Передел мира: Эпизод первый - крах финансовой системы. Финансовый антимир. Рушится многовековая банковская система

Одним из таких думающих бизнесменов является Билл Гросс. Уильям Хант "Билл" Гросс (William Hunt "Bill" Gross) хорошо известен в мире финансов. Славу выдающегося финансиста он получил благодаря своему проекту PIMCO (Pacific Investment Management Company). Это американская инвестиционная компания, которую Билл создал в 1971 году; специализация - рынок облигаций. В настоящее время PIMCO - один из крупнейших в мире игроков на финансовом рынке, под ее управлением находятся активы в 1,55 трлн. долл. В 2000 году Билл продал компанию германскому страховому гиганту Allianz, но до осени 2014 года продолжал участвовать в управлении PIMCO в качестве главного директора по инвестициям. Несмотря на почтенный возраст (72 года) он продолжает заниматься бизнесом, является управляющим активами в компании Janus Capital. Билл - постоянный фигурант рейтинговых списков журнала Forbes, его состояние оценивается в 2,3 млрд. долл.

Свои мысли Билл Гросс выкладывает на сайте Janus Capital, где он ведет рубрику Monthly Investment Outlook from Bill Gross. Я слежу за его выступлениями уже несколько лет, и с каждым годом его оценки перспектив мировой экономики становятся все более мрачными. В начале текущего десятилетия Билл выражал надежду на то, что мировой финансовой системе удастся восстановить равновесие, нарушенное кризисом 2007-2009 гг. Сегодня он констатирует, что этого не произошло, а финансовые дисбалансы мировой экономики стали еще больше. Следовательно, вторая волна финансового кризиса неизбежна, причем ее удары могут быть настолько сильными, что ни о каком восстановлении мировой экономики уже говорить не придется. Нынешняя социально-экономическая модель, которую можно назвать финансовым капитализмом (правда, Гросс не использует такой термин), обречена. О том, что будет за горизонтом, Билл Гросс умалчивает.

Преступной ошибкой властей ведущих стран Запада, по мнению Гросса, стала практика вытягивания экономики из кризиса с помощью чисто монетаристских методов. Проще говоря, с помощью печатных станков центральных банков. Грубейшим образом были нарушены все табу на избыточную эмиссию денег. Старые учебники были выброшены на помойку и заменены лозунгом "Количественные смягчения" (КС). Нет ни одного теоретического исследования, которое хоть как-то попыталось бы обосновать КС. Обосновать это в принципе невозможно, а оправдать можно. Оправдание простое: экономическая целесообразность. КС - изуверский метод "лечения" экономики, такие методы могут приводить к летальным исходам.

После кризиса 2007-2009 гг. многие страны Запада вошли в полосу дефляции. Наличие дефляции - явный признак того, что кризис не преодолен, экономика стагнирует. Дефляция многими оценивается как более опасное явление, чем инфляция, поэтому власти бросились бороться с дефляцией путем накачки денежной системы дополнительной денежной массой. Однако такое лечение мало что дает, потому что деньги идут не туда, куда им следовало бы идти. Им следовало бы идти на товарные рынки (в первую очередь, потребителям/покупателям; во вторую очередь, производителям/продавцам), а вместо этого вновь печатаемые деньги со свистом продолжают уходить на финансовые рынки. Печатные станки центробанков опять работают в качестве насосов, накачивающих пузыри.

Лидером в деле КС считаются Соединенные Штаты. Всего там было реализовано три программы КС. Технически операция КС выглядела достаточно просто: Федеральная резервная система США осуществляла скупку ценных бумаг на рынке, увеличивая тем самым денежную массу в обращении. Скупались два вида бумаг: долговые бумаги Казначейства США и ипотечные бумаги. Если первые бумаги пользовались спросом на американском и международных рынках, то вторые, выражаясь языком спекулянтов, представляли "мусор". ФРС стала работать как пылесос, который засасывал "мусор" с рынка. По сути, Федеральный резерв проводил спасательную операцию по освобождению некоторых конкретных участников рынка от "мусора", угрожавшего их существованию. Расчищая балансы неведомых широкой публике банков и компаний, Федеральный резерв все более отягощал "мусором" собственный баланс. В результате ФРС сама стала раздуваться, как пузырь. Если накануне финансового кризиса активы Федерального резерва не дотягивали до 800 млрд. долл., то на сегодняшний день он выросли до 4,5 трлн. долл. Некоторые эксперты полагают, что этот процесс не угрожает ни Федеральному резерву, ни американской экономике, но Билл Гросс так не считает. Почему-то многие воспринимают как аксиому утверждение, что центробанки не могут банкротиться, поскольку они, мол, сами делают деньги. А вот Билл Гросс осторожно намекает, что могут. И я соглашусь с ним. Еще два года назад я писал, что в условиях классического капитализма центробанки выступали в качестве кредиторов последней инстанции, но в условиях нынешнего перманентного кризиса они могут превратиться в банкротов последней инстанции.

Не успел Федрезерв завершить третью программу КС, как эстафету "количественных смягчений" подхватили другие центробанки. В январе 2015 года президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги объявил, что его банк начинает программу КС, которая предусматривает закупку бумаг на астрономическую сумму 1,1 трлн. евро. Программа должна была быть завершена в сентябре прошлого года, но она продолжена и будет действовать как минимум до конца текущего года.

