Подворное обложение прямыми налогами. Общая характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц. Косвенные налоги и прямые налоги — деление понятий, различие, примеры

В царской России П. п. введена Петром I в 1722 г. вместо подворного налога (см.). Начала взиматься с 1724 г. после проведенной переписи населения. Такие переписи, носившие название ревизий, проводились регулярно  

Денежный подворный налог - 370  

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ  

Во второй половине 17 в. получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).  

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать , гербовые сборы , пробирная пошлина , экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.  

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать , на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов . Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги . Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.  

Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог . Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.  

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов , казенных монополий на вино и др. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались.  

При Федоре Алексеевиче (1661-1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но  

В 1716-1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения . Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов - субъектов обложения подворным налогом.  

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ -вид прямого обложения в царской России, объектом к-рого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сент. 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших х-во феодала, но живших особыми дворами и имевших свое х-во. Введение П. н. означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника в х-ве. Общая сумма налога определялась пр-вом, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 г. П н. был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины XVIII в. В Советском гос-ве в 1922-1923 гг. (до введения единого с.-х. налога) взимался денежный подворный налог (см.).  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма позе мельного обложения в России XIII-XVII вв. Получила свое название от сохи - единицы обложения , служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. В крестьянских х-вах соха содержала самое меньшее количество земли, в результате чего возрастало число сох и соответственно размер обложения. Т. о., основной своей тяжестью П. о. ложилось на крестьянские массы. Для обложения составлялись особые книги, так наз. Книги сошного письма. В 1679 г. П. о. было заменено подворным налогом (см.).  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.  

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.  

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - форма обложения поземельными налогами в России в 16-17 вв. получила свое название от сохи - единицы обложения , служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись Книги сошного письма. В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.  

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой , когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.  

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад  

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств , связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.  

История налогов в России (2001) -- [

Испокон веков россиянин страдает от двух напастей: великого изобилия и разнообразия властей и неуклонного стремления государства различными способами ободрать его как липку. Федор Алексеевич указал ликвидировать многообразие местных властей и налогов, количественно сократив последние.

Царь, несомненно, надеялся найти отклик в сердцах россиян: «В городех быть одним воеводам, а горододельцом, и сыщиком, и губным старостам, и ямским прикащиком, и осадным, и пушкарским, и засечным, и у житниц головам, и для денежнаго и хлебнаго сбору с Москвы присыльщиком - не быть!» Чтобы подданные не кормили этакую ораву властей, их функции велено «ведать воеводам одним, чтоб впредь градским и уездным людем в кормех лишних тягостей не было".

Федор Алексеевич специально давал народу выплеснуть эмоции: губные избы, которые можно было бы использовать, было указано «во всех городах сломать», а все бывшее начальство (кроме подьячих) - «написать в службу… кто в какую пригодится». Кормиться воеводский аппарат должен был от услуг населению (судные и прочие пошлины и «нескладные доходы»), причем содержание самого воеводы (получавшего по чину государево жалованье) не предусматривалось: плакала старинная система «кормлений»!

К этому указу царь шел давно. В 1676 году он именным указом запретил воеводам и местным приказным людям «ведать" денежные сборы с таможенных и кружечных дворов, поскольку головы и целовальники, которые „денежную казну собирают мирским выбором за верою“, объяснили недобор косвенных налогов „воеводскими налогами и приметами“. В 1677 году Федор Алексеевич специально выступил против разных способов „приметываться“: запретил воеводам менять выборных голов и целовальников, сажать их в тюрьму, загружать поручениями и т. п.

Однако введение воеводского единовластия было невозможно без радикальной финансовой реформы, лишавшей воевод «кормления». Поэтому-то указ от 27 ноября 1679 года объявлялся вместе с указом о полном управлении длинного списка денежных налогов, «которые… платили наперед сего по сошному письму в розных приказех и сверх того по воеводским прихотям (так!)». Все было велено из-за тягости для населения «оставить и впредь до валовых писцов… не сбирать».

Федор Алексеевич исходил из верной оценки новой социально-экономической ситуации, когда большая часть производительного населения не владела ни землей, ни угодьями, подлежавшими обложению по сошному письму. Валовое (сплошное) описание Российского государства, задуманное в 1677 году и выполненное к осени 1679 года, позволило перейти на подворное налогообложение, охватившее государственным «тяглом» и бобылей, и задворных кабальных и добровольных людей, и монастырских «детенышей», и сельских ремесленников.

