Доходы бюджетов образуются. Доходы бюджетов

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) источником финансирования дефицита бюджета.

БК РФ предусматривает следующие виды доходов бюджетов :

Налоговые;

Неналоговые;

Безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные (закреплённые) и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством.

К собственным доходам относятся:

Налоговые доходы, закреплённые федеральным законом за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов федеральным законодательством;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

В соответствии с изменениями, внесёнными в БК РФ федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета. В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на группы:

Собственные доходы бюджетов;

Субвенции на реализацию делегированных государственных полномочий из федерального (регионального) фонда компенсаций.

В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

● налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

● неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со статьёй 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

  1. налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    водный налог

    сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на игорный бизнес;

    транспортный налог.

К местным налогам относятся:

    земельный налог;

    налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.


Доходы бюджетов всех уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года. Большинство стран с рыночной экономикой к доходным источникам относит: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездную финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии и субвенции). Соотношения между различными видами доходов представлены в табл. 14.2.
В практике бюджетного регулирования национальной экономической системы России применяется аналогичная схема. Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Таблица 14.2
Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г.*



Млрд руб.

% к итогу

Доходы - всего

1131,8

100

В том числе:


I. Налоговые доходы

964,8

83,3

Из них:


налоги на прибыль (доход), прирост капитала

205,7

16,5

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

504,9

50,2

налог на совокупный доход

2,6

0,2

налог на имущество

0,7

од

платежи за пользование природными ресурсами

10,5

1,7

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

86,3

14,1

прочие налоги, сборы и пошлины

2,2

0,4

2. Неналоговые доходы

43,1

7,0

Из них:


доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

6,8

1,1

доходы от продажи земли и нематериальных активов

0,02

0,0

административные платежи и сборы

0,5

0,1

штрафные санкции, возмещение ущерба

4,2

0,7

доходы от внешнеэкономической деятельности и операций

31,0

5,1

прочие неналоговые доходы

0,6

0,1

3. Безвозмездные перечисления

0,01

0,0

4. Доходы целевых бюджетных фондов

55,2

9,0

5. Неклассифицированные доходы

0,2

0,04
/>6. Курсовая разница
3,7

0,6

* Источник: Минфин РФ. Официальный сайт в Интернете - http://www.minfin.ru.

К неналоговым доходам причисляют:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы, и иные неналоговые доходы.
Под финансовой помощью понимаются поступления от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. По форме к ней примыкают безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
С точки зрения взаимодействия разных уровней власти выделяются следующие виды доходов:
а) собственные доходы (налоговые и неналоговые) как закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации;
б) закрепленные доходы (налоговые и неналоговые) вышестоящих уровней власти, зачисляемые на долговременной основе в бюджеты нижестоящих уровней;
в) регулирующие доходы.
В Российской Федерации для бюджетного регулирования характерно отнесение закрепленных доходов к собственным доходам соответствующих бюджетов, что не совсем верно, так как фактически часто вносятся изменения в практику начисления и распределения между бюджетами различных уровней подоходного дохода с граждан, т. е. собственный (закрепленный) доход подвергается постоянному регулированию со стороны Бюджетного кодекса из-за того, что данный вид налога носит федеральный статус. Регулирующие доходы бюджетов представляют собой федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, на очередной финансовый год или на долговременный срок (не менее чем на 3 года). Регулирующие доходы являются объектами регулирования непосредственно органов власти. При этом нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает либо распределяет переданные ему из бюджета другого уровня регулирующие доходы.
Налоговые доходы субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от совокупной суммы налогов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Неналоговые поступления в бюджетную систему, несмотря на преобладание налоговых доходных источников, по-прежнему играют важную роль, особенно на уровне местных органов самоуправления. Важным источником здесь служат доходы от деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом могут существовать две формы взаимоотношений:
а) доходы и расходы предприятий полностью или частично (в виде сальдо) включаются в соответствующий бюджет;
б) для данного рода предприятий применяется налоговый режим.
В российской экономике реализуется вторая форма.
В практике бюджетного регулирования применяется единая бюджетная классификация доходов и расходов, на основе которой рассчитываются все плановые и отчетные показатели бюджетной системы страны, в том числе и бюджеты местных органов власти. Формирование доходной части включает в себя процессы оценки и прогнозирования налоговых поступлений и планирование неналоговых доходов. Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. Планирование неналоговых доходов тесно связано с деятельностью органов власти, поскольку они могут принимать соответствующие решения об использовании или продаже имущества. Определение объема этих доходов зависит от размера имущества, сложившихся форм использования, а также изменения ставок использования либо цен продажи. В странах с рыночной экономикой действует определенная закономерность в использовании неналоговых доходов: чем ниже уровень органа власти, тем выше доля неналоговых доходов и соответственно - возможность планирования этой части доходных поступлений.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством, федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Вопросы налогообложения и налоговой политики, включая классификацию налогов, рассмотрены в гл. 4.