Была запущена программа КС и в Англии. Закупки бумаг Банком Англии должны составить 375 млрд. ф. ст. Программа предусматривает приобретение корпоративных облигаций на вторичном рынке. В связи с выходом Великобритании из Европейского союза Банк Англии для компенсации негативных последствий выхода планирует увеличить программу КС на 50-100 млрд. ф. ст.

Центробанки пустились во все тяжкие. По оценке Билла Гросса, в 2017 году балансы ведущих центробанков увеличатся еще на 1 трлн. долл. Однако эта оценка, отмечу, исходит из того, что в США программы КС не будет. Только это вряд ли. Дональд Трамп оказался в окружении банкиров, а министром финансов США стал Стивен Мнучин, человек Голдман Сакс. Поэтому я не исключаю, что вопреки своей предвыборной риторике Трамп может согласиться на запуск четвертой программы КС. О вероятности такого развития событий говорит и Билл Гросс.

Безумная деятельность ФРС и других центробанков окончательно взмутила финансовые рынки, а продукция их печатных станков теряет последние признаки денег. В мутной обстановке стало абсолютно невозможно принимать инвестиционные решения. В прошлом году Билл Гросс заявил, что теперь ненавидит все виды ценных бумаг от облигаций и акций до частного акционерного капитала. Билл Гросс потерял веру в обычные активы, с которыми он постоянно работал. По его мнению, центробанки создали такую атмосферу, в которой практически невозможно нащупать экономический рост какого-либо рынка либо высокодоходные поступления.

Центральные банки перевернули финансовый мир, он стал антимиром. Билл Гросс утверждает это в связи с тем, что операции с деньгами уже осуществляются при отрицательных процентных ставках. Это касается банковских депозитов и долговых бумаг (государственных и даже корпоративных). Положительные процентные ставки кредитов тоже быстро стремятся к нулю. Рушится многовековая банковская система.

Интересные мысли по поводу будущего денег Билл Гросс высказывает и в связи с роботизацией экономики. В ближайшие два-три десятилетия роботы окончательно вытеснят человека не только из сферы производства, но и из сферы услуг. Базовая функция денег как средства покупки товара под названием "рабочая сила" исчезнет. Прежние механизмы спроса и предложения на рынках товаров, опосредуемые деньгами, перестанут действовать. И Билл Гросс вспоминает бывшего председателя ФРС США Бена Бернанке. Тот однажды заявил, что ради поддержания социальной и экономической стабильности готов разбрасывать деньги с вертолетов. В шутке Бернанке, полагает Гросс, есть доля истины - деньги действительно полностью эмансипируются от сферы производства.

Света в конце туннеля Билл Гросс не видит. Не очень он надеется и на нового президента США Дональда Трампа. От себя добавляю, что подписание Трампом указа о подготовке изменений в закон Додда-Франка в сторону либерализации финансово-банковского регулирования косвенно свидетельствует о том, что новый американский президент оказался в цепких лапах банкиров Уолл-стрит. Трамп собрал вокруг себя большую команду советников из числа действующих банкиров и бизнесменов, готовых на своей близости к президенту неплохо заработать. То, что Биллу Гроссу не было предложено войти в состав этой команды, кое о чем говорит.

Что же касается рекомендаций, то Гросс советует готовиться к почти неизбежному крушению мировой финансовой системы. Как опытный финансист он полагает, что приоритетным объектом инвестирования должно стать золото - финансовый инструмент, проверенный веками.

Так в чём же отличие денежной системы Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Автор хочет это сделать в сравнении с денежной системой США. Этот выбор не случаен. США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней - Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС . Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС . По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.

Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

Гибкая денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

· контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,

· недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,

· дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,

· удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,

· преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством.

