остальных участников рынка. Это подорвало равновесие, из-за чего стоимость за баррель начала опускаться;
2. Особенности функционирования крупных банковских систем Китая. Сегодня финансовые конгломераты Поднебесной накопили достаточное количество средств для того, чтобы влиять на мировую экономику в своих интересах. В последние несколько раз такие махинации приводили к дестабилизации экономик отдельных стран;
3. Отношение европейских стран к кредитной политике. Германия, Франция и Англия, стимулируя собственные экономики, начали вливать слишком много денег в коммерческие банки.
4. Ложные информационные «вбросы» на рынках акций.

Внутренние причины:

1. Уровни зарплаты отдельных категорий профессий в России превысил эффективность труда;
2. Зависимость российской экономики от зарубежных технологий, продуктов, одежды и т.д.;
3. Неблагоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса;
4. Слабая работа общественных институтов;
5. Большое количество дотационных регионов.

В результате внутренних и внешних факторов в российской экономике начался кризис. Новости конца 2015 года сообщали, что стоимость одного доллара по официальному курсу составляла около 65 рублей. Минфин, Центробанк и Минэкономразвития делали прогнозы о росте доллара в следующие три года. При этом сегодня ВВП страны сокращается, а инфляция увеличивается. В итоге высшее руководство страны и Владимир Путин пришли к выводу, что необходимы структурные изменения в экономике.

Ставка была сделана на импортозамещение, как основу новой экономической модели. Таким образом, экономический кризис в России в 2016, а также в 2017 годах должен был сбавлять обороты именно за счет отказа от приобретения иностранных товаров в пользу отечественных.

Методы и способы выхода?

По прогнозам отечественных и иностранных экономистов, финансовый кризис в России может прекратиться при использовании нескольких моделей действий:

1. Переориентация экономики с «нефтяной иглы» на развитие производства;
2. Увеличение государственных субсидий в область отечественной промышленности;
3. Развитие торговли со всеми странами, а не только с государствами, входящими в СНГ и АТР;
4. Снижение налоговой и ключевой ставок, а также таможенных пошлин;
5. Помощь малому и среднему бизнесу.

Для восстановления экономики Правительством страны были выбраны следующие направления: развитие сельского хозяйства, высокотехнологичных производств и военной техники. Большая роль в подъеме отечественной экономики была отведена простым гражданам. Им предлагается вкладывать, сколько возможно средств, в малый бизнес, который не будет опираться на иностранные товары и инвестиции.

Что делать людям?

В условиях российских экономических реалий и традиций поведения большинство людей будет выбирать тактику «выживания» и адаптации. Это означает, что люди будут всеми силами снижать уровень потребления, пытаясь экономить ; менять образ жизни на более дешевый; искать возможности заработка в «теневой» экономике. Интернет-форумы рекомендуют людям делать противоположное:

  1. Во-первых, не копить, а вкладывать, сколько возможно, денег в бизнес;
  2. Во-вторых, найти легальный способ заработка. Сегодня в экономике существуют ниши, которые развиваются, даже несмотря на падение глобальных и отечественных рынков.
  3. В-третьих, если у вас уже есть официальная работа, следует сосредоточиться на поиске подработки;
  4. В-четвертых, не тратить деньги на малозначимые товары и услуги. В частности на бытовую технику, лишнюю одежду, дорогие продукты и прочее.

Свежие новости показывают, что особенно перспективно для бизнеса и работы сегодня выглядят следующие направления: медицина, сельское хозяйство, пищевая промышленность, образование. Кроме этого в качестве основного места работы предпочтительно выбрать силовые и правоохранительные структуры.

В последние 16 лет расходы государственного бюджета на эти сферы только увеличивались. Российская власть стабильно нуждается в кадрах с данной квалификацией. Как никогда сегодня рентабельны вложения в сферу услуг, особенно ту, которая имеет отношение к развлечениям. Кроме этого перспективными остаются: покупка-продажа недвижимости, сервисы по ремонту автотранспортных средств и .

Сколько продлится кризис в России?

В прошлом году, по мнению крупнейших финансовых экспертов, пик кризиса миновал, и в дальнейшем начнется подъем мировой экономики и экономики Российской Федерации. В новостях, руководители западных стран, отвечая на вопрос: «Когда Россия выйдет из кризиса?» выражали уверенность, что страна не пробудет в нём долго.

