Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Реформа 1961года

Денежная реформа была проведена 1 января 1961 г. в форме «чистой» деноминации. ЦК КПСС назвал эту денежную реформу «самой гуманной в истории». По всем вкладам в Сбербанке граждане получили на 10 старых рублей один новый рубль. Наличные деньги обменивались без ограничений по такому же коэффициенту. К началу февраля 1961 года около 90 % наличных денег было обменяно на новые купюры. В государственных магазинах цены снизили в 10 раз, хотя на колхозных рынках аналогичного снижения не произошло. Интересным моментом денежной реформы 1961 года было то, что вся металлическая монета не уменьшилась в стоимости в 10 раз, а продолжила ходить в том же исполнении и по тому же номиналу.

Таким образом, те жители, которые собирали металлические деньги, оказались в выигрыше - стоимость их монет увеличилась в 10 раз. Наглядно это показано в фильме "Менялы". Однако сразу после объявления в печати о будущей реформе по всем торговым и финансовым организациям был разослан циркуляр, запрещавший менять бумажные деньги на медные монеты, так что количество реально обогатившихся было весьма незначительным.

Павловская реформа 1991 года

Предпосылки для реформы

Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Он намеревался стабилизировать денежное обращение в СССР.

14 января 1991, незадолго до начала денежной реформы, он получил повышение -- был назначен Премьер-министром СССР. Таким образом было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы.

Условия реформы

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал «Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года.»

Обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями:

Не более 1000 рублей на человека -- возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.

Всего обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или около 39 процентов всей наличной денежной массы.

Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР -- не более 500 рублей.

Результаты реформы

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 процентов от всей массы или чуть менее 17,1 процентов от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов). Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в СССР были установлены новые цены, которые были примерно в 3 раза выше предыдущих. Инфляция составляла 12-35% в месяц. В конце 1992 года один доллар стоил 415 рублей. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (Августовский путч, Беловежское соглашение). Эти реформы считаются одной из основных причин роста в 1991 году политической популярности руководителей союзных республик, а также усиления центробежных настроений между ними, что привело в конечном итоге к распаду СССР. С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 года достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже. Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Новая купюра 25 рублей не выпускалась. Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года отличающихся от прежних размеров, номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей (биметалл).

Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трех суток января граждане могли обменять 50-- и 100--рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.

В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.

Перевод экономики на рыночные принципы и дальнейшее осуществление программы реформ требовали стабилизации денежного обращения. Падения курса рубля и рост избыточной денежной массы становились тем узким местом, которое затрудняло решение экономических задач.

И хозяйствующие субъекты, и население все меньше доверяли рублю и старались от него избавиться, приобретая материальные ценности.

В качестве меры, способной привести к стабилизации финансовой системы, виделась реформа денежного обращения. Первые предложения о проведении такой реформы стали появляться во второй половине 1980-х годов. Эти предложения звучали в средствах массовой информации, в выступлениях народных депутатов СССР, на некоторых общественных форумах. В то время общее мнение сходилось на том, что основу реформы должен составить регрессивный обмен денег.

Денежные реформы в виде замены одних денежных знаков на другие, как правило, преследуют либо конфискационные цели, либо носят технический характер. Денежные реформы с регрессивным обменом денег осуществляются в случаях, когда масштабы расстройства денежного обращения носят чрезвычайный характер и достижение стабилизации положения в экономике не представляется возможным обеспечить иначе, как путем конфискации основной или значительной части денежных средств, принадлежащих населению.

Состояние денежного обращения в СССР было достаточно сложным, особенно оно обострилось в 1988 - 1989 годах. Но в то же время, по мнению Госбанка СССР, было преждевременным говорить о его полном расстройстве. За 1986 - 1989 годы количество денег в обращении увеличилось на 56 %, в том числе у населения - на 53 %, при росте денежных доходов граждан на 33 % и расходов на покупку товаров и оплату услуг - на 24 %.