Формирование денежно – кредитной системы на территории современных США проходило задолго до создания широко известной Федеральной резервной системы. В 1690 г. Колония Массачусетсского залива первая выпустила бумажные краткосрочные обязательства - нечто среднее между банкнотами и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду. Но это была одиночная попытка, и в обращении продолжали использоваться преимущественно английские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары. Американский доллар как национальная денежная единица был введен конгрессом в 1785 г. После войны за независимость (1775-1783) конгресс США от лица Соединенных колоний (штатов) принял решение об образовании Первого банка Соединенных Штатов и санкционировал первый, теперь уже федеральный, выпуск национальных денег. Был создан первый собственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканить серебряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных монет. В 1792 г. в США была введена система биметаллизма: доллар мог параллельно чеканиться как из серебра, так и из золота.
При основании Первого банка Соединенных Штатов в 1791 г. федеральное правительство подписалось на значительную часть уставного капитала и пообещало в течение 20 лет не выдавать чартер - документ, совмещающий функции банковского устава и лицензии, никакому другому банку. Когда в 1811 году встал вопрос о продлении чартера, это встретило мощное сопротивление оппозиции, требовавшей увеличения количества банков. Первый банк Соединенных Штатов был ликвидирован. Мгновенно число банков выросло до 88, а за три следующих года было выдано 120 новых чартеров.
Серьезной проблемой функционирования банков в период с 1812г. вплоть до создания Федеральной резервной системы в 1913 г. было отсутствие клиринга – взаимного погашения банкнот различных банков. До закрытия эту функцию частично выполнял Первый банк. Возникла необходимость его аналога, и в 1816 г. министр финансов Джеймс Даллас предложил создать Второй банк США. Главным новшеством нового банка стало право учреждать свои отделения в штатах без согласования с их правительствами. Это вызвало волну политических негодований, усилившуюся после банковского кризиса 1819 г., вызванного выпуском огромного количества банкнот.
Относительная стабильность в денежно-кредитной сфере сохранялась до 1836 г., когда закончился чартер Второго банка США. Это вновь привело к увеличению числа банков. Кроме того, как следствие чрезмерной доступности кредита усилилась спекуляция федеральными (государственными) землями. Кризис затянулся до 1840 г. и привел к необходимости каждому штату самостоятельно справляться с кредитными проблемами. Главной из них была задача противостоять избыточной эмиссии. Проблема усложнялась тем, что банк эмитировал банкноты с расчетом, что их не сразу и не все предъявят к погашению. Чтобы усложнить доставку банкнот для погашения эмитировавшему их банку, сознательно не вводился механизм сбора банкнот, а некоторые банки специально располагались в труднодоступных районах. Примером может служить Саффолкский банк Массачусетса. В результате в 1859 г. в обращении находилось 5400 видов банкнот.
Решением проблемы стало образование системы Саффолкских банков Бостона. Провинциальные банки должны были внести в Саффолкский банк постоянный депозит в размере 5 000 дол. плюс сумму, достаточную для погашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен Саффолкский банк обязался принимать банкноты банков системы по номиналу, в то время как банкноты не пожелавших присоединиться банков должны были доставляться для погашения непосредственно в банк-эмитент. Кроме того, Саффолкский банк отказывался принимать в свое клиринговое агентство банки, чья добросовестность вызывала хоть малейшие сомнения.
Радикальные изменения в системе денежно-кредитных отношений произошли во время Гражданской войны 1861-1865 гг., когда банки Юга прервали контакты с северными банками. Соломон Чейз, секретарь казначейства, разработал и реализовал в 1864 г. общенациональный банковский закон, согласно которому разрешалось учреждение банков с количеством пайщиков не менее пяти и капиталом не менее 50 000 дол. Условием создания банков было обеспечение ими своих эмиссий через депонирование в казначействе зарегистрированных облигаций правительства США, причем депонируемая сумма не должна была превышать 90 % рыночной стоимости депонированных облигаций и 100 % их номинальной стоимости. Для всех банков эмиссионное право ограничивалось 300 млн дол.
С 1873 г. США перешли к золотому монометаллизму, отменив чеканку серебра.
Проблема координации и централизации регулирования денежно-кредитных отношений в США стала особенно актуальной после банковского кризиса и биржевой паники 1907 г.. Этот кризис побил многие прежние рекорды и оставался самым острым до событий 1929-1933 гг.. Провинциальные банки под натиском вкладчиков обратились в Нью-йоркские крупные банки за изъятием депозитов, что привело к банкротству некоторых кредитных учреждений. Неэластичность денежно-кредитной системы и ее слабая реакция на запросы экономики делали необходимым реформирование и разработку закона о центральном банке США.

Еще по теме 1. Денежная система США:

  1. Денежные системы, их типы. Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.
  2. 15. Понятие и элементы денежной системы. Типы денежных систем. Денежная система РФ.
  3. 2.1. Денежное обращение и денежная система. Эволюция денежных систем во всемирном хозяйстве
  4. 1.2. Денежная система и организация денежного оборота Денежная масса и денежная база.
  5. КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА. КРИЗИС ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
  6. Становление и развитие денежной системы России. Элементы современной денежной системы.
  7. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ
  8. 19. Денежная система: понятия и основные элементы. Проблемы денежной системы РФ.
  9. Современная денежно -кредитная система Принципы функционирования денежной системы
  10. 26. Денежная система, ее основные элементы. Виды денежных систем.
  11. Понятие денежной системы. Особенности современной денежной системы
  12. 39.Понятие денежной системы и денежного обращения. Денежные агрегаты.
  13. Тема 2. “ Денежный оборот. Закон денежного обращения. Денежная система. Инфляция”

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Байкальский экономико-правовой институт»

Факультет экономики и управления

Кафедра финансы и кредит

Курсовая работа

по дисциплине Экономика предприятий»

на тему «Денежная система Соединенных Штатов Америки»

Выполнил: Ангапова А.М.,

студент заочного отделения

Проверил: Дашиев Д.А., к.э.н.,

преподаватель кафедры ФИК

Улан-Удэ 2015

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА США

1.1 Денежное обращение и денежные единицы

1.2 Инфляционный период в послевоенное время

2.1 Принципы регулирования денежной системы

2.2 Денежное обращение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков - мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 года денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем - покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 году был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 года это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 года до 1914 года, являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 года каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В декабре 1913 года был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков - федеральные резервные билеты - подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА США

денежное обращение америка инфляционный

1.1 Денежное обращение и денежная единица

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков -- мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем -- покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 г, был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х гг. XIX в. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 г. каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США. Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

В декабре 1913 г. был издан закон, по которому была создана новая система эмиссионных банков -- Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн долл. Банкноты федеральных резервных банков -- федеральные резервные билеты -- подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% -- векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны: 1) он централизировал банкнотную эмиссию и 2) существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929 -- 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде I всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 -- 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившему в силу 31 января 1934 г., новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59,% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.