Суть реформы сводилась к тому, чтобы вместо многочисленных налогов (которые надо было платить разным чиновникам и в разные московские приказы) собирать один - стрелецкие деньги, разверстывая установленную поуездно (об этом просили общины) сумму платежей по дворам - «по животам и по промыслом» их владельцев. При этом царь простил все старые недоимки и снизил оклад в целом!

Царь вполне сознавал, что потрясает основы (когда это у нас снижали налоги?), и делал это в высшей степени публично. По всей стране объявлялось, что государь не просто изменил систему обложения, а велел «польготить», брать «с убавкою», «чтобы им (налогоплательщикам) в том лишние волокиты и убытков не было». Федор Алексеевич ратовал за справедливость раскладки сумм, «чтобы богатые и полные люди пред бедными в льготе, а бедные перед богатыми в тягости не были».

В грамотах каждому уезду подробно излагалось, сколько брали налогов раньше и насколько (в целом и на один средний двор) новый налог меньше именно по данному уезду, сколько его жители задолжали казне и сколько недоимки царь простил, «чтоб наше великого государя жалованье и милостивое призрение… было ведомо».

Поскольку в части уездов налог брали хлебом, а насчет обмера сборщики всегда были горазды, Федор Алексеевич ввел, велел изготовить в нужном количестве и внедрил в практику «торговую таможенную орленую (то есть под печатью) меру» из меди. Но уж тем, кто не оценит этих милостей и не выплатит в срок и полностью налог, государь обещал «великую опалу и жестокое наказанье безо всякие пощады».

Учитывая, что Стрелецкий приказ, куда должен был стекаться новый налог, возглавлял боярин князь Ю.А. Долгоруков, среди полководческих деяний которого не последнее место занимал разгром восстания Разина, угроза была реальна. Новая недоимка быстро нарастала, но Федор Алексеевич вновь, прежде чем по доброй старой традиции возопить «Запорю!» и «Разорю!", решил разобраться в ее причинах.

В результате совещания с гостями (сословной группой богатейших купцов) после трудной и драматичной борьбы в «верхах" появился царский указ от 5 сентября 1681 года. Вопрос о налогообложении был представлен на рассмотрение самим налогоплательщикам: комиссии московских купцов и собору «двойников" - выборных представителей по двое от каждого уездного города. Федору Алексеевичу удалось отстоять свою налоговую политику, хотя сбалансировать бюджет во время войны можно было лишь чрезвычайными мерами.

Уже с весны 1678 года пустая казна потребовала экстренного налога, вводившегося царскими указами «по совету» с патриархом и по «разговору» с боярами, «на избавление св. Божиих церквей и для сохранения православных христиан… против наступления турского султана". С дворцовых (царских), церковно-монастырских и частновладельческих крестьян (за исключением земель воевавших дворян) брали по полтине с двора, а с купцов, промышленников и горожан - десятую деньгу со стоимости имущества!

Сборы проводились ежегодно, причем полтинный налог государь требовал выплатить «за крестьян своих» их владельцам - и сам платил за дворцовые села. С задержавших выплату духовных лиц Федор Алексеевич грозил взять вдвое, а дворян, которые, имея средства, «возьмут с крестьян своих", обещал отправить в действующую армию! Кроме того, экстренно собирали подводы с проводниками и деньги на лошадей под артиллерию и обоз.

Казна выскребалась до дна: ведь регулярная армия требовала жалованья, вооружения и снаряжения, припасов и продовольствия. В 1680 году Федор Алексеевич провел генеральную ревизию всех приходо-расходных дел приказов, требуя и даже прося «очистить» в текущем году всю массу накопившихся недоимок, а в 1681 году указал каждую найденную копейку прямо «отсылать в Розряд на дачу в… жалованье ратным людям».

Не без пользы для вразумления сторонников войны царь в 1680 году потребовал от всех чинов Государева двора вернуть казне долги, взятые еще до 1676 года, и выплатить поруки за неисправных подрядчиков и «винных уговорщиков», за которых придворные много, лет безнаказанно ручались. Верный Д.М. Башмаков составил в Печатном приказе сводную ведомость о долгах всероссийского дворянства по всем нейтральным ведомствам: их велено было выплатить под угрозой конфискации «животов» и имений.

Острая нужда в наличных вынудила царя ввести откупа на косвенные налоги, дававшие основную прибыль. В 1679/80 финансовом году, например, из прихода в один миллион двести двадцать тысяч триста шестьдесят семь рублей пятьдесят три процента дали таможенные и кабацкие сборы, сорок четыре процента - прямое обложение и две целых семь десятых процента - мелкие пошлины (шестьдесят два и две десятых процента расходов ушло на армию).