В прошлом году исследователи выдвигали три основных прогноза относительно развития событий:

1. Позитивный – рост мировых цен на нефть, снятие санкций с РФ;
2. Умеренный – нефть подорожает, однако санкции останутся в силе;
3. Негативный – снижение стоимости нефти и дальнейшая изоляция России.

Сегодняшняя реальность показывает, что сбылся третий сценарий. Выступая в новостях, министр экономического развития и президент Путин сообщали о преодолении пика спада в экономике. Вместе с этим и министр, и глава государства отмечали, что невозможно предсказать, сколько продлится кризис в России. Это мнение разделяют и эксперты. По их мнению, нынешняя ситуация вызвана структурными проблемами в российской экономике.

Однако сейчас в научной среде нет единства по этому вопросу. Например, в недавних новостях немецкие финансисты высказывали благоприятные прогнозы в отношении российской экономики. Крупные заводы адаптировались к новым экономическим реалиям. Они сократили свои расходы и теперь функционируют увереннее, чем в начале 2016 года. По прогнозам в 2017 году возможен даже рост.

Но ее завершение не означает возвращения к устойчивому росту. И не внушает социального оптимизма: даже в целевом – самом лучшем – варианте долгосрочного прогноза Минэкономразвития реальные располагаемые доходы вернутся на уровень 2013 г. лишь в 2022 г. и будут расти медленнее экономики, темп которой не превысит 3,5%. А пенсии в реальном выражении расти не будут вовсе, и в итоге если сегодня средняя пенсия равна примерно трети средней зарплаты, то к 2035 г. упадет примерно до одной пятой. Сферы человеческого капитала – образование и здравоохранение – останутся недофинансированными.

Новая норма

Замедление экономики – мировая проблема: казавшееся временным после глобального кризиса 2008–2009 гг., оно вскоре получило название «новая норма» (new normal) и реанимировало термин secular stagnation («длительный застой»), возникший в период Великой депрессии 1930-х. Средние темпы роста мировой экономики, за десятилетие до кризиса доходившие до 5% и выше, за посткризисные 10 лет составят, по расчетам МВФ, порядка 3,7% в среднем за год, при этом темпы развитых стран снизятся существенно – с докризисных среднегодовых 2,5% до 1,9%. «Новая норма» обнажила проблемы, до поры покрывавшиеся динамичным развитием, такие как рост неравенства и сокращение доли дохода средних слоев населения; политическим ответом на экономические неурядицы в ряде стран стали популизм, антиглобализм и дезинтеграция. Политики не должны принимать «новую норму» как норму, призывал МВФ: долгосрочный низкий рост будет увеличивать социальную напряженность, крайне важно задействовать все рычаги, чтобы его ускорить, и еще более, чем когда-либо, сглаживать неравенство. В повестке наднациональных институтов стал акцентироваться не просто экономический рост, а инклюзивный экономический рост, подразумевающий создание равных возможностей для всех групп населения и справедливое распределение материальных и нематериальных благ.

В какой-то мере можно говорить об интеллектуальном вызове, аналогичном кейнсианской революции, оценивает мировые тенденции ректор РАНХиГС Владимир Мау в обзоре экономики 2016 г., но если тогда речь шла о включении автоматических антикризисных регуляторов, то теперь встает вопрос о формировании специальной политики обеспечения роста. Антикризисная политика больше не может ограничиваться противодействием спаду, а должна обеспечить приемлемые темпы роста – в этом и состоит вызов и суть «новой экономической нормальности», отмечает он.

Для России дополнительным вызовом стала ускорившаяся после глобального кризиса перебалансировка мирового рынка нефти. За 10 лет добыча в США почти удвоилась при снижении ее себестоимости: если в 2014 г. ОПЕК заявляла о невозможности прибыльной добычи сланцевой нефти при цене барреля ниже $80, то теперь на многих месторождениях ее себестоимость, по данным Wood Mackenzie, составляет $35 (а на некоторых – $20); в среднем каждая вводимая буровая в США сейчас производит в 2,5 раза больше нефти, чем осенью 2014 г., по данным Center for Energy Impact. Ценовая война ОПЕК+ (договор о снижении добычи для поддержания цен, к которому присоединились и некоторые не входящие в картель страны, в том числе Россия) может не дать результата, предупредило Международное энергетическое агентство: добыча растет за счет не участвующих в договоре стран.