По тому же акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков Передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 г. был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 -- 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 -- 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд до 0,7 млрд долл.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:

· он централизировал банкнотную эмиссию;

· существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929 - 1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившему в силу 31 января 1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.

Согласно тому же акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков Передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификат, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 - 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955 - 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.

Сформировывавшаяся денежная система получила название «биметаллический стандарт», при котором силу законного платежного средства приобретали монеты из золота и серебра. Ценность каждого металла по отношению к другому фиксировалась законом (система двойной валюты). Для производства новых денег в Филадельфии был учрежден Национальный монетный двор, где кроме серебряных монет вскоре начали чеканить и 10-долларовые золотые монеты, которые прозвали «орлами».

Наряду с национальными деньгами продолжали использовать иностранные монеты, которые законом 1793 г. были признаны частью монетной системы США. Ценность иностранных денег в сопоставлении с национальными определялась их золотым или серебряным содержанием. Только в 1857 г. Конгресс издал закон, окончательно изымающий иностранные деньги из обращения.

В период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что США вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, потому им не пришлось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотомонетный стандарт рухнул под ударами кризиса 1929-1933 гг. Ликвидации золотомонетного стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41% согласно акту о золотом резерве от 31 января 1934 г., но которому было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты. Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных элементов денежной массы. После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955-1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 до 0,7 млрд. долл.

В начале 1934 г. была проведена девальвация доллара. Его официальное золотое содержание было установлено в 35 долл. за тройскую унцию, но размен долларов на золото во внутреннем обращении прекратился и действовал только в сфере валютных расчетов.

Дальнейшее ослабление зависимости эмиссии денежной системы США от золотого обеспечения произошло в результате принятия в 1945 г. решения об уменьшении нормы золотого покрытия. С этого времени норма золотого покрытия в размере 25% была установлена для совокупной суммы банкнот и резервов в федеральных резервных банках. В марте 1968 г. объем золотых резервов Казначейства США (в которые не входил небольшой запас золота стабилизационного фонда) уменьшился до критической величины, предназначенной для обеспечения эмиссии долларов. В этих условиях ради защиты международных позиций доллара США пошли на отмену требования о 25%-ном покрытии внутренней эмиссии, а продолжение мирового валютного кризиса вынудило Правительство США пойти на крайние меры: 15 августа 1971 г. было объявлено, что обмен долларовых активов на золото прекращается. Таким образом, доллар стал неразменным на золото и для центральных банков стран -- партнеров США.

В результате реформы мировой валютной системы, предпринятой в рамках Ямайской конференции в 1976 г., которая отменила использование золота как основы стоимости валют, приняла в качестве счетной единицы СДР, узаконила плавающие валютные курсы и ввела другие необходимые изменения, официальная цена золота потеряла свое значение. Однако США весьма консервативны относительно цены золота: до сих пор оценка централизованных золотых резервов производится по официальной цене 42,22 долл. за унцию, установленной в 1973 г.

Выпуск денег в обращение в США происходит под обязательное обеспечение. Главным средством обеспечения банкнотной эмиссии в настоящее время служат государственные ценные бумаги, а также золото в государственных запасах и полученные от МВФ средства в форме СДР, представляющие собой расчетную (виртуальную) валюту Международного валютного фонда (МВФ), именуемую как специальные права заимствований (Special Drawing Rights). В действительности она не имеет материального воплощения и реального эквивалента, а применяется как резервный актив в дополнение к золотовалютным позициям стран -- членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ в настоящее время определяется в четырех валютах: в долларах США, евро, английских фунтах стерлингов и в японских иенах. Котировки СДР объявляют ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуют на сайте МВФ.

Существует такое понятие, как спрос на американскую валюту, особенно на ту ее часть, которая находится за рубежом. В результате спроса американские деньги широко признаны и являются самой используемой валютой в мире. Федеральный резерв измеряет спрос на американскую валюту по ее количеству, находящемуся в обращении. С 1980 по 1998 г. количество валюты, находящейся в обращении, возрастало в среднем на 8% в год -- со 124,8 до 492,2 млрд долл. США. В декабре 1999 г. в связи с подготовкой к смене веков валюта в обращении выросла на 22,1% по сравнению с уровнем декабря 1998 г. и составила 601,2 млрд долл. США.

Так как спрос в мире на доллар США меняется, то Конгресс принял закон о Федеральном резерве, который ввел эластичное денежное обращение, расширявшееся и сжимавшееся в соответствии со спросом общества. При изменении спроса на валюту учреждения для хранения денежных средств либо заказывают валюту в федеральных резервных банках, либо депонируют ее в них. Закон о Федеральном резерве 1913 г. учредил Совет управляющих и 12 федеральных резервных банков в качестве центрального банка страны и установил, что Федеральный резерв действует в качестве денежной власти, ответственной за введение и выпуск валюты для Соединенных Штатов. К 1920 г. роль Федерального резерва расширилась в связи с тем, что Министерство финансов США закрыло подразделения казначейства по всей стране и передало федеральным резервным банкам ответственность за распространение валюты и монет.

