В чем суть политики либерализации цен. Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

Есть в рыночной экономике такое понятие, как либерализация цен. Это словосочетание означает, что государство устанавливает на рынке свободные от ограничения цены, тем самым поощряя деятельность предпринимателей. Процесс такого ценообразования придает гибкость всей системе экономики в целом и ведет к росту производства. Как следствие, увеличивается конкуренция на рынке, производители вынуждены придумывать новые интересные идеи и повышать Другими словами, либерализация цен приводит к возникновению в государстве системы свободного ценообразования. Это происходит из-за того, что правительство в этом случае может частично или же полностью снять с себя функции по непосредственному регулированию цен.

Вот как, например, выглядит либерализация цен в США. В этой стране цены на молочную продукцию регулируются Конгрессом, который устанавливает только оптимальную ценовую границу. Если цены на молочные продукты оказываются ниже ее, то государство все эти товары скупает, чтобы отправить их на экспорт или благотворительность.

В режиме которая характеризуется жестким контролем над всеми стоимостями (устанавливаются они сверху), либерализация цен просто необходима. Именно она позволяет капиталу в экономике свободно передвигаться, а рынку товаров и услуг становиться более мобильным. Кроме того, правильно произведенная либерализация цен позволяет снизить уровень бюрократизма в области экономики и расширить возможности притока инвестиционных средств и выхода на международный рынок.

Либерализация цен на сегодняшний день известна в двух вариантах. Первый вариант, присущий и России, заключается в методе «шоковой терапии». Она известна многим, кто пережил волнения 1992 года.

Второй вариант, более мягкий, он так и называется - «постепенная либерализация». Именно такой системы перехода на свободное ценообразование придерживается большинство развитых европейских стран. Кстати, именно так в свое время развивались и Вьетнам, и Китай, в 1973 - 1986 годы - Франция, а после Второй Мировой Войны и страны Западной Европы.

Что касается нашей страны, то либерализация цен в России состоялась в самом первом месяце 1992 года. Именно тогда государство освободило от своего регулирования цены на все продукты, кроме молока, хлеба и билетов для проезда в общественном транспорте. Был издан указ о свободе торговли. Каждый гражданин мог перевести свои деньги в валюту. Кроме того, увеличилась доля импорта товаров, производимых в России. Надо сказать, что либерализация цен в России прошла необдуманно и стремительно. Так, что уже к марту 1992 года политики и население испытали на себе в полной мере метод «шоковой терапии» - произошла гиперинфляция на 2600%. Все это привело к обесцениванию денег, в том числе и тех, что лежали у многих российских граждан на банковских счетах.

Пришлось властям вводить талоны на многие товары и выдавать их россиянам, а предприятиям - оформлять кредиты. Так как оборотных средств на фабриках и заводах теперь не хватало, стали происходить Кстати, зарплаты тоже обесценились. Зато выросла безработица, резко обозначилась разница между богатым и бедным слоями общества. Бесспорно, «гайдаровские» реформы принесли свои плоды.

Теперь в стране не было зато цены на них повысились в 30 раз, а вот доходы населения за год снизились почти на 50%. Особенно сильно реформа ударила по пенсионерам и бюджетникам. Сейчас многие аналитики говорят о том, что ошибка того времени кроется в том, что политики необдуманно воплотили в жизнь теоретические рекомендации монетаристов, не учитывая при этом специфику российской экономики.

Хорошо помню первое совещание российского правительства, на котором я присутствовал. 1991 год, конец ноября, выступает вице-мэр Санкт-Петербурга и докладывает, что из Германии идет судно с гуманитарной помощью. А в городе продовольствия на пять дней. Судно может остановиться по пути в Калининграде и этого категорические нельзя допустить! Вот просто категорически! – вспоминает экономист Владимир Мау, в начале 90-х занимавший пост советника Егора Гайдара.

Почему?

В Калининграде запасов тоже на пять дней и если судно там остановится, то в Санкт-Петербург оно просто-напросто уже не придет...

1991 год – время стерильно пустых полок в магазинах. В СССР и раньше разнообразия продуктов питания и товаров народного потребления не наблюдалось, особенно в провинции, но более или менее потребительская корзина граждан все же наполнялась. К моменту же издания Ельциным указа, на прилавках не было почти ничего.

