Становление государственного социализма в СССР.
1. Экономика России в период «Военного коммунизма».
2. Экономика России в период «НЭПа». Свертывание «НЭПа» и формирование комадно-административной экономики.
Экономические процессы, проходившие в стране, имеют свою внутреннюю логику. Можно выделить несколько этапов хозяйственного развития: октябрь 1917 - лето 1918 г. («красногвардейская атака на капитал»), лето 1918 - 1920 гг. (политика «военного коммунизма»), 1921 - середина 1920-х гг. (новая экономическая политика), середина 1920-х - конец 1930-х гг. (оформление " командно-административной системы).
1. Экономика России в период «красногвардейской атаки на капитал»
25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП(б). Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной - летом 1917г.
В основе программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917-1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелей-ший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.
Материальной базой этих процессов призвана была стать национализация банков и синдикатов, которая, по замыслу большевиков, не должна была разрушать капиталистические хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала в период перехода к социализму и привести общество к самоуправлению.
В сфере аграрных отношений большевики придерживались идеи о немедленной конфискации помещичьих земель и их национализации. Но в предреволюционные месяцы они откорректировали свою аграрную программу за счет «заимствований» у социалистов-революционеров (эсеров) и поддержали уравнительность землепользования крестьян.
Таковы были основные программные установки. Но поскольку правительство большевиков унаследовало экономические и политические проблемы, связанные с кризисом военного времени, постольку и вынуждено было проводить политику, в значительной степени противоречащую своим заявлениям.
Экономическую политику октября 1917 - лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными методами ее стали принуждение и насилие.
В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли.
Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля.
Органы рабочего контроля возникли еще во время Февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму, видело в практическом контроле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства трудящимися, поскольку перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распределить труд».
Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение продолжительного периода. 14 (27) ноября 1917г. принимается «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд, -в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих-контролеров. В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах. Он считался школой прдготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. Одновременно рабочий контроль в значительной степени ускорил проведение национализации и изменил ее направленность.
Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий.
Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г. Проведение рабочего контроля по всей стране встретило естественное сопротивление банкиров. Частные банки отказывались выдавать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введен рабочий контроль, не выполняли соглашений с Государственным банком, запутывали счета, подавали заведомо ложные сведения о состоянии дел, финансировали контрреволюционные заговоры. Эти действия были определены новой властью как саботаж со стороны владельцев частных банков, что значительно ускорило их национализацию (конфискацию).
Большевики сознавали необходимость постепенного проведения национализации промышленности. Поэтому в первые месяцы после Октябрьской революции в распоряжение Советской власти переходили отдельные предприятия, имевшие большое значение для государства, а также предприятия, владельцы которых не подчинялись решениям государственных органов. Прежде всего были национализированы крупные заводы военного назначения, например Обуховский, Балтийский. Однако уже в это время по инициативе рабочих объявлялись национализированными предприятия местного значения. Примером является Ликинская мануфактура (около Орехово-Зуева) - первое частное предприятие, перешедшее в руки государства.
Постепенно идея национализации сводится на практике к конфискации. С начала 1918г. национализация промышленности на местах стала принимать характер массового и стихийно нараставшего конфискационного движения. Зачастую обобществлялись предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также маломощные предприятия, которые становились обузой для государства; расширялась практика незаконной конфискации по решению фабзавкомов с последующим утверждением государственными органами. Все это отрицательно сказывалось на работе промышленности, поскольку нарушались хозяйственные связи, затруднялось налаживание контроля и управления в масштабе страны и усугублялся кризис.
Нарастание этой неконтролируемой волны вынудило Совет народных комиссаров (СНК) пойти на централизацию «хозяйственной жизни в общенациональном масштабе» с целью сохранения разрушавшихся экономических связей. Это наложило отпечаток на характер национализации второго этапа (весна-лето 1918). В ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне - нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий.
Преобразования в сфере аграрных отношений осуществлялись на основе «Декрета о земле». В нем провозглашалась отмена частной собственности на землю (ст. 1), передача помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем», в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов с признанием равноправия всех форм землепользования (подворной, хуторской, общинной, артельной) и правом раздела конфискованной земли по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7,8).