Ответственность Федерального резерва в отношении денег, находящихся в обращении, обеспечивается активами в форме пенных бумаг Министерства финансов США, одобренных правительством предприятий (ценные бумаги Министерства финансов США и федеральных ведомств составляли 97,6% общего обеспечения валюты, находившейся в обращении в конце 2000 г.). Таким образом, Федеральный резерв выпускает беспроцентные облигации (деньги) и использует прибыль для приобретения приносящих процентный доход активов.

Прибыль, полученная Федеральным резервом от приносящих доход финансовых активов и превышающая расходы Федеральной резервной системы и обеспечение капитала, ежегодно переводится Министерству финансов. По мере роста количества денег, находящихся в обращении, вызванного увеличивающимся спросом на американскую валюту за рубежом, процентные доходы также возросли. За 2000 т. ценные бумаги, обеспечивающие банкноты Федерального резерва, принесли процентных доходов на 32,7 млрд долл. В практике международной торговли доллар до сих пор остается основной валютой платежа. Практически все страны держат свои свободные средства в ценных бумагах США, тем самым кредитуя ее экономику.

1.2 Инфляционный период в послевоенное время

Особенностью военной инфляции в США явилось то, что она происходила в условиях заметного роста объема промышленного производства; это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940 -- 1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тоща как валовой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная сила доллара, по преуменьшенным официальным данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла в 1939 г. 7,6 млрд долл., в 1945 г. - 28,5 млрд, в 1950 г. - 27,7 млрд, в 1955 г. -- 31,2 млрд, в 1960 г. -- 32,9 млрд, в 1965 г. -- 42,1 млрд (все эти данные -- на конец года) и в июле 1972 г. -- 62,4 млрд долл. Итак, вслед за кратковременным сокращением денежной массы за первое послевоенное пятилетие начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый рост ее, причем в первой половине 1950-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960-х гг. -- американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце 1947 г. до 241,3 млрд. долл. в августе 1972 г.

Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имеет инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении -- только на 26%. |В 1969 -- 1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971г. общий индекс промышленной продукции К США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении (включая наличные деньги и депозиты до востребования) возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1.1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция -- только на 4%.

В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945 по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963 -- 1972 гг. (по июль 1972 г.) его рост составил 37%. Характерно, что в своем послании 1970 г. об экономическом положении страны президент Никсон был вынужден признать развитие инфляции в США и ее тесную связь с ростом расходов на воину во Вьетнаме.

Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г. Однако за последние годы развитие валютного кризиса все более подрывало доллар. В марте 1968 г. США пришлось пойти на установление двойной цены золота: по официальной цене (35 долл. за 1 унцию) золото продолжало продаваться только казначействам и центральным банкам других стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся рыночные цены, устанавливающиеся на частных рынках золота. В 1968 г. было отменено обязательное, 25%-е золотое обеспечение банкнот федеральных резервных банков.

В результате ухудшения валютно-финансового положения в конце 1971 г. на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран США согласились осуществить девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 долл., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было осуществлено в 1972 г., причем конвертабельность долларов в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.

Дальнейшее ухудшение экономического положения США, в частности большой пассив и давление на доллар, в феврале 1973 г. вынудили администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты. Золотое содержание доллара было снижено до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена повышена до 42,22 долл. за одну тройскую унцию, или на 11,1%.

В связи с переходом ведущих западных стран в начале 70-х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной пены золота в долларах утратила свое реальное значение. Ямайское валютное соглашение официально установило систему «плавающих» валютных курсов и отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов.

Кроме того, была отменена фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.

Говоря об инфляции в США, необходимо отметить, что наиболее высокий ее темп наблюдался в период с конца 60-х гг. до начала 80-х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно-политических причин. К ним прежде всего следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973--1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 г. портфель гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза -- с 37 до 121 млрд долл., эмиссия банкнот увеличилась также в три раза -- с 35,3 млрд долл. до 124,2 млрд. долл., а индекс розничных цен (в 1967 г. равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная способность доллара упала до 40% по сравнению с 1967 г. При этом к началу 70-х гг. золотой запас сократился до 11,2 млрд дол. по сравнению с 24,6 млрд долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза.

К началу 80-х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему. Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня.

В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).

1.3 Принципы наличного и безналичного оборота денежных средств

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрастать. Как правило, в период ведения войн США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кроме того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой. Ускоренный рост денежной-массы происходил в период с 1969 г. (203,8 млрд долл.) по 1980 г. (386, 9 млрд долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% -- кредитно-финансовым институтам, 32,6% -- физическим лицам и около 6% -- иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуведомленных платежей (preathorized payments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 60-х гг. В сферу обращения, кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц

Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений -- заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 70-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.

Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 50-х гг. по заданию «Бэнк of Америка», озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации.

Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров -- автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ США

2.1 Принципы регулирования денежной системы

Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов.

Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 70-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 60-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.

Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструмент» денежно-кредитной политики. С середины 70-х до начала 80-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.

С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.

С 1981 г. начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.