Продажа водки и без откупов столь повреждала нравы, что в 1678/79 году патриарх Иоаким предложил голов и целовальников «к вере не приводить» - все равно своруют, лучше ужесточить контроль и наказания, но не губить души заведомо ложной клятвой. «А бояре говорили: и за верою у голов и у целовальников было воровство многое, а без подкрепления веры опасно воровства и больше прежняго!»

Присягу отменили, в кабаках, конечно, «объявилось воровство многое, но недостачу выборные объясняли конкуренцией откупщиков, буквально обложивших кабаками окрестности городов (куда их не пускали). Немедленно после заключения мира с Турцией и Крымом откупа были отменены и экстренные налоги отставлены. Вскоре Федор Алексеевич по просьбе „посадских и уездных людей“ простил все недоимки 1676-1679 годов.

Сниженный прямой налог выстоял, и царь сделал новый шаг, обратившись к собору «двойников» с вопросом: «Нынешний платеж… платить им вмочь или невмочь, и для чего невмочь?» Выслушав ответы, Федор Алексеевич девятнадцатого декабря 1681 года вообще простил все недоимки, еще раз снизил общую сумму обложения и подробно разъяснил льготы для каждого уезда в грамотах.

Основанием для снижения налога стал перерасчет расходов на содержание армии в мирное время. Сумму распределили по десяти разрядам в соответствии с экономическим развитием каждого района, чтобы в глухих углах брать от восьмидесяти копеек до одного рубля с двора, а в крупнейших торгово-промышленных центрах - свыше двух рублей с двора. Совершенствуя сбор косвенных налогов, Федор Алексеевич добился огромного роста казенной прибыли, используя выборных голов и целовальников, но сознавая, что служба «за верою» является тяжелой повинностью для тех кто не ворует.

Уравнению казенных повинностей был посвящен второй вопрос государя к собору «двойников», повторенный в указе от 11 декабря 1681 года, поручавшем возглавить собор Б.В. Голицыну. Как обычно, Федор Алексеевич требовал принятия решения на основе полной справки о повинностях по всему государству и указывал, что предложения должны быть направлены на то, «чтоб всем по его государскому милостивому рассмотрению служить и всякие подати платить в равенстве и не в тягость».

Незамедлительно после смерти государя, 6 мая 1682 года, «двойники» были без дела распущены по домам. Даже В.В. Голицын, который с наибольшим основанием может считаться советником Федора Алексеевича, сделавшись после его смерти главой правительства и канцлером, не продолжил ни это, ни какое-либо другое реформаторское начинание, касающееся тяглецов.

10.1. Общая характеристика налогов на доходы и имущество физических лиц

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк — один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи — единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались «Книги посошного писма». В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа «полоняников» — людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название «полоняничных денег». Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей — налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей («задворных» и «деловых»), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен — в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

заработная плата рабочего;

предпринимательский доход промышленного капиталиста;

— ссудный процент ссудного капиталиста;

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям — шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога — система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B — доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C — доходы от государственных ценных бумаг, D — торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E — заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги — вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Подворной налог

Ознакомившись с результатами переписи 1710 г., Петр I принимает решение о взимании подворного налога по данным старой переписи 1678 г. На оставшееся на местах население возлагалась обязанность по уплате податей за опустевшие дворы.

В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога - прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

Денежный подворный налог - 210

Подворный налог (подворная подать, подворное обложение) - 34,38, 205, 207

В царской России П. п. введена Петром I в 1722 г. вместо подворного налога (см.). Начала взиматься с 1724 г. после проведенной переписи населения. Такие переписи, носившие название ревизий, проводились регулярно

Денежный подворный налог - 370

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой реальный налог, установленный декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным гу-

Во второй половине 17 в. получает распространение обложение подворным налогом (единицей обложения вместо сохи становится двор), что существенно расширяет круг налогоплательщиков. Помимо прямых налогов взимаются чрезвычайные сборы (главным образом с ремесленно-торгового населения посада), возникает откупная система (таможенные и кабацкие доходы отдаются на откуп). Косвенные налоги в общем объеме доходов казны к концу 17 в. достигают 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

В России подушный налог был введен Петром I вместо подворного налога. Взимался с 1724 г. после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца 18 в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Постепенно путем исключения из обложения зажиточных слоев населения он превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а по-

