Налоги и налогообложение (Конспект лекций). К местным налогам относятся. Основные функции налога


понятие налог ового учета - самостоятельной системы регистрации фактов хозяйст венной деятельности предприятия для целей налог ообложения. Различия в учете доходов и расходов предприятия, определяемых для целей управления предприятием и для целей налог ообложе ния, объективны, они существуют в учетной практике большин-ства государств. В табл. 32.1 приведены основные сходства и различия бухгал
  • 6.2. Сущность, функции и виды прибыли, ее планирование распре-деление и использование. Рентабельность предприятия.
    понятий: бухгалтерская прибыль; экономическая прибыль. Первая является результатом реализации товаров, работ, услуг. Вторая является результатом лработы капитала. Взаимосвязь между бухгалтерской и экономической прибылью: Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в
  • Налоги и налоговая система
    понятия: Налог Сбор Фискальная функция налог а Распределительная и контрольная функция налог ов Элементы налог а Налоговая норма Субъект налог ообложения Объект налог ообложения Налоговая база Единица измерения налог овой базы Налоговая ставка Налоговой период Налоговые льготы Налоговый оклад Срок уплаты налог а Источник налог а Порядок уплаты налог а Прямые налог и Косвенные налог и
  • 1.5. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО - СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
    понятие автоматизированной информационной технологии и определите ее задачи. 8. Назовите важнейшие классификационные признаки АИТ. 9. Дайте определение автоматизированного рабочего места специалиста (АРМ). 10. Каковы роль и место АРМ в автоматизированной информационной
  • 8.4. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
    понятие АРМ должно охватывать проблемы от создания систем распределенной обработки данных (с определением информационных уровней) до решения эргономических вопросов (расположение и состав технических средств, удобство пользования ими и др.). АРМ сближает пользователя с возможностями современной информатики и вычислительной техники и создает условия для работы без посредника - профессионального
  • 2.6. Налогообложение и налоговое регулирование 2.6.1. О налогах и налоговой системе государства
    понятие включает свод законов, определяющих порядок и правила налог ообложения, структуру и полномочия государственных налог овых органов, составляющих Налоговый кодекс страны. Конкретные методы формирования и взимания определенных видов налог ов называют элементами налог ов. В налог овую систему входят Министерство финансов, Федеральная налог овая служба, органы сбора налог ов и надзора за внесением
  • з 3. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
    понятия, как лтерритория, ладминистративно- территориальное устройство, лрегион, лмуниципальное образование. Каждое из понятий в контексте того или иного акта приобретает свое нормативное значение, отражающее различные процессы, происходящие в РФ. В этом плане необходимо отмстить следующие правовые механизмы осуществления региональной политики: а) строгую регламентацию сфер исключительной
  • з 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
    понятие лунитарное предприятие. Согласно ст. 113 унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо
  • з 4. УЧЕТНО-ЛЕГАЛИЗУЮЩИЕ РЕЖИМЫ
    понятие ллицензирование хозяйственной и иной деятельности. С одной стороны, это связано со стимулированием инициативы в развитии полезных видов деятельности, освоении новых услуг и т.п., а с другой, - с заинтересованностью общества и государства в официальном признании этих видов работ, услуг. Налицо обеспечение публичного, общезначимого интереса и контроль за его реализацией. Что же такое
  • 3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
    налог овой си стемы России и служит инструментом перераспределения националь ного дохода. Это прямой налог , т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйствен ной деятельности предприятий и организаций. В таком качестве он должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере
  • ФГБОУ ВО

    «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра «Налоги и налогообложение»

    Лекции по дисциплине:

    «Налоги и налогообложение»

    Методические указания к лекционным занятиям

    Лекцияявляется эффективным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок и составляет основу теоретической подготовки студентов.

    Цель лекции - краткое изложение важных и сложных вопросов по определённой дисциплине. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

    Во время лекции преподаватель устно передаёт информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или показ слайдов. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух.

    Лекция позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Они чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с большим количеством слушателей.

    Лекции имеют и недостатки, даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.

    Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

    Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом.



    Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Необходимыми техническими средствами обучения, используемыми в учебном процессе для освоения дисциплины, является компьютерное оборудование.