Слово «доллар» -- это название испанской монеты, имевшей хождение на юге восточного побережья Северной Америки. Тем не менее слово это имеет не испанское, а богемское (юг современной территории Чехии) происхождение, где с начала XVI в. чеканилась монета «иоахимсталер», получившая имя от города Иоахимсталь, закрепившееся за крупными серебряными монетами еще в начале XVI в., когда они в большом количестве начали чеканиться из серебра, добываемого в рудниках близ этого города. Одним из вариантов этого названия был «доллар» в Англии. Символ доллара -- знак $ -- утвердился в обиходе после начала чеканки серебряного доллара, примерно с 1788 г. Существует несколько версий его происхождения.

1. Символ $ происходит от цифры 8, которая ставилась на испанских песо, равных 8 реалам, а две вертикальные линии добавлены, чтобы не было путаницы. Сейчас изображается только одна линия.

2. Символ похож на изображение двух Геркулесовых столбов, перевитых лентами, являвшихся составной частью герба на испанских серебряных монетах.

3. Символ является комбинацией буквы S (от Spanish -- испанский) и двух вертикальных линий, символизирующих Геркулесовы столбы.

4. Знак образовался как комбинация первых букв названия государства U и S (United States), наложенных друг на друга, у которых нижняя часть буквы U постепенно исчезла. Такой штемпель якобы ставился на правительственных почтовых сообщениях.

Но наиболее достоверной, по мнению большинства специалистов, считается версия, что этот знак -- результат сочетания букв Р и S, являющихся аббревиатурой слова pesos (множественное число от peso), которая изображалась в виде большой буквы Р и маленькой s справа и выше от нее. В конце концов Р упростилось до одной длинной линии, a S стали писать поверх упрощенного Р.

Одно из старейших и самых распространенных обиходных названий бумажного доллара -- бак, во множественном числе -- бакс. Английское слово «buck» (бак) означает самец (чаще оленя или козла). Оленьи шкуры, или buckskin, пользовались огромным спросом как у индейцев, так и у колонистов, и служили важным предметом обмена и торговли. В первой половине XVIII в. до 500 тыс. таких шкур обменивались ежегодно на территории колоний. Многие охотники и торговцы называли эти шкуры просто баксами, они служили при обмене единицей стоимости товара, т.е. выполняли функцию денег. Есть еще одна версия происхождения этого расхожего термина: на обратной стороне 10-долларовой купюры первого общефедерального выпуска 1861 г. была изображена крупная и живописная римская цифра 10 -- «X», из-за которой десятку прозвали sawbuck (т.е. «козлы для пилки дров») или упрощенно бак. Отсюда и множественное число -- баксы.

В 1775 г. в честь окончания освободительной войны против Англии было принято решение о выпуске первых «континентальных» бумажных денег для оказания финансовой помощи каждому штату. Они не были обеспечены соответствующим количеством драгоценных металлов и легко подделывались, потому мгновенно обесценивались. Эмиссия денег определялась в первую очередь военными расходами: чем значительнее они увеличивались, тем больше печаталось денег. Было выпущено 240 млн денег в бумагах под названием Continental. Опыт с бумажными деньгами оказался столь пагубным, что правительство США не выпускало бумажной валюты до 1860 г. Длительная гражданская война привела денежную систему нового государства в ужасный беспорядок.

В 1785 г. Континентальный конгресс принял решение об утверждении доллара в качестве основы национальной денежной системы, однако первый американский доллар был отчеканен лишь через несколько лет. Отныне номинал всех американских купюр исчислялся в долларах, а Конституция, принятая в 1788 г., предоставила Конгрессу исключительную власть выпускать монеты и регулировать их ценность.

В 1791 г. основан Первый банк США, на который в течение 20 лег возлагались функции выпуска национальной валюты.

В 1792 г. одобрена национальная денежная система США, а первые серебряные доллары, содержащие 27 г чистого серебра, появились в 1794 г.

2.2 Денежное обращение в США

В настоящее время США располагают структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: Министерство финансов (казначейство), Федеральная резервная система и коммерческие банки. Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские деньги) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). Федеральная резервная система в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. В повседневном обращении находятся банкноты семи достоинств: 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долл. В США имеются также купюры и более крупного достоинства -- 500, 1000, 5000, 10 000 долл. В настоящее время их уже не выпускают и по мере износа изымают из обращения. Обращаются эти банкноты только внутри страны (вывоз их запрещен). Самая крупная американская банкнота имеет номинал 100 ООО долл. В обращении находится только 42 тыс. таких банкнот, их используют в официальных расчетах между федеральными резервными банками. С 1990 г. началась работа по изменению дизайна купюр -- портреты президентов были увеличены и сдвинуты из центра, здания перерисованы, добавлены новые степени защиты. Сначала изменения затронули купюры достоинством в 50 и 100 долл., а в дальнейшем купюры меньшего достоинства. К настоящему времени выпущены уже банкноты нового образца пяти достоинств: 100, 50, 20, 10 и 5 долл. (рис. 1).

Рис. 1 Банкнота достоинством 50 долл. образца 2004 г.

Коммерческие банки эмитируют в основном векселя и различные виды депозитных денег (чеки, кредитные карточки, электронные деньги), которые совместно образуют так называемые безналичные деньги.