В принципе, пять лет перестройки экономики можно сопоставить с периодом экономической реформы 1965 - 1969 годов, когда также имело место резкое возрастание денежных доходов населения. В те годы сложился более серьезный разрыв между ростом количества денег и денежных доходов, однако предложений о де- нежной реформе не возникало. Так, за 1966 - 1969 годы количество денег в обращении увеличилось на 88 %, денежные доходы населения - на 40 %, расходы населения на покупку товаров и оплату услуг-на 38 %.

В конце 80-х годов многие экономисты в подтверждение необходимости реформы денег говорили о так называемом «бегстве населения от денег». Такое действительно наблюдалось, но в значительной степени это было вызвано как раз самими заявлениями о скорой денежной реформе. В этой связи, боясь потерять свои накопления, население стало покупать впрок различные товары, в том числе повседневного спроса - мыло, моющие средства, чай, соль, спички и тем самым создавать дома излишние запасы. При этом сберегательные кассы сохраняли доверие у населения. За 1986 - 1989 годы остаток вкладов в Сберегательном банке СССР вырос на 53 %.

Некоторые экономисты вносили предложения о введении в стране параллельной валюты - «новых рублей», сертификатов и т.п. - и продаже за новые платежные средства дефицитных товаров. Таким образом, введение в обращение «привилегированной» по сравнению с рублем валюты означало бы постепенное проведение денежной реформы путем последовательного вытеснения «старых» денег новыми.

Госбанк СССР высказывал опасения, что продажа дефицитных товаров за «новые» рубли приведет к сокращению и без того скудного предложения в магазинах, торгующих на обычные рубли. Поэтому параллельное хождение валют неизбежно будет сопровождаться инфляционным взрывом в секторе экономики, обслуживаемом «старыми» рублями. Деньги худшего качества станут «жечь руки», цены в рублях повысятся, произойдут резкое обесценение средств населения и предприятий и массовое изъятие денег из Сберегательного банка. Наиболее болезненный удар мог быть нанесен малообеспеченным слоям населения. При этом развернулась бы спекуляция новой валютой.

По сути, что введение параллельной валюты означало несколько замаскированный и растянутый во времени способ проведения денежной реформы за счет населения. В этой связи, рассматривая вопрос введения параллельной валюты, руководство Госбанка СССР докладывало М.С. Горбачеву, что эта мера могла привести лишь «к кратковременному балансированию рынка в узком секторе экономики, где будут обращаться новые деньги».

В целом, позиция Государственного банка СССР по вопросу проведения денежной реформы была следующей: «... надежды на укрепление денежного обращения через реформу являются совершенно несостоятельными, так как стабилизация денежного обращения возможна только на пути укрепления экономики, обеспечения пропорционального, сбалансированного развития всех отраслей хозяйства, оздоровления финансов, перекрытия каналов поступления в оборот «избыточных» денег. Денежная реформа нанесет материальный ущерб всем слоям и группам общества и, прежде всего, миллионам честных тружеников, приведет к усилению социальной напряженности в обществе, снизит заинтересованность граждан в повышении производительности труда, подорвет доверие населения к государству»391.

Несмотря на достаточно широкий круг участников дискуссии о путях осуществления денежной реформы, проведение обмена денег связано в первую очередь с именем Валентина Сергеевича Павлова.

Часто идея денежного обмена представляется как скоропалительное решение B.C. Павлова, только что ставшего премьер- министром. Однако, как пишет сам Павлов, «во-первых сам по себе обмен купюр был лишь малой частью задуманной денежной реформы, а во-вторых... «эмбриональная» подготовка реформы началась еще в 1986 году»392. Таким образом, Павловым готовилась комплексная реформа ценообразования, предусматривавшая нормализацию денежного обращения и постепенную, поэтапную либерализацию цен, но из всего этого стабилизационного пакета удалось осуществить только обмен денежных знаков. Уже в 1989 году Павлов показывал М.С. Горбачеву эскизы новых денег393.