Минфин в обзоре рынка нефти, подготовленном накануне продлившего соглашение еще на девять месяцев саммита ОПЕК, назвал положение участников договора цугцвангом – ситуацией, когда любое решение ведет к ухудшению. Продление заморозки добычи приведет к росту спроса на сланцевую нефть и будет означать сдачу рынка США, пишет Минфин, отмена заморозки приведет к снижению цен и снизит доходы.

Потерянное десятилетие

Российский экономический рост серьезно замедлился еще за пару лет до рецессии. Помимо глобального кризиса, «новой нормы» и начавшегося передела нефтерынка повлияли внутренние причины. К концу 2010-х гг. экономика России достигла уровня, на котором была к моменту трансформационного спада рубежа 1980–1990-х гг., объясняет Мау. Тем самым возможности экстенсивного роста – за счет вовлечения в производство незадействованных мощностей и трудовых ресурсов – были исчерпаны. Это отразилось в снижении структурных, т. е. фундаментально обоснованных, темпов роста (см. графики), вслед за которыми упали и реальные темпы.

За 2010–2016 гг. экономика России росла в среднем на 1% ежегодно против 3,8% среднегодового роста мировой экономики за этот период, увеличивая разрыв с развитыми странами, среднегодовой темп которых составлял 1,9%. С учетом 2008–2009 гг. среднегодовой рост России к настоящему времени – 0,9% против 3,3% мировой экономики и 1,1% группы развитых стран. Фактически Россия уже десятилетие находится в стагнации (хотя в этот промежуток времени входят и две рецессии, и периоды быстрого восстановления после предпоследней из них).

Торможение и последовавший спад во многом нивелировали рывок предыдущих лет: мировая экономика за 16 лет выросла к уровню 2000 г. в 1,81 раза, а российская – в 1,71. Доля России в мировом ВВП в 2016 г. была, по данным МВФ, такой же, как и в 2000 г., – 3,2%, после максимума в 4% в 2008 г., затем снижения и снова роста до 3,64% в 2012 г. Разрыв в уровне подушевого ВВП (по паритету покупательной способности) с развитыми странами снова начал расти, в 2016 г. превысив показатель семилетней давности.

Новый прогноз Минэкономразвития до 2035 г. прорывов не обещает. Нефть, как предполагается, будет дорожать лишь на уровень долларовой инфляции. На этом фоне экономика в базовом сценарии еще 20 лет проведет в застое, увеличиваясь максимум на 1,7% в год. Впрочем, само министерство ориентируется на целевой сценарий прогноза: целью является выход экономики на темпы роста не ниже среднемировых. При тех же ценах на нефть этот вариант предполагает меры экономической политики, нацеленные на повышение экономического роста за счет увеличения численности занятых, инвестиционной активности и производительности труда.

В случае успеха этих мер экономика к 2025 г. выходит на темп роста 3,5%, после 2030 г. снова замедляясь до 3,2%, но мировой рост к тому времени будет ниже, надеется Минэкономразвития. В ближайшие пять лет среднегодовой рост России в целевом сценарии составит 2,5% против прогнозируемых МВФ 3,6% среднегодового роста мировой экономики. Однако Минэкономразвития обнаружило, что в среднесрочных прогнозах мирового роста МВФ неизменно ошибается в сторону завышения примерно на 1 процентный пункт, рассказывал министр Максим Орешкин. Скорее всего то же самое повторится и с прогнозом на ближайшие годы, полагает он. В таком случае российские 2,5% можно приравнять к среднемировым и надеяться достичь цели уже в ближайшие годы за счет ошибки МВФ.

Целевая бедность

Работающему населению, равно как и нынешним пенсионерам, в ближайшие 20 лет надеяться на существенный рост доходов не стоит, следует из целевого варианта прогноза. Реальные располагаемые доходы населения будут расти медленнее экономики, планирует Минэкономразвития. Упав за 2014–2016 гг. на 10%, на уровень 2013 г. они выйдут только в 2022 г., а всего за 2016–2035 гг. увеличатся на 55%. То есть при приведении данных в текущие цены прогноз означает, что среднедушевой доход россиянина за два десятилетия возрастет с чуть более 30 000 до приблизительно 50 000 руб. Средняя российская зарплата, реальный рост которой также будет отставать от роста экономики, к 2035 г. возрастет с нынешних почти 37 000 до примерно 57 000 руб. (в текущих ценах).