Следующий Вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В частности, структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет от приватизации и использования государственной собственности представлена в табл. 7.11.

В таблице приведены результаты приватизации и использования государственной собственности, но они отражают общие тенденции этого процесса. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья поступления-дивиденды по акциям, находящимся в госсобственности (37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды преимущества.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Так, Министерство преимущества РФ обнародовало список из более 50 предприятий, которые будут приватизированы в течение 2001 г. Однако в целом стратегия приватизации пока не сформировалась и государственной программы приватизации государственного имущества России, по сути, нет. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлекательные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка. При этом на процесс приватизации наложен ряд ограничений. Так ст. 100 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 год» гласит, что до вступления в силу федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации не подлежат приватизации в течение 2001 г. находящиеся в федеральной собственности акции акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых, рассчитанная по консолидированному балансу, включающему в себя активы дочерних и зависимых обществ, превышает на 1 января 2000 г. пятьдесят миллионов установленных законодательством РФ минимальных размеров оплаты труда. Законодательством регламентируется также порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Особое место в системе отношений пользования в мировой практике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В России концессии также имеют место. Специального законодательства по ним пока не разработано, и общие основы их организации регламентируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов могут стать договоры о предоставлении концессий на развитие минерально-сырьевой базы, строительство крупных транспортных объектов; на развитие туристического комплекса в ряде регионов России; на создание инфраструктуры коммунально- бытового обслуживания, газо- и энергоснабжения населения.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной- и безвозмездной передачи средств. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: (а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; (б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете а не учтенными им. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов. В федеральном бюджете Российской Федерации 2001 г. налоговые доходы составляют 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: (а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; (б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше; (в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений {в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В понятие дохода бюджета входят отношения между государством и физическими лицами, а также юридическими. Эти отношения систематизированы в бюджетные фонды на разных уровнях и субъектах страны. Данные фонды пополняются за счет платежей организациями и гражданами страны. Бюджетные отношения регулируются законодательством страны и контролируются местными органами власти. В Российской Федерации действует Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ от 31.07.1998, который подробно описывает бюджетные правоотношения, общие понятия, бюджетную систему, принципы, составляющие и классификацию бюджета, а также доходы и , бюджетный процесс и бюджетные нарушения законодательства.

Исторические события формирования бюджетной системы России

До 17 века на Руси собирали дань в Княжескую казну в виде продовольствий, мехов, скота, затем стали собирать посошные обложения. В такой системе сборов вырисовался определенный вид бюджетной системы, распределяющийся на главную казну, то есть казну Государства и местные бюджеты. Местные налоги были направлены для оплаты работы управления органами власти и решения местных административных задач. Такие налоги были введены в 16 веке на все население. А чуть позже сформировались Владимирские чети, Новгородские и другие чети, которые полностью взяли на себя вопросы формирования бюджета и сбора налогов. Далее налоги изменялись много раз, они были в виде подворного налога, потом подушного налога с мужского населения, затем в виде налога на недвижимое имущество и промысловый . Но мы не будем уделять истории много времени, главное нужно из неё понять, что налоги в том или ином виде существовали всегда и постоянно совершенствовались. В течение многих десятилетий сформировался новый принцип сбора доходов в бюджетную систему и претерпела много изменений в механизме управления системой со стороны государственных органов.

Бюджетные реформы

Всегда нужно понимать, что, зная историю экономики и политики страны, можно сделать выводы на чужих ошибках и больше их не допускать, а также не принимать решений, которые оказывали негативные последствия. Всегда есть у одного решения большое множество последствий. И чтобы четко понимать структуру работы бюджетной системы и доходов бюджета. Поэтому необходимо немного остановиться на бюджетных реформах, проводимых в России в несколько этапов.

Первый этап был с 1995 по 1998 года. Причиной этого этапа бюджетной реформы послужил страны. Впервые за историю России основных источником расходов послужило обслуживание государства. Эти события повлияли на финансирование Вооруженных сил РФ, которые резко снизились. Кроме этого пострадало еще очень много сфер, которые подверглись десятикратному уменьшению дохода и получения денежных средств. Причиной такого краха бюджетной системы оказался недополученный Валовый внутренний продукт страны. Однако стоит отметить, что именно в 1998 году был принят Бюджетный закон, который действует по сегодняшний момент. Размер долга удалось со временем снизить, и бюджетная система была полностью восстановлена, особенно активными пришлись 1999 и 2000 года.

И наконец, с 2001 года по 2005 год пошел процесс стабилизации бюджетной системы. Увеличивается Валовый внутренний продукт, неэффективная структура бюджетной организации урегулирована законом, нецелевое использование расходов выявлено и изменено, усовершенствованы бюджетные процедуры.