Летом 1990 года министр финансов B.C. Павлов в секретной записке довел до сведения президента СССР М.С. Горбачева и председателя Совета министров СССР Н.И. Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала394. По мнению Павлова, за рубежом находилось более 10 млрд. рублей. Правда, в ответ на запрос Рыжкова главное таможенное управление сообщило, что за рубеж нелегально уходят в основном десятирублевые купюры395.

Согласно официальной позиции, денежная реформа преследовала цель уменьшения давления денежной массы на потреби- тельский рынок, а также изъятия денег, приобретенных, с точки зрения властей, незаконным путем и сосредоточившихся, главным образом, за границей396.

Чуть позднее, B.C. Павлов в интервью газете «Труд» озвучил дополнительное обоснование необходимости обмена денежных знаков. По его сведениям, западные банки организовали финансовую диверсию против Советского Союза с целью дезорганизации денежного обращения в стране. В частности, иностранные банки осуществили контрабандный ввоз наличных денег из-за рубежа397.

Попробуем разобраться, насколько провозглашенные цели реформы соответствовали истинному положению в социально- экономической сфере.

В то время действительно бытовало мнение о сосредоточении основной массы денег у спекулянтов и дельцов теневой экономики, которых грядущая реформа как раз и должна была «наказать».

Подавляющая часть денежных средств населения была сосредоточена в организованных формах сбережений - во вкладах, облигациях внутреннего выигрышного займа, в полисах страхования жизни, в сертификатах Сбербанка СССР. На эту часть денежных средств населения приходилось по состоянию на начало 1990 года 384 млрд. рублей из 489 млрд. рублей, которыми распо-

лагало население, или 79 % всех средств.

Основная масса денежных средств населения - 338 млрд. рублей была помещена во вклады в Сберегательном банке СССР. При этом деньги, хранившиеся во вкладах, принадлежали большому числу граждан страны. Из обследований, проведенных Госкомстатом СССР, вытекало, что более 80 % населения для хранения сбережений пользовались услугами Сбербанка399.

По состоянию на 1 января 1990 года количество счетов по вкладам составило 20 миллионов, средний размер вклада - 1616 рублей, срок хранения рубля на вкладе в 1988 году составил

2,1 года, в том числе на срочном вкладе - около 7 лет.

Из общей суммы вкладов 12 % приходилось на вклады до одной тысячи рублей на счете, 78 % - от 1 до 10 тыс. рублей. По количеству счетов на первую группу приходилось 56 %, на вторую - 43 %401.

На счетах свыше 10 тыс. рублей хранилось 10 % общего остатка вкладов, таких счетов на 1 января 1990 года было 2,3 млн., средний размер вклада этой категории счетов составлял около 15 тыс. рублей402. Следует заметить, что при существовавших це- нах на легковые автомобили, кооперативные квартиры, дачи, затраты на строительство и обустройство садовых участков размер вкладов даже у этой категории вкладчиков не представлялся чрезмерным.

При оценке состояния сбережений необходимо учитывать, что около 67 % семей, имевших сбережения на вкладах, предназначали их для помощи детям и поддержания сложившегося уровня жизни после ухода на пенсию, а около 27 % - для предстоящих крупных расходов403.

Кроме того, как показывали обследования, около половины семей при создании сбережений ограничивали свои текущие обычные расходы. Период накопления денег для крупных расходов был весьма длительным. Так, свыше трети семей рабочих и служащих копили деньги для вступления в жилищно-строительные кооперативы и для покупки автомобиля от 5 до 10 лет, а 32 - 49 % - 10 и более лет404.

Это означало, что основная, подавляющая часть сбережений носила трудовой характер.

Об этом же свидетельствует и то, что денежные средства, находившиеся на вкладах, постоянно работали - обновление вкладов за год на протяжении многих лет составляло 29-31 %.

Наличных денег у населения к концу 1990 года было около 105 млрд. рублей. Из них на оборотную кассу (т.е. сумму, необходимую, чтобы прожить «от получки до получки»), учитывая частоту выплат заработной платы и других расходов, приходилось около 21 млрд. рублей. Часть населения страны (особенно в регионах Средней Азии, Казахстана, Закавказья) предпочитало иметь сбережения в наличных деньгах, не прибегая к услугам сберегательного банка. Такие сбережения в наличных деньгах оценивались в сумме около 37 млрд. рублей405.