Пенсии же расти не будут практически совсем: рост возобновится лишь в 2024 г., а до 2022 г. пенсии в реальном выражении будут сокращаться, прогнозирует Минэкономразвития. В итоге на уровень 2013 г. они за 20 лет так и не выйдут (см. графики). В текущих ценах размер средней страховой пенсии к 2035 г. останется примерно таким же, как сейчас: чуть более 13 000 руб.

Соотношение средней страховой пенсии со средней зарплатой в итоге упадет с текущих 35% до 22,6%, следует из прогноза. При этом замораживание реального роста пенсий в прогнозе происходит при сокращении численности людей старше трудоспособного возраста почти на четверть: с 37,1 млн человек в 2017 г. до 30,3 млн в 2035 г. Падение уровня пенсий к уровню зарплат происходит при сохранении соотношения средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне 1,5, что возможно при последовательном занижении этого минимума.

«Это фантазии», – успокаивает заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская: заморозка пенсий в реальном выражении – это социально опасно. Подобные прогнозы, видимо, не учитывают, как они соотносятся с реальностью, полагает она. Сокращение численности получателей пенсий должно сопровождаться как минимум неснижением соотношения пенсий и зарплат.

Заложенное в целевой вариант Минэкономразвития снижение количества пенсионеров возможно при реализации предлагаемого экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) повышения пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин с 2019 г. по полгода в год, которое, видимо, и учтено министерством. Если начать повышение с 2019 г., то для мужчин оно завершится в 2028 г., для женщин – в 2034 г. Согласно демографическому прогнозу Росстата в 2035 г. численность мужчин 65 лет и старше и женщин 63 лет и старше составит 30,2 млн человек (без повышения возраста количество пенсионеров возрастает до 42,3 млн человек). Однако в стратегии ЦСР за счет ужесточения требований к назначению страховой пенсии, в том числе повышением пенсионного возраста, предполагается как раз удержать соотношение пенсии с зарплатой на уровне не ниже 34%. О каком-либо значимом повышении пенсионного обеспечения речи сейчас не идет, признает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, даже реализация всего комплекса предлагаемых ЦСР мер не позволяет этого добиться.

Ставка на развитие человеческого капитала в прогнозе не предполагает существенного роста инвестиций в образование и здравоохранение: напротив, их доля в структуре капвложений снижается, в соотношении с ВВП оставаясь неизменной. В то же время стратегия-2035 ЦСР, с которой план Минэкономразвития отчасти конкурирует, отчасти повторяет ее, строится в том числе на маневре в пользу повышения вложений сфер человеческого капитала, уровень финансирования которых (как доля ВВП) намного уступает развитому миру.

Профессиональные макроэкономисты

Сегодняшняя российская система напоминает советскую начала 1980-х: низкие цены на нефть, нежизнеспособная экономическая идеология, важнейшие отрасли промышленности в государственной собственности, авторитарное правление, перечисляет бывший советник и. о. премьера Егора Гайдара, старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Ослунд в статье для Project Syndicate. Но есть одно важное отличие, указывает он: макроэкономическое управление в современной России гораздо более компетентно, благодаря чему даже в условиях померкнувших перспектив роста страна сохраняет впечатляющие макроэкономические балансы.

Макроэкономическая политика помогла ограничить влияние шока от падения нефтяных цен и международных санкций, отмечает старший вице-президент Moody’s Кристин Линдоу. Несмотря на низкие показатели эффективности госуправления в целом, фискальная, монетарная и курсовая политика России помогли ей успешно справиться с последствиями внешних шоков. Переход к свободному плаванию рубля в 2014 г. помог сохранить резервы и профицит текущего счета в условиях спада цен на нефть, а рынку – найти новый равновесный обменный курс. Предоставление валютного репо позволило компаниям своевременно рассчитываться по внешним долгам в условиях замораживания доступа к внешнему финансированию, перечисляет Линдоу. К лету 2017 г. Центробанку удалось достичь поставленной в 2013 г. цели по инфляции в 4%, при том что в 2015 г. она подскочила до 15,5%: последовательность реализации этой политики способствовала формированию доверия к устойчивости экономической политики, так же как и возврат к трехлетнему бюджетному планированию, отмечает Мау.