Таким образом, и в аграрной политике большевики отошли от стратегии немедленного «введения» социализма в сторону мер, на-
правленных на спасение страны от «грозящей катастрофы». Направленность и степень радикальности этих мер в значительной степени усиливались политическими устремлениями части правящей партии (сторонники Н.И. Бухарина и Л.Д. Троцкого) к скорейшему разрушению основы эксплуатации - товарно-денежных отношений. «Сверхреволюционность» проявлялась и в деревне: при действиях продотрядов (их формирование началось в мае 1918г. после утверждения декрета «О предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими») и комбедов (созданы на основании декрета от 11 июня 1918 г.), в незаконных поборах с крестьянства, карательных отрядах, децимациях (расстрелах каждого десятого) в случаях невыполнения заданий по продразверстке. Это приводило к дискредитации Советской власти и нарастанию угрозы гражданской войны.
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В нем определялся порядок раздела и надела. В 1917-1919 гг. раздел был произведен в 22 губерниях. И хотя вновь получили землю около 3 млн крестьян, раздел вызвал рост социальных противоречий в деревне - летом 1918 г. было подавлено 108 мятежей.
Вопросы:
1. Сущность понятия «государственный социализм».
2. Командно-административная экономика.
3. Сталинская модель модернизации СССР.
4. Экономический потенциал СССР накануне и в период второй мировой войны.
Революция в России. Земельная реформа. Продразверстка. Национализация промышленности. Послевоенное восстановление и переход к НЭПу. Коллективизация и индустриализация.
"Великий перелом" конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название "государственного социализма".
Характерные черты экономики “государственного социализма”:
· формальное обобществление труда и производства;
· полное огосударствление производства;
· ликвидация частной собственности;
· тоталитарный характер государства;
· однопартийная система.
Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено прежде всего на развитие военного потенциала, необходимого для "выживания" нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками, а именно – преобладанием политических факторов над экономическими, увеличением бюрократического аппарата, усилением эксплуатации собственного народа, существованием системы компенсаций.
В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий.
Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции.
Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.
Источники финансирования индустриализации СССР:
1. Традиционные:
· доходы от лёгкой промышленности;
· экспорт сырья и продовольствия;
· доходы от сельского хозяйства.
2. Нетрадиционные:
· энтузиазм трудящихся (стахановское движение);
· конфискационное налогообложение частных предпринимателей;
· ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);
· труд заключённых (система ГУЛАГа).
Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая "непрерывка" – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.
Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом ("Второе Баку"), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.
1. С каких объектов началась национализация в советской России?
2. Что такое продразверстка?
3. Какие факторы обусловили переход к политике военного коммунизма?
Cтраница 1
Государственное социалистическое предприятие представляет собой / первичную, самостоятельную производственно-хозяйственную единицу социалистической промышленности, непосредственно осуществляющую производство и реализацию промышленной продукции.
Государственные социалистические предприятия широко пользуются в СССР банковским кредитом. Он предоставляется предприятию, состоящему на хозрасчете, имеющему самостоятельный баланс и собственные оборотные средства.
Как государственное социалистическое предприятие НГДУ функционирует в соответствии с принципами хозяйственного расчета, имеет баланс, является титулодержа-телем (имеет титульный список капитального строительства) и юридическим лицом.
Как государственное социалистическое предприятие НГДУ по собственной инициативе может вступать в хозяйственные взаимоотношения с любым предприятием страны, не только государственным, но и кооперативным.
Финансы государственных социалистических предприятий выражают денежные отношения, складывающиеся в сфере материального производства и связанные с воспроизводством основных и оборотных фондов, планомерным образованием, распределением и использованием доходов и ресурсов хозяйственных организаций в интересах общества при минимальных затратах.
Финансы государственных социалистических предприятий призваны в первую очередь обеспечить планомерно и полностью денежными ресурсами процесс добычи и изготовления продукции и ее сбыта, кругооборот средств хозяйственной организации и расширенное воспроизводство основных и оборотных средств. Наряду с этим они выполняют важную роль в распределении и перераспределении стоимости общественного продукта, денежных доходов и накоплений в масштабах предприятия, отрасли, народного хозяйства и государства. В этом заключается распределительная функция советских финансов.
Финансовый план государственного социалистического предприятия или объединения определяет все его расходы, доходы, накопления, взаимоотношения с бюджетом и по долгосрочному кредиту с банком. Он органически связан с производственными заданиями и является частью техпромфинплана.
Основным звеном народного хозяйства СССР является государственное социалистическое предприятие. В нефтяной промышленности предприятия подчиняются Министерству нефтяной промышленности через объединения либо непосредственно. В системе нефтяной промышленности в основном действует трехзвенная структура управления: министерство - объединение - предприятие. В соответствии со спецификой производственного процесса организуются геологоразведочные, буровые, нефтегазодобывающие и другие предприятия, входящие в состав объединения.