Значительная часть остальной суммы наличных денег у населения - по оценке до 30 млрд. рублей - представляли собой неудовлетворенный спрос из-за недостатка предложения товаров406. За ними стояла острая потребность во многих товарах обычного и повседневного спроса, как изделиях легкой промышленности, хозяйственных, культурно-бытовых, так и продовольственных.

Население было вынуждено постоянно носить при себе крупные суммы денег на случай, если нужные вещи появятся в продаже. Многие граждане выезжали для покупки товаров в областные и республиканские центры или в столицу. Например, по данным Мо- сковского ГУМа, удельный вес приезжих покупателей в товарообороте магазина составлял 63 - 65 %.

В 1989 - 1990 годах Госбанк СССР полагал, что если и проводить денежную реформу (что в условиях сложной социально- политической обстановки в обществе крайне рискованно), то ее целью должна была, в первую очередь, быть конфискация денег у всего населения407. Таким образом можно было бы существенно снизить неудовлетворенный платежный спрос населения. В наличие большого числа нетрудовых доходов Госбанк не верил.

«Павловская» реформа денежного обращения, будучи нацеленной на подрыв финансовой системы теневой экономики, исходила как раз из обратных посылов.

В.В. Геращенко, которому было поручено объявить населению о проведении денежной реформы, считает, что мотивы организации обмена денег основывались на данных КГБ и некоторых независимых экономистов, полагавших, что за границей оказалось слишком много наличных советских денег (невзирая на то, что эти данные никак не подтверждались Госбанком)408.

Итак, 22 января 1991 года президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100- рублёвых купюр образца 1961 года. В соответствии с Указом был произведен обмен 50-ти и 100-рублевых денежных знаков образца 1961 года на купюры адекватного номинала образца 1991 года. Гражданам отводился трехдневный срок для обмена наличных денег - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Сразу же в Госбанк СССР стали поступать многочисленные жалобы и просьбы о продлении срока обмена старых банкнот для находившихся в длительных рейсах и командировках отдельных категорий граждан, в частности, моряков, рыбаков, железнодорожников, нефтяников, военнослужащих Минобороны СССР, лиц, находившихся за границей и

т.д. В итоге, для некоторых групп населения этот срок был немного продлен.

Старые купюры номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года.

Свободный обмен денег производился только в пределах 1000 рублей. При обмене свыше этой суммы, решение должны были принимать специально созданные комиссии при местных органах власти, которые работали до конца марта 1991 года.

Обмен денег не достиг заявленных целей. По мнению A.

Н. Илларионова, объем наличных денег был сокращен всего на 6,1 млрд. руб., или на 7,8%410. Этой же оценки придерживается B.

В. Геращенко411. Отечественный экономист JI.M. Григорьев, входивший тогда в состав Комиссии по экономической реформе Правительства СССР, считает, что в результате денежного обмена удалось изъять 8-10 млрд. рублей, но это мало повлияло на избыток денег в обращении, поскольку текущая эмиссия намного превышала объем изъятых денег412.

Таким образом, ликвидировать якобы имевшуюся крупнорублевую массу за границей, которая, по оценке B.C. Павлова, измерялась десятками миллиардов рублей, не удалось. Результаты обмена говорят о ложности этой цели.

Не получилось и «наказать» граждан, связанных с нелегальной экономикой. Под влиянием различных слухов о скором обмене денег дельцы теневой экономики успели разместить свои денежные накопления в сберегательных кассах либо разбили их на мелкие суммы и успешно обменяли на новые деньги. Кроме того, существует точка зрения, что эта группа населения в принципе не имела крупных рублевых накоплений, предпочитая держать деньги в валюте или материальных ценностях413.