    Тестирование, проводимое на компьютерном оборудовании, позволяют оперативно выявлять сильные и слабые стороны преподавания в целом и уровень знаний каждого слушателя в частности. Кроме того, они сами по себе являются мощным инструментом в процессе обучения, так как во время тестового испытания перед мысленным взором студентов еще раз проходят все важнейшие определения, студенты вынуждены задумываться над смыслом пройденных экономических понятий.

    ТЕМА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    Экономическая сущность и функции налогов и сборов

    В соответствии с НК РФ налог и сбор – разные понятия.

    Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

    Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

    Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций .

    Налогам присущи функции:

    1. Фискальная функция состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

    2. Регулирующая функция состоит в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

    3. Стимулирующая функция состоит в том, что изменяя объекты налогообложения, уменьшая налогооблагаемую базу, понижая налоговые ставки, государство стимулирует социальную и экономическую активность в приоритетных для развития направлениях.

    4. Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов государством перераспределяется часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады, развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

    Характерной чертой системы налогообложения любого современного государства, взаимосвязанной с указанными выше функциями, является постоянное развитие (изменение) налогового законодательства в соответствии со стратегией и текущими задачами развития социально-экономической сферы.

    Элементы налога

    Каждый налог должен быть определен, то есть должны быть определены налогоплательщики и элементы налога , а именно:

    1) объект налогообложения;

    2) налоговая база;

    3) налоговый период;

    4) налоговая ставка;

    5) порядок исчисления налога;

    6) порядок уплаты налога.

    7) сроки уплаты налога.

    Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг),

    имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

    Налоговый период календарный год или иной период времени (применительно к отдельным налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Порядок исчисления налога позволяет налогоплательщикам самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке , предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

    Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени . Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

    Бюджетные доходы

    Виды источников доходов бюджетов

    Виды доходов бюджетов

    Понятие и функции налогов и сборов

    Принципы налогообложения

    Элементы юридического состава налога

    1. Виды источников доходов бюджетов

    Налоги, сборы

    Неналоговые доходы бюджетов - доходы от реализации вещных прав на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Речь идет о доходах от платных услуг казенных учреждений, а также о доходах от имущественных санкций, за исключением налоговых пени и штрафов; и еще к этой категории относятся средства самообложения граждан - когда необходимо финансировать конкретный расход - для этого привлекаются средства граждан, которые проживают на территории муниципального образования

    Безвозмездные поступления - это межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), безвозмездные поступления от физ и юр лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, добровольные пожертвования. Все они являются собственными доходами бюджетов, за исключением субвенций. Причем налоговые доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы по нормативам, которые предусмотрены бюджетным законодательством. А неналоговые - по принадлежности источников соответствующему публичному образованию. Межбюджетные трансферты связаны с выравниванием бюджетной обеспеченности (если это дотации), софинансирование (если это субсидии), и передачи полномочий публичной власти (если это субвенции). Безвозмездные поступления распределяются между бюджетами по направлению средств.

    Бюджетные доходы являются доходами соответствующих публичных образований по уровням бюджетной системы и принадлежности бюджетов, которые поступают к соответствующего, это доходы соответствующих бюджетов бюджетных систем.

    Налоговые доходы составляют 90 % доходной части.

    Экономическая составляющая налогов - это распределительная функция финансов, способ перераспредеделения средств из частных денежных фондов в публичные.

    Правовая составляющая налогов - как отчуждение имущества в пользу государства на индивидуально-безвозмездной и безвозвратной основах. Такого рода отчуждение обеспечивается путем принуждения, а правовые основы такого рода отчуждения должны быть установлены только в законе

    Установленная законом денежная форма отчуждения собственности или имущества, находящего на праве собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидульной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением и не носящая характера наказания либо контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.



    Определение налога и сбора.

    Сущность налога - обязанность по уплате налога закреплена в Конституции и обязательна для всех

    Сущность сбора - уплата сбора должна носить компенсационный характер. Они не должны превышать. Сбор уплачивается в связи с обеспечением доступа к праву. То есть сбор является индивидуально-возмездным. В отличии от налога, сбор является принудительным платежом.

    Сбор и функции налогов

    Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод человека и гражданина как налогоплательщика:

    1. Конституционные принципы

    1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов - налоги индивидуально-безвозмездны. У гос аппарата, который финансируется за счет налоговых отчислений, не должны быть интересы, отличные от интересов общества. При этом налог является общественно-возмездным.