Основным звеном народного хозяйства СССР является государственное социалистическое предприятие.
Совхозы были созданы по инициативе В. И. Ленина как государственные социалистические предприятия в сельском хозяй - стве. Они призваны были показать преимущества крупного социалистического хозяйства перед мелким единоличным крестьянским хозяйством, стать примером для окружающего крестьянства.
Совхозы были созданы по инициативе В. И. Ленина как государственные социалистические предприятия в сельском хозяйстве. Они призваны были показать преимущества крупного социалистического хозяйства перед мелким единоличным крестьянским хозяйством, стать примером для окружающего крестьянства.
НГДУ функционирует в соответствии с Положением о государственном социалистическом предприятии, утвержденным Советом Министров СССР. Его деятельность направляется Государственным планом и регламентируется различными инструкциями, положениями органов государственного управления и вышестоящих органов хозяйственного управления.
Другой стороной трудового договора выступают, как правило, государственные социалистические предприятия (учреждения, организации), пользующиеся правами юридического лица. Однако на практике право выступать стороной в трудовом договоре признается и за такими государственными учреждениями, которые хотя формально не являются юридическими лицами, но наделены правом самостоятельного приема на работу, имеют свой обособленный фонд заработной платы, свой отдельный расчетный счет в банке и находятся на самостоятельном балансе.
Разработку нефтегазовых месторождений осуществляет нефтегазодобывающее управление (НГДУ) - государственное социалистическое предприятие. Оно выполняет следующие функции: разбуривание месторождения (через подрядную организацию - управление буровых работ); промысловое обустройство (частично силами подрядных организаций и частично собственными силами); собственно процесс разработки, связанный с извлечением нефти и газа из залежи и поддержанием пластового давления; эксплуатацию всех закрепленных за ним основных фондов, ремонт которых оно осуществляет собственными силами и силами подрядных ремонтных организаций; сбор, подготовку до определенных качественных показателей нефти и газа и сдачу (реализацию) их.
Переход к планированию и оценке деятельности по показателям производственного объединения, наделенного правами государственного социалистического предприятия, потребовал полной перестройки в нем системы внутрихозяйственного расчета.
Теоретическое обоснование и отражение экономической системы, сложившейся в СССР, а затем и в других странах Европы и Азии, где установился коммунистический режим, официально именовалось марксистско-ленинской концепцией социализма (в СССР и его европейских сателлитах с 30-х по начало 50-х гг. «марксистско-ленинская» заменялась на «ленинско-сталинскую», а в послевоенном Китае - на «маоистскую») За пределами коммунистическою мира эта теория называлась концепцией государственного социализма.
Экономической основой социалистического общества была объявлена государственная собственность. На первых порах когда и странах, где пришли к власти коммунисты, еще существовала многоукладная экономика, а государстве рассматривалось как форма диктатуры пролетариата, государственная собственность истолковывалась как собственность рабочего класса Когда же многоукладность была практически ликвидирована, а государство объявлено выражающим интересы всего народа, государственная собственность была отождествлена с общенародной.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924), заложивший основы экономической теории государственного социализма, отвергал как противоречащую марксизму идею передачи собственности на фабрики и заводы коллективам работников этих предприятий. Неприемлемой была объявлена и «синдикализация» собственности, т е передача ее профсоюзам или любым другим объединениям производителей.
По Ленину, только государство становится верховным субъектом общественной собственности и потому неизбежно принимает на себя функции непосредственного управления экономикой. Будучи единым собственником, государство получает реальную возможность планомерной организации производства и распределения в масштабе страны. Такая планомерная организация означает в принципе устранение диспропорций в хозяйстве и недопущение их возникновения в будущем, максимально эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, возможность сосредоточения сил и средств на наиболее важных и перспективных участках.
Централизованное плановое управление устраняет стихию рынка с его конкуренцией, ликвидирует цикличность развития экономики и кризисы перепроизводства.