Но немного нужно уделить времени и другому немало важному аспекту бюджетной системы, как расходы. Ведь сколько бы много не приносили доходы бюджета, при нерациональном их использовании и распределении это теряет всякий смысл. На сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос по отношению к расходам бюджетной системы из–за некачественной оценки и прогнозирования расходов на местном уровне. Это можно сделать за счет утверждения жестких лимитов расходования, полной проверки бюджетной сети, анализа и упорядочивания полученных результатов. Конечный результат всех этих мер должен привести к оздоровлению бюджетной системы страны.

Формирование доходов бюджетов

Поговорим о видах зачисления доходов в бюджет и процессе их оборота. Как вы уже читали ранее, доходы формируются из платежей физических и юридических лиц. Они собираются с лиц в виде налогов, обязательных социальных отчислений, сборов, которые в дальнейшем зачисляются в государственный орган – это Федеральное казначейство, где происходит самый важный процесс распределения по другим бюджетам местного значения. Роль казначейства очень важна для государства, т.к. занимается подсчетом и учетом полученных доходов и их правильным распределением.

Доходы бюджета формируются за счет безвозмездных поступлений – это добровольные поступления от юридических и частных лиц, дотации, субсидии и другие поступления, налоговых сборов – налоги разных уровней, в соответствии с налоговым законодательством и неналоговых поступлений – штрафы, компенсации, государственные платные услуги и доходы от продажи недвижимого имущества.

Однако стоит отметить, что, в общем и целом доход бюджета формируется из полученного результата Валового внутреннего продукта, выраженного в итоговой стоимости товаров и услуг страны в течение определенного промежутка времени. И во всех странах главным источником формирования доходов бюджета является национальных доход в чистом виде, который потом расходуется на разные расходы государства. В случаях форс-мажорных обстоятельств государство имеет право прибегать к полученному доходу ранних поколений для поддержания экономической и политической стабильности страны.

Увеличение доходов бюджета

В вопросе об увеличении доходов бюджета напрашивается очень простой ответ: увеличить доход можно за счет удорожания налогов с населения и юридических лиц, а также уменьшения расходов. Сегодня делается акцент на удорожании налога на поставку, продажу и производство алкогольной продукции, акцизы на табачную деятельность, которая расчет на 20 процентов в год, а к 2016 году будет увеличена на 28 процентов, таможенные сборы, а также на особый контроль налогов с физических лиц. Но всегда есть предел в повышение налогов и сборов и максимально скорректированное планированное использования расходов бюджета. Сейчас делается акцент на предпринимательской деятельности частных лиц и увеличению их активности.

Кроме этого, самой бюджетной системе необходима большая прозрачность в управления, отсутствие двойных трактовок и значений в Законе. Необходимо объединить некоторые налоги, чтобы их была одинаковая и простая в подсчете. Под отдельное внимание хотелось бы взять пересмотр налоговых льгот, возможно, где-то необходимо отметить , а где-то увеличились их объем. Нужно чтобы граждане разбирались, как формируется бюджетная система, на что используются её денежные средства, почему нельзя уклоняться от уплаты налогов и какие меры грозят неплательщикам. Также, необходимо усилить контроль по операциям, проводимым организациями и частными предпринимателями, которые не характерны их утвержденным Уставом и Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

И все же, борьба с теневым сектором предпринимателей, физических лиц и организаций необходимо уделить гораздо больше, это является значительным источником для получения дохода в бюджет. За счет чего это можно сделать:

Во–первых, при обнаружении в коммерческих финансовых структурах денежных средств у неплательщика налогов, необходимо четко регламентировать и соблюдать приоритетность списания платежей. Такая очередность уже прописана в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где в первостепенные очереди входит уплата налогов по платежным требованиям и исполнительным поручениям.

Во-вторых, четко регулировать работу бюджетных органов в части взыскания налога на имущества неплательщика.

В-третьих, более эффективно работать с крупными неплательщиками налогов за счет введения новых сотрудников по работе с налогами в администрации управления.

В-четвертых, рассмотреть вопрос об оплате сборов и налогов, которые можно получить при продаже акций компаниями-должниками.

И это только часть решений, которые смогут достичь результата в виде увеличения дохода бюджета.

Бюджет России

Рассмотрим бюджет России с 2011 года по 2017 года.

При анализе структуры и динамики доходов и расходов Российского бюджета, можно увидеть, что к 2014 году, расходы бюджета на оборону страны составили 35% от всего фонда бюджета, значительно превысив долю в 2011 году. Остальные значимые расходные статьи бюджета снижены к 2014 году: снижены на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные расходы, спорт и национальную экономику.

