Федеральные расходы на национальную экономику. Расходы на экономику

Расходы на национальную экономику включают в себя расходы на общеэкономические вопросы, топливо и энергетика, Воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы, лесное хозяйство, транспорт и т.д.

Наименование показателей

В % к изменению итога

1. Здравоохранение

2. Спорт и физическая культура

В том числе :

Расходы на содержание учреждений спорта и прочие мероприятия в области физической культуры и спорта

3. Другие вопросы в области физической культуры и спорта

Раздел «Здравоохранение и спорт» включает расходы на руководство и управление отраслью, научные исследования в области здравоохранения, государственные капитальные вложения. Расходы по указанному разделу составили 1519346 тыс.р. в 2006 году и 2033374 тыс.р. в 2007 году. По всем подразделам наблюдается значительные увеличения средств по сравнению с данными за 2006 г., кроме подраздела «Другие вопросы в области физической культуры и спорта», сумма которых уменьшилась за отчетный период на 46258 тыс.р.

На расходы здравоохранения в 2006г. было выделено 1047259 тыс.р. и 1521259 тыс.р. в 2007 г. Данный подраздел имеет наибольший удельный вес - 74,8%.

По подразделу «Спорт и физическая культура» было выделено в 2007 г. на 86286 тыс.р. больше, чем в предыдущем году, что составило 384422 тыс.р.

Культура, кинематография и средства массовой информации

В культуре, как и в других отраслях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов.

Важным условием функционирования музеев и получения права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности.

Планирование бюджетных расходов как по музеям, так и по другим типам учреждений и организаций культуры, предшествует определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического значения объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры.

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета.

Таблица 7 - Анализ структуры расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации за 2006 - 2007 годы, тыс.р.

Наименование показателей

В % к изменению итога

Культура

Кинематография

Телевидение и радиовещание

Периодическая печать и издательства

Другие вопросы в области культуры

Учреждения культуры и искусства, финансируемые из республиканского бюджета, представлены организациями различной направленности.

Обеспечена полноценная работа четырех крупнейших библиотек, пополнен книжный фонд различными изданиями на сумму 1550 тыс.р. Музеи получили из республиканского бюджета в 2006 г. 9 561 тыс.р. и заработали средства от экспозиций в сумме 792 тыс.р.

Наибольший удельный вес имеет раздел «Культура» - 75,6%., сумма которого увеличилась в 2007 году на 114957 тыс.р.

Однако снизились расходы на телевидение и радиовещание на 3420 тыс.р.

В целом расходы исполнены на 80,9%.

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9 % ВВП. По сравнению с 2007 г. имеет место опережающий рост в 2008–2009 гг. (23,4 %; 14,6 %) и существенное снижение в 2010 г. – на 18,7 % (по сравнению с 2009 г.). В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально‑сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно‑сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

Отраслевая структура финансирования национальной экономики в 2007–2010 гг. представлена в табл. 5.8.

Таблица 5.8 Структура бюджетных ассигнований из федерального бюджета в разделе «Национальная экономика» в 2007–2010 гг., в процентах к общему объему ассигнований

Значительная часть этих ресурсов направляется в инвестиционную сферу, вызывая необходимость создания новых финансовых инструментов.

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно‑коммунального хозяйства

Итоги решения жилищной проблемы в стране за последние десятилетия оказались неутешительными: 3/4 существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Аналогичная ситуация с городским горячим и холодным водоснабжением, где фактическое водопотребление в 2–3 раза превышает нормативы самых благополучных стран мира.

Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 г. № 4218‑1 были определены первые шаги реформирования жилищно‑коммунальной отрасли, а именно:

Демонополизация ЖКХ и создание условий для конкуренции, перехода на договорные отношения между заказчиками жилищно‑коммунальных услуг и исполнителями;

Постепенный (поэтапный, до 1998 г.) переход к оплате жилья в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги, а также порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Несмотря на принимаемые меры, должное финансирование не обеспечивалось, качество работы отрасли оставалось низким. Договоры на обслуживание заключались формально и не обеспечивали минимальных стандартов качества обслуживания. Реальный механизм стимулирования ресурсоснабжения создан не был. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжал нарастать износ основных фондов, снижалась надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.


Концепцией реформы жилищно‑коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425, было провозглашено, что кардинальным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно‑коммунальных услуг потребителями – при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. При этом тарифы на услуги устанавливаются исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат производителей услуг, а к производителям услуг впервые предъявляются требования к снижению их издержек при обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно‑коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. Все это свидетельствует как о наличии системного кризиса в отрасли, так и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно‑коммунального комплекса были приняты целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., Жилищный кодекс, введенный в действие в 2005 г.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два основных направления. Согласно первому, приоритет отдается экономии бюджетных средств и перекладыванию высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно‑коммунальные услуги. В результате реализации такого подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение результативности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут достаточно велики: отрицательная реакция населения на ухудшение качества жилищно‑коммунальных услуг и низкая эффективность деятельности организаций ЖКХ. Ввиду серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным. При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики при этом являются важной составной частью реформ, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико‑организационными и рыночными преобразованиями.

Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно‑коммунальной отрасли отражаются по разделу 0500 «Жилищно‑коммунальное хозяйство» бюджетной классификации РФ. Порядок формирования расходов бюджета субъекта РФ по расходам на ЖКХ аналогичен общеустановленному порядку формирования бюджета по другим отраслям. На примере Санкт‑Петербурга рассмотрим структуру оказываемых населению жилищно‑коммунальных услуг и источники покрытия расходов по их оплате. По итогам 2006 г. объем жилищно‑коммунальных услуг гражданам составил 30,3 млрд руб., в том числе жилищные услуги – 8,3 млрд руб. (27,4 %), коммунальные услуги – 22,0 млрд руб. (72,6 %).

Главным источником финансирования затрат является плата граждан за предоставленные услуги, которая составляет 26,0 млрд руб. и состоит из: собственно вносимой гражданами платы – 19,3 млрд руб.; причитающихся им льгот в части полномочий бюджета Санкт‑Петербурга (так называемые региональные льготники) и федерального бюджета (так называемые федеральные льготники) – 4,7 млрд руб.; субсидий малообеспеченным гражданам – 2,0 млрд руб. Таким образом, граждане Санкт‑Петербурга из «собственного кармана» оплачивают 63,8 % стоимости жилищно‑коммунальных услуг (в том числе с 1 августа 2006 г. – 100 % жилищных услуг). Остальные средства предоставляются гражданам из бюджетов регионов ежемесячно как субсидии в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги для дальнейших расчетов с поставщиками жилищно‑коммунальных услуг. Предоставляемый гражданам объем услуг не полностью обеспечивается средствами населения и бюджета региона РФ в связи с тем, что компенсация затрат жилищно‑коммунальных услуг региона из федерального бюджета осуществляется по федеральным стандартам стоимости, в которых не учитываются экономически обоснованные расходы, сложившиеся в данном субъекте РФ.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно‑коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.


Расходы на экономику объединяют несколько групп расходов. К ним относятся расходы на экономическую деятельность и целом, на поддержку предприятий, принадлежащих государству, и на поддержку основных видов деятельности.
Расходы на экономическую деятельность в целом. Многие виды расходов на поддержку экономики направлены на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими экономическими вопросами, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности банковской системы, регулирование монополий, общее развитие торговли, защиту прав потребителей и др. К общеэкономическим расходам относятся также затраты ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых знаков, службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартизации и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий и области гидрологии и геодезии.
К общеэкономическим расходам относятся также расходы на общие вопросы, относящиеся к работникам наемного труда. Они обеспечивают выработку и практическую реализацию политики в области труда и трудовых норм (например, продолжительность ра- (ючего дня, часы работы, оплата труда, техника безопасности и чругие условий труда). За счет расходов, относящихся к этой категории, осуществляются меры по снижению уровня безработицы, функционирование организаций по трудоустройству и арбитражу. К этой категории относятся также расходы по реализации программ в области трудовой деятельности, не связанных напрямую с какой-либо конкретной отраслью, программ, направленных против дискриминации трудовой деятельности отдельных групп населения по полу, возрасту, национальности, программ сокращения безработицы в слаборазвитых регионах и регионах с высоким уровнем безработицы.
Расходы на развитие национальной экономики отражают государственные затраты на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и поддержание условий экономического роста, целевые программы государственного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. За счет этих расходов осуществляется поддержка важных и перспективных отраслей и производств, финансируются прикладные научно-исследовательские работы, инновации, расходы по охране внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и монополизации производства, оказывается содействие развитию внутренней и внешней торговли, регулируется деятельность отдельных отраслей и т.д. Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятельностью, является реализация крупномасштабных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом, программы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безопасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др. Расходы, связанные с экономической деятельностью, способствуют наращиванию экономического потенциала страны, научно-техническому развитию, структурной перестройке экономики, техническому перевооружению и модернизации производства. В этих целях широко используются гранты, кредиты и субсидии для под держки коммерческой деятельности.
За счет средств органов власти различных уровней осуществля ются значительная часть инвестиций в экономическую инфраструк туру (строительство магистральных железных и шоссейных дорог, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений и др.), а также расходы на их эксплуатацию. Эти инвес тиции косвенно содействуют развитию предпринимательства.
Поддержка предприятий, принадлежащих государству. Существен ное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается и расширении государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Другая тенденция - в денационализации предприятий и передаче их и негосударственный сектор. Так, в годы после Второй мировой войны во многих европейских странах в целях содействия подъему экономики прошла волна национализации. В частности, во Франции были национализированы угольная и газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автомобильные заводы «Рено». В то же время в США после окончания Второй мировой войны многие государственные военные заводы были переданы в аренду частным фирмам. В 80-е гг. прошлого века под влиянием критики кейнсианских идей и в целях уменьшения государственного вмешательства в экономику в Великобритании и ряде других государств осуществлялась политика приватизации государственных предприятий.
Происходит процесс приватизации оборонной промышленности, уменьшаются масштабы участия государства в железнодорожном и морском транспорте, почте, связи и других сферах. Это обусловлено в значительной мере концентрацией капиталов. Их накопление в значительных масштабах начало позволять корпорациям финансировать дорогостоящие проекты, которые раньше были под силу лишь государству. В целом доля государственных предприятий в создании ВВП продолжает оставаться высокой - 15-20%.
Государственные предприятия нередко сравнивают с предприятиями частного сектора на основе показателей прибыли и делают вывод об их низкой эффективности. Существуют, однако, факторы, в силу которых вопрос об эффективности государственных предприятий оказывается более сложным. Предприятия, находящиеся в полной собственности или контролируемые государством, функционируют на принципах рыночной экономики. Они могут ныть двух основных типов: неакционированные предприятия, подчиненные органам государственного управления, и акционированные, акции которых полностью принадлежат государству или государство обладает контрольным пакетом их акций. Предприятия первого типа в значительной мере ориентированы на реализацию государственных задач с ограничением коммерческой составляющей в своей деятельности. В силу этого они нередко являются убыточными и требуют государственных средств для покрытия убытков. В этом отношении более предпочтительным является преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100%-м государственным капиталом или в ДО с преобладанием государственного капитала, что повышает их заинтересованность в улучшении финансовых результатов. Для акционированных предприятий, и особенно предприятий со смешанным государственным и частным капиталом, характерны большая коммерциализация, стремление к прибыльности и эффективности производства.
Обе группы предприятий (первые в большей степени, вторые - в меньшей) пользуются финансовой поддержкой государства. В качестве целевых установок их деятельности нередко выступают задачи политического и социального характера. В связи с этим финансовая поддержка может рассматриваться в качестве платы за выполнение ими функций, в той или иной мере направленных на решение общегосударственных проблем. Государственные предприятия играют существенную роль в преодолении циклических колебаний и временных трудностей в отдельных отраслях. Они могут содействовать усилению позиций национальных производителей на мировых рынках, развитию перспективных и оборонных отраслей, увеличению занятости, стабилизации экономики. В случае если отдельные производства, имеющие большое значение для национальной экономики, в силу каких-либо причин попадают в сложное положение и не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, страны прибегают к их национализации и оказывают помощь в восстановлении конкурентоспособности. В условиях глобализации внешнеэкономических отношений государственные предприятия, например оборонные, космической промышленности, способствуют достижению национальных целей стран, повышая их рейтинг на международной арене. В свою очередь, государство помогает их деятельности с помощью мер своей внешней политики, экспортных субсидий и кредитов, способствуя приобретению новых рынков и защищая их деятельность на ото чественных рынках.
Цены на продукцию государственных предприятий могут уста навливаться на более низком уровне, чем в среднем по отрасли. Поставщиками государственных предприятий являются большей частью национальные производители, цены и сроки поставок ко торых могут быть менее выгодными, чем иностранных фирм. Го сударственные компании могут быть ориентированы на инвести ции в экономику отсталых регионов страны, увеличение производства в периоды экономического спада и т.д. Все это порождает необходимость компенсации со стороны государства. Формами государственной финансовой поддержки могут быть субсидии, дотации, бюджетное финансирование убытков, налоговые льготы, освобождение от ограничений по импорту, предоставление льготных кредитов, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Расходы на поддержку основных видов деятельности. Рассмотрим, какие расходы несет государство по поддержке экономики в основных видах деятельности.
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. К расходам государства на сельское хозяйство относятся затраты на управление сельскохозяйственными землями, проведение аграрных реформ, проведение политики в области цен и доходов в сельском хозяйстве, расширение сельскохозяйственного производства, ветеринарное обслуживание и борьбу с вредителями, а также расходы по оценке урожая и его качества.
Расходы по управлению сельскохозяйственными землями - это расходы ведомств, связанные с деятельностью по использованию земельных угодий, расходы ведомств, занятых деятельностью, направленной на сохранение, освоение и расширение пахотных земель, расходы на строительство плотин, запруд, ирригационных систем, расходы на исследовательские работы и экспериментальные разработки в области сохранения и расширения земель.
Расходы на проведение аграрных реформ и заселение земель связаны с разработкой, проведением и оценкой результатов реформ, освоением и заселением новых земель. Проведение таких мер сопряжено с перераспределением прав собственности на землю, форм ее использования, освоением целинных и необрабатываемых земель, переселением фермеров. Существенным расходом ииляются выплаты собственникам земли, права которых на землю \\ ходе проведения мероприятий были изменены.
Политика в области цен и доходов в сельском хозяйстве предопределяет необходимость расходов, связанных с организацией и управлением деятельностью по стабилизации цен, механизмом установления цен на сельскохозяйственные продукты и стабили- нщией доходов фермеров. Практикуются также расходы по предоставлению субсидий для поддержания уровня цен, организации сбыта и регулирования производства определенных видов продукции, помощь государственным предприятиям, субсидии и другие платежи для стимулирования покупки удобрений, семян, химических средств защиты растений и т.п.
К затратам на развитие сельскохозяйственного производства относятся также расходы учреждений, деятельность которых направлена на увеличение производства продукции, повышение ее качества, снижение затрат, в том числе трудовых, улучшение жиз- ни фермеров и т.п. Это затраты в основном на распространение знаний, обучение, ознакомление с лучшими фермами и т.д.
Существенную роль играют расходы по организации и регулированию в сфере ветеринарного обслуживания, предупреждению и лечению заболеваний животных, улучшению качества поголовья, а также ссуды, трансферты и субсидии на эти цели. Для борьбы с вредителями осуществляются расходы на организацию, управление и контроль над деятельностью по борьбе с ними, а также заболеваниями растений.
В России в области сельского хозяйства на протяжении десятилетий сложилась практика выдачи кредитов и последующего списания их большей части. В связи с этим крупной проблемой является обоснование направлений, размеров и налаживание дотаций сельскохозяйственному производству, регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и основные средства производства, потребляемые этой отраслью, расходы, связанные с земельной реформой, а также поддержка развития фермерства и рыночных отношений в сельском хозяйстве, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам.
Лесное хозяйство требует расходов органов государственного управления на организацию и руководство деятельностью в этой отрасли, включая расходы на разработку нормативов, регулирующих лесопользование, выдачу лицензий на рубку леса, управление и осуществление работ по лесонасаждению, контроль над заболеваниями и борьбу с вредителями лесов, с лесными пожарами.
Рыболовство и охота связаны с расходами на организацию и руководство деятельностью в области рыболовства в океанских и пресных водах и прибрежной зоне, включая рыборазведение, и охоты, включая вопросы воспроизводства диких животных и их охраны. К этой сфере относятся разработка и контроль выполне ния нормативных положений, лицензирование и т.п., а также рас ходы учреждений, занимающихся заповедниками, рыбными им кубаторными станциями, разведением животных, финансовая поддержка государственных рыбных инкубаторов или заповеди и ков и управление водными ресурсами.
За счет расходов на водные ресурсы финансируются мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектом и обеспечению населения и народного хозяйства качественной водой, а также по защите населения от паводков и наводнений. Сюда включаются, в частности, расходы на проведение берегоукрепительных работ, создание и ремонт дамб, расчистку рек, очистку водохранилищ, расходы на насосные станции и гидротехнические сооружения.
Топливо и энергетика. К расходам на эти отрасли относятся затраты на организацию и регулирование деятельности, связанной с добычей, переработкой, производством и распределением топлива и энергии, включая ядерную энергию, расходы ведомств, занимающихся подготовкой и регулированием правил эксплуатации и консервации предприятий, разведкой ресурсов, воспроизводством минерально-сырьевой базы, переработкой отходов ядерной энергетики. Государство осуществляет также расходы на финансовую поддержку предприятий в форме ссуд, трансфертов или субсидий, финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок и служб, осуществляющих сбор и распространение информации, относящейся к этим видам деятельности. В состав расходов, связанных с добычей и обогащением угля, входят также расходы на санацию убыточных угольных шахт и разрезов. Дотации угольной промышленности связаны с покрытием высоких затрат по добыче угля при относительно низких затратах на другие энергоносители (нефть, газ, электроэнергию). Основными направлениями уменьшения дотаций являются сокращение добычи угля и закрытие нерентабельных угледобывающих предприятий. Это сопряжено с затратами на переоборудование потребляющих уголь агрегатов, издержками, необходимыми для обеспечения шахтером новыми рабочими местами и профессиональной переподготовки. Во многих случаях использование угля является неизбежным в силу экономических факторов, связанных с размещением произ- иодства ресурсов и расходами на их транспортировку. Использова- иие угля в районах добычи нередко оказывается дешевле использования мазута и газа. Такие важные, но убыточные или низкорентабельные отрасли, как угольная и железорудная промышленность, и другие капиталоемкие сырьевые отрасли во многих странах обязаны своим существованием государственной поддержке.
Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. К горнодобывающей промышленности относятся разведка, разработка и рациональное использование природных ресурсов, кроме топливных. Это металлосодержащие минералы, химическое сырье и удобрения, соль, драгоценные камни, асбест и др. К обрабатывающей промышленности относятся отрасли и производства по переработке сырья и материалов и производству готовой продукции - машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Государственные организации, руководящие этой деятельностью, содействуют развитию этих отраслей, предоставляют кредиты и субсидии, разрабатывают и контролируют выполнение производственных и организационных стандартов, требований техники безопасности, требований по защите прав потребителей.
Строительство. Функционирование этой отрасли сопряжено с расходами на государственные учреждения, занимающиеся организацией и руководством деятельностью по разработке строительных технических норм и стандартов, выдачей лицензий, контролем над соблюдением техники безопасности, выдачей субсидий, трансфертов, ссуд и другими формами поддержки строительных фирм.
Транспорт. Деятельность государственных организаций в области транспорта сопряжена с расходами по организации и руководству деятельностью в области строительства и эксплуатации объектов автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, планирования и моделирования строительства, лицензирования и регулирования этого вида деятельности, расходами на научно-исследовательские и экспериментальные работы, поддержку обновления парка транспортных средств. Ряд расходов осуществляется в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, выполняемых в различных отраслях транспорта. Сюда также относятся расходы по эксплуатации различных видов транспорта. В российских условиях существенное значение имеет убыточность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Убытки покрываются за счет грузовых перевозок и компенсации расходов из бюджетных средств.
Связь. Расходы в этой сфере обеспечивают организацию и управление в области почтовой, телефонной, телеграфной, кабель ной, беспроводной и спутниковой связи, разработку и контролі, выполнения правил эксплуатации систем связи, выделение частої ных каналов, определение рынков обслуживания и тарифов, поддержку развития телекоммуникаций. Существенных затрат требует формирование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по законченным НИОКР, создание государственной системы паспортно-визовых документов с использованием биометрических данных.
Торговля требует расходов государственных ведомств по организации и руководству деятельностью в сфере оптовой и розничной торговли и складского обслуживания, по защите прав потребителей, по разработке правил ведения оптовой и розничной торговли и деятельности складов, контролю их выполнения, лицензированию, инспектированию измерительных приборов, соблюдению требований маркировки. В ряде случаев необходимы финансовая поддержка предприятий оптовой и розничной торговли и предоставление субсидий для населения.
Туризм также не обходится без государственных расходов. Это расходы ведомств, связанные с организацией и руководством деятельностью в сфере туризма, направленные на привлечение туристов с помощью рекламно-пропагандистской деятельности, оказание финансовой помощи туристическим бюро и агентствами в стране и за рубежом, организацию празднеств в целях привлечения туристов.
Многоцелевые проекты развития требуют затрат ведомств по организации и руководству этими проектами, которые включают, как правило, комплексы по производству энергии, ирригационные и навигационные сооружения и места отдыха и развлечений. Это расходы, связанные с планированием, проектированием, строительством в рамках многоцелевых проектов, включая финансовую поддержку.

Анализ использования средств федерального бюджета на поддержку национальной экономики Российской Федерации

Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики

Федеральный бюджет последних лет характеризуется как бюджет стратегического развития и инвестиционной поддержки важнейших отраслей экономики России. Он нацелен на развитие производственного сектора, внедрение в экономику новейших высоких технологий.

Экономический рост является ключевой политэкономической целью государства и важнейшим фактором успеха страны в среднесрочном и долгосрочном периодах. Для России, потерявшей за время экономического кризиса почти половину своего экономического потенциала - это одна из самых актуальных проблем.

Национальная экономика нуждается в постоянном финансировании, и ей уделяется огромное внимание.

Представим динамику расходов на национальную экономику за 2010-2013(план) гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику за 2010-2013(план) гг., млрд. руб.

По данным рисунка 1 видно, что расходы федерального бюджета на национальную экономику с каждым годом увеличивались и лишь в 2013 году планируется их уменьшение. Из рисунка можно наглядно увидеть, что наименьшее расходование средств приходится на 2010 год и равно сумме 1222,7 млрд. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом национальная экономика оказалась в большом плюсе - расходы по ней увеличились на 46,4% (в реальном выражении - на 567,5 млрд. руб.) и составили 1790,2 млрд. руб., что объясняется значительным увеличением расходов на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства и рыболовства, дорожного и лесного хозяйства и на другие вопросы в области национальной экономики. В 2012 году расходы увеличились на 9,9% (в реальном выражении - на 177,9 млрд. руб.) и составили 1968,1 млрд. руб. Что касается планового периода, то нам наглядно видно, что расходы будут составлять 1664,1 млрд. руб., что снизит расходы по сравнению с 2012 годом на 15,4% (в реальном выражении - на 304,0 млрд. руб.). Это не говорит о том, что развитие национальной экономики прекратилось. Тем не менее, расходы федерального бюджета на национальную экономику стоят недалеко от первостепенного места в общей структуре расходов. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2013 году обусловлено в основном сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Долю расходов на национальную экономику в структуре расходов федерального бюджета за 2010-2013(план) гг. представим в таблице 1.


По данным таблицы 1 видно, что расходы на национальную экономику занимают незначительный вес в структуре расходов федерального бюджета за ряд лет. В 2010 году удельный вес расходов федерального бюджета на национальную экономику составил 12,1%.

В 2011 году расходы на национальную экономику возросли на 4,3%, что в сумме составило 16,4% от общей суммы расходов.

Таблица 1

Расходы федерального бюджета РФ на национальную экономику за 2010-2013(план) гг.

Сущность и значение расходов на национальную экономику

Национальная экономика в общем смысле представляет собой общественное хозяйство определенной страны. Сам термин имеет тройственный смысл – национальную экономику можно воспринимать в качестве:

Замечание 1

Национальная экономика может быть определена в качестве единого комплекса взаимосвязанных отраслей, сформированных в результате научно-технического развития, общественного разделения труда и международного сотрудничества. Под отраслями в данном случае понимаются определенные виды экономической деятельности.

Основополагающей целью национальной экономики считается обеспечение роста экономики страны. Помимо этого, она ориентирована на максимизацию занятости населения, обеспечение платежеспособности страны, устойчивости ее национальной валюты и стабильность цен. Достижение представленных целей требует определенного финансирования экономической системы страны. Подобное финансирование неизменно сопряжено с несением определенных расходов со стороны государства, осуществляющего макроэкономическое регулирование.

Замечание 2

Расходы на национальную экономику представляют собой издержки по обслуживанию, поддержке и развитию макроэкономической системы страны. Они включают в себя расходы на экономическую деятельность в целом, расходы на поддержку основных видов (отраслей) экономической деятельности, а также расходы на поддержку государственных предприятий.

Расходы на экономическую деятельность направлены на поддержку экономики страны в целом. Как правило, они сопряжены с финансированием руководства общими вопросами, формированием экономической политики, регулированием монополий и пр.

Расходы на поддержку основных видов деятельности предполагают финансовую поддержку базовых отраслей народного хозяйства. К ним относятся топливно-энергетическая и горнодобывающая отрасли, лесное и сельское хозяйства, охота и рыболовство, строительство, торговля, туризм, транспорт и связь.

Расходы на финансирование государственных структур направлены на финансовую поддержку предприятий, принадлежащих государству.

В настоящее время расходы на национальную экономику, осуществляемые на уровнях бюджетной системы государства, принято классифицировать по трем базовым признакам (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация расходов на национальную экономику. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе функциональной классификации лежит разделение расходов на группы в зависимости от основных функций, выполняемых аппаратом государственной власти.

Ведомственный подход к группировке расходов на национальную экономику связан непосредственно со структурой управления. Он отражает группировку юридических лиц, получающих государственное финансирование.

Экономическая классификация предполагает деление расходов на национальную экономику на текущие и капитальные, а также расходы на приобретение товаров и услуг, материальные затраты, выплату заработной платы.

Основы функциональной классификации расходов на национальную экономику

Основополагающим критерием классификации расходов на национальную экономику традиционно считается их функциональный признак. Иначе говоря, расходы на поддержание и развитие национальной экономики принято разделять на однородные группы в зависимости от отрасли их осуществления и функций, выполняемых государством. Данный подход является наиболее распространенным. Рассмотрим его более подробно.

Итак, функциональная классификация расходов на национальную экономику предполагает группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и расходование средств на выполнение основных функций государства. Базовые функции государства представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Базовые функции государства. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В соответствии с основными направлениями использования средств централизованных денежных фондов, направленных на выполнение функций государства, расходы на национальную экономику принято делить на следующие отраслевые группы:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная оборона;
  • национальная экономика;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • охрана окружающей среды;
  • культура;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • спорт и физическая культура;
  • социальная политика;
  • средства массовой информации;
  • межбюджетные трансферты;
  • обслуживание государственного и муниципального долга.

Все множество расходов на национальную экономику, классифицированное по функциональному признаку, имеет четыре уровня организации (разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов). В соответствии с этими четырьмя уровнями происходит их дальнейшая детализация.

Экономическая и ведомственная классификация расходов на национальную экономику

Экономическая классификация основана на группировке расходов на национальную экономику в зависимости от их экономического содержания. Она отражает виды финансовых операций, которые осуществляются государственными органами при выполнении ими своих задач.

В рамках экономической классификации расходы на национальную экономику принято делить на две большие группы:

  • текущие расходы;
  • капитальные расходы.

Текущие расходы предназначены для текущего финансирования обслуживания национальной экономикой системы. Расходы капитального характера обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность.

Текущие и капитальные расходы подлежат дальнейшей детализации и делятся на группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Ведомственная группировка расходов на национальную экономику основана на их разделении в зависимости от получателей бюджетных средств, перечень которых определяется законом и утверждается на очередной календарный год.