Поскольку на смену множеству частных собственников приходит единый собственник, купля-продажа устраняется. Товарно-денежные отношения сменяются плановым распределением благ. В.И.Ленин считал возможным существование товарно-денежных отношений в период перехода к социализму, когда сохраняются еще мелкие собственники - крестьяне и ремесленники, а также утерявшие господствующее положение капиталистические предприятия. При этом даже для этого периода, по мнению Ленина, предпочтительней был бы безденежный товарообмен как переходная форма от капиталистической торговли к социалистическому продуктообмену. Но для отсталой России, особенно в условиях разрухи, безденежный товарообмен он считал нереальным. Что касается отношений между отдельными объектами государственной собственности, то они, не будучи товарными по существу, сохраняют на некоторое время товарно-денежную форму. Деньги служат для учета и контроля движения ресурсов и произведенных продуктов. Некоторые российские экономисты марксистской школы шли дальше и предлагали в начале 20-х гг. отказаться от денежного учета и перейти к прямому учету в трудовых единицах, сокращенно - в «тредах».
В последний период своей жизни В.И.Ленин существенно изменил взгляд на социализм. Это касалось прежде всего отношения к кооперации производителей. Раньше он полностью разделял представления К. Маркса о производственной кооперации как переходной форме от капиталистического способа производства к социалистическому. Теперь Ленин объявляет кооперативную собственность социалистической, но лишь в том случае, если кооперативы существуют на земле, принадлежащей государству, и при господстве государственной собственности на основные средства производства.
Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин (1888-1938) также придерживался в 20-е гг. концепции бестоварного социализма, использования прямого продуктообмена. Однако в начале 30-х гг. он эволюционирует в сторону признания торговли при социализме. Поскольку в 1929-1933 гг. в деревне в СССР была осуществлена сплошная коллективизация, в стране сложились две формы собственности, признаваемые социалистическими: в городе преобладала государственная (кооперативная была здесь представлена объединениями ремесленников-кустарей), а на селе - кооперативная в виде колхозов (государственная здесь в форме совхозов играла вторую скрипку). Согласно Бухарину, рынок принципиально изменился. Торговля из инструмента связи между социалистической промышленностью и множеством индивидуальных крестьянских хозяйств превратилась в инструмент связи государственных и кооперативных единиц, направляемых в их развитии единой «организующей централизованной волей». Товарооборот перестал быть синонимом рыночной стихии.
В 30-х, 40-х и в начале 50-х гг. теоретическое обоснование государственного социализма, анализ его экономического механизма и перспектив дальнейшего развития были связаны с именем Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953), хотя в действительности многие сталинские положения были заимствованы им, в том числе и у политических противников, чьи труды были изъяты из обращения.
Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государственного социализма. Признавая кооперативную собственность социалистической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низкого уровня обобществления средств производства. Последовательно социалистической признавалась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистической неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предприятия объявляются государственной собственностью. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверждает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенародную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социализм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.
Товарно-денежное обращение Сталин связывает с наличием двух форм собственности. Внутри государственного сектора отношения между предприятиями лишь формально носят товарный облик. Эго - форма без содержания. Товарное производство есть производство на свободный рынок. Средства производства, изготовляемые государственными предприятиями, распределяются по плану. Рынок не диктует этим предприятиям ни цен, ни размеров выпуска, ни поставщиков сырья и полуфабрикатов. Поэтому эти средства производства товаром не являются, и закон стоимости здесь по существу не действует. К концу жизни Сталин склонился к выводу, что и в отношениях между государственными и кооперативными предприятиями можно и нужно отказаться от торговли и перейти к прямому продуктообмену. Торговля, по его мнению, препятствует слиянию двух форм собственности при социализме. Таким образом, с одной стороны, необходимость товарно-денежных отношений при социализме выводилась из наличия двух форм собственности, а с другой стороны, ликвидация этих отношений должна была предшествовать устранению дуализма собственности при социализме.
Регулятором производства при государственном социализме является не рынок, а жесткий всеохватывающий народнохозяйственный план. По Сталину, в социалистической экономике действует объективный, от воли и желания людей не зависящий закон планомерного, пропорционального развития хозяйства. Разрабатываемые государственной администрацией планы должны соответствовать требованиям этого закона, т.е. обеспечивать полную сбалансированность отраслей хозяйства, производственных нужд и ресурсов, выпуска продукции и каналов ее распределения, производства и потребления и т. п. Именно в централизованно устанавливаемой планомерности и пропорциональности виделось важнейшее экономическое преимущество государственного социализма.
Элемент стихийности, неподвластности плану допускался только в сфере распределения предметов личного потребления через торговлю.
Сталин внес своеобразный вклад в теорию спроса: закономерностью социализма он объявил постоянное превышение платежеспособного спроса населения над предложением потребительских товаров. Такое соотношение, утверждал он, будет стимулировать расширение производства, причем непосредственно, а не через механизм цен, поскольку цены при социализме устанавливаются в централизованном порядке и стабильны (государство с определенной периодичностью проводит общий пересмотр цен, как правило, в сторону снижения). Иными словами, дефицит потребительских благ провозглашался закономерной и притом положительной чертой социалистического общества.