Между планом и рынком

Ситуация абсолютно пустых магазинов в больших городах была шоком. По крайней мере в городах такого раньше не было, – рассказывает ТАСС директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. – И вызвана была эта ситуация, в том числе, борьбой за власть между Горбачевым и Ельциным, каждый из которых "тянул на себя одеяло", что решению экономических проблем совсем не способствовало.

А проблем действительно хватало. К этому времени Советский Союз пережил падение мировых цен на нефть. Зависимость страны от углеводородов была крайне чувствительной. Так, по данным Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных топливно-энергетических проблем (ВНИИ КТЭП) при Госплане СССР, доля выручки от продажи энергетических ресурсов в валютных поступлениях в страну достигла 55%. Проредила бюджет и антиалкогольная компания. К 1990 году бюджетный дефицит уже превышал 10% ВВП.

Наконец, злую шутку с союзным правительством сыграл и закон 1987 года "О государственном предприятии", который предусматривал переход на хозрасчет. В теории, внедрение элементов рынка и частной инициативы в плановую экономику должно было как раз разрешить проблему дефицита. На практике же многие директора предприятий предпочитали не сразу отдавать продукты в государственные магазины, а придержать их, чтобы потом реализовать уже по кооперативной цене.

Закон 1987 года о переходе на хозрасчет в теории должен был решить проблему дефицита. Но на практике многие директора предприятий не сразу отдавали продукты в государственные магазины, а придерживали их, чтобы потом реализовать уже по кооперативной цене

Закон снял контроль над доходами предприятий, ввел выборность директоров, оптовые цены были отпущены, – объясняет Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992-93 годах. – Если себестоимость условного товара 10 рублей, то за 8 рублей в рознице при хозрасчете его никто продавать не будет. Если, конечно, вы не будете платить производителю дотации. А дотаций вы платить не можете, потому что резервов нет.

Товарный дефицит это оборотная сторона инфляции. Когда у вас цены государственные, то рынок реагирует не ростом цен (он не может этого сделать), а исчезновением товаров из магазинов, – добавляет ректор Академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау. – При советской административной системе это компенсировалось жестким давлением – вас могли, грубо говоря, исключить из партии или посадить в тюрьму если вы не выполняли планы поставок. К концу 80-х годов таких угроз не было. Административные механизмы уже не работали, а рыночные еще не работали. Государственные предприятия задолго до приватизации стали квазичастными – с правами, но без долгосрочной мотивации собственника.

Борис Ельцин идет ва-банк

Представление о том, что цены надо так или иначе сделать свободными и это, наконец, решит продовольственную проблему, было тогда неким общим консенсусом. Еще в ноябре 1989 года глава Совмина СССР Николай Рыжков на заседании Политбюро бросил Михаилу Горбачеву: "Мы ничего не решим, если к 1991 году не подойдем к свободным ценам. Ничего мы не достигнем при нашем по-прежнему идеологическом подходе".

И в команде Горбачева, и в команде Ельцина было понимание, что цены надо освободить. Более того, это понимание было и у простых советских граждан. Люди отдавали себе отчет, что рано или поздно нечто подобное произойдет, и поэтому закупались впрок, что дополнительно раскручивало дефицит

Руслан Гринберг

директор Института экономики РАН

– И в команде Горбачева, и в команде Ельцина это понимание было, – говорит Руслан Гринберг. – Более того, это понимание было и у простых советских граждан, ведь проблема широко обсуждалась. Люди отдавали себе отчет, что рано или поздно нечто подобное произойдет, и поэтому даже закупались впрок, что дополнительно раскручивало дефицит.

С другой стороны, "отпуск цен" естественным образом приводил к сокращению доходов населения, к сопутствующим возмущениям и потенциально – к волнениям, забастовкам и акциям протеста. Политик или чиновник, который освобождал цены, рисковал навсегда распрощаться с популярностью, если раньше таковой обладал.

Этим, вероятно, и следует объяснить осторожность союзного руководства. В марте 1991 года советское правительство дозировано повысило цены. Было совместное постановление ЦК и Совмина СССР о повышении на 1,9 раза. Реально цены выросли больше, но проблему дефицита это не решило.

Цена за килограмм говядины взлетела до 80 рублей, а за бутылку водки – до 180. При этом средняя зарплата колебалась в районе 300-400 рублей

Борис Ельцин на непопулярный шаг решился. Указ он подписал 3 декабря, а вступил он в силу со 2-го января 1992 года. Только за первый месяц действия закона инфляция составила 346%, за год – 2600%.

Цена за килограмм говядины взлетела до 80 рублей, а за бутылку водки – аж до 180. При этом средняя зарплата колебалась в районе 300-400 рублей. Товары появились, но не каждый теперь мог их купить. Впрочем, скоро и зарплаты потянули высь, но за ценами они еще долго не успевали.

Была ли альтернатива

Альтернативой была реальная угроза голода и хаоса, – считает Андрей Нечаев. – Главная проблема – это снабжение крупных городов, которые всегда сидели на централизованном обеспечении, в том числе за счет импорта, а импорт – прекратился. Валюты не было.

Было два выхода. Или жесткое насилие, полувоенная диктатура с планом и наказаниями за его нарушения. Или либерализация цен. Общественное мнение склонялось к либерализации. Попытка установить диктатуру была и провалилась во время путча ГКЧП

Владимир Мау

ректор Академии народного хозяйства и государственной службы

В этих условиях было два выхода. Или жесткое насилие и восстановление советской модели – причем скорее не позднеесоветской, а раннесоветской. Полувоенная диктатура с планом и наказаниями за нарушения плана. Или либерализация цен, – говорит Владимир Мау. – Практически все общественное мнение в тот момент склонялось к либерализации. Попытка установить диктатуру была и такая попытка провалилась во время путча ГКЧП. Другое дело, что лично у меня есть громадное сомнение, что те, кто возглавил путч, были в принципе способны просто по волевым качествам восстановить административные механизмы.

Впрочем, не все экономисты согласны, что угроза голодной зимы была реальна и неотвратима.

"Тема безальтернативности была использована как способ политического самооправдания. Это очень ответственное, но спорное утверждение, что наступал голод и есть было совершенно нечего. Да, в магазинах было шаром покати, но никаких признаков голода не было. Возникали альтернативные способы реализации многих потребительских товаров. Разговоры о том, что приближалась окончательная катастрофа – это преувеличение", – рассказывал журналу Forbes Григорий Явлинский, который в 1991 году был заместителем главы Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР.

Сам Явлинский, конечно, тоже выступал за либерализацию, но за ее более "постепенный" сценарий.

Косвенно это мнение подтверждает тот факт что в итоге страна два зимних месяца прожила при дефиците но без серьезных социальных волнений. Ведь несмотря на то, что указ был подписан в начале декабря, а вступил в силу в начале января, его механизм заработал только в начале февраля. Именно тогда на полках магазинов действительно появилось много продуктов, пусть и по высоким ценам и эффект от реформы стал заметен.

Либерализация цен стала лишь одной из крупных реформ правительства Бориса Ельцина и Егора Гайдара. В этот же момент шла подготовка к массовой приватизации и ряду других реформ, которые были осуществлены в течение 1992 года.

Андрей Веселов

Страница 5 из 28


Либерализация цен

2 января 1992 г. в России был дан старт рыночным реформам, правительство объявило о либерализации цен, проводившейся в духе «шоковой терапии». Практическое осуществление этой рыночной меры означало освобождение в ограниченные сроки цен на большинство товаров, продуктов питания и услуг, ликвидацию т.н. «денежного навеса», обеспечение частичной конвертируемости валют, отмену субсидий нерентабельным производствам, резкое сокращение бюджетного дефицита, осуществление жесткой кредитно-денежной политики. Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами, характеризующее неустойчивое положение государственных финансов. Предполагалось, что в условиях решительного отказа от государственного регулирования отпуск цен установит рыночную стоимость товаров и, обеспечив «рыночное равновесие», решит проблему тотального дефицита и станет важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, повышения активности и ответственности экономических субъектов за результаты своего предпринимательства. Именно такой логикой реформаторского курса правительства был проникнут Указ Президента РФ «О переходе на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуг».

Первоначально правительство обещало сохранить фиксированные государственные цены на энергоносители, нефть, газ, уголь и некоторые продовольственные товары – хлеб, молоко и др. Однако либерализации цен в условиях демонтажа государственного контроля за ценообразованием, товарного дефицита и общего падения производства привела их к быстрому и резкому росту: хлеб подорожал в 10-15 раз, молоко – в 15-20 раз, масло и сметана – в 30 раз, картошка в 10-20 раз, а на рынке – в 50-100 раз. 6 января 1992 года реформаторы, вопреки обещаниям Президента, отменили государственные цены на хлеб и молоко. Вскоре также стало очевидным, что дальнейшие действия правительства в этой сфере стимулируют хаотический рост цен, «вымывание» дешевых товаров.

В марте 1992 г. правительство направило в Международный валютный фонд (МВФ) Меморандум о предстоявшей либерализации цен на энергоносители, а в сентябре того же года оно объявило о повышении на них цен. В России была спровоцирована гиперинфляция, оказавшая разрушительное воздействие фактически на всю сферу материального производства. Становилось все более очевидным, что принятая правительством технология либерализации цен и ее практическое осуществление не давала ожидаемого результата.

С середины 1992 г. хаотический рост цен принял форму незатухающих гиперинфляционных волн, что продолжало дезорганизовывать материальное производство, парализуя инвестиционный процесс и делая невозможным поддержание его достаточной активности. В таких условиях происходила бартеризация хозяйства , развивался процесс вытеснения национальной валюты из оборота и замены ее твердой иностранной валютой. Бартеризация хозяйства – это переход хозяйствующих субъектов на п рямой безденежный обмен товарами или услугами.

Многие государственные предприятия в условиях отсутствия добросовестной конкуренции и иных сдерживающих механизмов по защите прав потребителей, кризиса неплатежей, охватившего к лету почти всю экономику России, при новых ценах, в том числе на энергоносители, не смогли сохраниться, они обанкротились и впоследствии, после объявления широкомасштабной приватизации, были проданы с аукциона. Повседневным явлением на таких предприятиях стали задержки выплаты заработной платы, а также пенсий и пособий, что стало апофеозом наступления властей на денежные доходы населения.

К концу 1992 г. сбережения населения по сравнению с 1991 г. обесценились в 2 раза, а доля расходов на питание в совокупном доходе семьи увеличилась до 40% против 28% в 1990 г.
И, несмотря на то, что правительству Е. Гайдара в осуществлении политики «шоковой» либерализации примерно к середине 1992 г. удалось достигнуть кое-каких результатов – провести девальвацию рубля, к концу первого квартала почти ликвидировать бюджетный дефицит , снизить инфляцию и т. д. – в целом Россия оказалась во власти последней. Высокая инфляция, переходившая в ценовую форму, резко ухудшила социально-экономическое положение масс, вызывала тревогу и недовольство в обществе. В 1992 г. она составляла от 10 до 38% в месяц, в 1993 г. – от 19 до 26%, в 1994 г. – от 4 до 21% . Ни в одной стране бывшего социалистического содружества ее рост не достигал такого высокого уровня, как в России.

Причины вползания российской экономики в гиперинфляцию и природа последней были и продолжают оставаться предметом многочисленных дискуссий экономистов и политиков, что может быть предметом специального рассмотрения. Мы же отметим, что они, с одной стороны, заключаются, прежде всего, в действиях самого правительства в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики, в выбранной технологии либерализации цен и ее практическом осуществлении, а с другой – инфляционные процессы были обусловлены и некоторыми объективными факторами, в том числе общим кризисом экономической системы, отсутствием контроля за денежной массой и расстройством денежного обращения в 1990-1991 гг., распадом хозяйственных связей, расширением спроса и рядом других.

Вот некоторые из важнейших, на наш взгляд, источников инфляции на изначальном этапе «гайдаровских реформ». Во-первых, инфляция в России в условиях общего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей была непосредственно связана с высоким уровнем монополизации экономики, взвинчиванием цен предприятиями-монополистами и криминальными структурами. При отсутствии всякого контроля со стороны государства освобождение цен, их децентрализация создали благоприятные условия для десятков тысяч производителей, торговцев и посредников, которые получили право «назначать» цены. Последние менялись не под влиянием спроса и предложения, а диктовались монополизированными участниками рынка. Но так как монопольное положение на рынке было характерно для большей части предприятий обрабатывающей и других отраслей промышленности, то либерализация цен немедленно обернулась взрывом во многих отраслях, перекладыванием хозяйствующими субъектами роста цен на потребителей. Поскольку не существовало альтернативных поставщиков для большинства предприятий, то последние фактически вынуждены были принимать любое повышение цен на потребляемые ими товары. В свою очередь предприятия на ограничение спроса реагировали, в отличие от восточноевропейских стан, своеобразно: они не снижали занятость и не ограничивали рост заработной платы, а продолжали залезать в долги и не платить по обязательствам. Но, как показал опыт бывших социалистических стран, и при высокой монополизации экономики можно было иметь более низкую инфляцию и избегать ее негативные последствия.

Во-вторых, многие источники инфляции в России были связаны с неумеренным выпуском денег, контроль за которым осуществляли правительство и Центробанк. Под давлением Верховного Совета правительство с весны 1992 г. стало прибегать к увеличению денежной эмиссии и предоставлять государственным предприятиям льготные кредиты, «прокручивание» которых обогатило многих финансовых посредников, вставших между властью и обществом. Так, если в январе 1992 г. общий объем денежной массы в России составлял 1046 млрд руб., то ровно через год в январе 1993 г. он увеличился почти на 800% и составил 9491 млрд руб. Затем правительству удалось притормозить денежную эмиссию, хотя ежемесячное увеличение объема денег продолжало оставаться достаточно высоким.

В-третьих, одной из мощных сил, которая раскрутила спираль высокой инфляции, был бюджетный дефицит, что вызывало расстройство денежного обращения. Правительство, не имея большинства в парламенте для устранения кризиса неплатежей, который был особенно острым по сравнению с другими странами с переходной экономикой, сглаживания противоречий между отраслевыми лобби и различными «группами давления», шло на расширение финансирования за счет бюджета. Так, только в 1992 г. оно дважды осуществляло дополнительное кредитование просроченной задолженности промышленных предприятий, руководители которых, не сумев приспособиться к новой ситуации, перестали выплачивать деньги за сырье. В результате денежная масса возрастала, а инфляция увеличивалась. В обобщенном виде динамика темпов инфляции и дефицита бюджета в период «гайдаровских реформ» видна из данных таблицы 1.

Таблица 1

Динамика темпов инфляции и дефицита бюджета (1991-1992 гг.)

Показатель

Годы

1991

1992

Инфляция (потребит. цены на конец года, %)

144

2520

Инфляция (промышл. опт. цены на конец года, %)

236

3275

Дефицит бюджета (в % от ВВП)

19,7

Курс обмена (конец года, руб. за долл.)

170

415

Как видно из таблицы, дефицит бюджета в 1992 г. составлял почти 20% ВВП, что соответст-вовало оценкам МВФ.

В-четвертых, в 1992-1994 гг. правительство осуществляло перераспределение собственности и доходов, что способствовало дальнейшему разбалансированию экономической системы и росту цен. В результате большинство населения оказалось за чертой бедности. И совсем не случайно, что в 1992-1994 гг. состоялись многочисленные митинги и демонстрации, осуждавшие экономический курс правительства. Начались забастовки железнодорожников, шахтеров, учителей, врачей. Порой звучали призывы возврата к старому. К концу 1992 г. практически все политические партии отказали в поддержке правительству. Оппозиция вынудила Е. Гайдара заявить об отставке. Однако Президент ее не принял. Таким образом, первая радикальная
реформа – либерализация цен, призванная стать орудием структурных изменений в экономике и одномоментно сбить ажиотажный спрос, снизить давление на потребительский рынок, определить рыночную стоимость товаров и развить механизм конкуренции между отраслями и предприятиями, привела к неожиданным для реформаторов и глубоко противоречивым результатам.

С одной стороны, ее отрицательными итогами стали обвал цен и глубокий спад производства, многократное повышение уровня инфляции и разрушение денежной системы, рост дефицита федерального бюджета и резкий кризис неплатежей, а также товарных бирж, число которых стремительно сокращалось. Высокая инфляция сделала невозможной финансовую стабилизацию. Обострение кризиса взаимных платежей предприятий разрушило финансовую систему в целом. В таких условиях стабилизационная макроэкономическая политика потеряла свою эффективность, и ни о какой экономической стабилизации, являющейся основой экономического роста, а, тем более, об устойчивом экономическом развитии, не могло быть и речи. В этом отношении проведенная реформа оказалась тяжелой и разрушительной для отечественной промышленности. С другой стороны, в той чрезвычайно сложной ситуации правительству удалось, и это необходимо отметить, провести ряд мер, которые заложили определенную основу рыночной экономики . В некотором отношении удалось преодолеть товарный дефицит и очереди, либерализовать торговлю и нормализовать потребительский рынок. Стал развиваться процесс становления такой рыночной инфраструктуры , как появление новых коммерческих банков, товарных бирж, страховых компаний и других.

Рыночная экономика – это форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Был достигнут один из результатов экономических реформ – ликвидирована централизованная плановая экономика советского периода. В середине 1992 г. власти упразднили централизованную систему распределения ресурсов, стали осуществлять банкротство части слабых, устаревших в технологическом отношении предприятий и неэффективных производств и принимать меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов и переводу предприятий на полное самообеспечение.

В ходе реформы все отчетливее стала проявляться тенденция к наращиванию потребитель-ской продукции, созданию предпосылок для экономической стабилизации и обеспечения управляемости народным хозяйством и др. Однако уже к середине 1992 г. первые признаки появившейся экономической стабилизации сменились кризисом, принявшим обвальный характер. К декабрю бюджет был подорван, среднемесячные темпы роста денежной массы повысились до 28%, а уровень инфляции превысил 25%. Подавление инфляции, сопровождавшейся ростом объема внутреннего государственного долга и долларизацией экономики, и достижение экономической стабилизации стали центральной проблемой макроэкономической политики нового правительства. Долларизация – это полное или частичное замещение долларами США национальной валюты во внутреннем денежном обращении. Одновременно встал вопрос о корректировке проводимого курса «гайдаровских реформ».



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)

7.2. Этапы либерализации цен

Одним из необходимых условий формирования рыночной экономики является переход от государственных фиксированных цен к свободному ценообразованию, т. е. либерализация цен. Сущность либерализации состоит в том, что уровень цен устанавливается свободно, без прямого влияния государственных органов на основе конъюнктуры рынка и долговременности партнеров.

Либерализация цен не ослабляет, а повышает роль государства в политике ценообразования, которая должна заключаться не в установлении конкретного уровня цены, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию, активном влиянии на общую ценовую конъюнктуру рынка. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, выплаты населению из бюджета, государство влияет на спросовые ограничения, инфляцию и тем самым на динамику общих уровней цен. Государство должно создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий. Но для того чтобы создать эти условия, необходимо учитывать положение в экономике на момент либерализации цен (см. подробнее: Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб. – метод. пособ. – М.: Финансы и статистика, 2006).

Экономическая ситуация в России на момент либерализации цен с точки зрения ее управления подобна той, в которой находились страны Западной Европы после Второй мировой войны, когда состояние экономики характеризовалось дефицитом товаров и услуг, излишком денег в обращении, ростом цен, большим разрывом между официальными и ценами теневой экономики, а также наличием государственного администрирования по типу «командной» экономики. Практика этих стран свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной, регламентированной экономики к рыночной системе. Необходим длительный переходный период и определенная последовательность в либерализации цен. При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, а роль цены – посредничество между экономикой и населением с тем, чтобы смягчить трудности, переживаемые экономикой. Характер переходного периода к рынку должен быть постепенным, а не «шоковым». Западноевропейские страны начали такой переход в 1945 году. Цены и производство контролировались государством. В Великобритании в 1946 году контролируемые цены составляли 60 % цен потребительских товаров. Переход к свободным ценам происходил поэтапно в соответствии с установленным государством порядком в течение 40 лет. Во Франции, например, считается, что полная свобода цен была достигнута к 1986 году (кроме квартплаты и сельскохозяйственных продуктов, имеющих общеевропейскую регламентацию). Основной упор был сделан на «классические» средства – восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач.

Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России. Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью.

Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. № 297 и аналогичное Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики.

Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия. На смену им пришли цены свободные и регулируемые – оптовые, опускные или розничные в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и характера реализуемой продукции, при этом оговаривалось, что цены на все товары, продукцию, услуги, которые не вошли в перечень регулируемых, устанавливаются свободно под влиянием конъюнктуры рынка. Первоначально регулируемые цены формировались на основе государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 1991 году, с применением различных методов прямого административного ограничения. Большинство оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения и услуги регулировались с помощью установления предельного коэффициента повышения к действующей оптовой цене или тарифу в 1991 году (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Предельные коэффициенты повышения цен были установлены и для некоторых видов потребительских товаров и услуг (табл. 7.2).

Таблица 7.2

На электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и потребителей, услуги водопровода и канализацию установлены фиксированные цены, а на драгоценные металлы, камни – предельные цены. Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России.

Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В марте Постановлением Правительства Российской Федерации № 141 «Об изменении порядка формирования цен на отдельные виды потребительских товаров» местным органам власти было разрешено отменять установленные ранее предельные коэффициенты повышения цен, кроме продуктов детского питания, спирта, водки, изделий медицинского назначения и лекарств.

В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен. В сентябре 1992 года принято Постановление Правительства РФ «Об упорядочении практики установления торговых надбавок» № 712, в соответствии с которым местным органам исполнительной власти разрешено регулировать размеры торговых и оптовых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (масло животное и растительное, молочные продукты, мясо, колбасные изделия, сыры, яйца, крупы, сахар, хлеб, продукты детского питания и др.) Это постановление было отменено 1 января 1994 года.

В декабре 1992 года были отпущены цены на лекарства и изделия медицинского назначения при установлении предельного уровня рентабельности в размере 30 % к себестоимости, в середине октября 1993 года – на продукты детского питания при установлении предельного уровня рентабельности в размере 20 % к себестоимости.

С целью социальной защиты населения от инфляции в феврале 1993 года Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. № 94 «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия» введено регулирование розничных цен на этот товар, уточненное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1993 г. «О ценах на хлеб».

Так, регулируемые розничные цены на хлеб с 1 января 1994 года формировались путем установления:

свободной закупочной цены для производителей зерна;

предельного уровня рентабельности для элеваторов;

предельного уровня рентабельности для мукомольных предприятий;

предельного уровня рентабельности для предприятий хлебопекарной промышленности;

предельного уровня торговой надбавки для розничных предприятий.

Регулирование цен на хлеб осуществлялось в течение 1,5 лет и было отменено в июле 1995 года (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600).

Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно:

предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность;

определены действия, которые классифицируются как монополистические;

определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно;

разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках;

определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона.

Решением Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29 декабря 1991 года в России утвержден Государственные реестр (Реестр) РФ объединений и предприятий-монополистов. Целью формирования Реестра являлось определение объекта постоянного государственного контроля и регулирования производственной, сбытовой, посреднической, торговой и других видов деятельности предприятий-монополистов, по сути, данный Реестр стал одним из элементов реализации механизма Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с Реестром и Законом монополистом признавался хозяйствующий субъект, если доля его продукции на соответствующем товарном рынке превышала 35 % или величину, ежегодно устанавливаемую ГКАП России. Для предприятий-монополистов основным методом регулирования стало декларирование повышения свободных цен, порядок которого утвержден январским постановлением Комитета цен при Министерстве экономики РФ.

Предприятия-монополисты сообщали потребителям продукции о намечаемом повышении цен не позднее чем за месяц до их введения, само повышение должно было быть согласовано с основным потребителем или не менее чем с тремя потребителями, занимающими наибольший удельный вес в объеме реализации данной продукции. В государственные органы ценообразования предоставлялась декларация, а новые повышенные цены регистрировались, при этом для обоснования изменения цен и тарифов прилагались:

копии протоколов согласования цен;

сопроводительные письма с указанием и обоснованием причин повышения цен и тарифов;

данные об основных экономических показателях (калькуляция себестоимости, объемы производства за два года, фактическая рентабельность предприятия, достигнутый уровень рентабельности продукции и ее планируемые размеры).

Орган ценообразования анализировал представленные материалы и в течение месяца обязан был принять решение: согласиться с указанной ценой, изменить ее, отказать в повышении цены. Зарегистрированная в органах ценообразования цена являлась предельной, если предприятия продавали продукцию по более высоким ценам, то разница между ценами перечислялась в бюджет. Одновременно действовали предельные уровни рентабельности продукции предприятий-монополистов, дифференцированные по отраслям и группам товаров, отмененные в 1994 году.

Таким образом, за 1992–1995 годы Россия прошла путь сокращения сферы государственного регулирования цен, который в других странах длился десятилетиями. В результате такой государственной политики, которую можно оценить как «шоковую», ценообразование в России оказалась слишком «либерализованным» без учета состояния национального производства, платежеспособности предприятий, уровня жизни населения.