    2. Принцип приоритета финансовой цели - налоги устанавливают для формирования бюджетов, а не для того чтобы управлять. Фискальная функция должна превалировать над регулирующей. Налогообложение должно осуществляться за счет дополнительного дохода. В форме налога должен изыматься не весь свободный доход для формирования капитала.

    3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов - нужно избегать злоупотреблением целевыми налогами, которые привязаны к конктетным расходам, так как это может. Налог не предназначен для финансирования определенных налогов, а то получится коммерциализация гос управления - не что иное, как коррупция

    4. Принцип - право собственности первично и защищено Кнституцией и гражданским законодательством. Именно поэтому отчуждения права собственности сопровождается сакционированием такого рода платежей в парламенте. Налоги не могут быть предметом референдума. Налогообложение ограничивает право собственности.

    5. Принцип установления налогов в должной процедуре - особая процедура внесения законопроекта.

    6. Принцип ограничения форм - недопустимо включать нормы налогового законодательства в законодательные акты, не посвященные налогам как таковые.

    7. Принцип единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, субъектами и муниципальными образованиями - единой является не только система налогов, но и налоговая система. С наделением отдельными полномочиями

    2. Принципы налогообложения, обеспечивающие -

    1. Принцип всеобщности - каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

    2. Принцип соразмерности налогообложения - налогообложение не должно посягать на капитал, который может иссякнуть, и тогда не будет основы для налогообложения. Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, места нахождения налогоплательщика, чтобы устранить дискриминацию.

    3. Принцип равного налогового бремени - необходимость учета обстоятельств, связанных с фактической способностью к уплате налога исходя из принципов справедливости и соразмерности посредством справедливого распределения налогов и дифференциированного налогообложения. Принцип достигается путем. Его реализация предполагает достижение одинакового налогового бремени, которое несут разные налогоплательщики.

    Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, мес

    Элементы юридического состава налога - это те элементы или обстоятельства, без которых (если они считаются существенными) налог не считается установленным и не подлежит к уплате. Они могут быть определены как обстоятельства, связанные с возникновением налогового обязательства либо элементы юридической конструкции налога, налога

    Элементы юридического состава

    1. Налогоплательщик как субъект налогообложения - резиденты и резиденты. Резиденство - именно экономическая связь налогоплательщика со страной, которая определяется, прежде всего, его присутствием на териитории страны, а также его деятельность. Лицо должно находится в течение 180 дней в течение 12 месяцев подряд (надо совместить это с налоговым периодом). Нерезиденты - те физ лица, которые не соответствуют требованиям резиденства - менее 180 дней, и если у них есть источники дохода на территории этой стороны. Ставка налогообложения для резидентов - 13 %, для нерезидентов - 30 %. На резидентов распространяются налоговые вычеты, а на нерезидентов - нет. Что касается юридических лиц - производится тест юридического адреса, тест определения места заседания совета директоров, тест на определение деловой цели. Тест места проживания, тест центра интересов, тест гражданства, тест обычного места проживания.

    2. Объект налога - это юридический факт. Фактическое основание экономического характера, с которым гос-во связывает экономическое обязательство. Получение дохода, совершение оборота по реализации работ и услуг, о приобретений право собственности на имущество.

    3. Предмет налога - это объект материального мира, в отношении которого у субъекта налогообложения возникает объект налогообложения. Например, это доход в материальном смысле слова. То есть денежные средства, полученные в качестве дохода. Имущество в поимущественном налогообложении. Товары, работа и услуги - оборотный налог. Земельный налог: объект - право собственности на землю. Предмет - земельный участок.

    4. Налоговая база - определяется как количественное выражение предмета налогообложения. Она же является основой налога, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база измеряется масштабами налога и единицой налогообложения.

    5. Масштаб налога - это физическая характеристика, которая используется в качестве параметра измерения налоговой базы - например, вес автомобиля, объем двигателя, мощность двигателя, стоимость автомобиля.

    6. Единица налогообложения - единица измерения масштаба налога (лошадиные силы, кубические сантиметры, рубли и так далее)

    7. Метод учета налоговой базы - это тот метод учета налоговой базы, который позволяет определить время ее формирования и распределить налоговую базу между разными налоговыми периодами. Кассовый метод предполагает учет элементов налоговой базы по мере получения средств, то есть предполагает, что в налоговую базу включаются доходы по мере реального получения средств, на расходы - по мере реальной выплаты денежных средств. Накопительный метод - предполагает учет элементов налоговой базы по мере возникновения соответствующих доходных и расходных обязательств. Доходы и расходы учитываются по мере появления соответчтвующих обязательств, а не по мере.