К неуспехам денежной реформы следует также прибавить потери на производстве, произошедшие за те несколько дней, когда все население страны было занято обменом наличных денег. Можно сказать, что страна в эти дни не работала. В первые два дня в обществе царила паника, люди фактически штурмом брали сберегательные кассы. Оказалось, что накануне павловской реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене414. Особенно волнительными эти дни оказались для людей пожилого возраста, которые боялись не успеть сдать старые деньги.

Кроме того, в скором времени отсутствие запасов денежных знаков затруднило своевременное обеспечение резко возросших потребностей в наличных деньгах. Например, в III - IV кварталах 1991 года потребности союзных республик в выпуске банкнот удовлетворялись менее чем на 50 %, что приводило к массовым случаям задержек выплаты заработной платы и других платежей населению во многих регионах практически всех союзных респуб- лик415.

Однако, в целом, как показали результаты проведенных в тот период опросов, половина респондентов из различных городов поддерживали идею обмена денег как средство борьбы с «теневи-

Если проведение денежного обмена доставило людям лишь кратковременные неудобства, то «замораживание» вкладов физических лиц в сберегательных кассах вызвало продолжительную и бурную негативную реакцию.

С конца января 1991 года было запрещено снимать со вкладов более 500 рублей в месяц417. Причем получить эти деньги можно было только в отделении Сберегательного банка по месту жительства или работы. Это решение союзного правительства откликнулось большим недовольством населения. Под воздействием всевозможных домыслов и слухов вкладчики Сберегательного банка стали всерьез опасаться за сохранность своих сбережений. Однако, в отличие от денежного обмена, приостановка выдачи вкладов являлась более эффективной мерой в части нормализации денежного обращения, поскольку отсекала большую часть ничем не обеспеченных денег и тем самым сокращала платежеспособный спрос населения.

В непосредственной связи с денежной реформой было проведение компенсации сберегательных вкладов населения в связи с разовым повышением цен. В соответствии с указом президента СССР М.С. Горбачева от 22 марта 1991 года «О компенсации потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» учреждения Сбербанка СССР приступили к начислению компенсации по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 года.

В начале апреля того же года было проведено повышение в 2-3 раза розничных цен. Такое повышение преследовало цель снять проблему дефицита, фактически сведя на нет сбережения граждан. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией остатков вкладов и нарицательной стоимости государственных ценных бумаг, размещенных среди населения. В денежном выражении это составляло более 160 млрд. .рублей и по ценным бумагам - 11 млрд. рублей. Сразу выплатить такие суммы в условиях крайне напряженного состояния денежного обращения и разбалансиро- ванности спроса и предложения товаров и услуг не представлялось возможным. В этой связи было решено, что воспользоваться этой компенсацией можно будет по истечении трех лет.

Сам инициатор денежного обмена, B.C. Павлов, остался удовлетворен проведенной денежной реформой. В своих воспоминаниях Павлов отмечает, что, к примеру, в марте 1991 года правительству удалось вывести из оборота 34 млрд. рублей, что, по его мнению, спасло потребительский рынок: полки магазинов не опустели, в апрель страна вошла практически с прежними товарными запасами418.

А вот, что докладывал в Госсовет СССР в конце октября 1991 года председатель союзного Госбанка В.В. Геращенко: физический объем розничного товарооборота в январе - сентябре 1991 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 1990 года на 12 %419. Полки магазинов не опустели полностью, но неудовлетворенный спрос на товары и услуги существенно возрос, усилилась спекуляция. Потребительский рынок, несмотря на то что розничные цены повысились за этот период в 1,7 раза, характеризовался дефицитностью практически по всем видам товаров. В целом за 1991 год денежные доходы населения оценивались с ростом против 1990

года на 90 %420.

Да и сам B.C. Павлов в своей же книге признает, что летом 1991

года проблема обеспечения продовольствием еще более обострилась, в связи с чем правительству пришлось начать активные переговоры о поставке кукурузы из ЮАР и риса из Южной Ко- реи421.

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;


14 января 1991 г. на пост Председателя Правительства СССР был назначен Валентин Павлов, ранее - президент всесоюзного экономического общества.

Занимавший ранее пост Министра финансов СССР, Павлов уже прорабатывал различные варианты изъятия «избыточной денежной массы».