Правительство очень быстро пересмотрело бюджет, сократив индексацию пенсий и заморозив индексацию зарплат: прежний рост доходов населения – в 2,5 раза в реальном выражении за 2000–2008 гг. – позволил это сделать безболезненно. Политика ограничения уровня дефицита, а затем планирование расходов исходя не из средней или прогнозируемой, а из плоской цены нефти в $40 за баррель обеспечивает бюджету независимость от колебаний цены нефти. Правительству удается контролировать дефицит не только федерального бюджета, но и всей бюджетной системы, отмечает Мау, при этом Россия остается страной с одним из самых низких уровней госдолга – 12,9% ВВП, причем на три четверти – в национальной валюте.

Правда, на фоне успешной консолидации доля закрытых расходов бюджета возросла с 13,8% в 2013 г. до 21,7% в 2016 г., при этом в статистике государственных финансов официально стали закрытыми не только расходы, составляющие гостайну, но и иные, очевидно, с грифом «ДСП», отмечает Василий Зацепин из Института Гайдара. Милитаризация затронула как бюджет, так и экономику: в 2016 г. выпуск в оборонно-промышленном комплексе вырос на 10,1%, подсчитал Зацепин, при росте промышленного производства в целом на 1,1%.

Неопределенность экономической ситуации снизилась: год назад ее отмечали 56% опрашиваемых Росстатом топ-менеджеров предприятий обрабатывающей промышленности и 46% – добывающей, сейчас – 44 и 35% соответственно. Правда, она все еще остается на 1–2-м месте среди факторов, ограничивающих рост производства, из-за турбулентности налоговой политики, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. «Карта рисков» финансового рынка, составляемая ЦБ, показывает их сокращение в сравнении и с 2016 г., и с началом 2017 г.: все индикаторы остаются в «зеленой зоне», туда же по итогам I квартала перешли риски, связанные с валютным денежным рынком (были в «желтой зоне»).

Периметр технократов

Однако меры макроэкономической стабилизации, создавая условия для устойчивого роста экономики, сами по себе к нему не ведут. Он требует структурных и институциональных реформ, отмечает Мау: «В настоящее время всеобщим стало понимание того, что решение стратегических задач развития России возможно только при комплексной модернизации экономики, госуправления, социальной политики и правоохранительной деятельности».

Часть этих задач находится вне компетенции правительства, разводят руками федеральные чиновники: поле для правительственных технократов ограничено. Это ограничивает и возможности реализации их планов. Прогноз Минэкономразвития предполагает структурную перестройку ВВП: вклад потребления в рост экономики будет постепенно сокращаться в пользу роста вклада накопления основного капитала, доля которого возрастает с 21,2% ВВП в 2017 г. до 24,2% в 2031–2035 гг. Это достигается за счет роста инвестиций, опережающих темпы роста экономики в 1,5–1,9 раза, что крайне сомнительно без снижения не только макроэкономических, но и политических рисков – без усиления защиты прав собственности, верховенства права и снижения коррупции. Недавно подписанная президентом Владимиром Путиным стратегия экономической безопасности до 2030 г. к числу главных угроз относит недостаточный объем инвестиций, обусловливая его в том числе неблагоприятным инвестиционным климатом и неэффективной защитой права собственности.

Российская элита едина в решимости не делиться большей частью своей экономической власти, что отчасти можно объяснить понятным нежеланием терять контроль над ключевыми структурами, генерирующими выручку, отчасти – жесткими политическими ограничениями, считает Владимир Тихомиров из БКС . Поэтому при отсутствии внешних шоков российская экономика ближайшие годы, вероятнее всего, будет расти скромными темпами, Минфин и ЦБ продолжат координацию своих политик, а ресурсный и государственный секторы продолжат занимать доминирующее положение в экономике.

Однако, надеется Тихомиров, Кремль осознает, что без структурных либеральных реформ российская экономика обречена на годы стагнации и сокращение финансовых возможностей государства, что неминуемо снизит возможности правительства по обеспечению роста уровня жизни электората. Отсутствие других вариантов изменений, а не вера в либеральные идеи может со временем заставить Кремль проводить реформы, полагает Тихомиров. Утверждение «плана Кудрина» в качестве повестки нового президентского срока Путина уже могло бы стать драйвером для роста оптимизма инвесторов, не исключает он, хотя они и скептичны в отношении перспектив воплощения подобных планов, которых было уже немало.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

В октябре падение реальных доходов россиян стало максимальным с 1999 года. но чиновники рассчитывают, что в следующем начнётся рост благосостояния жителей и к концу 2018-го оно достигнет докризисного уровня.