В эпоху Петра I (1672-1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения подворное налогообложение было заменено подушной податью (см. 2.2. Подушная и оброчная подати), введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с души (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Этот налог был известен с древнейших времен (в XII в. до н.э. существовал в Китае). В Средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других государствах. В современных условиях подушный налог существует в некоторых промышленно развитых странах, например в Японии, Франции (как особый налог в системе местного обложения), и в ряде развивающихся стран (как общегосударственный налог). Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Подушная подать была введена в 1724 г. с окончанием переписи. Подворное налогообложение сохранялось для населения Украины и Белоруссии. Для российских губерний размер подушной подати был определен следующим образом расходы на содержание армии 4 млн руб. (содержание одного драгуна составляло 40 руб. 50 коп., а солдата пехотного полка - 28 руб. 52 коп. в год) возложили на крестьян - получилось 80 коп. с души в год (в 1725 г. подушный налог был установлен в размере 74 коп. с крестьянской души в 1727 г. размер был уменьшен до 70 коп.). На государственных крестьян, не плативших оброка помещикам, возлагался дополнительный сбор в размере 40 коп. Содержание флота было возложено на посадское население, при этом обязанность по уплате подати с посадской души была установлена в размере 1 руб. 20 коп. (в 1725 г. размер подати был снижен до 1 руб. 14 коп.)1.

В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов. Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги. Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения - гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором.

Единый сельскохозяйственный налог введен в 1923 г. вместо натурального, трудового и гужевого, подворно-денежного, общегражданского и некоторых других местных налогов. Через прогрессию ставок и систему льгот по налогам финансовая политика защищала классовые интересы пролетариата и крестьянства. Перед налоговой политикой ставилась задача регулирования процессов накопления и в этом отношении в резолюции XI съезда она названа главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху. Эту свою роль налоговая политика играла и через косвенные налоги, особенно высокие на предметы роскоши.

Первым чисто денежным налогом с крестьянства был введенный в мае 1922 г. подворно-денежный налог. Однако он носил местный характер, предназначался для расходов местных бюджетов.

В эпоху Петра I (конец 17 - первая четверть 18 в.) затраты на ведение войн, создание регулярной армии и военно-морского флота составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались.

УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ - регистрация финансовыми органами граждан, имеющих доходы либо иные объекты налогообложения в СССР. Проводилась ежегодно на 1 января (плательщиков сельскохозяйственного налога - на 1 июня). В процессе учета плательщиков налога определялось также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществлялся в специальных книгах, форма которых утверждалась Минфином СССР. При проведении учета использовались подворный обход населения, сведения домоуправлений, данные земельных органов, учреждений социального обеспечения, военкоматов и других органов. Заполненные книги учета проверялись руководителями финансовых органов. На основании данных учета принималось решение о привлечении граждан к уплате налогов и о предоставлении полагающихся льгот.

При Федоре Алексеевиче (1661-1682, русский царь с 1676) с 1679 г. взамен посошного обложения вводится подворный налог, существенно расширивший круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но

В 1716-1718 гг. начинает проводиться вторая, так называемая Ландратская, перепись населения. Основной целью этой переписи становится установление точного количества тяглого населения. Первые результаты этой переписи, так же как и анализ данных переписи 1710 г., позволяли выявить, что не существует прямой, а тем более пропорциональной зависимости между увеличением численности населения и увеличением количества дворов - субъектов обложения подворным налогом.

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

ПОДАТЬ - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. В Германии поголовный налог, введенный в XIV в., носил название П. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери (см.). В России первоначально П. облагалась земля (см. Посошное обложение), двор (см. Подворный налог). Существовали также стрелецкая П. - сбор на содержание войска и П. на выкуп плечных - полоняничные деньги (см.). Взимание П. с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продажи земель монастырям, уходу крестьян с земли. В результате резко снижалось фискальное значение этих П. В дальнейшем царское пр-во в интересах увеличения доходов ввело подушную подать (см.), к-рая взималась с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием капиталистич. отношений П. стала постепенно вытесняться поимущественными, подоходными и др. прямыми налогами. Сейчас П. применяются в нек-рых экономически слаборазвитых странах.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ -вид прямого обложения в царской России, объектом к-рого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сент. 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших х-во феодала, но живших особыми дворами и имевших свое х-во. Введение П. н. означало усиление феодальной эксплуатации, так как учитывалась не только рента с земли, но и доход от труда работника в х-ве. Общая сумма налога определялась пр-вом, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами, при этом основная тяжесть налога падала на крестьянские и посадские низы. В 1724 г. П н. был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины XVIII в. В Советском гос-ве в 1922-1923 гг. (до введения единого с.-х. налога) взимался денежный подворный налог (см.).