Поскольку государственная собственность была объявлена собственностью всего рабочего класса, а впоследствии - всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция - достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содержание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, определяется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесообразности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государственного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.
В первые годы советской власти одни российские марксисты следовали утверждению Ф. Энгельса, что в социалистическом обществе распределение будет осуществляться только по количеству труда. Другие настаивали на уравнительном распределении как более справедливом. Ими был выдвинут лозунг: «Ударность в труде, уравнительность в потреблении». Но все они делали особый упор на моральные стимулы к труду. Исходя из практики, уже В.И. Ленин пришел к выводу о необходимости оплаты труда не только по его количеству, но и по качеству, т. е. с учетом квалификации работника, его индивидуального мастерства. Однако в концепции государственного социализма остался расчет на энтузиазм, на социалистическое соревнование (оно рассматривалось как эффективная замена конкуренции).
Проблема земельной ренты в теории государственного социализма неоднократно пересматривалась. Во второй половине 20-х гг. некоторые марксисты признавали существование при социализме абсолютной ренты. Они опирались на положение К. Маркса, что присвоение ренты есть форма реализации собственности на землю, причем это необязательно должна быть частная собственность. При государственной собственности на землю абсолютная рента присваивается государством. После выступления Сталина в 1929 г. против признания абсолютной ренты при социализме она была исключена из теории. Что касается дифференциальной ренты, то большинство экономистов в 20-е гг. признавало ее существование при социализме. В 30-е гг. официальной стала обратная точка зрения: поскольку рыночные отношения в сельском хозяйстве и в добывающих отраслях заменяются плановым началом, а ни колхозы, ни совхозы, ни горнодобывающие предприятия не являются собственниками земли, рентные отношения устраняются. Затем наступил новый поворот: отрицание дифференциальной ренты при социализме было признано ошибкой.
После смерти Сталина и критики культа его личности на XX съезде коммунистической партии Советского Союза некоторые элементы модели государственного социализма подверглись пересмотру. Сдвиги произошли главным образом в сторону признания большей роли товарных отношений. В этом отношении теория шла в ногу с экономической политикой: была разрешена продажа орудий производства колхозам, введены элементы оптовой торговли средствами производства. Прибыль признавалась стимулом для государственных предприятий. По существу, была «реабилитирована» норма прибыли (под именем нормы рентабельности) как показатель эффективности производства. Однако основные положения концепции государственного социализма остались неприкосновенными.
Становление государственного социализма в СССР
5 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП. Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной - летом 1917 г. В основе программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась, да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917-1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.
Экономическую политику октября 1917-лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными ее методами стали принуждение и насилие.
В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли. Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий.
Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г.
Весной-летом 1918 г. в ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне - нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий.
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.
С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, и устанавливался военный режим, целью которого было сосредоточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасение остатков хозяйственных связей.
Эта политика, полупившая позднее название политика «военного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий.
1) Для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме.
2) Национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия (оформилась так называемая система главкизма).
3) Вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря. Новая экономическая политика. С окончанием Гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства при помощи новой экономической политики. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу - вывести страну из разрухи и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи - построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение - разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования. В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.
Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа - поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец). Одновременно была проведена налоговая реформа и возрождена кредитно-банковская система.
Основные мероприятия новой экономической политики:
. построение отношений между городом и деревней на экономической основе;
. развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации;
. кооперирование населения;
. внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику;
. налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой;
. повышение образовательного и культурного уровней населения позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.
Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство - Союз Советских Социалистических республик.
На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново- Вознесенской электростанций. Началась прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.
Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов - одно из первых звеньев будущей административной системы. В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т. д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промышленность. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась, начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден. Первый пятилетний план охватывал 1928-1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народно-хозяйственного развитая и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов, и создание экономической базы для построения социалистического общества.
Одновременно приобрела определенность новая система управления, полупившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линииразукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.
Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.
Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.
Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множественности налогов и налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли. Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933-1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.
В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.
Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2-3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%. В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:
. развитие социалистического соревнования, прежде всегостахановского движения;
. рост производительности труда (на 63% за пятилетку);
. обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось
подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.
В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической независимости Советского Союза, который стал производить практически все виды промышленного оборудования.
Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда, функционирования машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.
Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы.
В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось