Проблема внешнего долга в мире. Проблема международных долгов

Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру ис­пользования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капи­тала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана пла­тить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положе­нии, связанном с невозможностью не только погашать получен­ные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в миро­вой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней за­долженности), которая является одной из наиболее острых и слож­ных для начала XXI в.

В Британской энциклопедии внешний долг определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в совре­менной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обяза­тельств составлял 2024 млрд. долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд. долл. (т. е. превышал 6 трлн. долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных ор­ганов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долгдолговые обязательства частных компаний, банков и местных ор­ганов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно боль­ше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд. долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд. долл.; на кредиты иностранных банков и фирм -39,4 млрд. долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, - 26,7 млрд. долл.; на кредиты ЦБ РФ - 6,4 млрд. долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд. долл.

Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо Рос­сии, должниками (долг более 100 млрд. долл.) были: США 862 млрд. долл., Бразилия 258, Канада 253, Китай 159, Австралия 156, Республика Корея 154, Мексика 154, Индия 136, Аргентина 133, Франция 117,6 млрд. долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал 1 трлн. долл.

США действительно являются крупнейшим должником в со­временном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные мас­штабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внеш­него долга для экономики той или иной страны определяется та­кими показателями, как отношение суммы внешнего долга стра­ны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн. долл.). Анало­гична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и круп­нейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как дол­жникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоя­нии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой пет­ли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуа­цию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте в 1876 г., Греции в 1893 г., Брази­лии в 1898 и 1914 г., в России в 1917 г. В современных усло­виях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не дово­дить ситуацию до дефолта.


Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», пра­вительства стран-должников должны проводить активную полити­ку по управлению своим внешним долгом. Главное здесь с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения на­меченных страной целей (социально-экономические, научно-тех­нические, производственные, структурные), а с другой - решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достал­ся ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российско­го долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-креди­торы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд. долл.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд.долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд. долл., а на 1 января 2004 г. - 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий - 115 млрд. долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.

Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд. долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд. долл. Однако большинство из 57 стран должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд.долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд. долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд.долл.

Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд.

Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП

и экспортных· доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например, у России.

В прошлом такие кризисы нередко приводили к отказу стран- должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга (такая ситуация называется дефолтом). Так, дефолт по внешнему долгу был объявлен Турцией в IS75 г., Перу и Египтом -- в 1876 г., Грецией - в 1893 г., Бразилией -в 1898 г. и 1914 г., Россией - в 1917 г. Однако в наше время страны-должники и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта.

Для того, чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики). Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является ВОЗМОЖНОСТЬ страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга. Подобная политика оказалась эффективной в конце XIX - начале XX вв. у США (бурное экономическое развитие страны в тот период во многом базировалось на больших внешних заимствованиях), а в послевоенные годы - у Южной Кореи.

Еще по теме Проблема внешнего долга в мире:

  1. Проблемы внешнего долга и его реструктуризация. Платежный баланс России.
  2. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Изучив главу 20, вы будете знать проблемы внешнего долга в современной мировой экономике, имеющиеся подходы к определению внешнего долга, понятие государственного и частного внешнего долга, позиции России

Пеппер Дж. Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. Ч. 2. М.: Ирбис-Пресс, 2002. С. 10.

кок кредитора и должника, вопросы урегулирования задолженности России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов.

Проблемы внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже отмечалось выше, по характеру использования формы вывоза капитала различают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, которые принимающая сторона обязана погашать. Кредитование выступает как один из важнейших инструментов проникновения на новые рынки, внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника, предопределяя принятие важнейших решений этой страной в области внутренней и внешней экономической политики (и политики вообще). Тем самым проблемы внешнего долга являются важнейшим аспектом национальной экономической безопасности любой страны.

Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать (т.е. своевременно совершать текущие платежи основной суммы и процентов по долгам). Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики конца XX и начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой долговой экономики (с учетом и внешнего, и внутреннего долга), основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (т.е. на погашение текущих платежей и выплату процентов) к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Данная проблема актуальна и для современной России - в связи со значительными масштабами самого внешнего долга нашей страны, необходимостью отвлечения крупных средств для его обслуживания и сокращения, что существенно ограничивает возможности экономического роста в стране и т.д.

Государственный внешний долг выступает в качестве составной части государственного долга вообще, который в широком смысле слова можно охарактеризовать как взятые на себя и непогашенные финансовые обязательства государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами).

Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами, - одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

В международной практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте (а внутреннего долга - сумма обязательств в национальной валюте). Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам (независимо от того, в какой валюте - иностранной или национальной - он выражен).

В методологических разработках к объединенной статистике внешнего долга МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов и ОЭСР (Debtor Reporting System, DRS) валовой внешний долг определяется как сумма на данный момент погашаемых или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам по выплате основного долга с процентами или без них. Поэтому внешний долг в данном учебнике рассматривается как долг нерезидентам вне зависимости от валюты, в которой он выражен.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956- 1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (30 годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. в России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

Государственным (официальным) внешним долгом является та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти). Кроме того, есть и частный внешний долг - долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. Россия имела до недавнего времени значительный государственный внешний долг (а в последние годы стал возрастать и частный внешний долг). Однако государственный внешний долг нашей страны не является самым большим в мире.

Самым крупным должником в современном мире являются США. Достаточно сказать, что по состоянию на 31 марта 2012 г. задолженность США составила более 15 трлн долл., т.е. фактически была равна по стоимости ВВП США.

Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.

При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель - коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 1960-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 1960-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. На практике многие страны, сильно отягощенные долговыми обязательствами, как правило, имеют два или даже три критических значения по указанным выше показателям.

Однако, оценивая, например, степень остроты долговой проблемы для США, мы должны иметь в виду, что эта страна имеет и самый большой в мире ВВП, и многие годы является одним из ведущих экспортеров товаров, и ведущим экспортером услуг в мире. США нужно рассматривать как особого должника, поскольку эта страна является главным эмитентом мировой резервной валюты, и показатели соотношения внешнего долга к ВВП у нее могут быть выше, чем у других стран. Во многом за счет эмиссии доллара как резервной валюты США имеют и будут иметь возможность жить в долг в той мере, в какой США остаются и будут оставаться крупнейшим эмитентом валюты, а также центром экономического и политического влияния.

Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.

Другое дело - бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой долговой петли (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте - в 1876 г., Греции - в 1893 г., в России - в 1917 г. В современных условиях и страны-должники, и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта, хотя примеров такого рода, как уже отмечалось в настоящей главе, и в последние годы встречается достаточно много.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главным в этой политике является, с одной стороны, такое использование внешних заимствований, которое позволяло бы стране достичь намеченные ею цели (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой стороны - и решение самих проблем уменьшения внешнего долга.