Когда мы «развяжем» пояса, затянутые в кризис, «АиФ» рассказал Юрий Веселов, доктор социологических наук.

Юрий Веселов: Этот экономический кризис будет одним из самых долгих и ощутимых для населения. Потому что заплатило за него не государство, например, своими резервами на поддержание курса рубля или сокращением расходов на госаппарат, а обычные россияне. Поскольку наша страна зависит от импорта по многим показателям, всю курсовую разницу оплачиваем мы с вами. Сейчас, пройдя валютный, банковский кризисы, падение реального промышленного производства, мы вошли в «социальную стадию», когда сокращаются реальные доходы населения, уровень потребления и так далее. И их восстановление в следующем году невозможно.

По прогнозам на 2017-й, рост ВВП составит от 0 до 1%. За счёт чего увеличатся доходы, если не будет роста производства?

А выходить из кризиса мы будем также поэтапно, сначала восстановится финансовая сфера, производственная и в последнюю очередь - доходы россиян. Так что, скорее всего, лишь в конце 2018-го мы увидим положительную динамику в экономике страны. Но для этого нужны структурные реформы. Пока у нас рассчитывают на чудеса и замерли в ожидании возвращения высоких цен на нефть.

Деньги - есть

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: При этом Минфин обдумывает различные варианты пополнения бюджета, в том числе за счёт повышения нагрузки на зарплаты россиян. Уже предлагалось поднять подоходный налог с нынешних 13% до 15-16%, повысить НДС, изменить систему уплаты страховых взносов…

Увеличивать и без того высокую налоговую нагрузку на граждан сейчас экономически невыгодно. Да, работодатель переводит 13% подоходного налога с зарплаты сотрудников. Но, кроме того, он отчисляет 22% на каждого работника в Пенсионный фонд, ещё 5,1% в фонд ОМС, 2,9% в фонд соцстрахования - итого 43%. Уже многовато! Давайте сравним с другими странами. Показателем налоговой нагрузки на экономику страны считается доля налогов в процентах от ВВП. Так вот - в этом отношении оплот капитализма США с их 28% мы уже давно обогнали, достигнув цифры в 35%.

Конечно, в соседней Швеции это все 50%. Но здесь встаёт вопрос - а что население получает за эти отчисления в бюджет? Пусть правительство объявляет о повышении транспортного налога, но гарантирует, что эти деньги пойдут на новые дороги и мосты.

В Германии немец спешит платить взносы в пенсионный фонд, так как знает, что в старости будет обеспечен. В России никто таких гарантий не даёт, доверия населения к налоговой системе нет. Поэтому увеличение налоговой нагрузки приведёт лишь к теневому бизнесу и «серым» зарплатам.

Однако чтобы пополнить бюджет, не обязательно лезть в карман к гражданам. Деньги в государстве есть - и процесс экономии нужно начинать с госаппарата, сократив его издержки. Логично на время кризиса отказаться от затратных имиджевых проектов мирового масштаба. Бесспорно, олимпиады, футбольные чемпионаты - это почётные для страны мероприятия, но в сегодняшней экономической ситуации они нам не по карману. По этой причине Рим, Торонто, Гамбург отозвали свои заявки на проведение летних ОИ-2024. Благо и у Петербурга хватило ума её не подавать.

Кроме того, мы видим, что растут военные расходы - их уровень уже достиг 4% от ВВП, в то время как НАТО не доходит по своим странам и до 2%.

Как вы относитесь к возможному введению так называемого «налога на тунеядцев»? С «лентяев» Минтруд хочет брать около 20 тысяч рублей в год, которые пойдут на покрытие их социальных нужд…

Меня интересует вопрос: тунеядцы - это кто? Домохозяйки, которые воспитывают детей и занимаются домашними делами? Так это тоже труд, нелёгкий и достойный. Зачастую женщины работают дома больше, чем мужчины в офисе. Или в «лентяи» записали молодёжь, которая не может трудоустроиться? Непонятен и сам механизм сбора 20 тысяч рублей с людей, которые ничего не зарабатывают. К слову, хоть наши министерства и насчитали 20 миллионов «лентяев» в стране, обвинить россиян в тунеядстве нельзя. У нас 8-часовой рабочий день - это один из самых высоких показателей в мире, сравнимый, например, с Мексикой. Развитые западные страны уже давно переходят на 5-6-часовой рабочий день. Другое дело, что производительность труда у нас низкая из-за использования устаревших технологий и ручного труда.