Естественным следствием либерализации цен стала инфляция. Обуздать инфляцию удалось лишь к 1996 году, когда среднегодовые темпы инфляции постепенно стали снижаться (до 1998 года). Ограничение инфляции было осуществлено путем проведения жесткой ограничительной финансовой политики, и в результате увеличились массовые неплатежи между предприятиями, сократились налоговые поступления в бюджет, произошел рост задолженности по заработной плате, резкое ухудшение жизненного уровня населения.

К 1995 году в основном сложилась система регулирования цен, действующая в настоящее время.

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

87. Этапы инвентаризации В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Перед инвентаризацией проводится определенная

Из книги Как пустить в свою жизнь большие деньги автора Трутнева Дарья

Этапы трансформации Так как эта книга про деньги, я вам опишу, как трансформировать установки на денежном примере. Хочу привести собственный опыт.Я уже Вам рассказывала про образы пчел и змей. Яркий и интересный пример, и конкретно про деньги.Вот как я прорабатывала образ

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Этапы восстановления Протекающий в промежутке между сделками процесс восстановления можно разбить на отдельные этапы. На первом этапе – после того, как одна серия сделок закончена, а вторая еще не началась, происходит релаксация, которая длится 1-20 секунд. Вы очищаете

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

18. Этапы ценообразования Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы:1) постановка целей ценовой политики.Выделяют три главные цели ценовой политики:а) обеспечение выживаемости фирмы;б) максимизация прибыли;в) удержание рынка;2) определение спроса. Это

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

16. Современные особенности процесса либерализации мировой торговли В современной практике регулирования международного обмена проявляется объективная потребность в повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

5.1. Этапы ценообразования Для предприятий, работающих на рынке (производителей, продавцов), одним из самых важных является вопрос об уровне цены на производимый или реализуемый товар. Цена является тем элементом, который в конечном итоге определяет рентабельность

автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.6.4. Этапы интернационализации В левой графе табл. 2.6.2 приведены типичные этапы интернационализации от экспорта к международной и транснациональной фирме. Колонка 2 показывает виды деятельности в зарубежных странах, которые возникают по мере перехода фирмы от экспорта к

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Разработка организационного проекта состоит из трех крупных этапов: предварительная подготовка, собственно проектирование и внедрение проекта. Каждый из этих этапов включает соответствующие части, отражающие основное

Из книги Кредитная политика банков: цели, элементы и особенности формирования (на примере коммерческого банка) автора Шевчук Денис Александрович

1.3. Этапы кредитования Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной

Из книги Все о приобретении и продаже жилой недвижимости. Советы специалиста автора Зубова Елена Евгеньевна

Этапы сделки Этап подготовительныйАгентство недвижимости не просто сопровождает сделку, но организует ее. После проверки квартиры необходимо собрать довольно значительное количество справок. Часть этих справок клиент может получить самостоятельно. Однако агент готов

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Вот какие шаги необходимо сделать для разработки стратегии обучения и развития (Harrison, 2005):1. Согласовать состав команды, принимающей стратегию.2. Прояснить миссию организации.3. Исследовать базовые ценности.4. Идентифицировать стратегические проблемы, с

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

11. Повторите этапы 7–10 Повторяйте этапы 7–10 снова и снова, пока не достигнете главной цели построения. Если по ходу строительства ветви диаграммы расходились, будьте внимательны, чтобы не пропустить момента, когда их можно свести вместе. Иногда ветви сходятся

Из книги Гарвардская школа переговоров. Как говорить НЕТ и добиваться результатов автора Юри Уилльям

Этапы согласия Вы должны осознать различные этапы согласия. Для начала признайте, что другому человеку может потребоваться время на то, чтобы осознать ваше НЕТ. Говоря НЕТ, вы заставляете собеседника сталкиваться с новой и неприятной реальностью. Вы сообщаете человеку

Либерализация экономики — ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства.

Основная диспропорция централизованной системы — диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.

Другой важнейший элемент либерализации — либерализация внешней торговли .

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода — . В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам . Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности — , возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности — коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация .

Либерализация цен — характеристика экономических реформ в России

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг . Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен , они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2 раза и в 1995 г. — в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально — экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия :

  • исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой;
  • резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 -х — начале 90 — х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция , в результате механизм либерализации цен сопровождался . Данное обстоятельство уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, которые копились населением.

Принцип свободного ценообразования , который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных доходов населения, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. При этом необходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению доходов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям населения .

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения , владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.