На сегодняшний день сформировано, согласно проекту бюджета, доходы на 2015 год составляет 15082 трлн. руб., а расходы 15513 трлн. руб.. При этом такой подсчет производился из заранее обозначенных итогов Валового внутреннего продукта, который вырос по сравнению с 2014 годов на 1,2% и составляет 77884 трлн. руб., с учетом инфляции в 5,5%, и запланированного курса доллара 37,7 рублей на 1 доллар. Кроме этого, учитывались обязательства государства по долгам – внутреннему и внешнему.

Также, есть утвержденные показатели государственного бюджета на ближайшие годы по развитию. Будет снижен , доходы за 2016 и 2017 году будут чуть выше, чем в 2015 году, но не более 16500 трлн. руб., а расходы 17000 трлн. руб., при этом немного увеличится. Рост Валового внутреннего продукта преодолеет отметку в 2,3 и 3% до 2017 года, а уровень инфляции останется на прежнем уровне или несколько уменьшится.

Особенности бюджетной структуры США

Рассмотрим вопрос об отличительных особенностях бюджетной структуры США. По статистике на 2015 год, государственный долг США составляет 18160 трлн. долларов и продолжает увеличиваться каждый день на 3,4 миллиона долларов в день. С 1980 года госдолг начал расти очень резко с 930млрд. долларов и дорос до сегодняшней невероятной отметки. Конечно, в системе бюджета США есть и проблемы и положительные стороны, которые мы рассмотрим подробнее.

Основная проблема госдолга США это дефицит бюджета. В 2013 году США заняли первое место по дефициту долга в размере 668000 млн. долларов. На данный момент большая часть долга принадлежит кредиторам Японии и Китаю, это составляет долю в 40 процентов.

С позиций правовой основы доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (БК РФ), законодательством о налогах и сборах (НК РФ) и законодательством об иных обязательных платежах.

Формирование доходов бюджета происходит главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет. Эти взносы перечисляются в бюджет в строгом соответствии с законодательством.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законом РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

Доходы бюджета образуется за счет:

Налоговых видов дохода;

Неналоговых видов дохода;

Безвозмездных перечислений (поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам).

Налоговые виды дохода - это обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, к ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, а также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

Налоговые доходы бюджетной системы в настоящее время являются основным источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды.

Согласно Бюджетному кодексу, в категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В состав налоговых доходов подлежат включению и те средства, которые могут поступить в бюджеты позже. Речь идет о предоставлении финансовыми органами соответствующего бюджета налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей.

К категории налоговых доходов относятся и таможенные платежи. Понятие «таможенные платежи» определяется как совокупность таможенной пошлины, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий, других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами.

Основной источник налоговых доходов - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Из приведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков, например налог на прибыль, другие - только для плательщиков, связанных с определенными видами деятельности, например добыча полезных ископаемых.

Региональными налогами признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, проценты по остаткам банковских средств на счетах в банках, средства от возврата государственных кредитов, от продажи имущества, полученные как обеспечение по кредитам, доходы в виде прибыли, приходящиеся на долю государства в уставных капиталах товариществ, обществ и унитарных предприятий);

Доходы от платных услуг, которые оказывают органы государственной власти и МСУ (штрафы, конфискация, средства, полученные от возмещения вреда причиненного РФ);

Финансовая помощь и бюджетные ссуды в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам.

Внешние источники - международные заимствования, поступающие из других стран и международных организаций.

Доходы федерального бюджета - это часть государственных доходов, имеющая централизованный характер. Они формируются за счет различных источников, которые можно разделить на внутренние и внешние. Большая часть доходов федерального бюджета формируется за счет внутренних источников, которые поступают в бюджет от юридических и физических лиц.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы региональных бюджетов в РФ формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.

Доходы бюджетов муниципальных образований - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение ОМСУ.

Доходная часть местных бюджетов состоит:

Из собственных доходов;

Поступлений от регулирующих доходов;

Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований);

Средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

Местные налоги и сборы;

Другие собственные доходы местных бюджетов;

Доли федеральных налогов;

Доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями в области формирования каждого из отмеченных выше видов доходов местных бюджетов:

Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (кроме того, устанавливаются налоговые ставки по местным налогам и предоставляются налоговые льготы);

Неналоговые доходы формируются в соответствии с нормативными правовыми актами ОМСУ (например, устанавливаются ставки арендной платы, размер части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в местный бюджет и др.);

Межбюджетные трансферты (определение порядка предоставления и предоставление из местных бюджетов межбюджетных трансфертов).

При реализации указанных полномочий в процессе составления и рассмотрения проекта местного бюджета в части нормативноправового обеспечения формирования его доходной части необходимо иметь в виду новые положения, введенные ФЗ № 63-ФЗ в ст. 64 и 174.1 БК РФ.

Согласно нормам данных статей муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Если указанные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования приняты после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете, они должны содержать положения о вступлении их в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.