Душим бизнес?

Благосостояние петербуржцев зависит от экономической политики в городе. На последнем ПЭФ помощник президента А. Белоусов раскритиковал работу руководства Северной столицы по созданию условий для бизнеса. А Агентство стратегических инициатив второй год подряд выставляет нам низкие оценки инвестиционной привлекательности. Это последствия экономического кризиса или малоэффективного управления?

Конечно, последствия кризиса в виде падения производства и снижения деловой активности Северную столицу обойти не могли. Другое дело, что можно пытаться этому противостоять за счёт эффективной экономической политики в рамках конкретного города. Как это делает Москва. На мой взгляд, Петербург сейчас придерживается стратегии: меньше дел - меньше проблем. Не «высовываться» с инициативами, не привлекать инвесторов, а сидеть и ждать, когда построят «Лахта центр» и «Газпром» сюда переедет вместе со всеми налогами.

При этом в своё время в город пришли крупные игроки: Nissan, Toyota, Ford, Hyundai, заводы которых сегодня не могут работать на полную мощность. А корпорация General Motors и вовсе полностью свернула производство в городе. Каждый день я проезжаю мимо завода Nissan и вижу, как рядом растёт городская свалка, запах стоит невыносимый. Достаточно любому иностранному инвестору посмотреть, какие условия созданы для бизнеса, чтобы навсегда вычеркнуть Петербург из своих планов.

Или давайте вспомним слова Белоусова на ПЭФ, что подключение к энергосетям в Москве занимает 60 дней, а в Петербурге - 81. А западный инвестор вообще привык к тому, что ему предоставляют участок уже с коммуникациями. У нас же в середине 2000-х, чтобы подключить Ikea на Парнасе, пришлось фактически привлекать федеральные власти! Один из крупнейших инвесторов в мире начинает свой бизнес в городе, а у него нет электричества - полпарковки занимают дизель-генераторы... И с тех пор ничего не изменилось.

Безусловно, есть и положительные моменты. Например, Петербург стал самым привлекательным городом для студентов. У нас активно развиваются IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика, другой вопрос - благодаря или вопреки местной экономической политике.

2 ноября петербургский парламент рассмотрит проект бюджета на следующий год в первом чтении, по поводу которого уже идут жаркие споры…

В своём выступлении о проекте бюджета на 2017 год депутат Оксана Дмитриева обвинила в непрофессионализме комитет финансов. Многие с такой оценкой согласны. От себя добавлю, что основные доходы нашего бюджета (45%) - это налог на доходы физлиц и только 26% - налог на прибыль организаций, ещё меньше - 4,8% - доходы от использования госимущества. Такое ощущение, что в городе нечего сдавать в аренду и зарабатывать на этом. Фактически петербуржцы содержат город сами и вправе спрашивать с властей - на что идут их деньги. А идут они не на развитие, а на латание дыр и часто неоправданные дотации частным и госпредприятиям. Чего только стоит соглашение с концессионером ЗСД, которому в этом году мы должны компенсировать 4,6 млрд рублей за недополученную прибыль. Неэффективное расходование средств мы наблюдаем из года в год. 190 млрд рублей из бюджета-2016 до сих пор не освоены, а это значит, что опять будет аврал, укладывание асфальта в снег и прочее. Что касается рекордного дефицита в 64 млрд рублей, то покрывать его будут за счёт наращивания госдолга и ценных бумаг. Это нормальная практика. Долги потом придётся отдавать с процентами, но это бремя ляжет на плечи уже следующих городских властей. И петербуржцев.

- Расскажите, как правильно «затягивать пояса» в кризис? На чём экономить не стоит?

Городу нельзя экономить на социальных расходах и человеческом капитале. Самим петербуржцам - на качественном питании, образовании, здоровье, путешествиях, хобби и улучшении жилищных условий. Есть универсальный рецепт экономии: если можешь - не покупай новое, почини старое.