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма позе мельного обложения в России XIII-XVII вв. Получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. В крестьянских х-вах соха содержала самое меньшее количество земли, в результате чего возрастало число сох и соответственно размер обложения. Т. о., основной своей тяжестью П. о. ложилось на крестьянские массы. Для обложения составлялись особые книги, так наз. Книги сошного письма. В 1679 г. П. о. было заменено подворным налогом (см.).

Во второй половине XVII в. единицей обложения вместо сохи становится двор (см. Подворный налог), что значительно расширило круг налогоплательщиков и еще больше усилило феодальную эксплуатацию. Кроме того, в этот период взимались чрезвычайные сборы (гл. обр. с ремесленно-торгового населения посада) и широкое распространение получила отдача таможенных и кабацких доходов на откупа (см. Откупная система). По данным общегосударственной росписи 1679/80 г., доходы казны достигали 1,5 млн. руб., в т. ч. на косвенные налоги приходилось почти 45%. Важнейшими расходными статьями являлись расходы на армию (62,2%) и дворцовое управление (19,9%).

ДЕНЕЖНЫЙ ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ установлен декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губисполкомам право взимать налог в сельской местности дополнительно к др. местным налогам. Позволил увеличить средства, поступавшие для удовлетворения местных нужд. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии Совнаркомом по данным губисполкомов. При обложении отдельных х-в учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы от необлагаемых промысловым налогом подсобных занятий. Взимание Д. п. н. прекращено в 1923 г. при введении с.-х. налога.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ -форма поземельного обложения в России в XVI-XVII вв., единицей обложения которой служила соха. Заменено в XVII в. подворным налогом.

В России первоначально податью облагалась земля (посошное обложение), двор (подворный налог). Существовали также стрелецкая подать - сбор на содержание войска и подать на выкуп пленных - полоняничные деньги, подушная подать (подушный налог), взимавшаяся с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием товарно-денежных отношений подать постепенно вытеснялась поимущественными и подоходными налогами.

ПОДВОРНЫЙ НАЛОГ - прямой налог, взимавшийся в России, объектом которого был двор. Введен вместо посошного обложения указом от 5 сентября 1679 г. Взимался на основании данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей (задворных и деловых), обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. подворный налог был заменен подушной податью, на Украине и в Белоруссии он сохранялся до второй половины 18 в. В СССР в 1922-1923 гг. (до введения единого сельскохозяйственного налога) взимался денежный подворный налог.

ПОСОШНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - форма обложения поземельными налогами в России в 16-17 вв. получила свое название от сохи - единицы обложения, служившей условной мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Для обложения составлялись Книги сошного письма. В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

В России П.н. был введен Петром I вместо подворного налога с 1724 г. Этим налогом в одинаковом размере облагалось все мужское население независимо от возраста. С конца 18 в. П.н. становится главным доходом государства (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения П.н. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор налога вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на остальные крестьянские дворы. К неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства. По указу Екатерины II в 1783 г. были изменены исчисление и взимание подушной подати. На основании данных ревизий и установленного оклада определялась общая сумма налога, которая далее раскладывалась по губерниям, уездам и волостям. Окончательная раскладка налога между отдельными плательщиками производилась самими сельскими обществами, причем принцип поголовности утрачивал решающее значение и заменялся поимущественным.

В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

В 1679 г. посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширяло количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад

Единый натуральный налог не был единственным платежом, вносимым сельскохозяйственным населением, так как наряду с ним в 1922/23 г. существовали еще и денежные налоги общегражданский, построенный по типу классового подушного обложения, трудгужна-лог, заменивший собой натуральную трудгужповинность, и подворно-денежный налог. В 1923/24 г. система взимания единого сельскохозяйственного налога уже предусматривала отмену четырех вышеупомянутых дополнительных налогов.

Единый сельскохозяйственный налог был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгуж-налога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне.