Основным эмиссионным центром и регулятором денежной системы США является ФРС, представляющая собой группу банков -- 12 федеральных резервных банков и 3107 банков -- членов ФРС (на 1 января 2002 г.). С конца 70-х годов XX в. в число основных функций ФРС входило поддержание низкой инфляции, стабильности денежного обращения, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязана определять допустимые пределы роста (таргетирование) денежных агрегатов и ряда процентных ставок. С 1981 г. проводится более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и увеличения процентных ставок.

Характерная черта денежной системы США -- длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. В начале XIX в. (1836 г.) стали выпускаться первые кредитные деньги, право на эмиссию которых имел каждый банк (их тогда насчитывалось свыше полутора тысяч), -- сотни видов кредитных билетов. В результате за несколько лет в США появились около 30 тыс. всевозможных купюр разного цвета, достоинства, размера, формы, степени обеспечения и зашиты от подделки. Каждый банк обещал обменивать свои билеты по первому требованию на золотые или серебряные монеты, однако большинство банков не могли реально обеспечить разменность своих банковских билетов, поэтому многие билеты не отвечали своей номинальной стоимости. Действительно разменными на золото и серебро были кредитные билеты, выпускавшиеся национальными банками по заказу правительства США.

Американские зеленые банкноты появились в 1860 г. Чтобы компенсировать затраты на Гражданскую войну 1861 -- 1865 гг., правительство США выпустило 430 млн бумажных денег зеленого цвета, за что они получили прозвище «зеленые спинки». Деньги невозможно было обменять на драгоценные металлы, но правительство объявило «гринбеки» законными платежными средствами. Это означало, что люди должны были признать их в платежах. Ценность гринбеков зависела от доверия граждан к правительству, которое росло и падало вместе с победами и поражениями Севера в Гражданской войне: одно время зеленый доллар стоил всего лишь 35 центов золота. На Юге конфедераты тоже выпускали бумажные деньги, но они быстро обесценились.

В 1865 г. американское министерство финансов выпустило в обращение специальные «золотые сертификаты», номинированные в долларах, однако обеспеченные фиксированным количеством золота. Они сохранялись в обращении до 1933 г. В 1878 г. к «золотым» добавились «серебряные» сертификаты, обеспеченные серебром. Они оставались в обращении до 1957 г.

Одна из особенностей денежной системы США -- длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков -- мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. В 1900 г. был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращения.

В декабре 1913 г. был издан закон, по которому создана новая система эмиссионных банков -- Федеральная резервная система (ФРС). К моменту принятия закона о ФРС в США функционировали 20 ООО банков, из которых 7000 были наделены правами национальных эмиссионных банков. Вся территория США делилась на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млрд долл. Федеральные резервные билеты подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а 60% -- векселями на срок до трех месяцев. Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:

§ централизовал банкнотную эмиссию;

§ существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

...

Подобные документы

    Общее устройство и прогнозы развития рынка труда на современном этапе. Особенности рынка труда Соединенных Штатов Америки, тенденции и изменения в его структуре, различные явления, имеющие место при реформе механизмов управления государственными органами.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    Понятие "денежное обращение", "закон денежного обращения", "денежная масса и денежная база". Особенности наличного и безналичного денежного обращения. Исследование строения денежной массы и денежной базы. Закон денежного обращения. скорость оборота денег.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Теоретические основы циклического развития экономики. Причины колебаний, их регулирование. Предпосылки экономического кризиса в Соединенных Штатах Америки, его влияние на международное положение государства. Сорок четыре месяца "Великой депрессии".

    курсовая работа , добавлен 28.11.2016

    Сравнительная характеристика классической и неоклассическая теории занятости и безработицы: Д. Рикардо, А. Смит, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл и А. Пигу. Специфика регулирования, основные преимущества и задачи рынка труда в Соединенных Штатах Америки и Японии.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Уровень инвестиционной привлекательности США. Макроэкономическая статистика как "источник вдохновения" и "путеводная звезда" для "уставших" инвесторов. Модификация системы расчета того или иного показателя. Корпоративная статистика и ее составляющие.

    статья , добавлен 30.01.2010

    Сущность и структура денежного оборота. Организация денежного оборота и закон денежного обращения. Классификация структуры денежного оборота. Безналичный, наличный денежный оборот. Элементы денежной массы. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2008

    Характеристика и особенности, общие черты развитых стран, их состояние на современном этапе и история становления. Экономическое развитие Великобритании, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки, Японии, их сравнительное описание и перспективы.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Причины быстрого роста экономики Соединенных Штатов Америки. Знаменитые фирмы США. Нефтегазоносные и металлургические штаты. Главные районы выращивания фруктов и овощей. Преобладающие кормовые и масленичные культуры. Районы сахарного тростника и табака.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Национальная денежная система и ее элементы. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение. Принципы организации современной денежной системы. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты. Денежная масса и скорость обращения денег.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Сущность денежной системы как формы организации денежного обращения. Происхождение денег, их виды. Измерение денежной массы, денежно-кредитная политика. Направления антиинфляционной политики государства. Социально-экономические последствия инфляции.