    8. Налоговый период - это срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Как правило, это календарный год. Или же квартал на НДС. В рамках налогового периода выделяются отчетные периоды. Отчетный период - это составление и представление налоговой отчетности. По результатам отчетных периодов выплачиваются авансовые платежи. При неуплате авансов взыскиваются пени.

    9. Ставка налога - это размер налога на единицу налогообложения или величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

    10. Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. И в зависимости от этого различается равноеналогообложение (все налогоплательщики уплачивают налог в равной сумме - то есть общие потребности удовлетворяются равными усилиями), пропорциональноеналогообложение - все налогоплательщики уплачивают налог по равной налоговой ставке , и наконец, прогрессивное налогообложение - с ростом налоговой базы возрастает налоговая ставка.

    11. Налоговые льготы - факультативный элемент .

    Все 10 элементов - обязательны.

    Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

    • фискальную;
    • регулирующую;
    • социальную:
    • контрольную.

    Фискальная функция налогов

    Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

    Рис. 3.2. Функции налогов

    Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

    Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

    Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

    Регулирующая функция налогов

    Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

    Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

    Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    • снижение налоговой ставки;
    • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
    • возврат ранее уплаченного налога или его части;
    • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
    • зачет ранее уплаченного налога;
    • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    Социальная функция налогов

    Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

    На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

    Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

    • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
    • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

    Контрольная функция налогов

    Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

    Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

    7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

    Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

    Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

    б) индивидуальная безвозмездность платежа;

    в) денежная форма налога;

    г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

    д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

    Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

    Функции налогов:

    – фискальная;

    – регулирующая;

    – стимулирующая;

    – распределительная.

    Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

    а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

    б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

    Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

    Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

    Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

    8. Экономические принципы налогообложения в основе системы налогообложения

    Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит .

    В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности .

    Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов.

    Во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества.

    В-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.

    Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства.

    «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства». То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

    Первый принцип – принцип справедливости – состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

    Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

    Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

    Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас.

    9. Фискальная функция налогов

    Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

    Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

    Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

    В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

    Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

    Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

    Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения .

    Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.

    В отдельных главах ч. 2 Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т. п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

    В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

    Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

    Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны.

    10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения

    Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

    Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов , вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства.

    Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство РФ, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

    Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

    Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

    Основные принципы налоговой системы РФ:

    – каждый налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги;

    – налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования государства;

    – не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства;

    – не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

    Составные части этой налоговой системы – элементы налогообложения.

    К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (налогоплательщик), объект налогообложения, единица налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и др.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    1) объект налогообложения;

    2) налоговая база;

    3) налоговый период;

    4) налоговая ставка;

    5) порядок исчисления налога;

    6) порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

    11. Отличие системы налогов от налоговой системы

    Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).

    На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. 13–15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации.

    Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе не согласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

    Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система» . Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве.

    Важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство. Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию можно выделить три типа систем налогов и сборов : федеративных, конфедеративных и унитарных государств.

    В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма – системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы . Вместе с тем в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом.

    По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

    12. Налоги и сборы в налоговой системе России

    Налоги и сборы, прежде всего, классифицируются по уровню власти, ответственному за установление налога. В соответствии со ст. 12 НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

    – федеральные налоги и сборы;

    – налоги субъектов Российской Федерации;

    – местные налоги.

    Дифференциация налогов по уровням проводится в зависимости от территории, на которой взимаются налоги и сборы, и полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения (элементов обложения для сбора).

    Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Своеобразный налоговый монополизм федерального законодательства в вопросах определения абсолютно всех элементов налогообложения позволяет определить налоги и сборы как федеральные налоги и сборы.

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

    – порядок уплаты налога;

    – сроки уплаты налогов.

    Остальные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ, то есть на федеральном уровне. Законами субъектов РФ о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения:

    – налоговые ставки (в пределах, определяемых федеральным законодательством);

    – порядок уплаты налога;

    – сроки уплаты налогов.

    Остальные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, то есть на федеральном уровне. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Следует обратить внимание на то, что приведенная классификация не зависит от уровня бюджета, в который зачисляются доходы от налогов и сборов.