В первой четверти XVIII в. затраты на ведение войн и создание морского флота составляли ок. 75% всех расходов. Для их покрытия был введен ряд новых налогов, дальнейшее развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казенных монополий на вино и др. Большие доходы давала казне чеканка неполноценной монеты. С 1724 г. подворное обложение было заменено подушной податью (см.), к-рая взималась со всего мужского населения, включая стариков и детей. Размеры этой подати неуклонно увеличивались. Государственный доход к 1724 г. достиг 8,5 млн. руб. (превысив уровень 1680 г. более чем в 5,5 раза). Во второй половине XVIII в. доходы возрастали еще быстрее, в 1763 г. они составили 18,5 млн. руб., что было достигнуто за счет жесточайшей эксплуатации трудящихся. В то же время дворянство и духовенство освобождались от налогов. Однако в связи с многочисленными войнами доходы все же не покрывали все возраставших расходов. За вторую половину XVIII в. совокупный бюджетный дефицит выразился в 200 млн. руб., для его покрытия впервые при Екатерине II была произведена эмиссия бумажных денег-ассигнаций. Огромный рост военных расходов и покрытие дефицита за счет эмиссии ассигнаций и займов (с 1801 по 1810 г. дефицит составил 442 млн. руб.) привели к глубочайшей инфляции. К 1810 г. курс ассигнационного рубля упал до 33 коп. Денежная реформа 1839-1843 гг., проводившаяся в условиях продолжавшейся дефицитности бюджета, не смогла упорядочить денежного обращения. Крымская война (1853- 1856) еще более ухудшила состояние финансов. За годы войны дефицит бюджета достиг 797 млн. руб., а государственный долг - 1264 млн. руб. В 1860 г. для оживления промышленности и торговли учреждается Государственный банк России (см.), к-рый наряду с казначейством финансировал х-во за счет так наз. неуставных ссуд.

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог - органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог - наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог - местными органами власти.

Налоговая реформа 1923 г. объединила продовольственный, трудгужевой, подворно-денежный, общегражданский (в части, падающей на сельское население) и некоторые местные налоги и сборы в единый сельскохозяйственный налог с сокращением общего его размера (по сравнению с унифицированными в нем платежами) на 100 млн. руб. Налог исчислялся и выражался еще в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, в зависимости от преобладания данной культуры в том или ином районе, либо. в мясных единицах - для скотоводческих районов), взимался же частично натурой, частично деньгами, причем крестьянству предоставлялось право уплачивать деньгами и натуральную часть налога. В тех районах, где налог должен был поступать только или по преимуществу в деньгах, его взимание передавалось Наркомфииу, в остальных районах налог взимался Наркомпродом. При определении размера налога учитывались количество пашни и сенокоса (в переводе на пашню) на едока, урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота.

Первые налоги существовали в виде жертвоприношений Богу, именуемой десятиной, составляющей 10% дохода. Применялась также и свецкая десятина государством. Известен и налог в виде выкупа невест (калым). Подушная и подворная подати в дореволюционной России были уже близкими к современным формам налогообложения.

Смотреть страницы где упоминается термин Подворный налог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.210 ]

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 .

Смотреть что такое «ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ» в других словарях:

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в России 17 нач. 18 вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой Энциклопедический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ, в 17 начале 18 вв. система обложения податных категорий населения прямыми налогами, взимавшимися с двора, т. е. с семейного хозяйства. После переписи населения в 1676 1678 и составления переписных книг сменило в 1679 посошное … Русская история

подворное обложение - в России XVII начала XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило в 1679 посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. В 1724 заменено… … Энциклопедический словарь

Подворное обложение - система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30 х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи… … Большая советская энциклопедия

подворное обложение - в России XVII начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население. Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью … Большой юридический словарь

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - в XVII – начале XVIII в. в России система Обложения населения прямыми налогами, взимавшимися с семейного хозяйства. Существовало с 1678 г., единицей обложения был Двор. Крестьяне при поддержке своих владельцев «утаивали дворы»: дворы… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

подати - в России до середины XIX в. название различных денежных налогов с зависимого населения (см. Подворное обложение, Подушная подать). Социальные группы населения, платившие подати, назывались податными сословиями. Во второй половине XIX в. подати… … Энциклопедический словарь

СССР. Феодальный строй - В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ - (1661 82), царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича. Ученик Симеона Полоцкого. При Ф. А. проведена перепись населения (1678), введено подворное обложение (1679), отменено местничество (1682). В 1678 81 правительство Ф. А. вело войну с Османской… … Русская история

Подворной налог

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение.

Это и был налог с каждого учтённого при переписи двора, подворный налог.

Посошная и подворная подать распределялась лицами, выбранными местными дворянами и купцами.

Морфология:

ПОДВО́РНЫЙ , —ая , —ое . Относящийся к каждому отдельному крестьянскому хозяйству, двору. Подворная перепись. Подворная подать. По данным подворной описи, пахотной землей пользуются только 36 хозяев. Чехов, Остров Сахалин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОДВО’РНЫЙ , ая, ое (офиц.). Прил. , по знач. связанное с учетом или обложением двора, отдельного крестьянского хозяйства. Подворная подать (истор.). Подворная перепись.