Становление денежной системы на территории совре­менных США проходило еще до принятия 4 июля 1776 г. «Де­кларации независимости», известившей миру об образовании нового государства. В 1690 г. колония Массачусетсского зали­ва произвела первый выпуск бумажных краткосрочных обя­зательств (Short bills ) для финансирования военных расхо­дов. Однако эмиссия таких платежных средств имела разовый характер и в обращении продолжали использоваться англий­ские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары.

Доллар США как национальная денежная единица был вве­ден Конгрессом в 1785 г. лишь после завершения Войны за независимость (1775-1783).

В 1792 г. в США была введена система денежного обраще­ния, когда доллар мог чеканиться не только из серебра , но еще и из золота. Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма.

В XVIII-XIX вв. в США предпринимались попытки цен­трализовать и упорядочить денежную эмиссию. Правитель­ство дважды (1791, 1816) учреждало эмиссионные институ­ты - Первый и Второй банки США. Но эти мероприятия заканчивались неудачей.

В 1865 г. были созданы национальные банки , подчиненные федеральному законодательству, которым предоставлялось право выпуска банкнот. Особенностью банкнотной эмиссии являлось обязательное обеспечение банкнот государственны­ми ценными бумагами. Однако эмиссия оставалась децентра­лизованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч на­циональных банков.

В 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар , свободная чеканка серебра была официально отмене­на. Однако сторонникам биметаллизма вскоре удалось до­биться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем покупки его казначейством.

В 1900 г. наконец победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуа­зии и банков: был издан Акт о золотом стандарте , утвердив­ший в качестве денежной единицы страны доллар с содержа­нием золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращения.

В 1913 г. был принят Федеральный резервный акт , кото­рый внес следующие изменения в денежную систему страны:

    была произведена централизация банкнотной эмиссии;

    система обеспечения банкнот вместо государственных ценных бумаг и коммерческих векселей была заменена золотом.

Согласно Федеральному резервному акту была создана си­стема эмиссионных банков - (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн дол. Банкноты федеральных резервных банков - федеральные резервные билеты - подле­жали размену на золотые монеты и должны были обеспечи­ваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервны­ми банками к переучету от банков-членов ФРС.

До мирового экономического Кризиса 1929-1933 гг. особен­ностью денежной системы США было наличие Золотомонет­ ного стандарта. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну незадолго до ее окончания, поэтому им не приходилось нести большие воен­ные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохра­нению свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако под влиянием кризиса 1929-1933 гг. золотомонет­ный стандарт был отменен. Этому сопутствовала девальвация доллара на 41%. Фактически новое золотое содержание дол­лара было установлено на уровне 59% от прежнего.

Послевоенная инфляция в США была вызвана гонкой воо­ружений и милитаризацией экономики, вызвавшими увеличе­ние денежной массы. Если в 1939 г. масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла 7,6 млрд дол., то в 1945 г. - 28,5, в 1955 г. - 31,2, в 1960 г. - 32,9, в 1965 г. -42,1, а в июле 1972 г. - 62,4 млрд дол.

Вслед за кратковременным сокращением денежной массы в первое послевоенное пятилетие, начиная с 50-х гг. XX в., возобновился ее рост. В первой половине 50-х гг. этому спо­собствовала американская агрессия в Корее, а во второй поло­вине 60-х гг. - война во Вьетнаме.

Рост денежной массы в США опережал рост производства и товарооборота и носил инфляционный характер. С 1960 по 1967 г. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а роз­ничный товарооборот в реальном выражении - на 26%. В 1969 г. произошел кризисный спад промышленного произ­водства США, но денежная масса продолжала расти. Поэтому уровень цен в США постоянно рос, а покупательная способ­ность доллара падала. В итоге с 1945 по 1972г. общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, только за 1963-1972 гг. его рост составил 37%.

В конце 1971 г. в результате ухудшения валютно-финансо­вого положения США осуществили девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 дол., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было реализовано в 1972 г., в резуль­тате конвертируемость доллара в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.

В начале 70-х гг. XX в. в связи с переходом ведущих запад­ных стран к «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое значение. Ямайское ва­лютное соглашение 1976 г. юридически отменило использова­ние официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов. Отменялась фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.

Антиинфляционные меры, принятые администрацией P. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению роста цен. В основу была положена монетаристская концепция регули­рования экономики: повышение процентных ставок, ограни­чение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита, уменьшение дефицита платежного баланса, снижение налогов и сокращение военных расходов.

Конец XX - начало XXI в. характеризуется снижением ин­фляции в США, как и в других развитых странах. В период 1998-2000 гг. среднегодовой темп инфляции в США состав­лял 2,5%.

В настоящее время США располагают следующей струк турой денежного обращения , которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), Федеральная резервная система (ФРС) и коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 дол., серебряные разменные монеты, так называемые неполноцен­ные деньги, изготовленные из обычных металлов (никель, медь).

Федеральная резервная система в лице федераль­ных резервных банков выпускает банкноты, которые являют­ся главным средством налично-денежного оборота страны, кредитные карточки.

Коммерческие банки эмитируют в основном векселя , чеки, электронные деньги , которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов.

В свободном обращении присутствуют банкноты номина­лом 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 дол., а также монеты в 1, 5, 10, 25, 50 центов и 1 дол.