К 1991 г. на волне кооперации уже сложилась небольшая прослойка дельцов, обладавших значительными суммами. Кроме того, в условиях товарного дефицита, когда деньги потратить в общем-то особо не на что у населения на руках оказалась огромная сумма денег, которую невозможно было отоварить.

В интервью для программы «Время», комментируя необходимость проведения реформы, Валентин Павлов отметил, что по его мнению купюры номиналом 50 и 100 рублей являются «важнейшим элементом теневой экономики» поскольку обслуживают денежный оборот в непрозрачных сферах экономики.

При этом по оценкам Председателя Правительства СССР купюры номиналом 50 и 100 рублей составляли «более трети» от находившихся в наличном обороте купюр.

Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике.

Суть реформы заключалась в следующем: 22 января 1991 г., вечером по Центральному телевидению СССР в программе "Время" было объявлено о том, что «в интересах подавляющего большинства населения страны», купюры номиналом в 50 р. и 100 р. 1961 г. выпуска не будут приниматься «во все виды платежей» через каких-то 3 часа, т.е. с 0 часов 23 января.


Чтоб не потерять абсолютно все деньги, имевшиеся в таком номинале, населению была предоставлена призрачная возможность обменять «полтинники» и «стольники» 1961-го года на купюры более мелкого номинала того же 1961 г. выпуска или того же номинала, но образца 1991 г.

Срок, отведённый на обменные операции, был крайне мал и неудобен (3 рабочих будних дня, со среды по пятницу). Естественно, что не все сумели разменять свои накопления. Таким образом, в давках у заветных окошек сберкасс, население потеряло часть своих средств, отложенных «на чёрный день».


В вопросе размена денег люди шли на всевозможные ухищрения, например, срочно разменивали деньги у таксистов, ещё не слышавших об указе.

Указ был обнародован 22 января в программе «Время» т.е. в 21 час вечера, однако оборот купюр прекращался только в 0 часов 23 января – таким образом, самые оборотистые получили 2-3 часа на проведение таких махинаций как денежные переводы самому себе, покупка билетов в железнодорожных кассах, кассах «Аэрофлота» и тому подобное.

Кроме того, павловская реформа подразумевала ограничения на снятие наличных денег со счётов в Сберегательной кассе, где так изящно в своё время рекомендовалось хранить деньги гражданам СССР. Теперь каждый вкладчик мог снять со своего счёт не более 500 р. в месяц.

Павловская реформа была призвана изъять из обращения излишнюю денежную массу. В итоге из оборота было извлечено 14 миллиардов наличных рублей, однако другим результатом этой реформы стало обрушившееся окончательно доверие населения к действиям правительства.


Кроме того, возникали нарекании и к практическому проведению денежной реформы в жизнь.

Так например, в выпуске программы «Время» от 23 января демонстрировался сюжет о том, что некоторые сберегательные кассы не проводили обмен купюр 23 числа, сославшись на то, что «никаких распоряжений не было».

Паника, вызванная срочной необходимостью обмена купюр, привела копределённому падению трудовой дисциплины и соответственно производительности труда. Оно и понятно – людей вполне обоснованно волновало будущее «кровно заработанных» и дела на работе отходили на второй план.

Последующее увеличение темпов эмиссии рублей в 1991 г. свело на нет весь смысл реформы. В своей книге «Гибель империи» Егор Гайдар приводит
следующие данные по денежной эмиссии в 1991 г.: апрель – 4,77 млрд., май – 5,50млрд., июнь - 18, 74 млрд. (Гайдар Е.Т. Гибель империи, М.: РОССПЭН, 2006, стр.367)

А уже через 2 месяца - 2 апреля 1991 г. выйдет постановление о новых государственных розничных ценах, взвинтившее цены в магазинах в среднем в 3 раза.

Из-за последующей эмиссии, павловская реформа не привела к уменьшению денежной массы, при этом именно в ходе этой реформы у населения СССР по сути были конфискованы значительные личные сбережения.