В течение всего XVII в. развивалась система финансового управления, в основе своей возникшая в предыдущем столетии. Налоги поступали в многочисленные ведомства, и эта раздробленность управления сбором податей между разными приказами даже усилилась. Ряд областей управлялись особыми территориальными приказами, куда поступало большинство причитавшихся с них сборов. В отличие от четвертей эти приказы не были по преимуществу финансовыми органами, а занимались множеством других вопросов по управлению той или иной территорией. Крупнейшими из них были Казанский и Сибирский приказы. Правда, основная масса налогов, собиравшаяся в Сибири, там и расходовалась. В Сибирский приказ надлежало только предоставлять соответствующие отчеты. Большинство городов к югу от Москвы, которые имели большое значение для обороны страны от набегов со стороны степи и где находились многочисленные гарнизоны служилых людей, управлялись из Разряда, являвшегося в первую очередь военным ведомством. Но в Разряд поступали и многие налоги с этих городов. Наконец, самой Москвой управлял Земский приказ, сосредоточивший административную и полицейскую власть в столице. Он же занимался и сбором налогов с обширного московского посада.

Целый ряд центральных приказов занимался сбором налогов, связанных с их компетенцией. Так, в Стрелецкий приказ поступал стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги, в Ямской - ямские деньги. Монастырский приказ получал налоги с земель, находившихся во владении монастырей и церковных иерархов. Конюшенному приказу доставались пошлины с продажи лошадей, которые шли на содержание дворцовых конюшен. Печатный приказ взимал пошлины за подтверждение разного рода жалованных грамот посредством прикладывания к ним государственной печати, которая хранилась в этом приказе. Ряд небольших приказов, ведавших по преимуществу судом в отношении некоторых групп населения (Московский судный, Холопий судный и др.), получали в свою пользу судебные пошлины. Таким образом, практически каждый приказ собирал какие-либо налоги или пошлины.

Вместе с тем наличествовало несколько центральных ведомств, по преимуществу финансового характера. Специализированным финансовым учреждением оставался Приказ Большого прихода, но его компетенция по сравнению с XVI в. значительно сузилась, основной его задачей стал сбор таможенных пошлин. Зато большого развития достигает система четвертных приказов или четвертей. В XVII в. их было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская и Устюжская. Между ними были распределены почти все города и уезды центра, севера, северо-запада страны. Причем ни одна из четвертей в отличие от ранних четвертей, существовавших в XVI в., не управляла каким-либо сплошным регионом. Причисленные к любой из них города и уезды располагались чересполосно, находились в разных регионах страны. В четверти поступала большая часть налогов с подведомственной территории. Кроме того, в XVII в. время от времени возникали ведомства, занимавшиеся сбором определенного налога. Самый яркий пример - Приказ Новой четверти, которому был поручен сбор кабацких доходов 157 .

Оставался еще один собственно финансовый приказ - Большая казна. Как уже говорилось, его история восходит к великокняжескому казначейскому ведомству XV-XVI вв., от которого постепенно отпочковывались разного рода ведомства (Большой приход, четверти и пр.), в связи с чем этот приказ терял свои функции по организации сбора податей. В XVII в. роль Большой казны в этой сфере управления долгое время была незначительной. С другой стороны, этот приказ имел большое значение в организации государственных финансов, поскольку ведал обширным казенным хозяйством, заводами, промыслами, торгами, управлял денежными дворами. Таким образом, к концу XVII в. сложность и раздробленность финансового управления стала чрезмерной. Но на рубеже 70-х и 80-х гг. в управлении сбором налогов происходят определенные перемены.

Они связаны с целым рядом реформ, проведенных в сфере финансовой и налоговой политики в правление царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Сейчас его вспоминают нечасто, а если и вспоминают, то больше говорят о его слабом здоровье, увлечении лошадьми и одеждой по польской моде. Между тем в его правление предпринимаются усилия по централизации финансового управления, упорядочению сбора податей. В 1679-1681 гг. резко сокращается количество ведомств, собиравших налоги. Были упразднены четверти, причитавшиеся им налоги было велено направлять в Приказ Большой казны, сюда же стали поступать и таможенные пошлины, ранее собиравшиеся в Большой приход. В результате Приказ Большой казны стал одним из основных органов по управлению сбором податей и пошлин 158 . Но все же единого органа, ведавшего финансами страны или поступлением налогов в казну, тогда не возникло и не могло возникнуть, поскольку оставался в силе принцип специализации налогов. Единого бюджета не существовало. Многие налоги вводились для удовлетворения определенной потребности, в связи с чем их и поручали собирать соответствующему ведомству. Так, один из основных налогов - стрелецкие деньги, как и прежде, поступал в Стрелецкий приказ. Тем более, что в правление царевны Софьи происходит некоторая ревизия мероприятий Федора Алексеевича в сфере финансового управления. В 1683 г. восстанавливаются четверти, им поручается сбор стрелецких денег и разного рода оброков с подведомственных им городов 159 .

При Федоре Алексеевиче новый импульс получила тенденция слияния прямых налогов, начавшаяся сразу после Смуты, что также способствовало централизации сбора и упрощению его порядка. В 1679 г. отменялось взимание таких важных налогов, как данские деньги и ямские деньги. Ямские деньги объединялись с полоняничными. Вместо данских денег и других упраздненных налогов увеличивался сбор стрелецких денег, которые становятся главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога 160 .

В правление Федора Алексеевича в целом завершается переход к подворному обложению, начатый еще в 40-х гг. XVII в. В 1678-1679 гг. проводится новое подворное описание 161 . Из тягла исключалось множество запустевших дворов, которые значились в прежних писцовых описаниях. В сентябре 1679 г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения 162 .

Введение новой единицы обложения позволило точнее учесть хозяйства и дворы купцов, ремесленников: прежнее сошное письмо больше было ориентировано на описание земледельческих угодий, а кузницы, лавки и т.п. полагались в соху из примерного расчета.

Переход к подворному принципу вовсе не означал, что отныне каждый дворохозяин платил в казну ту сумму, которая была установлена для отдельного двора. В полной мере сохранялась роль общины в распределении и взимании податей «по животам и промыслам», ее ответственность перед государством за своевременное и правильное поступление тягла, возложенного на нее. Другое дело, что общая сумма налога определялась теперь в зависимости от учтенных в составе каждой общины дворов («дворового числа»). Распределение налогов «по живущим четвертям», основанным на старинном сошном письме, постепенно уходит в прошлое. Так государство с его налоговым аппаратом все ближе подбирается к конкретному плательщику. Раньше множество плательщиков объединялось в масштабах обширной сохи, затем гораздо более узкая их группа в составе нескольких дворов выделялась в рамках «живущей четверти», теперь государство учитывает уже каждый двор. Остался еще один шаг - учесть каждого плательщика отдельно и распределять налоги в зависимости от количества конкретных «душ», положенных в тягло. Этот шаг будет сделан в правление Петра I.

Таким образом, в течение XVI-XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодоления последних пережитков удельной старины. Туже эволюцию претерпевала и налоговая система. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию налоговой системы абсолютизма. В их числе следует прежде всего назвать централизацию управления сбором податей, стремление ввести такую единицу обложения, чтобы учесть как можно больше конкретных плательщиков. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги. В этом нельзя не видеть результат дальнейшего развития товарно-денежных отношений в стране. В связи с этим предпринимаются попытки расширить казенные доходы за счет расширения косвенного обложения. Большое внимание уделяется системе таможенных пошлин, других сборов с торговли, происходит их существенное упрочение и унификация, что отвечало не только фискальным потребностям государства, но и интересам купечества. Государство само все более активно включается в товарно-денежное обращение, учреждаются казенные монополии, заводятся казенные производства, доходы от этих так называемых регалий становятся важной статьей поступлений в казну наряду с налогами. И вместе с тем в связи с дальнейшим развитием крепостнических начал во многих сферах экономики и социальной жизни усиливается прикрепление податного населения к тяглу. В результате в XVII в. достигает расцвета налоговая система допетровской эпохи, достаточно централизованная, но сохранившая еще немало архаичных черт прежних эпох.

Нерешенными оставались многие проблемы: отсутствовало единое ведомство, куда поступали бы все казенные доходы, не существовало специальных налоговых органов на местах, перечень податей был чрезмерно обширен, не вполне ясной была фискальная политика в отношении разных сословий, тем более что таких сословий или «чинов» было много, границы между ними были размытыми.

157 Лаппо-Данилевский А. Указ. соч. С. 475-476.
158 Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1966. С. 187.
159 Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 64.
160 Богословский М.М. Указ. соч. Т. 2. С. 109.
161 Милюков П.Н. Спорные вопросы... С. 123-124.
162 Устюгов Н.В. К вопросу о раскладке повинностей по дворовому числу в конце XVII в. // Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 221.